Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. А. Толчинский
Опыт психотренировки бракиров на «Красном треугольнике» 25 <...> Помещенный ниже опыт психотренировки бракиров на галошном заводе «Красный треугольник» представляет интерес как одна из первых попыток построения психотренировки и обучения на основании данных психологии и психотехники. Кроме того, здесь в положительную сторону разрешена поставленная перед лабораторией заводом задача определить возможность выдвижения женщин на бракираж. Само собой разумеется, что полученные нами результаты нужно рассматривать лишь как ориентировочные, намечающие лишь тенденции и подлежащие дальнейшей проверке (экспериментальный материал не велик), но все же этот опыт даже в этом виде раскрывает перед нами большие перспективы психотехнической работы в сравнительно новой для нее области. Институт организации и охраны труда поставил на галошном заводе «Красный треугольник» опыт психотренировки учениц ФЗУ, готовящихся быть бракирами. Командированные институтом два научных работника* подвергли психотехническому обследованию 15 учениц, выбрали из них, на основании обследования 10, и образовали две группы по пять человек в каждой. Ученицы были в возрасте от 17 до 19 лет; все члены ВЛКСМ; одна дочь крестьянина, остальные — дети рабочих; в 1-й группе: три — с 4-го семестра ФЗУ, одна — с 3-го и одна — со 2-го; во 2-й три с 4-го семестра и две с 3-го. В каждой группе четыре ученицы обучались бракиражу на производстве до психотренировки по одному месяцу и одна — пять месяцев. Так как группы являлись на 166 производство попеременно, большей частью через день, то занятия велись один день с одной группой, другой — с другой. Начинались занятия в 9 или 9.30 часов утра и продолжались по два часа. За январь и февраль проведено с первой группой 21 и со второй 18 занятий. Занятия имели задачей развить в ученицах функции, необходимые для быстрого и безошибочного нахождения категорий брака, выделения из них самого главного брака и определения сорта галош. Из отдельных функций, входящих в состав указанных производственных процессов, решено было тренировать в первую очередь четыре: различение и память светлости серых и черных цветов, различение и память протяженных форм и величин, распределенное внимание и наблюдательность. На развитие последних двух, как наиболее важных для бракиража, было обращено особенное внимание. В основу тренировки были положены следующие предпосылки. 1. Психотренировка должна быть активным процессом, имеющим своей целью развитие психофизиологических функций до высшего их предела. Цель эта может быть достигнута не сразу, а через ряд промежуточных ступеней, из которых каждая — будет ли она состоять в качественном улучшении функций или количественном ее усилении и расширении — должна слагаться из двух моментов: творческого подъема функции на высшую ступень и закрепления сделанного подъема посредством повторения функции в новой форме до тех пор, пока она не сделается привычной, не требующей для своего совершения никакого усилия, после чего освободившаяся творческая энергия может быть употреблена на новый подъем, новое закрепление и т. д. 2. Как активный процесс, психотренировка не может быть успешной без твердой целевой установки и личных усилий тренируемого лица, без наблюдения результатов производимых действий и регулирования ими последующих действий. 3. Производственная тренировка должна совершаться по плану, основанному на психотехническом изучении производственного процесса в его целом и на выяснений входящих в его состав наиболее существенных психофизиологических функций. 4. Когда психофизиологическая энергия не рассеивается между многими одновременными функциями, а 167 сосредоточивается на одной, последняя совершается четко, оставляет глубокий след в памяти и быстро механизируется. Отсюда необходимо признать, что психотренировка производственных психофизиологических функций должна начинаться не с комплексных функций на предметах производства (например, галошах), а с решения тестовых задач, воспроизводящих отдельные стороны производственного процесса и рассчитанных на развитие соответствующих сравнительно простых функций. 5. При тренировке, особенно подростков, не следует заставлять повторять одни и те же упражнения много раз подряд и изо дня в день, как это обычно делается; утомительное однообразие такого повторения может ослабить интерес к психотренировке и понизить активность тренируемых лиц. Согласно изложенным предпосылкам для возбуждения в ученицах интереса к психотренировке и расположения их к более активной работе были приняты три меры. а) Психотренировке предшествовала вводная беседа с ученицами, в которой на конкретных примерах было разъяснено им, что представляет собой психотренировка, в чем состоит ее задача и какое значение она должна иметь на производстве и в жизни. Вместе с этим было указано, что наибольшую пользу от психотренировки извлекут лишь те, кто имеет серьезное намерение поработать над собой и будет стараться неукоснительно посещать занятия и в точности исполнять инструкции, какие будут даваться. б) Тренировка производилась на разнообразном материале, причем повторения упражнений распределялись во времени с таким расчетом, чтобы они были незаметными. в) Перед началом каждого занятия ученицам, для возбуждения соревнования, показывались результаты их работы предшествующего дня в виде кривых, наглядно изображающих успехи отдельных учениц и целой группы, и отмечалось, кто за этот день наиболее отличился и кто оказался последним и какие успехи сделала одна группа сравнительно с другой <...> Применялись пять методов психотренировки. Метод различения. Испытуемым даются положенные один на другой листы белой бумаги. На каждом листе находятся прикрытые особыми листочками одна или 168 две полоски серой бумаги или начертанные на белых квадратах геометрические фигуры. По первой команде испытуемые снимают покрышку с первого листа, перед ними открывается, скажем, полоска серой бумаги; они внимательно рассматривают ее, наблюдая, как она выглядит, если смотреть на нее сверху, сбоку и т. д., и вместе думают, не напоминает ли она своим цветом какого-либо знакомого предмета. По команде второй они прикрывают и откладывают в сторону лист с полоскою и по воспоминанию стараются зафиксировать в своем сознании, какая это была полоска: черная, светлосерая, темносерая, беловатая и пр. По команде третьей открывают второй лист и внимательно рассматривают лежащую на нем полоску, думая на этот раз об одном — одинаковая эта с первою или отличная полоска. По команде четвертой полоска прикрывается и лист откладывается в сторону. Теперь задача — припомнить обе виденных полоски и путем мысленного сопоставления их решить, светлее вторая полоска сравнительно с первой или темнее. По команде пятой открывается последний лист с лежащими на нем двумя ранее показанными полосками. Испытуемым предлагается: а) проверить, правильно ли они представляли себе отношение между полосками, б) если неправильно, разобраться, отчего произошла ошибка и в) окончательное свое решение занести в протокол, отмечая знаком минус различие и знаком плюс тождество, найденное между полосками. В ряду опытов делался постепенный переход от различий заметных к менее заметным, от экспозиций продолжительных и повторных к экспозициям кратким и неповторяющимся, от кратких пауз между экспозициями к паузам более длительным, от простых геометрических фигур к очертаниям галошных подошв и их отрезков. Метод отождествления или узнавания. Опыты по этому методу проводились в общем так же, как и по первому. Разница заключалась лишь в том, что после внимательного рассматривания одной или нескольких, следующих одна за другой полосок показывалось сразу большое по числу количество полосок и среди них нужно было указать тождественные с первыми. Когда для отождествления брались геометрические фигуры, применялся также другой, аналогичный метод, известный под названием теста на память фигур и состоящий в том, 169 что испытуемые рассматривают в течение известного времени, например 20 секунд, таблицу с геометрическими фигурами и затем, когда таблица убирается, вычеркивают у себя на листе среди различных фигур лишь те, которые они видели на таблице. Метод раскладывания. Перед испытуемыми на белых листах бумаги лежат в беспорядке серые полосы или квадратики с геометрическими фигурами. Требуется пересмотреть их и расположить по степени различия в восходящем или нисходящем порядке — полоски с точки зрения их светлости, геометрические фигуры со стороны величины и формы целых фигур или отдельных частей их. В ряду опытов количество распределяемых предметов постепенно увеличивалось от 2 до 40. Метод вычерчивания и подсчета. Испытуемые открывают лежащие перед ними листы бумаги и видят на них буквы, цифры, фигуры и т. п., расположенные горизонтальными или вертикальными рядами. Они должны пересмотреть эти знаки в определенном порядке, например, справа налево, снизу вверх, по секущим линиям, через один знак и т. д. и вычеркнуть или мысленно подсчитать знаки, заранее им указанные или намеченные лишь в общих чертах, например фигуры, которые при просмотре рядов будут встречаться в первый раз. Количество знаков, подлежащих вычеркиванию или подсчету, постепенно увеличивается от опыта к опыту и доходит от 1 до 4 при вычеркивании и от 4 до 10 при подсчете. Метод одновременного подсчета разных рядов знаков с особым счетом для каждого. Из нескольких сортов знаков, например, плюсов и минусов или плюсов, минусов и кружков и т. п., составляются ряды, в которых без всякого порядка повторяются знаки в большем или меньшем количестве. Испытуемые должны считать знаки один за другим вслух без остановки, ведя для каждого сорта их особый счет. Если, например, в ряду даны два плюса, один минус, один плюс, три минуса, то счет ведется так: плюс один, плюс два, минус один, плюс три, минус два, минус три, минус четыре. В половине февраля к тренировке по указанным методам была присоединена тренировка производственная как ее естественное дополнение. Ученицы обследовали пары галош или в целом, деля обследования на 6 приемов, или по отдельным частям, отыскивая брак, например, только по строчке, на задниках или на подошве, 170 обследовали по команде или без команды, отмечали все виды брака или только самый существенный, определяли по найденному браку сорт галош. Для обследования давалось обыкновенно по 5 пар, которые по порядку переходили от одной ученицы к другой, так что каждая ученица обследовала все 5 пар и результаты обследования заносила в свой протокол. Протокольные записи сопоставлялись между собой и в случае разногласия мнений относительно той или иной пары предлагалось ученицам проверить и обсудить, какое мнение они считают более правильным. Окончательную оценку бракировочной работы ученицы производил инструктор, который в присутствии научных работников должен был указать допущенные ученицами ошибки и разъяснить, в чем состоят эти ошибки и как избежать их на будущее время. Для учета последствий произведенной тренировки были поставлены два контрольных опыта, один в конце первого, а другой в конце второго месяца работы. Первый опыт состоял в повторении первоначального психотехнического обследования и имел своей задачей — путем сопоставления результатов того или другого — выяснить влияние тренировки на точность и быстроту решения тестовых задач и на развитие соответствующих функций. Ко второму опыту были привлечены кроме 5 тренированных учениц 3 нетренированных, прошедших первоначальное психотехническое испытание. Всем им предложено было обследовать 8 пар галош в указанном выше порядке и записать в своих протоколах найденные категории брака, главный брак и соответствующий сорт каждой обследованной пары. Из сопоставления ошибок, сделанных тренированными и нетренированными ученицами, должно было обнаружиться влияние тренировки на качество работы бракира <...> Результаты описанного опыта психотренировки бракиров получились весьма показательные. 1. Все функции, подвергнутые психотехническому обследованию, после месячной тренировки развились, и количество правильных решений тестовых задач при втором испытании значительно возросло сравнительно с первым испытанием. Особенно большое увеличение дали тесты, решаемость которых при первом испытании была наименьшая. В то время как наиболее трудный тест на распределенное внимание дал увеличение коэффициента 171 правильности в 6,48 раз, число правильных решений задач легкого теста памяти форм увеличилось всего в 1,46 раза <...> 2. Еще поразительнее оказалось влияние психотренировки на производственную работу учениц. Нетренированные ученицы, которым было поручено обследовать 8 пар галош и, по осмотре каждой, зарегистрировать в протоколе замеченные в ней категории брака, <...> — дали 40,4% ошибочных показаний, между тем у тренированных учениц, при исполнении того же задания получилось ошибочных показаний всего 1,16%, т. е. в 34,8 раза меньше. И при выделении главного брака в обследуемых парах галош у нетренированных получилось ошибок 69,44%, а у тренированных 23,33%, т. е. в 2,97 раза меньше <...> Результаты специальной тренировки произвели впечатление даже на самих испытуемых. После четырех занятий все они усвоили новую номенклатуру с ее цифровым обозначением на 100% и воспроизводили ее в 3 мин. Между тем ученицы второй группы, изучавшие новую номенклатуру на бракераже, потратили на это времени в два раза больше и успели усвоить одна 18%, другая 32% и только две ученицы, которые незадолго до испытания по собственной инициативе заучивали новую номенклатуру у себя дома, успели усвоить ее одна на 60,5%, а другая на 65%, причем всем четверым потребовалось на воспроизведение номенклатуры по 15 мин. В апреле месяце метод специальной психотренировки был применен на производстве. Завод хотел уничтожить обезличку в работе бракиров и с этой целью решил внести для них новую номенклатуру брака. Но для этого нужно было сначала переобучить бракиров, что представляло собой нелегкую задачу, так как бракиров насчитывалось до 200 лиц, среди которых находилось немало пожилых, работавших по старой номенклатуре долгие годы, были неграмотные, умевшие разбирать и писать одни цифры, попадались также работницы, спешившие после работы на заводе к своим домашним делам <...> Занятия велись по описанному выше методу, но с некоторыми изменениями применительно к новому материалу <...> Опыт дал вполне удовлетворительные результаты. Из 172 бракиров, явившихся на занятия, 150 усвоили номенклатуру на 100%; 17 изучали номенклатуру успешно, 172 но не довели работы до конца <...> и только 5 человек оказалось неуспевающих <...> Производственный опыт психотренировки, на который нужно смотреть не более, как на ориентировочный, дает основание полагать, что, психотренировка, правильно поставленная, может принести большую пользу, как на производстве, так и в школе <...> На производстве она должна заменить собой устарелый способ подготовки новых рабочих путем длительного и узкого по своим задачам ученичества, а в школе должна сделаться таким же обязательным предметом обучения, каким является физкультура. Как физкультура должна развить физические силы, необходимые для всякой работы, так психотренировка должна культивировать способности, необходимые для всякого учащегося, например внимание, наблюдательность и т. п. Кроме того, может быть организована специальная тренировка для исправления дефектов неуспевающих рабочих на производстве и учеников в школе, своего рода как бы для них починочная мастерская. Сноски Сноски к стр. 165 * Проф. В. С. Серебреников и А. Г. Мосенкова.
172 Date: 2015-10-19; view: 358; Нарушение авторских прав |