Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические основы процесса общения





Общение - это сложный процесс установления и развития контактов
между людьми. Начиная с рождения, человек живет среди других людей.
Сначала, в маленьком возрасте, круг его общения довольно узок, и он
хорошо знает и общается с близкими взрослыми; затем в его жизни

появляются менее знакомые люди и сверстники, это тоже происходит

довольно рано: некоторые психологи считают, что уже на втором году
жизни можно отметить первые признаки общения между детьми. Чем
старше становится человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее


 


его


 

контакты.


 


На современном этапе проблема общения привлекает исследователей
разных направлений: она стала предметом интенсивных теоретических и
экспериментальных исследований философов и социологов (Л.П. Буева,
И.С.. Кон, Б.Д. Парыгина); педагогов и психологов (Л.С. Выготского
Я.Л.Коломенского, М.И. Лисина, В.С.мухиной, А.Г.РузскоЙ). Актуальность
проблемы объясняется значением общения в формировании и развитии
человеческой психики. В отечественной психологии установилась давняя
традиция (начиная с работ И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, В.М.Мясищева,
Л.С. Выготского и до наших дней) рассматривать общение как фактор
психического развития человека.(8). Человек существо социальное и
развитие его осуществляется через общение. С момента рождения человек
оказывается включенным в систему межличностных отношений. Особенно
актуальным является изучение общения в детской психологии, где
общепринятым является утверждение, что психическое развитие ребенка
начинается с общения.

Общение - это первый вид социальной активности, благодаря которому
ребенок получает необходимую для него индивидуального развития
7


информацию. Оно служит средством приобретения знаний и навыков;
формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные
качества человека. Человек становится личностью в процессе общения при
вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего
существования. Работы Л.И.Бажович, Л.С.Выготского, А.Н.ЛеонтьевоЙ,
М.И.ЛисиноЙ, Д.Б. Элькона и др. показывают, что общение имеет прямое
отношение к развитию личности ребенка. Так как уже в самой примитивной,
непосредственно - эмоциональной сфере оно приводит к установлению
связей ребенка с окружающими детьми и становится первым компонентом
того «ансамбля» или целостности (А.Н.Леонтьев) общественных
взаимоотношений, который и составляет сущность личности. Именно в
общении формируется отношение ребенка к окружающей действительности
и самому себе.(23)

Исследования Л.С.Выготского, Д.В. Годовиковой, т.м. Землянухиной,
Я.Л.Коломенского, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина и других
свидетельствуют, что общение детерминирует структуру сознания;
определяет строение высших психических процессов.

Согласно определению М.И.ЛисиноЙ, мы рассматриваем общение как
организацию совместной деятельности и взаимодействию двух (или более)
людей. Направленные на согласование и объединения их усилий с целью
налаживания отношений и достижению общего результата. В основу
понимания общения. Как особого рода деятельности, положена
концептуальная система деятельности, разработана А.Н.Леонтьевым. (8)

К.А. Абульханова - Славская, А.Н. Леонтьев понимали общение как
определенную сторону деятельности: оно включено в любую деятельность
(коллективную, индивидуальную, творческую, предметно - практическую)
и является ее элементами, в то время как саму деятельность можно
рассматривать как условие общения. (23)


Д.Б. Элькони /rассматривал общение, как особый вид деятельности, в

двух его разновидностях: в одной общение принимается как

коммуникативная деятельность или как деятельность выступающую
самостоятельно на определенном этапе онтогенеза; в другой общение, как
один из видов деятельности (речевая деятельность), относительно чего
имеются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия,

операции, мотивы и пр. (55)

Б.Д.Парыгин, А.В. Киричук рассматривают общение как сложный и
многомерный процесс. Который может выступать в одно и то же время и
как процесс взаимодействия индивидов и как информационный, как
отношение друг к другу, и как процесс их взаимодействия друг с другом, и

как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Несмотря на вариативность в исходных теоретических позициях авторов,

каждая из этих точек зрения не отрицает главного - связи деятельности и
общения, недопустимости их отрыва друг от друга. В соответствии с этим
можно говорить о принципе единения общения и деятельности иди их
глубокой взаимосвязи. Любые формы общения включены в специфические
формы совместной деятельности: Люди не просто общаются в процессе
выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в
деятельности, по поводу нее. Таким образом, широкое понимание связи
общения и деятельности соответствует широкому пониманию своего
общения: как важнейшего условия присвоения индивидом исторического
развития человечества. Как подчеркивает Б.Ф.Ломов, в процессе общения



 


осуществляется


 

важный


 

обмен


 

деятельностями,


 

представлениями,


 


идеями, устремлениями, интересами и т.д., развивается и проявляется
система отношений «субъект - объект». Понятие «общение» по определению
Б.Ф.Ломова, имеет смысл того, что общение есть взаимодействие людей,

вступающих в него как субъект. (26) Для общения необходимо, по крайней
мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Кроме


того, автор отмечает, что общение является основной сферой проявления
специфических человеческих эмоций и вообще психических состояний,
необходимым условием формирования психологических свойств личности ее
сознания и самосознания. Таким образом, в общении каждый участник
выступает как личность. Именно здесь одновременно реализуются и
межличностные, и общественные отношения людей.

В.С.Мухина различает три вида активности: Физическую активность, как
выражение потребности здорового организма в движении; психическую
активность, как выражение потребности индивида в познании окружающей
действительности, отношений с другими людьми и самого себя; социальную
активность личности, которая выражается в изменении или поддержании
основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со
своими ценностными ориентациями. (31)

Посредством своей активности личность идеально (когнетивно),
теоретически или практически моделирует пространство своего
взаимодействия с миром, организует его. Активность общения является
неотъемлемой составляющей процесса общения. Сотрудничество между
людьми, интеграция их совместной деятельности обеспечивается
посредством активности общения конкретных индивидов. Следовательно,
активность - это динамическая активность и вместе с тем качество личности
как субъекта деятельности, общения, поведения человека. В общении
происходит не просто движение информации, но и активный обмен ею. Он
заключается в том, что здесь особую роль играет значимость информации.
Люди не просто обмениваются значениями, но как отмечает А.Н. Леонтьев,
стремится при этом выработать общий смысл. Это возможно при условии,
что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть
коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но и
совместное постижение предмета, поэтому в каждом коммуникативном


процессе реально представлены в единстве: деятельность, познание и
общение. (Г.М.Андреева). (1)

Различают виды общения, характеризуя их по нескольким критериям:

- по субъекту - личностное и безличное (массовое);

- по функции - утилитарное и свободное;


- по хронотопу - непосредственное и опосредованное;

- по цели - содействующее и противодействующее;

- по сфере - производственное, политическое, научное и педагогическое.

в процессе общения и взаимодействия с людьми в социально 1 психологии
рассматриваются шесть его функций: коммуникативная, информационная,
когнитивная, эмотивная, конативная, и креативная.
Коммуникативная функция - осуществляет взаимосвязь людей на уровне
индивидуального, группового и общественного взаимодействия.

Информационная функция осуществляется с помощью

коммуникативной функции: приема и передачи информации от человека
человеку.

Когнитивнае функции служит для осмысления знаний через

предстввления, мышление и т. д. Взаимопонимание партнеров усиливает
процессы общения, приобретая практический смысл, оно направлено на
раскрытие психологических качеств партнеров. Общая характеристика
когнитивных функций проявляется в процессах познания человека
человеком, когда формируется образ - представление о партнере. Так как от
взаимной интерпретации зависят отношения между людьми. То когнитивные
функции связываются с эмотивными, которые проявляются в переживании
человеком своих отношений с людьми. А также в эмоциональной связи с
действительностью.


Эмотивные функции - отражаются в отношении симпатии - антипатии -
эмпатии, определяют эмоциональный фон в отношениях между людьми.

Креативные функции - служат воспитательным, преобразующим целям.

К ним относятся: подражание, эмоциональное заряжение, внушение и
убеждение они осуществляют связь с партнером.

В психологии отсутствует общепринятое определение, что такое
общение, поскольку оно составляет контекст, всей нашей жизни и проникает
во все ее сферы. Поговорка «С кем поведешься, от того и наберешься» дает
нам представление о том, насколько психологическое развитие человека, его
образование, установки, нормы и ценности, привычки и манеры, весь стиль
его жизни зависят от его общения.

В психологии выделяют три составляющие общения: интерактивное,
перцептивное и коммуникативное.

Перцептивное - включает в себя восприятие человека человеком.

Коммуникативное - представляет собой процесс передачи информации4
обмен опытом, переживаниями, сведениями. Желаниями - это то, что мы
говорим.

Интерактивное - подразумевает организацию совместной деятельности,
взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем),
которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из
партнеров или обоих участников взаимодействия.

Вербальное (или речевое) общение - это процесс установления и
поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта
между людьми при помощи языка (Куницина В.Н.). (21)

Речевая ситуация диктует необходимость обращения к поэтической или
официальной, то к научной или бытовой речи. Педагогическая практика




 

показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести
как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту.
Вербальная коммуникация может носить дезорганизующий характер и
являться началом поиска взаимоотношений. В психолого - педагогической
литературе описан так называемый «феномен Маугли», когда исследователи
находили детей, воспитанных животными. Эти дети вели себя как животные
(причем именно те животные у которых они воспитывались) и в сущности,
не являлись людьми. При этом, чем старше такой ребенок и чем дольше он
прожил в среде животных, тем меньше остается возможностей для его
возвращения в человеческое общество; для детей старше 8-1 О лет этот
процесс необратим.

Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А.

Сухомлинекий назвал самой неискоренимой и самой человечной. Он считал,
что там, где нет культивирования этой потребности, никакими хитроумными
организационными зависимостями, никаким подчинением руководством
невозможно возместить убогость воспитания. (46).

..



 







Date: 2015-10-18; view: 835; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию