Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста





«Путешествие в историю народной игрушки»

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки;

- обучать навыкам словообразования, развивать связную речь.

- воспитывать интерес к культуре своего народа.

Ход занятия

1.Введение в тему занятия.

-Здравствуйте, ребята! А вы любите путешествовать? Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие в далекие-далекие времена. В те давние времена люди жили в деревянных домах. Не было света, не было телевизоров, холодильников, компьютеров. А у детей не было таких игрушек, какие есть сейчас у вас. Они были совсем другими: их не покупали в магазине, а делали своими руками. Мамы и бабушки для своих дочек и внучек шили куколок. Папы и дедушки для своих сыночков и внуков вырезали игрушки из дерева. Дети очень любили свои игрушки, бережно к ним относились.

-Сегодня я покажу вам эти удивительные игрушки и расскажу о каждой из них.

2.Содержание занятия.

-Ребята, а вы знаете, как называются игрушки для самых маленьких детей, которые еще не умеют ходить? (Погремушки).

-Давным-давно тоже были погремушки, но они были совсем необычными – глиняными. (Показать кусок глины).

-Ребята, как вы думаете, из чего сделана глиняная погремушка? (Из глины).


-А как вы считаете, почему она называется - погремушка? (Потому что гремит)

-Правильно. Как вы думаете, что внутрь этой погремушки насыпали? (мелкие камешки, горох). И когда эту игрушку трясли, то слышался характерный шум.

-А чтобы такая игрушка была красивой, ее расписывали – рисовали на ней узоры.

Игра «Закончи предложение»

У меня есть погремушка, а у вас не погремушки…(погремушки).

Я играю (чем?)… погремушкой.

Я положила…(погремушку).

-Ребята, обратите внимание на эту куклу, она соломенная, а значит, она из чего сделана? (Из соломы).

-Сначала солому варили, чтобы она стала мягкой, потом скручивали таким образом, чтобы получилась кукла, ножницами обрезали низ.

-Давайте назовем ласково части тела куклы. (Головка, ручки).

-А как можно назвать ласково куклу? (Куколка).

-А как можно назвать ласково ее платье? (Платьице).

-Вот такая интересная кукла совсем не похожа на соломенную, это кукла тряпичная.

-Как вы думаете, из чего она сделана? (Из тряпочек, лоскутиков).

-Такую куклу делала мама для своей дочки, когда та была еще совсем маленькой. Потом девочка подрастала и начинала играть ею.

-Давайте, мы сравним эти две куколки. Какая из них более яркая? (Тряпичная).

-Опишите, пожалуйста, ее наряд. (Платочек, платье, фартук).


-В более древние времена глаза, рот, нос рисовали угольком из печки, а потом стали их вышивать нитками.

-Давайте я буду показывать вам части лица, а вы называйте их ласково. (Ротик, носик, глазки).

-А теперь давайте сравним соломенную и тряпичную кукол по размеру. Тряпичная кукла большая, а соломенная…(поменьше, маленькая).

Игра «Сочиним стихотворение о кукле»

Бабушка мне сшила …(куклу)

Яркую, нарядную.

Целый день играю с …(куклой)

Холю ненаглядную.

рассказала всем о …(кукле),

Хвасталась девчонкам.

Имя выбрала для …(куклы) -

Назвала Аленкой!

-Ребята, а это свистулька. На кого она похожа? (Это птичка).

-Свистулька сделана из дерева, значит она какая? (Деревянная).

-А как вы считаете, почему она называется «свистулькой»? (Потому что свистит).

Игра «Договори словечко»

-Он …свистит; они…свистят, мы будем…свистеть, мы вчера…свистели.

Физминутка

-Ребята, а это что за игрушка?

-Да, это лошадь. Она сделана из глины.


-Как называется детеныш лошади? (Жеребенок).

-Возьмите лошадь в руки. Она легкая? (Нет, тяжелая).

-А жеребенок? (Жеребенок легче).

-А кто больше? (Лошадь больше, жеребенок меньше).

-В те давние времена люди часто использовали кору березы (показать иллюстрацию). Такая кора называется береста. Из бересты делали посуду, корзины, на ней писали. А еще из бересты делали игрушки.

-Посмотрите на эту игрушку, это кто? (Собака).

-Как называется детеныш собаки? (Щенок).

-Ребята, какие бывают собаки? (Большие, маленькие, злые, добрые, черные, рыжие.)

-А это кукла из коры березы.

-Ры-ры-ры - это кукла из коры.

-Чек-чек-чек - из коры платочек.

-Ша-ша-ша - наша кукла хороша.

А еще мастера-умельцы придумали знатную куклу, отгадайте о ней загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

-Правильно, это матрешка. Давайте сравним матрешек. (Большая, поменьше, маленькая).


-Какая у них красивая одежда! Какого цвета платочки? (Красный, синий, белый).


-Как можно изменить эти слова, чтобы они звучали ласково? (Красненький, синенький, беленький).

-Ребята, как вы думаете, почему эти игрушки называются «самоделки»?

-Вам они понравились? А мой рассказ понравился?

-Спасибо, ребята! Вы – молодцы!

«В гости к Лунтику»

Задачи:

- уточнить и расширить словарь по теме «Фрукты», «Насекомые», «Цветы»;

- расширить представления о растениях луга и сада;

- совершенствовать грамматический строй речи (употребление предложно-падежных конструкций, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование относительных прилагательных);

- развивать слуховое, зрительное внимание, тонкой и общей моторики;

- воспитывать выдержку, взаимопомощь, умение слушать товарищей.

Оборудование: Разрезная картинка с изображением ромашки, картинка с изображением этого же цветка с наклеенными магнитами, предметные картинки с изображением цветов, фруктов, блюд, приготовленных из фруктов. Изображения героев сказки, большое дерево, дощечки для мостика, вазы для слогового анализа слов, разноцветные кружочки с наклеенными буквами и словами на эту букву.

Ход занятия.

- Ребята, какое у нас время года? А что происходит с растениями? А с цветами на лугу? А вам бы хотелось, чтобы лето продолжалось? Мне бы тоже очень хотелось. И у меня есть для вас – напоминание о лете…. Это – цветок. Только он поломался. Помогите мне, пожалуйста, собрать цветок (предлагаю детям взять части цветка). Назовите части цветка, которые вы взяли (стебель, листик, лепестки, сердцевина). Что это за цветок? (ромашка). Составьте её.


- Этот цветок волшебный. Он поможет нам перенестись в сказку. Закройте глазки. Однажды на Луне родился необычный малыш. И случилось так, что он попал на землю, где нашёл много новых друзей. Сегодня мы вспомним сказку о Лунтике и его друзьях насекомых.

- Проследите за полётом насекомых, не двигая головой. Следим только глазками (на картинку с изображением ромашки прилетают бабочки и Пчелёнок).

- Каких друзей Лунтика вы видите на картине? (Кузнечик Кузя, Баба Капа, бабочки, гусеницы Пупсень и Вупсень, шмель Генерал Шер).

- Составьте предложения про насекомых, используя маленькие слова-предлоги:

Пчелёнок сидит в цветке.

Бабочка летает над ромашкой.

Кузнечик Кузя сидит на листочке.

Пчела баба Капа летит к ромашке.

Гусеницы ползают под ромашкой.

Паук дядя Шнюк сидит на паутине.

- Лунтик приглашает всех друзей в гости в домик на дереве. Мы отправляемся в путешествие. Кого же мы встретили? (Это божья коровка Мила)

- Мила очень любит цветы. Сколько цветов она нарвала на лугу и в саду! (каждый получает цветок). Назовите свои цветы (У меня мак, клевер, ромашка, василёк, тюльпан, роза).

- За какими цветами Мила летала в сад? (роза, тюльпан)

- Поможем расставить цветы в вазы.

Дети отхлопывают количество слогов в названии цветов и ставят цветок в соответствующую вазу.

Мак кле-вер ро-маш-ка тюль-пан ва-си-лёк ро-за


- Дом Лунтика на высоком дереве. Как это дерево далеко! А перед нами глубокий ручей. Как друзья Лунтика переберутся через него? Вспомните и покажите, кто как передвигается (дети показывают действия):


Пчела - летает

Бабочка - порхает

Кузнечик - прыгает

Лунтик - ходит, бегает.

- Только Лунтик не смог перебраться через ручей. Надо помочь Лунтику. Построим мостик. Подберите слова, отвечающие на вопрос, КАКОЙ? Каждое слово - дощечка для мостика. Лунтик какой? (добрый, смешной, весёлый, любопытный, пушистый).

Дети переходят «ручей» по дощечкам.

- На берегу ручья мы встретили тётю Мотю. Тётя Мотя – черепаха. Она рассыпала свои бусы. Определите первый звук в названии картинки на бусине и рядом вставьте бусину с соответствующей буквой:

Носок Игрушки Пуговица

Кот Улитка Мороженое

Назовите гласные звуки.

Дети вешают на доску «бусины» с буквами рядом с соответствующими картинками. - Вот мы и пришли в гости к Лунтику. Баба Капа делает вкусное угощение. Поможем ей.

Тесто ручками помнем (сжимаем-разжимаем пальчики). Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто). Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками). А верхушку сладким кремом (по плоскости стола). И кокосовою крошкой мы присыплем торт немножко.

- Баба Капа приготовила вкусные блюда из фруктов. (Каждый ребёнок получает фрукт и картинку с угощением). У кого фрукт – круглый, красный,


гладкий? (Это яблоко!) А из яблока приготовили повидло. Повидло, какое? (Яблочное (прицепляет картинку на доску)).

Этот фрукт - овальный, синий, маленький. (Слива) Из сливы сварили компот. Компот, какой? (Сливовый)

Этот фрукт - круглый, бархатистый, сочный. (Персик) Из персиков сварили варенье. Варенье, какое? (Персиковое)

Про следующий фрукт отгадайте загадку:

«Ты на лампочку похожа.

У тебя румяный бок,

А откусишь - брызнет сок». (Груша) Сок из груши какой? (Грушевый)

Следующий фрукт - жёлтый, продолговатый, сладкий. (Банан) Из банана сделали пюре - банановое.

Остался последний фрукт. Это лимон. Опишите его сами (жёлтый, овальный, кислый) Из лимона сделали пирог - лимонный.

Дети постепенно вешают «угощение» на доску и «накрывают» на стол.

- Вот какое удивительное путешествие у нас получилось по сказке. (Педагог и дети вспоминают, каких героев сказки они встретили. Педагог положительно оценивает работу каждого ребенка).

«Продукты питания»

Задачи:

- уточнить, обобщить и активизировать, словарь по теме «Продукты питания»;

- продолжать учить детей, отвечать полными, развёрнутыми предложениями;

- учить находить и исправлять ошибки в предложении;

- развивать тактильное и осязательное восприятие, память;

- развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику, дыхание;

- воспитывать выдержку, взаимопомощь, умение слушать товарищей;


Оборудование: конверт с письмом, игрушка крота, целлофановые пакетики с крупами, плоскостные изображения бутылочек и венка с картинками ягод, картинки фруктов, клей, пластиковые стаканчики, трубочки, мяч, тарелочка с вареньем, ложки.

Ход занятия


- Ребята, а вы любите фрукты и ягоды? Покажите, какое у вас будет лицо, если вы будите есть лимон, сладкую конфету, тёртую айву.

- К нам сегодня на занятие пришло письмо. Послушайте, что в нём написано:

«Я приглашаю вас к себе в гости на обед. Для вас я приготовлю гречневую кашу из гороха. Я сварю персиковый сок из яблок. Испеку клубничный пирог из бананов. Крот».

- Не показалось ли вам письмо странным? Можно ли приготовить гречневую кашу из гороха? Из чего готовят гречневую кашу? (из гречки) (Аналогично, исправляют предложения о соке и о пироге.)

- В своём письме крот всё перепутал, и мы отправляемся к нему в гости, чтобы помочь приготовить вкусный обед.

Мы шли, шли, шли

На полянку мы пришли.

На ней цветочки мы нашли,

Сорвали и дальше пошли.

Мы шли, шли, шли

И к кроту пришли.

(Появляется игрушка крота. Дети подходят к столам, и смотрят, какую крупу достал крот).

- Ребята, из чего крот обещал сварить гречневую кашу? (из гороха) Какую кашу может сварить крот из гороха? (гороховую кашу). Найдите эту крупу на столе. По очереди, потрогайте её в пакетике.


- А это, что за крупа? (рис). Какую кашу сварит крот из риса? (рисовую). (Аналогично, рассматривают и образовывают прилагательные от слов: фасоль, гречка, манка, перловка).

- Крот слепой, ничего не видит, поэтому он всё время путает из какой крупы, можно приготовить какую кашу. Сейчас вы тоже превратитесь в кротов, для этого закроете глазки и определите, какая у вас крупа (гречневая, гороховая и т.д.).

- Что ещё хотел приготовить крот на обед? (сок). Крот приготовил бутылочки, помогите ему «разлить» сок. Выберите по картинке и наклейте каждый на бутылочку. Скажите, какай сок у вас в бутылочке (апельсиновый, гранатовый, абрикосовый и т.д.). Из чего крот готовил соки? (из фруктов).

- Я вам сейчас раздам стаканчики с трубочками, и мы представим, что пьём сок. Вытяните губы узкой воронкой. Сделайте вдох. Выдох. Расслабьте губы (повторите 5-6 раз).

Покажите, узкое горлышко бутылочки. Вытяните губы то узкой, то широкой трубочкой.

Проверим, чей стаканчик глубже. Улыбнитесь, откройте рот, высунете широкий язык и поднимите боковые края языка.

- Так кроту понравилось, что вы ему помогаете, что он стал готовить другие угощения. Встаньте в кружок. Я вам буду бросать мячик, и называть, из чего приготовлено блюдо, а вы, говорите какое оно. (Пирог из творога-творожный пирог, оладьи из картофеля, икра из кабачков, омлет из яиц, соус из орехов, фрикадельки из рыбы, салат из кукурузы, паштет из говядины, котлеты из свинины и др.).

- Ещё летом крот делал заготовки на зиму и наварил разного варенья. Посмотрите на этот необычный, ягодный венок. Он сплетён из лесных ягод. Назовите все ягоды из этого венка. Какое варенье сварил крот из вишни? (вишнёвое). (Аналогично, другие ягоды).


- Крот вас хочет угостить своим вареньем, попробуйте и отгадайте по вкусу какое это варенье.

- Хитрый крот хочет вас запутать. Он говорит:

«Я сварил вкусная клубничная сок». Правильно, говорит крот? Исправьте его.

«Я сварил мясная суп».

«Я приготовил капуста салат».

«Я сварил клубничное варенье из вишни».

«Я приготовил гречка каша». (Дети исправляют предложения)

- Ребята, погостили мы у крота, научили его правильно готовить, не путать названия продуктов, но и нам пора возвращаться обратно.

Мы шли, шли, шли

От крота мы ушли.

Через полянку мы прошли

И в детский сад пришли.

- Где мы побывали? Что готовил крот? А какие блюда вы знаете и любите?

«Посуда»

Задачи:

- продолжать работать над формированием процессов языкового анализа и синтеза;

- продолжать работу по формированию умения составлять описательный рассказ; воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе;

- закреплять умения употреблять предложно-падежные конструкции и образовывать относительные прилагательные;

- формировать процессы зрительно-пространственного гнозиса и праксиса; совершенствовать зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения; совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением; расширять и активизировать словарь по теме «Посуда»;


- развивать длительный направленный выдох;

- воспитывать выдержку, взаимопомощь, умение слушать товарищей.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, предметные картинки с изображением посуды, посуда из различных материалов, мнемотаблица, схемы


слов, карточки и изображением букв, пособие для развития дыхания, разрезные картинки с изображением посуды.

Ход занятия

- Ребята! Посмотрите на экран. Ребята, сегодня Кот Леопольд пригласил нас на свой день рождения. Поедем? (Да).

- На чём мы можем поехать? (Автобус, машина, самокат….). Давайте поедем на автобусе. Что нужно, чтобы нам на нём поехать? (Нужно купить билеты). (Карточки с цифрами). Займем места в автобусе. (На стульчиках лежат предметные картинки с изображением предметов посуды). Количество слогов в слове соответствует цифре на билете. Какое правило помогает нам разделить слово на слоги? (Дети делят слова на слоги).

- Чтобы не скучно было ехать, давайте расскажем о той посуде, которая нарисована на ваших картинках. Нужно описать размер, цвет, форму, части посуды, материал, из которого она сделана, ее назначение. (Дети составляют описательные рассказы).

Физкультминутка с элементами логоритмики.

Приехали. Давайте выйдем из автобуса расскажем, как мы готовились ко дню рождения Леопольда.

Посмотрим, как Леопольд готовится к приходу гостей.

- Нужно купить подарки. Зайдем в магазин. Чтобы выбрать подарок, нужно отгадать ребус. (Дети отгадывают ребусы, выбирают предмет посуды, подбирают соответствующую звуковую схему и выкладывают слово из букв).

- Пока мы выбирали подарки, мышата перепутали на кухне у Леопольда всю посуду.


- Давайте поможем Леопольду и поставим кухонную посуду на плиту, столовую - на стол, а чайную - на полку. (Дети рассказывают, как должна стоять посуда).


- Давайте пить чай. Подойдем к столу. Мышата и тут перепутали все чашки, блюдца и чайные ложки. Давайте их, разберём (узнавание контурных изображений).

Из чего сделана посуда? (Из стекла, из пластмассы, из дерева, из металла). Давайте поставим посуду красиво и назовем ее правильно. (Чашка из стекла - стеклянная, блюдце из дерева - деревянное и т.п.).

- В чашках горячий чай. Давайте остудим его. Подуем так, чтобы не обжечься. (Дети дуют).

- Ой, а здесь у Леопольда находится разбитая посуда. Давайте мы поможем её склеить (выкладывание разрезных картинок).

- А теперь нам пора возвращаться домой. На чём обратно мы можем отправиться? (беседа педагога с детьми о прошедшей деятельности).

 

 








Date: 2015-10-19; view: 703; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.034 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию