Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Не следует принимать критику как личное оскорбление
Когда нам указывают на ошибки, ощущение такое, будто нас колют шилом. Больно почти физически. Такую боль нужно признать, а затем быстро отстраниться и не воспринимать жалобу или критику непосредственно в свой адрес. Главы правительств, безусловно, испытывают личные переживания, поскольку посвящают свою жизнь служению обществу, работают день и ночь, несут ответственность за страну, а затем оказываются мишенью ежедневных нападок. Когда буквально через несколько месяцев после своего избрания президент Билл Клинтон произносил речь, посвященную борьбе со СПИДом, на него с криком напал какой-то молодой человек. Помощники бросились к нему, чтобы вывести его из зала. «Дайте ему сказать, — обратился к помощникам Клинтон, чем немало их удивил. — Я хочу слышать, что говорят люди. Это часть моей работы». Эд Кох, бывший мэр Нью-Йорка, регулярно обращался к жителям с вопросом: «Что вы обо мне думаете?». Он отвечал на вопросы, когда его узнавали на улице. Можете быть уверены, что далеко не всегда он получал от ньюйоркцев положительные отзывы. И наоборот, существуют общественные деятели, называющие своих недовольных избирателей «сбродом» или «смутьянами». Конечно, в некоторых странах критика в адрес властей может закончиться тюрьмой, штрафом или даже смертью. Для большинства людей, не работающих в государственных структурах, критика по-прежнему является частью жизни, роста и развития. Порой она не носит личный характер: человек, критикующий вас, сказал бы то же самое любому на вашем месте. Однако очень трудно не принимать жалобу или критику на свой счет. Например, в супружеской жизни, когда один партнер говорит другому, что он/она пополнела; или им не следовало затрагивать определенную тему за обедом; или опять опоздала; или храпит и мешает спать и снова забыла выполнить поручение; или слишком строга с детьми; или вовремя не заправил машину; или что они принимают слишком много приглашений; или слишком много тратят; или разбрасывают одежду; или запачкали новый ковер и даже не умеют сменить лампочку, — все эти жалобы трудно не принимать близко к сердцу. Политика эффективного личного восприятия жалоб позволит нам научиться осознавать дискомфорт, когда нас критикуют, а затем немедленно переключать внимание на то, что мы можем вынести из этой жалобы. «Ой! Больно!» — скажите это вслух и, если хотите, дайте об этом знать критикующему. Часто людям не приходит в голову, что они причиняют другим боль. Существует распространенный миф о том, что человек не может испытывать настоящую боль от эмоционального воздействия. Старый детский стишок: «Палки и камни синяки ставят, а слова не жалят и не ранят» — явно не соответствует действительности. Вместо того чтобы научиться осознавать свои болезненные чувства, их можно пестовать, и тогда они либо дадут взрыв, либо будут копиться, пока не появится возможность отыграться на другом человеке косвенным путем. В этих случаях мы используем такую стратегию «пассивной агрессии», как сокрытие информации или распространение слухов за спиной другого человека. Научитесь различать полезную критику и умышленные нападки Есть такие люди: они любят нас критиковать, но вовсе не заинтересованы в нашем совершенствовании. Их цель — огорчить нас. Если вы хотите использовать критику для личного роста, вам будет легко отличить нападки от полезной критики. У людей бывают разные причины обижать себе подобных, и вы тут совершенно ни при чем. Вот некоторые из этих причин: · Они испытывают нервное истощение и готовы нападать на первого встречного. · Вы просто попались под руку. Возможно, у человека был неудачный день или сейчас трудная полоса в жизни. Любой может стать для него мишенью. · Вы напоминаете им человека, которого они не любили раньше или ненавидят сейчас. · Может быть, вы похожи на их бывшего начальника, мать, отца, брата или сестру. И, поскольку ненавистного персонажа нет рядом, они срываются на вас. · Они были вынуждены посетить какое-то мероприятие или сделать что-то не по своей воле. Если человека, отдавшего такой приказ, нет рядом, они могут сорвать свою досаду на ком угодно. Например, ведущий семинара часто бывает объектом такой атаки со стороны участников, которых обязали посетить этот семинар. Такие люди будут придираться ко всему. По существу, они хотят сказать: «Ваши занятия — пустая трата времени». Конечно, недовольство направлено на их босса — он не должен был посылать их на это мероприятие. Но ведь боссу претензии просто так не предъявишь. К сожалению, иногда бывает трудно не принимать подобную критику на свой счет. Работники сферы обслуживания чаще других оказываются таким суррогатным объектом нападения. Например, человека заставили идти за продуктами — тогда весьма вероятно, что кассирша окажется мишенью для его нападок. Покупателя будут раздражать любые мелочи, на которые обычно он не обращает внимания. Они долго не выплескивали негативные эмоции,а теперь вы попали под обстрел накопившейся агрессии. В трансактной психологии[12] это называется «расплатой зелеными марками». В некоторых магазинах за определенные суммы, потраченные на покупки, клиентам выдают премиальные (зеленые) марки. Люди наклеивают эти марки в специальную книжечку. Когда книжка заполняется, ее можно использовать для покупок. То же происходит у людей и с чувствами. Они не обращаются к ситуации, в которой что-то случилось, а накапливают неизрасходованные эмоции в «книжечке». Когда она заполняется, человек говорит: «Я больше не могу терпеть... Это последняя капля... Я сыт по горло...». И теперь он расплачивается всей заполненной книжкой, а кто-то становится объектом нападения по любому незначительному поводу'. · В похожих обстоятельствах они поступили так же и получили незаслуженную отповедь, и теперь считают, что будет справедливо, если в подобной ситуации и другим достанется своя порция нападок. Некоторым людям нравится причинять неприятности другим, потому что они сами испытали подобные ощущения. Целью их жизни становятся «наезды». Если родители ругают и наказывают детей, последние непременно начинают делать то же самое с младшими сестрами и братьями. Если мы не можем разобраться со своими болезненными переживаниями, связанными с несправедливостью, то получаем удовольствие, выплескивая их на окружающих. Атаки такого рода не являются персональными, но воспринимаются именно так. Если мы хотим считать критику средством для личного роста, развития и совершенствования, нам придется сталкиваться с нападками, направленными на нас только потому, что мы просто попадаем кому-то под горячую руку, или из-за того, что невольно напомнили человеку о неприятностях, пережитых им в прошлом. В подобных случаях нам нужно научиться не принимать нападки на свой счет. Мы прежде всего должны спросить себя: «Могу ли я извлечь урок из этой ситуации, или я всего лишь сталкиваюсь с чьей-то невыраженной в прошлом агрессией?» Задавая себе такой вопрос, мы сможем быстро отделять критику «по существу» от безличной атаки.
Date: 2015-10-18; view: 368; Нарушение авторских прав |