Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика коммуникативного процесса
Общение (коммуникативный процесс): − важнейшее условие присвоения человеком достижений исторического развития человечества во всей системе социальных связей. − процесс взаимодействия двух и более людей, направленный на взаимное познание, установление и развитие отношений друг с другом, а также на регуляцию совместной деятельности; Для специалистов социономической группы (работающих с людьми) общение является наиболее важной составляющей их профессиональной компетентности. Функции общения: · информационно - коммуникативная; · регуляционно – коммуникативная; · аффективно- коммуникативная. Структура коммуникативного процесса: В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: − коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; − интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми; − перцептивная сторона общения – в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения: Коммуникация (лат. «communicatio» буквально означает «общее» или «разделяемое всеми») – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Представляет собой обменмежду людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.При этом люди являются активными субъектами (S-S) взаимодействия. Этот обмен информации представляется собой не однонаправленный процесс, а обратный (обратная связь). В этом процессе информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается и хранится. При передачи информации учитываются не только мотивы, цели, потребности, установки самого говорящего (коммуникатора), но и того, кто ее принимает (реципиент). Передаваемая информация должна иметь смысл, как для коммуникатора, так и для реципиента. Эффективностью передачи информации служит единая система кодирования и декодирования (система знаков), т.е. люди должны говорить на одном языке. Это является главным условием понимания людьми друг друга. Цели коммуникаций: − обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления; − совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией; − создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий; − регулирование и рационализация информационных потоков. Виды коммуникации: · межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения; · коммуникации на основе письменного обмена информацией. Межличностные коммуникации (Д. Ольшанский) делятся на: · формальные или официальные - определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам; · неформальные коммуникации - не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации. Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:
Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на: · восходящие - информация передается снизу вверх. Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность; · нисходящие - осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками. Различают вербальные и невербальные межличностные коммуникации. Вербальная коммуникация может быть представлена как в устном, так и письменном виде, при этом выбор метода коммуникации зависит от характера передаваемой информации. Устная коммуникация является наиболее эффективной с точки зрения привлечения и сохранения внимания получателя информации, а также получения обратной связи. В то же время она не позволяет отправителю послания в полной мере контролировать его содержание, сопряжена со значительным уровнем помех в системе. Письменная коммуникация обеспечивает более высокую степень чистоты передачи информации и позволяет сохранить ее в неизменном виде в течение неопределенного времени, а также дает возможность получателю информации уточнять ее неограниченное число раз. Невербальная коммуникация – взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации. Невербальные сообщениямогут быть закодированы посредством:
· определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (то есть того пространства, которое индивид может контролировать или изменять). Интерактивная сторона общения: Предполагает межличностное взаимодействие. Коммуникативный процесс зарождается в совместной деятельности, где происходит не только обмен информацией (знаниями, идеями), но и действиями. В процессе совершения какой-либо деятельности происходит взаимодействие между людьми. В результате этого взаимодействия участники общения изменяются. Типы взаимодействия: · кооперация – предполагает согласие, приспособление, упорядочивание, комбинирование сил. Т.е. представляет собой элемент совместной деятельности, где каждый из участников привносит свой личный вклад в эту деятельность. · конкуренция – предполагает конфликт, аппозицию. Здесь концентрация внимания происходит на конфликте, который может осознаваться или неосознаваться участниками, а также при каких условиях этот конфликт возникает. Перцептивная сторона общения: Предполагает процесс восприятия и познания людьми друг друга. В результате этого происходит формирование представления о физических характеристиках объекта; о его поведении, намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках; дает представление об отношениях, которые связывают одного человека с другим; селективность (избирательность), связанное с целями познающего субъекта, его прошлым опытом. Новое впечатление о человеке формируется на основе ранее сложившихся впечатлениях о нем, что, в свою очередь, может быть основой для проекции и стериопизации. Другими словами, восприятие одного человека другим предполагает, прежде всего, восприятие его внешности, которая соотносится с его личностными характеристиками и на основе этого происходит его интерпретация. Механизмы межличностного восприятия: · идентификация – отождествление себя с другим, уподобление себя другому, ставить себя на место другого, чтобы понять, что он чувствует. · эмпатия – стремление эмоционально откликнуться на проблему другого, вчувствоваться, прочувствовать проблему другого при этом сохраняя собственное «Я». · рефлексия – осознание того, как другой будет воспринимать и понимать меня. В этом случае происходит не только знание и понимание другого, но и знание того, как другой будет понимать меня. Содержание и эффекты межличностного восприятия: · каузальная атрибуция – объяснение причин поведения другого человека путем приписывания ему мыслей, чувств, намерений, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает именно в тот момент, когда есть дефицит информации о другом человеке, поэтому происходит замена приписываемым. · эффект ореола или «галоэффект» - новая информация полученная о знакомом человеке накладывается на уже имеющееся. Это впечатление распространяется на все, что делает человек и мешает видеть реальные черты человека. · эффект новизны и первичности: новизны – полученная последняя информация о знакомом человеке является более значимой. первичности – информация поступающая о незнакомом человеке. Стереотипизация – ложность, неточность представления о человеке. Стереотип – устойчивый образ о явлении или человеке, возникающий на основе ограниченности прошлого опыта и недостаточности информации.
Date: 2015-10-19; view: 1832; Нарушение авторских прав |