Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические условия формирования коммуникативныхHaBЫKO~ в дошкольном учреждении и в семье





Недаром говорят: дети - зеркало родителей. Их привычки, жесты,
способы общения ребёнок начинает перенимать тогда, когда он ещё не
способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так
важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учит ребёнка их пример.
Формирование поведения не может осуществляться в отрыве от воспитания
ребёнка в целом. Между внутренней культурой и внешними формами её
проявления существует тесная связь. Если от детей требуют внешне
приличных форм поведения, то этим непременно влияют на их внутренний
мир. Нельзя научить ребёнка поступать правильно без моральной оценки
собственных поступков. Но нравственное развитие происходит правильно
лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные
возможности детей. У же в раннем детстве ребёнок способен усваивать
элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с
окружающими.

Правильному произношению, выразительному интонированию, умению
выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих
мыслей следует обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших
практических задач, которая стоит перед родителями и воспитателями.

Речевое поведение человека - сложное явление; оно связано с
особенностями воспитания, с местом рождения и обучения, со средой, в
которой человек привычно общается, со всеми особенностями,
свойственными ему как личности, как представителю социальной группы, а
также национальной общности. По мере того как вырастает человек, речевое
поведение становится привычным для него, поэтому оно выражается в
требуемых окружающими стереотипных высказываниях, речевых клише
(приветствия, извинения и т. д.) С одной стороны, и с другой - в каких-то
сугубо индивидуальных речевых проявлениях. К этому добавим инеречевые
(не вербальные) средства коммуникации - жесты, мимику, тональные
особенности.

Каждый человек находится во множестве ролевых и речевых ситуаций и
постоянно ориентируется в обстановке общения, в своём партнёре. Речевое
поведение отличает горожанина от жителя деревни, высокообразованного
человека от малообразованного, а детей от взрослых. Следовательно, речевое
поведение человека - это разновидность и составная часть его социального
поведения. Важно понять взрослым, что вредно «сюсюкать» с детьми,

----


8.

.-----


 

подражая детской речи. Разговаривая с ребёнком «детским языком»,
взрослые невольно задерживают его речевое развитие. Ребенка старшего
возраста целесообразно побуждать следить за собственной речью.
Необходимо развивать у детей интонационные оттенки разговорной речи
которые выражают уважение, спокойствие, просьбу, удивление, радость,
неудовольствие, доброжелательность, приветливость. Этому способствуют
потешки, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений,
выразительная речь окружающих, как образец для маленьких. Важно
отличать развязность от непринуждённости, застенчивость от неумения себя
держать во время разговора. Это противоположные по своему характеру
проявления. Надо быть чутким к слову ребёнка, поддерживать его
стремление вступать в разговор со взрослыми, а при необходимости
осуществлять корректировку его поведения. Особое внимание требуют к себе
дети, которые боятся вступать в общий разговор. Таких детей следует
побуждать к разговору, используя для этого любой повод. Спросить его об
игрушке, с которой он играет, о том, что он сделал, построил, нарисовал,
смастерил.

Речевая сдержанность - один из признаков культуры общения. Особое
внимание заслуживает вопрос воспитания у детей речевой сдержанности: как
недостаёт этой способности нашим детям. В практике как раз и наблюдается
пробел: добиваясь от детей высокой речевой активности, мы нередко
забываем о воспитании у них умения молчать и выслушивать других, вникая
в смысл сказанного. Надо научить детей не только правильно говорить, но и
внимательно выслушивать собеседника, поддерживая с ним диалог; молчать,
когда это необходимо (на занятиях, в театре, в музее, если отдыхают

взрослые или спит малыш и т. п.).

Воспитание культуры общения проблема нравственная, имеющая

социальную значимость, воспитанность и культура человека проявляются в
умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве
словарного запаса.
С детства нам говорили, что существуют добрые, волшебные слова:
извините, пожалуйста, спасибо, и мы свято верили в их магическую силу. Но
прошли годы и мы всё чаще убеждались, что многие люби практически не
обращают на них внимания. Вера в волшебство этих слов уходила вместе с
детством. В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек
с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел
общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. В
этой связи возникают следующие задачи воспитания:



8.

ясно произносить слова; окружающих излагать мысль; и уметь обращаться с просьбой; перебивать;
чётко И понятно для на вопросы

-формировать

-учить его

- правильно и

- вежливо отвечать

-не


 

у


 

ребёнка


 

культуру


 

общения;


 


-говорить без крика, владеть силой голоса, интонацией;

-не вульгаризировать речь словами-сорняками;

-спокойно и скромно держать себя во время разговора.

Ребёнок черпает культуру родного языка в семье. Дети удивительно чутко
улавливают, как разговаривают взрослые - спокойно или с раздражением,
умеренно и тактично или же громко кричат, уважительно или с
пренебрежением - и, подражая, копируют услышанное. Если в речи
взрослых изобилие «будь добр, разреши, извини, позволь, прости» и Т.П. то И
без всякого специального тренинга эти слова переймут дети. Работа,
проводимая в детском саду по формированию у детей культуры общения,

наиболее результативна, если находит продолжение в семье.

В последние десятилетия наметились серьёзные проблемы во

взаимоотношениях родителей и детей. Исследования обнаруживают, что
нарушения эмоциональных контактов ребёнка с родителями имеют
негативные последствия в соматическом, эмоциональном и
интеллектуальном развитии ребёнка. Прослеживаются и дальнейшие линии
этого влияния на такие проявления личности, как чувство комфорта -
дискомфорта в этом мире, как эмоциональная открытость или закрытость
людям, толерантность и многие другие.

Очень важно приложить все усилия, чтобы семья стала тем местом, где
человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы
обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может
стать местом формирования истинных людей. Каждый из нас - это открытие,
каждый из нас уникален.

Главным содержанием детской жизни является игра. При правильном
руководстве игра становится одним из эффективнейших средств
всестороннего воспитания. Для ребят дошкольного возраста игры имеют
исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра
для них способ познания окружающего. В играх дети удовлетворяют
естественное стремление к движению, к действию, к переосмыслению
окружающего. В игре более, чем какой-либо другой деятельности,
развивается у детей активность, самостоятельность, инициатива. Они сами
определяют во что и как будут играть, обдумывают игровой сюжет и как


.:

воплотить его, ищут партнёров по игре, распределяют роли. Через игру
можно влиять на поведение ребёнка, на его отношения со сверстниками и
взрослыми. Так игра становится формой организации жизни детей. Но игра
воспитывает и организует ребёнка тогда, когда она в своей основе имеет
нравственное содержание. Самые маленькие дети и постарше играют по
разному.

Следовательно, и приёмы руководства играми различны. Чем моложе
ребёнок, тем активнее роль взрослого. С обогащением жизненного опыта
малыша развиваются и игровые сюжеты, игры приобретают более
устойчивый характер. Теперь от взрослого требуется умение тактично
руководить содержанием игр, используя приём обогащения впечатлений
ребёнка (ведь он отражает в игре то, что видит и слышит). Этому
способствуют прогулки, экскурсии, наблюдения за окружающей жизнью,
художественная литература, телевизионные передачи. Если в игре ребёнка
однообразный сюжет, значит, у него скудный запас впечатлений.


Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ
переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре
ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его
эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Выдающийся исследователь в области психологии л. С. Выготский
подчёркивал неповторимую специфику дошкольной игры и называл игру
«девятым валом детского развития». Она заключается в том, что свобода и
самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным
подчинением правилам игры. (44) Такое добровольное подчинение правилам
происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из
содержания игры, её задач, когда их выполнение составляет главную её
прелесть. Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является
наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых,
соответствующих сюжету, роли и реальных отношений участником
совместной игры. Исследования и педагогический опыт убедительно
показывают, что эти два вида отношений ребёнка не тождественны. При
вполне благополучном или, как говорят, положительном сюжете могут
проявляться (и явно, И скрыто) весьма неблагополучные реальные
взаимоотношения. Дети как бы выходят (временно) из игры, превращаясь в
обыкновенных мальчиков и девочек, и действуют не согласно требованиям
сюжета, а так, как они привыкли действовать в быту, - в зависимости от
уровня воспитанности.



 

Игра подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в
обществе сверстников. Поэтому столь актуальный для дошкольной
педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего
воспитания, и в первую очередь, формирование нравственной стороны
личности. В послевоенное время бурно стали развиваться начатые ещё в
двадцатые годы Л. С. Выготским, а затем продолженные А. Н. Леонтьевым и
Д. Б. Элькониным теоретические, экспериментальные и психологические
исследования, в том числе, и по проблеме игры. (44) В работах педагогов и
психологов появились новые фактические данные, подтверждающие, что
игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального
творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения
ребёнком социального опыта и становится средством воспитания в условиях
целенаправленного педагогического руководства.
А. п. У сова сделала детские реальные общественные отношения предметом
специального исследования. На основе изучения этапов игры и уровней
отношений детей она наметила пути дифференцированного педагогического
влияния на развитие игры и детской игровой деятельности, на формирование
положительных общественных взаимоотношений дошкольников. (44) При
этом важно подчеркнуть то большое значение,. которому исследователь
придавала воспитательной стороне положительного сюжета игры. Обсуждая
вопрос об игре как форме организации жизни и деятельности детей А. В.
Запорожец подчёркивает: «Для того, чтобы нравственные нормы
выполнялись дошкольниками не только под влиянием авторитета взрослого
и использовались в качестве внешнего аргумента в их межличностных
отношениях, например при разрешении ссор и конфликтов, а стали бы
внутренними мотивами поведения, следует подготовить почву для их
усвоения. Такая психологическая почва создаётся путём надлежащей
организации практики взаимоотношений детей, как в процессе игры, так и в
других видах деятельности». Таким образом, именно в игре происходит
наиболее эффективное развитие личности дошкольника и всех психических
процессов, которые наиболее значимы для этого возраста: воображения,
мышления и т. д.
Задача педагога - обеспечить ребёнку условия, в которых бы развивалась
игра. Вспомним слова Сократа: «Не насильственно преподавай, милейший,
детям науки, а в процессе игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему
склонен» (3).



Выводы по 1 главе:

Анализ психолого - педагогической литературы позволил нам утверждать,
что тема «Развитие коммуникативных навыков детей старшего
дошкольного возраст в игровой деятельности.» является актуально. Она
позволила определить нам проблемы в развитии общения детей:
- проблема нравственного развития детей, особенно актуальна и в связи с
тем, что за последние годы отмечен рост детской возбудимости, агрессии,
тревожности и страхов, приводящих к нарушению поведения и культуре
общения. Ситуации, когда твой ребенок не принимается, высмеивается,
отвергается другими детьми, отрицательно сказывается не только на
настроении, но и на процессах обучения и воспитания, вплоть до искажения
личного развития;
- общение со сверстниками - необходимое условие психического и
личностного развития ребенка на всех этапах его развития. Но, оно
выполняет свою функцию только тогда, когда у ребенка есть общение с «
нормальным» (умным, доброжелательным и нравственно воспитанным)
взрослым; - каждому педагогу важно помочь ребенку осознать свои
характерные особенности, понять, что он, как и каждый человек уникален и
неповторим. Создать атмосферу доброжелательности, добра и любви;
- очень важно приложить все усилия, чтобы семья стала тем местом, где
ребенок может получить настоящее воспитание. Мы обеспечим себе более
безопасный и человеческий мир вокруг;
- работа, проводимая в детском саду, по развитию коммуникативных навыков
будет более результативна, если найдет поддержку и понимание в семье.


Глава 2. Экспериментальное изучение коммуникативных







Date: 2015-10-18; view: 384; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию