Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К лекции № 4





Семинар № 6. Высшие психические процессы

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

1.Память в системе психических процессов: определение, виды памяти, мнемонические процессы, структура памяти, индивидуальные особенности памяти.

2. Мышление: понятие и виды мышления, его функции и свойства; формы мышления и мыслительные операции.

3. Интеллект человека; определение и виды интеллекта; основные качества человеческого интеллекта; интеллект человека и интеллект ЭВМ.

4. Нарушения памяти.

5. Нарушения мышления.

 

Основные понятия: амнезия, апраксия, идентификация, мнемонические процессы, ригидность, суггестия, следы памяти, эйдетическая память, эффект Зейгарник.

Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала, а также забывание и узнавание. Указанные процессы выделяются не только на основании того, что это разные процессы по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по той причине, что у разных людей каждый из этих процессов может быть неодинаково развит. В связи с этим существуют несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них – деление памяти по времени хранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору, третье – по произвольности запоминания. В первом случае выделяют кратковременную, долговременную и оперативную память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, эмоциональной, словесно-логической и других видах памяти. Рассмотрите и дайте определение каждому виду и мнемоническим процессам, проследите взаимосвязанную работу кратковременной, оперативной и долговременной памяти с точки зрения индивидуальных особенностей. Расскажите о клинических исследованиях, связанных с нарушениями памяти.

Мышление принято считать высшим познавательным процессом. Его отличие от остальных психических процессов состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Оно представляет собой особого рода умственную и практическую деятельность, содержащую в себе мыслительные операции, формы и механизмы мышления. К мыслительным операциям относятся: сравнение, обобщение, абстрагирование, систематизация, конкретизация; к формам – понятия, суждения, умозаключения, представления, образы. Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза, которые выступают как две взаимосвязанные стороны мыслительного процесса, а также при помощи индукции и дедукции. Мышление представлено следующими видами: понятийное (логическое), образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Охарактеризуйте перечисленные понятия и рассмотрите концепции формирования мышления у детей.

Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт человечества. Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики. Осветите современные подходы к изучению интеллекта, основные качества человеческого интеллекта, его роль и значение. Попробуйте дать сравнительный анализ человеческого интеллекта и интеллекта ЭВМ: имеют ли они сходство между собой, и в чем их отличия.

Память – одна из самых уязвимых способностей человека, её многообразные нарушения очень распространены. Как отмечал Ларошфуко: «все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум». Нарушение эмоционального равновесия, чувство неуверенности и тревожности сейчас же сказываются на работе нашей памяти. Установлено, что давным-давно известные гормоны гипофиза могут служить стимуляторами памяти. «Короткие» цепочки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно улучшают кратковременную и долговременную память. Расскажите, какие виды нарушений памяти бывают, о клинических исследованиях, связанных с нарушениями памяти.

Психологи достаточно хорошо умеют определять формы и уровни расстройства мышления, степень его отклонения от нормы. При эйфории, повышенном настроении, увлеченности происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, «скачка идей». Непрерывно возникающие мысли заполняют наше сознание и потоком льются на окружающих. Противоположное качество – необоснованная «обстоятельность мышления». Оно становится вязким, малоподвижным, старательно и бесконечно описываются всякие мелочи, не имеющие значения детали и т.д. Охарактеризуйте виды нарушений мышления, для каких психических заболеваний они характерны.


Практические задания к семинару:

1) составление кроссворда;

2) задачи по теме (по материалам книги Сапоговой Е.Е. «Задачи по общей психологии»)*:

Задача 1. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1. Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память.

2. Представление, отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память.

Задача 2. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

A, B
A
A
A
A
B
B
B
B

1. а) воображение - б) образная память;

2. а) память - б) сознание;

3. а) память - б) забывание;

4. а) знание - б) память;

5. а) отражение - б) вспоминание;

6. а) воспоминание - б) узнавание;

7. а) кратковременная память - б) долговременная память.

Задача 3. Какие из перечисленных явлений относятся к памяти, а какие - к представлениям?

Опыт, узнавание, мечта, забывание, припоминание, сохранение, цель, воспроизведение образа, следы воздействия раздражителя, предвидение, творчество, опережающее отражение, грезы, воссоздание образа, воспоминание, запечатление информации, обобщенный чувственный образ, запоминание, иллюзия, фантазия, модель будущего, рассказ о прошлом, рассказ о будущем, идеал, гипотеза, воображение, галлюцинация, реминисценция, словесный портрет.

 

Задача 4. Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?

1. Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды.

2. В случае, если требуется на короткое время сохранить информацию, состоящую более чем из 4 элементов, мозг автоматически осуществляет их перегруппировку.

3. Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависит от важности запоминаемого материала.

4. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание.

5. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить.

6. Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем длительное его изучение.

7. Эпизодическая память состоит из всех структур, свойственных той или иной культуре и позволяющих организовать познание мира.

8. В отличие от пространственной и последовательной организации памяти ассоциативная и иерархическая организация ее обусловлена "внешними" факторами.

9. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых предметов.

10. Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет.

11. Процессы памяти не связаны с процессами мышления.

12. В оперативной памяти информация сохраняется на более длительный срок, чем в кратковременной памяти.

Задача 5. В каких случаях перечисленные образы становятся образами памяти, а в каких - воображения?


Опосредованный образ, трансформированный образ, художественный образ, образ-представление, синтезированный образ, образы-копии, типичный образ, музыкальные образы-представления, акцентированный образ, фантастический образ, сознательно реконструированный образ, ассоциативный образ, последовательный образ, гиперболизированный образ, образы сновидений, галлюцинаторные образы.

 

Задача 6. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Память - форма... действительности, заключающаяся в...,... и...... человеком данных своего опыта.

2. Различают три уровня памяти: сенсорную (или...),... и... память.

3.... память функционирует в течение четверти секунды.

4. Емкость и длительность... информации в долговременной памяти в принципе практически....

5. Чем более... становится информация в результате многократного повторения, тем выше вероятность того, что она... в памяти.

6. Процесс... осуществляется уже на этапе сенсорной памяти, след консолидируется на стадии... памяти и углубляется на стадии... памяти.

7.... память включает все те структуры, которые позволяют упорядочить познание мира.

Задача 7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Сенсорная память... а) действует на уровне рецепторов; б) сохраняет информацию в интервале меньше 1 с; в) лежит в основе зрительных образов; г) является генетически первичным видом памяти; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Кратковременная память... а) сохраняет информацию в пределах двух минут; б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов; в) позволяет долго помнить телефонный номер; г) короче оперативной; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Долговременная память... а) обладает ограниченной емкостью; б) обладает практически неограниченной длительностью; в) более развита у пожилых людей; г) обобщение образов и представлений; д) не связана с эмоциями; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

4. Принцип специфичности кодирования касается... а) контекста, в котором осуществляется кодирование; б) мотивации субъекта; в) времени повторений одного и того же материала; г) времени, необходимого для того, чтобы интегрировать материал; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Эффект Зейгарник состоит в том, что мы лучше помним какую-либо работу, если она... а) была сознательно прекращена; б) была доведена до конца; в) осталась незаконченной; г) привела к вознаграждению; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. Семантическая память - это такая память... а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования; б) которая состоит из структур, позволяющих организовать познание мира; в) в которой хранится информация, касающаяся жизненно важных событий; г) в которой хранится частная, "проходная" информация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.


7. Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря... а) пространственной организации информации; б) последовательной организации информации; в) ассоциативной организации информации; г) иерархической организации информации; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

8. Когда мы забываем о назначенном свидании, это обусловлено... а) торможением; б) активным забыванием; в) мотивированным забыванием; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

9. Память... а) всегда играет положительную роль в процессах мышления; б) может вызывать некоторую функциональную ригидность; в) всегда облегчает решение задачи; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

10. Память обслуживает, по преимуществу... а) настоящее; б) прошлое; в) будущее; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

 

Задача 8. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

1. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЦЕЛЬ

Запоминание:... (обучение, опыт, мотив, информирование, способность)

2. Образец: ПСИХИКА: ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

Память:... (воспроизведение, сознание, отражение, сохранение)

 

Задача 9. Индивидуальные различия памяти находят свое выражение, в частности, в том, что некоторые люди более продуктивно сохраняет образный материал, другие - словесный, а третьи в равной степени запоминают и тот, и другой. Определите в приведенном списке, где речь идет о наглядно-образном, словесно-логическом (-абстрактном) и промежуточном типах памяти.

Сталевары помнят множество оттенков красного цвета; математик легко запомнит информацию, сжатую в формулы; продавец помнит цены и вид продукта определенного веса; студент на экзамене помнит, что нужный ему материал был напечатан на странице слева внизу; закройщик помнит лекала распространенных фасонов и легко опознает их по рассказу заказчика; живописец помнит сочетания цветов заката в Гималаях, который он наблюдал в молодости; жители северных районов помнят разные "цвета белого снега"; музыкант по слуху может наиграть любую мелодию; пожилой учитель помнит в лицо учащихся многих своих выпусков; учитель-литератор знает на память огромное количество стихотворений; полиглот свободно владеет 12 языками; читатель, случайно захлопнувший книгу, легко находит место, на котором остановился; приехав вторично в малознакомый город, человек представляет себе дорогу к нужному месту.

 

Задача 10. Определите, в каких из перечисленных обстоятельствах память работает лучше или хуже.

Когда мы стареем; когда мы хотим показать себя с лучшей стороны; когда мы поглощены интересной работой; когда нас торопят; когда на нас давят обстоятельства; когда возникают отвлекающие факторы; когда нас перебивают; когда нас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев и т.д.); когда мы погружены в размышления; когда мы устали или хотим спать; когда мы находимся в привычной обстановке; когда мы действуем на "автопилоте"; когда мы не понимаем смысла воспринимаемой информации; когда мы действуем в направлении сознательно поставленной цели; когда мы находимся в стрессе; когда мы пребываем в депрессии; когда мы слишком тревожны; когда мы находимся в условиях дефицита времени.

 

Задача 11. Проанализируйте следующие тексты. Что в них правильно, что спорно, что неверно и почему? Какие теоретические концепции стоят за этими мнениями?

1. Мы не привыкли считать память социальным актом. Прежние психологи описывали память непосредственно после ощущения и восприятия. Память считалась индивидуальным актом. Бергсон допускает, что отдельный человек обладает памятью. Я так не считаю. Один человек не обладает памятью и в ней не нуждается. Для изолированного человека воспоминание бесполезно, и Робинзону совсем ни к чему вести дневник на своем острове. Если же он все-таки ведет его, то только потому, что он надеется вернуться к людям. Память - это в первую очередь социальная функция.

2. Процесс памяти сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов. Свидетельством этому является известный житейский прием завязывания узелка на память.

3. Запоминание - процесс, подчиненный принципу целостности, первичности целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.

Задача 12. Анализируя следующие высказывания, объясните взаимосвязь памяти и других психических функций.

1. Народная мудрость гласит: пустая голова не думает.

2. Богатство памяти - мера освоения материальной и духовной реальности.

3. Хорошая память - основа обучения.

4. Чем человек умней, тем лучше его память.

5. Богатый запас слов - показатель хорошей памяти и хорошего ума.

6. Любая научная работа делает память лучше.

7. Если человек утрачивает память, он теряет ум.

8. Без памяти человек перестает быть личностью.

9. Благодаря памяти человек становится человеком.

10. Если есть хорошая память, можно удовольствоваться весьма средним интеллектом.

Задача 13. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Сознание поднимается до уровня мышления, в процессе которого обобщение осуществляется как осознание и выделение... связей вещей.

2. Мышление дает знания о... свойствах, связях и отношениях... реальности, осуществляет в процессе познания переход "от явления к...".

3. Опосредствованный и... характер мышления обеспечивает познание человеком не только явлений, но и их....

4. Мыслящее созерцание есть осознание единичного в форме....

5. Мысль обретает в... необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится доступной для других людей и для нас самих.

6. Сущность мышления состоит в установлении...-... связей и отношений между предметами и явлениями.

7. Теоретическое мышление - это оперирование знаниями, выраженными в...,... и....

8. Отличительная особенность...-... мышления - непосредственная связь

9. с восприятием мыслящим человеком.......

10. Деятельность практического мышления направлена на разрешение... задач, а функционирование теоретического мышления связано с поиском.......

11. Интуитивное мышление носит свернутый, в основном... характер и означает акт одномоментного "..." структуры ситуации или задачи.

Задача 14. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

A, B
A
A
A
A
B
B
B
B

1. а) психика - б) мышление;

2. а) познание - б) отражение;

3. а) знание - б) суждение;

4. а) умозаключение - б) понятие;

5. а) восприятие - б) мышление;

6. а) суждение - б) понятие;

7. а) сознание - б) мышление;

8. а) мысль - б) информация.

Задача 15. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

1. Образец: ВОСПРИЯТИЕ: ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Понятие:... (обобщенное отражение, информация, психика, мысль)

2. Образец: ОЩУЩЕНИЕ: ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ

Понятие:... (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс)

3. Образец: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: АКТИВНОЕ ОТРАЖЕНИЕ

Мышление:... (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение)

 

Задача 16. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1. Сознание, понятие, отражение, абстрактное мышление, познание.

2. Психика, суждение, логическое познание, отражение, сознание.

Задача 17. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Допонятийное мышление в теории Ж. Пиаже характеризуется... а) эгоцентризмом; б) нечувствительностью к противоречию; в) синкретизмом; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2. Понятийное мышление проявляется в... а) оперировании единичными случаями; б) несогласованности объема и содержания; в) отсутствии представлений о сохранении количества; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

3. По форме различают следующие виды мышления: а) наглядно-действенное; б) теоретическое; в) интуитивное; г) дискурсивное; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Наглядно-образное мышление связано с... а) оперированием понятиями; б) рефлексией; в) оперированием суждениями; г) оперированием представлениями; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Понятие - это важнейший элемент... а) восприятия; б) мышления; в) памяти; г) речи; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. С развитием понятий идет и становление... а) анализа; б) синтеза; в) сравнения; г) обобщения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. В концепции Л. С. Выготского мышление и речь... а) абсолютно тождественны; б) имеют разные генетические корни; в) являются независимыми друг от друга функциями; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

8. Интуиция - это... а) скачок в познании; б) озарение; в) прогноз; г) антиципация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

9. Чувственная ступень познания нуждается в дополнении рациональной, потому что... а) сущность предметов и явлений не совпадает с их воспринимаемым обликом; б) сложные явления действительности недоступны восприятию; в) восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

10. Движущей силой формирования понятийного мышления является... а) игра; б) практическая деятельность; в) функционирование доминанты; г) обучение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задача 18. Наиболее распространенное деление стилей мышления - деление на "теоретиков" (или, в близкой типологии В. Оствальда, "классиков") и "эмпириков" ("романтиков"). Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о "теоретиках", а где - об "эмпириках".

1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа.

2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения.

3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении.

4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими.

5. Их сильная сторона - аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность.

6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами.

7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других.

8. Когда в материале есть "белое пятно", они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию.

9. Слабость их - в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям.

10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.

Задача 19. Какие из перечисленных слов характеризуют индивидуально-типологические особенности мышления?

Самостоятельность, критичность, умеренность, вязкость, дивергентность, подвижность, зрелость, эмоциональность, инертность, креативность, стереотипность, темпераментность, отчетливость, образность, практичность, интровертированность, глубина мысли, гибкость, пытливость ума, быстрота мысли, системность, операциональность, дополнительность, достоверность, логичность, интуитивность, инструментальность, обязательность, механистичность, уверенность, смелость, оригинальность.

Задача 20. Определите, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, укажите на их особенности.

1. Видя идущий из трубы дым, мы можем сказать, что в доме топится печь, хотя этой печи не видим. Видя покореженную машину, мы можем сделать вывод, что она попала в аварию, хотя не были свидетелями этой аварии. Более того, мы можем многое сказать о том, что и как произошло во время аварии, хотя всего этого тоже не видели. Воспринимая одно (дым, покореженную машину), мы через посредство имеющихся у нас знаний делаем выводы о другом (о топке печи, об аварии).

2. Удивление перед тайной является само по себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и, быть может, целью всего нашего познания, а именно - посредством наибольшего знания достигнуть подлинного незнания, вместо того чтобы позволить бытию исчезнуть в абсолютизации замкнутого в себе предмета познания. (К. Ясперс)

3. - Где Италия? - спрашивал ее Лихонин.

- Вот он. Сапог, - говорила Любка и торжествующе тыкала в Апеннинский полуостров.

- Швеция и Норвегия?

- Это собака, которая прыгает с крыши.

- Балтийское море?

- Вдова стоит на коленях.

- Черное море?

- Башмак.

- Испания?

- Толстяк в фуражке. (А. И. Куприн)

4. - Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. - Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

Буратино хитро подмигнул:

- Врете, ни одного...

- Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

- Два.

- Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился, - так здорово подумал.

- Два...

- Почему?

- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

- У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка. - Займемся диктантом. (А. Толстой)

5. Школьникам была предложена задача: уравновесить свечу на чашке весов так, чтобы это равновесие через некоторое время само собой нарушилось. Предлагался целый ряд предметов, в том числе и коробка спичек. Дети долго и безуспешно пытались найти решение. И только подсказка учителя помогла делу.

6. В ответ на шутку друзей, заявлявших, что открытие Америки было, по сути дела, не такой уж трудной задачей, поскольку от Колумба требовалось только одно - держать курс все время на запад, он предложил им поставить яйцо на попа. Друзья взялись за дело, но, несмотря на все их усилия, яйцо неизменно валилось набок. Тогда Колумб взял яйцо, слегка расплющил с одного конца и поставил. Друзья, естественно, запротестовали, полагая, что яйцо разбивать нельзя, установив, таким образом, пределы решения проблемы, которых фактически не существовало. Но ведь они также считали безрассудством, взяв курс на запад, придерживаться его в течение всего плавания. (Э. де Боно).

 

Задача 21. Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.

1. Мышление - процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта.

2. Мышление - это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании.

3. Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

4. Мышление - это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.

5. Мышление - это процесс переработки информации.

6. Мысль - это биотоки мозга.

7. История мысли = история языка.

Задача 22. Проанализируйте приведенные высказывания. С какими из них вы согласны, с какими - нет и почему?

1. Мысль о вещи есть отражение вещи, но не просто отражение, а такое, которое, будучи обработано средствами абстрактного мышления, пройдя через чистилище опыта, вновь возвращается к этой вещи, но уже дает ее в расчлененном и обобщенном виде. (А. Г. Спиркин)

2. Мышление есть процесс чистой активности сознания.

3. Мышление есть проявление особой духовной способности человека.

4. Все мысли и действия нашей души вытекают из ее собственной сущности и не могут ей быть сообщены чувствами. (Г. В. Лейбниц)

5. Разум и постигаемое разумом - одно и то же. (Гегель)

6. С помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. (В. С. Кузин)

7. Мышление есть поведение, двигательная активность, совершенно такая же, как игра в теннис, гольф или другая форма мускульного усилия.

Задача 23. Одинаковы ли по значению и употреблению перечисленные ниже термины?

Интеллект, мышление, разум, рассудок, менталитет, знание, ум, мудрость, образованность, информация, интеллигентность, понимание, осведомленность, эрудиция.

Список основной литературы:

1. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии: учебник / 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 606с.

2. Общая психология: учебник для вузов в 7 т. / под ред. Б. С. Братуся; Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. общ. психологии. - Москва: Академия, 2010.

3. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: [учеб. пособие для вузов] / Д. М. Рамендик. - М.: Форум, 2009. - 303 с.

4. Столяренко, А. М. Психология и педагогика [Текст]: учебник / А. М. Столяренко. - 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 543с.

5. Тихомиров, О. К. Психология мышления: [учеб. пособие по направлению и специальностям психологии] / О. К. Тихомиров. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. – 287с.

Список дополнительной литературы:

1. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст]: монография / П.П. Блонский. - СПб.: ПИТЕР, 2001. - 288с.

2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию.Курс лекций [Текст]: учеб.пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо: Юрайт, 2002. - 334с.

3. Зейгарник, Б. В. Психология личности: норма и паталогия [Текст]: избр.психол.тр. / Б.В. Зейгарник; под ред. М.Р.Гинзбурга. - М.: Ин-т практ.психологии; Воронеж: НПО"МОДЭК", 1998. - 347с.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учеб. пособие / А. Н. Леонтьев. - [2-е изд., стереотип]. - М.: Смысл: Академия, 2005. - 346с.

5. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб.пособие / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А.Леонтьева, Е.Е.Соколовой. - М.: Смысл, 2001. - 511с.

6. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб. пособие / А.Р. Лурия. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 319с.

7. Петровский, А. В. Психология [Текст]: учебник / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 3-е изд.,стереотип. - М.: Издат.центр "Академия", 2002. - 351с.

8. Сапогова, Е.Е. Задачи по общей психологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 448с.*

9. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология [Текст]: пер. с англ. / Р.Л. Солсо. - М.: Тривола, 2002. - 598с.







Date: 2015-10-19; view: 5728; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.058 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию