Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не в свои сани – не садись!





Шраддха – это твёрдая вера в наставления бхакти-шастр и она же – энтузиазм следовать им, что означает осуществлять процесс восхождения по ступеням развития бхакти от шраддхи до премы. Шраддха при этом растёт вместе с бхакти, что автоматически увеличивает энтузиазм осуществлять процесс. Отсутствие такого энтузиазма свидетельствует об отсутствии шраддхи. Это сигнальная лампочка опасности! Шраддха – основа бхакти! Энтузиазм исполнять наставления гуру имеет тот же источник – шраддху.

Шастры – представители духовного мира, как и сад-гуру. Если мы на самом деле хотим обрести бхакти и стать участниками игр Кришны в Его вечной обители, нам рано или поздно придётся следовать наставлениям их представителей – бхакти-шастр и сад-гуру. Только в этом случае можно когда-нибудь обрести, а не имитировать, спонтанную преданность жителей Враджа, витающую над сводом правил и предписаний.

Почему никто не симулирует способности воздушного гимнаста? Потому что симулировать их нужно под куполом цирка. Однако лучше сорваться с трапеции, изображая из себя мастера воздушных трюков, чем симулировать спонтанную преданность, оправдывая ей свою независимость от правил и предписаний – таких, как нирджал в Экадаши. Нитья-сиддха-парикары постятся в Экадаши спонтанно, не заглядывая в календари и шастры: их сердца – самый чуткий «барометр» настроения Кришны, а счастье Кришны – единственная цель их жизни. Поэтому думать, что соблюдать нирджал в Экадаши необязательно, значит, возомнить себя более возвышенным, чем жители Голоки и вечные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху, с которыми Он проводил Экадаши в Навадвипе и Джаганнатха Пури. Паршадам спонтанную преданность у нас не занимать, поэтому они смиренно принимают прибежище у нирджала и ночного бодрствования в Экадаши. Случай, произошедший в Экадаши, когда Сарвабхаума Бхаттачарья, Гопинатха-ачарья и управляющий храма Гундича принесли в сады Джаганнатхи-валлабхи махапрасад Господа Джаганнатхи для Шри Чайтаньи Махапрабху, и последующие объяснения, которые дал им Махапрабху о правилах соблюдения Экадаши, показывают, что некоторые спутники Гауранги Махапрабху стали следовать принципу нирджала и ночного бодрствования в Экадаши только под влиянием Его проповеди, то есть осознанно, а не спонтанно. Последнее утверждение, конечно же, не аннулирует способность спутников Махапрабху погружаться в бхаву Экадаши-враты и санкиртаны.

Думать, что соблюдать нирджал в Экадаши необязательно, означает также возомнить себя более возвышенным, чем Сам Махапрабху, который считал это обязательным не только для других, но и для Себя Самого! Он учил этому, давая наставления, а также собственным примером, как это описано Шрилой Джагаданандой Пандитом в «Према-виварте» и Шрилой Вриндаваном дасом Тхакуром в «Чайтанья-бхагавате».

Но однажды произошёл случай прямо противоположный этим описаниям. Это было в Навадвипе. Махапрабху не был ещё знаменитым Нимаем Пандтом – Он был маленьким мальчиком нескольких лет от роду, когда неожиданно для Своих родителей и всех присутствующих в доме гостей попросил в Экадаши принести Ему роскошный пир, приготовленный двумя братьями- брахманами, Джагадишей и Хираньей, Его вечными спутнками. Об этом пире никто в доме Джаганнатхи Мишры, да и во всей Навадвипе, понятия не имел. О нём знали только сами братья, Джагадиша и Хиранья, и их обожаемый Господь. Эта история – украшение детских лил Шри Гаурахари, когда малыш Нимай проявляет настроение Вишну. Шрила Вриндаван дас Тхакур так описывает эту удивительную историю («Чайтанья-бхагавата», 6. 13, 14, 16, 19-23, 27-30):

«Было одно верное средство [успокаивающее Нимая]: как только раздавался киртан, Господь переставал плакать. Стоило кому-либо начать хлопать в ладоши и петь имена Хари, как Господь становился тихим и послушным. Но однажды, несмотря на то, что все вокруг непрерывно пели Харинаму, Господь не мог успокоиться. Все говорили: “Малыш, что же ты хочешь? Мы принесём тебе всё, что угодно, только не плачь!” Господь ответил: “Если вы хотите спасти Мне жизнь, то сейчас же ступайте в дом двух брахманов. Джагадиша и Хираья – великие преданные! То, что Я желаю, находится у них. Сегодня – Экадаши! Они оба постятся, но приготовили подношение для Господа Вишну. Вкусив эти блюда, Я перестану плакать и пойду гулять”.

Узнав о желании малыша, Хиранья и Джагадиша преиспонились радости. Они воскликнули: “Какая удивительная просьба! Мы никогда не слышали о столь разумном ребёнке! Как Он узнал, что сегодня Экадаши? Откуда Ему известно, что мы приготовили множество различных блюд для Господа? Теперь мы понимаем, почему этот мальчик так прекрасен! Несомненно, в Его теле действует Сам Гопал-Кришна!”».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада комментирует этот случай так: «Оба брахмана – Джагадиша Падит и Хиранья Пандит – жили на Годрумдвипе, недалеко от дома Джаганнатхи Мишры. В Экадаши они приготовили роскошное подношение Господу Вишну. Предписание поститься в Экадаши касается только людей, но не Господа, который Сам устанавливает правила. Господь наслаждается всеми подношениями, поэтому в Экадаши Ему нужно предлагать всевозможные виды блюд. Обычно в этот день преданные отказываются от всех видов наслаждения и постятся. Однако Сам Господь Шри Хари, защитник предавшихся Ему душ, принимает подношения Своих бхакт также и в этот день, известный как Хари-васар. Поэтому Шри Гаура-Нарайана захотел отведать блюда, приготовленные в доме Хираньи и Джагадиша».

Итак, являя Свою божественную милость и сладость Своих детских развлечений, Шри Гаурахари однажды, войдя в настроение Верховного Наслаждающегося, принял в Экадаши шикарный пир, изобилующий богатством разнообразных блюд, приготовленных для Него Его чистыми преданными – Джагадишей Пандитом и Хираньей Пандитом. И Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада объяснил нам: это не пример для подражания! Что позволено Юпитеру, не позволено быку! А что позволено Кришне, не позволено не только Юпитеру, а даже Брахме и Шиве!

Но джива, пытающаяся занять положение Верховного Пуруши со времён татастха-шакти, настаивает на том, что ей можно есть в Экадаши! Она жаждет присвоить себе эту прерогативу Бхагавана и есть в любое угодное ей самой время – особенно в то, которое ей строго-настрого запрещено Им для еды! В этом она ощущает особый смак, потому что нарушение этого запрета весомо доказывает, что если она ещё и не Бог, то, во всяком случае, на подходе к этому. Она уверена, что ей это не повредит.

Во времена воинствующего атеизма в России один спецотряд, вооружённый не только просветительскими идеями, «проповедовал» торжество научного мировоззрения по деревням и весям. В одном месте, сорвав в церкви и домах иконы и свалив их грудой перед собравшимися вокруг жителями, командир отряда стал рубить церковную утварь топором, доказывая “отравленному опиумом религии” населению, что Бога нет: «Ну, видите!» – приговаривал он с каждым ударом. – «Если бы это был Бог, разве бы Он попустил такое…» – и хлёстким движением – «хм!» – рассёк надвое икону Иисуса Христа. «Ну? Где же Он, ваш Бог? Что же Он меня не покарает?» – с улыбкой первооткрывателя новых земель он обвёл всех победоносным взором. И тогда один преклонных лет человек чуть выдвинулся вперёд и сказал ему: «Милый! Что ж тебе ещё надо? Бог лишил тебя разума!»

Шри Кришна говорит: «Мои преданные будут известны тем, что постятся в Экадаши!» Почему Он в этом уверен? Потому что преданные Кришны не претендуют на положение и собственность своего возлюбленного Господа. Они не стремятся присвоить себе Его права, в том числе, исключительное, принадлежащее только Ему право наслаждаться пищей в Экадаши! Но кто-то мечтает об этих правах. Кто-то просто изнывает от неутолимой жажды захватить их, как и само положение Бога. Кто же это? Все, кроме бхакт Господа! Увы, нам, увы! Мы называем себя преданными Кришны, но Кришна говорит: «Мои преданные будут известны тем, что постятся в Экадаши!» Мы не хотим Его слушать! Мы продолжаем считать себя Его преданными, но пытаемся выполнять Его функцию (наслаждаться пищей в Экадаши) а не свою (воздерживаться от еды и сна в эти дни для удовольствия Кришны). Мы делаем это, чтобы удовлетворить запросы своего тела, – не запросы Кришны. Установление приоритетов налицо. Оказание предпочтения обнаруживает подлинный объект нашего поклонения и любовного преданного служения. И объект этот – не Кришна. Сможем ли мы переварить булыжники апарадх, съеденные в Экадаши? Кришна – огонь пищеварения («Бхагавад-гита», 15.14), и Он говорит нам: «Не сможете!»

Стремление дживы наслаждаться является незаконным не только в Экадаши, а в любой день, ибо наслаждение – это прерогатива Бхагавана, которую джива пытается присвоить. Даже желание наслаждаться вместе с Кришной – незаконно до тех пор, пока не будет подкреплено соответствующей расой, обеспечивающей его законность: например, для сакхья-расы желание наслаждаться вместе с Кришной – игрой, едой, борьбой, прогулкой и другими видами взаимоотношений – вполне законно! Но гопи не стремятся наслаждаться вместе с Кришной – они стремятся только к тому, чтобы доставить наслаждение самому Кришне! Только Ему! Как и мама-Яшода. Но при этом они обретают высочайшее блаженство! Такова Кришна-према. Источник безграничного наслаждения заключён в любовном служении Кришне. Гопи дают исчерпывающий пример обретения наивысшего блаженства, к которому никогда не приведёт желание обрести его. Желание обрести блаженство низводит в ад, а желание доставить блаженство Кришне – наделяет им. Поскольку все ачарьи нашей линии ученической преемственности, начиная с Рупы Госвами, – это манджари-гопи, любое желание наслаждаться едой, славой, служением, учениками и чем бы то ни было ещё из доступного нам арсенала наслаждений (даже вместе с Кришной!) должно вызывать у нас внутренний спасительный невыносимо-завывающий сигнал «воздушной» тревоги: «Не в свои сани – не садись!»

Иногда в доме Шриваса Пандита, находясь в окружении самых близких Своих преданных, Махапрабху восседал на трон Вишну и проявлял настроения различных Своих экспансий – Шри Варахи, Шри Нрисимхи или Господа Шивы. Но главное Его настроение, как мы знаем, было другим. В этом настроении, настроении преданного Шри Кришны, вливающемся в Его сердце из сердца Шримати Радхарани, Шри Чайтанья Махапрабху всегда давал идеальный пример следования вайшнава-дхарме, независимо от того, был ли Он в ашраме грихастхи или в ашраме саньяси. Шрила Гурудэв неоднократно подчёркивал это, говоря, что Махапрабху дал пример правильного поведеня и грихастхам, и саньяси. И какой же Махапрабху дал пример в соблюдении Экадаши? Нирджал и санкиртана с восхода солнца в Экадаши до восхода солнца в двадаши!

Нам необходим этот процесс! Самолюбование омрачает любую составляющую бхакти, поэтому очень трудно получить плод наставлений Шрилы Гурудэва (ручи, асакти, бхаву) даже исполняя эти наставления, ибо глаза постоянно косят на отражение самого себя в кривом зеркале ложного эго. Даже повторение Святого Имени на чётках и то угрожает принять форму хвастовства количеством прочитанных кругов. Купаясь в лучах собственной славы и восхищённых взорах окружающих, мы уже получаем награду свою. Результат, о котором говорит Шрила Гурудэв, обитает в прямо противоположном месте. Отсутствие желанной чистоты самого практикующего сопровождает любую севу. Единственное, что мы можем делать чисто – это не есть в Экадаши! Просто ничего не кладёшь себе в рот и всё! Что бы человек ни воображал о себе при этом, как бы ни восхищался собой – это не прерывает пост и даже не оскверняет его, потому что мысли не являются условием соблюдения поста. Это такая милость, которую трудно вообразить! Видимо, поэтому люди ещё не встали в очередь на соблюдение Экадаши-враты: их сознание не способно вместить масштаб обретаемого богатства! За смехотворно простой процесс валом валятся фантастические, сказочные благословения! Просто сказочные! Почему? Неужели за пытку нирджалом и бессонной ночью? Нет! За послушание! Такова милость чит-шакти по отношению к тем, кто слушается её! Ведь весь мир не слушается! Весь мир! А тут появляется раз, два, три и обчёлся тех, кто слушается! На них-то её милость и сосредотачивается! Послушание ей автоматически преобразует наши неуклюжие телодвижения в изящные жесты, соответствующие гармонии духовного мира. Принятие авторитета бхакти-шастр и следование их наставлениям, а не завихрениям ума, стремящегося верховодить и наслаждаться материальными вкусами, выводит дживу из-под контроля материальной энергии под контроль чит-шакти.

 

Date: 2015-10-19; view: 314; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию