Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конфликтная ситуация, инцидент, конфликт
Размышляя над проблемой конфликтов, правомерно задать себе вопрос, а что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов вообще? Жизнь была бы, вероятно, скучна и однообразна, рутина и застой сковали бы нас, а мо-нотонность и однообразие жизни были бы просто невыносимы. Но, к счастью, жизнь подбрасывает нам самые неожиданные конфликты и разнообразные нештатные ситуации. Там, где есть мнения, отличающиеся друг от друга, где встречаются люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности и творчества, — с неизбежностью возникают конфликтные си-туации. Но как только возникла такая ситуация, мы испытываем дискомфорт и напряжение, которые часто приводят нас к стрессовой ситуации, выйти из которой порой бывает нелегко. Если не для всех, то для большинства из нас характерно неумение нахо-дить достойный выход их конфликтной ситуации. Причем это легко объяснить тем, что, как правило, ни в школе, ни в вузе умению разрешать конфликты не обу-чают. Вместе с тем социальная педагогика и психология накопили богатый эмпи-рический и теоретический материал, который органически вписывается в ту новую область научного знания, которую мы назвали конфликтологией. Но вначале разберемся в сущности некоторых понятий, таких, как конфликт, инцидент, конфликтная ситуация и других. Однако, справедливости ради, следует заметить, что нижеприведенные определения возникли у нас не на пустом месте, а являются следствием анализа и обобщения исследований ряда социологов, психологов и педагогов, чьи работы приведены в списке рекомендуемой читателю литературы в конце книги. Итак, чтобы конфликтология заработала как наука, нам необходимо ввести в оборот некоторые ее понятия. Перечислим их, дадим им определения и разъяс-нения. Инцидент — это действие или совокупность действий участников кон-фликтной ситуации, провоцирующих резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Участник спора, переговоров, конфликтной ситуации - это субъект (лицо, группа, организация, государство), непосредственно вовлеченный во все фазы спора, переговоров, конфликтной ситуации. Противник —это субъект (лицо, группа, организация, государство), который придерживается противоположной точки зрения по отношению к основной, исход-ной или непосредственно вашей. Оппонент — это участник дискуссии-спора, имеющий точку зрения, взгля-ды, убеждения, аргументы, которые противоположны или отличны от основных, исходных или ваших. Конфликтный человек — это человек, который чаще других создает кон-фликты и вовлекает в них других. Конфликтная ситуация — это ситуация скрытого или открытого противо-борства двух или нескольких сторон-участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную зна-чимость для каждого из ее участников. 113 Конфликт — это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из ее участников. Чтобы отличить конфликт от конфликтной ситуации, советуем запомнить следующую «формулу»: Проблема+конфликтная ситуация+участники конфлик- та+инцидент=конфликт. Усиление конфликта — это процесс обострения противоречия и борьбы его участников. Затухание конфликта — это процесс ослабления борьбы и постепенная гармонизация взаимоотношений участников конфликта. Разрешение конфликта — это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений. Сильный оппонент — это оппонент, который имеет более высокий уро-вень знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими участниками спора, переговоров, разрешения конфликта. Спор, конфликт, переговоры имеют объект, предмет, противоречия. Оп-ределить, даже с учетом конкретной ситуации, особенно объект и предмет спора, конфликта, переговоров бывает нелегко. Конфликт в отличие от спора имеет обостренное, часто до предела обо-стренное противоречие. Поскольку в дальнейшем нас в большей степени будут интересовать межличностные конфликты, то следует обратить внимание на про-тиворечия, их порождающие. Коллективное решение той или иной проблемы показывает, что мы прежде всего имеем разные мотивы и интересы. Известный американский менеджер Ли Якокка не уставал повторять своим молодым коллегам, что «всегда следует представлять себе в уме интересы того человека, с которым имеешь дело». Однако источников конфликтов— противоречии, возникающих между людьми, значительно больше, чем только их интересы. Источники конфликтов — это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: — знаний, умений, способностей, личных качеств; — функций управления; — эмоциональных, психических и других состояний; — технологических, экономических и других процессов; — целей, средств, методов деятельности; — мотивов, потребностей, ценностных ориентации; — взглядов, убеждений; — понимания, интерпретации информации; — ожиданий, позиции; — оценок и самооценок. Однако важно видеть и знать не только те противоречия, которые порож-дают конфликты, но и различать типы и виды конфликтов. По степени остроты противоречии, которые возникают, конфликты могут быть разделены на следующие типы: недовольство, разногласие, противодейст-вие, раздор, вражда. По проблемно-деятельностному признаку можно выделить, например, сле-дующие типы конфликтов: управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и др. По степени вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены: 114 межличностные, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные конфликты. 6.2. Тест «ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа вы-берите один и запишите его. Вопросы: 1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т.е. к тому, чтобы а) нет, б) когда как, в) да. 2. Есть ли на работе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и не- а) да, б) затрудняюсь ответить. в) нет. 3. Кто вы в большей степени? а) пацифист, б) принципиальный. в) предприимчивый. 4. Как часто вам приходится выступать с критическим и суждениями? а) часто, б) периодически. в) редко. 5. Что для вас было наиболее характерно, если бы вы возглавили новый а) разработал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами; в) чаще бы советовался с людьми. 6. В случае неудачи какое состояние для вас наиболее характерно? а) пессимизм. б) плохое настроение, в) обида на самого себя. 7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать тради- а) да, б) скорее всего, да, в) нет. 8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше скачать горькую правду а) да, б) скорее всего, да, в) нет. 9. Из трех личных качеств, с которыми вы боритесь, чаще всего ста- а) раздражительность. б) обидчивость, в) нетерпимость критики других. 10. Кто вы в большей степени? 115
116 А теперь проанализируем более подробно, какие черты характера, особен-ности поведения человека присущи конфликтной личности. Обобщение результа-тов исследований психологов и педагогов, наблюдения и жизненный опыт показы-вают, что к таким качествам и особенностям могут быть отнесены следующие: — стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым. Там, где это возможно и невозможно, сказать свое последнее слово; — быть настолько «принципиальным», что это подталкивает к враждебным действиям и поступкам; — излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях; критика, особенно необоснованная, недостаточно аргументированная, не только раздражает, а часто просто порождает конфликт; — плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется, часто бывает благодатной почвой для конфликта; — консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции в коллективе, которые стали тормозом в его развитии, с не-избежностью приводят к конфликту; —стремление сказать правду в глаза. Иногда бесцеремонное вмеша-тельство в личную жизнь также создает сложную, порой драматическую ситуацию; — стремление к независимости — хорошее качество, но до определенных — быть настойчивым, как известно, особенно в условиях конкуренции, — несправедливая оценка поступков и действии других людей, умаление их роли и значимости вызывает, как правило, негативную реакцию; — неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка, также приводит к конфликтным ситуациям; — инициатива, особенно творческая., нужна, но, когда человек проявляет инициативу там, где его не просят, это создает напряженную и даже конфликтную ситуацию. Исходя из вышесказанного, напрашивается несколько правил поведения, направленных на то, чтобы преодолеть в себе негативные качества характера, поведения. Date: 2015-10-18; view: 996; Нарушение авторских прав |