Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод синектики





Автором метода синектики считается Дж. Гордон, который получил разно-стороннюю подготовку в Гарвардском, Калифорнийском, Пенсильванском и Бос-тонском университетах. Сам термин «синектика» обозначает объединение разно-родных элементов. Творческий процесс даже отдельного человека, с точки зрения Дж. Гордона, аналогичен творческому процессу коллектива людей, имеющих в совокупности разностороннюю подготовку.

94


В первую группу синектиков (она была организована в США Дж. Гордоном в 1952 году) входили люди разной квалификации и образования: архитектор, инже-нер, биолог, дизайнер. Неожиданно для всех эта группа сделала много изобрете-ний.

Метод синектики получил дальнейшее развитие и теоретическое обоснова-ние в работах Г. Я. Буша. Суть метода синектики заключается в следующем. На первых порах его применения идет процесс обучения «механизмам творчества». Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, раз-витие других же гарантируется. Первые называются «операционными механиз-мами» — к ним причисляют прямую, личную и символическую аналогии. Такие явления, как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование не относящихся к делу возможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры считают «неоперационными механизмами», развитие которых не гарантируется обучением, хотя может оказать на их активизацию по-ложительное влияние.

В условиях применения метода синектики следует избегать прежде-временной однозначной формулировки проблемы, творческой задачи, так как это сковывает дальнейший поиск решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.

Не следует останавливаться при выдвижении идеи, если даже кажется, что уже найдена оригинальная идея и что задача уже решена. Если проблема (твор-ческая задача) не решается, то целесообразно вновь вернуться к анализу ситуа-ции, порождающей проблему, или раздробить проблему на подпроблемы.

В процессе применения метода синектики большое внимание уделяется использованию метода аналогий. Аналогия используется в самых различных ви-дах: как личная (эмпатия), прямая, фантастическая и символическая. «Символи-ческая аналогия» в свою очередь приняла форму конкретного приема, характери-зующего в парадоксальной форме определенное понятие. Приведем пример ис-пользования символической аналогии, взятой из книги Г. Я. Буша:

Ключевое слово Символическая аналогия

Храповой меха-

Надежная непрерывность низм

Энергетическая непрерыв-Ядро атома

ность

Мишень Фокальное стремление

Раствор Взвешенная неразберихаP5P

Как показали исследования, выдвижение идей и последующая их селекция во многом зависят от педагога, его мастерства, такта, находчивости, от его уме-ния стимулировать творческое воображение учащихся. Он должен овладеть ис-кусством задавать вопросы, давать подсказки, уточнения, разъяснения, вставлять реплики, которые бы растормаживали фантазию, воображение учащихся, то су-жая, то расширяя поля поиска решения творческой задачи.

Критический отбор и оценку идей решения творческой задачи лучше осу-ществлять в несколько этапов. На первом этапе дается краткий анализ каждой выдвинутой цели, на втором — эти идеи целесообразно сгруппировать, далее критически проанализировать и отобрать наиболее оригинальные.

К достоинствам метода синектики относятся практически все, присущие эв-ристическим методам, на базе которых он разработан.

95


К недостаткам и ограничениям следует отнести следующее. Метод синекти-ки не позволяет решать слишком специальные творческие задачи, он дает воз-можность отыскивать преимущественно оригинальные идеи решения. После при-менения метода более 30-40 минут продуктивность генерирования новых идей постепенно падает. Применение метода синектики требует высокого педагогиче-ского мастерства.







Date: 2015-10-18; view: 523; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию