Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактические игры по развитию лексико - грамматического строя речи





Игра «Холодно - горячо».

Цель: обогащать словарь детей наречиями - антонимами со значением образа действия.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог бросает мяч детям по очереди, произнося при этом любой наречие. Получив мяч ребенок должен быстро подобрать наречие с противоположным значением, например: «холодно - горячо», «быстро - медленно», «тихо - громко». Если получил мяч и сразу не ответил, ребенок выходит из круга.


Игра «Домик».

Цель: учить детей правильному употреблению местоимений и предлогов в речи.


Оборудование: стульчики по количеству играющих детей.


Описание игры. Дети садятся или становятся у стульчиков, расположенных по кругу на равном расстоянии друг от друга, запоминают каждый свой стульчик - «домик». Педагог по очереди задает вопросы.

Вопрос. Сидящий у окна? Ответ. Я сижу у окна. Вопрос. Где твой домик? Ответ. Мой домик у дверей …. и т.д.

Затем по сигналу педагога дети начинают движение по кругу или внутри него, стараясь не задеть, друг друга. По сигналу педагога «Бегите домой!» Дети бегут к своим «домиков». Тот, кто безошибочно нашел свой «домик», считается победителем.

Игра «Найди флажок»

Цель: учить детей, правильно понимать и употреблять в речи наречия места.

Оборудование: флажок.

Описание игры. Дети прячут флажок. Ведущему указывают ориентиры и направление, например: «Дойди к двери, поверни направо». «Дойди до стола, верни налево. Ищи!». Когда ведущий найдет флажок, он рассказывает, где его нашел.

Игра «Обобщение»

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.

Оборудование: лото.

Описание игры. Предлагается детям лото, которое состоит из нескольких карточек, разграфленных на 6 клеток. На одной из клеток большой карты изображена клубника, на второй - огурец, на третьей - ромашка, на четвертой яблоко и т.д. На отдельных маленьких карточках изображены различные ягоды, фрукты, овощи. Показывая детям маленькую карточку, спрашивают: «Кому


нужна эта карточка?» Дети соответственно отвечали: «Мне нужна эта карточка. Я собираю овощи»и т.д.

Игра «Кто это? Что это?»


Цель: познакомить детей с понятием «слово», что означает живой или неживой предмет.

Оборудование: живые и неживые предметы (стол, игрушки, птицы и т.д.).

Описание игры. Надо сказать детям, что: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне ответьте одним словом: «Что это?». Показывать разные предметы, например: книга, стол и т.д. «Как можно спросить об этих предметах?» - «Что это?». Далее спрашивать: «А теперь я вас спрошу иначе. Кто это?». Показывая на живые предметы: птичку, рыбку, няню и т.д. и спрашивали у детей: «Как можно спросить? (Кто это?)». Называли разные предметы, а дети ставили вопрос

«Кто?». Таким образом, постепенно дети подводятся к понятиям «живой - неживой».

Далее приглашаем девочку, рядом ставим куклу и обращаемся к детям с вопросом: «Чем отличается Наташа от куклы?». Дети называют различия и вместе приходят к выводу, что девочка жива, а кукла - игрушка, неживая. Далее сравнивают игрушку - медведя и медведя, изображенного на картине. Таким образом, выясняют, что медведь - игрушка неживая, а картинка изображает живого медведя. Подводят итог, что все слова, обозначающие неодушевленные предметы отвечают на вопрос «Что?», а слова обозначают живые предметы - «Кто?».

Игра «Разное значение»

Цель: расширять запас существительных в активном словаре детей; учить находить слова, которые звучат одинаково; умение объяснять значение похожих слов.


Ход игры. Сначала предлагают детям ответить на вопрос: «У кого?», «В чем?», Нужно определить, к каким предметам используются слова, например, ручка - у человека, в двери, в сумки, в чемоданы; язычок - у человека, у ботинка; глазок - у ребенка, у дверей, в картофеле; горлышко - у ребенка, в


бутылки; ножка - у стула, у стола, у гриба, у ребенка. Далее читают стихотворение, детям предлагают внимательно слушать, найти слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

а) В чужой стране, в стране, Где не бывать тебе и мне, Ботинок черным язычком. С утра лакает молочко. И целый день в окошко. Смотрит глазком картошка. Бутылка горлышком поет. Концерты вечером дает. И стул на гнутых ножках. Танцует под гармошку (И. Токмарева).

б) Много ключей: Ключ - источник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ дверной (Д. Лукич).

Игра «Назвать животных парами».

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и их детенышей (белка - бельчонок, заяц - зайчонок, волк - волчонок, медведь - медвежонок).


Ход игры. Детям предлагают загадку: хвост пушистый дугой, вам знаком зверек такой? Острозубыми, темноглазый, по деревьям может лазить, строит он свой дом в дупле, чтобы зимой жить в тепле.

- Кто это? (Белка). - А как называют детеныша белки? (Бельчонок). Далее показывается картинка, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша. - А в каких животных названия детенышей отличаются от названия взрослых животных? Корова - теленок, лошадь - жеребенок, овца - ягненок, собака - щенок, свинья - поросенок).

Игра «Два брата ИК и ИЩ».

- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. Другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ большой домище. Какой же дом был у брата ИК?


(Маленькой.) А дом был у брата ИЩ? (Большой). В ИКА был носик, а у брата ИЩ?...


Далее закрепляется дифференциация слов: рот - ротик, лобик - лобище, ручки - ручищами, ножки - ножищами. Делается вывод: если в слове слышится «ик», это означает, что предмет маленький, а если «ищ» - значит предмет большой.

Игра «Найди 2 слова - «врага»».

Цель: практическое усвоение слов - антонимов.

Оборудование: карточки с напечатанными словами, карандаши.

Ход игры. Предлагают детям, выбрать из 3 слов 2 слова - «врага»,

ненужное слово надо зачеркнуть, объясняя при этом, почему?- Друг, печаль, враг. - Высокий, крупный, низкий. - Ночь, день, вечер. - Длинный, большой, короткий. - Большой, низкий, маленький. - Белый, длинный, черный. - Тяжелый, длинный, легкий. - Короткий, маленький, длинный. - Хороший, светлый, плохой.

Игра «Поймай - скажи».

Цель: учить детей, правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животных. Поймав мяч, ребенок бросает его ведущему, называя любое действие этого животного.

Образец: Корова - мычит; лягушка - квакает; кошка - мяукает; волк - воет; собака - лает; тигр - рычит.

Ведущий называет какую - либо профессию. Поймал мяч - называет, что делает человек этой профессии.

Образец: Врач - лечит; художник – рисует, повар - варит; пожарный - гасит; плотник - строгает.


Ведущий называет имя ребенка. Поймал мяч, называет какое-либо действие его. Образец: Сергей - катает; Люба - играет; Дима - прыгает.

Игра «Кто передвигается?»


Цель: учить детей, правильно употреблять глаголы настоящего времени (в прошлом, будущего).

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Показываем изображение животных, птиц, насекомых и спрашивали у детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.). За правильный ответ дети получают картинки.

Задача «Кто как ест». Кошка лакает молоко; собака грызет кость; корова жует сено; курица клюет зерно.

Задача «Кто как голос подает». Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова стучит, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает. Эти задачи вызвали особый интерес, дети активно и живо подражали голосам животных.

Задача: Придумать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос: «Что делать?», «Что делают?» По теме «Весна», «Осень», «Зима».

Солнце (что делает?).., Птицы..., Снег.., трава.., Сосульки.., дерева.., Почки.., дети...

Задача: Придумать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос: «Кто?», «Что?» По теме «Весна», «Осень», «Зима».

Тает (что?).., Зеленеет..,Бегут.., прилетают..,Распускаются.., появляются...







Date: 2015-10-19; view: 1437; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию