Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устная речь - звуковой портрет говорящего





 

Устная речь - alter ego 1. Недаром великий ритор древности призывал собеседника: «Говори: я тебя не вижу». Эта мысль Дио­гена в другой словесной интерпретации передана Б. Шоу, когда он афористически утверждал о многочисленных оттенках словес­ного выражения согласия или отрицания и только об одном спо­собе письменного его выражения.

В словесно звучащем высказывании выделяются две части;

фактическая, т.е. повествовательная, инфор­мация (о чем говорится) некрытая, имплицитная (как об этом говорится), эмоционально окрашенная и субъектив­но преподнесенная. В этой второй, характеризующей части, ин­формации может быть заложено больше, чем в первой, экспли­цитной, особенно в случаях, когда информация умышленно ис­кажается. Информация - это не только слова, сказанные собесед­ником, но и голос, мимика, жесты, интонация, тембр и тон, внешний вид и манера поведения. Эти выразительные средства языка нередко говорят общающимся больше, чем содержание тех фраз, которыми они обмениваются.

Средств социально-психологического общения, с помощью которых передается информация, достаточно много. «Устное и печатное или писаное слово, мимика и жесты, и, наконец, дейст­вие, возбуждающие подражание, - писал В. М. Бехтерев, - вот те способы или средства, благодаря которым устанавливается об­щение в массе лиц и которыми достигается установление извест­ного взаимоотношения отдельных лиц в общественных группах»2.

 

Передача информации от источника к реципиенту может происходить как в форме речевого (устного) и графи­ческого (письменного) выражения, так и в форме узна­вания запечатленного ранее факта, объек­та, указания на аналогичный предмет и т. д.3 Эти формы передачи информации в конечном итоге также объективизируются в устную или письменную речь. Однако важнейшим средством общения меж­ду людьми, средством передачи информации и психологического воздействия является речь. Она выполняет три основные функции:

коммуникативную, познавательную и экспрессивную, т. е. использу­ется в целях общения, познания и выражения чувств.

Таким образом, речь является источником информации о че­ловеке. Человек может изменить свою внешность, она подверже­на и возрастным изменениям, но голос на протяжении всей жизни остается относительно неизменяемым. В силу своей индивиду­альности голос может быть идентифицирован.В связи с большим распространением технических средств общения - от радио и телефонов до аудиозаписи - в криминалистической прак­тике стали более широко использоваться признаки устной речи для идентификации личности говорящего, выявления в целях розыска совершившего преступление его категориальных признаков.

Идентификация личности по голосу возможна двумя путями -предъявлением для опознания и назначением фоноскопической судебной экспертиза

Предъявление для опознания - это самостоятельное следст­венное действие, состоящее в отождествлении либо в установле­нии групповой принадлежности ранее воспринимавшегося объек­та по его мысленному образу. Оно применяется при расследова­нии многих преступлений. Цель предъявления для опознания -установить, является ли объект, предъявляемый опознающему, тем самым, который наблюдался им ранее в связи с событиями, имеющими отношение к расследуемому делу. Опознание - одна из процессуальных форм идентификации, известная в кримина­листике наряду с экспертной формой идентификации и опознани­ем, применяемым в оперативно-розыскной деятельности4.

-------------------------------------------------------------------

См Белкин Р С Собирание, исследование и оценка доказательств М, 1966 С 168

Идентификация в криминалистике - установление тождества объекта или личности по совокупности общих или частных признаков (например, идентифи­кация личности по почерку, по следам рук и др)

Предъявление для опознания человека по голосу проводится в таких условиях, чтобы опознающий в определенной последователь­ности мог прослушать голоса опознаваемого и посторонних лиц, не имеющих отношения к делу5.

Фоноскоптеская экспертиза (экспертиза магнитных фоно­грамм) проводится в целях экспертной проверки подлинности и дос­товерности приобщаемых к материалам уголовного дела магнитных звукозаписей и проведения диагностики (атрибуции), идентификации и верификации6 личности человека по его голосу и речи На разре­шение фоноскопической экспертизы ставятся вопросы о принадлеж­ности устной речи конкретному лицу, одним или разными лицами произнесен текст, сколько лиц принимало участие в разговоре и ка­кими личностными характеристиками обладает человек, устная речь которого записана на представленной фонограмме, пол, возраст, об­разовательный уровень, словарный запас, национальность, террито­риально-диалектная принадлежность, эмоциональное состояние, де­фект речи, речевые привычки (любимые слова и выражения), слова-паразиты. На экспертизу направляются фонограммы - вещественные доказательства и экспериментальные образцы - фонограммы с запи­сью голоса и речи проверяемого лица7.


-------------------------------------------------------------------

5О тактике предъявления для опознания по голосу см Кавалиерис А Опо­знание по голосу // Сов милиция 1976 № 5 С 62, Подголин Е Опознание по особенностям голоса и речи // Соц законность 1979 № 9 С 33-34, Ревтов Ю.И Тактика проведения предъявления опознания человека по признакам голо­са и речи // Вопр криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Сб науч тр Мн, 1992 Вып 9 С 56-60

6 Верификация - проверка, подтверждение теории путем сопоставления с действительностью

7О фоноскопической экспертизе см более подробно Азарченкова Е И Уст­ная речь как источник информации о личности говорящего // Проблемы уголовного процесса и криминалистики Сб науч тр М, 1987 С 92-98, Азарченкова Е И Возможности лингвистического анализа в фоноскопической экспертизе устной речи // Совр возможности криминалистич экспертизы на предварительном следствии Сб науч тр Волгоград, 1988 С 57 '-62, Азарченкова Е И Возможности диагно­стики личностных характеристик по фонограммам речи // Возможности судебной видеофонографич экспертизы Сб науч тр М, 1989 С 91-100, Грановский Г Л Судебно-фоноскопическая экспертиза подготовка и производство // Экспертная практика и новые методы исследования М, 1988, Ревтов Ю И К вопросу о комплексном изучении звуковой речи человека в криминалистических целях // Тенденции и перспективы развития права и укрепления соц законности Тез докл респ научно-практич конф (24-25 апреля 1990 г) Мн, 1990 Вып 4 С 236-238, Рылов А С. Дятлов О М, Коновский Э Б Програмно-технический комплекс для осциллографического, спектрального, форматного и просодическо го анализа речи // Экспертная практика и новые методы исследования Информа­ционный сборник Мн, 1994 Вып 1 С 24-28

 

Фонограмма может быть не только вещественным доказа­тельством. Уголовно-процессуальный закон разрешает использо­вать звукозапись при допросе в качестве дополнительного сред­ства фиксации (ст. 219 УПК).

При обширной подготовке к первой встрече с подозреваемым или обвиняемым целесообразно прослушать магнитную запись их голоса. Психолингвистический анализ устной речи позволяет смоделировать внешний облик, социальный опыт, темперамент и другие личностные характеристики участника предстоящего следственного действия.

При прослушивании звукозаписи допрашиваемые нередко за­являют, что записан не их голос, либо что это голос не того чело­века, показания которого воспроизводятся. Причина таких заяв­лений в том, что голос при записи искажается. Говорящий слы­шит не только колебания звуков, производимые голосовыми связками, но одновременно и усиление, возникающее в результа­те того, что в голове рождается резонанс. Поскольку другие лица не слышат этого усиления и магнитофонная пленка его не фикси­рует, то, следовательно, собственное восприятие своего голоса не идентично с тем, какое существует в действительности. В этом случае иногда возникает необходимость в проведении фоноскопической экспертизы для идентификации человека по голосу, за­писанному на пленку.


Показания хронических наркоманов, алкоголиков, людей с большой степенью деградации личности, уже не способных кри­тически оценивать свое положение, следует также записывать на магнитофонную ленту, прослушивание которой позволит экспер­там решить вопрос об умственной полноценности допрашивае­мого или возможности получения и использования показаний при назначении судебно-психиатрической или судебно-психологической экспертизы.

Следует отметить, что устная речь является объектом иссле­дования не только криминалистики, но и судебной психиатрии. Такие психические состояния, как прогрессивный паралич, корсаковский психоз, болезнь Пика или болезнь Альцгеймера, эпи­лепсия, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз, отра­жаются в нарушении речи. Характерными нарушениями устной речи здесь будут: логоррея, при которой человек непрерывно го­ворит, не дожидаясь вопроса или реплики собеседника; персеве­рация речи, когда говорящий не может отойти от рассказанного

им; разорванность или бессвязность речи; обстоятельность, вы­ражающаяся в чрезмерной подробности речи, что характерно для лиц преклонного возраста; а также резонерство, мудрствование, беспочвенные и бесплодные рассуждения, вплоть до полной бес­смысленности.

12.2. Письменная речь: кто автор и исполнитель?

Письменная речь и почерк - объекты криминалистического исследования8. Письменная речь характеризуется стилем изложе­ния, лексикой и общим уровнем грамотности. Стиль - манера изложения и композиционное построение (архитектоника) руко­писи: наличие определенных частей, последовательность изложе­ния мыслей, особые типы предложений. Лексика, словарный за­пас характеризуют язык пишущего, уровень его общеобразова­тельного и профессионального развития. Особенности лексики — профессионализмы, архаизмы, варваризмы, диалектизмы, жар­гонные слова и т. п. Под общим уровнем грамотности понимает­ся степень овладения пишущим грамматическими правилами письма (орфографией, синтаксисом, пунктуацией). Отклонения от правил выражаются в грамматических ошибках.

Каждому человеку присущи особые привычки письма, обра­зующие в совокупности индивидуальность почерка. Своеоб­разие движений, которые используются пишущим при выполне­нии письменных знаков, проявляется в способах выделения от­дельных частей текста (заголовков, отдельных слов или предло­жений и т. п.), выполнении дат (римскими или арабскими цифра­ми, словесно и т. д.), приемах внесения исправлений (зачеркива­ний, вытирания, включения новых записей и т. п.), наличии или отсутствии знаков переноса, способах нумерации страниц и т. д. Устойчивость почерка, а точнее относительная неизменяемость, -это сохранение в почерке на более или менее длительный срок своеобразных, индивидуальных особенностей. В основе устойчи­вости почерка лежит стабильность навыка письма, динамический стереотип.


8 Почерк - индивидуальная и динамически устойчивая программа графиче­ской техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ вы­полнения рукописи, реализуемая с помощью системы движений.

Каждому человеку присущ и особый, свойственный лишь ему одному навык письма, который используется для целей иденти­фикации пишущего. Идентификация возможна потому, что по­черк постоянен, так как систематические упражнения в письме приводят к выработке определенной стереотипности письменных движений. Почерк является индивидуальным и устойчивым. «По­черк - походка руки, сфотографированная бумагой» (В. Леви).

Степень индивидуальности почерка зависит от степени от­клонения признаков этого почерка от типовых школьных пропи­сей. Школьная форма букв представляет собой нулевую степень выразительности и сила выразительности почерка определяется по характеру и силе отклонения от школьного нормального алфа­вита. Отсюда почерк может быть выразительным и маловырази­тельным. Чем больше отклонение от стандарта, тем более он ин­дивидуален и тем больше в нем идентификационных особенно­стей. Чтобы изменить почерк, надо изменить все условно-рефлекторные связи. Это практически невозможно для подделы­вателя документа.

В криминалистике признаки почерка принято делить на об­щие, характеризующие почерк в целом как систему движений безотносительно к какому-либо конкретному письменному знаку, и частные, характеризующие особенности выполнения отдельных письменных знаков, их элементов и сочетаний. Общие при­знаки почерка (выработанность, сложность, общая форма и на­правление движений, разгон, связность, наклон, размер и нажим) имеют в основном групповое значение, позволяют выделить од­нородные группы из изучаемых рукописей и сузить тем самым круг разыскиваемых лиц. Частные признаки (форма движе­ний, их направление, протяженность, вид соединения, количест­во, последовательность, размещение и сложность) имеют ре­шающее значение при идентификации человека по почерку даже при умышленном его изменении.

Подлоги документов появились, видимо, с появлением пись­менности. Подложные документы были известны еще Древнему Риму. Существовали даже своеобразные эксперты, которые вы­ступали по этим делам в судах. Во времена канонического права подделка документов считалась преступлением. О чистоте своих документов особенно заботился Папа Римский. Известен сле­дующий случай. Один епископ, обвиненный в убийстве, был ли­шен сана. Но затем на основании грамоты, полученной якобы от

Папы, восстановлен в правах. Грамота была направлена Папе, ко­торый признал ее подложной. В постановлении по этому поводу он выразил удивление, как местный епископ не заметил подлож­ности, так как апостольский престол обращается в своих посла­ниях к патриархам, архиепископам и епископам со словами «бра­тия», а к остальным лицам - «сыновья», и к одному лицу не об­ращается во множественном числе. В заключение Папа требовал изучать в каждом случае стиль послания, материал, на котором оно выполнено, внимательно рассматривать печать, шнурок и другие обязательные реквизиты послания.

Первое упоминание о судебной экспертизе почерка содер­жится в кодексе императора Юстиниана (VI в. до н. э.). Подлоги документов на Руси известны со времен Псковской судной гра­моты, в которой в ст. 61 сказано: «Князь и посадник не должны объявлять недействительными грамоты, составленные по форме;

но подложные грамоты и доски, произведя по истине расследова­ние, следует на судебном разбирательстве признать недействитель­ными». Но наказание судная грамота не содержала. А вот в Суднике 1550 г. подделку приравнивали к разбою и убийству. Соборное уло­жение 1649 г. борьбе с подлогами документов отводило уже целую главу «О подписчиках, и которые печати подделывают».

Хотя экспертиза письма, являющаяся частью криминалисти­ческого исследования документов, зародилась еще в начале XVI в., ее научное развитие шло медленно, так как она не имела научной основы. В качестве первых экспертов каллиграфической экспертизы выступали имеющие навык в письме: дьяки, писцы, учителя чистописания, рисования и т. д.9

Затем появилась приметоописательная экспертиза, разрабо­танная французским ученым А. Бертильоном, механически пере­несшая метод описания примет человека на почерк, а его сооте­чественник Э. Локар разработал графометрию, т. е. сравнение ру­кописей при помощи измерений.

Большое влияние на развитие криминалистической эксперти­зы вообще и документов в частности оказало возникновение фо­тографии. Первая фотоэкспертиза документов в России была проведена Е. Ф. Буринским в 1889 г. В этой связи А. Ф. Кони пи­сал: «Ныне каллиграфическая экспертиза все более и более вы­тесняется фотографической экспертизой, достигающей иногда

-------------------------------------------------------------------

Каллиграфия - искусство красивого и четкого письма.

поразительных успехов. Фотографический снимок передает та­кие тонкие и разносторонние подробности, которых никакое увеличительное стекло сведущих каллиграфов обнаружить не в состоянии. Фотографическая экспертиза не только во многих случаях обличает неуловимую для каллиграфа подделку, но и дает, так сказать, ее диагноз. Но обоим последним видам экспертизы грозит в будущем опасность: даже фотографический снимок окажется бессильным, когда в общее и повсеместное употребле­ние войдут пишущие машинки и для сличения останутся лишь подписи, а не самый текст различных документов и записок, на­писанных заподозренным лицом. Тогда наступит особое развитие исследования слога, стиля и соблюдения правил правописания, ис­следования очень сложного и весьма ответственного10.

Со второй половины XIX в. криминалистическая экспертиза получила естественнонаучную основу. Основное место в совре­менных криминалистических исследованиях почерка занимает учение о динамическом стереотипе. Сами же исследования про­водятся при активном использовании достижений математиче­ской статистики, физиологии, медицины. Лексико-стилистические, фонетико-грамматические и технические признаки письменной речи несут информацию об авторе.

При исследовании письменной речи возникают два вопроса:

кем выполнен данный текст и является ли исполнитель автором данной рукописи. На первый отвечает судебно-почерковедческая экспертиза, на второй - судебно-автороведческая.

Предметом судебно-почерковедческой экс­пертизы является установление (исключение) исполнителя ру­кописной записи, определение условий выполнения документа, а также половозрастной принадлежности исполнителя рукописи. При этом решаются три класса задач: идентификаци­онные - кем исполнен исследуемый текст, диагности­ческие -в каких условиях он выполнялся иклассифи-кационные - лицом какого пола и какого возраста выпол­нена рукопись, его психическое состояние". При расследовании преступлений иногда возникает необходимость установления личности не только исполнителя, но и автора документа. Чаще


 

всего это бывает тогда, когда текст документа исполнен под диктовку либо переписан с оригинала типографским способом.

При проведении судебно-почерковедческих экспертиз при», знаки письменной речи, характеризующие уровень грамотности, степень владения языком, стиль изложения своих мыслей и т. п., играют второстепенную роль. При установлении авторства они имеют основное значение. Эти признаки использует судеб­но-автороведческая экспертиза, являющаяся новым направле­нием в криминалистической экспертизе12. Объектами данной экспертизы служат тексты документов как рукописные, так и машинописные. Непосредственным объектом автороведческого исследования является письменная речь, которая индивидуаль­на для каждого автора и характеризуется известной стабильно­стью, что позволяет осуществлять идентификацию.

Индивидуализировать письменную речь определенного лица позволяют особенности его письменно-речевых навыков, кото­рые выражаются в устойчивом использовании определенных слов и словосочетаний, типов построения предложений и стилистиче­ских средств, а также в определенных отклонениях от нормы языка. Эти особенности являются частными признаками пись­менно-речевых навыков13.

Судебно-автороведческая экспертиза прово­дится для решения идентификационной задачи - ус­тановления автора документа, либо не идентификационных - ус­тановление социально-биографических и психологических осо­бенностей автора.

На основании диалектологических признаков можно устано­вить место длительного проживания лица. С помощью же при­знаков модификации можно определить родной язык писавшего. Явление модификации основано на том, что пишущий или гово­рящий на неродном, предположим, на русском языке, автомати­чески, незаметно для себя, переносит в него внутренние законо­мерности родного языка. При этом, как показывает экспертная практика, в ряде случаев по рукописям, написанным по-русски, или по разговору человека, для которого он не является родным, можно определить родной язык писавшего или говорившего.

 

-------------------------------------------------------------------

10 Кони А. Ф. Собр. соч. В 7 т. М., 1967. Т. 1. С. 224. Более подробно см.: Подготовка и назначение судебных экспертиз по уго­ловным и гражданским делам. Мн., 1994. С. 31-49.

12См.: Гончаренко В. И., Бергер В, Е. Криминалистика и криминалисты. Киев, 1989. С. 80.

13См.: Борисова О. С. Судебно-автороведческая экспертиза. Подготовка и назна­чение судебных экспертиз по уголовным и гражданским делам. Мн., 1994. С. 50.

Исследование письменной речи проводится в судебных це­лях Но есть и другие направления исследования рукописей На­пример, специфические ошибки при письме у школьников могут указать специалисту на дефекты фонематического слуха, непра­вильное восприятие определенных звуков Анализ рукописей лю­дей со странностями поведения нередко способствует раннему распознанию психических заболеваний почерк больных позволя­ет диагностировать болезнь не менее точно, чем лабораторные анализы В практике судебной экспертизы встречаются исследо­вания почерка, связанные с установлением подлинности художе­ственных ценностей, литературных произведений и картин зна­менитых художников14


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.......................................................... 3

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РИТОРИКИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 1. Назначение риторики.................................................. 6

1.1. Риторика: определение понятия, классификация красноречия........ 6

1.2. Предмет, система и задачи курса «Риторика»..................... 14

Глава 2. История судебного красноречия.............................. 20

Глава 3. Психология речевого общения............................... 41

3.1. Профессиограмма юридической деятельности....................... 41

3.2. Личностные качества юриста, обеспечивающие коммуника­тивный аспект его деятельности.................................................... 45

3.3. Психологический анализ речевого общения........................ 51

3.4. Психологический контакт как условие речевого обще­ния........... 60

3.5. Речевые формы психологического воздействия в юриди­ческой деятельности................................................................. 74

Глава 4. Логические основы риторики................................. 85

4.1. Роль логики, ее законов и категорий в риторике................. 85

4.2. Теория аргументации как учение о методах формах убедительного рассуждения......................................................... 94

4.3. Использование категорий логики в судопроизводстве (на примере допроса)................................................................ 102

Глава 5. Педагогико-этические основы речи юриста................... 114

5.1. Использование принципов дидактики в речевой деятельности юриста 114

5.2. Функции этики в юридической риторике.......................... 120

Глава 6. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи............................................................... 128

Глава 7. Языковое мастерство юриста................................ 145

7.1. Профессиональные особенности речи юриста...................... 145

7.2. Культура речи................................................. 159

7.3. Искусство речи............................................... 172

7.4. Техника речи.................................................. 177

 







Date: 2015-10-22; view: 2150; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию