Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель-ачарья ИСККОН
Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада хотел поначалу, чтобы его ученики воспевали 64 круга Хари-намы и держали нирджал в Экадаши. Однако этот стандарт оказался непосильно высоким для западных людей, поэтому он снизил количество обязательных кругов до 16-ти и заменил экадашный нирджал на экадашный пир, оставив запрещёнными только зернобобовые. Его решение противоречит и шастрам, и духовным авторитетам нашей линии, мнение которых он, несомненно, знал (о чём свидетельствует первоначальная попытка ввести соответствующий этому мнению стандарт), но перед ним стояла задача международной проповеди «Сознания Кришны» среди людей с прямо противоположным сознанием и в мире, где наслаждение чувств является путеводной звездой каждого. В «Шри Харинама-чинтамани» Шрила Бхактивинода Тхакур говорит о предписанном количестве кругов при повторении Святого Имени на чётках как о нирбандхе, установленной Шри Чайтаньей Махапрабху, и поясняет: «Четыре круга на мале из 108 бусин составляют грантхи. Постепенно наращивая своё воспевание, садхака должен стремиться к повторению шестнадцати грантхи, т. е. одного лакха Святых Имён (64 круга). Именно это число и является нирбандхой». То, как следует повторять эту нирбандху, Махапрабху объясняет в «Према-виварте»: Он использует слово учхарана – отчётливо и громко. Преданные Шри Чайтаньи Махапрабху, приходя в Джаганнатха Пури из Бенгалии на Ратха-ятру, оставались в Пури на всю Чатурмасью и в течение всего этого времени по очереди стремились приглашать Махапрабху к себе на обед. И тогда Он сказал им: «Я приму приглашения лишь тех, кто имеет лакх!» То есть сто тысяч. Все растерялись, думая, что речь идёт о деньгах, так как такого богатства ни у кого из них не было, но Шри Гаурахари пояснил им: «Лакх Харинамы!» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада в Упадешавали (22) пишет: «Бхагаван ничего не примет от того, кто не повторяет Хари-наму сто тысяч раз (64 круга) ежедневно». Итак, Шри Шачинандана Гаурахари установил стандарт соблюдения Экадаши (не есть, не пить, не спать, воспевать «Харе Кришна» маха-мантру) и стандарт повторения Хари-намы – 64 круга громко и отчётливо. Делая это, Он, видимо, знал результат, к которому приводит этот стандарт. Поскольку Махапрабху принимает или не принимает от Своего преданного то, что тот Ему предлагает, в зависимости от того соблюдает преданный этот стандарт или нет, можно догадаться, что результатом является развитие взаимоотношений лично с Ним (а значит, и с Его окружением, и с Враджем, потому что они все оттуда). Знал всё это Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада? Несомненно, поэтому он начинает с этого стандарта, но в силу неспособности учеников следовать ему, вводит другой. Он не изменяет предыдущий, ибо тот стандарт установлен Самим Господом; он вводит новый, который, естественно, не может привести к тому же результату, но позволяет 1) сохранить ученикам вкус к осуществлению духовной практики, развивающей преданность Кришне, и 2) максимально распространить «Сознание Кришны» по всему миру. Для достижения этих двух целей стандарта, введённого основателем-ачарьей ИСККОН, вполне достаточно! Но Шри Чайтанья Махапрабху установил стандарт, позволяющий обрести Кришна-прему. И мы сто и м перед выбором: какого стандарта придерживаться? Забота о расширении внешней проповеди, открывающей двери проповеднических центров всем желающим, а не о продвижении по ступеням развития бхакти от шраддхи до премы, переводит экадашный нирджал в категорию «факультативных дисциплин», заменяя его экадашным пиром без зернобобовых. С точки зрения соблюдения Экадаши-враты, это неправильно (точнее, не является соблюдением Экадаши-враты), но оправдано с точки зрения привлечения джив к движению «Сознания Кришны», международной проповеди воспевания Святого Имени и распространения учения Шри Чайтаньи Махапрабху по всему миру. Чтобы обрести главное, можно принести в жертву детали, но когда главное уже есть, детали становятся существенными, например: 1) Если у женщины нет мужа, бессмысленно обсуждать блюда, которые он любит, но придёт время и это станет актуальным. 2) Чтобы выжить в экстремальной ситуации, кто-то может согласиться ради спасения жизни использовать в пищу не то, что определено человеку свыше: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу!» («Бытие»,1.29). Употребление рыбы или мяса в экстремальном положении может найти оправдание, как временная мера, и не повлечь кармической ответственноси. (Хотя кто-то может не согласиться на это даже как на временную меру, сохраняя верность своим жизненным принципам.) Но употребление мяса в нормальной ситуации, при наличии лакто-вегитарианских продуктов, неизбежно привлекает энергию страданий убитых животных, птиц или рыбы к тем, кто имеет к этому даже малейшую причастность. 3) Пока ребёнок не начал ходить, обувь для него не является актуальной. 4) Тому, кто не имеет ни малейшего представления о Кришне, детали служения, доставляющие наивысшее удовольствие возлюбленному гопи, не покажутся настолько важными, чтобы уделять им внимание. Но если ему посчастливится встретить расика-вайшнава и стать преданным Кришны, он будет стремиться постичь все тонкости этих деталей и будет лезть вон из кожи, чтобы доставить Кришне макимальное наслаждение, стараясь удовлетворить не свои и не чьи-то, а Кришнены запросы и желания! А Кришна хочет, чтобы Его преданные постились в Экадаши! Это однозначно! Иначе бы шастры не говорили об этом, и сам Он это не свидетельствовал бы. Но ещё больше Он хочет, чтобы Его Святое Имя звучало в каждом городе и деревне! Расширению проповеди и приносится в жертву Экадаши-врата. Для неискушённых в преданности людей и неофитов Экадаши-врата – это непривлекательная аскеза, а не анга бхакти; но для спутников Шри Чайтаньи Махапрабху, вечно освобождённых душ, – это вечный процесс, неразрывно связанный с воспеванием Святого Имени и Кришна-премой. Дети не любят принимать горькие лекарства, и ачарьи устраняют «помехи» на пути новобранцев. Воспевание Хари-намы не должно останавливаться ни при каких обстоятельствах и попадать в зависимость от чего-то. Его стремительный мощный поток, разливающийся повсюду, не могут сдерживать отдельные островки, остающиеся до времени. Но и они вскоре становятся затопленными. Вот тогда кто-то из обитателей этих островков, потерпевший неудачу в воспевании из-за отсутствия живой преданности Наме, начнёт искать её в живой преданности неотличному от Намы Кришне, припадая к лотосным стопам Шри Экадаши-дэви и моля её о милости. Процесс «затопления» островков носит не общий, а индивидуальный характер в зависимости от «ландшафта и рельефа местности», поэтому «много званных, да мало избранных»… Наряду с участниками экадашных пиров, в ИСККОН всегда были и отдельные энтузиасты соблюдать нирджал в Экадаши. Эта практика считалась благоприятной, и духовные авторитеты, хотя и не следовали ей сами, относились к ней одобрительно. Некоторые из тех энтузиастов, практиковавших прежде нирджал в Экадаши, оказавшись в условиях Гаудийа-матха, утратили эту способность. Восстанавливать её, даже если у кого-то возникнет такое желане, будет сложнее, чем было обретать, потому что вторично обуздать вырвавшиеся на свободу чувства значительно труднее. Да и место утраченной способности может оказаться «занятым». Призванный в помощь этому эссе Иисус Христос сформулировал это так: «Когда нечистый дух выйдет из человека [вследствие совершаемого когда-то и оставленного затем процесса], то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». Кроме того, во всём, что связано с соблюдением Экадаши, нужна поддержка Шри Экадаши-дэви, которую она охотно даёт. Но у нас должна быть репутация “надёжного партнёра”. «Возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадёжен для Царства Небесного» (Иисус Христос). Если мы хотим обрести высочайшую преданность Кришне, то должны вначале сами её продемонстрировать – хотя бы в форме постоянства выполнения приводящих к этой преданности действий. Бхакти – это особый вид бизнеса, и, как в любом бизнесе, чтобы иметь дивиденды, здесь также нужно делать вложения. Какие? Кришна навечно отдал своё сердце пастухам Враджа, вайшьям, поэтому являет качества торговца: «Как человек идёт ко Мне, так Я его и принимаю! Насколько он предаётся Мне, настолько Я и вознаграждаю его!» («Бхагавад-гита», 4.11). Кришна готов отдать всё и даже Самого Себя! Но Он торговец: Он и получить хочет всё – всего преданного! И Он говорит: «Бхакти-марг создан Мной! Этот путь любовного преданного служения Мне свободен от любых корыстных мотивов!» Это значит, что, не отдав Им, этому пути и Кришне, всё, начиная с сердца, мы не можем оказаться даже на обочине! Разве что в кювете, провожая взглядом проходящих мимо преданных. Всё! – такими должны быть вложения для успешного восхождения к преме. Претендуя на обретение преданности Кришне, нельзя не проявлять её в отношении матери преданности, Шри Экадаши-дэви, в отношении Шрилы Гурудэва и вайшнавов. «Кто имеет, тому и дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что было…» (Иисус Христос).
Date: 2015-10-19; view: 405; Нарушение авторских прав |