Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные стили делового общения менеджера и их влияние на результаты взаимодействия
Стиль делового общения рассматривается в качестве наиболее существенного фактора, определяющего эффективность профессиональной деятельности менеджера и влияющего на выбор способов построения отношений с другими людьми. Под стилем делового общения понимается совокупность приемов и методов, применяемых с целью оказания воздействия на людей. Деловое общение в основном осуществляются в рамках двух систем: авторитарной (от лат. authority – власть, влияние) и личностно-развивающей (гуманистической). В авторитарной системе взаимодействия доминирует цель (результат) деятельности, а не личность партнера. Поэтому отношения между участниками коммуникативного процесса являются строго субординационными (однонаправленными): в их основе лежит принуждение, приказ, подчинение, подавление, которые реализуются с помощью таких неконструктивных средств воздействия, как запреты и наказание. Конечно, такое взаимодействие приводит к конфронтации (резкому противопоставлению) участников коммуникативного процесса, в результате чего у сотрудников пропадает желание качественно и продуктивно трудиться, появляются неприязнь к руководителю и т.п. Авторитарный стиль связан с такой коммуникативной позицией менеджера, как «пристройка сверху» (давление). При реализации личностно-ориентированного общения приоритетом является личность партнера, выступающая реальной ценностьюпрофессионального кредо руководителя. Практическое воплощение этой ценности связано с демократическим стилем общения, порождающим атмосферу искренности, сочувствия, поддержки, а значит, и творческого самораскрытия. Коммуникативная позиция менеджера при этом проявляется в «пристройке рядом» (сотрудничество в общении) Авторитарной системе взаимодействия соответствует общение посредством оказания давления, а личностно-развивающей – диалоговое (партнерское. Главное при авторитарном общении – информирование и контроль со стороны руководителя. Диалоговое общение ориентирует на организацию взаимодействия с участниками коммуникативного процесса, а также на признание в партнере субъекта профессиональной деятельности и общения, сознающего свои потребности и готового к самостоятельной деятельности. Для диалогового общения характерна внутренняя установка на равенство с другими людьми, на признание ценности личности каждого участника коммуникативногопроцесса и его права иметь свое индивидуальное мнение, свои чувства и переживания, свою собственную позицию. Внешне эта установка проявляется в уважении к мнению других людей, независимо от их статуса, в готовности услышать это мнение, в ориентации на интересы партнеров. В приведенной ниже таблице представлены основные принципы и приемы, характеризующие монологическое и диалоговое общение в обучении и отражающие ключевые различия между ними.
Различия авторитарного и диалогичного общения
Диалоговое общение Диалог — способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения. В рамках этой технологии передается разнообразная информация как по существу разговора, так и о собеседниках, их внутреннем мире и уровне коммуникативной и диалоговой культуры. В диалоге личность транслирует себя, свою уникальность и самобытность при условии адекватной самооценки, способности к полноценной самореализации, умение определять смысл явлений и предметов, быть критичным и т. п.
К характерным особенностям диалога относятся:
Диалог предполагает «тонкую», серьезную работу с разного рода информацией. Причем этот процесс должен опираться на широкий обмен имеющимися знаниями, знакомство со сведениями всех (или многих) участников, сосуществование разнообразных мнений по одной проблеме, поощрение разных подходов к одной и той же проблеме, возможность высказывать критические замечания, стимулирование поиска группового консенсуса и т. п Диалоговая технология включает последовательность этапов, которые позволяют реализовать главные задачи: глубокий анализ проблемы, понимание ее ценностно-смыслового содержания, развитие диалоговой культуры. 1-й этап — вводный. Его главные характеристики — создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации, стимулирование ситуации интереса к проблеме. 2-й этап — основной. Диалог в разных модификациях: · обсуждение вопросов в группах; · выступление участника перед группой с заранее подготовленным сообщением; · система вопросов (открытых, дивергентных, оценочных и др.), не предполагающих однозначных ответов; · формулировка проблемы, глубокий анализ и размышление над проблемой; · вычленение «точек удивления» (С. Ю. Курганов); · привлечение разнообразных источников информации; · осмысление позиций; · аргументированные выступления оппонентов; · поиск путей решения проблемы и т. п. 3-й этап — итоговый, заключительный. Анализ и осмысление диалога с содержательной и процессуальной точек зрения. Рефлексия по поводу собственной работы. Выяснение успехов и неудач. Оценка психологической атмосферы во время работы, уровня реализации мыслительного потенциала. Определение возможных перспектив дальнейшей работы. Разновидность диалога — дискуссия, определяемая как целенаправленный, упорядоченный обмен идеями, мнениями всех участников обсуждения проблемы ради поиска смысла (истины) (М. В. Кларин). Одним из важнейших отличительных признаков дискуссии является самоорганизация участников, то есть способность присутствующих доброжелательно выстраивать взаимные отношения как основу для углубленного и разностороннего обсуждения проблем. По мнению М. В. Кларина, дискуссия должна иметь и такие признаки:
Главная цель дискуссии — развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе общения. Среди задач содержательного плана выделяются:
Задачи организационного плана можно сформулировать следующим образом: использование в качестве основы взаимодействия правила и процедуры совместного поиска истины; реализация «ролевого веера» в группе; развитие умений коллективного поиска; формирование временного и пространственного единства. Date: 2015-10-19; view: 877; Нарушение авторских прав |