Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выберите правильный ответ. 1. Кратковременная память1. Кратковременная память а) длится до одной минуты; б) позволяет надолго запомнить адрес; в) обладает объемом в 12 элементов; г) все ответы неверны. 2. Долговременная память а) обладает неограниченной длительностью; б) не имеет ограничений по своему объему; в) может развиваться в упражнениях; г) все ответы верны. 3. Двигательная память а) позволяет нам вспомнить, куда мы ходили вчера; б) это память на сильные переживания; в) это память на движения. 4. Вспомнить что-либо будет легче, если а) вспомнить сначала какую-то одну часть материала; б) узнать знакомые элементы среди других; в) ответить на прямые вопросы. 5. Если вы забыли что-то сделать, это связано а) с тем, что вы и раньше не хотели этого делать, б) с тем, что вы не использовали специальных приемов ЗАДАНИЯ Понаблюдайте за собой и напишите небольшой рассказ «Моя память». Что вы запомнили по пути из школы домой. Как вы думаете, почему запомнилось именно это? СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Ве.шчковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. — С. 66—114. Голубева Э~А. Индивидуальные особенности памяти человека. — М., 1980. — С. 5—81. Норман Д~А. Память и научение. — М., 1985. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1987. — Т. 2. — С. 6—33, 121—147. Хофман И. Активная память. — М, 1986. —- С. 212—253. Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. — Л., 1989.
Глава 7 ОТКУДА БЕРУТСЯ НАШИ МЫСЛИ (о мышлении) Человек познает окружающий мир не только через органы -.увств. О том, что на улице холодно и сильный ветер, мы можем унатъ, не ощущая холода и ветра в теплой комнате. Нам достаточно увидеть показание термометра за окном, посмотреть на качающиеся верхушки деревьев, тепло одетых прохожих. Информация, полученная через орган зрения, осмысливается — мы делаем определенное заключение. Явления, события, факты мы осмысливаем благодаря сложному психическому процессу — мышлению. В широком смысле мышлением называется способность человека мыслить, рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы. Французский философ, физик, математик и физиолог Декарт говорил: «Я мыслю, следовательно, я существую». Прекрасные слова и психологически очень точные. В психологии мышление — это опосредованное (выраженное посредством уже достигнутых знаний) отражение действительности. Мышление является самым важным процессом познания 'с другими познавательными процессами — ощущением, восприятием вы уже познакомились). С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Если ученый возьмет в руки кусок метеорита, то он ничего не сможет сказать о его составе — одних ощущений для этого недостаточно. Только химический анализ, сопоставление полученных данных с уже известными позволяет дать ответ — из каких кчементов состоит метеорит. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результатом мышления является мысль, выраженная в едоках Речь выступает как носитель мысли и одновременно как средство общения. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее. Как вы считаете, на каком языке думает человек, говорящий по-английски? Вы, вероятно, ответите на английском — и будете правы. Но при одном условии: если английский для этого человека — родной язык. Каждый человек думает на родном языке и считает, как правило, то же, независимо от того, на каком говорит. Однако бывают исключения. Вспомните письмо Татьяны к Онегину — оно написано по-французски. Пушкин поясняет: Она по-русски плохо знала, Журналов наших не читала, И выражалася с трудом На языке своем родном... Татьяна, конечно, владела бытовым русским языком, но не могла по-русски передать оттенки чувств, на языке чужом ей легче было сказать о своей любви. И думала она в тот момент, когда писала письмо, по-французски. Но не только героиня романа «Евгений Онегин» думала на чужом языке. В XIX в., особенно в первой его половине, вся дворянская образованная Россия говорила, читала, писала, думала по-французски. Пушкин в повести «Рославлев» объяснял обращение к чужому языку тем, кто «словесность наша, кажется, не старее Ломоносова и чрезвычайно еще ограничена... Мы принуждены всё, известия и понятия, черпать из книг иностранных; таким образом и мыслим мы на языке иностранном (по крайней мере все те, которые мыслят и следуют за мыслями рода человеческого)». П.В.Анненков, один из первых биографов поэта, в книге «Материалы для биографии А.С.Пушкина» пишет, что Пушкин «мыслил иногда на чужом языке. В беглых заметках, писанных для себя, наскоро, чудно мешаются у него оба языка, смотря по тому, какой пришел первый на мысль». Обратимся к веку двадцатому. В.Набоков написал свой знаменитый роман «Лолита» на английском языке, а уж потом перевел его на русский. Следовательно, он и думал на английском языке, когда работал над романом. Переход Набокова к английскому языку был мучительным, хотя он знал его с детства. В послесловии к американскому изданию «Лолиты» Набоков писал: «Личная моя трагедия — которая не может и не должна кого-либо касаться — это то, что мне пришлось отказаться от природной речи, от моего ничем не стесненного богатого, бесконечно послушного мне русского слога..,». Полностью перевоплощался в другого человека, с другим языком и мышлением легендарный разведчик времен второй мировой войны Николай Кузнецов. Обладавший уникальными лингвистическими способностями и незаурядными актерскими, он ныдавал себя за немца из Прибалтики, был признан за своего в среде немецких офицеров, никогда ке вызывал ни малейшего подозрения. Н.Кузнецов безукоризненно говорил по-немецки и,;:о некоторым свидетельствам, мыслил на немецком языке. Мысли «про себя» называются внутренней речью, она не тождественна звуковой, но это и не «речь минус звук». Если наши мысли не предназначены для передачи другому человеку, мы в своей внутренней речи пропускаем то, что для iiac само собой разумеется. Это своего рода «черновик» высказывания. Передача мыслей одного человека другому или другим назы-рается внешней речью. Внешняя речь, как и внутренняя, присуща только человеку. Животные речью не обладают. Как же они общаются друг с другом, предупреждают об опасности? При помощи языка. Язык животных конкретен, как и мышление, которое опирается на предметы, находящиеся перед ними, или на информацию о них, полученную через органы чувств. Язык животных сигнализирует о конкретной обстановке или состоянии животных. Только в сказках животные и птицы разговаривают по-человечески. Вы можете воскликнуть: как же так, а попугаи?! Попугаи имитируют язык человека, они могут произносить отдельные слова, целые фразы, иногда настолько к месту, что у нас возникает сомнение: может быть, эти птицы осмысливают ситуацию, т.е. размышляют, думают в том смысле, как мы понимаем. Попугаи способны объясняться с человеком, вести несложный диалог, высказывать свои просьбы, выражать радость, раздражение и другие чувства. Кстати, говорят не только попугаи. В биоакустихе (новая наука, изучающая язык, голоса и звуки животных) описаны говорящие сорока, ворон, скворцы и... тюлень. Он встречал посетителей гигантского аквариума вопросом: «Как поживаете?» и называл свое имя — все по-английски, так как был «американцем». И все-таки это не речь, передавать информацию абстрактного характера животные не могут — мышление не позволяет. Приоритет принадлежит человеку. Мышление человека в отличие от животных не только конкретно, но и абстрактно. С помощью речи (не путать в данном контексте с языком) человек может передавать сложнейшие абстрактные понятия, идеи. Мышление в зависимости от деятельности человека проявляется по-разному и мы различаем несколько его уровней. Наглядно-действенное мышление связано с работой, которую мы выполняем руками: что-то строим, прибиваем, копаем землю, собираем или переставляем мебель, шьем и т.д. Наглядно-действенное мышление используется, когда дети и подростки, а нередко и взрослые разбирают игрушку, чтобы понять, как она устроена, посмотреть, что там внутри. С той же целью иной раз разбирается сложная техника, например, магнитофон. Результат, правда, получается плачевный: разобрать-то разобрали, а собрать не всегда удается. Наглядно-действенное мышление позволяет «создать» картину из двухсот фрагментов «Puzzle», построить целый город, собрать сложный механизм из деталей конструктора «Лего». Манипулирование с «Кубиком Рубиком», необычайно популярным несколько лет назад во всем мире, тоже требовало при влечения наглядно-действенного мышления. Квадратики 4 сторон кубика, укрепленные на шарнирах, передвигали, добиваясь их соединения в один ряд по цвету. Наглядно действенное мышление помогало разбирать на части тоже когда-то очень распространенные хитроумные головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и других фигур. Наглядно-образное мышление в большей степени опирается на образы, человеку не обязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо его видеть или представлять. В процессе наглядно-образного мышления мы сравниваем и анализируем зрительные представления (поэтому иногда его называют зрительным мышлением) — так вы решаете геометрические задачи. Наглядно-образное мышление помогает нам выбрать обои: мы представляем, как они будут сочетаться с мебелью, шторсй, люстрой, ковром на полу. Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами, например, счастье, честность, •ордость, радость, стоимость и т.д. Попробуйте представить себе счастье. В вашем сознании возникнет счастливое лицо, счастливое событие, но само счастье вы не кокете ни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни испробовать на вкус. Словесно-логическое мышление неразрывно связано с нашими знаниями и опытом, и бы, опираясь на свой интеллектуальный запас и жизненный опыт, без труда расскажете, что означают эти понятия. На уроках математики вы решаете задачи, доказываете теоремы, используя математические понятия и доказательства, на уроке химии — химические и т.д., но всегда на помощь вам приходит словесно-логическое мышление. В познавательном процессе все уровни мышления обычно взаимосвязаны. Когда человек работает с чертежами, схемами, графиками или когда наблюдает за ходом химической реакции и в то же время ведет запись, практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Иногда виды мышления вступают в «противоречие» между собой и мешают сразу найти правильное решение. Вот пример такой задачи: «Два товарища направились из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми 30 км. Один шел пешком, делая по б км в час, а другой ехал на велосипеде со скоростью J3 км в час. Когда велосипедист доехал до пункта Б, он повернул навстречу пешеходу. Поравнявшись с ним, велосипедист снова повернул к пункту Б, оттуда поехал навстречу товарищу и так ездил до тех пор, пока пешеход не дошел до пункта Б (предполагается, что оба двигались непрерывно и равномерно). Сколько километров проехал велосипедист?» Наглядность описанного в задаче действия сбивает с толку: делаются попытки вычислить, сколько километров проехал велосипедист до первой встречи с пешеходом, до второй и т.д. Если отвлечься от зрительных представлений и определить, сколько времени были в дороге оба товарища (30 км: 6 км/ч = 5 ч), то легко найти искомое (13 км х 5 ч = 65 км). Мышление человека наиболее ярко проявляется при решении задач. Согласно античной легенде, Архимед случайно открыл свой основной гидростатический закон. Сиракузский царь Гиерон, подозрительный, как все тираны, приказал Архимеду определить, сколько золота украл ювелир, изготовляя корону, и сколько добавил серебра. Решение непростой задачи пришло неожиданно, когда Архимед погрузился в ванну. С криком «Эврика!» (в переводе с греческого — «Нашел!»), неодетый, он помчался по улицам родного рода Сиракузы. В действительности открытие Архимедом закона гидростати-: -I было итогом практических наблюдений и теоретических размышлений ученых многих поколений и самого Архимеда. Кто не переживал замечательного момента, когда после блуждания в потемках и непонимания вдруг — именно вдруг! — в дознании, как луч света, появляется единственно правильное решение и возникает радостное чувство уверенности, торжества. Мыслительное действие, в результате которого достигается поставленная цель, представлено следующей схемой. Схема показывает, что процесс решения какой-либо задачи — не одномоментный акт, он состоит из нескольких этапов. Первый — это возникновение проблемы. Если у человека нет проблем, если ему все ясно, то он все делает по привычке, воспринимает окружающее как само собой разумеющееся. Чем больше знаний у человека, тем больше он видит проблем. За всю историю человечества наверняка многим людям на голову падали яблоки. Но только Ньютон увидел в этом проблему, когда в яблоневом саду в имении его матери ему на голову упало яблоко. Ньютону пришла в голову идея... Лишь через 20 лет он сформулировал закон всемирного тяготения в соответствии со своим девизом: «Гипотез не выдвигаю». Открытие закона не было мгновенным озарением, этому предшествовала огромная работа: изучение трудов других ученых, вычисления, размышления и т.д. А яблоко, упавшее на голову гениального Ньютона, возможно, миф, красивый миф. Он живет уже более трех столетий и, видимо, будет жить вечно. Во всяком случае, вспоминая в старости то время и яблоневый сад, Ньютон ни словом не обмолвился о том, что яблоко упало ему на голову. Может быть, забыл. Художник Суриков шел по зимней улице и увидел на снегу черную ворону. Черную ворону на белом снегу видели десятки, сотни людей, но только Сурикову пришла в голову идея... Идея реализовалась — он написал замечательную картину «Боярыня Морозова». Человек, рассматривая проблему, отделяет известное от не известного и формулирует задачу. Это второй этап. Сначала делается предположение, каким образом решать эту задачу. Затем следует проверка предположения. Если предположение неправильно, то надо сделать другое предположение и проверить его. Если предположение верно, можно приступать к решению задачи. Конечно, человек не всегда выделяет этапы мышления так детально. Иногда решение приходит как бы само собой, внезапно. Такое мышление называют интуитивным. Человек часто не может объяснить, почему он так делает, но уверен, что делать надо именно так. В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизацию и обобщение. Анализ — это мысленное разъединение целого на части. Например, письменный стол можно разделить на крышку, ножки, ящики, распорки. Изучая строение растения, вы тоже разъединяете его на части: ствол, ветви, листья, корни. Если мы разбираем на части интересующий нас предмет, допустим, магнитофон, то говорят о практическом анализе. Теоретический анализ связан со сложным мыслительным процессом. С помощью теоретического анализа вы, например, разбираете слово по составу, предложение по членам предложения. Синтез — это мысленное соединение отдельных частей, свойств, признаков или действий в целое. Синтез и анализ противоположны и одновременно неразрывны. Мысленно разделенный на части письменный стол тотчас предстает в нашем сознании как целое, т.е. анализ и синтез как части мыслительного процесса едины. Но так бывает не всегда. Вспомните, как Л. Засецкий не мог узнать на картинке очки. Он видел отдельные детали: два кружка, перекладину и в отчаянии восклицал: «Наверное, велосипед?!» Велосипед он тоже не увидел, а «достал» его образ из своего «архива» — памяти. Итак, у Засецкого происходило разъединение целого на части — анализ, но отдельные части в целое не соединялись — синтез не осуществлялся. Вы знаете, что такое химический синтез. Классический пример: Н2 + 02 = Н20. В результате химического синтеза создается новое вещество или новый материал. Синтез как один из приемов мыслительного процесса тоже «участвует» в создании нового. При разработке любого закона, положения, правила и т.д. человек размышляет, следовательно, использует все приемы мыслительного процесса, в том числе и синтез. Сравнение — мыслительная операция, позволяющая установить сходство или различие предметов и явлений. Когда мы что-то измеряем или взвешиваем, происходит процесс сравнения. Сравнение может быть полным, когда предметы сравниваются по всем признакам: форме, величине, цвету, и неполным, когда сравнивается один признак, например, цвет. Важно, чтобы сравнение проводилось по одинаковым признакам. Не сравниваются цвет и длина, высота и вес и т.д. Абстрагирование — это выделение существенных свойств предметов, объектов, явлений и отвлечение от несущественных. При абстрагировании выделенный признак рассматривается независимо от других признаков. Например, можно говорить о приятном собеседнике, совершенно не вспоминая, как он был одет, когда состоялся разговор. Абстрагирование невозможно без анализа, который позволяет разъединить сложный предмет, объект или явление на составляющие части. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные понятия длины, географической широты, веса, стоимости и т.д. К о н к р е т и з а ц и я — мыслительный процесс, противоположный абстрагированию; представляет собой фиксацию какого-либо признака без учета других признаков. Конкретизация предполагает возвращение мысли от абстрактного понятия к наглядному образу. Если высказанная мысль оказывается непонятой другими, мы конкретизируем ее, ссылаясь на какой-то наглядный образ, реальное событие, явление и т.д. Вы прибегаете к конкретизации, когда учитель просит вас привести пример, подтверждающий какое-либо правило. Общее лучше можно понять и запомнить через конкретные примеры, в которых содержится это общее. В некоторых случаях человек остается рабом конкретной ситуации. Особенно ярко это проявляется у детей. Детский ум воспринимает все конкретно, буквально, дети еще не умеют понять общий, абстрактный или переносный смысл. Это одна из основных особенностей детского мышления, сильно проявляющаяся при изучении таких абстрактных дисциплин, как математика или грамматика. Вспомните знакомую с детства сценку: девочка с голубыми волосами дает урок арифметики озорному деревянному мальчишке с длинным носом. «— У вас в кармане два яблока... Буратино хитро подмигнул: — Врете, ни одного... — Я говорю, — терпеливо повторила девочка, — предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? — Два. — Подумайте хорошенько. Бусатино сморщился — так здорово подумал. -Два... — Почему' — Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись! — У вас нет никаких способностей к математике, — с огорчением сказала девочка». Бедный Буратино! Он вовсе не заслужил такой оценки. В постигшей его неудаче была совсем не виновата его деревянная голова с длинным носом и коротенькими мыслями. Просто автор, Алексей Толстой, подметил и отразил в этой сценке характерную возрастную особенность детского мышления — его конкретность. Девочка с голубыми волосами, однако, обладала абстрактным мышлением. О б о б щ е н и е — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Повторяемость отдельных свойств в предметах указывает на имеющиеся связи между ними. Например, сходные признаки в яблоках, грушах, сливах и т.п. соединяются в одном понятии — фрукты. Результаты обобщения выражаются в понятиях. Понятие возникает не сразу. В ходе исторического развития общества знания об окружающем мире накапливаются, совершенствуются, отражаются и сохраняются в понятиях. Понятие является результатом мыслительной деятельности многих поколений людей. Так как с течением времени наука, техника, искусство и общество не стоят на месте, а развиваются, изменяются, то мир, естественно, обогащается новыми понятиями. Но каждое новое поколение людей усваивает тот уровень понятий, который характерен для данного времени. Трудности образования общих понятий у детей подробно описаны в работе выдающегося советского психолога Л.С.Выготского «Мышление и речь». Автор рассказывает об экспериментальном обучении немого ребенка. Этот ребенок без большого труда усваивает ряд слов: «стул», «шкаф», «диван», «этажерка». Такой ряд слов он мог бы увеличивать сколько угодно. Но он оказывается не в состоянии усвоить слово «мебель», так как оно обозначает более общее по отношению к предыдущим словам понятие. Усвоить слово «мебель» — совсем не то же самое, что прибавить шестое слово к имеющимся пяти. Тот же самый ребенок легко усваивает ряд слов: «рубашка», «шапка», «шуба», «штаны» — и может легко продолжать этот ряд, но не может усвоить слово «одежда». Для этого необходимо овладеть отношением общности, и, как следствие, приобрести высшее понятие, включающее в себя весь ряд более частных понятий, подчиненных ему. Анализируя эти факты, Л.С.Выготский приходит к выводу, что на определенной стадии развития подобные отношения общности между понятиями вообще недоступны для ребенка и «появление первого слова типа "мебель" или "одежда" — не менее лажным симптом прогресса в развитии смысловой стороны девкой речи, чем появление первого осмысленного слова» Усвоение понятий происходит одновременно с овладением речью. В школе, начиная изучение нового предмета, школьники прежде всего осваивают спел ему понятии этого предмета Такие понятия, как «транспорт», «связь», «педагог», «растение» прочно входят в нашу жизнь и кажется, что они существовали всегда. Помимо решения теоретических задач, мышление тесно связано с практикой. Практическое мышление проявляется б работе организаторов, производственников — всех тех, кто должен принимать быстрые и правильные решения б процессе трудовой деятельности. Бригадир монтажников, собирая сложные конструкции, может столкнуться с проблемой, каким образом установить верхнюю часть строения, если ни один подъемный кран не достает до верха. В отличие от теоретического мышления здесь нет времени на длительные раздумья. Предположение, как решить эту задачу в данной ситуации, проверить затруднительно, так как неверное решение может привести к аварии. В мышлении каждого человека есть свои особенности. Эти различия в мышлении называют качествами ума. Понятие «ум» шире понятие «мышление», потому что «ум», как и понятие «интеллект», включает в себя особенности внимания, восприятия, памяти, деятельности и поведения. Особенности мышления зависят прежде всего от знаний и опыта человека. Человек, который уже встречался с определенным типом задач, решает их быстрее и легче, чем тот, кто их видит впервые. Мысли подвержены влиянию переживаний. Сильное волнение или страх мешают правильному решению Огромное влияние на склад ума человека оказывает преобладающее развитие того или иного полушария. В зависимости оттого, какое полушарие больше развито, люди делятся на «художников» и «мыслителей», «физиков» и «лириков», «теоретиков» и «практиков». У людей, относящихся к художественному типу, в процессе мышления доминируют зрительные образы, а у людей мыслительного типа — абстрактно-логические понятия и категории. Как мыслят школьники в своей учебной деятельности: формулами, стихами, логическими категориями, зрительными или слуховыми представлениями' Школьники, мыслят по-разному: у одних абстрактное, словесно-логическое мышление преобладает над образным — это аналитический, «мыслительный» склад ума; у других преобладает образное мышление; у третьих образный и абстрактный тип мышления находятся в относительном равновесии — это гармонический склад ума. Большинство людей обладают мышлением, основные компоненты которого развиты относительно равномерно (равномерно плохо, равномерно средне или равномерно хорошо) У меньшинства (no некоторым данным, v 21% людей) один вид мышления резко преобладает над другим Человек с гармонически развитым умом может успешно ов-чадевать любыми учебными предметами, было бы желание;'мотивация): его умственные возможности не ставят перед ним никаких преград. Но одностороннее развитие ума неизбежно приводит к трудностям в учебной работе. Какие же трудности испытывают люди с преобладанием аналитического склада ума'р «Аналитики» страдают, когда работа требует развитого воображения. Геометрия им дается труднее, чем алгебра, литература — труднее, чем грамматика. «Аналитик» легче рассуждает, тем действует, легче объясняет, как надо решить задачу, чем решает ее. Если же необходимо перейти от теории к практике и действовать с реальными объектами, а не их схемами, то люди подобного мыслительного типа испытывают затруднения. Известный отечественный психолог Н.С.Лейтес в своей книге «(36 умственной одаренности» так описывает школьную работу ученицы этого типа: «Для Юли особенно характерна специфическая избирательность ее интересов и способностей. Она четко усваивает теоретические моменты учебных дисциплин, проявляет большой интерес к причинам явлений, умеет не задерживаться на частностях и давать обобщенный анализ. Вместе с тем она затрудненно, неполно запечатлевает конкретные факты и чувственные качества, ее отличает недостаточная чуткость к образной выразительности, она хуже других учениц ориентируется в практических делах. Ей, в отличие от многих ее соучеников, как бы не дано прямого "схватывания" реального существа и границ вопроса, и она вынуждена тревожиться о значении воспринятого При этом умственная активность, любознатель-.юсть ее касается почти исключительно понятийной, а не фактической стороны явлений». Совсем с другими проблемами сталкивается человек, у которого преимущественно развито наглядно-образное мышление, трудности для учеников с этим типом мышления возникают там,: де им приходится работать без опоры на наглядность. Даже когда их деятельность протекает в уме, они нуждаются в опоре на образы и представления. Отсутствие наглядности создает значительные трудности при усвоении таких учебных предметов, как физика Ученикам с наглядно-образным мышлением нелегко представить, например, движение электронов по цепи, они с трудом оперируют отвлеченными схемами. Ученики с преобладанием наглядно-образного мышления гораздо лучше себя чувствуют при работе со зрительным материалом, чем со словесно-логическим. Словесное объяснение задач, лишенных наглядности, они воспринимают хуже, чем рисунок или чертеж. Они могут успешно решить задачу, выполнить письменную работу без ошибок, но теоретически обосновать свои действия затрудняются. Переход от конкретизации к обобщению дается им с трудом. При изучении гуманитарных предметов (литературы, истории) ученики с образным мышлением гораздо лучше усваивают конкретный фактический материал, чем теоретические вопросы. Мышление каждого человека индивидуально и отличается быстротой. Что одни мыслят быстрее, а другие медленнее, вам хорошо известно из повседневной практики: время, затраченное учениками вашего класса на решение задачи или поиск ответа, существенно различается. Некоторые люди обладают уникальной способностью мыслить с очень большой скоростью. Голландский математик Калем Клейн является мировым рекордсменом по скорости устного счета. Он извлекает корень 19 степени из числа со 133 цифрами. Калем Клейн демонстрирует следующий трюк. Он просит загадать шестизначное число, затем компьютер возводит его в 37-ю степень и результат — число из 220 цифр, записанное на нескольких грифельных досках, — передают Клейну. Клейн в уме извлекает из этого числа корень 37-й степени и называет результат — загаданное шестизначное число. Вся работа занимает у него 3 мин 26 с. Чрезвычайно важное качество ума — самостоятельность. Самостоятельность мышления проявляется в том, что человек умеет видеть новые проблемы, ставить новые задачи и решать их по-своему. Отсутствие самостоятельности делает мышление человека традиционным, обыденным. Как правило, такие люди в большей степени ориентируются на мнение других и при решении тех или иных задач, проблем опираются на готовые правила, не ищут новых, оригинальных путей. Самостоятельность мышления тесно связана с его критичностью. Критичный человек не принимает на веру свои и чужие мысли, анализирует их, взвешивая все «за» и «против». Наименее критичны и, соответственно, наиболее внушаемы маленькие дети, которые все воспринимают на веру. Критичность ума развивается в процессе обучения, воспитания, накопления жизненного опыта. С возрастом критичность возрастает, и взрослые стараются объективно оценивать сложившиеся условия, полученные результаты.
В ходе мыслительной деятельности человека на первый план выдвигается такое свойство мышления, как гибкость. Гибкость мышления выражается в свободе выбора новых приемов и средств решения задач и проблем, способности быстро учитывать изменения ситуации и условий. Негибкий человек продолжает действовать по намеченному плану, несмотря на изменившиеся обстоятельства, и нередко выглядит смешным, как человек, решивший покататься на лыжах в то время, когда снег уже растаял. Особый интерес представляет собой широта мышления, подразумевающая творческое отношение к делу и умение привлечь как можно больше знаний к решению вопроса. Нередко про такого человека говорят: у него широкий кругозор. Не следует путать широту мышления с его поверхностностью, разбросанностью. Широта мышления должна сочетаться с глубиной — способностью проникнуть в сущность проблемы, явления, события, выявить основные закономерности и связи, предвидеть дальнейшее развитие. Людей, обладающих отмеченными свойствами мышления, называют интеллектуально развитыми. Интеллект связывают с общими способностями человека, которые позволяют одинаково успешно решать и теоретические, и практические задачи.
Практическая работа
|