Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и значение языка в педагогическом мастерстве преподавателя





Речь преподавателя имеет важное значение в его педагогической деятельности. Язык - не просто средство общения, она является основой любой национальной культуры, в языке живут история, психология народа.

Без языка невозможно существование никакого человеческого коллектива, производство, трудовая деятельность, творческий труд.

В руках педагога - это профессиональный инструмент обучения и воспитания личности. Именно этим обусловливается большая ответственность педагога любой специальности при глубоко продуманный, мотивированный отбор языкового материала.

Таким образом, педагогическое мастерство преподавателя ставится в прямую зависимость от Его умение владеть воспитательными особенностями устной речи.

Обучение - двусторонний процесс, в нем должны быть активными обе стороны: преподаватель и студент.

Роль педагога состоит в том, чтобы создать у аудитории положительный психологический климат, достичь оптимального усвоения студентами материала, достичь цели. Такой гармоничный влияние - залог успеха, основа интенсивного обучения.

Что лежит в основе успеха?

Умение подобрать нужное слово и терпение, которое так необходимо каждому преподавателю.

Итак, в педагогической мастерства, кроме рациональных методов и приемов обучения, большая роль отводится и умению преподавателя говорить со студентами, находить с ними общий язык. Поэтому речь преподавателя должна быть спокойной, уравновешенной.

В.О. Сухомлинский писал, что "слово не должно стать кнутом, который, касаясь нежного тела, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые шрамы... Слово жалеет и оберегает душу воспитанника только тогда, когда оно справедливо и идет от сердца. Слово педагога, прежде все. должно успокаивать ".

Живое слово преподавателя было и остается важным элементом всей системы обучения и воспитания. Мастерство устной речи, умение убеждать и увлекать, вызывать интерес к тому или иному виду работы, влиять на настроение - без этого невозможен преподаватель. С помощью языка, сдержанной или эмоциональной, он пробуждает мысли и чувства у студентов, поддерживает живой интерес к предмету.

Безусловно, крупнейшими языковыми возможностями обладает филолог, но хорошо владеть литературным языком должен каждый преподаватель. Это утверждение его профессиональной подготовки, педагогического мастерства.

Язык как средство коммуникации, формирование и выражение мнений выполняет важнейшую функцию в усвоении знаний. И это естественно. Чем богаче и разнообразнее речь педагога, тем сильнее его влияние на умственную деятельность студентов, на качество их знаний.

Бывает, что студенты одной и той же груш неодинаково ведут себя на занятиях в разных преподавателей. Понятно, что здесь есть разные объективные причины: специфика предмета, степень усталости, перегрузки, профессиональная подготовка преподавателя. Но часто это объясняется качеством оформления занятия. Как показывает практика, важно не только то, что говорится, но и как говорится. Стремление педагога не только содержанием, но и тоном, интонацией, эстетикой слова повлиять на студентов, вызывать у них обратный резонанс обеспечивает особую атмосферу взаимодействия, заинтересованности в работе на занятии.

Преподавателю следует быть достойным примером во всем, в частности, и в манере говорить. Информация авторитетного преподавателя воспринимается с большим интересом и желанием слушать. Речь преподавателя - одно из средств воспитания. Мудрое слово, как известно, может вылечить душу. Безупречное владение литературным языком является признаком профессиональной зрелости, педагогического мастерства и высокой культуры. Культура речи напрямую связана с общей культурой человека, является одним из важнейших ее компонентов ^

Языковая культура заключается, прежде всего, в том, чтобы в соответствии с нормами литературного языка употреблять слова, произносить их, изменять, соединять с другими словами, правильно строить предложения. Языковые нормы свойственные литературному языку, без их усвоения невозможна культура речи. В понятие "культуры речи" входит ее лексическая культура, которая определяет богатство словаря. Если человек обладает достаточным запасом слов, то его речь будет правильной, точной. Поэтому богатый словарный запас - это первый признак культуры речи.

Требования, предъявляемые к речи культурного человека:

· четкость в формировании мнения;

· логичность, смысловая точность, а следовательно - немногословность речи;

· соответствие между содержанием речи и языковыми средствами;

· разнообразие языковых средств (богатство лексики);

· эффективность вещания;

· звучность, выразительность дикции, соответствие между темпом речи, силой голоса, с одной стороны, и ситуацией речи - с другой.

Словарный запас каждого человека никогда не является постоянным: он изменяется в течение всей ее жизни. В личном словарном запасе образованного человека, который постоянно работает над собой, - десятки тысяч слов.

Однако богатство словаря без точности применения - небольшое достояние. Неточно сформулированная мысль может быть воспринята неправильно. Надо избегать штампов, лишних слов. Штамп - это стандартный выражение, которое убивает живое слово, интересное мнение. Лишние слова - это смыслово неповнозначни слова устной речи: значит, следовательно, конечно, по существу, получается, так сказать, очевидно, определенным образом, буквально, фактически.

Иногда бывает сложно сделать правильный выбор слова, если его аналог в русском языке имеет разную окраску. Не всегда бывает легко и просто найти украинское соответствие с российским многозначного слова.

Следовательно, с переводом надо быть осторожным.

Ничто так не портит языка, как неумение в нужный момент найти точный и самый уместный аналог среди имеющихся в языке синонимичных слов. Подбор слова - это настоящее искусство, которым надо владеть преподавателю. Кроме того, большое значение для культуры речи имеет ударение в словах. Недаром сказал один древний философ: "Заговори, чтобы я тебя увидел!" Практически каждый человек овладевает ударением с детства, однако, как свидетельствуют факты, именно на отмечание приходится едва ли не наибольшее количество ошибок.

Слово служит важным инструментом передачи информации, средством педагогического общения, воспитательного взаимодействия преподавателя и студентов. Поэтому каждый преподаватель должен прислушаться к словам В.А. Сухомлинского: "Слово - это тонкий резец, который способен коснуться нежных черточек человеческого характера. Уметь пользоваться им - большое искусство. Словом можно создать красоту души, а можно и исказить ее. Так владейте же этим резцом так, чтобы из ваших рук выходила только красота! "


ВЫВОДЫ

Таким образом, современное занятие является результатом кропотливой работы преподавателя, его педагогического мастерства, творческих способностей, профессионализма, уровня и основательности знаний.

Критерии современного занятия отражают уровень развития методической науки и изменения, происходящие в системе образования. К самым главным критериям относятся:

· развивающие возможности занятия;

· использование активных форм, методов и средств обучения;

· преподавания теоретического материала логически завершенными блоками;

· рациональное использование учебного времени (мотивация, индивидуализация обучения, условия для самовыражения каждого студента и т.д.);

· системность знаний (повторение, обобщение и систематизация изученного материала, выяснение причинно-следственных связей);

· методическое обеспечение занятия (учебный кабинет, раздаточный материал, моделирования занятия);

· творческие возможности занятия (познавательные, творческие задания, интегрированные занятия на основе межпредметных связей);

· изучение и использование передового педагогического опыта.

 

 

Date: 2015-10-18; view: 331; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию