Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Людей и машин
Сегодня в нашей жизни вполне реальны три таких сценария: – Набрать высоту! Набрать высоту! – громко пре- дупреждает самолет, если считает, что самолет летит слишком низко. – Би-би, – сигналит автомобиль, пытаясь привлечь внимание водителя. Одновременно он выпрямляет спинки сидений, туже затягивает ремни безопасности и готовится включить тормоза. Машина наблюдает за шофером с помощью встроенной видеокамеры и, ес- ли тот отвлекся от дороги, автоматически тормозит. – Динь-динь, – это посудомоечная машина сообща- ет, что посуда помыта, даже если дело происходит в три часа утра и ее звонок способен разве что разбу- дить вас. А вот три возможных сценария из недалекого буду- щего: – Нет, – говорит холодильник, – яйца тебе есть нельзя, пока ты не похудеешь и у тебя не снизится уровень холестерина. Весы сообщили мне, что тебе надо сбросить еще три кило, а клиника продолжает упрекать меня за избыток холестерина у тебя в орга- низме. Сам знаешь, все это делается для твоего же блага. – Я только что проверил твое расписание в смарт- фоне, – говорит автомобиль, когда ты садишься в него после работы. – У тебя есть свободное время, поэто- му я запрограммировал маршрут не по трассе, а по дороге с живописными видами и поворотами, которую ты так любишь. И кстати, чтоб было веселее в пути, я подобрал твои любимые мелодии. – Слушай, – говорит дом, пока ты утром собира- ешься на работу, – куда ты спешишь? Мусор я выбро- сил, мог бы, кстати, и спасибо сказать. И хорошо бы нам поговорить насчет этого симпатичного регулято- ра – помнишь, я показывал тебе его на фото? С ним я буду работать куда эффективнее, и, между прочим, у дома Джона он уже есть. Некоторые машины упрямы, другие темперамент- ны, одни деликатны, другие грубоваты. Мы часто на- деляем машины человеческими чертами, и порой эти характеристики весьма точны, хотя мы употребляем их в переносном смысле. Однако новые типы «ин- теллектуальных» механизмов вполне самостоятель- ны: они сами делают выводы и принимают реше- ния. Чтобы действовать, им уже не требуются санк- ции людей. Так наши метафоры обретают буквальный смысл, превращаясь в конкретные параметры. Три моих первых примера взяты из реальной жиз- ни. Системы предупреждения действительно кричат «Набрать высоту» (обычно женским голосом). Как ми- нимум одна автомобильная компания уже заявила, что выпускает машину, оснащенную системой видео- наблюдения за водителем. Если он не следит за доро- гой, а радиолокационное устройство сообщает о воз- можности столкновения, автомобиль подает сигнал тревоги – пусть не голосом (по крайней мере, пока), но гудками и вибрацией. Если водитель по-прежнему не реагирует, система включает тормоза и готовится к аварии. Что же касается посудомоечной машины, то она уже не раз будила меня среди ночи своими звон- ками. Мы хорошо осведомлены об устройстве автома- тизированных систем, но куда меньше знаем о том, как они взаимодействуют с людьми, хотя эта пробле- ма изучается уже несколько десятков лет. Однако эти исследования касаются промышленности или армии, где люди постоянно работают с машинами. А как на- счет простого человека, не имеющего специальной подготовки и пользующегося тем или иным прибором от случая к случаю? Об этом мы почти ничего не зна- ем, но именно такие ситуации заботят меня больше всего – когда обычные, неподготовленные люди, вро- де нас с вами, пользуются бытовой техникой, аудио– и видеоаппаратурой, автомобилями. Как простому человеку научиться обращаться с «умными» машинами нового поколения? Увы – посте- пенно, методом проб и ошибок, постоянно портя себе нервы. Конструкторы, похоже, убеждены в том, будто их создания столь умны и совершенны, что и учить- ся ничему не надо. Достаточно просто сказать им, что нужно сделать, и не мешать. Конечно, у приборов все- гда есть инструкция, порой весьма объемная, но в ней ничего не объясняется, и к тому же она, как прави- ло, очень невразумительная. В большинстве инструк- ций ничего не говорится о том, как работает сам меха- низм. Вместо этого приборам даются магические на- звания, броские, но лишенные смысла, скажем «Ум- ный бытовой сенсор», как будто завлекательное на- звание равносильно объяснению. В научных кругах этот подход называют «автома- гизационным» (автоматика плюс магия). Производи- тели хотят, чтобы мы верили в магию и полагались на нее. И даже если прибор работает без сбоев, ты испытываешь некоторый дискомфорт, потому что не знаешь, как он действует и почему. Но реальные про- блемы начинаются, если что-то идет не так: ведь мы просто не понимаем, что надо делать. Мы оказываем- ся наедине с ужасами промежуточного состояния. С одной стороны, мир научной фантастики, населенный умными, самостоятельными, идеально функциониру- ющими роботами, еще не стал реальностью. С другой – мы все дальше уходим от мира ручного управления, где нет автоматизации, где люди сами приводят в дей- ствие устройство, которое выполняет их задание. «Мы просто облегчаем вам жизнь, – внушают мне производители. – Мы делаем ее более безопасной, здоровой и приятной. Что в этом плохого?» Да, мы бы- ли бы счастливы, если бы эти «умные» приборы рабо- тали идеально. Будь они стопроцентно надежны, нам действительно незачем было бы знать, как они устро- ены, «автомагизация» нас вполне бы удовлетворила. Но, оказавшись в промежуточном мире автоматизи- рованной техники, которую мы не понимаем, которая работает не так, как мы хотим, не выполняет поручен- ное, мы явно не чувствуем, что наша жизнь стала лег- че и приятнее. Date: 2015-10-18; view: 252; Нарушение авторских прав |