Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы развития памяти





Психологи разработали целый ряд специальных упражнений, с помощью которых можно улучшить свою память.

Упражнение 1. «ТРУДНОЕ — ЗАПОМНИ!»

Учитель показывает ученикам на 25—30 с 10 слов с трудным написанием. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае «подстраховывает» слу­ховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

Упражнение 2. «АССОЦИАЦИЙ»

Вам предлагается запомнить 50 слов в той последовательно­сти, в какой они будут зачитаны. На экране, который все время находится перед вами, помещены опорные слова Вы должны найти ассоциацию между услышанным словом и опорным, это поможет вам запоминать слова.

Например, первое зачитанное слово город. На экране вы на­ходите первое слово опорного ряда великан. Вы представляете себе великана, осторожно пробирающегося между крошечными домами города лилипутов.

Второе слово, которое вам нужно запомнить, самолет. На экране второе опорное слово весло. Вы можете представить но-зую конструкцию самолета, который плывет по облакам, словно ло воде, отталкиваясь веслами.

Образные ассоциации помогут вам хорошо запомнить какой угодно длинный ряд слов.

Для этого упражнения предлагаем вам следующие слова: ви­ноград, балкон, сигареты, облако, барабан, кошка, йод, бу­бенчик, платье, огород, полюс, визит, карман, станок, аг­рессия, шхуна, кобра, бусы, пчела, баррикада, глянец, линия, марганец, шум, вьюнок, забияка, бигуди, веселье, сметана, указка, мышь, адмирал, астероид, фарфор, кит, брат, мас­тер, дивизия, барышня, марка, шея, гиря, аукцион, ферзь, баян, консенсус, форма, сессия, зигзаг, телефон. (Слова зачи-'ываются медленно).

Вы находите ассоциации с опорными словами на экране и вписываете слова, которые вспомнили, нумеруя их.

Если какое-то слово не удается вспомнить (ассоциация не возникает), то в своем списке вы ставите прочерк.

Когда вы закончите писать слова, вам их снова прочитают, а ы отметите галочкой те, которые запомнили правильно.

Подсчитайте количество правильно воспроизведенных слов — это будет ваш результат тестирования.

Упражнение 3. «ЗАБЛУДИВШИЙСЯ РАССКАЗЧИК»

Участники рассаживаются в круг. Ведущий объявляет тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторо­ну. Он перескакивает с одной темы на другую, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, т.е. кратко прой­тись по всем ассоциативным переключениям своего предшест­венника в обратном порядке — от конца к началу. Он возвраща­ется к теме, предложенной ведущим. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

Упражнение 4. «БЕГ АССОЦИАЦИИ»

Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два любых слова. Один из участников вслух описывает образ, соеди­няющий второе слово ведущего с первым. Затем он передает свое слово тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым словом ведущего, а свое собствен­ное слово — уже четвертое в этой цепочке — передает в каче­стве задания своему соседу слева.

Когда будет пройден полный круг, ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение.

Если вы хорошо подготовлены, то можете участвовать в «за­беге» на несколько кругов.

Ведущий имеет право неожиданно остановить повествование и предложить кому-нибудь воспроизвести все слова.

Если кто-то помнит только свои слова, значит он ориентиро­ван на личное достижение.

Упражнение б. «ДОМИНО»

Для выполнения упражнения вам понадобится набор откры­ток, можно использовать картинки детского лото или карточки разрезанной азбуки.

Участники садятся за стол. Ведущий раздает каждому по не­сколько картинок (открыток, карточек), перевернутых лицевой стороной вниз. Один из участников кладет картинку перед собой изображением наверх и начинает рассказывать. Это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ, нелепое сно­видение — все, что угодно, но надо обязательно включить в свое повествование изображенный на картинке предмет.

Закончив рассказ, он прикасается к соседу — передает ему слово. Тот переворачивает свою картинку и продолжает пре­рванный сюжет, обязательно включая в него то, что изображено на его картинке. Потом передает слово другому соседу — все движется по кругу. Каждый включает в общее повествование свою картинку. Ряд выложенных картинок становится все длин­нее, пока не выйдут все.


Ведущий переворачивает картинки изображением вниз — все по памяти восстанавливают последовательность их расположения.

Упражнение 6. «КАЛЕЙДОСКОП»

Все участники выстраиваются полукругом. Водящий стоит лицом к участникам.

Каждый по очереди называет водящему свой любимый цвет. Водящий запоминает цвета и отворачивается, а участники в это время быстро меняются местами. Водящий, повернувшись, на­зывает каждому его цвет.

Следующим водящим становится тот, чей цвет назван непра­вильно, затем — все остальные.

Упражнение 7. «ПУТАНКА»

Выбираем водящего. Остальные игроки, взявшись за руки, об­разуют круг. Водящий запоминает, в какой последовательности вы стоите. По команде ведущего он выходит из комнаты. Пока водя­щий отсутствует, остальные игроки меняют свое положение в кру­ге, но не расцепляя рук. Когда водящий войдет (по команде веду­щего), он должен сказать, как изначально стояли игроки.

Водящим может быть любой из вас. Упражнение повторяется несколько раз.

ВОПРОСЫ

1. Какова роль памяти в жизни человека?

2. Какие виды памяти есть у человека?

3. Какие приемы можно использовать, чтобы улучшить память?

4. Что вызывает забывание?

5. Определите, какой процесс памяти (запоминание, сохране­ние, воспроизведение, узнавание) проявляется в описанных дей­ствиях.

A. Ученику задали вопрос: «В каком году был напечатан роман И.С.Тургенева "Накануне"?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа "Накануне" в свое время разгорелись горячие споры в редакции журнала "Современник". Более того, статья Добролюбова "Ког­
да же придет настоящий день?" как раз послужила поводом к расколу в редакции "Современника". Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год накануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман "Накануне" был напечатан в 1860 году». (По А.И.Розову).

Б. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся па­мятью. Однажды ему была дана сложная математиче­ская формула, представляющая собой ряд математиче­ских символов без связи между ними. Ш. внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз подни­мает ее к глазам, опускает и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «про­сматривая» запоминаемое. (По А.Р.Лурия, 1968.)

B. Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий, внимательно взглянув на друго­го, радостно бросается ему навстречу.

— Вы?! Это вы?!

— Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с вами встречались?

— А помните, в таком-то году, в таком-то городе?

— А! Так вы...

Г. Ученик воспроизводит 70% материала по истории, выу­ченного неделю назад. Через месяц он воспроизводит лишь 45% этого материала.

Д. На экзамене по математике ученик долго не мог восп­роизвести необходимую формулу. Стоило учителю по­казать ему только часть формулы, как он безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».

6. Какой вид запоминания проявляется в описанных экспери­ментах?

И каком случае испытуемые должны были лучше запомнить числа и почему?

Группе учащихся 4-го класса предложили решить пять про-i!.!X арифметических задач. В другом эксперименте те же испытуемые должны были сами придумать пять аналогичных.!дач. После этого учащихся неожиданно попросили вос­произвести числа из условий всех 10 задач. (По И.М.Палею, 14(36.)

7. Какой общий психологический механизм памяти лежит в основе описанных фактов?

 

А. В известном рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фами­лия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фа­милия Овсов всплыла снова, как только доктор напом­нил о продаже овса. Б. Девочка Маша, персонаж рассказа А.П.Чехова «Маль­чики», взглядывая на Чечевицына, задумывалась и го­ворила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо ку­шать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили».

 








Date: 2015-10-18; view: 1203; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию