Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А как же роботы?Грядет эпоха роботов – но что конкретно это озна- чает? Эксперты внушают нам, что роботы уже во- шли в нашу жизнь, что они способны выполнять са- мые разнообразные функции – ухаживать за больны- ми (в частности, следить, чтобы пациент вовремя при- нимал лекарства), обеспечивать безопасность, учить, выполнять отдельные поручения и даже развлекать. Конечно, роботы уже используются на производстве, в поисково-спасательных операциях и армии. Одна- ко если речь идет о доступных по цене устройствах для личного пользования, то большинство так назы- ваемых роботов – это скорее мечта, чем реальность, их ненадежные программы едва справляются с де- монстрационными испытаниями. Что должен уметь «домашний» робот, если иметь в виду, что любое хорошо сделанное бытовое устрой- ство должно быть сравнительно недорогим, надеж- ным, безопасным и удобным в использовании? И дол- жен ли он выглядеть как слуга-человек (см. рис. 7.1)? Рис. 7.1. Каким будет «домашний» робот? Мы меч- таем об их появлении, но как бы мне ни хотелось, чтобы меня обслуживал робот, нарисованный Элисон Вон, должен заметить, что до этого еще далеко. По- чему – читайте в этой главе. Если говорить о быте, то здесь внешний вид, скорее всего, будет диктоваться функциями. Кухонный робот, вероятно, будет встроенным – этакая комбинация из посудомоечной машины, шкафа с продуктами, кофе- варки и прочих приспособлений для приготовления пищи, способных «общаться» между собой и быстро передавать друг другу необходимые вещи. Развлека- тельный робот, скорее всего, будет антропоморфным. А роботы для уборки дома и роботы-садовники, по- видимому, будут напоминать пылесос и газонокосил- ку.Создать надежных, хорошо работающих роботов чрезвычайно трудно. Оснащать их большим количе- ством сенсоров и датчиков невозможно – это дорого, а адекватная интерпретация полученной информа- ции лежит пока в сфере теоретических изысканий, а не опытно-конструкторских разработок. Автоматиче- ские манипуляторы тоже стоят недешево и не слиш- ком надежны. Все это сужает спектр возможного при- менения роботов. Уборка и стрижка газонов? Несо- мненно. Сортировка белья? Непросто, но возможно. Но смогут ли роботы собирать по дому грязные вещи? Сомневаюсь. А как насчет помощи старикам или тем, кто нуждается в уходе? Сегодня это популярная тема для исследований, но я отношусь к ней скептически. Нынешние устройства для этого недостаточно надеж- ны, гибки и умны, во всяком случае пока. Многими так называемыми роботами на деле дистанционно управ- ляют люди. Создать самостоятельных роботов, спо- собных взаимодействовать с нами, сложно. Более то- го, социальные аспекты этого взаимодействия, в том числе создание общей основы, куда сложнее, чем лю- бые технологические проблемы. А этого обычно не понимают ярые поборники технического прогресса. Три наиболее вероятных направления развития ро- бототехники – это развлечения, бытовое обслужива- ние и образование. Начать можно с уже существую- щих устройств, постепенно повышая уровень их ин- теллекта, расширяя функции и манипуляционные воз- можности. Милые роботы-игрушки уже сейчас поль- зуются устойчивым спросом. Роботизированные пы- лесосы и газонокосилки тоже стали реальностью. По- нятие «робот» трактуется весьма широко, зачастую так называют любое самодвижущееся устройство, да- же если им управляют люди. Я предпочитаю сузить толкование до полностью автономных систем. «Ум- ные» бытовые приборы, на мой взгляд, подпадают под определение «робот»: многие кофеварки, микро- волновые печи, посудомоечные и стиральные маши- ны превосходят по интеллекту и самостоятельности роботизированные пылесосы, да и стоят гораздо до- роже. Правда, они не передвигаются по комнате, по- этому многие отказывают им в праве называться ро- ботами. Весьма перспективная сфера роботизации – это образование. Уже существует множество устройств, помогающих в обучении. Сегодняшние роботы спо- собны читать вслух, и даже с выражением. Они бы- вают милыми и привлекательными, недаром на рын- ке игрушек такой популярностью пользуются квази- разумные роботы-животные. Робот вполне способен взаимодействовать с ребенком, попутно обучая его. Почему же не сделать так, чтобы он помогал малы- шу выучить алфавит, научиться читать, расширить словарный запас, поставить произношение, овладеть азами арифметики, а возможно, и логики? Почему ро- бот не может обучать музыке и живописи, географии и истории? И зачем ограничивать применение этих тех- нологий только детской аудиторией? Взрослым робо- ты тоже могут помочь в обучении. Обучающие роботы – направление перспективное. Разумеется, не как замена школы, контактов и взаи- модействия с людьми, а как дополнение. Прелесть си- туации заключается в том, что перечисленные зада- чи вполне по силам уже существующим устройствам. Для их выполнения не требуется особой мобильно- сти или сложных манипуляторов. Многие инженеры мечтают воспроизвести в реальности интерактивный учебник из книги Нила Стивенсона «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц». То, что я опи- сал, – вполне достойная задача для них. Все проблемы с «самостоятельными помощника- ми», описанные в этой книге, еще в большей степени относятся к роботам. Изъян так называемых универ- сальных роботов, которых мы знаем по научно-фан- тастическим книгам и фильмам, все тот же – отсут- ствие общей основы с людьми. Как нам с ними об- щаться? Как координировать наши действия, чтобы не мешать друг другу? Как давать им указания? По- дозреваю, что, когда такие роботы появятся, они бу- дут не способны к настоящему общению. Выслушав приказ (убери квартиру, собери грязную посуду, при- неси мне стакан воды), они просто займутся его вы- полнением, а нам придется изучать их привычки и не путаться у них под ногами. «Умные» бытовые приборы, роботизированные пы- лесосы и газонокосилки – это специализированные роботы. У них не возникает проблем с общением, по- скольку поле их деятельности ограниченно, и, соот- ветственно, у владельца таких роботов выбор неве- лик. Одним словом, мы знаем, чего от них ждать и как с ними взаимодействовать. Здесь общая основа, необходимая для взаимодействия, зиждется на оди- наковом понимании задач, для которых эти роботы предназначены, а также их возможностей и условий, в которых они действуют. Поэтому недоразумений и трудностей с ними меньше, чем с универсальными роботами. Роботы очень полезны там, где обследуются опас- ные или труднодоступные объекты, например внут- ренняя структура вулканов, водопроводные и кана- лизационные системы, поверхность Марса или Луны. Они отлично подходят для оценки ущерба и поиска уцелевших после катастроф, землетрясений или тер- актов. Конечно, эти функции не назовешь бытовыми, к тому же для таких устройств стоимость не первосте- пенный критерий. Тем не менее создание специали- зированной техники дает нам опыт, необходимый для снижения ее цены, чтобы сделать ее общедоступной. Наконец, в будущем появится еще одна категория роботов, связанных между собой и способных об- щаться. Автомобили уже начинают говорить друг с другом и с дорогой, чтобы координировать пересече- ние перекрестков и смену ряда. В недалеком буду- щем они смогут сообщать ресторанам о своем ме- стонахождении, чтобы те подобрали меню для пасса- жиров. Стиральные машины начинают обмениваться информацией с сушильными, чтобы те знали, с ка- ким бельем им предстоит иметь дело и выбрали нуж- ный режим работы. В США стиральные и сушильные машины – это отдельные устройства, поэтому, если такая модель взаимодействия укоренится, когда-ни- будь белье будет автоматически перегружаться из од- ной в другую. (В Европе и Азии обе эти функции зача- стую выполняет одна машина, что существенно упро- щает переход от стирки к сушке). В ресторанах и част- ных домах посуда будет автоматически складывать- ся в посудомоечную машину, а оттуда – в буфет. Бы- товые приборы будут синхронизировать свою рабо- ту, что позволит снизить уровень шума и расходы на электроэнергию за счет переноса соответствующих действий на ночное время суток с низкими тарифами. Роботы входят в нашу жизнь, и по мере их внедре- ния мы будем сталкиваться ровно с теми проблема- ми, о которых говорится в этой книге. Начинается все с роботизированных игрушек и развлечений. Затем они станут читать нам книги, обучать чтению, языкам, пра- вописанию и математике. Они позволят нам дистан- ционно следить за происходящим в доме и ухаживать за престарелыми родственниками. А вскоре бытовые приборы и автомобили станут элементами «умных» коммуникационных сетей. Специализированных ро- ботов будет все больше, их возможности и круг выпол- няемых задач расширятся. Наконец, через несколько десятилетий, появятся универсальные роботы.
|