Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бхима-экадаши
Бытует мнение, что строгое соблюдение Пандава-нирджала-экадаши (Бхима-экадаши) возмещает все пропущенные Экадаши года и что соблюдение нирджала в этот Экадаши признаётся категорически обязательным именно потому, что анулирует все экадашные долги. Это ошибка, на которую указал Шрила Гурудэв: «Всё это справедливо только в отношении Бхимасены! Только ему Кришна дал такое благословение! Все остальные должны соблюдать нирджал во все Экадаши года!». Вот диалог, состоявшийся 24 июня 2007 года в Баджере, Калифорния (Шрила Гурудэв объяснил, что в Экадаши, совершая ачаман, нельзя допускать, чтобы вода попадала в рот – нужно поднести ладонь ко рту, коснуться водой нижней губы и сбросить…): Преданный: Но я читал, что ачаман должен пройти внутрь и войти в сердце? Шрила Гурудэв: Совершайте ачаман так, как Вам нравится, но только не в Экадаши. Преданный: И всё же, если в течение года мы случайно нарушили Экадаши, можно ли компенсировать эту оплошность, соблюдая сухой пост в Пандава-нирджала-экадаши? Шрила Гурудэв: Компенсировать это можно только повторяя Хари-наму, а не воздерживаясь от воды и пищи. Вам всё равно придётся соблюдать все Экадаши! Эта поблажка была только для Бхимы. Преданный: Но мы думали, что если строго поститься в Пандава-экадаши, можно избежать последствий за нарушение других Экадаши года… Шрила Гурудэв: Это абсолютная ложь! Преданный: Эти преданные думают, что получили поблажку, как Бхима. Шрила Гурудэв: Они не Бхима. Испокон веков и вплоть до времён Шести Госвами преданные соблюдали сухой пост в каждый Экадаши. Амбариша Махарадж постился в Экадаши в течении 3-х дней: в 1-й день [в дашами ] воздерживался от еды [т.е. пил только воду]; во 2-й день [в Экадаши ] держал нирджал; и в 3-й день [в двадаши ] – принимал пищу один раз…
Я считал себя обладателем редкой удачи: мне трижды посчастливилось услышать собственными ушами наставления Шрилы Гурудэва, которые он давал лично мне, о соблюдении Экадаши-враты, поэтому у меня не было сомнений относительно того, какова позиция самого Шрилы Гурудэва в этом вопросе. Но другие преданные не имели таких бесед со Шрилой Гурудэвом и принимали Экадаши-таттву в том виде, в каком её представляли их духовные авторитеты, не следующие наставлениям шастр и примеру предыдущих ачарьев в этой практике. Этот нарыв, похоже, достаточно созрел, коли в Баджере Шрила Гурудэв провёл «операцию»: он расставил все точки над “ i ”, не правда ли? И теперь, благодаря его милости, а также милости Шри Экадаши-дэви и Шри Шри Радхи-Виноды-бихариджи, эту удачу имеют все! Кажется, не имело никакого смысла писать такое эссе – достаточно было привести этот диалог со Шрилой Гурудэвом, и воссиявшая истина рассеяла бы мрак неведения, озарив светом знания все стороны света и расставив всё по своим местам! Да! Если бы мы были подлинными учениками, которые ловят каждое слово своего Гуру, чтобы тотчас исполнить, этого диалога, действительно, было бы достаточно. Однако он состоялся в 2007 году, был на сайтах и в рассылках, но истина не воссияла! А если и воссияла, то мало кого озарила светом знания. И уж точно не расставила всё по своим местам: мне рта не дали открыть, чтобы напомнить преданным слова и волю Шрилы Гурудэва об Уттхана-экадаши. Складывается впечатление, что бессилие старших преданных перед Экадаши-вратой делает эту тему нежелательной, «персоной non grata». «Сегодня Уттхана-экадаши. Вы все должны держать нирджал и обрести милость Шрилы Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа!» – сказал Шрила Гурудэв, и это мало кому понравилось, как мы помним. Если наследие Шрилы Гурудэва мы будем отбирать с точки зрения способности или неспособности ему следовать, то на всё, что Шрила Гурудэв говорил и чему учил, должно быть наложено вето! На всю сладость рагануга-бхакти! Кто способен реализовать это, если у ведущего всех за собой проповедника Вринда-дэви вбегает в кунджу Чандравали на Гаури-кунде и под предлогом ворвавшегося в деревню страшного демона в облике быка уводит Кришну к Шримати Радхике, а насильственное переодевание «певицы Калавали», когда из-под «её» чоли выпадают два больших цветка кадамба, происходит на Варшане? Подобный раса-абхас, несомненно, нуждается в цензуре, а не слова Шрилы Гурудэва, каждое из которых – «на вес золота!» – сказал бы я, если бы к ним можно было применить мерки материальных ценностей. Разве Шрила Гурудэв уполномочивал кого-нибудь сортировать свои высказывания на категории 1-ой свежести или уже утративших её, представляющих ценность или уже неактуальных? А если кто-то это делает, считая, что из наследия Шрилы Гурудэва далеко не всем содержимым имеет смысл обременять память и, тем более, напоминать об этом другим, надо ли это воспринимать как полученное им откровение, что Шрила Гурудэв недостаточно хорошо понимал, что следует ему говорить для нашей пользы, а что не следует? Сердце подсказывает мне, что, принимая Баджерский диалог как высшее свидетельство истины и своевременную, как всегда, милость Шрилы Гурудэва, поддерживающего стремление каждого оправдать труд наших божественных ачарьев, составивших бхакти-шастры, исполнением заключённых в них божественных наставлений, я должен продолжить это эссе во славу Шрилы Гурудэва и служения истине. Харе Кришна!
Ошибка в оценке Пандава-экадаши возникла по двум причинам: из-за неправильного понимания славы этого Экадаши и из-за желания распространить на себя и других людей славу Бхимасены. На вторую причину указал Шрила Гурудэв, а первая заключается в следующем. Каждый Экадаши имеет свою историю и свою славу, и Бхима-экадаши не исключение. Шастры сравнивают могущество Бхима-экадаши с могуществом всех других Экадаши года вместе взятых! Это сравнение приводится, чтобы подчеркнуть величие самого этого Экадаши, а не подменить им остальные. Это форма прославления, а не высвечивание приоритета. Читая о других Экадаши года, не один раз можно встретить «Этому Экадаши нет равных!» или «Этот Экадаши – самый лучший!». С одной стороны, это традиция прославления, а с другой – это истина, ибо самый лучший Экадаши – наступивший! Утрата его благословений невозмещаема! «В один поток нельзя войти дважды, ибо и мы, и поток становимся другими». Мы никогда уже не окажемся на том месте самих себя, которое бы достигли, воспользовавшись милостью какого-то из пропущенных Экадаши, даже если сделаем это спустя год. И всё же у Пандава-нирджала-экадаши есть-таки одна особенность, которая выделяет его из общего списка: соблюдающие его по всем правилам обретают способность соблюдать и все остальные Экадаши года! Вот в чём секрет обязательного для всех нирджала в этот Экадаши и почему Шрила Вамана Махарадж и другие ачарьи предписывали это.
В связи с Бхима-экадаши хочу обратить внимание на следующее: 1) Бхима приходит к Шри Вьясадэве и говорит: «О великомудрый дед! Мой брат Юдхиштхира, мать Кунти, жена Драупади, а также Арджуна, Накула и Сахадэва очень тщательно соблюдают все Экадаши года, строго исполняя все правила и предписания шастр». Пандавы – вечные спутники Сваям Бхагавана Шри Кришны! Их опекает чит-шакти, и они, сопровождая Кришну, являются только там и тогда, где и когда Он проводит Свои игры. Их сокровищем является Кришна, а всё остальное представляет для них ценность лишь в той степени, в какой это связано с Кришной и их любовным служением Ему. И они строго следуют всем правилам и предписаниям соблюдения Экадаши-враты, считая это настолько важным для себя, что не позволяют себе пропустить не то что один Экадаши в году, а один Экадаши в жизни! И они – не исключение. Заканчивалась экадашная ночь, когда Акрура въехал во Врадж и увидел следы лотосных стоп Кришны; слёзы полились из его глаз, тело покрылось мурашками, волосы встали дыбом, и он стал кататься по земле, купаясь в пыли Вриндавана… Как и Пандавы, Акрура, испытавший духовный экстаз при одном только виде следов Кришны, всегда постился в Экадаши, считая это делом обязательным. Нанда Баба соблюдал Экадаши-врату и был захвачен слугами Варуны в экадашную ночь, потому что, совершая ночное бдение, поторопился принять омовение. А кто такой Нанда Баба? Он перый авторитет Враджа! Если он постится в Экадаши, это значит, что все пастухи и пастушки следуют его примеру! Можно не продолжать этот перечень – Шрила Гурудэв подвёл уже итог: «Испокон веков и вплоть до времени Шести Госвами преданные соблюдали сухой пост в каждый Экадаши!». То же самое говорит Кришна в «Бхавишья-уттара-пуране»: «Мои преданные будут известны тем, что постятся в Экадаши!». Вывод: преданные Кришны, по свидетельству Шрилы Гурудэва и самого Кришны, всегда держат сухой пост в Экадаши. А кто же тогда мы? На что мы рассчитываем и как надеемся достичь лотосных стоп Шри Кришны, не прибегая к помощи Шри Экадаши-дэви, матери преданности, если нитья-сиддха-парикары со всем тщанием и любовью служат ей, соблюдая все установленные ей стандарты? 2) Бхимасена продолжает: «Но я не могу в течение полных суток, да ещё два раза в месяц, совсем ничего не есть! Скажи, как мне ценой меньшей аскезы – например, щедрой раздачей пожертвований или каким-то другим способом – достичь тот же результат, что и мои братья, постящиеся в Экадаши?» Бхима хочет обрести результат правильного соблюдения Экадаши-враты! Как вечный спутник Кришны, он уже имеет всё, о чём только можно мечтать! Не может его коснуться и скверна, активизирующаяся в эти дни в телах пренебрегающих постом баддха-джив – ведь он према-пара-бхакта! Его преданность Кришне – феноменальна! Она значительно превосходит преданность Прахлады Махараджа (гьяни-бхакты), Амбариши Махараджа (шуддха-бхакты), даже Хануманаджи (преми-бхакты)! Чего же ему не хватает, если он имеет такое положение и такие возможности? Он не может поститься каждый Экадаши, но не хочет потерять то, что обретается этим постом! Что же им обретается? Бали Махарадж не мог понять просьбу очень красивого карлика-брахмана, Шри Вамана-дэва: «Я могу дать тебе процветающее царство! Даже положение Брахмы! А ты просишь кусочек земли в три шага… Похоже, у тебя не только рост, но и ум короткий»… Бали Махарадж не знал, какая великая тайна была заключена в трёх шагах Шри Вамана-дэва!… Но это нельзя сказать о Бхимасэне: имея всё, что только можно пожелать (куда больше, чем имел Бали Махарадж!), он ищет возможность не потерять какие-то сверхособые благословения Шри Экадаши-дэви и Кришны, именно потому, что знает тайну, заключённую в Шри Мадхава-титхах, трёх днях Экадаши-враты, подобных трём шагам Шри Вамана-дэва. Что же это за тайна? Пандавы явились во сне к Шриле Рагхунатхе Дасу Госвами с просьбой: «Ты хочешь придать Шьяма-кунде форму правильного прямоугольника, как Радха-кунде, и для этого срубить пять деревьев, растущих на её берегу. Не делай этого, о Дас Госвами! Эти пять деревьев – мы, пять братьев Пандавов! Здесь, на берегу Шьяма-кунды, в форме этих деревьев мы совершаем аскезу, чтобы удовлетворить Враджендра-нандану Шри Кришну. Не руби нас, не прерывай нашу тапасью!»… Тапасья братьев Пандавов на берегу Шьяма-кунды обнаруживает их цель: они хотят обрести Враджа-прему и войти в сокровенные игры Кришны во Врадже! Мы уже говорили, что с наступлением дней Экадаши (дашами-экадаши-двадаши) Враджендра-нандана Шри Кришна испытывает особое настроение, и на Голоке проходит праздник затребованного служения Ему. Экадаши-титхи – это дни максимального проявления Шри Мадхавы-Кришны во времени – Мадхава-титхи! – о которых Шри Кришна говорит: «Я Сам становлюсь этими титхи!». Кришна Сам становится этими днями, но Он никогда не покидает Врадж, значит, Врадж также присутствует в Экадаши-титхах – где Кришна, там и Врадж! Таким образом, соблюдение Экадаши-враты – это служение Кришне во Врадже. (Вот почему соблюдение Экадаши развивает Говинда-смаранам, помятование о Говинде!) Кроме того, что Кришна никогда не покидает Врадж, Он также не бывает и без Своего окружения, поэтому Его вечные спутники тоже присутствуют в Экадаши-титхах вместе с Ним! Не объявляя день открытых дверей, Врадж невидимым образом открывает свои двери в Экадаши тем, кто соблюдает Экадаши-врату, приглашая на санкиртану – божественную мистерию совместного участия всех преданных Кришны под руководством Его вечных спутников в празднике затребованного служения Ему во Врадже! Таким образом, Экадаши – это дни открытых дверей Враджа! Эту дверь и не хотел пропустить Бхимасэна. 3) В «Хари-бхакти-виласе» Шрила Санатана Госвами приводит множество стихов, свидетельствующих, что соблюдающие сухой пост в Экадаши и бодрствующие во славу Господа ночью, достигают сияющую обитель Вишну. А какова участь несоблюдающих? Шри Вьясадэва отвечает Бхиме: «Если ты хочешь избежать адских планет и попасть на небесные, то должен соблюдать полный пост во все Экадаши, будь это Экадаши тёмной или светлой половин месяца». Это значит, что, не соблюдая нирджал в Экадаши, не то, что на Голоку, о которой мы мечтаем, или в обитель Нараяны, а даже на райские планеты не попасть! На средних не остаться! Вьясадэва говорит: «Если хочешь избежать адских планет…» То есть перспектива тех, кто пренебрегает благословенным нирджалом в Экадаши – адские миры! И говорит это Вьясадэва не заурядному грешнику, а благочестивому во всех отношениях Бхимасене, вечному спутнику Бхагавана! Мы уже приводили несколько цитат из «Харри-бхакти-виласы», подтверждающих эту мысль. Люди недооценивают проникающую способность скверны материальной энергии, которая, подобно ржавчине, покрывает тонкое тело, и утягивает его на чистку в обитель Ямараджа. Но сам Ямарадж говорит: «О брахман! Я не смею наказывать и даже страшусь тех, чьи дети и внуки постятся в Экадаши! Эти великие души своей могучей силой спасают сотни своих предков!» (12.148) Поэтому должна быть полная ясность в том, что такое «соблюдение Экадаши». Это не повод «растекаться мыслью по древу», а священнодействие, данное свыше. Здесь не может быть никакой самодеятельности. Кто установил Экадаши-врату? Кто её Учредитель? Бхагаван Шри Кришна (Вишну) и Шри Экадаши-дэви! Что значит «установить врату»? «Установить врату» означает описать её и утвердить действия, совершение которых признаётся Учредителями выполнением враты. Где Учредители поместили описание этой враты и перечень утверждённых Ими действий? В шастрах, в частности, в «Хари-бхакти-виласе». Значит, следование «Хари-бхакти-виласе» является единственной возможностью выполнить Экадаши-врату, то есть совершить действия, затребованные и ожидаемые от нас Учредителями. Итак, всё встало на свои места: любая деятельность, не утверждённая Учредителями Экадаши-враты, не может рассматриваться как её соблюдение, в то время как следование правилам и предписаниям шастр, описывающих Экадаши-врату, обеспечивает её выполнение. 20-ое из 64-х качеств Шри Кришны – это «Он всё воспринимает через призму “Вед” и говорит на основе их авторитета». Поэтому тот, кто имеет веру в прямую связь шастр и Кришны, никогда не посмеет искажать таттва-сиддханту. Собственная способность или неспособность такого преданного исполнять правила и предписания не отразятся на представлении сиддханты – он изложит её так, как она описана в шастрах. Чем же объяснить тотальное искажение Экадаши-таттвы? Мы искажаем её повсеместно и при этом поём «экадашный» бхаджан Шрилы Бхактивиноды Тхакура: шуддха-бхаката чарана рену … Почему он «экадашный»? Потому что в нём есть такие слова: мадхава-титхи бхакти-джанани джатане палана кори кришна-васати… И мы, неследующие никаким правилам Экадаши-враты, а лишь воздерживаясь от зеробобовых, вдохновенно поём: «Я по всем правилам соблюдаю святые дни Экадаши и Джанмаштами, ибо они – мать преданности! Эти дни – сам Кришна! Поэтому, искренне служа им, можно легко достичь Его!» Вам не кажется, что у нас гостья? – Харе Кришна, дорогая Кутинати! Как поживаешь? – Спасибо! Вашими стараниями, у меня всё хорошо!… Шрила Рагхунатха Дас Госвами сравнивает в «Шри Манах-шикше» лицемерие (кутинати) со струёй ослиной мочи, и мы даже не замечаем, рассказывая во время катхи об этой струе другим, как попадаем в число принимающих в ней омовение… 4) В Баджере Шрила Гурудэв сказал: «Компенсировать пропущенные Экадаши можно только повторяя Харинаму, а не воздерживаясь от воды и пищи. Вам всё равно придётся соблюдать все Экадаши. Поблажка была только для Бхимы…» «Вам всё равно придётся соблюдать все Экадаши …» Что означают эти слова? Что имеет в виду Шрила Гурудэв, говоря это? Каждое его слово – бхаджан-пранали! В одну фразу он вмещает стратегию целой жизни! Что же он подразумевает в данном случае? Несомненно, нечто очень важное для нас, но что? Шрила Гурудэв всегда имел в виду только одно: Враджа-прему и манджари-бхаву! Это единственная цель, к которой он горячо призывал нас устремиться всем сердцем! «Всё равно придётся!» Он знает! Он уверен! Он сделал всё для того, чтобы однажды нас охватила эта, постоянно разжигаемая им в нас жажда обрести Кришна-прему! Охватила с такой силой, что мы нигде уже не сможем найти и не будем искать успокоение и удовлетворение своим чувствам, кроме непрерывного воспевания «Харе Кришна» маха-мантры! И тогда мы научимся ценить особо благоприятные для этого дни Шри Экадаши-дэви, матери преданности, матери Шри Бхакти-дэви… «Вам всё равно придётся соблюдать все Экадаши …» Это может иметь ещё два значения. Первое заключается в том, что рано или поздно, в этой жизни или в следующей, но отношеие к Экадаши-врате всем, кто стремится обрести бхакти, изменить придётся! Бхакти будет ускользать от нас, как бы мы ни старались, и тогда по милости Шрилы Гурудэва мы вспомним эти его слова и со всей серьёзностью обратимся к милость Шри Экадаши-дэви! А второе значение в следующем: всем, кто достигает Враджа Голоки, «приходится» соблюдать все Экадаши, потому что весь Врадж их соблюдает, охваченный праздником затребованного служения Шри Кришне! Шрила Гурудэв говорит этими словами: «Тем, кто принял меня в своё сердце и следует моим наставлениям, не избежать соблюдения всех Экадаши: сначала здесь, на этой планете, а затем во Врадже Голоки! Это ваша вечная деятельность, я уже позаботился обо всём!» Шрила Гурудэв произносит эти слова без малейшего сомнения! Поэтому я не вижу смысла никому из нас откладывать неизбежное для всех соблюдение Экадаши-враты на следующие жизни. Эта милость идёт к нам через Шрилу Гурудэва от Шри Чайтаньи Махапрабху: «Нама-бхаджан и Экадаши-врата – это вечная единая таттва! Прими её, не разделяя, и сделай своей жизнью!»
Date: 2015-10-19; view: 753; Нарушение авторских прав |