Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К. Х. Кекчеев





Исследование утомления у студентов-медиков 46

 

<...> Целью настоящей статьи является показать на примере изучения утомления у студентов-медиков общие подходы к изучению утомления и применяемые нами для этого методы.

План всякой работы по изучению утомления сводится сначала к констатированию степени утомления, затем к выяснению его причин и источников и, наконец, в-третьих, к рациональной борьбе с причинами утомления, борьбе, имеющей конечной целью повышение производительности труда.

При изучении утомления, являющегося результатом профессиональной работы, в данном случае, учебы, нельзя обращать внимание только на самую профессиональную работу, а необходимо изучить весь вопрос в

268

целом и не отделять условий труда от условий быта, в которых протекает жизнь каждого студента. Труд и быт являются источниками утомления, и изучение того и другого настоятельно необходимо, если мы хотим найти действительные средства для борьбы с утомлением <...>

Здесь мы не можем искусственно выделять те или иные факторы, а должны брать условия, в которых живут и работают испытуемые лица такими, как они есть. Поэтому при исследовании приходится учитывать влияние всевозможных обстоятельств, а, следовательно, при изучении профессионального умственного утомления совершенно необходимо подходить с нашими методами к основной работе студента, и к вспомогательной, и к отдыху <...>

При изучении утомления прежде всего необходимо констатировать степень утомления. Это достигается проведением психофизиологических испытаний и медицинского осмотра.

Медицинское освидетельствование, проводимое по специально выработанному для каждого случая плану, должно иметь целью выявление признаков утомления среди исследуемой группы лиц, — симптомов неврастении, психастении, неврозов, особенно невроза сердца и т. п. заболеваний, являющихся следствием напряженной умственной работы.

За медицинским осмотром следует испытание при помощи психологических и физиологических методов. Здесь следует указать, что физиологические методы, как-то: исследование кровяного давления, пульса, дыхания не играют при изучении умственного утомления такой роли, какую они играют при исследовании утомления физического. При изучении умственного утомления на первый план выступают методы психологические. Основным принципом при проведении психологических испытаний для изучения умственного утомления является то, что исследователь сосредоточивает свое внимание на исследовании тех функций, которые оказываются, насколько можно судить apriori, наиболее утомляемыми. В студенческой работе наиболее утомляемыми являются внимание, память и в меньшей степени скорость реакции <...>

Методы, которыми мы пользовались при исследовании утомления у студентов-медиков, были предложены

269

Е. Рузером, проводившим психологическую сторону испытаний. В качестве метода исследования памяти и внимания был взят метод профессора А. П. Нечаева, сводящийся к запоминанию 12 двузначных чисел — метод, испробованный в течение нескольких лет на самых разнообразных объектах.

В качестве метода для изучения скорости реакций: применяется тест, предложенный французским психологом Пьероном и видоизмененный Е. Рузером <...>

Психофизиологическое испытание ставилось нами; рано утром до того, как студенты начинали свою работу, а именно: от 7.30 до 8 часов утра, а затем вечером от 11.30 до 12 часов. За это время в психическом состоянии организма происходят под влиянием работы те или иные изменения, и эти изменения применяемыми нами методами полностью охватываются. В таблице I представлены изменения (в процентах) в памяти, объеме внимания, скорости реакции и в количестве делаемых ошибок <...>

Таблица 1

Изменения памяти, внимания и скорости реакции за день

 

  Испытания, в % Разница, в %
утренние вечерние
Память   79,3 –20,7
Объем внимания   72,7 –27,3
Скорость реакции   83,4 –16,6
Ошибки   111,1 +11,1

Эти изменения настолько велики, что необходимость принять те или иные меры для уменьшения умственного утомления является совершенно настоятельной.

Наконец, медицинский осмотр и психофизиологическое испытание фиксируют утомление и определяют его степень. Но этим дело, как было сказано выше, не ограничивается. За этим первым шагом должен следовать второй — изучение источников утомления. Это изучение производится при помощи так называемого хроноанализа. Хроноанализ сводится к изучению расхода времени студентом. Основным документом, на котором строится хроноанализ, является предложенная А. Гастевым хронокарта. Такие хронокарты в количестве


270

8 штук выдаются на руки исследуемым лицам, и тут же даются подробнейшие указания относительно способа их заполнения.

После заполнения первого дня инструктор просматривает запись и дает дополнительные указания. Поэтому запись первого дня в расчет не принимается. Оставшиеся 7 хронокарт охватывают собой 7 дней недели, и на этом материале строятся дальнейшие выводы. Заполнение хронокарт заключается в том, что испытуемый записывает по трем столбцам ту работу, которую он производит, например, лекции, практические занятия, ходьбу, отдых, сон и т. д. Против той или другой статьи времени он заштриховывает клетки, которые соответствуют времени, в течение которого данная статья осуществлялась <...>

Метод хронокарт не может считаться методом безукоризненным. В нем, как и во всяком другом методе, имеются и хорошие и слабые стороны. Слабой стороной является то, что хронокарты в большинстве случаев редко заполняются непосредственно после каждой смены занятий, а делается это два-три раза в день, и потому точность записи несколько хромает <...> Затем надо указать еще на то обстоятельство, что ценность такого анализа времени становится тем большей, чем дольше протянется заполнение хронокарт. Ведь одна неделя не похожа на другую <...> Но на практике удалось определить, что максимальным сроком, в течение которого хронокарты могут быть удовлетворительно заполняемы, является неделя <...>

Чтобы получить общее представление о расходе времени студентом, производится сводка в четыре основные группировки: академическая работа, общественная работа, вспомогательная работа и отдых. Соотношение между этими четырьмя разделами бюджета времени выражается в часах и минутах, с одной стороны, и в процентах — с другой <...>

Здесь нужно подчеркнуть, что точность хронокарт не превышает получаса и потому потеря времени, не превышающая 15—20 минут, обычно в хронокарты не попадает, хотя это и представлялось бы весьма желательным <...>

Распределение времени по крупным разделам не может дать нам полного представления о расходе времени, так как в бюджете времени не заключается

271

одного важного элемента — последовательности занятий <...> Это производится путем перенесения данных хронокарт на так называемую недельную хронограмму <...>

При анализе хронограмм прежде всего следует обращать внимание на части, соответствующие сну. У лиц, много работающих, отличительной чертой хронограммы являются выступы в белую полосу, соответствующую часам сна. Выступы эти имеются или сверху, что соответствует позднему отходу ко сну, или снизу, что обозначает раннее вставание и, значит, недосыпание. Кроме того, наличие выступов указывает на отсутствие правильного режима, так как у лиц, в хронограммах которых имеются такие выступы, нет определенного часа отхода ко сну и вставания.

Затем следует обращать внимание на наличие белых интервалов в рабочие часы. Если их нет, это значит, что работа совершается без промежутков отдыха и, следовательно, является значительно более утомительной, чем работа той же продолжительности, но перемежаемая определенными отдыхами. Если в хронограмме встречается большое количество заштрихованных мест, это указывает чаще всего на бесполезную трату времени <...>


Если академическая работа, продолжающаяся беспрерывно несколько часов, является чрезвычайно утомительной, то не менее утомительной оказывается и частая смена работы <...>

Оказалось, <...> что наибольшее количество лиц меняет в среднем 13 занятий в день, но есть и такие лица, которые сменяют 14 и 15 занятий. Получается вместо спокойной академической работы какой-то калейдоскоп, в котором трудно разобраться и самому студенту.

Помимо последовательности занятий имеет, с точки зрения нарастания утомления, огромное значение также и режим. При правильном режиме время вставания должно во все дни недели приходиться приблизительно на один и тот же час, а между тем у студентов это условие совсем не соблюдается <...>

Точно также не соблюдается режим и в смысле времени отхода ко сну <...> Что касается приемов пищи, то и здесь не соблюдается режим. Максимум обедов приходится на 3—5 часов дня, но студенты

272

<...> обедают и гораздо позже, а иногда — к сожалению, эти факты имеют место — и совсем не обедают.

Правильный режим связан с правильным чередованием работы и отдыха. Мы уже видели из рассмотрения недельных хронограмм, что промежутки отдыха у студентов чрезвычайно беспорядочны, и сам отдых сводится не к развлечениям, более действующим на эмоциональную сферу человека, а к лежанию на кровати <...>

Мы просмотрели две части хроноанализа: изучение суточного бюджета, последовательность занятий и режим, и переходим к третьей части, которая дополняет две первых, к опросу исследуемых лиц.

Хронокарта является до некоторой степени анкетой, так как заполнение хронокарт совершается самим испытуемым, и потому всегда возможны субъективные толкования характера той или иной работы и неправильное ее обозначение. Поэтому наряду с анкетой-хронокартой необходимо произвести опрос. Благодаря опросу возможно исправить некоторые недостатки хронокарт и выяснить качественную сторону явлений; например, возможно уяснить, при каких условиях протекает та или иная работа, при каких условиях студенты отдыхают, ибо от условий работы в огромной степени зависит как продуктивность труда, так и степень вызываемого этим трудом утомления <....> Результаты этих трех методов сводятся воедино, и у исследователя получается полная картина как утомления, вызываемого умственным трудом испытуемых, так и всех условий, которые на него в ту или другую сторону влияют. И только после этого исследователь может приступить к разработке мер борьбы с утомлением или, вернее, с его причинами <...>


 

272







Date: 2015-10-19; view: 775; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию