Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфликтная ситуация, инцидент, конфликт





Размышляя над проблемой конфликтов, правомерно задать себе вопрос, а что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов вообще? Жизнь была бы, вероятно, скучна и однообразна, рутина и застой сковали бы нас, а мо-нотонность и однообразие жизни были бы просто невыносимы.

Но, к счастью, жизнь подбрасывает нам самые неожиданные конфликты и разнообразные нештатные ситуации.

Там, где есть мнения, отличающиеся друг от друга, где встречаются люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности и творчества, — с неизбежностью возникают конфликтные си-туации. Но как только возникла такая ситуация, мы испытываем дискомфорт и напряжение, которые часто приводят нас к стрессовой ситуации, выйти из которой порой бывает нелегко.

Если не для всех, то для большинства из нас характерно неумение нахо-дить достойный выход их конфликтной ситуации. Причем это легко объяснить тем, что, как правило, ни в школе, ни в вузе умению разрешать конфликты не обу-чают. Вместе с тем социальная педагогика и психология накопили богатый эмпи-рический и теоретический материал, который органически вписывается в ту новую область научного знания, которую мы назвали конфликтологией.

Но вначале разберемся в сущности некоторых понятий, таких, как конфликт, инцидент, конфликтная ситуация и других. Однако, справедливости ради, следует заметить, что нижеприведенные определения возникли у нас не на пустом месте, а являются следствием анализа и обобщения исследований ряда социологов, психологов и педагогов, чьи работы приведены в списке рекомендуемой читателю литературы в конце книги.

Итак, чтобы конфликтология заработала как наука, нам необходимо ввести в оборот некоторые ее понятия. Перечислим их, дадим им определения и разъяс-нения.

Инцидент — это действие или совокупность действий участников кон-фликтной ситуации, провоцирующих резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.

Участник спора, переговоров, конфликтной ситуации - это субъект (лицо, группа, организация, государство), непосредственно вовлеченный во все фазы спора, переговоров, конфликтной ситуации.

Противник —это субъект (лицо, группа, организация, государство), который придерживается противоположной точки зрения по отношению к основной, исход-ной или непосредственно вашей.

Оппонент — это участник дискуссии-спора, имеющий точку зрения, взгля-ды, убеждения, аргументы, которые противоположны или отличны от основных, исходных или ваших.

Конфликтный человек — это человек, который чаще других создает кон-фликты и вовлекает в них других.

Конфликтная ситуация — это ситуация скрытого или открытого противо-борства двух или нескольких сторон-участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную зна-чимость для каждого из ее участников.

113


Конфликт — это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из ее участников.

Чтобы отличить конфликт от конфликтной ситуации, советуем запомнить следующую «формулу»:

Проблема+конфликтная ситуация+участники конфлик-

та+инцидент=конфликт.

Усиление конфликта — это процесс обострения противоречия и борьбы его участников.

Затухание конфликта — это процесс ослабления борьбы и постепенная гармонизация взаимоотношений участников конфликта.

Разрешение конфликта — это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.

Сильный оппонент — это оппонент, который имеет более высокий уро-вень знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими участниками спора, переговоров, разрешения конфликта.

Спор, конфликт, переговоры имеют объект, предмет, противоречия. Оп-ределить, даже с учетом конкретной ситуации, особенно объект и предмет спора, конфликта, переговоров бывает нелегко.

Конфликт в отличие от спора имеет обостренное, часто до предела обо-стренное противоречие. Поскольку в дальнейшем нас в большей степени будут интересовать межличностные конфликты, то следует обратить внимание на про-тиворечия, их порождающие.

Коллективное решение той или иной проблемы показывает, что мы прежде всего имеем разные мотивы и интересы.

Известный американский менеджер Ли Якокка не уставал повторять своим молодым коллегам, что «всегда следует представлять себе в уме интересы того человека, с которым имеешь дело». Однако источников конфликтов— противоречии, возникающих между людьми, значительно больше, чем только их интересы.


Источники конфликтов — это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:

— знаний, умений, способностей, личных качеств;

— функций управления;

— эмоциональных, психических и других состояний;

— технологических, экономических и других процессов;

— целей, средств, методов деятельности;

— мотивов, потребностей, ценностных ориентации;

— взглядов, убеждений;

— понимания, интерпретации информации;

— ожиданий, позиции;

— оценок и самооценок.

Однако важно видеть и знать не только те противоречия, которые порож-дают конфликты, но и различать типы и виды конфликтов.

По степени остроты противоречии, которые возникают, конфликты могут быть разделены на следующие типы: недовольство, разногласие, противодейст-вие, раздор, вражда.

По проблемно-деятельностному признаку можно выделить, например, сле-дующие типы конфликтов: управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и др.

По степени вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены:

114


межличностные, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные конфликты.

6.2. Тест «ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа вы-берите один и запишите его.

Вопросы:

1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т.е. к тому, чтобы
подчинить своей воле других?

а) нет,

б) когда как,

в) да.

2. Есть ли на работе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и не-
навидят?

а) да,

б) затрудняюсь ответить.

в) нет.

3. Кто вы в большей степени?

а) пацифист,

б) принципиальный.

в) предприимчивый.

4. Как часто вам приходится выступать с критическим и суждениями?

а) часто,

б) периодически.

в) редко.

5. Что для вас было наиболее характерно, если бы вы возглавили новый
коллектив?

а) разработал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил
бы коллектив в его целесообразности:

б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

в) чаще бы советовался с людьми.

6. В случае неудачи какое состояние для вас наиболее характерно?

а) пессимизм.

б) плохое настроение,

в) обида на самого себя.

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать тради-
ции коллектива?

а) да,

б) скорее всего, да,

в) нет.

8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше скачать горькую правду
в глаза, чем промолчать?

а) да,

б) скорее всего, да,

в) нет.

9. Из трех личных качеств, с которыми вы боритесь, чаще всего ста-
раетесь изжить в себе?

а) раздражительность.

б) обидчивость,

в) нетерпимость критики других.

10. Кто вы в большей степени?
а) независимый,

115


б) лидер, в) генератор идей. 11. Каким человеком считают вас ваши друзья? а) экстравагантным, б) оптимистом, в) настойчивым. 12. Против чего вам чаще всего приходится бороться? а) с несправедливостью. б) с бюрократизмом, в) с эгоизмом. 13. Что для вас наиболее характерно? а) недооцениваю свои способности, б) оцениваю свои способности объективно, в) переоцениваю свои способности. 14. Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего? а) излишняя инициативность. б) излишняя критичность, в) излишняя прямолинейность.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во- про- сы 9 10 11 12 13 14 Оценочные бал-лы ответов Уровни развития кон-фликтности Сумма баллов
а) 1 б) 2 в) 3 1 — очень низкий 14-17
а) 3 б) 2 в) 1 2 — низкий 18-20
а) 1 6) 3 в) 2 3 — ниже среднего 21-23
а) 3 б) 2 в) 1 4 — чуть ниже среднего 24-26
а) 3 б) 2 в) 1 5 — средний 27-29
а) 2 6) 3 в) 1 6 — чуть выше среднего 30-32
а) 3 б) 2 в) 1 7 — выше среднего 33-35
а) 3 б) 2 в) 1 8 — высокий 36-38
а) 2 б) 1 в) 3 9 — очень высокий 39-42
а) 3 б) 1 в) 2    
а) 2 б) 1 в) 3    
а) 3 б) 2 в) 1    
а) 2 б) 1 в) 3    
а) 1 б) 2 в) 3    

116


А теперь проанализируем более подробно, какие черты характера, особен-ности поведения человека присущи конфликтной личности. Обобщение результа-тов исследований психологов и педагогов, наблюдения и жизненный опыт показы-вают, что к таким качествам и особенностям могут быть отнесены следующие:

— стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым. Там, где это возможно и невозможно, сказать свое последнее слово;

— быть настолько «принципиальным», что это подталкивает к враждебным действиям и поступкам;

— излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях;

критика, особенно необоснованная, недостаточно аргументированная, не только раздражает, а часто просто порождает конфликт;

— плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется, часто бывает благодатной почвой для конфликта;

— консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции в коллективе, которые стали тормозом в его развитии, с не-избежностью приводят к конфликту;

—стремление сказать правду в глаза. Иногда бесцеремонное вмеша-тельство в личную жизнь также создает сложную, порой драматическую ситуацию;

— стремление к независимости — хорошее качество, но до определенных
пределов. Если стремление к независимости перерастает в стремление «делать
все, что хочу», и сталкивается с желаниями и мнениями других, то это грозит не-
минуемым конфликтом;

— быть настойчивым, как известно, особенно в условиях конкуренции,
очень важно, но настойчивость не должна граничить с навязчивостью;

— несправедливая оценка поступков и действии других людей, умаление их роли и значимости вызывает, как правило, негативную реакцию;

— неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка, также приводит к конфликтным ситуациям;


— инициатива, особенно творческая., нужна, но, когда человек проявляет инициативу там, где его не просят, это создает напряженную и даже конфликтную ситуацию.

Исходя из вышесказанного, напрашивается несколько правил поведения, направленных на то, чтобы преодолеть в себе негативные качества характера, поведения.







Date: 2015-10-18; view: 1007; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию