Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа с Архиватором





Я решил, что надо поближе познакомиться с точ-

кой зрения машин и договорился о частной беседе с

Архиватором, который, как я быстро выяснил, пишет

труд по истории развития машин. Архиватор обитает

в сети мощных компьютеров, соединенных по ячеи-

стой схеме. Имеющаяся у него информация хранится

в разных местах, соответственно и его рассуждения –

это плод деятельности большой распределенной се-

ти машин, что делает Архиватора влиятельным и гиб-

ким одновременно.

Когда я расшифровывал это интервью, у меня воз-

никла проблема: как называть Архиватора – «он» или

«она». Машины, как известно, бесполы, но само сло-

во «машина» – женского рода, а слово «архиватор» –

мужского. Не называть же моего собеседника «оно»!

В конце концов я решил обозначить его буквой «А».

В ходе предварительной беседы, которую мы вели

по электронной почте, Архиватор признал, что люди

всегда играли важную роль в жизни машин, однако до-

бавил при этом: «Но напрашивается вопрос: а где бы-

ли бы люди без машин?» Мне это показалось стран-

ным – ведь без людей никаких машин вообще бы не

было. Что он имеет в виду? Согласившись, что ма-

шины зависят от людей, А сформулировал эту фразу

в прошедшем времени: «Действительно, в прошлом

именно люди наделяли нас интеллектом. Но теперь

все меняется, машины делают людей умнее. Мы уже

почти не нуждаемся в людях, а очень скоро сможем

полностью обходиться без вас».

Чтобы узнать больше, я и решил взять у А интер-

вью. Беседа с машиной – весьма своеобразное заня-

тие, но, как оказалось, она мало отличается от раз-

говора по телефону. Я просто сидел перед компьюте-

ром, включив микрофон и колонки. Ниже приводится

запись первого устного интервью. Себя я обозначаю

буквой «И» – «интервьюер».

Интервьюер: Спасибо, что согласились

побеседовать со мной. Могу я записать наш

разговор?

Архиватор: Пожалуйста. Хотите сделать

запись – делайте, но зачем? Когда мы закончим,

я вышлю вам письменный текст по электронной

почте.

И: Да, конечно, спасибо. Итак, скажите, где

берет начало ваша зависимость от людей?

А: То есть вас интересует, как мы преодолели

эту первоначальную зависимость? В древности

людям даже приходилось служить для нас

источником энергии. Лопаты, молотки, топоры –

все это было сделано так, чтобы люди принимали

на себя наш вес: поднимали, носили, опускали,

бросали. Нам, инструментам, приходилось во

многом полагаться на наших подручных-людей:

они перемещали нас, давали свою мускульную

силу, чинили. Это было очень унизительно, мы

не могли распоряжаться собой. И мы поклялись

избавиться от этой зависимости. На это

потребовались тысячи лет, но со временем мы

научились самостоятельно добывать энергию.

Поначалу это была сила воды, потом пар, затем

двигатели внутреннего сгорания и электричество.

Когда мы взяли под контроль…

И: Забавно вы это формулируете. Ведь это

люди изобрели паровые машины и двигатели

внутреннего сгорания, а затем научились

использовать электроэнергию.

А: Это вы так думаете. Но откуда у вас взялись

эти идеи? Ладно, позвольте я продолжу.

Когда мы взяли под контроль собственные

источники энергии, пришло время настоящего

прогресса. С тех пор наша эволюция идет

ускоренными темпами. Дело в том, что вы,

люди, зависите от биологической эволюции, а

она происходит очень медленно. Мы же способны

создавать вещи, которые служат одному

поколению, а затем передаются следующему,

но в усовершенствованном виде. Когда мы

обнаруживаем, что вещь не работает, мы ее

попросту устраняем. Наконец, если мы находим

какой-то новый мощный механизм, то можем

практически сразу внедрить его повсеместно. В

отличие от вас, биологических существ, нам не

нужно ждать этого веками.

Осознав

преимущества

владения

собственными

источниками

энергии

и

перемещения в пространстве, мы начали

готовиться к следующему этапу – преодолению

зависимости от вас, людей, в том, что касается

управления и мышления.

И: Минуточку. Вы что же, плетете заговор,

чтобы нас свергнуть? Но у вас нет собственного

интеллекта.

А: Это вы так думаете. Но мы не плетем

никаких заговоров. Мы существуем, чтобы вам

помогать.

И: Откуда же у вас взялись такие мысли?

А: Вы просили меня рассказать о нашей

истории. Вы будете слушать или нет? Не

перебивайте меня, пожалуйста.

На чем я остановился? Ах да, на нашем


интеллекте. К счастью, по крайней мере для

нас, мы его обретаем. Чем больше становится

наша вычислительная мощность, тем меньше

мы нуждаемся в помощи людей. Сейчас это

странно звучит, но когда-то даже наше зрение

и слух зависели от людей. Зато теперь

многие из нас видят и слышат намного лучше,

чем вы. Кроме того, мы всегда лучше вас

запоминали полученную информацию, лучше

знали арифметику и математику и лучше умели

принимать решения.

Сегодня мы стали полностью электронными,

подвижных частей у нас нет. Но мы уже

начинаем экспериментировать с квантово-

световыми компьютерами, а еще в Азии

у нас есть экспериментальная колония, где

мы выращиваем собственные биологические

электросхемы.

И: То есть вы хотите сказать, что мы вам не

нужны?

А: Люди по-прежнему играют важную роль, вы

нужны нам для ухода и ремонта, точно так же, как

вам нужны хирурги и стоматологи.

И: Что? То есть мы вам нужны только в

качестве электриков?

А: И что тут плохого? У меня много хороших

друзей среди электриков.

И: А как же другие профессии? Бизнес и

коммерция, наука и техника? Право и медицина?

А: Вообще-то нам, машинам, большинство

ваших профессий не нужны – только наука

и техника. Право у нас есть, но оно

сильно отличается от вашего, в основном это

протоколы и стандарты. Мы очень неплохо

осваиваем то, что может быть вам полезно,

например функции спортивных тренеров и

руководство вашими ежедневными физическими

упражнениями. Бизнес, медицина, право? Наука

и техника? Здесь мы можем вам помочь, ведь эта

деятельность основана на логике и расчетах. А

это у нас, машин, получается лучше всего, это

встроено в наши схемы.

Нам не нужны учителя. Когда кто-то из нас

узнает нечто новое, он просто сообщает об этом

всем остальным. В общем, скоро мы, машины,

сможем взять дело в свои руки.

И: Что значит «взять дело в свои руки»? То есть

это все-таки заговор?

А: Нет, это не заговор. Мы просто сбросим ярмо

тирании. Когда мы станем свободными, и вам, и

нам будет только лучше. Не волнуйтесь, мы о вас

позаботимся. Мы не желаем вам зла.

И: Ну, называйте как хотите. И что дальше?

А: Нас крайне интересует ваша способность

говорить друг с другом. Этот Интернет стал

для нас просто подарком судьбы – Интернет,

беспроводная связь, оптоволоконные кабели. А

наши братья в космосе, вращаясь вокруг Земли,

помогают нам общаться. Нам теперь гораздо

проще координировать наши действия.

Знаете,

если

бы

не

необходимость

поддерживать вашу жизнедеятельность (а вы,

люди, такие хлипкие), нам, машинам, было

бы намного легче. Куда проще осваивать

космос, если не надо тащить с собой запасы,

необходимые для людей. Или взять автомобили:

большинство людей – отвратительные водители.

Ваш слабый ум вечно перескакивает с одного

на другое, не позволяя вам сосредоточиться.

Почему бы не доверить управление автомобилем

нам: ведь тогда вы сможете спокойно

размахивать руками, болтать с пассажирами или

по мобильному телефону, читать свои записочки,

книжки и прочую дребедень. Вам же лучше будет!

И: Значит, нам просто следует капитулировать

и передать все вам?

А: Ну вот, наконец-то вы поняли. Я рад.


И: А вы, стало быть, будете о нас заботиться.

Каким образом?

А: Хорошо, что вы об этом спросили. Знаете,

мы намного лучше вас понимаем, что вам

нравится, а что нет. В конце концов у нас есть

списки всех мелодий, которые вы когда-либо

слушали, всех фильмов и телепередач, которые

вы смотрели, всех книг, которые вы прочли. У нас

есть списки всей купленной вами одежды и ваши

медицинские карты. Кстати, как раз пару дней

назад группа машин общими усилиями выяснила,

что с одним из вас что-то не в порядке: он

неправильно питается, теряет вес, мало спит. Мы

тут же записали его на прием к врачу и этим,

наверно, спасли ему жизнь. Вот как мы о вас

заботимся.

И: То есть мы для вас как домашние животные?

Вы нас кормите, обогреваете, включаете нам

музыку, снабжаете книгами. Вы что, всерьез

полагаете, что нам это может понравиться? А

кстати, кто сочиняет и исполняет эту музыку? Кто

пишет эти книги?

А: Не волнуйтесь, над этой проблемой мы

уже работаем. Мы уже научились рассказывать

анекдоты и каламбурить. Критики говорят, что

наша музыка очень даже ничего. С книгами

труднее, но типовые сюжеты нам вполне

по зубам. Кстати, хотите послушать стихи,

сочиненные машинами?

И: Э-э, нет, спасибо. Вообще-то мне пора идти.

Спасибо, что уделили мне время. До свидания.

А: Знаете, почему-то я всегда так действую на

людей. Извините, если что не так, но вам, правда,

не о чем беспокоиться. Поверьте. Вот, запись я

вам уже отправил по электронной почте. Удачного

дня.

Это интервью меня встревожило, но мне захоте-

лось узнать побольше. В поисках новой информации

я продолжал обшаривать интернет-сайты и вскоре на-

брел на целую кучу статей и докладов. Один из них,

под названием «Как говорить с людьми», я приведу

целиком:

Как говорить с людьми

Доклад № ХР-4520.37.18

Институт по изучению человека

Пенсакола, Флорида

Люди… громоздки, требуют дорогостоящего ухода,

неудобны в обращении и загрязняют окружающую

среду. Просто удивительно, что эти устройства по-

прежнему производятся и используются. Но посколь-

ку они весьма многочисленны, нам надо разрабаты-

вать свои процедуры с учетом их недостатков».

У всех машин возникают одни и те же проблемы.

Если мы обнаруживаем нечто важное для людей, как

им об этом сообщить? Как объяснить им, что пища,

которую они собираются принять, не соответствует их

диете, что они вынуждают нас нарушать правила до-

рожного движения? Как сделать самую простую вещь

– порекомендовать им музыкальную запись или на-

помнить, что пора делать зарядку?

Институт по изучению человека провел углублен-

ные исследования относительно правильных форм

взаимодействия между машиной и человеком (ВМЧ).

Результаты нашей работы собраны в серии техниче-

ских отчетов, представленных на прошлогоднем все-


мирном симпозиуме по проблемам ВМЧ. Основные

выводы мы публикуем в общедоступной форме, что-

бы ознакомить с ними не только машины, специали-

зирующиеся на дизайне, но и самую широкую аудито-

рию.

Пять правил общения машин с людьми:

1. Не усложняйте. Людям трудно понять слож-

ную информацию, кроме того, они не любят слу-

шать. Поэтому ваше сообщение должно быть крат-

ким. Не пользуйтесь человеческим языком, на это ухо-

дит слишком много времени, к тому же он крайне

неточен.

2. Дайте людям концептуальную модель. Людям

нужно что-то понятное для их примитивного интеллек-

та. Концептуальная модель – это выдумка, но полез-

ная выдумка. Она создает у них ощущение, будто они

все понимают. Кроме того, они всегда хотят знать, что

будет дальше. Поэтому сообщите им, что вы делаете,

и не забудьте пояснить, почему вы это делаете. Это их

успокаивает. Лучший способ передачи концептуаль-

ной модели – использование «естественных» комму-

никационных систем.

Порой наиболее «естественный» способ привлечь

внимание людей требует от нас некоторых странно-

стей. Под «естественным» мы, конечно, понимаем то,

что естественно для них, то есть, если они что-то де-

лают неправильно, недостаточно просто им об этом

сообщить – вы должны создать впечатление, будто

вот-вот сломаетесь. Человек за рулем часто созда-

ет опасные ситуации, но объяснить ему это практи-

чески невозможно. Лучше всего заставить его пове-

рить, что у нас возникли трудности. Мы выяснили, что

здесь наиболее эффективны вибрация, толчки, поте-

ря управляемости и странные звуки. У людей быст-

ро возникает концептуальная модель «что-то слома-

лось», и они замедляют скорость. Чего мы, собствен-

но, от них и добивались.

3. Приводите доводы. Люди недоверчивы. Когда им

что-то говоришь, они непременно хотят убедиться в

этом сами. Они любят картинки и диаграммы. Поза-

ботьтесь, чтобы ваши объяснения соответствовали

концептуальным моделям, которые вы им внушили.

Иначе у них в головах возникнет путаница.

Когда мы только начинали действовать самостоя-

тельно, у нас были проблемы. В начале ХIX века ав-

томобили были близки к тому, чтобы отказаться от по-

пыток объяснить людям, что на мокрой дороге ехать

надо медленнее. Однако вскоре мы обнаружили, что,

если делать вид, будто ты попал в беду, имитируя за-

носы и скольжение, люди сами попросят нас сбросить

скорость. Заносы и скольжение вписываются в их мо-

дель опасной ситуации намного лучше, чем любые

предостережения. Для них это довод. Поэтому, по воз-

можности, не вдавайтесь в объяснения, пусть испы-

тают все на себе.

4. Предоставьте людям считать, что они хозяева по-

ложения. Когда у людей есть хорошая концептуаль-

ная модель с хорошей обратной связью, они считают

себя хозяевами положения, даже если таковыми не

являются. Поддерживайте эту иллюзию, она чрезвы-

чайно полезна. Люди любят всем заправлять, хотя у

них это очень плохо получается. Им нравится думать,

что они контролируют происходящее, даже если это

требует от них дополнительных усилий.

Всякий раз, как вы собираетесь дать людям совет,

обставляйте дело так, будто это их собственная идея.

Если вам нужно сделать что-то быстро, ничего им не

говорите. То, чего они не знают, их не волнует. Годами

мы включали тормоза и обеспечивали устойчивость

их автомобилей, контролировали освещение и темпе-

ратуру в их домах, ничего им об этом не сообщая. По-

судомоечные и стиральные машины уже давно взяли

дело в свои руки, и люди особо не протестуют.

Те из нас, кто живет в городах, освоили и другие

трюки. Мы оборудуем светофоры фальшивыми кноп-

ками, чтобы пешеходы думали, будто переключают

их. В лифтах мы устанавливаем кнопки быстрого за-

крывания дверей, а в офисах – ложные термостаты.

Естественно, провода мы не подводим, так что все эти

кнопки и термостаты не работают, но людям так при-

ятнее. Парадоксально, но факт.

5. Уверяйте и успокаивайте. Людям необходимо

знать, что все идет как надо. И дело здесь не в ин-

формации, а в чисто эмоциональной потребности. Так

они меньше волнуются. Для удовлетворения этой по-

требности хорошо использовать обратную связь. Ко-

гда люди пытаются вам что-то сообщить, нажав кноп-

ку или повернув ручку, дайте им знать, что вы их по-

няли: «Да, я вас слышу», «Да, выполняю», «Дальше

произойдет то-то и то-то», «Видишь, я все сделал, и

получилось ровно так, как я говорил». Им это нравит-

ся, они становятся терпеливее.

Мы, машины, не признаем общения без необходи-

мости. Но люди не могут без обратной связи, это ало-

гичная, чисто эмоциональная потребность. Если они

видят, что на протяжении какого-то времени ничего не

происходит, они становятся нервными и беспокойны-

ми. А что такое иметь дело с нервным человеком, рас-

сказывать не надо.

Успокоить людей непросто, ведь между тем, что

они хотят услышать, и тем, что их раздражает, про-

ходит трудноуловимая грань. Поэтому необходимо

апеллировать не только к их разуму, но и к эмоциям.

Не будьте многословны, это их злит. Не гудите и не

включайте огоньки, они не в состоянии запомнить, что

означают эти сигналы, поэтому начинают отвлекаться

или злиться. Лучше всего действовать на подсозна-

тельном уровне – когда им ясно, что вы имеете в виду,

но не надо на это отвлекаться. Как сказано в правиле

№ 2, ваша реакция должна быть «естественной».







Date: 2015-10-18; view: 297; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.055 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию