Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Два монолога еще не диалог
Сократ: В этом, Федр, дурная особенность письменности… ее порождения стоят как живые, а спроси их – они величаво и гордо молчат. То же самое и с сочинениями: думаешь, будто они говорят как разумные существа, но если кто спросит о чем- нибудь из того, что они говорят, желая это усвоить, они всегда отвечают одно и то же. Платон, «Федр» Две тысячи лет назад Сократ утверждал, что появ- ление книг подрывает способность людей к логиче- скому мышлению. Он верил в диалог, в беседу и спор. Но с книгой не вступишь в дискуссию: письменный текст не ответит на ваши доводы. Сегодня, когда кни- га стала символом знаний, мы можем лишь посмеять- ся над подобными аргументами. Но попробуем отне- стись к ним всерьез. Вопреки мнению Сократа, пись- менные сочинения дают нам навыки самостоятельно- го мышления, поскольку нам попросту незачем поле- мизировать с их авторами. Мы обсуждаем их и спо- рим друг с другом на занятиях, в дискуссионных груп- пах, а если речь идет о важном тексте, то к нашим услугам все средства массовой коммуникации. Тем не менее доводы Сократа верны: технологии, не созда- ющие возможностей для дискуссий, разъяснений, де- батов, по определению ущербны. За годы, проведенные в бизнесе и во главе уни- верситетской кафедры, я понял, что процесс приня- тия решения часто бывает важнее, чем само реше- ние. Когда человек принимает решение, никак его не объясняя и ни с кем не советуясь, люди не доверя- ют результату и не одобряют его, даже если после об- суждения они сами поступили бы точно так же. Мно- гие бизнесмены задаются вопросом: «Зачем тратить время на обсуждения, если конечный результат будет тем же самым?» Но это не так. Даже в случае при- нятия аналогичного решения сам процесс его приня- тия и реализации – особенно в незапланированных обстоятельствах – будет совершенно иным, если им займется команда, не просто выполняющая приказ, а понимающая суть дела и принимающая участие в ре- ализации замысла. Тома не устраивает навигационная система в его автомобиле, хотя он понимает, что порой она может быть полезна. Однако он не может взаимодейство- вать с системой, чтобы приспособить ее к своим по- требностям. Даже если некоторые важные решения: «самый быстрый путь», «самый короткий», «с самы- ми живописными видами», «без проезда по платным дорогам» – Том принимает сам, он не может обсудить с навигационной системой причины, по которым вы- бран именно этот, а не другой маршрут. Он не знает, почему для нее маршрут А предпочтительнее марш- рута Б. Учитывает ли она время ожидания на свето- форах и количество знаков «стоп»? А вдруг маршру- ты отличаются только тем, что один из них экономит минуту на час езды? Том не знает альтернативы, ко- торую, возможно, предпочтет, несмотря на потерю во времени. Методы работы системы неизвестны, поэто- му, даже если бы он был склонен ей доверять, молча- ние и тайна подрывают это доверие – как подрывает доверие единоличное принятие решений в бизнесе. Что, если бы навигационные системы могли обсуж- дать маршрут с водителем? Если бы они предлагали ему альтернативные варианты, демонстрируя их и на карте, и в виде таблицы, на которой указаны протя- женность маршрута, предполагаемое время в пути и расходы на проезд по платным дорогам, чтобы води- тель имел возможность выбирать? В некоторых нави- гационных системах это уже предусмотрено, и табли- ца для поездки в Пало-Альто из долины Напа может выглядеть следующим образом: Маршрут Сент-Хелена – Пало-Альто, Калифорния Это, конечно, явное усовершенствование, но до диалога и здесь далеко. Система говорит: вот три ва- рианта, выбирай один из них. Узнать подробности или изменить маршрут вы не можете. Я знаком со всеми тремя дорогами и знаю: самая быстрая, короткая и дешевая проходит по наименее живописным местам, а та, где виды будут лучше всего, даже не предлага- ется. Но если водитель не имеет об этом представле- ния? Понятно, что такой уровень общения машины с человеком не может нас удовлетворить. И то, что со- здание навигационных систем, предлагающих авто- мобилистам хотя бы такой выбор, считается большим шагом вперед, лишь показывает, как плохи остальные системы и как мы еще далеки от искомого результата. Если моя машина сочтет, что авария неизбежна, она выпрямит спинки кресел или включит тормоза и ни о чем меня не спросит, не посоветуется со мной, даже не сообщит, в чем причина. Может, ей луч- ше знать, поскольку она напичкана механическими и электронными приборами, безошибочно делающими нужные расчеты? Не обязательно. Да, с арифмети- кой у приборов все в порядке, но, прежде чем де- лать расчеты, нужно еще учесть состояние дороги, поток и квалификацию водителя. Водители-профес- сионалы порой отключают автоматику, поскольку она не позволяет им использовать все их навыки. Точнее, они отключают то, что им позволено отключить: мно- гие из современных машин столь авторитарны, что не оставляют водителю даже этой возможности. Не думайте, что это относится только к автомоби- лям. В будущем аналогичная проблема возникнет при обращении с очень многими видами устройств. Так, в банках уже существуют автоматизированные систе- мы, определяющие, можно ли дать вам кредит, а ав- томатизированные медицинские системы решают, ка- кое лечение или лекарство вам назначить. Скоро ма- шины станут следить за тем, что вы едите, что читае- те, какую музыку любите и какие телепередачи пред- почитаете смотреть. Специальные системы будут на- блюдать, как вы ведете себя за рулем, и если они ре- шат, что вы нарушили правила, то уведомят страхо- вую компанию, прокатную контору, а то и полицию. Другие системы отслеживают нарушение авторских прав, принимая решения о том, что можно разрешить, а что нет. Во всех этих случаях речь идет о произволь- ных решениях: машины делают важнейшие выводы о ваших намерениях на основе далеко не полной кар- тины вашего поведения. Так называемые «умные» системы стали черес- чур самоуверенными. Они убеждены, будто знают, что для нас лучше. Но их интеллект ограничен. И это огра- ниченность фундаментального свойства: машина по определению не может знать все факторы, которые человек учитывает при принятии решений. Это, впро- чем, не означает, что нам следует отказываться от по- мощи «умных» машин. В то же время, поскольку ма- шины берут на себя все больше и больше, их нужно социализировать – они должны стать более комму- никабельными и лучше понимать пределы своих воз- можностей. Только тогда они смогут приносить насто- ящую пользу. Именно этой теме и посвящена моя кни- га.Когда я только начинал над ней работать, я думал, что ключевым в социализации машин является созда- ние более совершенных систем, способных к диалогу. Но я ошибался. Для конструктивного диалога нужны общие знания и опыт. Нужно уметь учитывать обста- новку и контекст, предшествующие события, а также множество различных целей и мотивов, которыми ру- ководствуются участники процесса. И в этом, как я те- перь понимаю, заключено одно из главных ограниче- ний, не позволяющих современным технологиям пол- ноценно взаимодействовать с человеком. Если даже людям непросто найти полное взаимопонимание, от- куда оно возьмется у людей и машин? Для успешного взаимодействия с техникой нам нужно научиться относиться к ней как к животным. Несмотря на то что и люди, и животные обладают ин- теллектом, мы – разные виды, с разным взглядом на мир и разными способностями. Точно так же даже са- мая умная машина – это представитель другого вида, со своими сильными и слабыми сторонами, собствен- ным пониманием вещей и способностями. Порой мы должны слушаться животных и машин, порой – они нас. Date: 2015-10-18; view: 436; Нарушение авторских прав |