Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Н. Мясищев





Принципы организации научного изучения труда.
Эргология и эрготехника 10

 

<...> Кратко коснувшись тейлоризма, мы укажем, что система эта требует поправок, во-первых, в смысле отделения практической стороны от теоретической, во-вторых,

65

в смысле большего внимания к интересам работающего, в-третьих, в смысле учета склонностей человека и интересов, в-четвертых, в том смысле, что в механизм тэйлоризации необходимо внести добавки, поскольку принципы его применимы широко, а механизм приспособлен только к проблемам механического производства.

Таким образом, работа и труд могут и должны быть предметом научного изучения. Между работой человека, механизма и коллектива, на первый взгляд, есть непроходимая пропасть; но природа не знает скачков, и все формы работы могут быть рассмотрены как предмет одной науки о работе, или труде, пользуясь греческой терминологией Эргологии. Мы далеки от мысли внести этим новое содержание в человеческий опыт, но хотим указать, что целесообразно систематизировать под углом зрения работы человеческое знание и, поскольку номенклатура есть орудие систематизации, объединить эту точку зрения единым термином «Эргология», учения о работе человека. Нужно думать, сравнительное рассмотрение разных форм работы было бы плодотворным. Выделение в особую дисциплину может быть обосновано, во-первых, тем, что деятельность не изучается в целом ни одной из существующих наук, во-вторых тем, что она не умещается в рамки ни одного из существующих предметов, и, в-третьих, потому, что этот предмет является чрезвычайно важным, в чем, кажется, не возникает сомнения.

Эргология человека может быть понятна в смысле сборного понятия, как юриспруденция или медицина или как особая единая наука. Не углубляясь в рассмотрение этого вопроса, мы заметим, что она может быть понятна и в первом и во втором смысле в зависимости от широты понимания; если ограничиться одной теоретической стороной — формами и законами человеческого труда, — это будет Эргология человека в тесном смысле; если смотреть шире, охватить деятельность, коснуться связанного с проблематикой вопроса о нормах ее и о практическом применении и средствах, в такой форме Эргология будет свободной дисциплиной.

Распространенный термин «психотехника» говорит нам, что есть какая-то близость проблемы труда с психологией; однако представлять себе, что вся проблема исчерпывается психологией и ее практическим применением,

66

было бы неправильно. Что же тогда делать с физиологией, анатомией, механикой, педагогикой, гигиеной, санитарией труда и другими дисциплинами <...>

Нас здесь интересует труд как деятельность обязательная, необходимая и направленная на утилитарные цели. В естественном стремлении к прогрессу, иначе к экономии, мы будем, во-первых, пытаться установить во всякой форме труда типичные, повторяющиеся и необходимые элементы, во-вторых, пытаться эту механическую часть передать машинам, оставляя роль распределителя и, в крайнем случае, регистратора — человеку <...>

Трудовой процесс или работа имеют две стороны: во-первых, задачу, цель, заключающую в себе определенные объективные требования, с другой стороны, работника, предъявляющего определенные возможности, а также и требования. Если работает человек, то инструменты, орудия, которыми он пользуется, и коллективы, облегчающие осуществление цели, являются с этой точки зрения лишь дополнениями второй стороны. Решение всех представляемых эргологией основных проблем заключается во всестороннем определении соотношений этих сторон. Основанная на изучении труда организация его — достояние прикладной части эргологии. Эрготехника требует ответа по четырем пунктам: во-первых, мелиорации (улучшения) труда и отбору и нормировке приемов работы; во-вторых, по подбору пригодных для профессии лиц; в-третьих, по нормированию времени труда и, наконец, по охране труда <...>

Переходя к научно-практическим задачам, которые можно назвать эрготехникой, мы прежде всего сталкиваемся с основной задачей правил организации и нормировки приемов работы и инструментов, о чем мы уже упоминали, касаясь функционального анализа. Отбор работников требует также большой предварительной работы. В плане будущего он будет производиться так: будут анализированы и классифицированы формы деятельности, установлены классификации характеров и составлены хотя бы таблицы профессий и соответствующих им характеров. Обследование должно определить характер человека. Отсюда необходимо вытекает как предварительное условие составление программ исследования личности (общей и частных — для частных форм одаренности), методики исследования. Далее должны быть установлены нормы условий работы, а существующие условия


67

соответственно оценены и корректированы. Наконец, работающий должен быть правильно обучен в смысле экономии приемов работы. Кроме того, в каждой форме работы должно быть точное инструктирование работников.

Таковы, в конспективной — по необходимости — форме, изложенные трудные задачи, к разрешению которых напряженным трудом поколений мы должны приближаться <...>

Если мы хотим организованно подойти к работе, мы должны организовать изучение ее. Изучение должно быть центрировано и систематизировано. Оно не может, по размеру проблемы, производиться единоличными усилиями, но должны быть созданы учреждения, посвященные этому вопросу. Это Институты Эргологические или Институты труда; они должны заняться научным и практическим разрешением относящихся сюда проблем. Каждая форма деятельности обследуется в тесном единстве секций. Практическая сторона должна разделяться на части организационную (по улучшению и нормированию организационной административной части), техническую (по приспособлению и усовершенствованию средств работы), инструкционную (по выработке правил работы), педагогическую (по подготовке соответствующих работников, специалистов и консультантов), консультативную (по обследованию особенностей личности и указанию соответствующей профессии). Эта проблема требует организации в связи с эргологическими Институтами обследовательных или консультативных бюро, задачей которых является указание группы профессий, соответствующих типу одаренности испытуемого. Мы говорим «группы» потому, что по условиям современного состояния знания нам не представляется возможным указывать лицу определенную форму деятельности, но только ту или иную группу их, соответствующую складу его характера <...>

 


 

68







Date: 2015-10-19; view: 711; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию