Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы развития памяти
Психологи разработали целый ряд специальных упражнений, с помощью которых можно улучшить свою память. Упражнение 1. «ТРУДНОЕ — ЗАПОМНИ!» Учитель показывает ученикам на 25—30 с 10 слов с трудным написанием. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно. Упражнение 2. «АССОЦИАЦИЙ» Вам предлагается запомнить 50 слов в той последовательности, в какой они будут зачитаны. На экране, который все время находится перед вами, помещены опорные слова Вы должны найти ассоциацию между услышанным словом и опорным, это поможет вам запоминать слова. Например, первое зачитанное слово город. На экране вы находите первое слово опорного ряда великан. Вы представляете себе великана, осторожно пробирающегося между крошечными домами города лилипутов. Второе слово, которое вам нужно запомнить, самолет. На экране второе опорное слово весло. Вы можете представить но-зую конструкцию самолета, который плывет по облакам, словно ло воде, отталкиваясь веслами. Образные ассоциации помогут вам хорошо запомнить какой угодно длинный ряд слов. Для этого упражнения предлагаем вам следующие слова: виноград, балкон, сигареты, облако, барабан, кошка, йод, бубенчик, платье, огород, полюс, визит, карман, станок, агрессия, шхуна, кобра, бусы, пчела, баррикада, глянец, линия, марганец, шум, вьюнок, забияка, бигуди, веселье, сметана, указка, мышь, адмирал, астероид, фарфор, кит, брат, мастер, дивизия, барышня, марка, шея, гиря, аукцион, ферзь, баян, консенсус, форма, сессия, зигзаг, телефон. (Слова зачи-'ываются медленно). Вы находите ассоциации с опорными словами на экране и вписываете слова, которые вспомнили, нумеруя их. Если какое-то слово не удается вспомнить (ассоциация не возникает), то в своем списке вы ставите прочерк. Когда вы закончите писать слова, вам их снова прочитают, а ы отметите галочкой те, которые запомнили правильно. Подсчитайте количество правильно воспроизведенных слов — это будет ваш результат тестирования. Упражнение 3. «ЗАБЛУДИВШИЙСЯ РАССКАЗЧИК» Участники рассаживаются в круг. Ведущий объявляет тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, т.е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке — от конца к началу. Он возвращается к теме, предложенной ведущим. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то другому, и так далее. Упражнение 4. «БЕГ АССОЦИАЦИИ» Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два любых слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем он передает свое слово тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым словом ведущего, а свое собственное слово — уже четвертое в этой цепочке — передает в качестве задания своему соседу слева. Когда будет пройден полный круг, ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Если вы хорошо подготовлены, то можете участвовать в «забеге» на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить повествование и предложить кому-нибудь воспроизвести все слова. Если кто-то помнит только свои слова, значит он ориентирован на личное достижение. Упражнение б. «ДОМИНО» Для выполнения упражнения вам понадобится набор открыток, можно использовать картинки детского лото или карточки разрезанной азбуки. Участники садятся за стол. Ведущий раздает каждому по несколько картинок (открыток, карточек), перевернутых лицевой стороной вниз. Один из участников кладет картинку перед собой изображением наверх и начинает рассказывать. Это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ, нелепое сновидение — все, что угодно, но надо обязательно включить в свое повествование изображенный на картинке предмет. Закончив рассказ, он прикасается к соседу — передает ему слово. Тот переворачивает свою картинку и продолжает прерванный сюжет, обязательно включая в него то, что изображено на его картинке. Потом передает слово другому соседу — все движется по кругу. Каждый включает в общее повествование свою картинку. Ряд выложенных картинок становится все длиннее, пока не выйдут все. Ведущий переворачивает картинки изображением вниз — все по памяти восстанавливают последовательность их расположения. Упражнение 6. «КАЛЕЙДОСКОП» Все участники выстраиваются полукругом. Водящий стоит лицом к участникам. Каждый по очереди называет водящему свой любимый цвет. Водящий запоминает цвета и отворачивается, а участники в это время быстро меняются местами. Водящий, повернувшись, называет каждому его цвет. Следующим водящим становится тот, чей цвет назван неправильно, затем — все остальные. Упражнение 7. «ПУТАНКА» Выбираем водящего. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. Водящий запоминает, в какой последовательности вы стоите. По команде ведущего он выходит из комнаты. Пока водящий отсутствует, остальные игроки меняют свое положение в круге, но не расцепляя рук. Когда водящий войдет (по команде ведущего), он должен сказать, как изначально стояли игроки. Водящим может быть любой из вас. Упражнение повторяется несколько раз. ВОПРОСЫ 1. Какова роль памяти в жизни человека? 2. Какие виды памяти есть у человека? 3. Какие приемы можно использовать, чтобы улучшить память? 4. Что вызывает забывание? 5. Определите, какой процесс памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание) проявляется в описанных действиях. A. Ученику задали вопрос: «В каком году был напечатан роман И.С.Тургенева "Накануне"?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа "Накануне" в свое время разгорелись горячие споры в редакции журнала "Современник". Более того, статья Добролюбова "Ког Б. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана сложная математическая формула, представляющая собой ряд математических символов без связи между ними. Ш. внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает ее к глазам, опускает и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое. (По А.Р.Лурия, 1968.) B. Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий, внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему навстречу. — Вы?! Это вы?! — Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с вами встречались? — А помните, в таком-то году, в таком-то городе? — А! Так вы... Г. Ученик воспроизводит 70% материала по истории, выученного неделю назад. Через месяц он воспроизводит лишь 45% этого материала. Д. На экзамене по математике ученик долго не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать ему только часть формулы, как он безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона». 6. Какой вид запоминания проявляется в описанных экспериментах? И каком случае испытуемые должны были лучше запомнить числа и почему? Группе учащихся 4-го класса предложили решить пять про-i!.!X арифметических задач. В другом эксперименте те же испытуемые должны были сами придумать пять аналогичных.!дач. После этого учащихся неожиданно попросили воспроизвести числа из условий всех 10 задач. (По И.М.Палею, 14(36.) 7. Какой общий психологический механизм памяти лежит в основе описанных фактов? А. В известном рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса. Б. Девочка Маша, персонаж рассказа А.П.Чехова «Мальчики», взглядывая на Чечевицына, задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили».
Date: 2015-10-18; view: 1203; Нарушение авторских прав |