Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С. С. Вальяжников, А. А. Алексеев
Система пропаганды безопасности (Опыт работы на I ГПЗ) 42 Проведенный на ряде предприятий анализ промышленного травматизма среди рабочих, овладевших стахановскими методами работы, показал, что работа стахановскими методами является мощным и решающим фактором, влияющим на снижение промышленного травматизма (% несчастных случаев среди рабочих-стахановцев значительно ниже, чем среди рабочих нестахановцев). Приведенное положение с достаточной убедительностью показывает, что путь к оздоровлению труда, путь к ликвидации несчастных случаев идет через овладение каждым рабочим высотами социалистической организации и культуры труда. Целый ряд мероприятий, которые являются обязательными элементами работы по безопасности труда, требуют специальной разработки. Такими мероприятиями являются: а) мероприятия по ограждению опасных частей механизмов, б) обучение рабочих методам безопасного ведения работ, в) пропаганда безопасности. В настоящее время главное внимание в работе по безопасности труда направлено на ряде предприятий в сторону разрешения вопросов оградительной техники. Вопросы обучения и пропаганды безопасности, т. е. вопросы, связанные с человеческим фактором, стоят на 256 предприятиях на низком уровне. Между тем, доминирующее место среди причин травматизма продолжают занимать: плохое знание правил безопасности, неиспользование защитных приспособлений и ограждений, плохая организация рабочих мест, применение опасных приемов работы и т. п. Практическая эффективность пропаганды методов безопасной работы и обучения рабочих этим методам яснее всего выявилась на опыте работы на заводе I ГПЗ <...> Участниками этой имеющей двухлетнюю давность работы являются: Московский институт охраны труда, Музей труда ВЦСПС и работники техники безопасности завода. Проведенная работа ставила своей задачей: А. Разработку мероприятий по пропаганде безопасных методов работы и обучению рабочих этим методам. Б. Определение эффективности этих мероприятий. Для разрешения этих задач была построена и проведена в жизнь система мероприятий по: а) повышению уровня знаний и навыков технической безопасности и закреплению этих знаний; б) привлечению коллектива работающих к активному участию в деле оздоровления и безопасности труда; в) созданию такой обстановки, при которой каждый руководитель работ осознал свою ответственность за безопасность доверенных их руководству рабочих; г) популяризация политической и экономической значимости вопросов охраны и безопасности социалистического труда; д) созданию установки на безопасность в работе у каждого рабочего не только методами напоминания, но и методами стимуляционного порядка. Учитывая, что каждое средство пропаганды есть прежде всего средство психологическое, рассчитанное на то, чтобы изменить и направить поведение рабочего в «русло безопасности», к каждому разработанному средству предъявляется целый ряд требований. Перечислим основные из них: а) четкость и доступность передачи идеи, заложенной в пропагандистском средстве; 257 б) соответствие этого средства задачам привлечения повышенного интереса и внимания к вопросам безопасности; в) максимальное насыщение каждого средства пропаганды эмоционально окрашенным содержанием и аффективно-окрашенной аргументацией, побуждающей к выполнению пропагандируемой идеи. Примерами таких аргументаций являются: а) высмеивание (шарж) нарушителей безопасности, б) поощрение и премирование людей, сознательно и дисциплинированно выполняющих требования безопасности, в) подчеркивание и выпячивание антиморальной и антисоциальной сущности отдельных поступков (лихачество, небрежное обращение с оборудованием и т. п.). Эти принципы были положены в основу при разработке всех мероприятий по обучению и по пропаганде безопасности. Четко разграничить эти мероприятия не представляется возможным, поскольку в каждом мероприятии теснейшим образом переплетаются обе эти цели. Назовем главнейшие из применяющихся на I ГПЗ <...> мероприятий: а) издание стенных газет по т/безопасности, б) издание фотомонтажных плакатов, в) организация товарищеских судов над виновниками несчастных случаев, г) выпуск листовок-напоминаний, д) широкое доведение до сведения рабочих приговоров народных судов и взысканий, наложенных по делам о несчастных случаях, е) воспитательная работа с руководителями работ, ж) заключение договоров на снижение несчастных случаев и организация систематической проверки выполнения обязательств по договору, з) премирование за работу без несчастных случаев, и) организация учебных выставок и инструктивных установок, к) разработка конспектов бесед и т. д. Результаты проведенной системы массово-разъяснительных мероприятий сказались в неуклонном и систематическом снижении травматизма в тех цехах, где эта работа проводилась в развернутом комплексе. Проведение этой системы пропаганды в кузнечном цехе (в течение 1934 г.) привело к снижению среднего годового показателя травматизма по этому цеху на 40% (против 1933 года). В 1935 г. повторение этой работы в шлифовальном цехе завода (численность рабочих до 3500 человек) 258 привело к снижению среднегодового показателя травматизма по цеху на 27% (против 1934 г.). Эти последние результаты особенно убедительны, если учесть, что показатели по травматизму по всему заводу в целом за тот же период остались стабильными по отношению к 1934 году. Нужно особо подчеркнуть, что временное прекращение действия системы по пропаганде безопасности в кузнечном цехе — снова привело к повышению показателя травматизма по этому цеху. Это указывает на необходимость повседневной и планомерной работы в области пропаганды. Приведенную систему массово-разъяснительной работы следует считать только начальным этапом, хотя уже и в том содержании, которое она имеет сейчас, ее можно рекомендовать для проведения на других предприятиях. В дальнейшем должна быть усилена исследовательская работа по пропаганде безопасности. Из задач Психотехнической лаборатории Института охраны труда должны быть выделены в первую очередь следующие: 1) разработка методов пропаганды безопасности на основе психологического анализа причин травматизма по ряду профессиональных групп; 2) создание методов инструктажа безопасным приемам работы в соответствии с психологическим анализом профессий; 3) изучение факторов, обусловливающих бездейственное значение каждого средства пропаганды; 4) проверка эффективности каждого средства пропаганды безопасности. 259 Date: 2015-10-19; view: 326; Нарушение авторских прав |