Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВЫВОДЫ ПО 3 главе





Таким образом, разработав методику формирующего эксперимента и
апробировав ее в работе с детьми, мы пришли к выводу, что в формировании
коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста произошли
существенные изменения, которые проявляются в интеллектуальном,
нравственно - волевом и эмоциональном развитии ребенка. Это стало
возможным благодаря тому, что были разработаны индивидуальные и
подгрупповые мини занятия, которые проходили как игры и игровые
упражнения. Воспитатель кардинально изменил стиль взаимодействия с
детьми, теперь он стал выступать не как информатор побуждающий ребенка
запоминать предложенное содержание, а как педагог который с помощью
приемов поощрения активно побуждал детей активно включаться в поиск
путей и способов действия.

В этих условиях ребенок становился не объектом педагогичекого
воздействия, а субъектом деятельности и активным ее участником.
Результаты формирующего этапа исследования показали, что произошли
качественные изменения: увеличился процент детей, которые вышли на
средний и высокий уровни развития коммуникативной культуры. Высокий -
37%, средний уровнь 57%, а на низком уровне осталось 6%. Дети стали
осознавать последствия своих поступков, адекватно оценивать свои слова и
действия других детей. Обогатился словарный запас детей. Они могут теперь
связно излагать свои мысли, качественно изменился способ взаимодействия
детей друг с другом.

На основе сюжетов
интересные детские игры,


заботу, доброту и другие качества. Изменилась и позиция педагога в
отношении к детям. В ее общении с детьми стало меньше прямых указаний и
распоряжений. Дети по новому стали дружески взаимодействовать друг с
другом, они стали более самостоятельны и культурны в общении.

В образовательном процессе стало больше совместной творческой
деятельности, где педагог занимает позицию партнера. А дети приобрели
умение сообща определять цель деятельности, планировать будущую
деятельность и подбирать необходимые атрибуты. Дети стали более
самостоятельны, они сами распределяли роли и сообща реализовывали
намеченное содержание в игровой деятельности начали помогать друг другу
советом и делом. У детей появилась доброжелательность в общении умение
рассуждать, анализировать действия свои и товарища для этого они часто
использовали проблемные вопросы и ситуации. В результате игра детей
стала более содержательной интеллектуальной и нравственно
ориентированной. У детей появилось желание сочувствовать утешать и
успокаивать друг друга. Мощным стимулом в развитии коммуникативных
навыков и культуры общения стали упражнения «Черный ящик» и
«Коробочка добрых дел». Дети с начала вместе с воспитателем, а затем и
самостоятельно анализировали свои поступки и рассуждали о наиболее
любимых играх своим родителям. Родители часто сообщали о хороших
поступках своих детей и вместе с ребенком опускали в коробочку добрых дел
яркий квадратик. Успехи детей определялись активным участием родителей
в вопросах воспитания культуры общения своих детей. (для этого была
проведена серия встреч с родителями для установления преемственности
ДОУ и семьи).

Хорошие поступки детей находили похвалу и поощрение взрослых, что
способствовало развитию эмоциональных контактов между взрослыми и
детьми. У детей стало формироваться культура общения, они практически
перестали ссориться, обзываться, жаловаться и ябедничать. Атмосфера в
группе стала доброжелательной и спокойной. Дети стали более
организованными, чуткими и внимательными друг к другу и по нашему
мнению у них произошли качественные изменения в развитии
коммуникативной культуры.

Подводя итог, мы можем отметить, что целенаправленная система и
последовательная работа по формированию коммуникативных навыков
выводит детей на высокий уровень развития культуры общения.
Результативность в работе определяется при условии, если в ней принимают
активное участие дети, воспитатели и родители.


Заключение.

Результаты проведённого исследования, направленного на развитие
культуры общения детей старшего дошкольного возраста, дают возможность
утверждать, что цели, поставленные нами - выполнены, гипотезе
подтвердилась.

Проблема развития коммуникативных навыков, культура общения детей
дошкольного возраста довольно полно разработана в отечественной
литературе. Ею занимались: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М.И. Лисина,
Д. Б. Эль конин И многие другие исследователи развития коммуникативных
навыков. Культура общения ими рассматривалось как как фактор
психического развития личности. Они считали и у нас нашлось
подтверждение факт, что наиболее эффективное развитие личности и всех
психических процессов происходит в игре.

Проведя анализ литературы по данной проблеме, и опираясь на
рекомендации ряда авторов, мы постарались создать определённые
педагогические условия для развитиякоммуникативных навыков и культуры
общения детей старшего дошкольного возраста.

Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что
развитие коммуникативных навыков и культуры общения детей старшего
дошкольного возраста находится на низком уровне - 57% детей. У этих
детей не были сформированы навыки культуры общения. Они не умели
заботиться о других, у них были не развиты представления о доброте,
дружбе, взаимопомощи, честности и вежливости. обнаруженные
«отверженные» дети, как показало наше исследование не решительны и не
уверенны в себе. Серьёзные проблемы обнаруживаются в содержании
высказываний детей, в форме их подачи. Предложения просты, но дети не
умеют их анализировать, рассуждать, умозаключать. В исследовании
обнаружено, что педагог не владеет технологией развивающего обучения.
Предпочитает использовать стиль обучения, основанный на информации и
воспроизведении. В воспитательной работе педагога мало уделяется
внимания культуре общения детей, она очень редко хвалит детей,
отсутствуют условия саморазвития искомых качеств т. к. В основном С
детьми проводятся занятия в утренний отрезок времени и у них нет времени
для игровой деятельности. Как показали наши исследования, родители также
не уделяют достаточного внимания воспитанию коммуникативных навыков и
культуры речи у своих детей. Напротив, не осознавая этого, они порождают
в детях агрессию, раздражённость инепослушание т. к. отсутствует
эмоциональный контакт с детьми дома. К среднему уровню нами отнесены
дети, которые составили 37%.эти дети владеют некоторыми навыками
культуры общения, но в самостоятельной деятельности не всегда применяют
их, или применяют только после внешнего воздействия взрослых.
Нравственные нормы, выполняемые под влиянием прямых указаний
взрослых, не формированы внутренним мотивом. А детей с высоким уровнем

ба



 

развития культуры общения по данным констатирующего эксперимента
оказалось 6%.

Анализ показал, что основная проблема на наш взгляд заключалась в
неумении педагога организовать педагогический процесс, отсутствуют
условия для формирования культуры общения и не компетентность
родителей в этих вопросах в целом несогласованности требований к детям
между родителями и педагогами ДОУ. В формирующем эксперименте нами
были разработаны индивидуальные и групповые занятия, игры, упражнения
направленные на развитие коммуникативных навыков и культуры общения
детей старшего дошкольного возраста.

Сравнительный анализ результатов исследования позволяет нам
утверждать, что у детей сформировались:

- глубокий интерес к игровой деятельности, умение ставить цель, планировать
пути и способствовать её выполнению, нравственных качеств (критическая
оценка и самооценка, взаимопомощь);

-умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников6

- выстраивать доброжелательные отношения, как в процессе игровой

деятельности, так и в повседневной жизни;

-культура общения, умение рассуждать, доказывать, убеждать, анализировать
свое поведение и поведение сверстников в игровой деятельности.

Разработанная нами методика показала существенные изменения в
формировании навыков культуры общения детей старшего дошкольного
возраста. У нас на высокий уровень развития коммуникативных навыков
культуры общения выходят 37% детей. Эти дети проявляют
доброжелательность в общении, любовь и заботу к сверстникам, они честны,
речь интонационно богата и содержательна, они умеют рассуждать,
справедливо оценивать поступки свои, сверстников и делают это осознанно.
57% детей составили средний уровень развития, тогда как в констатирующем
эксперименте их уровень составлял 37%. низкий уровень 6%. Дети по нашим
наблюдениям стали более дружелюбны, исчезла агрессия, качественно
меняется речь, пополняется словарь за счет новых слов, дети при обретают
умение рассуждать и активно участвуют в играх.

Причина таких показателей, на наш взгляд, заключается в особенностях
педагогического руководства детьми. В формирующем эксперименте мы
качественно перестроили систему взаимодействия с детьми в процессе
общения. С этой целью нами были предприняты условия по привлечению
воспитателей и родителей для решения этой проблемы. Через разные формы
работы мы показали значимость формирования коммуникативных навыков
для всестороннего развития личности ребенка.

Родителям и педагогам необходимо учитывать, что дети старшего
дошкольного возраста отличаются особой чувствительностью к мнениям и
поступкам находящихся рядом взрослых. Это обязательно накладывает
особую ответственность на тех взрослых (воспитателей и семью), чье мнение
и поведение дети принимают целиком, без критики и избирательности. Мы


.-


 

учим родителей задумываться на тем, что мы. Взрослые, определяем
жизненные принципы ребенка, которые в последствии будут определять
качества его жизни.

Таким образом, мы убеждены, что экспериментальная работа дает
существенные возможности для развития коммуникативных навыков и
культуры общения детей, что в свою очередь является подготовкой детей к
школе. Задействованность разных сфер личности дошкольника развивают у
него не только нравственно - волевые, но и интеллектуальны способности и
развивают ребенка, обеспечивая ему готовность к обучению в начальной
школе.



 

Библиография

1. Андреева Г.М. «Социальная психология» М: Аспект Пресс, 1999

2.Бодалев А.А. «Проблемы гумманизации межличностного отношения
и основные направления их психологического изучения». Вопросы
психологиимз! -1994г.

3. Бодалев А.А. «О взаимосвязи общения и отношения» Вопросы

психологии. N21-1994r.

4. Бондаренко Е.А. «О психическом развитии ребенка». Издательство
«Народная асвета», Минск 1974г.

5. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных
учреждениях. Москва. «Просвещение». 1979г.

6. Воронова В.Я. «Творческие игры старших дошкольников».

Москва «Просвещение» 1981 г.

7. Воробьева Д.И. «Гармония развития». СПБ 2006г.

8. Выготский Л.С. «Избранные психологические исследования».

Москва. 1956г.

9. Выготский Л.С. «Развитие эмоций в совместной с педагогом
деятельности», Дошкольное воспитание N21 за 2003г.

10. Газман Л.Я. «Психология эмоциональных отношений».

Москва 1987г.

11. Дружинина В. «Психология семьи». Москва, «КСП» 1996г.

12. Искольдский Н.В. «Исследование привязанности ребенка к
матери». Вопросы психологииN26-1985г.

13.Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. «Психология личности и
деятельности дошкольников». Москва.1965г.

14.Зврева О.Л., Короткова ТВ. «Родительские собрания в ДОУ».
«Айрис Пресс», Москва.2006г.

15.ЗацепицкиЙ Р.А., Яковлева Е.К.. «Роль неправильного воспитания
в происхождении неврозов». Москва 1960г.


16.30ЗЗО Р. «Психическое развитие ребенка и влияние среды».

Вопросы психологии N22, 1967.

17. 3йдемиллер э.г., Юстицкий В.В. «Семейная психотерапия».
«Медицина» 1990г.

18. Кемпбел Р. «Как по настоящему любить своего ребенка», СПб
(Митр)1997г.

19. Конн И.С. «Ребенок и общество». Москва (Наука) 1988г.

20. Коломинский я.л. «Психология личных взаимоотношений в
детском коллективе». Москва. 1969г.

21. Куницына В.Н., Казаринова Н.В. «Межличностное
общение». Учебник для вузов. - СПб,: Питер, 2001

22.Лесгафт П.Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение».

Москва.1991 г.

23.А.Н.Леонтьевым. «Психологическое развитие ребенка в
дошкольном возрасте. Вопросы психологии ребенка дошкольного
возраста». - М.- Л., 1984

24.Лисина М.И. «Возрастные и индивидуальные особенности общения
со взрослыми у детей от рождения до семи лет». Москва. 1974 г.

25. Лопатина А.А., Скребцова М.В. «Воспитание нравственных
качеств у детей». Москва, 2008г.

26. Ломов Б.Ф. «О системном подходе в психологии». «Вопрос

психологии», 1975, N2 2.

27.Маклаков А.г. «Общая психология».-Питер 2006г.

28. Менджерицкая Д.В. Воспитание в игре. Москва
«Просвешение» 1979г.

29. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре». Москва
«Просвещение» 1982.

30. Монина Г.Б. «Коммуникативный тренинг», СПб 2007г.

31. Мухина В.С. «Возрастная психология». - Москва, 2004г.

БS


32. Нечаева в.г., Маркова Т'А. «Нравственное воспитание в детском
саду». Москва. «Просвещение». 1984г.

33. Нечаев В.Г.,Маркова 'ГА. И др. «Формирование коллективных
взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».
Москва. 1978г.

34. Нещерет т.в. «Влияние взаимоотношений в семье на межличностные
связи ребенка». 1980г.

35. Никитин В.Н. «Психология телесного сознания». 1998г.

36. Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и
младшими дошкольниками». Москва, 2005г.

37. Островская Л.Ф. «Почему дети не слушаются». Москва 1982г.

38. Парыгин Б. Д. «Анатомия общения» Б. Д. Парыгин. - СПб: изд.

Михайлова, 1999

39.Петровский В. А., Виноградова А.М. «Учимся общаться с
ребенком»; «Руководство для воспитателя детского сада». Москва
(Просвещение) 1993г.

40. Попова М.Н. «Навстречу друг другу». СПБ 2004г.

41. Сатир В. «Как строить себя и свою семью».- Москва. 1992г.

42. Сенько т.в. «Изучение межличностного взаимодействия ребёнка

со сверстниками и взрослыми». Методические реком. - Л.1991

43. Смирнова Е.Е. «Познаю себя и учусь управлять собой». СПб 2007 Г.

44.Спиваковская А.С. «Обследование психологической коррекции
неадекватной родительской позиции. Семья и формирование
личности». Москва, 1981г.

45. Спиваковская А.С. «Педагогика родителям. Как быть родителям».

Москва, «Педагогика» 1986г.

46. Сухомлинский В.А. «О воспитании! - М.: Полит. литература, 1982-

47.«Семья и формирование личности»; Сборник научных трудов. М:



 

«НИИОП» 1981г.

48.Ткаченко т.А. «Формирование навыков общения и этических
представлений у детей». Москва, 2005г.

49. Усов а А.П., Пеньевская Л.А. «Игра и труд в детском саду».
- Москва 1961г.

50. Фридман И.К. «О контакте родителя с детьми». Вопросы психологии
N21-1990r.

51. Х. ДЖ. Джайнотт, «Родители и дети». Москва. 1986г

52. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду».
«Феникс» 2006г.

53. Черенкова Е. «Уроки этикета и вежливости для детей». Москва.2006г.

54. Хоментаускас Г.Т. «Семья глазами ребенка».

Москва «Педагогика» 1989г.

55. Д.Б. Элькони «Психология детей дошкольного возраста». М., 1964

56. Эриксон Э. «Детство и общество». «Обнинскск». 1993г.

57. Юдина Е. «Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая
оценка в группе детского сада», Дошкольное воспитание N2 9 за 1999г.

58. Яничева т.г. «Полезная книга для хороших родителей». СПб.2006г.

б7

 

Date: 2015-10-18; view: 278; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию