Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Людей и машин





Сегодня в нашей жизни вполне реальны три таких

сценария:

– Набрать высоту! Набрать высоту! – громко пре-

дупреждает самолет, если считает, что самолет летит

слишком низко.

– Би-би, – сигналит автомобиль, пытаясь привлечь

внимание водителя. Одновременно он выпрямляет

спинки сидений, туже затягивает ремни безопасности

и готовится включить тормоза. Машина наблюдает за

шофером с помощью встроенной видеокамеры и, ес-

ли тот отвлекся от дороги, автоматически тормозит.

– Динь-динь, – это посудомоечная машина сообща-

ет, что посуда помыта, даже если дело происходит в

три часа утра и ее звонок способен разве что разбу-

дить вас.

А вот три возможных сценария из недалекого буду-

щего:

– Нет, – говорит холодильник, – яйца тебе есть

нельзя, пока ты не похудеешь и у тебя не снизится

уровень холестерина. Весы сообщили мне, что тебе

надо сбросить еще три кило, а клиника продолжает

упрекать меня за избыток холестерина у тебя в орга-

низме. Сам знаешь, все это делается для твоего же

блага.

– Я только что проверил твое расписание в смарт-

фоне, – говорит автомобиль, когда ты садишься в него

после работы. – У тебя есть свободное время, поэто-

му я запрограммировал маршрут не по трассе, а по

дороге с живописными видами и поворотами, которую

ты так любишь. И кстати, чтоб было веселее в пути, я

подобрал твои любимые мелодии.

– Слушай, – говорит дом, пока ты утром собира-

ешься на работу, – куда ты спешишь? Мусор я выбро-

сил, мог бы, кстати, и спасибо сказать. И хорошо бы

нам поговорить насчет этого симпатичного регулято-

ра – помнишь, я показывал тебе его на фото? С ним

я буду работать куда эффективнее, и, между прочим,

у дома Джона он уже есть.

Некоторые машины упрямы, другие темперамент-

ны, одни деликатны, другие грубоваты. Мы часто на-

деляем машины человеческими чертами, и порой эти

характеристики весьма точны, хотя мы употребляем

их в переносном смысле. Однако новые типы «ин-

теллектуальных» механизмов вполне самостоятель-

ны: они сами делают выводы и принимают реше-

ния. Чтобы действовать, им уже не требуются санк-

ции людей. Так наши метафоры обретают буквальный

смысл, превращаясь в конкретные параметры.

Три моих первых примера взяты из реальной жиз-

ни. Системы предупреждения действительно кричат

«Набрать высоту» (обычно женским голосом). Как ми-

нимум одна автомобильная компания уже заявила,

что выпускает машину, оснащенную системой видео-

наблюдения за водителем. Если он не следит за доро-

гой, а радиолокационное устройство сообщает о воз-

можности столкновения, автомобиль подает сигнал

тревоги – пусть не голосом (по крайней мере, пока),

но гудками и вибрацией. Если водитель по-прежнему

не реагирует, система включает тормоза и готовится к

аварии. Что же касается посудомоечной машины, то

она уже не раз будила меня среди ночи своими звон-

ками.

Мы хорошо осведомлены об устройстве автома-

тизированных систем, но куда меньше знаем о том,

как они взаимодействуют с людьми, хотя эта пробле-

ма изучается уже несколько десятков лет. Однако эти

исследования касаются промышленности или армии,

где люди постоянно работают с машинами. А как на-

счет простого человека, не имеющего специальной

подготовки и пользующегося тем или иным прибором

от случая к случаю? Об этом мы почти ничего не зна-

ем, но именно такие ситуации заботят меня больше

всего – когда обычные, неподготовленные люди, вро-

де нас с вами, пользуются бытовой техникой, аудио–

и видеоаппаратурой, автомобилями.

Как простому человеку научиться обращаться с

«умными» машинами нового поколения? Увы – посте-

пенно, методом проб и ошибок, постоянно портя себе

нервы. Конструкторы, похоже, убеждены в том, будто

их создания столь умны и совершенны, что и учить-

ся ничему не надо. Достаточно просто сказать им, что

нужно сделать, и не мешать. Конечно, у приборов все-

гда есть инструкция, порой весьма объемная, но в ней

ничего не объясняется, и к тому же она, как прави-

ло, очень невразумительная. В большинстве инструк-

ций ничего не говорится о том, как работает сам меха-

низм. Вместо этого приборам даются магические на-

звания, броские, но лишенные смысла, скажем «Ум-

ный бытовой сенсор», как будто завлекательное на-

звание равносильно объяснению.

В научных кругах этот подход называют «автома-

гизационным» (автоматика плюс магия). Производи-


тели хотят, чтобы мы верили в магию и полагались

на нее. И даже если прибор работает без сбоев, ты

испытываешь некоторый дискомфорт, потому что не

знаешь, как он действует и почему. Но реальные про-

блемы начинаются, если что-то идет не так: ведь мы

просто не понимаем, что надо делать. Мы оказываем-

ся наедине с ужасами промежуточного состояния. С

одной стороны, мир научной фантастики, населенный

умными, самостоятельными, идеально функциониру-

ющими роботами, еще не стал реальностью. С другой

– мы все дальше уходим от мира ручного управления,

где нет автоматизации, где люди сами приводят в дей-

ствие устройство, которое выполняет их задание.

«Мы просто облегчаем вам жизнь, – внушают мне

производители. – Мы делаем ее более безопасной,

здоровой и приятной. Что в этом плохого?» Да, мы бы-

ли бы счастливы, если бы эти «умные» приборы рабо-

тали идеально. Будь они стопроцентно надежны, нам

действительно незачем было бы знать, как они устро-

ены, «автомагизация» нас вполне бы удовлетворила.

Но, оказавшись в промежуточном мире автоматизи-

рованной техники, которую мы не понимаем, которая

работает не так, как мы хотим, не выполняет поручен-

ное, мы явно не чувствуем, что наша жизнь стала лег-

че и приятнее.







Date: 2015-10-18; view: 252; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию