Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Естественное соответствие
В «Дизайне привычных вещей» я объясняю, как можно применять «естественное соответствие» для размещения элементов управления на бытовых при- борах. К примеру, у плит традиционно имеется четыре конфорки, и расположены они в виде двухмерного че- тырехугольника. Тем не менее ручки, с помощью кото- рых мы их включаем, всегда располагаются в линию. Поэтому люди часто включают или выключают не ту конфорку, даже если ручки имеют соответствующие обозначения, – отчасти потому, что между конфорка- ми и ручками управления нет естественного соответ- ствия, а отчасти потому, что чуть ли не у каждой мо- дели плиты имеется собственная система взаимно- го расположения конфорок и ручек. Специалисты по «человеческому фактору» давно доказали: если бы ручки тоже размещались четырехугольником, никаких обозначений просто не понадобилось бы – каждая из них соответствовала бы «своей» конфорке. Одни из- готовители плит решают эту задачу хорошо, другие – плохо. А некоторые решают ее удачно в одних моде- лях и неудачно в других. Научные принципы правильного расположения различных устройств очевидны. Если речь идет об элементах управления, освещения и конфорках, естественным соответствием будет такое размеще- ние в пространстве, при котором они расположены так же, как и элементы, которыми они управляют, и, по возможности, в той же плоскости. Но зачем сводить естественное соответствие только к пространствен- ному аспекту? Этот принцип можно распространить на множество других областей. В частности, активно обсуждается вопрос о зву- ке, поскольку он является важнейшим источником об- ратной связи. Звук играет большую роль в нашей «естественной» осведомленности о положении дел. Не меньшую роль играет вибрация. Когда на заре авиации аэроплан сваливался в «штопор», падение подъемной силы вызывало вибрацию ручки управле- ния. Сегодня самолеты стали больше, они оснаще- ны автоматизированными системами управления, и пилоты уже не ощущают этого естественного сигна- ла тревоги, поэтому вибрация воспроизводится искус- ственно. Если бортовой компьютер считает, что са- молет может свалиться в «штопор», он предупрежда- ет летчика, потряхивая ручку управления. Это полез- ное устройство называется «автоматом тряски штур- вала». Когда в автомобилях появились усилители руля, то есть сила человека умножилась с помощью гидрав- лических и электрических приспособлений, водители начали испытывать трудности с управлением – без обратной связи с дорогой они быстро теряли навык. Поэтому в современных автомобилях тщательно рас- считывается требуемое усилие и частично воспроиз- водится естественная вибрация от дорожного полот- на. «Чувство дороги» обеспечивает необходимую об- ратную связь. Рифленые «шумовые полосы» на трассах преду- преждают водителя, что он случайно съехал с до- роги. Когда эта система только вводилась, инжене- ры могли использовать только само дорожное полот- но – в нем прорезались желобки, которые при попа- дании под колеса вызывали рокочущий звук. Тот же принцип применяется и для предупреждения об огра- ничении скорости: там, где водитель должен остано- виться или снизить скорость, перпендикулярно поло- се устраивают «стиральную доску» из бороздок. Рас- стояние между бороздами постепенно уменьшается, и, если водитель недостаточно сбросил скорость, ро- кочущий звук становится сплошным. Хотя подобные шумовые преграды создаются искусственно, они до- казали свою эффективность. Был проведен ряд успешных экспериментов с осна- щением водительских кресел вибраторами: правая и левая части кресла начинают вибрировать, если ма- шина слишком отклонилась соответственно вправо или влево. Это похоже на эффект рифленой шумовой полосы. А можно сделать так, чтобы передняя часть машины или сиденья начинала вибрировать, если она слишком приблизится к впереди идущему авто- мобилю или превысит безопасную скорость. Эти сиг- налы эффективно информируют водителя о дорож- ной ситуации и других машинах. Они соответствуют двум принципам: естественное соответствие и посто- янная неназойливая осведомленность. Вибрация си- дений обеспечивает естественное соответствие это- го ощущения положению соседних автомобилей: си- денье постоянно (но мягко) вибрирует, реагируя на присутствие вокруг других машин, и таким образом водитель непрерывно получает необходимую инфор- мацию. Вибрация эта несильная, ненавязчивая, как и другие звуки окружающего нас мира, она информиру- ет о происходящем, но не требует полного внимания, а потому не вторгается в наше сознание. Вот как мож- но быть в курсе дела и не испытывать раздражения. Естественные сигналы обеспечивают эффектив- ную коммуникацию. Сказанное в предыдущих главах можно суммировать в виде шести коротких правил, касающихся характера коммуникации между людьми и машинами. Когда люди взаимодействуют друг с другом, они, зачастую подсознательно, следуют ряду неписаных правил и договоренностей. Эти правила, составляющие основу социального взаимодействия и культуры, вырабатывались тысячелетиями. Такой роскоши в общении с машинами мы себе позволить не можем, но, к счастью, этого и не требуется. Многие из них нам уже известны. Вот они – в простом изложе- нии, чтобы дизайнеры и инженеры могли воплотить их в своих устройствах: 1. Богатая, комплексная и естественная система сигналов. 2. Предсказуемость. 3. Хорошая концептуальная модель. 4. Понятная информация «на выходе». 5. Осведомленность – постоянная и неназойливая. 6. Естественное соответствие, позволяющее сде- лать взаимодействие понятным и эффективным. Наша жизнь становится все более автоматизиро- ванной, и задача дизайнеров – сделать так, чтобы лю- ди не теряли с ней связи. Чтобы они получали ин- формацию о том, что их окружает, и она позволяла бы им воспользоваться преимуществами автоматиза- ции: занимаясь другими делами, иметь возможность вмешаться, когда ситуация этого требует. Когда дело касается «умных» систем, сохранить этот баланс непросто. Главная проблема, на мой взгляд, связана с отсутствием у людей и машин об- щей основы. Ее не решить простым созданием новых моделей. Чтобы понять суть проблемы, понадобятся десятки лет научной работы. Возможно, когда-нибудь мы научимся создавать более живые, более совер- шенные «умные» машины. Тогда мы сможем делать их более сложными, найти общую основу и обеспе- чить реальный диалог человека и машины. Но до это- го еще очень далеко. Для того чтобы мы могли эффективно взаимодей- ствовать с машинами, им надо стать предсказуемы- ми и понятными. Люди должны знать их характери- стики, понимать, что и как они делают в данный мо- мент и что будет дальше. Взаимодействие должно быть естественным. Причем информация о характе- ристиках и действиях машин должна быть непрерыв- ной, ненавязчивой и эффективной. Это ключевой мо- мент. Наши машины пока не отвечают этим требова- ниям. Так что нам есть к чему стремиться. Date: 2015-10-18; view: 308; Нарушение авторских прав |