Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Полярная шкала коммуникативно-лидерских способностей (качеств) лич-
Ности 9 баллов — очень высокий уровень развития способностей, 8 баллов —высокий уровень, 108 7 баллов — значительно выше среднего, 6 баллов — чуть выше среднего, 5 баллов — средний уровень, 4 балла — чуть ниже среднего, 3 балла — ниже среднего, 2 балла — низкий уровень, 1 балл— очень низкий уровень. При суммировании баллов по каждому качеству на вопросы теста вы може-те набрать минимально 3 балла, максимально - 9 баллов. Подсчет результатов по каждому качеству осуществляется простым сумми-рованием оценок (баллов), которые вы себе поставили в ответах на все вопросы первой позиции, далее во второй позиции и т.д. Цель применения предполагаемой методики — прежде всего расширить и углубить знания личности об уровне и характере своих коммуникативно-лидерских способностей, выявить сильные и слабые стороны. Кроме того, по доминирова-нию тех или иных признаков выявить свой стиль общения в процессе ведения творческих дискуссий, свои способности к деятельности руководителя-лидера, а также получить информацию о том, какие качества необходимо развивать в пер-вую очередь, на что при этом личность может с достаточным основанием опи-раться. Для того чтобы диагностируемые качества раскрылись более глубоко, не-обходима 1-2-часовая дискуссия по интересной, но весьма спорной теме. Напри-мер, берется проблема «НЛО и гипотеза их происхождения». Обсуждение ведется по принципу малых групп: формируются конкурирующие малые группы по 5-7 че-ловек, но не более 3-4 групп. Между ними ведутся творческие дискуссии на пред-мет, чья гипотеза правдоподобнее и оригинальнее. Далее, используя метод независимых характеристик, каждое из выде-ленных качеств оценивается: а) самим учеником (студентом), б) затем ближай-шим другом, товарищем, который вас хорошо знает, в) членом группы, который к вам относится критически. По трем оценкам находят среднее арифметическое. На основе выявления наиболее развитого качества можно сделать заключение о стиле общения личности, например, может доминировать «доброжелательный» стиль общения или, наоборот, «агрессивный». Но самое главное—выявить свои сильные качества среди коммуникативно-лидерских способностей и далее на этой основе строить программу самосовершенствования, саморазвития. Как и любые способности, коммуникативно-лидерские проявляются и раз-виваются в процессе деятельности. В связи со спецификой коммуникативно-лидерских способностей их развитие требует активного включения в ситуацию общения, дискуссии, споров. Но, на наш взгляд, тем лицам, у которых общитель-ность, как свойство личности, недостаточно развита, могут быть даны и некоторые более конкретные рекомендации. Совет первый. Увеличьте число своих публичных выступлений. Да-же в ситуации ощущения внутреннего барьера, боязни провала найдите в себе мужество преодолеть этот барьер и выступить. Но при этом выступайте по суще-ству, с последующим анализом того, что у вас получилось, а что нет. Публичные выступления позволят вам мобилизовать себя и тем самым вы побудите себя к овладению приемами ораторского искусства. Совет второй. Увеличьте время общения с людьми, которые вам ин- тересны. Вы, вероятно, отмечали, что общение с одним человеком вас сущест-венно обогащает, а время, потраченное на беседу с другим, уходит впустую. По-этому ищите контактов с людьми, которые вам интересны, полезны и развивают вас в профессиональном, познавательном плане. Это существенно стимулирует 109 культуру общения, культуру вашего поведения как собеседника и полемика. В бе-седе с интересным человеком непроизвольно возникают вопросы, создаются си-туации, при которых вы высказываете и отстаиваете собственную точку зрения, которая необязательно должна совпадать с той, которую отстаивает ваш собе-седник. Совет третий. Беседуя с людьми, развивайте свою наблюдатель-ность. Развитие коммуникативных способностей это не только и даже не столь-ко развитие умения говорить, не развитие болтливости, а развитие интеллигент-ности общения, которая базируется на наблюдательности. Размышляя, обратите внимание на то, как и с каких фраз начинает разговор ваш собеседник. Как он подкрепляет свою речь жестами, мимикой. За счет каких приемов, манер поведе-ния, жестов ваш собеседник добивается выразительности, убедительности речи, поддерживает ваше внимание и интерес к себе. Понаблюдайте и поразмышляйте, почему один собеседник для вас представляет интерес, а другой вас отталкивает и даже раздражает. Совет четвертый. Не увлекайтесь монологом, ведите диалог! Быть талантливым собеседником — это не только умение и способность быть интерес-ным рассказчиком, это способность поддержать разговор, беседу, которая была бы взаимно интересна и полезна для обоих собеседников. Поэтому в ситуациях общения избегайте длинных монологов, а чаще, где это возможно, переходите на диалог, задавайте своему собеседнику вопросы, размышляйте и рассуждайте вместе с ним. А там, где это уместно, втягивайте своего собеседника в дискуссию, активно полемизируйте, но не упорствуйте, отстаивая свою точку зрения. Совет пятый. Поупражняйтесь входить в контакт с незнакомым че- ловеком. При низком уровне коммуникативных способностей очень трудно начать разговор с незнакомым человеком. Возникает много вопросов: с чего начать раз-говор? Как обратиться? Как отреагирует незнакомый вам человек? Но еще слож-нее преодолеть психологический барьер и подойти к незнакомому человеку, не зная, как себя вести и с чего начать разговор. Поэтому поупражняйтесь входить в контакт с незнакомым человеком, ивы обретете для себя ряд новых умений. И прежде всего вы преодолеете барьер страха заговорить первым. Совет шестой. Постарайтесь понять свои достоинства, а главное, свои недостатки как собеседника. Развитие любых, в том числе и ком-муникативных способностей, требует постоянной рефлексии, осмысления того, что у вас получается, а что нет. Например, вы без труда входите в контакт с неиз-вестным человеком, но теряетесь, если завязывается дискуссия и спор. Значит, ваша задача — учиться отстаивать свою точку зрения, обратить особое внимание на аргументацию и логику своих рассуждений. Вам требуется более тщательно подбирать примеры, факты, которые подтверждают ваши высказывания, сужде-ния. Совет седьмой. Развивайте умение слушать других. Слушая, попы-тайтесь уловить не только то, что говорит ваш собеседник, но главное, стреми-тесь понять его мотивы, цели, уяснить причины того, почему его речь убедитель-на, эмоциональна и выразительна, уловить особенности и недостатки его речи, его коммуникативные умения, особенности характера и многое другое, что вписы-вается в круг ваших непосредственных интересов. Вместе с тем стоит только ва-шему собеседнику уловить, что вы не слушаете, например, вы случайно посмот-рели на часы, как интерес к продолжению разговора у вашего собеседника если не исчезает, то автоматически снижается. Кроме того, для развития коммуникативно-лидерских способностей боль-шое значение имеет ваша общая эрудиция и ваше общее развитие. Чем больше вы читаете, особенно классику, научную фантастику, и чем чаще вы посещаете 110 театры, музеи и выставки, чем больше вы путешествуете, тем больше у вас шан-сов входить в контакт с новыми интересными для вас людьми, тем более благо-приятные условия вы создаете для саморазвития коммуникативно-лидерских спо-собностей. Не менее важен для саморазвития коммуникативно-лидерских спо-собностей ваш словарный запас и ваша культура общения и поведения. Однако важно, чтобы вы правильно с учетом их значения, использовали новые, особенно иностранные слова. А для этого можно посоветовать чаще заглядывать в энцик-лопедический словарь и в другие словари и справочники. 5.13. Эвристическая игра «ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ В СПОРЕ» Предлагаемая эвристическая игра рассчитана на 2-3 часа. Результат будет зависеть от того, каков интерес ее участников к проблемам, которые будут обсуж-даться в дискуссии-споре. Цель игры: Развитие и оценка умений и способностей вести дискуссию-спор. Проблематика дискуссии-спора: В качестве проблем, выносимых на дискуссию-спор, могут быть взяты лю-бые, но непременно интересные и актуальные для самих участников. Например, для старшеклассников и студентов могут быть предложены следующие вопросы: 1. Каков мой идеал творческой, конкурентоспособной личности? 2. В чем проявляются особенности творческой, интеллигентной и конкурен-тоспособной личности? 3. Как я представляю процесс саморазвития творческой, интеллигентной и конкурентоспособной личности? 4. Как реализовать себя творческой, интеллигентной, конкурентоспособной личности в условиях рыночных отношений? Роли и задачи участников игры: Ведущий игры — это, как правило, преподаватель, который рассказывает о замысле, основных этапах игры, задачах ее участников. Он направляет ход игры в нужное русло, стимулирует активность ее членов, следит за корректностью дис-куссии-спора, окончательно подводит ее итоги. Две конкурирующие между собой команды (по 7-10 человек), которые ведут дискуссию-спор по перечисленным выше вопросам. Эксперты, которые оценивают участников дискуссии-спора: а) логику, аргу-ментацию, б) культуру речи, владение приемами ораторского искусства, в) дают заключительные характеристики типов и психологических особенностей. Задача экспертов — разработать критерии оценки и дать оценку конкури-рующим между собой командам, я также психологические характеристики их чле-нов. Этапы эвристической игры: Первый этап является организационным. На этом этапе ведущий форми-рует конкурирующие между собой команды. Ведущий (преподаватель) рассказы-вает о целях и правилах эвристической игры. Наряду с созданием двух конкурирующих и ведущих между собой дискус-сию-спор команд формируется и команда экспертов, которая оценивает степень эффектна нести ведения спора-дискуссии как в целом, так и отдельными ее уча-стниками. При этом в задачу экспертов входит разработка критериев оценки эф-фективное та и успешности дискуссии-спора, который ведут между собой коман-ды. В качестве критериев могут быть взяты, например, следующие: а) доказательность и логичность суждении и выводов; 111 б) разнообразие и эффективность применения приемов ведения спора; в) умение ставить вопросы и др. Второй этап. Это сам процесс эвристической игры. Во время раз-вертывания спора-дискуссии конкурирующие команды могут взять тайм-аут, для того чтобы продумать и найти новую неожиданную стратегию спора-дискуссии, повернуть полемику в нужное русло. На этапе тайм-аута команды с целью выра-ботки новых оригинальных идей могут широко использовать эвристические мето-ды («мозгового штурма», эмпатии, инверсии, ключевых вопросов, организованных стратегий, случайных ассоциации и др.). Активное использование именно этих методов и характеризует игру как эвристическую, т.е. постоянно ориентирующую ее участников на проявление творческого подхода в обсуждении и решении про-блем. Третий этап — подведение итогов эвристической игры. На этом этапе да-стся возможность высказаться каждому из экспертов, которые обосновывают как критерии своих оценок, гак и результаты выступлений участников дискуссии-спора. Задача экспертов — обосновать, какая из конкурирующих команд победила, а также выявить: а) самого дипломатичного, б) самого интеллигентного, в) самого авторитетного, г) самого творческого. И в заключение эвристическую игру анализирует и подводит ее итога пре-подаватель-организатор. Он акцентирует внимание на ее ходе, достоинствах и недостатках, на тех удачных, спорных и вместе с тем творческих ситуациях, кото-рые следует учесть в перспективе. 112 Date: 2015-10-18; view: 804; Нарушение авторских прав |