Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика коммуникативного процесса





Общение (коммуникативный процесс):

− важнейшее условие присвоения человеком достижений исторического развития человечества во всей системе социальных связей.

− процесс взаимодействия двух и более людей, направленный на взаимное познание, установление и развитие отношений друг с другом, а также на регуляцию совместной деятельности;

Для специалистов социономической группы (работающих с людьми) общение является наиболее важной составляющей их профессиональной компетентности.

Функции общения:

· информационно - коммуникативная;

· регуляционно – коммуникативная;

· аффективно- коммуникативная.

Структура коммуникативного процесса:

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

− коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

− интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми;

− перцептивная сторона общения – в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения:

Коммуникация (лат. «communicatio» буквально означает «общее» или «разделяемое всеми») – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Представляет собой обменмежду людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.При этом люди являются активными субъектами (S-S) взаимодействия. Этот обмен информации представляется собой не однонаправленный процесс, а обратный (обратная связь). В этом процессе информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается и хранится. При передачи информации учитываются не только мотивы, цели, потребности, установки самого говорящего (коммуникатора), но и того, кто ее принимает (реципиент). Передаваемая информация должна иметь смысл, как для коммуникатора, так и для реципиента. Эффективностью передачи информации служит единая система кодирования и декодирования (система знаков), т.е. люди должны говорить на одном языке. Это является главным условием понимания людьми друг друга.

Цели коммуникаций:

− обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления;

− совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;

− создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;

− регулирование и рационализация информационных потоков.

Виды коммуникации:

· межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;

· коммуникации на основе письменного обмена информацией.

Межличностные коммуникации (Д. Ольшанский) делятся на:

· формальные или официальные - определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;

· неформальные коммуникации - не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

  • вертикальные – информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;
  • горизонтальные – между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:

· восходящие - информация передается снизу вверх. Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

· нисходящие - осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

Различают вербальные и невербальные межличностные коммуникации.

Вербальная коммуникация может быть представлена как в устном, так и письменном виде, при этом выбор метода коммуникации зависит от характера передаваемой информации. Устная коммуникация является наиболее эффективной с точки зрения привлечения и сохранения внимания получателя информации, а также получения обратной связи. В то же время она не позволяет отправителю послания в полной мере контролировать его содержание, сопряжена со значительным уровнем помех в системе.

Письменная коммуникация обеспечивает более высокую степень чистоты передачи информации и позволяет сохранить ее в неизменном виде в течение неопределенного времени, а также дает возможность получателю информации уточнять ее неограниченное число раз.

Невербальная коммуникация – взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации. Невербальные сообщениямогут быть закодированы посредством:

  • выразительных движений тела - экспрессивное поведение личности (мимика, жесты, позы);
  • звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность);

· определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (то есть того пространства, которое индивид может контролировать или изменять).

Интерактивная сторона общения:

Предполагает межличностное взаимодействие. Коммуникативный процесс зарождается в совместной деятельности, где происходит не только обмен информацией (знаниями, идеями), но и действиями. В процессе совершения какой-либо деятельности происходит взаимодействие между людьми. В результате этого взаимодействия участники общения изменяются.

Типы взаимодействия:

· кооперация – предполагает согласие, приспособление, упорядочивание, комбинирование сил. Т.е. представляет собой элемент совместной деятельности, где каждый из участников привносит свой личный вклад в эту деятельность.

· конкуренция – предполагает конфликт, аппозицию. Здесь концентрация внимания происходит на конфликте, который может осознаваться или неосознаваться участниками, а также при каких условиях этот конфликт возникает.

Перцептивная сторона общения:

Предполагает процесс восприятия и познания людьми друг друга. В результате этого происходит формирование представления о физических характеристиках объекта; о его поведении, намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках; дает представление об отношениях, которые связывают одного человека с другим; селективность (избирательность), связанное с целями познающего субъекта, его прошлым опытом.

Новое впечатление о человеке формируется на основе ранее сложившихся впечатлениях о нем, что, в свою очередь, может быть основой для проекции и стериопизации. Другими словами, восприятие одного человека другим предполагает, прежде всего, восприятие его внешности, которая соотносится с его личностными характеристиками и на основе этого происходит его интерпретация.

Механизмы межличностного восприятия:

· идентификация – отождествление себя с другим, уподобление себя другому, ставить себя на место другого, чтобы понять, что он чувствует.

· эмпатия – стремление эмоционально откликнуться на проблему другого, вчувствоваться, прочувствовать проблему другого при этом сохраняя собственное «Я».

· рефлексия – осознание того, как другой будет воспринимать и понимать меня. В этом случае происходит не только знание и понимание другого, но и знание того, как другой будет понимать меня.

Содержание и эффекты межличностного восприятия:

· каузальная атрибуция – объяснение причин поведения другого человека путем приписывания ему мыслей, чувств, намерений, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает именно в тот момент, когда есть дефицит информации о другом человеке, поэтому происходит замена приписываемым.

· эффект ореола или «галоэффект» - новая информация полученная о знакомом человеке накладывается на уже имеющееся. Это впечатление распространяется на все, что делает человек и мешает видеть реальные черты человека.

· эффект новизны и первичности:

новизны – полученная последняя информация о знакомом человеке является более значимой.

первичности – информация поступающая о незнакомом человеке.

Стереотипизация – ложность, неточность представления о человеке. Стереотип – устойчивый образ о явлении или человеке, возникающий на основе ограниченности прошлого опыта и недостаточности информации.

 

 

Date: 2015-10-19; view: 1776; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию