Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Направляет движение?
– Моя машина чуть не устроила мне аварию, – ска- зал мне Джим. – Твоя машина? Как это? – удивился я. – Я ехал по шоссе, включив круиз-контроль. Зна- ешь, это такая система, которая поддерживает посто- янную скорость, но если впереди появляется другая машина, она снижается, чтобы сохранять безопасную дистанцию. Так вот, через какое-то время движение на дороге стало более интенсивным, и моя машина замедлила ход. Наконец я добрался до нужного съез- да, перестроился в правый ряд и свернул с шоссе. Я так давно включил круиз-контроль и ехал так медлен- но, что попросту о нем забыл. А вот машина не забы- ла. Она небось сказала себе: «Ура! Наконец-то впе- реди никого нет», и начала разгоняться до прежней скорости, хотя на съезде надо ехать медленно. Хоро- шо, что я не растерялся и вовремя нажал на тормоза. Иначе кто знает, что могло бы случиться. Сегодня наши отношения с техникой резко меня- ются. До недавнего времени люди ее контролирова- ли. Мы включали и выключали ее, указывали, что де- лать, и следили за процессом исполнения. Но по ме- ре того как техника становилась все сложнее и изощ- реннее, мы стали хуже понимать принципы ее рабо- ты и хуже предугадывать ее действия. С тех пор как в нашей жизни появились компьютеры и микропроцес- соры, мы все чаще испытывали растерянность, заме- шательство, раздражение и злость. Но мы продолжа- ли считать, что контролируем ситуацию. Увы, уже нет. Машины берут верх. Они ведут себя так, будто обла- дают интеллектом и свободой воли, хотя ни того, ни другого у них нет. Естественно, машины присматривают за нами с наилучшими намерениями – ради нашей безопасно- сти и удобства. Если все идет как надо, эти «умные» машины весьма полезны: они делают нашу жизнь спо- койнее, избавляют нас от рутинной работы, создают комфорт и выполняют многие задания точнее, чем мы сами. Действительно, ведь удобно же, что авто- мобиль автоматически снижает скорость, если перед вами на опасно близком расстоянии появилась дру- гая машина, что он тихо и плавно переключает пере- дачи, что микроволновая печь знает, когда испеклась картошка. Ну а если техника дает сбой? Что, если она действует неправильно или выходит из повиновения? Вспомним про машину Джима, заметившую, что до- рога свободна, и увеличившую скорость, хотя он уже съехал с шоссе? Те же устройства, которые помогают нам в нормальных условиях, в случае каких-то неожи- данностей снижают уровень безопасности, комфорта, точности, что чревато для нас угрожающими послед- ствиями, дискомфортом, раздражением и злостью. Сегодня машины сообщают о своем состоянии в основном с помощью сигналов тревоги, то есть толь- ко если с ними что-то не в порядке. Когда механизм дает сбой, человек должен взять ситуацию под кон- троль; зачастую это происходит неожиданно и време- ни, чтобы нормально отреагировать, у него нет. Джи- му удалось исправить ошибку своего автомобиля. А если бы он не сумел этого сделать, в аварии обвинили бы его. Да-да, если действия «умной» машины при- водят к аварии, ответственность за нее, скорее всего, возложат на человека. Чтобы наладить взаимодействие людей с «умны- ми» механизмами, нужно совершенствовать коорди- нацию и кооперацию обеих сторон – человека и маши- ны. Но конструкторы, разрабатывающие сложные си- стемы, зачастую этого не понимают. Как машина мо- жет определить, что важно, а что нет, особенно если то, что важно в одной ситуации, в другой теряет зна- чение? Я рассказывал историю о Джиме и его ретивом ав- томобиле инженерам нескольких автомобилестрои- тельных компаний, и они неизменно реагировали сле- дующим образом. Сперва они пытались обвинить во всем водителя: почему он не выключил круиз-кон- троль перед тем, как съехать с шоссе? Я объяснял: он просто забыл. Ну, тогда он плохой водитель, говори- ли они. Принцип «сам виноват» очень удобен для об- винителя, будь то страховая компания, органы власти или общество в целом: если люди совершают ошибку, их надо наказать. Но так проблему не решить. На са- мом деле подлинные виновники – это неудачная кон- струкция, несовершенные алгоритмы, плохая инфра- структура, изъяны в технологическом режиме. А чело- век – лишь последнее звено в этой сложной цепи. И хотя с технической точки зрения специалисты из автокомпаний правы – водитель должен помнить, как работает автоматика его машины, – это не оправды- вает конструктивных недоработок. Новые технологии следует разрабатывать, имея в виду реальное пове- дение людей, а не то, каким мы хотели бы его видеть. Более того, автомобиль никак не помогает водителю вспомнить, что нужно сделать. Похоже, он сконструи- рован именно так, чтобы помочь ему забыть! Понять, включен круиз-контроль или нет, практически невоз- можно. Было бы куда лучше, если бы в машине име- лось специальное напоминающее устройство. И здесь инженеры переходили к следующему эта- пу: «Да, проблема есть, но волноваться не стоит. Мы все исправим. Вы правы, навигационная система ав- томобиля должна фиксировать, что он съехал с доро- ги, и либо автоматически отключить круиз-контроль, либо настроить его на безопасную скорость». Этот ответ наглядно иллюстрирует суть проблемы. Машина не обладает умом: ее интеллект – это ин- теллект конструкторов. Они сидят в своих кабинетах, пытаясь представить себе все, что может произойти с машиной и водителем, и выработать правильные решения. Но как заложить правильную реакцию на неожиданное событие? Если такое случается с чело- веком, можно предположить, что он решит проблему с помощью воображения и смекалки. Но «интеллект» наших машин заключен не в них самих, а в головах инженеров. Поэтому в непредвиденных обстоятель- ствах, когда конструктора нет рядом, машина, как пра- вило, не справляется с задачей. О неожиданностях мы знаем две вещи: во-первых, они обязательно случаются, во-вторых, всегда заста- ют нас врасплох. Как-то раз инженер одной автомобильной компа- нии отреагировал на мой рассказ о Джиме не так, как другие. Он смущенно признал, что нечто подобное на съезде с шоссе случилось и с ним самим, но у него была другая проблема – смена ряда. Если на шоссе с интенсивным движением водитель хочет перестро- иться, он ждет, когда на соседней полосе возникнет достаточно большой просвет, а затем совершает ма- невр. Обычно при этом его автомобиль оказывается на небольшом расстоянии от машин, идущих впереди и сзади. Адаптивный круиз-контроль может решить, что передняя машина находится в опасной близости, и включить тормоза. – Ну и в чем здесь проблема? – удивился я. – Это, конечно, раздражает, но вроде ничем не грозит. – Нет, – пояснил инженер. – Это опасно, потому что едущий за вами водитель не ожидает, что после пере- строения вы неожиданно затормозите. И если он не слишком внимателен, то может в вас врезаться. Но даже если этого не случится, ваша манера езды вряд ли ему понравится. – Возможно, – засмеялся он, – у машины дол- жен быть специальный стоп-сигнал, который будет за- гораться, если тормоза включаются автоматически, предупреждая водителя сзади: эй, я не виноват, это моя машина тормозит. Инженер, конечно, шутил, но его слова указывают на различия в поведении людей и машин. Человек мо- жет вести себя по-разному, плохо или хорошо, обду- манно или беспечно. Машины более последователь- ны, они анализируют ситуацию в соответствии с ло- гикой и правилами, на которые запрограммированы. Но в их действиях есть принципиальное ограничение: они воспринимают окружающий мир не так, как чело- век, у них нет «высших целей», и они не понимают целей и мотивов людей, с которыми должны взаимо- действовать. Иными словами, машины не такие, как мы. В чем-то они нас превосходят, например в скоро- сти, мощи, последовательности, а в чем-то уступают – прежде всего в навыках общения, в креативности и воображении. Машины лишены эмпатии и не способ- ны понять, как их действия отразятся на окружающих. Из-за этих различий, связанных в первую очередь со способностью к общению и наличием эмпатии, и воз- никают проблемы. Более того, такие различия, а зна- чит, и возникающие противоречия, носят фундамен- тальный характер, их нельзя устранить, изменив ка- кой-нибудь алгоритм или добавив лишний датчик. В результате действия машин вступают в противо- речие с действиями людей. Зачастую ничего страш- ного в этом нет: если моя стиральная машина стирает белье не так, как я, какое мне дело – ведь в результате я получаю чистую одежду. Здесь автоматизация эф- фективна, поскольку мне нужно только загрузить бе- лье и включить машину, а все остальное она делает сама. Она, так сказать, берет дело в свои руки, и, если я не вмешиваюсь, все работает без сбоев. Но как быть в ситуациях, когда люди и техника должны взаимодействовать? И что произойдет с мо- ей стиральной машиной, если, включив ее, я захо- чу изменить режим? Как мне сообщить ей об этом? И когда она его изменит, если программа уже запу- щена – сразу же или при следующей стирке? Здесь различия между реакцией людей и машин становят- ся очень важными. Иногда кажется, что машина дей- ствует абсолютно волюнтаристски, хотя если бы она умела мыслить и говорить, то объяснила бы, что, с ее точки зрения, это я творю произвол. На человека, во- влеченного в процесс, эта борьба за превосходство может действовать угнетающе. А стороннего наблю- дателя она ставит в тупик: не ясно, кто здесь главный и почему происходит то или иное действие. И не важ- но, кто в данном случае прав – человек или машина. Значение имеет сама несогласованность действий – ведь именно из-за нее возникают злость, раздраже- ние, а порой даже поломки или травмы. Конфликт между действиями человека и машины возникает оттого, что машины, какими бы «умными» они ни были, плохо представляют себе внешние усло- вия, цели и мотивы людей, а также особые обсто- ятельства, неизбежно сопутствующие тем или иным действиям. Машины прекрасно работают в заданных условиях, когда им не мешают назойливые люди и не происходит ничего неожиданного, то есть все мож- но точно спрогнозировать. Здесь автоматизация дает превосходные результаты. Но даже в заданных условиях, когда машины функ- ционируют наилучшим образом, они не всегда дей- ствуют так, как действовали бы мы. Возьмем «ум- ную» микроволновую печь. Она знает, сколько элек- троэнергии и времени необходимо, чтобы пригото- вить нужное блюдо. Если печка исправна, все очень просто и приятно: вы кладете в нее кусок сырого ло- сося и сообщаете, что ей предстоит готовить рыбу. Через некоторое время вы получаете готовое блюдо – нечто среднее между вареной рыбой и тушеной, но по-своему превосходное. В инструкции говорится: «Сенсор фиксирует избыточную влагу, выделяемую при готовке, и печь автоматически корректирует вре- мя приготовления в соответствии с типом и количе- ством пищи». Заметим, однако, что ни слова не ска- зано о том, что микроволновка готовит пищу так же, как человек. Человек проверил бы, стала ли рыба до- статочно мягкой, приобрела ли нужный цвет, возмож- но, измерил бы внутреннюю температуру. Печка всего этого не умеет, поэтому делает, что может – следит за выделением влаги. Именно по уровню влажности она определяет, готово ли блюдо. Для рыбы и овощей это- го достаточно, а для других продуктов – нет. Кроме то- го, сама сенсорная система не идеальна. Если после завершения программы блюдо оказалось сыроватым, включать печь еще раз не рекомендуется: «Не приме- няйте сенсорную функцию дважды при приготовлении одной и той же порции – это может привести к тому, что пища окажется пережаренной или подгоревшей». Вот вам и «умная» микроволновка! Помогает ли техника нам в быту? И да, и нет. Ес- ли можно говорить о том, что у нее есть «голос», она определенно говорит с нами свысока, не объясняя, как и зачем она что-то делает, что именно она делает, какой уровень прожарки, чистоты или сухости устраи- вает ее сенсоры и как быть, если что-то идет не так. Многие люди, на мой взгляд, совершенно оправданно чураются таких приборов. Они хотят знать, что проис- ходит и почему, но прибор хранит молчание, да и ин- струкция к нему мало что объясняет. В лабораториях по всему миру ученые изобре- тают все новые способы внедрения искусственно- го интеллекта в нашу жизнь. Уже созданы экспери- ментальные образцы «умных» домов, чувствующих все, что делают их обитатели. Они автоматически включают и выключают свет, корректируют темпера- туру и даже выбирают для вас музыку. Список про- ектов, находящихся в разработке, впечатляет: холо- дильники, не дающие вам есть неподходящую пи- щу, унитазы-«доносчики», тайно сообщающие ваше- му врачу о состоянии ваших биологических жидко- стей. Казалось бы, между холодильником и унитазом мало общего, но они становятся компонентами си- стемы, следящей за вашим питанием – первый кон- тролирует то, что попадает внутрь, а второй измеря- ет и анализирует то, что выходит наружу. У нас уже есть весы-«ворчуны», следящие за избыточным ве- сом, и тренажеры, требующие, чтобы ими пользова- лись. Даже чайники издают громкий свист, чтобы при- влечь максимальное внимание. Окружая себя все большим количеством «умных» устройств, мы меняем нашу жизнь не только к лучше- му, но и к худшему. Когда они работают нормально – это хорошо, но когда они дают сбой или превращают работоспособных творческих людей в прислужников, занятых исключительно заботой о них, их обслужива- нием и ремонтом, ничего хорошего в этом нет. Так не должно быть, но так есть. Неужели уже поздно что-то изменить? Неужели мы ничего не можем сделать? Date: 2015-10-18; view: 283; Нарушение авторских прав |