Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогический такт





Обо всем, что входит в понятие "педагогический такт", рассказать невозможно. Это самая характерная профессиональная признак преподавателя. В каждой профессии есть нечто особенное, что отличает ее от других профессий. Проявляться оно может в речи, мысли, даже во внешнем виде человека. У преподавателя наиболее отчетливо это проявляется в педагогическом такте. Педагогический такт для преподавателя - все равно, что голос для певца или слух для музыканта. И это закономерно. Без подъема педагогического мастерства нельзя справиться с теми большими задачами, стоящими перед нашим учебным заведением.

Педагог - это не только человек, который много знает. Педагог должен уметь передавать свои знания, предоставлять им такой формы, чтобы они бу-

ли интересные, понятные и доступные студентам. Педагогическое мастерство - это не только требования и всесторонняя общая и методическая грамотность преподавателя, но и умение добиваться, чтобы каждое его слово дошло до студента, было полностью им воспринято и усвоено. Нравственные убеждения, интересы, вкусы нельзя формировать принудительно. Чтобы студенты любили и уважали своего преподавателя, ему необходимо уметь устанавливать контакт с ними не только на занятиях, но и вне их; это и является одним из звеньев педагогического такта. Зачастую студенты презирают грубых, бестактных преподавателей, которые своим видом и каждым своим замечанием пытаются показать им свое превосходство, свои права и свою власть. Так преподаватели упиваются своей властью. На занятиях они заставляют сидеть так, чтобы было слышно, как муха пролетит: это кажется им самым убедительным доказательством их высокого педагогического мастерства.

Грубость и бестактность во взаимоотношениях со студентами довольно характерна для некоторых преподавателей. Грубость и педагогическое мастерство - понятия несовместимые. Бестактный преподаватель может хорошо изложить программный материал, но овладеть мыслями и чувствами студентов он не сможет. Для этого нужен педагогический такт. Бестактность в отношениях со студентами наносит большой ущерб самому процессу обучения.

Что же такое педагогический такт вообще? Само слово "такт" (от латинского tactus) употребляется в значении "прикосновение", "чувство", "форма человеческих взаимоотношений".

Такт - непременное условие сосуществования между людьми, успешного общения между ними. Для тактичной человека характерно желание во всем действовать так, чтобы принести больше добра и радости других людей. Как говорил Макаренко А.С., тактичный человек деликатный во взаимоотношениях с другими людьми, осторожный, внимательный. Она пытается так вести себя в коллективе, чтобы ни неуместным словам, ни легкомысленным поступком никого не обидеть, никому не испортить настроение.

Бестактный преподаватель, как и нетактично человек вообще, ничем не привлекает других. А нередко бестактные люди бывают просто невыносимыми. В коллективе из таких людей возникают конфликты, создается лишнее напряжение, нервозность.

Уважение к студентам, бережное отношение к их человеческому достоинству составляет основу педагогического такта.

Нередко бывают такие случаи, когда, повысив голос на студента, преподаватель может услышать в ответ: "Прошу на меня не кричать" - "А почему вы на меня кричите!". Случается, что преподаватель не может дать ответ на то вопрос и вместо того, чтобы признать это, окончательно выходит из себя и начинает кричать: "Ты не дорос, чтобы указывать мне. У тебя молоко на губах не высохло". Особенно остро реагируют преподаватели на замечания студентов.

Конечно, неприятно услышать упрек от студента за свою бестактность. Нужно разумно, достойно отступить. Преподаватель, умеющий признать свою ошибку, пользуется гораздо большим доверием, уважением и авторитетом среди студентов.

Определений понятия педагогического такта существует много. Единого общепризнанного определения, к сожалению, нет. Одни считают, что педагогический такт - это естественная способность преподавателя влиять на студентов; другие - что это составная часть общей культуры поведения преподавателя; еще Другие - что это доскональное знание своего предмета и методики его преподавания. Определенная доля истины есть в каждом из этих подходов к понятию педагогического такта. Педагогический такт, безусловно, неразрывно связан со всеми остальными качествами преподавателя, но имеет и свою специфику. Он правильно определяется как чувство (уместности, целесообразности, степени и др.).. Чаще педагогический такт трактуется как соблюдение разумной меры во всей учебно-воспитательной работе со студентами. Теряется мера - теряется И педагогический такт. Гибкий ум, рассудительность, умеренность, уравновешенность - обязательные качества педагога. В воспитании нужно держаться "середины". Как подчеркивал А. Макаренко: "За что бы мы не ухватились в деле воспитания, мы всегда придем к этому вопросу, к вопросу меры, а если точнее, - к середине". Он считал, что "эта золотая середина, определенная гармония в распределении строгости и ласки должна быть всегда..., даже любовь должна иметь меру". На это же в разные времена указывало много выдающихся педагогов прошлого. Например, Руссо, отмечая, что является чрезмерным в строгости и снисхождения, требовал одинаково избегать излишеств.

Педагогический такт в широком понимании - это специальное профессиональное умение преподавателя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет самый эффективный в данных обстоятельствах средство воспитательного воздействия.

Что нужно для того, чтобы обладать педагогическим тактом?

Педагогический такт как форма взаимоотношений со студентами определяется многими аспектами личности преподавателя, идейными убеждениями, культурой поведения, общей и специальным образованием, комплексом соответствующих умений и навыков. В разных преподавателей он может иметь различные формы и проявления. Это зависит от возрастных особенностей педагога, особенностей его темперамента, характера, вкусов и т.. Но, несмотря на это, можно выделить и назвать отдельные психологические и педагогические условия, способствующие развитию педагогического такта у каждого преподавателя, независимо от его индивидуальных особенностей.

Среди таких условий можно выделить: умение наблюдать за студентами, внимательность к ним, доверие, справедливость, выдержку.

Кратко рассмотрим каждую из этих условий.

Наблюдательность является одной из важнейших профессиональных качеств педагога. Наблюдательный педагог может глубоко заглянуть во внутренний мир своих воспитанников, понять душевное состояние, выделить индивидуальные особенности. Это дает возможность подобрать ключ к сердцу студентов, передать им свои чувства и помыслы.

Внимательность. Как известно, студенты очень чувствительны к тому, как относится к ним преподаватель, особенно тогда, когда они уважают его. их могут оскорбить не только крики, незаслуженный упрек, несправедливая оценка, но и простая невнимательность, нежелание выслушать, учесть их просьбы. Преподаватель должен уметь не только подавать студентам тему, но и слушать их. В какой бы форме невнимательность преподавателя не оказалась, она всегда негативно сказывается на отношениях со студентами.

Доверие. Педагогический такт предполагает наличие у педагога полного доверия к внутренним сил студентов. Каждый из них должен быть уверен, что успех в учебе зависит только от его желания, усердия. К студентам и в учебе, и в воспитании необходимо подходить, по словам А. С. Макаренко, с оптимистической гипотезой, пусть даже и с риском ошибиться.

Справедливость. На вопрос, какие качества студенты больше всего ценят в своих любимых преподавателей, они чаще всего отвечают: справедливость. Справедливому преподавателю студенты могут простить и некоторую его официальность, сдержанность и даже резкость. А если справедливый преподаватель еще и тактичный, веселый, приветливый, то авторитет его в учебном заведении огромный.

Выдержка. Для преподавателя большое, а иногда и решающее значение имеет такая волевая черта, как выдержка, В состоянии раздражения желательно никакого решения не принимать, а лучше отложить его.

Выдержка должна стать привычкой педагога. Молодые неопытные педагоги часто объясняют свои "вспышки" состоянием нервной системы, большей частью не соответствует действительности. Опытные преподаватели, хотя нервы у них не крепче, чем у молодых, не теряют самообладания. Дело, очевидно не в нервах, а в большой ответственности за порученное дело и в привычке сдерживаться, владеть собой. Самообладание и выдержка приобретаются так же, как и другие умения и навыки.

Составляющей педагогического такта является умение разрешать конфликты. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое возникает в процессе социального взаимодействия и заключается в противодействии субъектов конфликта. Обычно конфликты сопровождаются негативными эмоциями и чувствами.

Особенности определения конфликта:

1. В конфликте всегда существует противоречие, столкновение взглядов, интересов, потребностей, ценностей, мотивов. Однако сущность конфликта заключается не столько в возникновении и существовании противоречия, сколько в способе ее решения. Ведь с социальными противоречиями мы встречаемся каждый день, они возникают всегда и везде, но только некоторые решаются путем конфликта.

2. К конфликту приводит такое столкновение интересов, потребностей, взглядов, целей, мотивов, при котором появляется противодействие сторон.

Социальная противодействие - это общение, поведение и деятельность, где одной из основных задач является задача морального или материального ущерба оппоненту.

Именно противодействие является психологическим ядром социального конфликта,

3. В психологическом плане конфликт для его участников всегда сопровождается отрицательным эмоциональным состоянием, негативным отношением друг к другу. Если субъекты конфликта противодействуют, но не испытывают неприятных эмоций, или, наоборот, чувствуют, но внешне не проявляют это, такие ситуации можно охарактеризовать как предконфликтные.

Связь конфликта с поведением человека в стадных ситуациях.Психологическая устойчивость при возникновении трудностей

Жизнедеятельность человека предполагает наличие разнообразных ситуаций, которые через их повторение и сходство становятся привычными. В таких ситуациях человек зачастую действует на уровне автоматизма и затраты психических и физических сил сведены к минимуму.

Сложные ситуации, зависимости от степени сложности, требующих мобилизации психических и физических усилий. Человек, который находится в сложной ситуации, получает информацию о различных ее элементы: внешние условия, свое внутреннее состояние, результат своих действий. Обработка такой информации происходит благодаря познавательным и эмоциональным процессам. Результаты обработки данной информации влияют на поведение личности в сложной ситуации.

Сложная жизненная ситуация характеризуется разбалансированностью системы "задача - личные возможности или мотивы - условия среды», благодаря чему возникает психическое напряжение личности.

Степень несовпадения определяет уровень сложности возникшей ситуации.

Общие признаки сложной ситуации:

· принадлежность сложности, осознание личностью угрозы, препятствий на пути реализации цели мотивов и задач;

· состояние психического напряжения как реакция личности на сложность;

· заметные изменения привычных параметров деятельности, поведения, общения.

В результате исследований установлена ​​зависимость эффективности деятельности в сложных ситуациях от уровня психологической устойчивости и профессионального мастерства. Оказалось, что с ростом сложности ситуации эффективность деятельности основном начинает зависеть от психологической устойчивости, а не только от профессионального мастерства.

Способы разрешения конфликтов между преподавателем и студентом Процесс обучения и воспитания, как и любое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. По мнению психологов, между преподавателем и студентом выделяются следующие конфликты:

· деятельности, которые возникают по поводу успеваемости студента, выполнение самостоятельных заданий;

· поведения (поступков), которые возникают из-за нарушения студентом правил поведения на занятиях;.

· отношений, возникающих в сфере эмоционально-личностных отношений студента и преподавателя.

Конфликты деятельности. Возникают между преподавателем и студентом и проявляются в отказе студента выполнять учебное задание или в плохом его исполнении. Это может происходить по разным причинам: усталости, непонимания или неусвоения учебного материала, неудачного замечания преподавателя вместо конкретной помощи в выполнении задания. Такие конфликты часто возникают со студентами, у которых есть проблемы в обучении; если преподаватель ведет предмет в группе непродолжительное время и отношения между ним и студентом ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что преподаватель использует оценки как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Такие ситуации влияют на снижение интереса к учебе вообще.

Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если преподаватель ошибся при анализе поступка студента, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Ведь тот же поступок может вызываться различными мотивами. Преподаватель корректирует поведение студентов путем оценки их поступков при недостаточной информации о настоящих причинах. Иногда он только догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между студентами, поэтому ошибки при оценке поведения возможны. Это вызывает вполне оправданное недовольство студентов.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций, которые имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают особистишого содержания, порождают длительную неприязнь между преподавателем и студентом, надолго нарушают взаимодействие.

Особенности педагогических конфликтов.Среди них можно выделить следующие:

1. Ответственность преподавателя за педагогически правильное решение проблемных ситуаций: учебное заведение - модель общества, где студенты осваивают нормы взаимоотношений между людьми.

2. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (преподаватель - студент), чем и определяется их поведение в конфликте.

3. Разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов.

4. Различное понимание событий и их причин (конфликт "глазами учителя" и "глазами студента" видится по-разному), поэтому преподавателю не всегда легко понять глубину переживаний юноши, а студенту - справиться с эмоциями и с пониманием подойти к ситуации.

5. Присутствие других студентов делает их участниками, а конфликт приобретает воспитательного значения и для них; об этом всегда необходимо помнить преподавателю.

6. Профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся и утверждается.

7. Любая ошибка преподавателя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые вовлекаются другие студенты.

8. Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Важно, чтобы преподаватель умел правильно определить свою позицию в конфликте. Если на его стороне выступает коллектив группы, то ему легче найти оптимальный выход из ситуации. Если же группа начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двоякую позицию, это может привести к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

Можно также отметить конфликты, которые происходят из-за непонимания и незнания преподавателем возрастных особенностей студентов: студент - самостоятельная, взрослый человек, определилась в приоритетах и является зрелой личностью, а преподаватель еще до сих пор воспринимает юношу как маленького ребенка, которую необходимо поучать.

Основные рекомендации преподавателям к урегулированию и разрешению конфликтов:

1. Контролируя свои эмоции, необходимо быть объективным, дать возможность студентам обосновать свои претензии, "выпустить пар".

2. Не навязывать студенту свое понимание позиции, перейти на "я" - высказывания (не "ты меня обманываешь", а "я чувствую себя обманутым").

3. Не оскорблять студента (есть слова, которые прозвучав, нарушают нормальные отношения так, что все последующие "компенсируя" действия не смогут их исправить).

4. Не выгонять студента из аудитории.

5. Как можно реже обращаться к администрации.

6. Не отвечать на агрессию агрессией (это унизит ваше достоинство), не оскорблять студента как личность, не затрагивая особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям.

7. Давать себе и студенту право на ошибку, помня, что "не ошибается только тот, кто ничего не делает".

8. Независимо от результатов разрешения противоречия стараться не разрушить отношений со студентом.

9. Не бояться конфликтов, а конструктивно их решать.

10. Оценивать студенты могут вас понимать и соглашаться с вами.

Вербальное и невербальное общение как средство предупреждения конфликта

Специалисты в сфере человеческого общения полагают, что примерно 55% информации мы получаем при невербальном общении, которое сопровождает речевой контакт (мимика, жесты). Примерно 38%

информации дают нам голос, высота тона, тембр И только 7% - смысл сказанного.

Открытость. Среди этой группы жестов можно выделить следующие.

Раскрытые ладони рук - жест искренности и открытости. Он может сопровождаться приложением ладоней к груди или пожимание плечами. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, и наоборот, когда чувствуют вину, прячут их или в кармане, или за спину.

Расстегнутый пиджак - так делают люди, которые к вам относятся открыто и дружелюбно.

Замечено, например, что при успешных деловых переговорах наблюдается такая группа жестов: участники расстегивают пиджаки, выпрямляют ноги, передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от собеседника.

Защита. К этой группе относятся жесты, которыми мы реагируем на возможные конфликтные ситуации.

Руки, скрещенные на груди, - собеседник принял защитную позицию. Поэтому, если мы видим такой жест, необходимо пересмотреть наши действия или разговора, поскольку партнер избегает обсуждения.

Оценка. Эти жесты касаются задумчивости и мечтательности.

Жест "рука у щеки" означает, что человек нацелена в размышления.

Жест критической оценки (рука, приподнятая к подбородку, опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные - ниже рта) означает, что лицо немного скептически относится к происходящему.

Наклоненная голова свидетельствует о заинтересованности, внимания. По этому можно судить, насколько хорошо воспринимается то, что вы говорите.

Почесывание подбородка выражает занятость процессом принятия решения (позиция типа "хорошо, давайте подумаем").

Манипулирование очками имеет место в случаях, если собеседник хочет получить время для обдумывания перед тем, как более решительно отказаться, требуя пояснений или ставя вопрос ("пауза для размышления").

Хождение по комнате сигнализирует о решении сложной проблемы. С тем, которые, не стоит начинать разговор: это может нарушить ход его мыслей и помешать сделке.

Пощипывание переносицы (с закрыванием глаз) говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышления.

Подозрение и скрытность. В эту группу входят:

1. Жест "рука прикрывает рот" перед или во время разговора - человек хочет скрыть свою позицию или вопрос, который обсуждается.

2. Взгляд в сторону означает недоверие.

3. Ноги (или все тело) обращены к выходу - свидетельствуют о желании закончить встречу, беседу или происходящее. Если большинство слушателей в аудитории или на совещании принимают такую ​​позу - это сигнал о необходимости завершить мероприятие.

4. Потягивания или легкое потирание носа (обычно указательным пальцем) - знак сомнения. Этот жест часто используют ораторы, когда они не уверены, как подойти к разговору, или сомневаются в реакции слушателей.

Жесты, выражающие "доминантность-подчиненность", проявляются так:

1. Когда кто крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается доказать будто физическое превосходство.

2. Если же руку для приветствия протягивают ладонью вверх, то демонстрируют готовность принять подчиненную роль.

3. Когда человек стоит рядом с тем, кто сидит, нависая над ним, это заставляет сидящего чувствовать себя незащищенным и рассматривается как преимущество того, кто стоит.

4. Рука партнера при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец находится снаружи - это выражает его уверенность в превосходстве над вами. Если же встречаются два человека, привыкших принимать такое положение, они, конечно, воздерживаются от этого жеста в знак уважения друг к другу.

Итак, можно сказать, что педагогический такт не является врожденным у человека. Он приобретается, как и любое другое умение. Но это не значит, что он придет сам собой, без всякой подготовки и усилий.

Date: 2015-10-18; view: 1223; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию