Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности





Под педагогическим общением понимают профессиональное общение в
процессе воспитания и обучения, имеющие определенные педагогические
функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на сознание
благоприятного психологического климата и психологическую оптимизацию
учебной деятельности и отношений между педагогом и воспитанником.
(А.А.Леонтьев). (23) Одним из критериев продуктивного педагогического
общения является создание благоприятного психологического климата и
формирование определенных межличностных отношений в группе, которые
должны формироваться педагогом целенаправленно. При этом на
определенных высших стадиях основным источником становится развитие
коллектива. Но на начальных этапах центральное место принадлежит
педагогу. В процессе взаимодействия педагога с ребенком важным остается
все: что мы говорим, как мы говорим, каким образам воспринимаем
информацию партнера по общению. Когда мы вступаем в общение с
ребенком, на нас ложится большая ответственность за построение-
взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и
осваивает образцы. Нет ничего столь же «прилипчивого», как формы, приема
и стиля взаимодействия. Потому как ребенок ведет себя при контакте с
другими людьми, можно судить о стиле общения, принятом в его семье. То
есть происходит трансляция (передача) средств и норм взаимодействия от
одного субъекта общения к другому. Взрослый, который обладает высокой
компетентностью в общении наиболее вероятный образец для подражания.
Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, который демонстрирует
взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе
свой собственный стиль общения. Конечно, всем известно, какую большую
роль в построении такого стиля играют для ребенка его сверстники. Но


.-------


 

воспитатель, который знает, как построить процесс общения, умеет создать
хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него.
Именно воспитатель корректирует использование детьми средств,
неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессия, истерика,
нетерпеливость и т.п.)

Группа детей всегда неоднородна по характеру социальных проявлений. У
детей в группе складываются обычно неоднородные отношения, часто
ведущие к спорам и конфликтам. Важно действие педагога в таких
ситуациях. К какой категории его можно отнести: к приверженцам
командной педагогики. Или к тем, чьи действия определяются
демократичным подходом к детям. У воспитателя первой категории
возникает моментальная жесткая реакция, направленная на пресечение,
запрет. При этом его поза, мимика, речь, и жесты резкие и жесткие, а тон -
приказной. Воспитатель второго типа стремится обращаться к добрым
чувствам и самооценке ребенка. Он и внешне иной, излучает
доброжелательность, побуждает к прощению и миру, его голос и речь
спокойны и миролюбивы. В речи вместо длинных нотаций используются
междометия, сопровождает мимику горестным всплеском рук. Широко-
раскрывает глаза, он приседает перед ребенком в стремлении увидеть его
глаза. Таким образом, в действиях одного и другого воспитателя четко
прослеживается характерная установка, определяющая стиль
взаимоотношений между взрослым и ребенком. В установке проявляется

понимание педагогом основополагающего принципа педагогики,

обеспечивающего эффекта развития: ребенок объект воспитательного

воздействия или личность, субъект деятельности(39).

Следовательно, хорошее знание психологии дошкольников и детей своей
группы определяет действия педагога в каждый момент его наблюдения за
своими подопечными и в процессе индивидуально - дифференцированной
работы. Поэтому перед педагогом всегда будет стоять задача


совершенствовать себя в направлении развития способности руководить так,
чтобы его режиссерское взаимодействие благотворно влияло на внутренний
мир маленького человека.

Развиваем у ребенка уверенность в себе. Важно помочь ребенку

осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять то, что он
как и каждый человек уникален и неповторим. Возможности ребенка
развиваются и совершенствуются - завтра он сделает то, что не смог сегодня.
Потому педагогу необходимо поддерживать каждого ребенка в разных
ситуациях как успеха, так и неудачи. Создать атмосферу
доброжелательности, доверия и любви.

Чувства, желания и взгляды. Педагог знакомит детей с языком эмоций,
выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты:
обучает пользоваться ими как для выражения собственных чувств и
переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

Социальные навыки. Формирование этически ценных форм и способов
поведения в отношении с другими людьми. Это формирование
коммуникативных навыков, умение устанавливать и поддерживать контакты,
кооперировать и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. В
психологической науке навык определяется как автоматизированное
действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием.
Навыки постепенно совершенствуются, пер ер астают в привычки, в
потребность поступать определенным образом. Для успешного
формирования такой потребности необходимо, чтобы мотивы, с помощью
которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах. Чтобы
отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально -
положительными, чтобы при необходимости дети были способны проявить
определенные усилия воли для достижения результата. Недооценка
педагогом перечисленных условий, может привести не только к потере


детьми, уже начавших закрепляться полезных привычек, но и к

возникновению у них чувства неудовлетворенности.

Сенько М.Н.(42) считал, что при воспитании у детей дошкольного возраста
положительных навыков и привычек необходимо придерживаться принципа
единства и целостности воспитательного процесса т.е. взаимосвязи задач,
методов и средств воспитания: последовательности и систематичности
воспитания. Положительные результаты в воспитании культуры общения и
поведения возможны лишь в сочетании требовательности с уважением и
доверием к детям. Ребенку свойственна широкая гамма чувств,
неоднозначных по своим проявлениям. По отношению к взрослым и
сверстникам это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия,
сочувствие и равнодушие, справедливость и зависть; по отношению к себе -
чувство собственного достоинства и даже самоуверенность и напротив,
чувство неуверенности в своих силах. Нравственные чувства отражают
общественную мораль (в отличии от эгоистичных чувств, отражающих лишь
личные интересы). Правила требования, мотивы поступков, базирующихся
на нравственных чувствах. В основном понятны школьнику, поскольку связи
его с окружающим достаточно разнообразны. Поэтому с полным правом-
можно говорить об особой роли чувств в воспитании ребенка вообще и

,

культуры общения и поведения в частности.

Как уже подчеркивалось, закрепление норм общения и поведения,
превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе
положительного - эмоционального отношения ребенка, как к самим
совершенным действиям, так и к тем взрослым. Которые их организуют. В
этом случае нравственные чувства, например уважение к педагогу, любовь к
родителям, доброжелательность к сверстникам и другие, выступают как
самостоятельный движущий мотив поведения детей. Этот мотив достаточно
силен и значим в глазах ребенка, потому, что чувства дошкольников


отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью
и искренностью.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего
возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью
онтогенетического потенциала к развитию. Этот период овладения
социальным пространством человеческих отношений через общение с
близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со
сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые
принципиальные достижения. (31)

в перипетиях отношений, со взрослыми и со сверстниками, ребенок
постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период,
через отношения со взрослыми, интенсивно развивается способность к
идентификации с людьми, сказочными и воображаемыми героями.
Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и
зависимость от нее, ребенок учиться принятым позитивным формам общения
уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в
развитие речевого общения посредством выразительных движений,
действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить
позитивные отношения.

в этот период продолжает бурно развиваться речь, способность к
замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно
- образное и наглядно - действенное мышление, воображение и память.
Подражая родителям и близким людям. Ребенок бессознательно переносит
стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой
культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья
формирует у ребенка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки
зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получает в
своем ребенке слепок своих недостатков в общении.



 

В дошкольном возрасте ребенок стремится к реализации своего «Я». В
общении с другими людьми широко и естественно пользуется
идентификацией и обособлением. Стремясь получить похвалу, усвоить
привлекательные для него способы действия. Слушая захватывающие
истории, любимые сказки, ребенок с детской горячностью погружается в
общение, в переживание за другого, проецируя себя на место этого

другого(42).

Стремясь подтвердить свою самостоятельность, свою смелость ребенок
весьма недвусмысленно обособляется, демонстрируя свое стремление
настоять на своем. Постепенно на протяжения детства, упражняясь
непосредственно изо дня в день, идентификация и обособление становятся не
только более тонким механизмом, но и могут стать для ребенка и не
осознаваемой техникой общения. Ребенок может научиться использовать
внешние проявления идентификации и обособления, начать использовать их
в общении в корыстных целях. Однако, конечно, эти механизмы служат,
прежде всего, открытому социальному взаимодействию.

Идентификация в форме сочувствия - самая типичная для ребенка
форма отождествления другого с собой и себя с другими. Чувства,
испытываемые ребенком при слушании сказок, превращают его из
пассивного слушателя в активного участника событий. Знакомясь с
человеческими действиями и переживаниями, ребенок склонен приписывать

их предкам, растениям, животным - всему природному и рукотворному

миру.

Отчуждение в форме страха. Некоторые взрослые считают для себя
позволительным запугивать детей, лишь бы добиться их послушания. В
запугивании ребенка таится не только отчужденная позиция взрослого, но и
явная агрессия. Если взрослый не оказывает ребенку поддержки внеобычной
для него ситуации, предоставляет его самому себе, ребенок чувствует себя
покинутым, испытывает страх. Частое переживание страха влияет на общее


,.

.,---


 

физическое и психическое самочувствие ребенка. Принципиально отличается
страх за других, когда самому ребенку ничего не угрожает, но он переживает
от страха за тех, кого любит. Такого рода страх есть особая форма
сочувствия, и его появления у ребенка свидетельствуют о развивающейся
способности к сопереживанию

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии
личности ребенка, от стиля общения, от положения в обществе сверстников
зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным и
удовлетворительным, в какой мере он усваивает нормы отношений со
сверстниками. В общении с детьми весьма быстро складываются отношения,
в которых проявляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.
Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно
общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. За
радость общения ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с
успехом идентификации, страдания и отчуждения.

в условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок
постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные
контакты, складывается детское общество. Где ребенок приобретает первые
навыки поведения среди равных участников общения. На развитие личности
ребенка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со
сверстниками, постоянно сталкиваясь с необходимостью применять на
практике усваиваемые нормы поведения. Особое место в общении детей
начинают занимать отношения девочек и мальчиков. В период дошкольного
возраста взрослые сознательно или бессознательно начинают обучать
ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами,
ориентируя его в том, что значит быть девочкой или мальчиком. В
соответствии с восприятием себя самого как мальчика или девочки ребенок
начинает выбирать новые роли. При этом дети часто группируются в игры по
признаку полов. Общение детей в период дошкольного возраста показывает

 



 

пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх
и в практике реального общения дети осваивают не только социальные роли,
связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы отношения
мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Коммуникативное развитие понятие сложное. Оно во многом зависит от
уровня социального восприятия и представлений ребенка, его
направленности на социальное окружение, овладение различными формами
и средствами общения (как речевыми, так и не речевыми). Оно определяется
формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии
общение ребенка к старшему дошкольному возрасту при обретает
внеситуативно познавательную и внеситуативно - личностную форму,
ведущим объектом общения становятся сверстник, а главным средством -
речь.

Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам,
которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими
сверстниками и со взрослым. У ребенка формируются основы
ответственного отношения к результатам своих действий и поступков.
Ответственность побуждает чувства сопричастности к общему делу, чувство
долга. Ребенок шести лет способен понимать нравственный смысл
ответственности. В игре и в обычной жизни, в отношениях со знакомыми
взрослыми и сверстниками ребенок получает достаточный опыт
ответственного поведения. Эмоционально положительное отношение к
самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого
нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на притязания
соответствовать положительному этическому эталону. Индивидуальная
эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным уважения
окружающих, приводит к пониманию необходимости и потребности
соответствовать положительному эталону поведения, приобретает

.. --


личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта

личности.


 


у становлено что шести


 

семилетний ребенок в ситуации


 


взаимоотношений с хорошо знакомыми сверстниками может самостоятельно
выбирать способы правильного поведения. Отстаивать свое мнение, брать на

ответственность за свою позицию и проявлять независимость при
провоцирующем взаимодействии сверстников. Однако эта возможность,
проявляется в исключительных случаях, и не является постоянной линией
поведения ребенка.

Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной
оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого - первый
этап морального развития поведения ребенка. И хотя потребность вести себя
по правилам приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство
ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого.
Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и
доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что ребенок не может
не вести себя правильно. Психологический смыл поведения ребенка состоит

в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно
он обретает чувство ответственности за свое поведение(44).

Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в


 


своих


 

моральных качествах.


 

Ребенок рефлексируетует,


 

пытается


 



 

про анализировать собственное психическое состояние, проецировать свой
поступок на возможные реакции других людей, при этом он хочет, чтобы
люди испытывали к нему благосклонность, признавали и ценили его
хороший поступок. Ребенок испытывает не насыщенную потребность
обращаться ко взрослому за оценкой результата своей деятельности
достижений, в этом случае очень важно поддержать ребенка, поскольку
невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого могут

привести его к потере уверенности в своих возможностях.
22

.


За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в
овладении социальным пространством с его системой нормативного
поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок
осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в
благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими
правилами. Однако среди воспитанников детского сада имеется
определенная группа детей, коммуникативное развитие которых
сопровождается общими трудностями в обучении. В последнее время вопрос
о не сформированности их коммуникативного поведения, инфантильности,
неумения строить партнерские отношения в детском обществе и Т.д.
вызывает особую тревогу педагогов, психологов и родителей. Специалисты
подчеркивают, что этим детям с большим трудом удается наладить
отношения в детском коллективе: они не умеют вместе со сверстниками
играть, трудиться, выполнять поручения, договариваться. Они мешают им и
разрушают их игру. Такие дети нередко оказываются в определенной
изоляции, испытывая значительный эмоционально личностный
дискомфорт.

к сожалению, эти проблемы в дошкольном возрасте обычно не
рассматриваются в связи с нарушениями коммуникативной деятельности, а
объясняются искажением детско-родительских отношений, плохим
характером ребенка, его недисциплинированностью, избалованностью и пр.
И только в конце дошкольного возраста, при изучении готовности к
школьному обучению (в психологической структуре школьной зрелости
коммуникативная готовность занимает одно из значимых ПОЗИЦИЙ), эта
проблема квалифицируется психологами как дефицит коммуникативного
поведения. Из обязательного содержания образовательных программ,
реализуемых дошкольными образовательными учреждениями,
коммуникативная компетентность дошкольников включает распознавание
эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать


собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Кроме того к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть

коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют

общеизвестные умения:

сотрудничать;


 


слушать


 

и


 

слышать;


 


- воспринимать


 

и


 

понимать


 

(


 

перерабатывать)информацию;


 


-говорить самому.
Но практическая работа показывает, что в связи с реализацией других
направлений общеобразовательных программ, целенаправленное
формирование коммуникативных навыков у дошкольников часто остается за
пределам внимания. Вместе с тем представления о практически методах и
приемах работы по данной проблеме были и до сих пор остаются нечеткими,
неконкретными и основываются на педагогической интуиции. Дефицит
времени на занятиях приводит к тому, что вопросы педагогов предполагают
односложные ответы детей, недостаточно часто создаются ситуации для
взаимодействия и диалога. Программа «Гармония развития» (7) призывает
обеспечивать создание основного базисного фундамента развития личности
ребенка, что дает ему возможность успешно овладевать разными видами
деятельности и основными способами «добывания» знаний. Средствами
развития ребенка для реализации этой важной цели являются педагогические
технологии, которые в обязательном порядке должны включать в себя такие
показатели как: развитие любознательности - основы познавательной
активности дошкольника; развитие способности самостоятельно решать
творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие
быть успешным в различных видах деятельности, развитие творческого
воображения как направления интеллектуального и личностного развития
ребёнка, развитие коммуникативности - способности общаться со взрослыми
и сверстниками. Программа предлагает на мини-занятиях чаще использовать
такую организационную форму, как совместная деятельность. В ней в


большей мере заложена возможность гармоничного соподчинения задач I
нравственного, духовного и интеллектуального развития ребёнка в процессе

поиска детьми общей цели, возможных путей её осуществления, реализации
намеченного проекта и получения результата. В совместной деятельности,

работая с различными материалами, дети постепенно приобретают опыт

«вместе думать», с удовольствием целенаправленно общаться и помогать

друг другу. У ребёнка в условиях переживания им чувства успеха в
деятельности и удовлетворения от совместного взаимодействия, достаточно

быстро формируются представления о нормах и правилах поведения в среде
сверстников при выполнении общей задачи.


Date: 2015-10-18; view: 769; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию