Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в историю народной игрушки» Задачи: - познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки; - обучать навыкам словообразования, развивать связную речь. - воспитывать интерес к культуре своего народа. Ход занятия 1.Введение в тему занятия. -Здравствуйте, ребята! А вы любите путешествовать? Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие в далекие-далекие времена. В те давние времена люди жили в деревянных домах. Не было света, не было телевизоров, холодильников, компьютеров. А у детей не было таких игрушек, какие есть сейчас у вас. Они были совсем другими: их не покупали в магазине, а делали своими руками. Мамы и бабушки для своих дочек и внучек шили куколок. Папы и дедушки для своих сыночков и внуков вырезали игрушки из дерева. Дети очень любили свои игрушки, бережно к ним относились. -Сегодня я покажу вам эти удивительные игрушки и расскажу о каждой из них. 2.Содержание занятия. -Ребята, а вы знаете, как называются игрушки для самых маленьких детей, которые еще не умеют ходить? (Погремушки). -Давным-давно тоже были погремушки, но они были совсем необычными – глиняными. (Показать кусок глины). -Ребята, как вы думаете, из чего сделана глиняная погремушка? (Из глины). -А как вы считаете, почему она называется - погремушка? (Потому что гремит) -Правильно. Как вы думаете, что внутрь этой погремушки насыпали? (мелкие камешки, горох). И когда эту игрушку трясли, то слышался характерный шум. -А чтобы такая игрушка была красивой, ее расписывали – рисовали на ней узоры. Игра «Закончи предложение» У меня есть погремушка, а у вас не погремушки…(погремушки). Я играю (чем?)… погремушкой. Я положила…(погремушку). -Ребята, обратите внимание на эту куклу, она соломенная, а значит, она из чего сделана? (Из соломы). -Сначала солому варили, чтобы она стала мягкой, потом скручивали таким образом, чтобы получилась кукла, ножницами обрезали низ. -Давайте назовем ласково части тела куклы. (Головка, ручки). -А как можно назвать ласково куклу? (Куколка). -А как можно назвать ласково ее платье? (Платьице). -Вот такая интересная кукла совсем не похожа на соломенную, это кукла тряпичная. -Как вы думаете, из чего она сделана? (Из тряпочек, лоскутиков). -Такую куклу делала мама для своей дочки, когда та была еще совсем маленькой. Потом девочка подрастала и начинала играть ею. -Давайте, мы сравним эти две куколки. Какая из них более яркая? (Тряпичная). -Опишите, пожалуйста, ее наряд. (Платочек, платье, фартук). -В более древние времена глаза, рот, нос рисовали угольком из печки, а потом стали их вышивать нитками. -Давайте я буду показывать вам части лица, а вы называйте их ласково. (Ротик, носик, глазки). -А теперь давайте сравним соломенную и тряпичную кукол по размеру. Тряпичная кукла большая, а соломенная…(поменьше, маленькая). Игра «Сочиним стихотворение о кукле» Бабушка мне сшила …(куклу) Яркую, нарядную. Целый день играю с …(куклой) Холю ненаглядную. рассказала всем о …(кукле), Хвасталась девчонкам. Имя выбрала для …(куклы) - Назвала Аленкой! -Ребята, а это свистулька. На кого она похожа? (Это птичка). -Свистулька сделана из дерева, значит она какая? (Деревянная). -А как вы считаете, почему она называется «свистулькой»? (Потому что свистит). Игра «Договори словечко» -Он …свистит; они…свистят, мы будем…свистеть, мы вчера…свистели. Физминутка -Ребята, а это что за игрушка? -Да, это лошадь. Она сделана из глины. -Как называется детеныш лошади? (Жеребенок). -Возьмите лошадь в руки. Она легкая? (Нет, тяжелая). -А жеребенок? (Жеребенок легче). -А кто больше? (Лошадь больше, жеребенок меньше). -В те давние времена люди часто использовали кору березы (показать иллюстрацию). Такая кора называется береста. Из бересты делали посуду, корзины, на ней писали. А еще из бересты делали игрушки. -Посмотрите на эту игрушку, это кто? (Собака). -Как называется детеныш собаки? (Щенок). -Ребята, какие бывают собаки? (Большие, маленькие, злые, добрые, черные, рыжие.) -А это кукла из коры березы. -Ры-ры-ры - это кукла из коры. -Чек-чек-чек - из коры платочек. -Ша-ша-ша - наша кукла хороша. А еще мастера-умельцы придумали знатную куклу, отгадайте о ней загадку: Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. -Правильно, это матрешка. Давайте сравним матрешек. (Большая, поменьше, маленькая). -Какая у них красивая одежда! Какого цвета платочки? (Красный, синий, белый). -Как можно изменить эти слова, чтобы они звучали ласково? (Красненький, синенький, беленький). -Ребята, как вы думаете, почему эти игрушки называются «самоделки»? -Вам они понравились? А мой рассказ понравился? -Спасибо, ребята! Вы – молодцы! «В гости к Лунтику» Задачи: - уточнить и расширить словарь по теме «Фрукты», «Насекомые», «Цветы»; - расширить представления о растениях луга и сада; - совершенствовать грамматический строй речи (употребление предложно-падежных конструкций, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование относительных прилагательных); - развивать слуховое, зрительное внимание, тонкой и общей моторики; - воспитывать выдержку, взаимопомощь, умение слушать товарищей. Оборудование: Разрезная картинка с изображением ромашки, картинка с изображением этого же цветка с наклеенными магнитами, предметные картинки с изображением цветов, фруктов, блюд, приготовленных из фруктов. Изображения героев сказки, большое дерево, дощечки для мостика, вазы для слогового анализа слов, разноцветные кружочки с наклеенными буквами и словами на эту букву. Ход занятия. - Ребята, какое у нас время года? А что происходит с растениями? А с цветами на лугу? А вам бы хотелось, чтобы лето продолжалось? Мне бы тоже очень хотелось. И у меня есть для вас – напоминание о лете…. Это – цветок. Только он поломался. Помогите мне, пожалуйста, собрать цветок (предлагаю детям взять части цветка). Назовите части цветка, которые вы взяли (стебель, листик, лепестки, сердцевина). Что это за цветок? (ромашка). Составьте её. - Этот цветок волшебный. Он поможет нам перенестись в сказку. Закройте глазки. Однажды на Луне родился необычный малыш. И случилось так, что он попал на землю, где нашёл много новых друзей. Сегодня мы вспомним сказку о Лунтике и его друзьях насекомых. - Проследите за полётом насекомых, не двигая головой. Следим только глазками (на картинку с изображением ромашки прилетают бабочки и Пчелёнок). - Каких друзей Лунтика вы видите на картине? (Кузнечик Кузя, Баба Капа, бабочки, гусеницы Пупсень и Вупсень, шмель Генерал Шер). - Составьте предложения про насекомых, используя маленькие слова-предлоги: Пчелёнок сидит в цветке. Бабочка летает над ромашкой. Кузнечик Кузя сидит на листочке. Пчела баба Капа летит к ромашке. Гусеницы ползают под ромашкой. Паук дядя Шнюк сидит на паутине. - Лунтик приглашает всех друзей в гости в домик на дереве. Мы отправляемся в путешествие. Кого же мы встретили? (Это божья коровка Мила) - Мила очень любит цветы. Сколько цветов она нарвала на лугу и в саду! (каждый получает цветок). Назовите свои цветы (У меня мак, клевер, ромашка, василёк, тюльпан, роза). - За какими цветами Мила летала в сад? (роза, тюльпан) - Поможем расставить цветы в вазы. Дети отхлопывают количество слогов в названии цветов и ставят цветок в соответствующую вазу. Мак кле-вер ро-маш-ка тюль-пан ва-си-лёк ро-за - Дом Лунтика на высоком дереве. Как это дерево далеко! А перед нами глубокий ручей. Как друзья Лунтика переберутся через него? Вспомните и покажите, кто как передвигается (дети показывают действия): Пчела - летает Бабочка - порхает Кузнечик - прыгает Лунтик - ходит, бегает. - Только Лунтик не смог перебраться через ручей. Надо помочь Лунтику. Построим мостик. Подберите слова, отвечающие на вопрос, КАКОЙ? Каждое слово - дощечка для мостика. Лунтик какой? (добрый, смешной, весёлый, любопытный, пушистый). Дети переходят «ручей» по дощечкам. - На берегу ручья мы встретили тётю Мотю. Тётя Мотя – черепаха. Она рассыпала свои бусы. Определите первый звук в названии картинки на бусине и рядом вставьте бусину с соответствующей буквой: Носок Игрушки Пуговица Кот Улитка Мороженое Назовите гласные звуки. Дети вешают на доску «бусины» с буквами рядом с соответствующими картинками. - Вот мы и пришли в гости к Лунтику. Баба Капа делает вкусное угощение. Поможем ей. Тесто ручками помнем (сжимаем-разжимаем пальчики). Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто). Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками). А верхушку сладким кремом (по плоскости стола). И кокосовою крошкой мы присыплем торт немножко. - Баба Капа приготовила вкусные блюда из фруктов. (Каждый ребёнок получает фрукт и картинку с угощением). У кого фрукт – круглый, красный, гладкий? (Это яблоко!) А из яблока приготовили повидло. Повидло, какое? (Яблочное (прицепляет картинку на доску)). Этот фрукт - овальный, синий, маленький. (Слива) Из сливы сварили компот. Компот, какой? (Сливовый) Этот фрукт - круглый, бархатистый, сочный. (Персик) Из персиков сварили варенье. Варенье, какое? (Персиковое) Про следующий фрукт отгадайте загадку: «Ты на лампочку похожа. У тебя румяный бок, А откусишь - брызнет сок». (Груша) Сок из груши какой? (Грушевый) Следующий фрукт - жёлтый, продолговатый, сладкий. (Банан) Из банана сделали пюре - банановое. Остался последний фрукт. Это лимон. Опишите его сами (жёлтый, овальный, кислый) Из лимона сделали пирог - лимонный. Дети постепенно вешают «угощение» на доску и «накрывают» на стол. - Вот какое удивительное путешествие у нас получилось по сказке. (Педагог и дети вспоминают, каких героев сказки они встретили. Педагог положительно оценивает работу каждого ребенка). «Продукты питания» Задачи: - уточнить, обобщить и активизировать, словарь по теме «Продукты питания»; - продолжать учить детей, отвечать полными, развёрнутыми предложениями; - учить находить и исправлять ошибки в предложении; - развивать тактильное и осязательное восприятие, память; - развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику, дыхание; - воспитывать выдержку, взаимопомощь, умение слушать товарищей; Оборудование: конверт с письмом, игрушка крота, целлофановые пакетики с крупами, плоскостные изображения бутылочек и венка с картинками ягод, картинки фруктов, клей, пластиковые стаканчики, трубочки, мяч, тарелочка с вареньем, ложки. Ход занятия - Ребята, а вы любите фрукты и ягоды? Покажите, какое у вас будет лицо, если вы будите есть лимон, сладкую конфету, тёртую айву. - К нам сегодня на занятие пришло письмо. Послушайте, что в нём написано: «Я приглашаю вас к себе в гости на обед. Для вас я приготовлю гречневую кашу из гороха. Я сварю персиковый сок из яблок. Испеку клубничный пирог из бананов. Крот». - Не показалось ли вам письмо странным? Можно ли приготовить гречневую кашу из гороха? Из чего готовят гречневую кашу? (из гречки) (Аналогично, исправляют предложения о соке и о пироге.) - В своём письме крот всё перепутал, и мы отправляемся к нему в гости, чтобы помочь приготовить вкусный обед. Мы шли, шли, шли На полянку мы пришли. На ней цветочки мы нашли, Сорвали и дальше пошли. Мы шли, шли, шли И к кроту пришли. (Появляется игрушка крота. Дети подходят к столам, и смотрят, какую крупу достал крот). - Ребята, из чего крот обещал сварить гречневую кашу? (из гороха) Какую кашу может сварить крот из гороха? (гороховую кашу). Найдите эту крупу на столе. По очереди, потрогайте её в пакетике. - А это, что за крупа? (рис). Какую кашу сварит крот из риса? (рисовую). (Аналогично, рассматривают и образовывают прилагательные от слов: фасоль, гречка, манка, перловка). - Крот слепой, ничего не видит, поэтому он всё время путает из какой крупы, можно приготовить какую кашу. Сейчас вы тоже превратитесь в кротов, для этого закроете глазки и определите, какая у вас крупа (гречневая, гороховая и т.д.). - Что ещё хотел приготовить крот на обед? (сок). Крот приготовил бутылочки, помогите ему «разлить» сок. Выберите по картинке и наклейте каждый на бутылочку. Скажите, какай сок у вас в бутылочке (апельсиновый, гранатовый, абрикосовый и т.д.). Из чего крот готовил соки? (из фруктов). - Я вам сейчас раздам стаканчики с трубочками, и мы представим, что пьём сок. Вытяните губы узкой воронкой. Сделайте вдох. Выдох. Расслабьте губы (повторите 5-6 раз). Покажите, узкое горлышко бутылочки. Вытяните губы то узкой, то широкой трубочкой. Проверим, чей стаканчик глубже. Улыбнитесь, откройте рот, высунете широкий язык и поднимите боковые края языка. - Так кроту понравилось, что вы ему помогаете, что он стал готовить другие угощения. Встаньте в кружок. Я вам буду бросать мячик, и называть, из чего приготовлено блюдо, а вы, говорите какое оно. (Пирог из творога-творожный пирог, оладьи из картофеля, икра из кабачков, омлет из яиц, соус из орехов, фрикадельки из рыбы, салат из кукурузы, паштет из говядины, котлеты из свинины и др.). - Ещё летом крот делал заготовки на зиму и наварил разного варенья. Посмотрите на этот необычный, ягодный венок. Он сплетён из лесных ягод. Назовите все ягоды из этого венка. Какое варенье сварил крот из вишни? (вишнёвое). (Аналогично, другие ягоды). - Крот вас хочет угостить своим вареньем, попробуйте и отгадайте по вкусу какое это варенье. - Хитрый крот хочет вас запутать. Он говорит: «Я сварил вкусная клубничная сок». Правильно, говорит крот? Исправьте его. «Я сварил мясная суп». «Я приготовил капуста салат». «Я сварил клубничное варенье из вишни». «Я приготовил гречка каша». (Дети исправляют предложения) - Ребята, погостили мы у крота, научили его правильно готовить, не путать названия продуктов, но и нам пора возвращаться обратно. Мы шли, шли, шли От крота мы ушли. Через полянку мы прошли И в детский сад пришли. - Где мы побывали? Что готовил крот? А какие блюда вы знаете и любите? «Посуда» Задачи: - продолжать работать над формированием процессов языкового анализа и синтеза; - продолжать работу по формированию умения составлять описательный рассказ; воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе; - закреплять умения употреблять предложно-падежные конструкции и образовывать относительные прилагательные; - формировать процессы зрительно-пространственного гнозиса и праксиса; совершенствовать зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения; совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением; расширять и активизировать словарь по теме «Посуда»; - развивать длительный направленный выдох; - воспитывать выдержку, взаимопомощь, умение слушать товарищей. Оборудование: компьютер, проектор, экран, предметные картинки с изображением посуды, посуда из различных материалов, мнемотаблица, схемы слов, карточки и изображением букв, пособие для развития дыхания, разрезные картинки с изображением посуды. Ход занятия - Ребята! Посмотрите на экран. Ребята, сегодня Кот Леопольд пригласил нас на свой день рождения. Поедем? (Да). - На чём мы можем поехать? (Автобус, машина, самокат….). Давайте поедем на автобусе. Что нужно, чтобы нам на нём поехать? (Нужно купить билеты). (Карточки с цифрами). Займем места в автобусе. (На стульчиках лежат предметные картинки с изображением предметов посуды). Количество слогов в слове соответствует цифре на билете. Какое правило помогает нам разделить слово на слоги? (Дети делят слова на слоги). - Чтобы не скучно было ехать, давайте расскажем о той посуде, которая нарисована на ваших картинках. Нужно описать размер, цвет, форму, части посуды, материал, из которого она сделана, ее назначение. (Дети составляют описательные рассказы). Физкультминутка с элементами логоритмики. Приехали. Давайте выйдем из автобуса расскажем, как мы готовились ко дню рождения Леопольда. Посмотрим, как Леопольд готовится к приходу гостей. - Нужно купить подарки. Зайдем в магазин. Чтобы выбрать подарок, нужно отгадать ребус. (Дети отгадывают ребусы, выбирают предмет посуды, подбирают соответствующую звуковую схему и выкладывают слово из букв). - Пока мы выбирали подарки, мышата перепутали на кухне у Леопольда всю посуду. - Давайте поможем Леопольду и поставим кухонную посуду на плиту, столовую - на стол, а чайную - на полку. (Дети рассказывают, как должна стоять посуда). - Давайте пить чай. Подойдем к столу. Мышата и тут перепутали все чашки, блюдца и чайные ложки. Давайте их, разберём (узнавание контурных изображений). Из чего сделана посуда? (Из стекла, из пластмассы, из дерева, из металла). Давайте поставим посуду красиво и назовем ее правильно. (Чашка из стекла - стеклянная, блюдце из дерева - деревянное и т.п.). - В чашках горячий чай. Давайте остудим его. Подуем так, чтобы не обжечься. (Дети дуют). - Ой, а здесь у Леопольда находится разбитая посуда. Давайте мы поможем её склеить (выкладывание разрезных картинок). - А теперь нам пора возвращаться домой. На чём обратно мы можем отправиться? (беседа педагога с детьми о прошедшей деятельности).
Date: 2015-10-19; view: 703; Нарушение авторских прав |