Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жалобы должны стать предпосылкой для возвращения доверия клиентов
В каком прекрасном мире мы бы жили, если бы компании выпускали никогда не ломающуюся продукцию и предоставляли услуги, никогда не вызывающие нареканий. Однако по данным экспертов 10—12% неисправностей — самый низкий показатель, которого удается достичь в любых сферах производства5. С уверенностью можно сказать, что проблемы будут существовать всегда. Значит, компании должны учиться оздоровлению сервиса — процессу, позволяющему исправлять ошибки. А для выполнения этой задачи компании прежде всего нужно знать о возникающих проблемах. Чтобы жалобы потребителей наверняка попали в организации, служащим нужно внимательно следить за ожиданиями клиентов, начиная с их формирования на стадии покупки. Если покупатели верят в то, что приобретаемая ими продукция отличается в целом высоким качеством, а при возникновении проблем компания реагирует честно и быстро, они вряд ли будут ее винить. Они станут партнерами организации в улаживании проблем. Для иллюстрации недостатков качества товаров или услуг, а также жалоб клиентов мы предлагаем рассмотреть таблицу возможностей, пронумерованных по степени усложнения от 1 до 4 (см. рис. 3). Квадрант 1 достоин торжественного «ура» и, может быть, даже шампанского. При поверхностном наблюдении все выглядит хорошо, поскольку с точки зрения компании дела идут
Рисунок 3 гладко, а клиенты как будто подтверждают это, не высказывая жалоб. В действительности компания просто не знает, сколько клиентов удовлетворены — ведь они ничего не говорят. Учитывая склонность руководителей и продавцов скорее обвинять клиентов в возникающих проблемах, нежели брать ответственность на себя, похоже, что большинство компаний довольны молчанием клиентов; они говорят: «Должно быть, у нас всё в порядке». А это серьезная ошибка. Квадрант 1 на самом деле может быть меньше, чем кажется. Ситуация, показанная в квадранте 2, требует деликатной подготовки клиента. Иногда потребители действительно жалуются на вещи, происходящие не по вине компании. Например, пассажиры авиалинии считают компанию ответственной за собственное опоздание на рейс — а ведь сами могли невнимательно прочесть в билете время вылета. Такие пассажиры остаются клиентами авиалинии даже несмотря на свою «неправоту». Они потратили свои деньги — значит, получили некоторое право выразить недовольство. С позиции организации все же лучше считать этих пассажиров «правыми»: изучив их претензии и рассмотрев их положительно, она может сохранять таких людей в качестве клиентов. Беря на себя ответственность за происходящее — хотя бы выражая сожаление, — представители сферы обслуживания демонстрируют клиентам свою заинтересованность. Если работник сталкивается с повторяющимися проблемами, значит, ему необходимо упреждать их и обучать клиентов избегать подобных ситуаций. В квадранте 3 самая сложная проблема компании — молчаливые клиенты. Многие компании, однако, полагают, что, если клиенты молчат, значит, с их продукцией и сервисом ничего плохого не происходит. Другими словами, для них 3-го квадранта просто не существует. Мы считаем 3-й квадрант «молчаливым убийцей» компаний. Если организация знает, что теряет своих клиентов, она должна сделать все, чтобы они начали высказываться. Возможно, самый яркий пример — история о молчании клиентов ныне покойной компании Pan American Airlines. Весь багаж пассажиров рейса был потерян при пересадке с одного самолета на другой, а затем, когда они провели какое-то время во втором самолете, им сообщили об окончательной отмене рейса. Предположительно никто из пассажиров не пожаловался на Pan American. А поскольку компания не получила ни одной жалобы, интересно было бы пофантазировать, как она отнеслась к инциденту. Неужели, не получив жалоб, она решила, что ей повезло? Квадрант 4, в котором клиенты сообщают компании о своих проблемах, требует большого мастерства с ее стороны. Общение с клиентами — это тесный контакт, позволяющий получить максимум информации, а значит, и прекраснейшую возможность улучшать сервис и совершенствовать качество. Если компания способна разрешить проблему, взять на себя ответственность и проявить вежливость и дружелюбие, клиенты захотят дать ей еще один шанс и, может быть, вернутся. Все четыре квадранта будут выигрышными, если клиенты высказываются, а компании дают им понять, что приветствуют любые виды обратной связи. В некоторых организациях представления не имеют, как узнать, что дела идут не лучшим образом. Один наш друг позвонил в агентство междугородных перевозок, чтобы покритиковать их способ составления счетов. В какой-то момент разговора он заявил работнику агентства: «Вы меня плохо обслуживаете». «Нет, хорошо, — отозвался тот. — Я следую инструкциям». В розничной торговле считают, что 74% недовольных клиентов можно было бы сохранить, если решать их проблемы. Но, как мы видим из предыдущей главы, подавляющее большинство потребителей никогда не жалуются или жалуются только в случае дорогостоящей покупки 6. Следовательно, владельцы и персонал магазинов, готовые признавать и поощрять жалобы, делают первый шаг к оздоровлению сервиса. Улучшение качества услуг само собой не происходит. Организации, думающие о возможных проблемах, разрабатывают способы их решения (поскольку, как известно, без проблем жизнь не обходится). Авиакомпании, например, должны инструктировать свой персонал, как вести себя в случаях задержки взлета или прибытия. Гостиницам нужно научить свой персонал адекватно реагировать на серьезные претензии, связанные с оформлением счетов. Работники супермаркетов должны уметь правильно относиться к длинным очередям в кассу. Все ли предприниматели обращают пристальное внимание на неполадки в своей работе с клиентами, а затем продумывают план их устранения? Посмотрим, например, могут ли возникать такие ситуации в кабинете стоматолога или врача другой специальности. · Пациент вынужден ждать приема в течение двух часов. · У пациента нет при себе медицинского полиса. · Задерганный технолог или медсестры грубо разговаривают с пациентами. Если организация активно выявляет информацию о жалобах клиентов и следит за решением проблем, ей легче классифицировать сбои в работе. Затем организация уже может составить план их устранения. В своей статье «Service Recovery: Doing It Right the Second Time» («Возвращение доверия разочарованных клиентов: в следующий раз мы поступим правильно») консультанты Рон Земке и Чип Белл пишут следующее: «Это продуманный планомерный процесс возвращения обиженному потребителю чувства удовлетворенности работой организации, если услуги или продукт не оправдали его ожиданий» 7. Некоторым компаниям лучше, чем другим, удается совершенствовать обслуживание клиентов. Они обучают своих сотрудников правильно относиться к жалобам потребителей. Руководство поощряет персонал разрешать проблемы и принимать активные меры, включая самые простые вещи, например, напоминание клиенту о необходимости купить батарейки, не включенные в комплект только что приобретенного изделия. Основной персонал компаний, настроенных на совершенствование сервиса, знает: руководство поддерживает их в работе с претензиями клиентов — а потому не боится привлекать внимание начальства к жалобам 8. Компании, которым прекрасно удается совершенствовать обслуживание, никогда не прекращают работать над этим. В Nordstrom, возможно, лучше, чем где бы то ни было, преуспели в обслуживании клиентов, однако Брюс Нордстром заявляет: «Мы мало говорим о нашем сервисе. Мы не так хороши, как наша репутация. Ведь она — очень хрупкая вещь, требующая ежедневной и ежечасной заботы» 9.
Date: 2015-10-18; view: 412; Нарушение авторских прав |