Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 6. Общение с машинами
Свист чайника и шипение мяса, жарящегося на пли- те, напоминают о прежних временах, когда все мож- но было увидеть и услышать, и это позволяло нам со- здавать умозрительные, концептуальные модели то- го, что происходит вокруг нас. Эти модели показыва- ли, как устранять неполадки, если что-то идет не так, позволяли понять, что будет дальше, эксперименти- ровать. Механические устройства, как правило, объ- ясняют себя сами. Их движущиеся части видны гла- зу, за ними можно наблюдать, ими можно управлять. Они издают естественные звуки, помогающие нам по- нять, что происходит, поэтому мы часто можем судить об их состоянии не глядя, просто по характеру шума, который они производят. Но сегодня многие из этих эффективных «индикаторов» скрыты от наших глаз и недоступны для слуха, их место заняла невидимая и беззвучная электроника. В результате многие устрой- ства сегодня работают бесшумно и эффективно и кро- ме периодического постукивания жесткого диска или гула вентилятора никак себя не проявляют. Сможем ли мы получить информацию о работе прибора, о том, что происходит у него внутри, теперь зависит от доб- рой воли конструктора. Общение, объяснение и понимание – на этих «трех китах» строится взаимодействие с разумными парт- нерами, будь то другие люди, животные или машины. Для совместной работы необходимы координация и коммуникация, а еще нужно хорошо понимать, чего можно ждать и по какой причине что-то произошло или нет. Это утверждение верно для любой команды – группы людей, опытного наездника и лошади, води- теля и автомобиля, человека и автомата. Живые су- щества не могут без общения, оно заложено в их при- роде. Мы сообщаем о своем эмоциональном состоя- нии с помощью языка тела – походки, позы, жестов, выражения лица. А еще у нас есть речь. Животные тоже пользуются языком тела, у них есть свои позы и мимика. Мы можем судить о настроении наших до- машних любимцев по положению их тела, хвоста или ушей. Опытный наездник сразу чувствует, напряжена лошадь или расслаблена. И хотя машины – это творения человеческих рук, люди часто ждут от них идеальной работы, не пони- мая, как важен для любого сотрудничества постоян- ный диалог. Если машина работает безупречно, зачем нам знать, как именно она работает? Для чего? Поз- вольте рассказать одну историю. Я сижу на конференции в роскошной аудитории Ал- маденской исследовательской лаборатории IBM, рас- положенной среди живописных зеленых холмов на южной окраине Сан-Хосе (Калифорния). Доклад де- лает специалист по компьютерам, профессор Масса- чусетского технологического института, назовем его «профессор М». Он всячески расписывает достоин- ства разработанной им компьютерной программы. Рассказав о своей работе, профессор М. с гордо- стью переходит к наглядной демонстрации. Сначала он выводит на экран интернет-страничку, затем дела- ет несколько магических пассов мышью, что-то наби- рает на клавиатуре – и на страничке появляется новая кнопка. «Так любой человек, не имеющий специаль- ных навыков, может добавить новые элементы управ- ления на свою веб-страничку», – говорит профессор (правда, никак не объясняя, зачем это может кому-то понадобиться). «А теперь внимание! Я покажу вам, как это работает», – гордо объявляет он. Щелкает мы- шью, мы зачарованно наблюдаем. Он снова щелкает. Мы ждем. Ничего не происходит. Профессор М. в недоумении. Что делать, повторно запустить программу? Или перезагрузить компьютер? Слушатели – лучшие технические специалисты Крем- ниевой долины – с мест выкрикивают советы. Уче- ные из IBM носятся туда-сюда, пристально изучают его компьютер, становятся на четвереньки, проверяя соединения проводов. Секунды складываются в ми- нуты. В аудитории раздаются смешки. Профессор М. был так восхищен своей програм- мой, что даже не подумал о том, что она может дать сбой. Ему и в голову не пришло оснастить ее систе- мой обратной связи, позволяющей убедиться, что все работает как надо или, как в данном случае, устано- вить причину неполадки. Позднее мы выяснили, что сама программа работала идеально, но узнать об этом было невозможно. Проблема заключалась в том, что система безопасности внутренней сети IBM не да- вала профессору доступа в Интернет. Однако без об- ратной связи, без данных о состоянии программы ни- кто не мог выяснить причину сбоя. У программы не было такой простой функции, как подтверждение то- го, что она отреагировала на щелчок мышью, присту- пила к поэтапному выполнению внутренних инструк- ций, а теперь ищет Сеть и все еще ждет результатов поиска. Невозможно создать правильную концептуальную модель без обратной связи. Сбой мог быть вызван де- сятком причин, но без соответствующей информации никто не понимал, в чем дело. Профессор М. нару- шил основополагающее правило дизайна: ненавязчи- во обеспечивать постоянную осведомленность о си- туации. Date: 2015-10-18; view: 279; Нарушение авторских прав |