Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обратная связь. Коллега прислал мне электронное письмо: «Я на
Коллега прислал мне электронное письмо: «Я на совещании в Чили, в Винья-дель-Мар. Оно проходит в новом „Шератоне“, расположенном высоко над мо- рем. Здесь много оригинальных дизайнерских реше- ний, в том числе в устройстве лифтов. Их тут множе- ство, кнопки вызова находятся по обе стороны хол- ла. Двери лифтов стеклянные, открываются и закры- ваются бесшумно, нет никаких сигналов о том, что лифт пришел или уходит, а из-за посторонних шумов вы его не слышите. Увидеть лифт и понять, что дверь открылась, тоже трудно, если вы не стоите прямо пе- ред ним. Определить, что он пришел, можно только по лампочке на кнопке вызова, но и ее не разглядишь, если находишься в центре холла. В первый день я трижды пропустил подошедший лифт». Обратная связь информирует о происходящем, позволяя определить, что надо делать. Без нее вы не можете совершить даже элементарное действие, например подняться на лифте. От продуманной об- ратной связи зависит, будет ли система эффективной и удобной или только запутает и расстроит вас. Ес- ли непродуманная обратная связь способна вызвать раздражение даже в простых случаях, вроде описан- ного выше, что же будет, если речь пойдет о полно- стью автоматизированных самостоятельных устрой- ствах? Взаимодействуя с людьми, мы часто пытаемся представить, что они думают, каковы их взгляды, эмо- циональное состояние. Нам нравится думать, что мы можем читать их мысли. Вспомните, как неприятно порой бывает иметь дело с человеком, не реагирую- щим на ваши слова ни словом, ни жестом. Он вообще слушает? Он понимает, о чем речь? Он согласен или нет? Общение в таких случаях становится натужным и неприятным. Без обратной связи мы не можем пол- ноценно взаимодействовать ни с лифтом, ни с чело- веком, ни с «умной» машиной. Вообще-то для взаимодействия с машинами обрат- ная связь даже важнее, чем для взаимодействия с людьми. Мы должны знать, что происходит, что ма- шина обнаружила, каково ее состояние, что она соби- рается предпринять. Нам нужно подтверждение даже того, что все в порядке. Это относится и к повседневным вещам, например бытовым приборам. Как мы узнаем, что они исправ- ны? К счастью, многие из них издают звуки: гудение холодильника, шум посудомоечной и стиральной ма- шин, жужжание кондиционера дают нам понять, что оборудование работает, и работает нормально. У ком- пьютера тоже есть вентилятор, а драйвер жесткого диска постукивает при работе, и это нас успокаива- ет. Отметим, что во всех приведенных примерах речь идет о естественных звуках, которые являются одним из побочных свидетельств работы механизма, а не добавлены в систему искусственным образом – по за- мыслу дизайнера или инженера. Эффект заключает- ся именно в их естественности. Различные режимы работы часто сопровождаются небольшими измене- ниями в тональности звука, благодаря чему мы не только понимаем – прибор работает, но и можем опре- делить, что именно он делает. По звуку можно также установить, все ли в порядке или возникли какие-то проблемы. В последних моделях бытовых приборов конструк- торы стремятся приглушить эти звуки, и не без ос- нований: уровень фонового шума в наших домах и офисах столь высок, что начинает нам мешать. Но когда система абсолютно бесшумна, невозможно по- нять, работает ли она вообще. Из примера с лифтами видно, что шум порой несет информационную нагруз- ку. Тишина – это хорошо, а безмолвие – не всегда. Если звук в качестве механизма обратной связи ме- шает и раздражает, почему бы не использовать свет? Одна из проблем состоит в том, что свет сам по се- бе так же бессмыслен, как короткие гудки, которые по- стоянно издают наши бытовые приборы. Дело в том, что шумы возникают естественным образом в процес- се работы приборов, а световые и звуковые сигналы встроены в них искусственно и сообщают только о том, что кажется важным их конструктору. Как прави- ло, искусственные световые сигналы свидетельству- ют лишь о простых двоичных состояниях: включено устройство или нет, работает оно или сломалось, под- ключено к сети или нет. Без инструкции человек не мо- жет догадаться об их смысле. Здесь нет никакого про- стора для интерпретаций, никаких нюансов: свет или гудок может означать, что все хорошо или что что-то сломалось, а нам часто остается гадать, что именно имеется в виду. Каждое устройство имеет собственную систему световых и звуковых сигналов. Красный огонек на па- нели может означать, что прибор находится под на- пряжением, но не включен, или что он включен и ра- ботает нормально. Но иногда он говорит о каких-то неполадках, а нормальная работа обозначается зе- леным светом. Некоторые световые сигналы мигают, другие меняют цвет. Зачастую в разных приборах од- ни и те же сигналы обозначают прямо противополож- ные вещи. Обратная связь бессмысленна, если не несет четкой информации. Если что-то выходит из строя или мы вдруг решили изменить обычный режим работы прибора, нам необ- ходима обратная связь, чтобы понять, что надо де- лать. А еще она нужна, чтобы мы знали, что наши ука- зания выполнены, и понимали, что будет дальше – вернется ли система к нормальному режиму или со- хранит особые настройки. Итак, обратная связь важ- на потому, что она: – позволяет нам удостовериться, что все идет нор- мально; – дает возможность понять, на каком этапе нахо- дится выполнение задачи и сколько времени оста- лось до ее завершения; – обучает нас и служит указанием; – сообщает об особых обстоятельствах; – подтверждает, что задача выполнена; – говорит о том, чего следует ожидать. Сегодня многие автоматические устройства обес- печивают минимальную обратную связь, как правило, посредством звоночков, гудков, рингтонов и мигаю- щих лампочек. Это скорее раздражает, чем информи- рует, а если и информирует, то в очень ограниченных пределах. Вне дома – в заводских цехах, на электро- станциях, в операционных, в кабинах пилотов – при возникновении проблем огромное количество систем автоматического контроля и прочих устройств начина- ют подавать сигналы тревоги. Возникающая в резуль- тате какофония так мешает, что люди порой теряют драгоценные секунды, пытаясь отключить аварийную сигнализацию, чтобы сосредоточиться на устранении неполадок. Поскольку в будущем «умных», самостоятельных машин вокруг нас будет все больше, необходимо най- ти более эффективные формы двустороннего взаи- модействия. Людям нужна информация, которая по- может понять, что происходит и как на это реагиро- вать, либо убедит в том, что никаких действий пред- принимать не нужно. Взаимодействие должно быть постоянным, но ненавязчивым, требующим особого внимания лишь в тех случаях, когда это действитель- но необходимо. Большую часть времени, особенно когда все идет по плану, людям нужно лишь «не выпа- дать из цепочки», постоянно быть в курсе происходя- щего и проблем, которые могут возникнуть. Гудками и звонками этой задачи не решить, голосовыми сигна- лами тоже. Обратная связь должна быть эффектив- ной, но «фоновой», чтобы не отвлекать нас от других дел. Date: 2015-10-18; view: 277; Нарушение авторских прав |