Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прахлада Махарадж





Несколько лет назад во время утренней прогулки на Говардхане я предложил Шриле Гурудэву идею международного клуба «Шри Экадаши», который бы:

- объединял преданных-энтузиастов, соблюдающих Экадаши-враты;

- накапливал, сохранял и предоставлял к пользованию информацию об Экадаши и правилах принятия и соблюдения этого обета;

- проповедовал по всему миру славу Шри Экадаши-дэви и культуру установленного ей священнодействия, в том числе, проводя в Экадаши специальные посвящённые этому экадашные программы с Хари-катхой, киртанами, пуджами Божествам, ночным бдением, нирджалом, джапой, дандаватами и т.д.;

- привлекал людей, имеющих склонность поститься ради здоровья, предоставляя им общение с преданными и возможность познакомиться с бхакти-йогой.

Шрила Гурудэв сказал: «Это хорошо. Но целью должна быть према

«Према» в устах Шрилы Гурудэва – это Враджа-према. Другой премы в нашей линии ученической преемственности не бывает. Живущая атмосферой Враджа и дающая этой атмосфере жизнь, Враджа-према, украшающая собой весь Врадж, перестаёт быть премой, покидая его пределы, как уезжающий в Матхуру Кришна перестаёт быть Враджендрананданой. Шрила Гурудэв посвятил нас в эту мистерию. Завораживающие черты премы, как и прекрасный образ Шри Кришны, могут мелькнуть где-то ещё, подобно зеркальному отражению, – в Матхуре или Двараке, – но сама она, как и Он, никогда не покидает Врадж.

Для тех возвышенных душ, кто принял Враджа-прему целью своей жизни и возвысился до рагануга-садханы, желанное всем сердцем настроение одного из жителей Враджа, свабхишта-бхава-майи, становится путеводной звездой духовной практики. Составляющим бхакти, которые развивают это настроение – свабхишта-бхава-самбандхи – автоматически отдаётся приоритет, а это шраванам-киртанам-смаранам … Соблюдене Экадаши – это свабхишта-бхава-анукула, практика, способствующая развитию желанного для садхаки настроения, а также, отчасти, свабхишта-бхава-самбандхи, практика, развивающая его. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, как мы помним, дал это важное уточнение: «В смрити-шастрах говорится, что пост на Экадаши считается Говинда-смараной, помятованием Говинды. На основе этих доказательств можно заключить, что соблюдение Экадаши, Джанмаштами и других обетов, приводящих к смаране, является отчасти бхава-самбандхи» – то есть практикой и поддерживающей, и развивающей свабхишта-бхаву, желанное для садхаки настроение.

Желанным настроением для того, кто возвысился до рагануга-садханы, будет настроение, соответствующее его сварупе. А возвыситься до рагануга-садханы означает реализовать, по крайней мере, ручи, вкус к бхаджану: «Когда преданный, идущий путём вайдхи-бхакти, отбрасывает все свои многочисленные материальные желания и совершает бхаджан, следуя наставлениям шастр, сад-гуру и вайшнавов-ачарьев, он начинает чувствовать вкус к бхаджану, ручи. С появлением ручи, преданный переходит с пути вайдхи-бхакти на путь рагануга-бхакти». Это слова Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады («Шри Упадешамрита», 8, Анувритти). Итак, нужно отбросить все многочисленные материальные желания; совершать бхаджан, следуя наставлениям шастр, сад-гуру и вайшнавов-ачарьев; обрести ручи и начать практику рагануга-бхакти, в результате которой в сердце садхаки должны проявиться эманации настроения, соответствующего его сварупе; с этого момента какой-то из жителей Враджа начнёт привлекать садхаку больше других в силу совпадения их настроений, разница между которыми будет в степени развития: у одного это настроение только-только проклюнулось, а у другого – в полном расцвете. Гуру, видя, что самбандха-гьяна проявилась в сердце ученика, подтвердит садхаке его ощущения и даст практику (бхаджан-пранале) для развития желанного настроения. Соблюдение Экадаши и дней явления Шри Вишну-таттвы по всем правилам – это лучший катализатор, способствующий (как бхава-анукула) этому процессу и отчасти (как бхава-самбандхи) развивающий его. Идеальным подтверждением этих слов Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура является пример Прахлады Махараджа, обретшего свою сварупу, не только не отбрасывая многочисленные материальные желания, не совершая никакого бхаджана и не прилагая даже малейших усилий к этому в своей предыдущей жизни, а делая всё, чтобы отправиться в ад! Он сам поражён появлению столь удивительной преданности Бхагавану в себе:

«Поклоны Тебе, о Верховный Господь Вишну в облике Человека-льва! Я, Твой бхакта, хочу спросить Тебя, единственного Владыку всех богов, каким образом во мне возникла эта удивительная всепоглощающая преданность Тебе? Какова причина моей столь безграничной привязанности к Тебе?» («Хари-бхакти-виласа», 14.418-419).


Господь Шри Нрисимхадэв ответил:

«В предыдущей кальпе ты был сыном благочестивого, сведущего в «Ведах» брахмана Васушармы и известной во всех трёх мирах своей праведностью Сушилы. У них было пять сыновей, и ты был младшим. Звали тебя Васудэва. Все твои братья были людьми идеального характера, но ты привязался к блуднице и стал проводить с ней всё своё время. Увлечённый ею, ты стал пить хмельные напитки, грешить и перестал изучать Писания. Ты стал жить в её доме, и однажды у вас произошла ссора. Из-за этой ссоры ты не мог в этот день ни пить, ни есть, и не спал всю ночь. Этим, сам того не подозревая, ты совершил желанное поклонение Мне, соблюдя дорогой Мне обет (Нрисимха-чатурдаши). О Прахлад! Именно этот обет породил в тебе величайшую преданность Мне».

Здесь, в «Брихад Нарасимха-пуране», цитируемой в «Хари-бхакти-виласе» (14.421-438, выборочно), Господь Шри Нрисимхадэв ничего не говорит о том, что павший брахман Васудэва нечаянно оказался в этот день в Его заброшенном храме, как иногда пересказывают эту историю. В Нрисимха-чатурдаши тысячи людей посещают храмы Шри Нрисимха-дэва, возносят Ему молитвы, проводят пуджи, абхишеки и прочее. Но полное удовлетворение Ему доставили не они, а падший брахман, грешник Васудэва, у которго, как утверждает сам Нрисимха-дэв, не было никаких заслуг, никакой благоприятной ситуации или благочестивых действий за всю жизнь – ничего, кроме неосознанного сухого поста и бессонной ночи! Не было даже самой незначительной упадана-караны, никакого шраванам-киртанам – ни Харинамы, ни Кришна-катхи! Просто нечаянная аскеза – нирджал и ночное бдение! Но – в Нрисимха-чатурдаши! Даже то, что ум Васудэвы был в это время полностью поглощён порочными мыслями о блуднице, а весь день посвящён переживаниям возникшей с утра ссоры, не повлияло на результат: Шри Нрисимхадэв дал Свою божественную милость в полном объёме обоим, ибо эта женщина тоже ничего не пила, не ела, и не спала в тот день и ту ночь. Шри Нрисимха-дэв сказал:

«Для скверных, распутных девиц возник этот обет; им же, Прахлада, порождена и твоя величайшая преданность Мне. Та блудница родилась апсарой на Сварге и, насытив свою страсть множеством божественных наслаждений, вошла, как и ты, Прахлада, в Меня. Но в эпоху Кали греховные наклонности столь велики, что мало тех, кто совершает установленный Мной обет: у негодяев, всегда вовлечённых в греховную жизнь, нет расположенности следовать обетам – их привычки противоположны благочестию. Тот, кто с преданностью слушает об этом уничтожающем грехи обете, благодаря одному лишь такому слушанию освобождается от последствий убийства брахмана» («Хари-бхакти-виласа», 14. 438, 439, 449, 451, 453).

Шрила Санатана Госвами подчёркивает в комментарии: «Просто благодаря слушанию об этом обете, даже не начав ещё его соблюдать, можно обрести великое благо!» (14.453).

Некоторые преданные, желая углубить понимание этой темы, вспоминают, что Прахлада Махарадж, ещё будучи в утробе своей матери Каядху, получил милость Шри Нарады Муни, 60 тысяч лет слушая Хари-катху в ашраме великого мудреца, и что именно это послужило причиной обретения им столь феноменальной преданности.


Не умаляя могущество садху-санги, тем более, с Нарадой Муни, скажем, что любая садху-санга является следствием милости Бога: именно потому, что Шри Нрисимха-дэв одарил Прахладу Махараджа своей безграничной милостью, тот получил общение со святым Нарадой Муни. Откуда это известно? Во-первых, от самого Нрисимха-дэва, который говорит, что причиной преданности Прахлады Махараджа является нечаянная аскеза, совершённая им в Нрисимха-чатурдаши, и ничто другое – мы только что цитировали эти стихи. Поскольку Нрисимха-дэв ничего не говорит о причастности к этому Шри Нарады Муни, можно сделать вывод, что милость Нарады, которую получил Прахлада Махарадж, также является результатом совершённой им в предыдущей жизни аскезы, то есть следствием милости Нрисимха-дэва. Во-вторых, милость Шри Нрисимха-дэва Прахлада Махарадж получил в предшествующей кальпе, будучи падшим брахманом Васудэвой, то есть на кальпу раньше, чем встретился с Нарадой Муни – это также доказывает, что милость Нарады является следствием, а не причиной милости Нрисимха-дэва. В-третьих, воспользовавшись отсутствием Хираньякашипу, совершавшего свою беспрецедентную аскезу, полубоги украли его беременную жену, Каядху, чтобы убить мальчика, который должен был у неё родиться, так как опасались, что это будет ещё более могущественный демон, чем его отец; но Шри Нарада Муни, вдохновлённый (посланный!) Господом, остановил их, сказав, что они не смогут убить этого ребёнка, так как он – великий преданный Шри Вишну, и забрал Каядху и пребывающего в её чреве Прахладу в свой ашрам; таким образом, ещё до встречи с Прахладой Шри Нарада-джи знал, что этот мальчик – великий преданный Господа, а, значит, Прахлада был им до садху-санги с великим мудрецом.

Тогда возникает вопрос: почему наши ачарьи и, в частности, Шрила Гурудэв, провозглашая важность садху-санги, приводят пример Прахлады Махараджа, который, пребывая во чреве матери, внимал наставлениям Нарады Муни и обрёл, таким образом, великую преданность Вишну?

Потому что без садху-санги милость Господа, даже если она есть, не может проявить себя во всей полноте, если может проявить себя вообще. Садху-санга – это и есть милость Кришны! Без наставлений Шри Нарады Муни врождённая преданность Прахлады Махараджа не смогла бы соответствовать предназначенной ему в лиле явления Шри Нрисимха-дэва роли. Семечко имеет в себе всё, чтобы стать деревом, кроме благоприятных внешних условий. Садху-санга выполняет функцию этих условий, поэтому присутствующая в сердце преданность может стать цветущим и плодоносящим деревом. Но одних внешних условий недостаточно: мать Прахлады, Каядху, тоже имела садху-сангу с Нарадой Муни, однако для неё результат этой садху-санги не стал настолько выдающимся, как для её сына, поскольку она не имела особой милости Шри Нрисимха-дэва. Таким образом, необходимо и семя преданности, и садху-санга. Демоническая атмосфера семьи Хираньякашипу не позволила бы Прахладе Махараджу без предварительного общения с Нарадой Муни стать Прахладой Махараджем. Средняя продолжительность жизни людей в Сатья-югу 100.000 лет, а Прахлада Махарадж 60.000 лет слушал катху Шри Нарады Муни в утробе своей матери, чтобы стать квалифицированным принять участие в лиле явления Шри Нрисимха-дэва! Чтобы уйти на планету Нрисимха-дэва, ему не нужна была эта садху-санга, но, чтобы принять участие в проявленных на Земле играх Господа, это было необходимо. Поэтому мнение, что Прахлада Махарадж обрёл свою беспрецедентную преданность благодаря садху-санге вполне обосновано, и это не противоречит тому, что причиной этой его удачи был нирджал и ночное бодрствование, совершённые в Нрисимха-чатурдаши, то есть милость Шри Нрисимха-дэва!


Экадаши и дни явления Шри Вишну-таттвы одинаково щедры на милость Бхагавана. Они пробуждают врождённую спонтанную преданность, которая становится неотъемлемым достоянием дживы. Шастры («Хари-бхакти-виласа») предписывают проводить дни явления Шри Вишну-таттвы по тем же правилам, что и Экадаши-врату, то есть в течение трёх дней: дня, предшествующего явлению Господа, самого дня Его явления и следующего за ним дня. Дни, предшествующие дню явления и следующие за ним, регулируются правилами дашами и двадаши. Начать чествование Господа следует накануне дня Его явления. Есть в этот день можно только один раз после полудня, как в дашами, исключив из рациона все бобовые, кроме мунг-дала, все зерновые, кроме ячменя и особого вида риса (нивара или ури-дханья – это рис, выращиваемый на некультивируемом поле из зёрен, высушенных ветром; другими словами, легче вычеркнуть рис из списка разрешённых продуктов), листовые травы и овощи, мёд, баклажаны, гур, растительные масла и другие продукты (см. «Хари-бхакти-виласу» 13, 9-13 и книгу Шрилы Ваманы Махараджа «Экадаши-врата-катха»). В день явления Господа, который соответствует Экадаши, проводится сам праздник с абхишекой, пуджами, катхой, киртанами, ночным бдением и соблюдением нирджала до восхода солнца следующего, третьего дня враты. Третий день, прерывающий нирджал, подобен двадаши и проводится так же, как день первый. По его завершении, то есть с восходом солнца в следующий за ним день, завершается и врата по случаю явления Господа.

Хочу обратить внимание тех, кто относится к категории детей (до 8 лет), стариков (начиная с 80 и старше), больных, страждущих или немощных и намерен, соблюдая Экадаши и дни явления Вишну-таттвы, принять после захода солнца один раз молоко, фрукты или корнеплоды: есть три вида корнеплодов, запрещённых даже для дашами и двадаши, не говоря уже об Экадаши! Это кала-шак – похожий на картофель сладкий корнеплод, распространённый в Бенгалии; мулака – индийская редиска, напоминающая по форме морковку, но белого цвета; и кему или ке’у – мне не удалось выяснить, что это такое. Поскольку есть такая оговорка в отношении корнеплодов, лучше исключить их совсем. Молока и фруктов вполне достаточно! (В том числе, для дашами и двадаши тех, кто держит нирджал).

Видя, как легко запутаться и допустить ошибку в списке разрешённых и запрещённых в дашами и двадаши продуктов, я пришёл к Шриле Гурудэву. Состоялся такой диолог:

Видагдха Мадхава дас: Шрила Гурудэв! По правилам «Хари-бхакти-виласы» Экадаши-врата совершается в течение трёх дней – дшами-экадаши-двадаши.

Шрила Гурудэв: Да.

Видагдха Мадхава дас: Шрила Санатана Госвами приводит обширный перечень продуктов, которые запрещёно есть в дашами и двадаши.

Шрила Гурудэв: Да.

Видагдха Мадхава дас: Чтобы не допустить нечаянно ошибку, не лучше ли будет в дашами и двадаши пить только воду, а в Экадаши, как обычно, держать нирджал?

Шрила Гурудэв: Very good! (Очень хорошо!)

Шрила Гурудэв сказал это с таким энтузиазмом и шакти, что я несколько лет неотступно следовал этой практике! Периодически я делал это и раньше, так что это был не теоретический вопрос, и Шрила Гурудэв исчерпывающе на него ответил. Для того, кто хочет отключиться от внешнего мира и погрузиться в воспевание Святого Имени, это наилучшие условия! Наш разговор состоялся на Говардхане, когда Шрила Гурудэв не поехал в Навадвипу и проводил Навадвипа-мандала-парикраму во Врадже.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, ссылаясь на «Удджвала-ниламани», пишет: «Шрути, следуя настроению гопи, с верой совершали аскезы и, достигнув премы, родились во Врадже. Это доказывает, что аскезы способствуют достижению гопи-премы. Здесь под аскезами понимается пост в Экадаши, Джанмаштами и другие, подобные им, дни…» («Рага-вартма-чандрика»).

Трудно не увидеть преимущество соблюдать Экадаши и дни явления Вишну-таттвы по правилам, установленным их Учредителями (что и означает соблюдать их!); остаётся только взять на себя ответственность за свою духовную жизнь, независимо от того, что делают другие. Многие из нас воспевают Наму 10, 20, 30 и более лет. Мы можем сравнить результат своего многолетнего шраванам-киртанам с результатом бессознательной односуточной аскезы падшего брахмана Васудэвы. (Обратие внимание: совершив нечаянно один раз в жизни угодное Шри Нрисимха-дэву возержание от еды, питья и сна в дорогой Господу Нрисимха-чатурдаши, Васудэва тут же вернулся к своим дурным привычкам и продолжил предаваться греховным увеселениям со своей мадам вплоть до конца своих дней!)

Ну как? Сравнили? Ведь результаты воспевания приходят сразу же, не нужно ждать следующей жизни. Стадия намабхасы, например, как объясняет её могущество Шрила Бхактивинода Тхакур, «приносит дживе больше счастья, чем религиозность, обеты, йога, жертвоприношения и им подобное, вместе взятые! Благодаря намабхасе джива освобождается от всех своих грехов и от действия Кали-юги. Кали Махарадж становится доброжелательным слугой дживы, обеспечивающим безопасность и спокойствие. Джива становится неподверженной страданиям, причиняемым демонами, призраками, домовыми, злыми духами и вредоносным влиянием планет; нейтрализуется вся её, действующая ныне, прарабдха-карма! Четыре цели, установленные Ведами – религиозность, богатство, наслаждение и освобождение – достигаются воспеванием намабхасы. Намабхаса наделена невообразимой силой и способна улучшить любое живое существо. Она дарует безграничную радость и может возвысить даже самых безнадёжных грешников до самоосознания. Всё, кроме Кришна-премы, достигается намабхасой – даже Вайкунтха!» Можно ли не заметить реализацию таких благословений и появление таких качеств и способностей? Что же тогда говорить о чистом воспевании? «Благодаря чистому воспеванию (шуддха-наме) и следованию правилам садханы, как этому учат гуру, шастры и садху, человек медленно, но верно обретает Кришна-прему». Таким образом, нам было бы что сравнивать с результатом Прахлады Махараджа, если бы мы воспевали намабхас или шуддха-наму.

Иногда во время катхи Шрилы Гурудэва можно было услышать: «Не спите! Сидите прямо!» или «Если, повторяя Наму и гаятри-мантры, вы не можете сосредоточиться, думаете о посторонних вещах и проблемах или спите, ваше повторение безрезультатно! Такое повторение создаст ещё больше проблем!» («Сокровенные истины Бхагаватам»).

Другими словами, невнимательное повторение Святого Имени (нама-апарадха) и сонливость (тама-гуна) – это слишком сомнительные упадана-карана и бхава-самбандхи, чтобы ими оправдывать пренебрежение нирджалом и ночным бодрствованием в Экадаши, в Джанмаштами и другие дни явления Шри Вишну-таттвы, которые, независимо от качества воспевания Святого Имени, чистоты сердца и сознания практикующего, являются 100-процентной бхава-анукулой и частичной бхава-самбандхи, автоматически развивающими Говинда-смаранам и проявляющими сварупу дживы.

 







Date: 2015-10-19; view: 602; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию