Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Устная речь - звуковой портрет говорящего⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33
Устная речь - alter ego 1. Недаром великий ритор древности призывал собеседника: «Говори: я тебя не вижу». Эта мысль Диогена в другой словесной интерпретации передана Б. Шоу, когда он афористически утверждал о многочисленных оттенках словесного выражения согласия или отрицания и только об одном способе письменного его выражения. В словесно звучащем высказывании выделяются две части; фактическая, т.е. повествовательная, информация (о чем говорится) некрытая, имплицитная (как об этом говорится), эмоционально окрашенная и субъективно преподнесенная. В этой второй, характеризующей части, информации может быть заложено больше, чем в первой, эксплицитной, особенно в случаях, когда информация умышленно искажается. Информация - это не только слова, сказанные собеседником, но и голос, мимика, жесты, интонация, тембр и тон, внешний вид и манера поведения. Эти выразительные средства языка нередко говорят общающимся больше, чем содержание тех фраз, которыми они обмениваются. Средств социально-психологического общения, с помощью которых передается информация, достаточно много. «Устное и печатное или писаное слово, мимика и жесты, и, наконец, действие, возбуждающие подражание, - писал В. М. Бехтерев, - вот те способы или средства, благодаря которым устанавливается общение в массе лиц и которыми достигается установление известного взаимоотношения отдельных лиц в общественных группах»2.
Передача информации от источника к реципиенту может происходить как в форме речевого (устного) и графического (письменного) выражения, так и в форме узнавания запечатленного ранее факта, объекта, указания на аналогичный предмет и т. д.3 Эти формы передачи информации в конечном итоге также объективизируются в устную или письменную речь. Однако важнейшим средством общения между людьми, средством передачи информации и психологического воздействия является речь. Она выполняет три основные функции: коммуникативную, познавательную и экспрессивную, т. е. используется в целях общения, познания и выражения чувств. Таким образом, речь является источником информации о человеке. Человек может изменить свою внешность, она подвержена и возрастным изменениям, но голос на протяжении всей жизни остается относительно неизменяемым. В силу своей индивидуальности голос может быть идентифицирован.В связи с большим распространением технических средств общения - от радио и телефонов до аудиозаписи - в криминалистической практике стали более широко использоваться признаки устной речи для идентификации личности говорящего, выявления в целях розыска совершившего преступление его категориальных признаков. Идентификация личности по голосу возможна двумя путями -предъявлением для опознания и назначением фоноскопической судебной экспертиза Предъявление для опознания - это самостоятельное следственное действие, состоящее в отождествлении либо в установлении групповой принадлежности ранее воспринимавшегося объекта по его мысленному образу. Оно применяется при расследовании многих преступлений. Цель предъявления для опознания -установить, является ли объект, предъявляемый опознающему, тем самым, который наблюдался им ранее в связи с событиями, имеющими отношение к расследуемому делу. Опознание - одна из процессуальных форм идентификации, известная в криминалистике наряду с экспертной формой идентификации и опознанием, применяемым в оперативно-розыскной деятельности4. ------------------------------------------------------------------- См Белкин Р С Собирание, исследование и оценка доказательств М, 1966 С 168 Идентификация в криминалистике - установление тождества объекта или личности по совокупности общих или частных признаков (например, идентификация личности по почерку, по следам рук и др) Предъявление для опознания человека по голосу проводится в таких условиях, чтобы опознающий в определенной последовательности мог прослушать голоса опознаваемого и посторонних лиц, не имеющих отношения к делу5. Фоноскоптеская экспертиза (экспертиза магнитных фонограмм) проводится в целях экспертной проверки подлинности и достоверности приобщаемых к материалам уголовного дела магнитных звукозаписей и проведения диагностики (атрибуции), идентификации и верификации6 личности человека по его голосу и речи На разрешение фоноскопической экспертизы ставятся вопросы о принадлежности устной речи конкретному лицу, одним или разными лицами произнесен текст, сколько лиц принимало участие в разговоре и какими личностными характеристиками обладает человек, устная речь которого записана на представленной фонограмме, пол, возраст, образовательный уровень, словарный запас, национальность, территориально-диалектная принадлежность, эмоциональное состояние, дефект речи, речевые привычки (любимые слова и выражения), слова-паразиты. На экспертизу направляются фонограммы - вещественные доказательства и экспериментальные образцы - фонограммы с записью голоса и речи проверяемого лица7. ------------------------------------------------------------------- 5О тактике предъявления для опознания по голосу см Кавалиерис А Опознание по голосу // Сов милиция 1976 № 5 С 62, Подголин Е Опознание по особенностям голоса и речи // Соц законность 1979 № 9 С 33-34, Ревтов Ю.И Тактика проведения предъявления опознания человека по признакам голоса и речи // Вопр криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Сб науч тр Мн, 1992 Вып 9 С 56-60 6 Верификация - проверка, подтверждение теории путем сопоставления с действительностью 7О фоноскопической экспертизе см более подробно Азарченкова Е И Устная речь как источник информации о личности говорящего // Проблемы уголовного процесса и криминалистики Сб науч тр М, 1987 С 92-98, Азарченкова Е И Возможности лингвистического анализа в фоноскопической экспертизе устной речи // Совр возможности криминалистич экспертизы на предварительном следствии Сб науч тр Волгоград, 1988 С 57 '-62, Азарченкова Е И Возможности диагностики личностных характеристик по фонограммам речи // Возможности судебной видеофонографич экспертизы Сб науч тр М, 1989 С 91-100, Грановский Г Л Судебно-фоноскопическая экспертиза подготовка и производство // Экспертная практика и новые методы исследования М, 1988, Ревтов Ю И К вопросу о комплексном изучении звуковой речи человека в криминалистических целях // Тенденции и перспективы развития права и укрепления соц законности Тез докл респ научно-практич конф (24-25 апреля 1990 г) Мн, 1990 Вып 4 С 236-238, Рылов А С. Дятлов О М, Коновский Э Б Програмно-технический комплекс для осциллографического, спектрального, форматного и просодическо го анализа речи // Экспертная практика и новые методы исследования Информационный сборник Мн, 1994 Вып 1 С 24-28
Фонограмма может быть не только вещественным доказательством. Уголовно-процессуальный закон разрешает использовать звукозапись при допросе в качестве дополнительного средства фиксации (ст. 219 УПК). При обширной подготовке к первой встрече с подозреваемым или обвиняемым целесообразно прослушать магнитную запись их голоса. Психолингвистический анализ устной речи позволяет смоделировать внешний облик, социальный опыт, темперамент и другие личностные характеристики участника предстоящего следственного действия. При прослушивании звукозаписи допрашиваемые нередко заявляют, что записан не их голос, либо что это голос не того человека, показания которого воспроизводятся. Причина таких заявлений в том, что голос при записи искажается. Говорящий слышит не только колебания звуков, производимые голосовыми связками, но одновременно и усиление, возникающее в результате того, что в голове рождается резонанс. Поскольку другие лица не слышат этого усиления и магнитофонная пленка его не фиксирует, то, следовательно, собственное восприятие своего голоса не идентично с тем, какое существует в действительности. В этом случае иногда возникает необходимость в проведении фоноскопической экспертизы для идентификации человека по голосу, записанному на пленку. Показания хронических наркоманов, алкоголиков, людей с большой степенью деградации личности, уже не способных критически оценивать свое положение, следует также записывать на магнитофонную ленту, прослушивание которой позволит экспертам решить вопрос об умственной полноценности допрашиваемого или возможности получения и использования показаний при назначении судебно-психиатрической или судебно-психологической экспертизы. Следует отметить, что устная речь является объектом исследования не только криминалистики, но и судебной психиатрии. Такие психические состояния, как прогрессивный паралич, корсаковский психоз, болезнь Пика или болезнь Альцгеймера, эпилепсия, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз, отражаются в нарушении речи. Характерными нарушениями устной речи здесь будут: логоррея, при которой человек непрерывно говорит, не дожидаясь вопроса или реплики собеседника; персеверация речи, когда говорящий не может отойти от рассказанного им; разорванность или бессвязность речи; обстоятельность, выражающаяся в чрезмерной подробности речи, что характерно для лиц преклонного возраста; а также резонерство, мудрствование, беспочвенные и бесплодные рассуждения, вплоть до полной бессмысленности. 12.2. Письменная речь: кто автор и исполнитель? Письменная речь и почерк - объекты криминалистического исследования8. Письменная речь характеризуется стилем изложения, лексикой и общим уровнем грамотности. Стиль - манера изложения и композиционное построение (архитектоника) рукописи: наличие определенных частей, последовательность изложения мыслей, особые типы предложений. Лексика, словарный запас характеризуют язык пишущего, уровень его общеобразовательного и профессионального развития. Особенности лексики — профессионализмы, архаизмы, варваризмы, диалектизмы, жаргонные слова и т. п. Под общим уровнем грамотности понимается степень овладения пишущим грамматическими правилами письма (орфографией, синтаксисом, пунктуацией). Отклонения от правил выражаются в грамматических ошибках. Каждому человеку присущи особые привычки письма, образующие в совокупности индивидуальность почерка. Своеобразие движений, которые используются пишущим при выполнении письменных знаков, проявляется в способах выделения отдельных частей текста (заголовков, отдельных слов или предложений и т. п.), выполнении дат (римскими или арабскими цифрами, словесно и т. д.), приемах внесения исправлений (зачеркиваний, вытирания, включения новых записей и т. п.), наличии или отсутствии знаков переноса, способах нумерации страниц и т. д. Устойчивость почерка, а точнее относительная неизменяемость, -это сохранение в почерке на более или менее длительный срок своеобразных, индивидуальных особенностей. В основе устойчивости почерка лежит стабильность навыка письма, динамический стереотип. 8 Почерк - индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемая с помощью системы движений. Каждому человеку присущ и особый, свойственный лишь ему одному навык письма, который используется для целей идентификации пишущего. Идентификация возможна потому, что почерк постоянен, так как систематические упражнения в письме приводят к выработке определенной стереотипности письменных движений. Почерк является индивидуальным и устойчивым. «Почерк - походка руки, сфотографированная бумагой» (В. Леви). Степень индивидуальности почерка зависит от степени отклонения признаков этого почерка от типовых школьных прописей. Школьная форма букв представляет собой нулевую степень выразительности и сила выразительности почерка определяется по характеру и силе отклонения от школьного нормального алфавита. Отсюда почерк может быть выразительным и маловыразительным. Чем больше отклонение от стандарта, тем более он индивидуален и тем больше в нем идентификационных особенностей. Чтобы изменить почерк, надо изменить все условно-рефлекторные связи. Это практически невозможно для подделывателя документа. В криминалистике признаки почерка принято делить на общие, характеризующие почерк в целом как систему движений безотносительно к какому-либо конкретному письменному знаку, и частные, характеризующие особенности выполнения отдельных письменных знаков, их элементов и сочетаний. Общие признаки почерка (выработанность, сложность, общая форма и направление движений, разгон, связность, наклон, размер и нажим) имеют в основном групповое значение, позволяют выделить однородные группы из изучаемых рукописей и сузить тем самым круг разыскиваемых лиц. Частные признаки (форма движений, их направление, протяженность, вид соединения, количество, последовательность, размещение и сложность) имеют решающее значение при идентификации человека по почерку даже при умышленном его изменении. Подлоги документов появились, видимо, с появлением письменности. Подложные документы были известны еще Древнему Риму. Существовали даже своеобразные эксперты, которые выступали по этим делам в судах. Во времена канонического права подделка документов считалась преступлением. О чистоте своих документов особенно заботился Папа Римский. Известен следующий случай. Один епископ, обвиненный в убийстве, был лишен сана. Но затем на основании грамоты, полученной якобы от Папы, восстановлен в правах. Грамота была направлена Папе, который признал ее подложной. В постановлении по этому поводу он выразил удивление, как местный епископ не заметил подложности, так как апостольский престол обращается в своих посланиях к патриархам, архиепископам и епископам со словами «братия», а к остальным лицам - «сыновья», и к одному лицу не обращается во множественном числе. В заключение Папа требовал изучать в каждом случае стиль послания, материал, на котором оно выполнено, внимательно рассматривать печать, шнурок и другие обязательные реквизиты послания. Первое упоминание о судебной экспертизе почерка содержится в кодексе императора Юстиниана (VI в. до н. э.). Подлоги документов на Руси известны со времен Псковской судной грамоты, в которой в ст. 61 сказано: «Князь и посадник не должны объявлять недействительными грамоты, составленные по форме; но подложные грамоты и доски, произведя по истине расследование, следует на судебном разбирательстве признать недействительными». Но наказание судная грамота не содержала. А вот в Суднике 1550 г. подделку приравнивали к разбою и убийству. Соборное уложение 1649 г. борьбе с подлогами документов отводило уже целую главу «О подписчиках, и которые печати подделывают». Хотя экспертиза письма, являющаяся частью криминалистического исследования документов, зародилась еще в начале XVI в., ее научное развитие шло медленно, так как она не имела научной основы. В качестве первых экспертов каллиграфической экспертизы выступали имеющие навык в письме: дьяки, писцы, учителя чистописания, рисования и т. д.9 Затем появилась приметоописательная экспертиза, разработанная французским ученым А. Бертильоном, механически перенесшая метод описания примет человека на почерк, а его соотечественник Э. Локар разработал графометрию, т. е. сравнение рукописей при помощи измерений. Большое влияние на развитие криминалистической экспертизы вообще и документов в частности оказало возникновение фотографии. Первая фотоэкспертиза документов в России была проведена Е. Ф. Буринским в 1889 г. В этой связи А. Ф. Кони писал: «Ныне каллиграфическая экспертиза все более и более вытесняется фотографической экспертизой, достигающей иногда ------------------------------------------------------------------- Каллиграфия - искусство красивого и четкого письма. поразительных успехов. Фотографический снимок передает такие тонкие и разносторонние подробности, которых никакое увеличительное стекло сведущих каллиграфов обнаружить не в состоянии. Фотографическая экспертиза не только во многих случаях обличает неуловимую для каллиграфа подделку, но и дает, так сказать, ее диагноз. Но обоим последним видам экспертизы грозит в будущем опасность: даже фотографический снимок окажется бессильным, когда в общее и повсеместное употребление войдут пишущие машинки и для сличения останутся лишь подписи, а не самый текст различных документов и записок, написанных заподозренным лицом. Тогда наступит особое развитие исследования слога, стиля и соблюдения правил правописания, исследования очень сложного и весьма ответственного10. Со второй половины XIX в. криминалистическая экспертиза получила естественнонаучную основу. Основное место в современных криминалистических исследованиях почерка занимает учение о динамическом стереотипе. Сами же исследования проводятся при активном использовании достижений математической статистики, физиологии, медицины. Лексико-стилистические, фонетико-грамматические и технические признаки письменной речи несут информацию об авторе. При исследовании письменной речи возникают два вопроса: кем выполнен данный текст и является ли исполнитель автором данной рукописи. На первый отвечает судебно-почерковедческая экспертиза, на второй - судебно-автороведческая. Предметом судебно-почерковедческой экспертизы является установление (исключение) исполнителя рукописной записи, определение условий выполнения документа, а также половозрастной принадлежности исполнителя рукописи. При этом решаются три класса задач: идентификационные - кем исполнен исследуемый текст, диагностические -в каких условиях он выполнялся иклассифи-кационные - лицом какого пола и какого возраста выполнена рукопись, его психическое состояние". При расследовании преступлений иногда возникает необходимость установления личности не только исполнителя, но и автора документа. Чаще
всего это бывает тогда, когда текст документа исполнен под диктовку либо переписан с оригинала типографским способом. При проведении судебно-почерковедческих экспертиз при», знаки письменной речи, характеризующие уровень грамотности, степень владения языком, стиль изложения своих мыслей и т. п., играют второстепенную роль. При установлении авторства они имеют основное значение. Эти признаки использует судебно-автороведческая экспертиза, являющаяся новым направлением в криминалистической экспертизе12. Объектами данной экспертизы служат тексты документов как рукописные, так и машинописные. Непосредственным объектом автороведческого исследования является письменная речь, которая индивидуальна для каждого автора и характеризуется известной стабильностью, что позволяет осуществлять идентификацию. Индивидуализировать письменную речь определенного лица позволяют особенности его письменно-речевых навыков, которые выражаются в устойчивом использовании определенных слов и словосочетаний, типов построения предложений и стилистических средств, а также в определенных отклонениях от нормы языка. Эти особенности являются частными признаками письменно-речевых навыков13. Судебно-автороведческая экспертиза проводится для решения идентификационной задачи - установления автора документа, либо не идентификационных - установление социально-биографических и психологических особенностей автора. На основании диалектологических признаков можно установить место длительного проживания лица. С помощью же признаков модификации можно определить родной язык писавшего. Явление модификации основано на том, что пишущий или говорящий на неродном, предположим, на русском языке, автоматически, незаметно для себя, переносит в него внутренние закономерности родного языка. При этом, как показывает экспертная практика, в ряде случаев по рукописям, написанным по-русски, или по разговору человека, для которого он не является родным, можно определить родной язык писавшего или говорившего.
------------------------------------------------------------------- 10 Кони А. Ф. Собр. соч. В 7 т. М., 1967. Т. 1. С. 224. Более подробно см.: Подготовка и назначение судебных экспертиз по уголовным и гражданским делам. Мн., 1994. С. 31-49. 12См.: Гончаренко В. И., Бергер В, Е. Криминалистика и криминалисты. Киев, 1989. С. 80. 13См.: Борисова О. С. Судебно-автороведческая экспертиза. Подготовка и назначение судебных экспертиз по уголовным и гражданским делам. Мн., 1994. С. 50. Исследование письменной речи проводится в судебных целях Но есть и другие направления исследования рукописей Например, специфические ошибки при письме у школьников могут указать специалисту на дефекты фонематического слуха, неправильное восприятие определенных звуков Анализ рукописей людей со странностями поведения нередко способствует раннему распознанию психических заболеваний почерк больных позволяет диагностировать болезнь не менее точно, чем лабораторные анализы В практике судебной экспертизы встречаются исследования почерка, связанные с установлением подлинности художественных ценностей, литературных произведений и картин знаменитых художников14 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.......................................................... 3 Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РИТОРИКИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 1. Назначение риторики.................................................. 6 1.1. Риторика: определение понятия, классификация красноречия........ 6 1.2. Предмет, система и задачи курса «Риторика»..................... 14 Глава 2. История судебного красноречия.............................. 20 Глава 3. Психология речевого общения............................... 41 3.1. Профессиограмма юридической деятельности....................... 41 3.2. Личностные качества юриста, обеспечивающие коммуникативный аспект его деятельности.................................................... 45 3.3. Психологический анализ речевого общения........................ 51 3.4. Психологический контакт как условие речевого общения........... 60 3.5. Речевые формы психологического воздействия в юридической деятельности................................................................. 74 Глава 4. Логические основы риторики................................. 85 4.1. Роль логики, ее законов и категорий в риторике................. 85 4.2. Теория аргументации как учение о методах формах убедительного рассуждения......................................................... 94 4.3. Использование категорий логики в судопроизводстве (на примере допроса)................................................................ 102 Глава 5. Педагогико-этические основы речи юриста................... 114 5.1. Использование принципов дидактики в речевой деятельности юриста 114 5.2. Функции этики в юридической риторике.......................... 120 Глава 6. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи............................................................... 128 Глава 7. Языковое мастерство юриста................................ 145 7.1. Профессиональные особенности речи юриста...................... 145 7.2. Культура речи................................................. 159 7.3. Искусство речи............................................... 172 7.4. Техника речи.................................................. 177
Date: 2015-10-22; view: 2150; Нарушение авторских прав |