Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Антропоцентричный девиз XXI века
В книге «Вещи, делающие нас умнее» я говорю о том, что вопреки девизу Всемирной выставки 1933 го- да не мы должны приспосабливаться к технологиям, а технологии к нам. Но эту книгу я написал в 1993 году, и с тех пор мое мнение изменилось. Конечно, я бы пред- почел, чтобы машины адаптировались к людям. Но в конечном счете оказывается, что для этого их возмож- ности слишком ограниченны. Мы, люди, более гибкие и легче приспосабливаемся. Они косные и, в отличие от нас, не способны меняться. Мы либо принимаем технику такой, как она есть, либо обходимся без нее. Однако тезис о том, что люди должны приспосаб- ливаться к машинам, таит определенную опасность. Некоторые дизайнеры и инженеры могут вырвать эту рекомендацию из контекста и решить, что она раз- вязывает им руки, позволяя делать, что угодно и как угодно, и руководствоваться исключительно сообра- жениями эффективности продукта, его простоты в разработке и производстве. Но мое утверждение не индульгенция для плохого дизайна. К нему приспо- сабливаться мы уж точно не должны. Нам нужен самый совершенный дизайн, ориенти- рованный на человека, его интересы и его деятель- ность, дизайн, который соответствует правилам, из- ложенным в этой книге (см. главу 6). Однако и в иде- альном варианте, когда лучшие дизайнеры делают свою работу наилучшим образом, машины останутся машинами. Они по-прежнему будут ригидными, кос- ными и требовательными. Ведь возможности их сен- соров небеспредельны, а способности отличаются от наших. Кроме того, нельзя забывать о главной про- блеме – отсутствии общей основы. Кто бы мог подумать, что нам придется объяснять- ся с машинами? Увы, это так, нравится нам это или нет. Мы должны объяснить автомобилю, что хотим по- вернуть налево. Придет день, когда нужно будет ска- зать пылесосу: в гостиной уберись, пожалуйста, поз- же. Возможно, и нам придется сообщать кухне, что мы проголодались и хотели бы пообедать прямо сейчас, а аудиоплееру – что собираемся на пробежку, так что пусть подберет соответствующую музыку. Хорошо, если машины знают о наших намерениях, а мы о том, что намерены делать они. Но посколь- ку интеллект машин крайне ограничен, эта задача ло- жится на нас. В конечном счете такая адаптация пой- дет на пользу всем – как пандусы в домах и офисах, которые полезны не только инвалидам. Необходимо помнить, что адаптация к технологиям – явление отнюдь не новое. Любые, даже самые древ- ние приспособления меняли наше поведение. В XIX веке мы мостили дороги для телег и экипажей, в XX веке, когда на смену газу пришло электричество, мы делали в домах проводку и прокладывали трубы, по- тому что туалеты и ванные стали располагаться внут- ри, а потом проводили кабели для телефонной связи, телевизора и Интернета. И в XXI веке нам тоже при- дется приспосабливать дома к нашей новой технике. Кстати, в 2000-е многие страны столкнулись с про- блемой старения населения. И скоро люди обнару- жат, что им надо переделывать свои дома для удоб- ства престарелых родственников, да и своего соб- ственного тоже. Возможно, придется строить лифты, пандусы, заменять круглые дверные ручки и краны рычажными, увеличивать дверные проемы под инва- лидную коляску. Придется переставлять выключате- ли и розетки, чтобы облегчить к ним доступ, а еще менять высоту раковин, рабочих и обеденных столов. Как это ни парадоксально, именно такие изменения облегчат жизнь технике, которую мы купим, чтобы об- легчить жизнь старикам. Почему? Да потому что ма- шины, как и пожилые люди, не очень подвижны, не слишком ловки и неважно видят. Наступит ли день, когда мы столкнемся с конфлик- том искусственных интеллектов: холодильник пред- ложит вам поесть, а весы заявят, что этого делать не следует? Магазин будет соблазнять вас новыми по- купками, а «личный советник», встроенный в мобиль- ный телефон, откажется тратить деньги? Даже ваш телевизор и мобильный телефон могут объединиться против вас. Но мы не утратим возможности сопротив- ляться. Допустим, ваш будущий «персональный по- мощник», живущий в том же телевизоре или телефо- не, увидев, что вам пытаются продать еще одну пару ботинок, попытается вас остановить. «Перевод денег отклонен, у вас уже достаточно обуви», – скажет это полезное устройство (рис. 7.2). Но другое, не менее полезное, возразит: «Вам нужны новые ботинки для официального банкета на будущей неделе». Date: 2015-10-18; view: 341; Нарушение авторских прав |