Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественное соответствие





В «Дизайне привычных вещей» я объясняю, как

можно применять «естественное соответствие» для

размещения элементов управления на бытовых при-

борах. К примеру, у плит традиционно имеется четыре

конфорки, и расположены они в виде двухмерного че-

тырехугольника. Тем не менее ручки, с помощью кото-

рых мы их включаем, всегда располагаются в линию.

Поэтому люди часто включают или выключают не ту

конфорку, даже если ручки имеют соответствующие

обозначения, – отчасти потому, что между конфорка-

ми и ручками управления нет естественного соответ-

ствия, а отчасти потому, что чуть ли не у каждой мо-

дели плиты имеется собственная система взаимно-

го расположения конфорок и ручек. Специалисты по

«человеческому фактору» давно доказали: если бы

ручки тоже размещались четырехугольником, никаких

обозначений просто не понадобилось бы – каждая из

них соответствовала бы «своей» конфорке. Одни из-

готовители плит решают эту задачу хорошо, другие –

плохо. А некоторые решают ее удачно в одних моде-

лях и неудачно в других.

Научные принципы правильного расположения

различных устройств очевидны. Если речь идет

об элементах управления, освещения и конфорках,

естественным соответствием будет такое размеще-

ние в пространстве, при котором они расположены

так же, как и элементы, которыми они управляют, и, по

возможности, в той же плоскости. Но зачем сводить

естественное соответствие только к пространствен-

ному аспекту? Этот принцип можно распространить

на множество других областей.

В частности, активно обсуждается вопрос о зву-

ке, поскольку он является важнейшим источником об-

ратной связи. Звук играет большую роль в нашей

«естественной» осведомленности о положении дел.

Не меньшую роль играет вибрация. Когда на заре

авиации аэроплан сваливался в «штопор», падение

подъемной силы вызывало вибрацию ручки управле-

ния. Сегодня самолеты стали больше, они оснаще-

ны автоматизированными системами управления, и

пилоты уже не ощущают этого естественного сигна-

ла тревоги, поэтому вибрация воспроизводится искус-

ственно. Если бортовой компьютер считает, что са-

молет может свалиться в «штопор», он предупрежда-

ет летчика, потряхивая ручку управления. Это полез-

ное устройство называется «автоматом тряски штур-

вала».

Когда в автомобилях появились усилители руля, то

есть сила человека умножилась с помощью гидрав-

лических и электрических приспособлений, водители

начали испытывать трудности с управлением – без

обратной связи с дорогой они быстро теряли навык.

Поэтому в современных автомобилях тщательно рас-

считывается требуемое усилие и частично воспроиз-

водится естественная вибрация от дорожного полот-

на. «Чувство дороги» обеспечивает необходимую об-

ратную связь.

Рифленые «шумовые полосы» на трассах преду-

преждают водителя, что он случайно съехал с до-

роги. Когда эта система только вводилась, инжене-

ры могли использовать только само дорожное полот-

но – в нем прорезались желобки, которые при попа-

дании под колеса вызывали рокочущий звук. Тот же

принцип применяется и для предупреждения об огра-

ничении скорости: там, где водитель должен остано-

виться или снизить скорость, перпендикулярно поло-

се устраивают «стиральную доску» из бороздок. Рас-

стояние между бороздами постепенно уменьшается,

и, если водитель недостаточно сбросил скорость, ро-

кочущий звук становится сплошным. Хотя подобные

шумовые преграды создаются искусственно, они до-

казали свою эффективность.

Был проведен ряд успешных экспериментов с осна-

щением водительских кресел вибраторами: правая и

левая части кресла начинают вибрировать, если ма-

шина слишком отклонилась соответственно вправо

или влево. Это похоже на эффект рифленой шумовой

полосы. А можно сделать так, чтобы передняя часть

машины или сиденья начинала вибрировать, если

она слишком приблизится к впереди идущему авто-

мобилю или превысит безопасную скорость. Эти сиг-

налы эффективно информируют водителя о дорож-

ной ситуации и других машинах. Они соответствуют

двум принципам: естественное соответствие и посто-

янная неназойливая осведомленность. Вибрация си-

дений обеспечивает естественное соответствие это-

го ощущения положению соседних автомобилей: си-

денье постоянно (но мягко) вибрирует, реагируя на

присутствие вокруг других машин, и таким образом

водитель непрерывно получает необходимую инфор-


мацию. Вибрация эта несильная, ненавязчивая, как и

другие звуки окружающего нас мира, она информиру-

ет о происходящем, но не требует полного внимания,

а потому не вторгается в наше сознание. Вот как мож-

но быть в курсе дела и не испытывать раздражения.

Естественные сигналы обеспечивают эффектив-

ную коммуникацию. Сказанное в предыдущих главах

можно суммировать в виде шести коротких правил,

касающихся характера коммуникации между людьми

и машинами. Когда люди взаимодействуют друг с

другом, они, зачастую подсознательно, следуют ряду

неписаных правил и договоренностей. Эти правила,

составляющие основу социального взаимодействия

и культуры, вырабатывались тысячелетиями. Такой

роскоши в общении с машинами мы себе позволить

не можем, но, к счастью, этого и не требуется. Многие

из них нам уже известны. Вот они – в простом изложе-

нии, чтобы дизайнеры и инженеры могли воплотить

их в своих устройствах:

1. Богатая, комплексная и естественная система

сигналов.

2. Предсказуемость.

3. Хорошая концептуальная модель.

4. Понятная информация «на выходе».

5. Осведомленность – постоянная и неназойливая.

6. Естественное соответствие, позволяющее сде-

лать взаимодействие понятным и эффективным.

Наша жизнь становится все более автоматизиро-

ванной, и задача дизайнеров – сделать так, чтобы лю-

ди не теряли с ней связи. Чтобы они получали ин-

формацию о том, что их окружает, и она позволяла

бы им воспользоваться преимуществами автоматиза-

ции: занимаясь другими делами, иметь возможность

вмешаться, когда ситуация этого требует.

Когда дело касается «умных» систем, сохранить

этот баланс непросто. Главная проблема, на мой

взгляд, связана с отсутствием у людей и машин об-

щей основы. Ее не решить простым созданием новых

моделей. Чтобы понять суть проблемы, понадобятся

десятки лет научной работы. Возможно, когда-нибудь

мы научимся создавать более живые, более совер-

шенные «умные» машины. Тогда мы сможем делать

их более сложными, найти общую основу и обеспе-

чить реальный диалог человека и машины. Но до это-

го еще очень далеко.

Для того чтобы мы могли эффективно взаимодей-

ствовать с машинами, им надо стать предсказуемы-

ми и понятными. Люди должны знать их характери-

стики, понимать, что и как они делают в данный мо-

мент и что будет дальше. Взаимодействие должно

быть естественным. Причем информация о характе-

ристиках и действиях машин должна быть непрерыв-

ной, ненавязчивой и эффективной. Это ключевой мо-

мент. Наши машины пока не отвечают этим требова-

ниям. Так что нам есть к чему стремиться.







Date: 2015-10-18; view: 308; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию