Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. И. Щербаков
Профпросвещение Вводная беседа о научно-организованном выборе профессии 37 ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ <...> Мы считаем, что перед началом развертывания кампании по профориентации в выпускных классах школы необходимо провести беседу, вводящую ребят в проблему научно-организованного выбора профессии как с общественной, так и с личной точки зрения. Профориентация в школе по своему содержанию и организационным формам работы преследует не только социально-гигиенические цели выбора профессии. Она является прежде всего общественно-политической проблемой, проблемой политико-воспитательного воздействия в целях общественно более рационального выбора профессии подростками и руководства этим выбором. Поэтому основной задачей такого рода «вводной беседы» является создание у учащихся правильной установки на проблему выбора профессии и профучебного заведения. <...> В зависимости от того, насколько правильно и четко будут сформулированы основные установки руководителем беседы, будет зависеть и дальнейшее отношение ребят ко всем последующим мероприятиям. Нам представляется, что основные положения, которые следует предусмотреть руководителю при проведении с учащимися вводной беседы о рациональном выборе профессии, могут быть изложены в виде следующих кратких тезисов. ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ БЕСЕДЫ 1. По окончании политехнической общеобразовательной школы каждый подросток становится перед необходимостью выбора профессии из всего многообразия существующих видов профессионально-трудовой деятельности 231 людей, в частности — выбора соответствующей профессиональной школы для продолжения образования, чтобы получить необходимую квалификацию и тем самым до известной степени предопределить сферу своей будущей повседневной общественно-полезной трудовой деятельности. 2. Выбор профессионального пути является ответственным моментом в жизни подростка. Правильный общественно-осознанный выбор профессии и ведущей к ней профшколы значительно предопределяет успехи социалистического строительства: чем рациональнее будет сделан выбор профессии каждым подростком, тем выше будет производительность труда, тем выше будут темпы строительства социализма. 3. Вопрос рационального выбора профессии приобретает особенное значение в наших условиях, когда социалистическая стройка народного хозяйства требует повышения темпов в работе, когда вопросы качества подготавливаемых социалистических кадров и вопросы производительности труда выдвигаются как очередные проблемы в связи с широким размахом строительства и осуществлением второй пятилетки, когда вопросы инициативы и творчества трудящихся становятся неотъемлемой частью производственного процесса, когда с гигантов социалистической стройки провозглашен лозунг о рациональном использовании творческих сил страны. 4. Каждый учащийся, стоя перед разрешением сложной и ответственной задачи выбора профессии, должен вначале ознакомиться с требованиями, предъявляемыми социалистическим строительством к кадрам промышленности, сельского хозяйства и культуры, с количественными требованиями соцстроительства на кадры для отдельных отраслей народного хозяйства, а также хорошо ознакомиться с различными видами профессий, т. е. узнать, какие требования предъявляет каждый из них к трудящемуся (к его личным особенностям), какие трудовые взаимоотношения будут иметь место с рядом других профессионалов, в каких условиях придется жить и работать и т. д. Наконец, он должен подумать над тем, какая из профессий могла бы быть для него наиболее подходящей, где его профессиональная деятельность имела бы максимальную общественную значимость и давала бы ему максимальную лично-профессиональную удовлетворенность. 232 5. Учет подростком при выборе профессии правильного взаимоотношения между спросом общества на профессию и требованиями профессии к личности, с одной стороны, и его личными возможностями, склонностями и интересами, с другой стороны, есть основное условие рационального во всех отношениях выбора профессии. Труд, отвечающий способностям, интересам и склонностям трудящегося, которые не противопоставляются, даже не приспосабливаются к общественным задачам, а могут в социалистическом государстве получить разрешение и удовлетворение только в сознательном подчинении общественным требованиям, будет наиболее производителен, наиболее безопасен и наиболее приятен. Он обеспечивает наибольшее профессиональное удовлетворение, стимулирует творческие искания и открывает пути широкого профессионального продвижения. Высоко производительный и общественно-творчески направленный труд находит широкое общественное признание, так как общественно-творчески производительный труд масс в значительной степени ускоряет прогресс строительства социалистического общества. 6. Неправильный выбор профессии, в частности несоответствие личности и профессиональной деятельности, влечет за собой неудовлетворенность работой, отсутствие интереса к ней, отсутствие инициативы и возможностей применения к делу тех сил, которые у подростка больше всего развиты. В результате ряд тяжелых последствий: излишняя затрата усилий для усвоения профессиональных знаний и навыков, иногда даже необходимость перемены профессии, на приобретение которой затрачено много времени, сил и средств; в лучшем случае — выполнение работы лишь в порядке профессиональной повинности. Разумеется, общественная значимость такого труда очень низка, тем более в период интенсивного социалистического строительства. 7. Нередко среди мотивов, определяющих фактический выбор профессии, еще достаточно видное место занимают материальные выгоды, связанные с тем или иным видом профдеятельности, обычно внушенные наиболее близкими подростку взрослыми, которые ему «добра желают». Такого рода мотивы выбора профессии являются признаком недостаточно сознательного отношения к вопросу рационального выбора профессии и недостаточного учета тех факторов, которые определяют 233 собой профессиональную пригодность, а тем самым и материальную обеспеченность. Каждая профессия для успешного выполнения связанных с ней задач и обязанностей предполагает наличие у человека определенных личных качеств, различных в разных профессиях. Среди людей разные личные качества развиты неодинаково: у одних лучше — одни, у других — другие. Поэтому и успешность профессиональной деятельности зависит не только от соответствующей профподготовки, но и от взаимоотношения личных качеств и профессиональных требований. А поэтому материальная обеспеченность связана не с профессией как таковой, а с пригодностью к профессии в широком смысле этого слова. 8. Общественно-неосознанное отношение к вопросу выбора профессии является результатомотсутствия какой бы то ни было личной профессиональной установки,направленности. При таком положении возможен выбор профессии под влиянием совершенно случайных воздействий со стороны окружающих, вне связи с задачами соцстроительства в области подготовки кадров и вне связи с собственными личными особенностями. Последствиями такого рода выбора профессии и профучебного заведения чаще всего бывает не производительная общественно-полезная работа, а низкая производительность труда, сознание профессиональной неудовлетворенности и, наконец, перемена профессии. 9. Личный интерес к профессии обеспечивает повышение производительности труда, обещает удовлетворение от предстоящей профессиональной деятельности и нередко является косвенным свидетельством пригодности к этой деятельности, — с ним, безусловно, считаться следует. Однако руководствоваться при выборе профессии одним только интересом нельзя. Часто этот интерес у подростка: а) случаен, б) недостаточно обоснован и устойчив в силу недостаточного знакомства как с предстоящей действительной повседневной работой, так и с целым рядом других профессий, которые могли бы заинтересовать подростка, в) обоснован весьма ограниченным профессиоведческим кругозором, что особенно сильно сказывается тогда, когда подросток, выбирающий профессию, живет в такой среде, в которой крайне ограниченно представлены разнообразные виды трудовой деятельности людей, а также и различные виды профессионально-учебных 234 заведений. Очевидно, на таком ограниченном знании нельзя строить выбор <...> Кроме того, повышенный интерес к тому или иному виду профессиональной деятельности не всегда может полностью компенсировать те личные психофизиологические особенности, которые у подростка в недостаточной степени развиты, но которых требует для успешного выполнения работы данная профессия. Поэтому интересы должны быть согласованы с личными трудовыми возможностями. 10. Конечная цель рационального выбора профессии — удовлетворение как общественных, так и личных требований. Основа рационального выбора профессии — максимальная общественная значимость дальнейшей деятельности и профессиональное удовлетворение.Основные руководящие положения при разрешении данной проблемы: а) всякая профессиональная работа имеет большое значение в плане народного хозяйства и является необходимым средством для совместного осуществления общих задач социалистического строительства; б) нет человека непригодного ни к какому виду труда; в) каждый трудящийся общественно наиболее производителен на соответствующем месте. Наша задача — сделать каждого социально-полезным в максимальной степени. 11. Проводимые в выпускных классах школы профориентационные мероприятия ставят своей задачей — помочь учащимся, оканчивающим общеобразовательную школу, произвести общественно-осознанный выбор профессии, в частности — профессиональной школы, подготавливающей к соответствующей профессиональной деятельности. Указанные мероприятия имеют своей задачей: а) ознакомление подростков с требованиями, предъявляемыми социалистическим строительством к кадрам, с потребностями в последних на отдельных участках народного хозяйства, а также ознакомление с различными профессиями, с их особенностями и требованиями к трудящимся; б) выявление с помощью специальных обследований склонностей, интересов и способностей учащихся к тому или иному виду профессионального труда; в) профконсультационное заключение на основе всех 235 данных об учащемся — о наиболее подходящей профессиональной деятельности, в частности о профессиональной школе, с точки зрения как общественной значимости, так и личной удовлетворенности подростка. 12. Все указанные мероприятия по профориентации в выпускных классах школы могут привести к обоснованному общественно-осознанному выбору профессии каждым подростком лишь в том случае, если со стороны учащихся они встретят внимательное отношение к себе. Поэтому от учащихся требуется активное участие во всех профпросветительных мероприятиях (экскурсии, лекции и т. п.), а также серьезное отношение к обследовательскому разделу работы (обследования профессиональных способностей, склонностей и интересов <...> Крайне необходимо, чтобы беседа не носила характера голых фраз, пропагандирующих идею выбора профессии, но базировалась на конкретных примерах, показывающих, как дорого зачастую приходится расплачиваться подросткам за неправильно принятое решение в вопросе выбора профессии и как много от этого теряет социалистическое производство. Эти примеры могут быть заимствованы из самой же практики учебно-производственной работы учащихся в школе, их участия в общественно-производственном труде. В беседе достаточно большое внимание должно быть уделено тем мотивам выбора профессии, которыми необходимо руководствоваться, и тем, которые решительно должны быть отметены учащимися. Поскольку беседа о рациональном выборе профессии проводится с учащимися в начале учебного года, при развертывании всей работы по профориентации в школе, наиболее целесообразным было бы увязать данную беседу, ее основные вопросы, намеченные нами в только что представленных тезисах, с теми задачами, которые выдвигаются перед учащимися в предстоящем последнем учебном году в политехнической школе в связи с подготовкой к переходу их в следующую ступень профессионального образования <...> В конце беседы необходимо более детально ознакомить учащихся с планом профориентационных мероприятий, проводимых как в самой школе, так и вне школы, особенно в части внешкольно-массовых профпросветительных мероприятий, организуемых заинтересованными организациями <...> 236 Date: 2015-10-19; view: 411; Нарушение авторских прав |