Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Контрприемы против некорректного ведения спора
1. Пресекать неуважительное отношение в самом начале, не обостряя отношения, но давая понять, что вы как участник спо-ра имеете на то все основания. В случае если это не помогает, то следует повтор-но, но уже в более речкой форме напом- нить об этом. 103
104
Нетрудно видеть, что многие, если не все приемы некорректного ведения спора ведут к конфликту и провоцируют его. Поэтому гибкое, творческое применение контрприемов может существенно разрядить обстановку и даже предотвратить конфликт. Чтобы овладеть контрприемами против некорректного ведения спора, следует использовать серию тренинговых упражнений, которые приведены в конце книги. В связи с этим мы предлагаем для каждого приема и контрприема против некорректного ведения спора придумать ситуацию, которая бы иллюстрировала применение соответствующих приемов. 5.11. КАК ОПРОВЕРГАТЬ ОБВИНЕНИЕ? Существует множество приемов и способов опровержения обвинения. Нам представляется, что в этом вопросе нелишне обратиться к советам классиков античной риторики, например Аристотеля. В их трудах мы находим много ценных советов, которые не утратили своего значения и по сей день. Итак, попытаемся дать описание наиболее характерных способов опровержения обвинения, которые сформулированы с учетом рекомендаций Аристотеля*. Первый способ заключается в том, что опровергающий пользуется тем же, чем и обвиняющий, чтобы развеять негативное обвинение. Пример: вас обвиняют, что вы опоздали на собрание. В ответ на обвинение вы говорите, что сам обвиняющий иногда задерживает начало собрания. Второй способ состоит в том, чтобы идти как бы на поводу у обвиняемого, утверждая, что это не так вредно, не так страшно, как утверждает обвиняющая сторона. Пример: вас обвиняют в опоздании на собрание. Вы утверждаете, что от того, что вы на несколько минут опоздали, ничего существенного не произошло. Началось же собрание и в ваше отсутствие. Третий способ заключается в утверждении, будто опоздание совершено по ошибке (например, вы забыли про собрание). Пример: вас обвиняют, что вы опоздали на собрание. Вы оправдываетесь тем, что это от вас не зависело, т.к. долго не было транспорта, опоздал автобус и т.д. Четвертый способ заключается в том, что обвиняемый находит вескую причину, ради которой совершен поступок. Пример: вас обвиняют в опоздании на собрание. Вы отвечаете, что были у зубного врача. Там задержались и потому опоздали. Пятый способ заключается в возведении обвинения на самого обвиняющего. Пример: вас обвиняют в опоздании на собрание. Вы говорите обвинителю, что виноват сам организатор собрания, т.к. в объявлении не было точно указано место (аудитория), где будет проходить собрание. И поэтому вы опоздали. * T См.: Античные риторики. - М.: МГУ, 1978. - С. 155. 105 Шестой способ заключается в том, что вы не виноваты, как и в прошлый раз, когда вас также обвиняли. Пример: вас обвиняют в опоздании, вы утверждаете, что вы снова опозда-ли, но, как и в прошлый раз, вы не виноваты, так как опять очень неудачно выбра-но время начала собрания. Седьмой способ заключается в том, что вы соглашаетесь с тем, что вас обвиняют, но вы не хотели этого делать. Пример: когда Еврипида обвинили в клятвопреступлении, то он сказал: «Мой язык принес клятву, но мое сердце не произнесло ее». Восьмой способ заключается в том, что обвинитель пространно хвалит за хорошее, но в конце, чтобы свести это хорошее на нет, осуждает вас в мелочах. Пример: вы многое сделали в подготовке собрания, активно участвовали в процессе дискуссий при его проведении, но несколько опоздали к его началу. Ваш руководитель может вначале похвалить вас, а в конце заметить, что вы показы-ваете плохой пример для других, опаздывая на собрания, Девятый способ заключается в том, чтобы обвиняющий подчеркнул все плохое, выставив его в худшем свете, а задача обвиняемого, оправдываясь, ут-верждать, что совершенный поступок не заслуживает уж такого порицания, как на том настаивает обвинитель. Пример: когда вас обвиняют в опоздании на собрание, то, оправдываясь, заявляете, что вы не самый большой нарушитель дисциплины в коллективе. Десятый способ заключается в том, что вы внешне, по существу критики, обвинения в свой адрес согласны и заканчиваете свое оправдание фразой: «Да, я был не прав, но в сложившейся ситуации по-другому поступить было нельзя!» 5.12. Тест «ПРОВЕРЬТЕ СВОИ КОММУНИКАТИВНО-ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБ-НОСТИ» Роль и значение коммуникативно-лидерских способностей трудно переоце-нить. Быть лидером в различных ситуациях делового общения — дискуссиях, спо-рах, переговорах нелегко. Проблемы коммуникативно-лидерских способностей в разных аспектах исследовались философами Г. Я. Бушем, В. С. Библером, пси-хологами А. А. Леонтьевым, Г. М. Кучинским, педагогами А. С. Макаренко, В. Г. Сухомлинским и многими другими. Поскольку в реальной практике общения, в процессе творческих дискуссий и споров, разрешения конфликтных ситуаций мы встречаемся с людьми, часто обладающими противоположными свойствами и качествами, характеризующими коммуникативно-лидерские способности личности, то, очевидно, можно использо-вать полярные шкалы и методики их оценки. Например, есть люди, которые весьма категоричны в своих суждениях. Дру-гие, рассуждая о какой-либо проблеме, склонны сомневаться и искать истину в процессе дискуссии вместе с собеседником, т.е. для последних характерен не ка-тегоричный, а эвристический стиль общения. Мы предлагаем тест на самооценку коммуникативно-лидерских способно-стей. При ответах на вопросы стремитесь быть предельно откровенными. Если вы хотите получить о себе объективную информацию, то необходимо отвечать быстро, фиксируя в ответах те мысли, которые у вас возникают при первом про-чтении вопроса. 1. Ниже перечислены 18 вопросов, характеризующих качества личности, ко-торые вам присущи — одни в большей, а другие в меньшей степени. Оценка про-изводится по трехбалльной шкале: 3 балла — присуще в большой степени, 2 балла — в несколько меньшей степени. 1 балл — еще меньше. 106 1.1. Способность настоять на своем. 1.2. Независимость и оригинальность суждений. 1.3. Способность выступить с докладом, сообщением. 1.4. Способность вести дискуссию. 1.5. Напористость и даже непримиримость. 1.6. Доброжелательность, отзывчивость. 1.7. Исполнительность. 1.8. Способность подчинить своей воле других. 1.9. Эмоциональность, непосредственность.
1.10. Рациональный подход к делу. 1.11. Способность проводить свои идеи и жизнь. 1.12. Доступность в общении. 1.13. Серьезность, обязательность. 1.14. Чувство юмора. 1.15. Способность обстоятельно инструктировать. 1.16. Способность убедить собеседника. 1.17. Безразличное отношение к конфликтам в коллективе. 1.18. Способность понять каждого, войти в его положение. 2. Представьте себе, что вы в компании друзей, но в ней появились новые для вас люди. Оцените по трехбалльной шкале роль. состояние и действия, ко-торые для вас наиболее характерны. — 3 балла, присущи, но в несколько мень-шей степени — 2 балла, 1 балл — еще меньше. 2.1. Новые люди в компании, как правило, вас не очень устраивают. 2.2. Вы, как правило, придумываете оригинальное развлечение. 2.3. Вы произносите обстоятельную речь в честь виновника торжества. 2.4. Вы беседуете по душам. 2.5. Иногда у вас появляется чувство агрессивности. 2.6. Вы добродушны, доброжелательны. 2.7. Вы с удовольствием включаетесь во все розыгрыши, которые 2.8. Вас, как правило, выбирают тамадой. 2.9. Иногда ваша излишняя эмоциональность не всем нравится.
2.10. Вы стремитесь пораньше уйти домой. 2.11. Вам приходится кое-кого довольно строго «поставить на место». 2.12. Вы свободно общаетесь с людьми любого уровня культуры и об-разования. 2.13. На развлечения вам часто бывает жаль времени. 2.14. Вы рассказываете смешные истории, анекдоты. 2.15. Вы предпочитаете вести деловые разговоры. 2.16. Вы стараетесь что-то внушить, кого-то убедить. 2.17. К конфликтам в компании, если они не касаются лично вас, вы от-носитесь равнодушно. 2.18. Почему-то именно вам пытаются излить душу 3. При разрешении конфликтных ситуаций вам удается применить лучше и эффективнее одни приемы, действия и несколько хуже—другие. Оцените по трех-балльной шкале отдельно применительно к каждому вопросу те приемы, дейст-вия, которые вам удается применить лучше всего, — 3 балла, несколько хуже — 2 балла, еще менее эффективно — в 1 балл. 3.1. При разрешении конфликтной ситуации я придерживаюсь тради-ций и мнения коллектива. 3.2. Я пытаюсь найти оригинальный и неожиданный для многих спо-соб разрешения конфликтной ситуации. 107 3.3. Предпочитаю отчитать каждого виновника конфликта в от- 3.4. Аргументированно доказывать свою точку зрения. 3.5. Считаю, если конфликт принципиальный, то лучше ни в чем не уступать. 3.6. Всегда пытаюсь понять своего противника, его аргументы и 3.7. Лучше, если конфликт разрешает сам коллектив. 3.8. Думаю, что конфликтную ситуацию должен разрешать руко-водитель. 3.9. Я предпочитаю бурно, эмоционально отреагировать, например, сделать вид, что обижен.
3.10. В случае конфликта я не поддаюсь эмоциям, а стараюсь найти рациональный выход. 3.11. В случае конфликта я провожу свою точку зрения. 3.12. В случае конфликта я привлекаю на свою сторону как можно больше членов коллектива, чтобы воздействовать на своего противника через коллектив. 3.13. Конфликт—дело серьезное, а поэтому я не превращаю кон- 3.14. Мне часто удается выйти из конфликтной ситуации, используя шутку и юмор. 3.15. В условиях возникновения конфликта я предпочитаю собрать исчерпывающую информацию о конфликтующих сторонах, чтобы уладить спор мирным путем. 3.16. В условиях разрешения конфликта я делаю ставку на то, чтобы разобраться, кто прав, а кто виноват. 3.17. Я стараюсь не вникать в конфликт, если он меня не касается. 3.18. Мне чаще всего удается предвидеть заранее, что с данным Date: 2015-10-18; view: 920; Нарушение авторских прав |