Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Логику, но лишены эмоций
«Следуй за мной», – говорит Манфред Макикс, ге- рой книги Чарльза Стросса «Акселерандо», только что купленному чемодану. Так и происходит. Манфред поворачивается и уходит, а «новый чемодан катится за ним». Многие из нас выросли на фантастических рома- нах, фильмах и телесериалах о всемогущих роботах и гигантских компьютерах. Порой они неуклюжи (вспом- ним Си Трипио из «Звездных войн»), порой всеведу- щи (как компьютер ЭАЛ из «Космической одиссеи»), а порой неотличимы от людей (непонятно, кто же та- кой Рик Декард, герой «Бегущего по лезвию», – чело- век или репликант). Реальность, однако, сильно отли- чается от фантастики. Роботы ХХI века не способны на осмысленное общение с людьми, более того – они и ходить-то умеют плохо, не говоря уж о способности обращаться с реальными предметами. В результате большая часть «умных» машин – особенно бытовых, которые должны быть недорогими, надежными и про- стыми в обращении, – предназначена для выполне- ния элементарных функций, вроде приготовления ко- фе, стирки, мытья посуды, регулирования освещения и отопления, кондиционирования воздуха, уборки до- ма и стрижки газонов. Если поставлена конкретная задача и ничего неожиданного не происходит, «умные» машины спо- собны действовать логично и осмысленно. Они изме- ряют температуру и уровень влажности, количество жидкости, вес одежды или пищи и определяют, высох- ло ли белье и готова ли еда. Последние модели сти- ральных машин способны даже распознавать, из ка- ких тканей сделано белье, каков его вес и степень за- грязнения, и выбирать соответствующие настройки. Автоматизированные пылесосы (в том числе, мою- щие) прекрасно работают, если поверхность относи- тельно гладкая и на их пути не встречается препят- ствий, но чемодан, следующий за хозяином, как в «Ак- селерандо», по-прежнему остается за пределами воз- можностей обычной бытовой техники. Хотя создать нечто подобное вполне возможно, ведь здесь не тре- буется реального взаимодействия с людьми – ни об- щения, ни специальных мер безопасности. Чемодан должен просто катиться за владельцем. На случай, если кто-то попытается его украсть, чемодан можно запрограммировать так, чтобы он реагировал на опас- ность громким воем. У Стросса чемодан еще и рас- познает «отпечатки пальцев хозяина – в оцифрован- ном виде и по фенотипическим признакам», украсть его можно, а вот открыть нельзя. Но способен ли такой чемодан реально передви- гаться по многолюдным городским улицам? Ведь у него, в отличие от нас, нет ног. Он не сможет обхо- дить препятствия или перешагивать через них, спус- каться и подниматься по лестницам, переходить с до- роги на тротуар и – со своими колесами – окажется в положении инвалида: ему придется искать специаль- ные съезды на уличных перекрестках, а внутри зда- ний пользоваться пандусами и лифтами. Даже людям в инвалидных колясках зачастую нелегко преодолеть эти препятствия, а уж самодвижущемуся чемодану придется куда труднее. Кроме того, передвижение по улицам, скорее всего, ляжет непосильной нагрузкой на его системы обработки визуальных данных. Спо- собность чемодана не упускать из виду хозяина, оги- бать препятствия, находить путь, пригодный для пе- редвижения на колесах, избегая столкновения с ав- томобилями, велосипедистами и пешеходами, резко снизится. Существуют интересные расхождения в том, что люди и машины считают легким и сложным. В том, что касается мышления, некогда считавшегося приви- легией человека, машины достигли наибольшего про- гресса, особенно если речь идет о логике и внима- нии к деталям. А вот физические действия – когда надо стоять, ходить, прыгать, избегать препятствий – сравнительно легко даются людям, но для машин они сложны, а то и непосильны. Наконец, важнейшую роль в поведении людей и животных играют эмоции. Они помогают нам понять, что хорошо, а что плохо, что опасно, а что нет, и служат мощным коммуника- тивным средством для передачи друг другу чувств и убеждений, реакций и намерений. У машин же суще- ствуют лишь примитивные эмоции. Несмотря на эти ограничения, многие ученые по- прежнему пытаются воплотить в жизнь мечту об «ум- ных» машинах, способных эффективно общаться с людьми. Ученые по природе оптимисты, им необходи- мо верить, что их работа важнее всего на свете, и бо- лее того, что они уже близки к прорыву историческо- го масштаба. В результате в СМИ появляются статьи такого содержания: По словам ученых, роботы скоро смогут выполнять для людей ряд важных задач – от ухода за детьми до вождения автомобиля за престарелых граждан. В субботу на ежегодное заседание Американской ассоциации развития науки собрались ведущие специалисты страны в области робототехники, чтобы рассказать о последних исследованиях в этой области и о нашей будущей жизни в окружении роботов… Например, у вас будет милый плюшевый мишка, обучающий детей испанскому или французскому языку, машина, которая сама отвезет вас на работу, пока вы будете дремать на сиденье, есть или готовить доклад на PowerPoint; динозаврик размером с чихуахуа, понимающий, когда нужно приласкаться и поиграть с вами, а когда оставить вас в покое; компьютер, меняющий положение экрана в зависимости от вашей позы, выполняемой работы или настроения; робот-мажордом, встречающий ваших гостей, представляющий их друг другу на случай, если вы забыли, кого как зовут, развлекающий собравшихся музыкой и анекдотами, разносящий закуски и напитки. Достижениям в создании «умной» среды обитания посвящено немало научных конференций. Приведу текст одного из приглашений на такое мероприятие: Симпозиум по проблемам создания эмоциональной «умной» среды обитания (Ньюкасл-на-Тайне, Великобритания). Бытовой искусственный интеллект – новая популярная сфера исследований, нацеленных на создание «умной» среды обитания, чутко, гибко и активно реагирующей на присутствие и действия человека, обеспечивая услуги, которые обитатели этой среды запрашивают или которые могут им понадобиться. Искусственный интеллект все больше проникает в наш быт. Многие привычные приборы, такие как телевизоры, кухонное оборудование или системы центрального отопления, уже оснащаются встроенными компьютерами, которые будут объединены в интегрированные сети… Датчики биологической активности позволят системе распознавать присутствие и состояние пользователей, а также определять их потребности с целью улучшения бытовых условий и повышения реального благополучия людей. Верите ли вы в то, что ваш дом лучше знает, что вам нужно? Хотите ли вы, чтобы ваша кухня консуль- тировалась с вашими напольными весами, или чтобы ваш унитаз автоматически исследовал вашу мочу, а затем сообщал результаты вашему лечащему врачу? И как, собственно, кухня узнает, что именно вы ели? Как она поймет, что масло, яйца или сливки, которые вы вынули из холодильника, предназначены для вас, а не для других обитателей дома, гостей или, скажем, школьного проекта? Еще недавно надзор за вашим питанием был невозможен, но сегодня уже появились крохотные, едва видимые датчики, которые можно прикреплять к чему угодно – к одежде, товарам, продуктам, даже к людям и домашним животным – и отслеживать все, что с ними происходит. Их называют радиочастотны- ми идентификационными метками (RFID). Им не нуж- ны батарейки: метки получают энергию от считывате- ля, посылающего запрос об их назначении, иденти- фикационном номере и других сведениях о человеке или объекте, которые в них заложены. Если все про- дукты снабжены такими метками, «умный» дом мо- жет проследить за вашим питанием. Наличие RFID- меток, а также телекамер, микрофонов и других сен- сорных устройств равносильно приказам: «Ешь брок- коли», «Не трогай масло», «Делай зарядку». Власт- ная кухня? Это еще мягко сказано! «Как научить бытовые приборы понимать, что вам нужно?» – таким вопросом задалась группа исследо- вателей из Медиа-лаборатории Массачусетского тех- нологического института. Они создали кухню, напич- канную сенсорами, телекамерами и датчиками дав- ления в полу, которые позволяют определить, где в тот или иной момент стоит человек. Благодаря этой системе разработчики пришли к следующему выводу: если человек открыл холодильник, а затем оказался перед микроволновой печью, он/она с высокой степе- нью вероятности разогревает пищу. Свое детище они назвали «здравомыслящей кухней» (KitchenSense). Вот ее описание: KitchenSense – это экспериментальная платформа для изучения кухонного пространства, снабженная множеством датчиков и подключенная к сети, где для упрощения контрольных интерфейсов и расширения зоны взаимодействия используется логика здравого смысла (CommonSence). С помощью сети датчиков система интерпретирует намерения людей, чтобы создать надежную базу для безопасной, эффективной и эстетичной деятельности. Анализ совокупной информации, поступающей с датчиков, в сочетании со знаниями о повседневной жизни человека позволяет централизованной «открытой» системе (OpenMind) создать общий контекст для работы различных устройств. Если человек открыл дверцу холодильника, а затем прошел к микроволновой печи, он «с высокой степе- нью вероятности» собирается разогреть пищу. В пе- реводе с изысканного научного жаргона на простой язык получается обычная догадка. Конечно, чрезвы- чайно высокоумная, но все же догадка. Этот пример отражает самую суть дела: «система», то есть ком- пьютеры, управляющие «умной» кухней, ничего не знает наверняка. Она попросту строит догадки – до- гадки, подтвержденные некими статистическими дан- ными, в основе которых лежат наблюдения и интуи- ция разработчиков. Но системе не дано знать, каковы реальные намерения человека. Объективности ради отметим, что статистические закономерности бывают полезны. В данном случае кухня ничего не делает, она скорее готовится к дей- ствию, предлагая набор вероятных вариантов, и, если один из них совпадает с вашими намерениями, вам останется только нажать на кнопку. Если же система не угадала, вы можете ее проигнорировать – насколь- ко вообще можно игнорировать дом, постоянно про- ецирующий разные предложения на кухонный стол, стены и пол. Работа системы основана на «здравом смысле», но в действительности здравым смыслом эта кухня не обладает. Все ее «здравомыслие» заложено програм- мистами, и уровень его невысок, поскольку знать, что происходит на самом деле, она не может. А если вы решите сделать что-то такое, что «ум- ный» дом сочтет вредным или просто неправильным? «Нет, – скажет он, – так готовить нельзя. Если вы по- ступите именно так, я не отвечаю за результат. Вот, загляните в эту поваренную книгу. Видите? Не застав- ляйте меня говорить: „Я же вас предупреждал“». Этот сценарий смахивает на фильм Стивена Спилберга «Особое мнение» по одноименному рассказу велико- го фантаста Филипа Дика. Его герой Джон Андертон, убегая от правительственных агентов, пробирается через многолюдный торговый центр. Рекламные дис- плеи узнают его, окликают по имени и соблазняют за- манчивыми скидками – только для него. Дисплей, ре- кламирующий автомобили, призывает: «Это не про- сто машина, мистер Андертон! Это обитель, призван- ная утешить и успокоить израненную душу». Рекла- ма турагентства искушает: «Устал, Джон Андертон? Нуждаешься в отдыхе? Мы организуем тебе поездку в Арубу!» Эй, дисплеи, человек спасается от полиции, он вряд ли остановится, чтобы купить какую-нибудь тряпку. «Особое мнение» – художественный фильм, но показанные в нем технологии были придуманы ум- ными, творческими людьми, которые стремились к максимальному правдоподобию. Активные реклам- ные дисплеи скоро станут реальностью. В ряде го- родов билборды распознают владельцев автомобиля MINI Cooper по RFID-меткам. Его реклама безобид- на – водителю показывают слоганы, в выборе кото- рых он лично участвовал. Но лиха беда начало. Сего- дня для распространения рекламы нужны радиомет- ки, но это лишь временная уловка. Ученые уже рабо- тают над тем, чтобы телекамеры, наблюдающие за людьми и автомобилями, распознавали их по лицу и осанке, а их машины – по модели, году выпуска, цве- ту и номерному знаку. Так в Лондоне отслеживают ма- шины, въезжающие в центр города. Так спецслужбы смогут следить за подозреваемыми в терроризме. Так рекламные агентства будут выискивать потенциаль- ных клиентов. Станут ли дисплеи в магазинах пред- лагать завсегдатаям специальные скидки? Будут ли ресторанные меню автоматически выводить на экран ваши любимые блюда? Сначала мы читаем об этом в научно-фантастическом рассказе, потом видим в ки- но, а затем – на городских улицах. Так что ищите ак- тивную рекламу в соседнем магазине… Впрочем, мо- жете не трудиться – она сама вас найдет. Date: 2015-10-18; view: 267; Нарушение авторских прав |