Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные стили делового общения менеджера и их влияние на результаты взаимодействия





Стиль делового общения рассматривается в качестве наиболее существенного фактора, определяющего эффективность профессиональной деятельности менеджера и влияющего на выбор способов построения отношений с другими людьми. Под стилем делового общения понимается совокупность приемов и методов, применяемых с целью оказания воздействия на людей.

Деловое общение в основном осуществляются в рамках двух систем: авторитарной (от лат. authority – власть, влияние) и личностно-развивающей (гуманистической).

В авторитарной системе взаимодействия доминирует цель (результат) деятельности, а не личность партнера. Поэтому отношения между участниками коммуникативного процесса являются строго субординационными (однонаправленными): в их основе лежит принуждение, приказ, подчинение, подавление, которые реализуются с помощью таких неконструктивных средств воздействия, как запреты и наказание. Конечно, такое взаимодействие приводит к конфронтации (резкому противопоставлению) участников коммуникативного процесса, в результате чего у сотрудников пропадает желание качественно и продуктивно трудиться, появляются неприязнь к руководителю и т.п.

Авторитарный стиль связан с такой коммуникативной позицией менеджера, как «пристройка сверху» (давление).

При реализации личностно-ориентированного общения приоритетом является личность партнера, выступающая реальной ценностьюпрофессионального кредо руководителя. Практическое воплощение этой ценности связано с демократическим стилем общения, порождающим атмосферу искренности, сочувствия, поддержки, а значит, и творческого самораскрытия. Коммуникативная позиция менеджера при этом проявляется в «пристройке рядом» (сотрудничество в общении)

Авторитарной системе взаимодействия соответствует общение посредством оказания давления, а личностно-развивающей – диалоговое (партнерское.

Главное при авторитарном общении – информирование и контроль со стороны руководителя.

Диалоговое общение ориентирует на организацию взаимодействия с участниками коммуникативного процесса, а также на признание в партнере субъекта профессиональной деятельности и общения, сознающего свои потребности и готового к самостоятельной деятельности. Для диалогового общения характерна внутренняя установка на равенство с другими людьми, на признание ценности личности каждого участника коммуникативногопроцесса и его права иметь свое индивидуальное мнение, свои чувства и переживания, свою собственную позицию. Внешне эта установка проявляется в уважении к мнению других людей, независимо от их статуса, в готовности услышать это мнение, в ориентации на интересы партнеров.

В приведенной ниже таблице представлены основные принципы и приемы, характеризующие монологическое и диалоговое общение в обучении и отражающие ключевые различия между ними.

 

Различия авторитарного и диалогичного общения

Критерии сравнения Авторитарное общение Диалоговое общение
Характер отношений Статусное доминирование и субъект-объектные отношения Личностное равенство и субъект-субъектные отношения
Позиция преподавателя в общении Эгоцентризм, сосредоточенность на собственных потребностях и целях Концентрация не только на своих потребностях и целях, но и на интересах других людей
Приемы воздействия Принуждение посредством скрытого манипулирования или открытой агрессии, догматизм, надличностная трансляция норм, подлежащих безоговорочному копированию и исполнению Свобода дискуссии, передача норм и знаний как лично пережитого опыта, требующего индивидуального осмысления
Принципы воздействия Однообразие и стереотипность методов и приемов воздействия, преобладание дисциплинарных приемов воздействия Стремление к творческому, личностному и профессиональному росту, импровизационное экспериментирование, преобладание приемов, организующих самостоятельную деятельность сотрудников
Критерии оценок Субъективизм и жесткая поляризация оценок, узкий спектр критериев оценок Стремление к объективному контролю результатов деятельности сотрудников, индивидуальному подходу и учету полимотивированности их поступков
Подход преподавателя к общению Функционально-деловой и ситуативный подход при взаимодействии Личностный подход в общении

Диалоговое общение

Диалог — способ познания себя и окружающей дейст­вительности в условиях субъектно-смыслового общения. В рамках этой технологии передается разнообразная ин­формация как по существу разговора, так и о собеседни­ках, их внутреннем мире и уровне коммуникативной и диалоговой культуры. В диалоге личность транслирует себя, свою уникальность и самобытность при условии адекватной самооценки, способности к полноценной са­мореализации, умение определять смысл явлений и пред­метов, быть критичным и т. п.


 

К характерным особенностям диалога относятся:

  • объективная проблемность;
  • субъективно переживаемая ситуация поиска смысла;
  • отношения общности между участниками диалога;
  • особое отношение к другому, децентрация;
  • незавершенность результата, стимулирующая мыс­лительную активность
  • и т. д.

Диалог предполагает «тонкую», серьезную работу с разного рода информацией. Причем этот процесс должен опира­ться на широкий обмен имеющимися знаниями, зна­комство со сведениями всех (или многих) участников, сосуществование разнообразных мнений по одной проблеме, поощрение разных подходов к одной и той же проблеме, возможность высказывать критические заме­чания, стимулирование поиска группового консенсуса и т. п

Диалоговая технология включает последовательность этапов, которые позволяют реализовать главные задачи: глу­бокий анализ проблемы, понимание ее ценностно-смысло­вого содержания, развитие диалоговой культуры.

1-й этап — вводный. Его главные характеристики — соз­дание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации, сти­мулирование ситуации интереса к проблеме.

2-й этап — основной. Диалог в разных модификациях:

· обсуждение вопросов в группах;

· выступление участника перед группой с заранее подготовленным сообще­нием;

· система вопросов (открытых, дивергентных, оценочных и др.), не предполагающих однозначных отве­тов;

· формулировка проблемы, глубокий анализ и размышление над проблемой;

· вычленение «точек удив­ления» (С. Ю. Курганов);

· привлечение разнообразных источников информации;

· осмысление позиций;

· аргу­ментированные выступления оппонентов;

· поиск путей решения проблемы и т. п.

3-й этап — итоговый, заключительный. Анализ и ос­мысление диалога с содержательной и процессуальной точек зрения. Рефлексия по поводу собственной работы. Выяснение успехов и неудач. Оценка психологической атмосферы во время работы, уровня реализации мысли­тельного потенциала. Определение возможных перспек­тив дальнейшей работы.

Разновидность диалога — дискуссия, определяемая как целенаправленный, упорядоченный обмен идеями, мне­ниями всех участников обсуждения проблемы ради поиска смысла (истины) (М. В. Кларин). Одним из важнейших от­личительных признаков дискуссии является самооргани­зация участников, то есть способность присутствующих доброжелательно выстраивать взаимные отношения как основу для углубленного и разностороннего обсуждения проблем.

По мнению М. В. Кларина, дискуссия должна иметь и такие признаки:

  • работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ве­дущих и участников;
  • направленность на достижение целей;
  • соответствующая организация места и времени рабо­ты;
  • общение как взаимодействие;
  • включение высказываний, выслушивания, неверба­льных выразительных средств и т. д.

Главная цель дискуссии — развитие коммуникатив­ной и дискуссионной культуры в процессе общения. Среди задач содержательного плана выделяются:

  • осознание и осмысление проблем и противоречий;
  • вы­явление имеющейся информации;
  • творческая перера­ботка знаний;
  • развитие умения аргументировать и обо­сновывать свою точку зрения;
  • включение знаний в но­вый контекст и т. п.

Задачи организационного плана можно сформулиро­вать следующим образом: использование в качестве основы взаимодействия правила и процедуры совместного поиска истины; реализация «ролевого веера» в группе; раз­витие умений коллективного поиска; формирование вре­менного и пространственного единства.







Date: 2015-10-19; view: 877; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию