Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика подготовки публичного выступления
Деятельность лектора по подготовке и исполнению лекции принято делить на этапы. Различают: докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. В свою очередь первый из них делится на четыре стадии, в основание деления которых кладутся определенные трудовые операции лектора. Докоммуникативный этап включает четыре стадии, аналитическую (концептуальную); ориентационную (стратегическую); тактическую (композиционную); редакционную (корректировочную). Аналитическая стадия характеризуется тем, что в процессе реализации замысла лектор выясняет и уточняет тему лекции, ее актуальность, анализирует круг понятий, входящих в нее, выявляет конструктивные вопросы, составляющие ее идейно-содержательную суть; критически осмысливает литературу и факты действительности, вырабатывая собственную концепцию. В ориентационной стадии лектор переходит от общей концепции к разработке стратегического плана лекции, рассчитанной на определенную аудиторию. Именно фактор будущей аудитории становится на этом этапе определяющим ориентиром при разработке всей стратегии лекции - ее целевой установке, реализующейся в задаче, сверхзадаче и тезисе В общую стратегию лекции входит и композиция, выбор которой определяется внутренней логикой самой темы и задачей наибольшего воспитательного воздействия лекции. В тактической стадии производится отбор фактов, аргументов, иллюстраций, выбор способов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность слушателей, выбор средств, привлекающих внимание и интерес на разных этапах разработки композиции Эта стадия завершается разработкой общего плана и композиции лекции. Редакционный этап связан с написанием и окончательной доработкой текста, вычиткой и исправлением неверно и неточно использованных слов и выражений, разъяснением сложных терминов и понятий, избавлением от лишних слов, повторов, неблагозвучных сочетаний, поиском наиболее ярких, действенных слов и выражений. Итогом этой стадии и всего доком-муникативного этапа будет отредактированный и произнесенный вслух текст лекции. Коммуникативный этап - это, собственно, само выступление с лекцией, опирающейся на план и другие рабочие материалы. Но вместе с тем это не чтение, а именно произнесение Цель - живое общение со слушателями, установление контакта, взаимодействия, реализация с помощью речевых средств всех поставленных задач, достижение заданной установки. Посткоммуникативный этап включает: анализ устного выступления и критическую его оценку с точки зрения полноты реализации замысла, логики изложения, эстетической выразительности; последующий сбор материалов и совершенствование содержания и формы выступления; прогнозирование запросов аудитории. Успеха лектор достигнет тогда, когда он правильно ответит, прежде всего себе, на четыре вопроса: что?, где?, кому? и как?, а затем эти ответы воплотит в своем выступлении. Методика подготовки чтения лекций на правовые темы должна полностью отвечать требованиям общей методики и учитывать принципы дидактики. Первое требование общей методики состоит в том, что каждая лекция должна представлять собой логически стройное, научно обоснованное изложение того или иного вопроса, построенное на диалектико-материалистической основе. Второе требование заключается в том, что каждая лекция, любое публичное выступление должны преследовать две цели. Во-первых, лекция должна нести знания. Это ее информационная цель. Во-вторых, лекция должна воспитывать слушателей, формировать их мировоззрение (в нашем случае законопослушание). Это воспитательная цель. Объединение этих двух начал - образовательного и воспитательного - помогает связать ее отдельные звенья и элементы в стройное целое. Отсюда следует, что в лекциях по праву главными являются пропаганда законотворческой деятельности государства, воспитание граждан в духе уважительного отношения и безусловного соблюдения законов. Качество публичного выступления зависит от подготовки. А подготовка, как посев: каков посев - такова и жатва. Подготовку к публичному выступлению можно рассматривать в трех аспектах. Это прежде всего общая подготовленность лектора: его грамотность, интеллект, культура, эрудиция. Средний уровень подготовки - это подготовка к выступлению по данной тематике: экономической, правовой, эстетической и т. д. И самый конкретный уровень подготовки — подготовка к выступлению перед конкретными слушателями. Подготовка к выступлению по конкретной тематике начинается с выбора темы, а выбор темы определяется знанием вопросов, с которыми выступаешь. Если не чувствуете потребности высказаться по данному вопросу или нечего сказать больше того, что знает слушатель, не следует браться за такое выступление. При выборе темы лектор обычно исходит из своих знаний и профессиональных интересов. Бывает, конечно, когда иной раз лектор выступает и не по своей специальности, если область, далекая от его образования и профессии, давно стала личным увлечением. Точное определение темы имеет программное и организующее значение для любого устного публичного выступления; она же определяет целевое назначение речи, ее информативность, степень проблемности и логико-психологическую структуру. Выбирая тему, важно учитывать два обстоятельства: тема должна быть актуальной; важно, чтобы тема была четко адресованной, т.е. интересной для данной категории слушателей, соответствовать их интеллектуальным запросам и эмоциональному настрою. При выборе темы лектору необходимо учитывать и свои возможности. Непосредственная работа над темой начинается с точной ее формулировки (если она не взята из учебного плана), целевой установки и разработки рабочего (предварительного) плана, в который включаются основное вопросы темы. После того как определена тематика выступлений, подбирается вся необходимая литература. Здесь нужен компас, которым могут служить предметные каталоги библиотек, энциклопедии, справочники, ежегодники. Каждая статья в справочном издании завершается библиографическим указателем по теме. Так постепенно накапливаются источники, «адреса» информации. При этом важно в каждом случае конспектирования делать отметку, откуда заимствованы цитата, цифра, определение. Эта библиографическая работа себя оправдывает, когда надо написать полный текст выступления либо указать слушателю источник. Отбирается важное, интересное и соответствующее характеру будущей аудитории, учитывается тесная связь полезности, понятности, интересности. Отбирать следует материал, который интересен не только аудитории, но и лектору, так как его увлеченность передается слушателям. Постепенно создается лекторский архив. Материал накапливается впрок. Он должен быть избыточным, т. е. объем лекционного материала всегда меньше того, чем располагает лектор. После того как определена тематика выступлений, следует подумать о названии лекции. В методике имеются определенные требования к названию. Оно должно отражать содержание, быть ярким, выразительным, образным и коротким, вызывать интерес слушателя. Хорошее название всегда рельефно. Многие названия публичных выступлений не отвечают этим требованиям. В общежитии читается лекция на тему: «Семья, школа и общественные организации в борьбе с пьянством среди несовершеннолетних». В общежитии нет семейных, нет школы, нет и общественных организаций, кроме совета общежития, тем более, нет несовершеннолетних. Название дано без учета аудитории. Часто злоупотребляют в названиях неопределенным сою- зом «о»: «О Конституции», «О культуре поведения» и т. д.; неуместно используют соединительный союз «и»: «Воспитание детей и алкоголизм». Здесь логически можно предположить, что в лекции будет идти речь о том, как надо воспитывать детей в духе алкоголизма. Название должно и афишировать лекцию. Такое название, как «Борьба с преступностью - дело всех и каждого», уже примелькалось и проходит мимо сознания людей. Эту тему можно назвать иначе: «Криминалистика: наука или искусство?». Удачно по аналогии и следующее: «Дерматоглифика: наука или хиромантия?». Название надо дать применительно к аудитории: для учителей - «Этика человеческого общения», а для учащихся - «Поговорим об этикете...». Иногда самое удачное название приходит после многократного выступления в аудиториях. Главное, чтобы название точно и ярко выражало тему и цель лекции. Когда источники в большинстве своем изучены, и лектор почувствовал, «вошел» в тему, можно приступить к составлению развернутого плана и написанию по нему текста лекции. Следует заранее определить объем лекции, исходя, примерно, из расчета 17-20 страниц машинописного текста на один академический час. При подготовке к лекции отбираются только нужные факты, положения, яркие, надолго запоминающиеся примеры. Материал лекции подбирается лишь такой, который неизвестен слушателям из учебников, периодической печати и популярной литературы, информация отвечает требованиям достоверности и объективности, является современной. Слушатель всегда надеется, что ему будет преподнесено что-то новое и неизвестное. Лектор должен быть художником, а не фотографом, лекция же - если и не открытием нового, то всегда новое раскрытие уже известного. Здесь имеют значение и план лекции, и ее композиция. Если план предусматривает полноту и ясность содержания, выполняет свою роль на этапах подготовки выступления, то композиция, опираясь на план, в зависимости от ситуации дает возможность варьировать частями лекции путем их перестановки, введением дополнительных аргументов, примеров, лирических отступлений и пр. Лекция должна быть написана от начала до конца в виде под-робного логического рассуждения, каждая отдельная часть этого рассуждения излагается в виде самостоятельного логического целого, и эти части соединены между собой. Написание текста лекции является формой самоподготовки, выработки собственного стиля ораторского труда и культуры словесного выражения. В этой связи еще раз напомним афоризм русского юриста П. М. Обнинского о том, что отсутствие письменного текста - это «самонадеянное оправдание собственной лжи»). Как показывает практика, чрезмерная надежда на некое озарение, импровизацию возникает обычно у тех, кто не обладает педагогическим дарованием. Из того, что лекция написана, не следует, что лектор обязан читать текст, он должен уметь устно его произнести. Лектор - не чтец своего, а тем более чужого текста, он и не актер, заучивший свою роль. Лектор — и автор, и исполнитель своей речи, речи, создаваемой и произносимой, что называется, «на людях», в контакте с ними. Лекция - это не монолог, а диалог. И слушатель - не просто слушатель, а молчаливый собеседник лектора. Чтобы родилась естественная привычка мыслить перед аудиторией столь же свободно, как наедине с самим собой, чтобы свободно управлять слушателями, не следует читать лекцию по тексту. Экспериментально установлено, что в противном случае усваивается лишь 12-17% информации! Чтение с листа допустимо лишь в докладах, на официальных приемах, когда всякая оговорка может быть неправильно понята и тенденциозно использована. В лекциях должно преобладать живое слово. Ведь недаром говорят, что слушают не лекцию, а лектора. На этом подробно приходится останавливаться потому, что еще нередко «бумага» отдаляет лектора от аудитории. При чтении с листа возможно только информативное изложение материала, исключаются наиболее эффективный проблемный подход, установление психологического контакта, сорассуждения и сопереживания лектора и аудитории, столь ценного для формирования убеждений, исчезает эмоциональность речи. Лекция перестает быть «публичным размышлением», как образно назвал ее М. В. Ломоносов. Выступая перед лекторами общества «Знание» г. Москвы, Е. А. Адамов говорил: «Лектор-чтец - это живой мертвец. Его слова мертвые, они лишены признаков жизни. Листы текста - это гири, привешенные к языку лектора. Они делают язык тяжелым и тянут его вниз. Карманный лектор обычно не имеет успеха в аудитории, а карманным он является потому, что его лекция не в голове, а в кармане, и прежде всего, взойдя на кафедру, он вытаскивает свою лекцию из кармана. Народ давно осудил такой способ в своей поговорке: «Он за словом в карман не лезет», т. е. говорит хорошо, свободно». Чтение лекции без текста дает возможность следить за аудиторией и видеть проявления внимания, интереса, удовлетворения, утомления, недоумения, непонимания и быстро реагировать на них либо усилением элементов занимательности, популярности, либо созданием проблемной ситуации, переменой способа доказательств, либо изменением интонации, темпа речи и т. д. Итак, лекция - не экспромт, а заранее подготовленный акт, хорошо, до деталей продуманное действие. Очень опасно быть благодушным в отношении предстоящей лекции, надеясь на то, что материал известен и такая же лекция уже читалась ранее. К каждой лекции следует подходить как к новой задаче: писать текст или конспекттезисы, но выступать без текста. «Всегда лучше, чтобы текст был в голове, а не голова в тексте» (Е. А. Адамов). Тезисы - краткое изложение сути содержания публичного выступления, нечто среднее между планом, конспектом и полным текстом речи (лекции, доклада). В тезисах определяется концептуальность и формулируются основные положения выступления, отражается его направленность и логическая последовательность, излагаются выводы. Тезисы - это опора для глаз, а не объект чтения, это - «подпорка» для памяти. Чем лучше подготовлен лектор, тем меньше по объему его тезисы. Каждое публичное выступление должно состоять из трех частей: вступления, содержания и заключения. Трехчленное деление в лекционной методике считается общепризнанным. Вступление (введение) в речь - начальная, как правило, самая краткая, но существенная часть. Оно может быть просто информативным, постановкой вопроса, сообщением о чем-то важном для данной речи, или же, что бывает чаще всего, определением темы и цели публичного выступления. Но во всех случаях вступление программно по своему характеру. По мнению Г. 3. Апресяна, вступление — своеобразный камертон, настраивающий аудиторию на слушание того, что затем последует в речи. Оно и своеобразная самохарактеристика говорящего, которая затем выявится в ходе публичной речи. Вступление необходимо для того, чтобы в двух-трех фразах очертить рамки предстоящего разговора, настроить слушателей, как говорил академик И. П. Павлов, «на коллективное мышление», подготовить их к усвоению материала. Чтобы лекция имела успех, надо завоевать внимание слушателей. Но как это сделать? «Привлечь (завоевать) внимание слушателей, - писал А. Ф. Кони, -первый ответственный момент в речи лектора - самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым, интересным (интересующим) и близким к тому, что, наверное, переживал или испытывал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны привлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих «крючков» - вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п.». «Помолчав, начните с нескольких незначительных слов», -советует П. С. Пороховщиков. Главная задача вступления - расположить слушателей к себе, настроить их на восприятие речи». Первая фраза вступления продумывается заранее. Она как первая ступенька к успеху лекции. Без этой первой не может быть и последующих. Она должна быть простой, понятной, относиться к слушателям, событию, их волнующему. Не следует начинать с громких фраз и общих положений, неоправданно пышного и многообещающего вступления. «Заставить многого от себя ожидать есть верный способ упасть», - предупреждал М. М. Сперанский. Вступление - это мостик между лектором и слушателями. Поэтому очень важны первые фразы лекции. Не исключено, что первые фразы, сказанные лектором, не дойдут до сознания отдельных слушателей, которые еще рассаживаются, думают о своих делах и заботах, не настроились на коллективное мышление. Вот почему целесообразно в процессе последующего изложения вернуться к тому, что говорилось вначале, дабы оттенить смысл сказанного. Мастерство лектора в известной мере определяется уже первой фразой, которая является ключом к завоеванию доверия аудитории, пониманию всей лекции, первой ступенькой к успеху. Удачное начало, как правило, обеспечивает устойчивое внимание на протяжении всей лекции и полное доверие к лектору. Слушатель с первых слов лектора старается определить, насколько квалифицирован оратор как специалист, скажет ли он что-то новое и интересное, нужно ли, наконец, его слушать. Такое внимание, обусловленное настороженным любопытством к незнакомому человеку на трибуне, называется авансированным. И важно воспользоваться этим вниманием, оправдать ожидания слушателей. Вступление не следует затягивать. Лекцию можно начать с вопроса, приведения местного примера, шутки или просто с паузы, которая обычно оказывает дисциплинирующее воздействие на слушателей. Слушателя надо настроить на восприятие, «разогреть» его интерес. Какой продолжительности и каким должно быть вступление, определяет лектор в зависимости от темы выступления, состава аудитории, времени, отведенного на лекцию, и личного опыта. В качестве интригующего начала может быть приведен либо какой-то интересный факт из современной жизни или из истории, либо краткая, в нескольких словах, информация о дискуссии по теме лекции или одному из ее вопросов, либо обращенный к аудитории вопрос о связи данной темы с повседневной жизнью, либо юмористическое замечание и т. п. А. Ф. Кони писал в «Советах лектора»: «Надо говорить о законе всемирного тяготения... Эту лекцию можно было бы начать так: «В рождественскую ночь 1642 г. в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке». Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. После этого можно приступать к изложению сущности закона всемирного тяготения. Роль этой «пивной кружки» - только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? Надо читать, готовиться, взять биографию Ньютона...». Вторая часть лекции, по времени самая продолжительная, - содержание В ораторском искусстве - это то главное в смысловом значении, ради которого произносится любая публичная речь. Будучи информативным, конкретно-предметным и отражающим существенные явления жизни и их верное познание, содержание может быть концептуальным, т.е. каким-либо открытием или гипотезой, носить прогностический характер и развивать ту или иную общественно значимую идею. Будучи социально направленным, сугубо теоретическим, обзорно-проблемным или же преследуя практические цели, содержание определяет ближайшую и дальнюю цели ораторского выступления. Но его действенность в существенной мере зависит от формы устного публичного исполнения. Основная часть лекции может быть изложена различными способами в зависимости от того, какое основание изложения является преобладающим: логическое, хронологическое или эмоциональное. Способ изложения может быть индуктивным и дедуктивным, историческим и логическим, ступенчатым и концентрическим, концептуальным (рациональным) и эмоциональным. Если лекция касается вопросов, требующих изложения в развитии, в соблюдении хронологических событий, материал предпочтительнее подать в историческом плане. Чаще всего используется индуктивный метод изложения материала, когда лектор ведет слушателей от частных вопросов и примеров к обобщению, к научно обоснованному выводу. Но оправдан и иной путь: развитие мысли от общего к частному, дедуктивный. Из общих положений, известных слушателям, выводятся частные положения и правила. Какой из этих методов лучше — индуктивный или дедуктивный — на этот вопрос отвечает Ф. Энгельс: «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга». Возможно и ступенчатое изложение, т. е. последовательный переход от одного вопроса к другому без возвращения к тому, что уже изложено. «Изложение идет по восходящей линии, от одной идеи к другой, причем каждая из них, будучи обоснованной самостоятельно, служит исходным пунктом для разъяснения последующей. И в конечном счете раскрывается та главная идея, которая определяет цель данного выступления»9. Академик И. П. Павлов говорил, что лекцию можно начать и с середины, со второго вопроса, с интересного. Такое изложение называется концентрическим. Тема лекции, характер ее материала сами иногда подсказывают, какой путь изложения взять за основу Но в любом случае композиция лекции должна отвечать общим логическим законам, законам дидактики и строго соответствовать теме. ------------------------------------------------------------------- См МихневичА Е Композиция научно-популярной лекции Мн, 1986 С 12 8 Маркс К, Энгельс Ф Соч Т 20 С 542-543 Зиновьев С И Лекция в советской высшей школе М, 1962 С 68 В зависимости от аудитории меняются методика и содержание лекции. Хорошо иметь хотя бы два варианта: один - для более подготовленной аудитории, другой - для менее подготовленных слушателей. В зависимости от состава слушателей лектор изменяет структуру своего выступления и приемы изложения материала, избирает соответствующий стиль общения со слушателями. Так, методика изложения меняется в зависимости от временных рамок. Лектор рассчитывал на полный астрономический час, а его ограничивают 30 минутами. Неопытный оратор старается изложить весь материал путем ускорения темпа речи. Следует избрать такой темп, чтобы слушатели поспевали мысленно за лектором. «Не надобно очень спешить или лишнюю протяженность употреблять, для того, что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно»10. При быстром темпе слушатели не успевают усваивать преподносимый лектором материал, а при медленном - отвлекаются. Средний темп - 80-90 слов в минуту - позволяет легко слушать, конспектировать основные положения и стенографировать. Если приходится выступать в большом помещении, где много людей, пользоваться микрофоном, услугами переводчика на другой язык либо на знаки глухого, темп должен быть замедленным. Если в аудитории имеются лица пожилого возраста, темп речи следует замедлить, при этом почаще надо ставить риторические вопросы, вовлекая слушателей в коллективное мышление и обсуждение. Общественно-политическая тематика и молодежная аудитория требуют более быстрого темпа изложения, более ярких примеров, высокой эмоциональности. Сколько времени должно быть отведено на лекцию? Это определяется темой выступления и объективными возможностями слушателей. Длинные лекции далеко не всегда оправданны. Средняя продолжительность - 45 минут. Для выступлений, вжатых в жесткие временные рамки (20-30 минут), нужны и особая тематика и своя методика. Здесь трудно рассчитывать на многоплановость вопросов и множественность моментов в их освещении. Такая лекция должна носить характер информации, беседы, консультации, касаться одного-двух вопросов и отличаться особой динамичностью и логической стройностью. ------------------------------------------------------------------- 10 Ломоносов М В Поли собр соч Т 7 С 78 319 Методика изложения основной части лекции меняется в зависимости от того, впервые лектор в данной аудитории или слушатели его где-то уже слышали. Чем чаще слушать любимого артиста, поэта, певца, тем больше он нравится, но с лектором происходит обратное. На одну и ту же тему того же лектора слушать нецелесообразно. Лектору, попавшему в подобную ситуацию, следует убрать из лекции все яркие примеры, которые были использованы ранее, и заменить новыми, а также поменять план изложения. Внешне такая лекция будет казаться совершенно новой. Важным психологическим фактором, который приходится учитывать в методике, является пол слушателей. Однополая аудитория сложная: мужская - серьезная, солидная, скучная; женская - своеобразно эмоциональная. Для лектора лучше всего смешанная аудитория. Опыт лекционной работы свидетельствует о том, что лектору-мужчине оптимальнее выступать в женском коллективе, а женщине - в мужском. Женщину-лектора не всегда положительно воспринимают в женской аудитории. Недаром же говорят: мужчины при женщинах становятся умнее, а женщины при мужчинах — красивее. И если есть возможность выбора, то этот психологический фактор надо учитывать при организации выступлений. Важно также, чтобы слушатели знали друг друга. В противном случае не срабатывает принцип самозаражения. Вот почему трудно читать лекции на родительских собраниях в школах, всякого рода семинарах, в доме отдыха, в санатории. Есть сумма слушателей, но нет однородной массы. Приходится читать лекцию усредненную, рассчитанную на всех и никого конкретно. Для лектора и слушателей небезразлично, когда читается лекция: утром, в обеденный перерыв или после работы. Самое продуктивное время - середина дня, а для лектора, если у него в день три выступления, - вторая лекция. Завершающая часть лекции - заключение, подытоживающая главные мысли по излагаемой теме. Определяется конкретным содержанием и ближайшей целью лекции, научного доклада, обзора и любого вида публичного слова. Оно может содержать призыв, быть обобщением ряда положений речи, краткой формулировкой ее некоторых идей, выводом, нацеливающим слушателей на определенные действия. Характер заключения - самой краткой части публичного выступления - определяет темп речи, интонацию, в которой каждая фраза как бы отчеканивается и произносится предельно ясно. Заключение способствует осмыслению всей лекции, уяснению выводов, вытекающих из нее, и вместе с вступлением является как бы обрамляющей частью лекции. Если цель выступления - заинтересовать слушателей, привлечь их внимание (а удержать это внимание и удовлетворить запросы аудитории лектор должен содержательностью и глубиной изложения материала), то заключение должно убедить слушателя и побудить его к размышлению, к активному действию. Общее требование к заключению: оно должно в той или иной форме резюмировать содержание лекции в полном соответствии с ее целью. Естественно, что заключение чаще всего перекликается со вступлением. Его возможные конкретные формы, как и формы вступления, весьма разнообразны. Оно может вылиться либо в краткие выводы по всему содержанию лекции, либо в лаконичную формулировку ее центральной мысли. Для закрепления и окончательного оформления у слушателей основного содержания лекции некоторые ораторы умело используют яркий образ. Вот какой была концовка лекции о русском писателе И. А. Гончарове, которую читал А. Ф. Кони: «На новом кладбище Александро-Невской лавры течет речка, один из берегов которой круто подымается вверх. Когда почил Александр Иванович Гончаров, когда с ним произошла всем нам неизбежная обыкновенная история, его друзья... выбрали место на краю этого крутого обрыва, и там покоится теперь автор Обломова... на краю обрыва...»11. Если лектор продумывает заранее первую фразу, с которой он обратится к слушателям, в равной степени он должен знать и последнюю, которой он закончит свое выступление. Заключение -это не резюме, короткое повторение того, что до этого было сказано. Заключение - это выводы, которые вытекают из всего того, что до этого было сказано. Не следует надеяться, что слушатели сами сделают выводы. Лекция без заключения, и особенно по праву, подобна «всаднику без головы»: непонятно, зачем все это здесь говорилось. Итак, «заключение важнее начала: оно должно подытоживать аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию»12. Последняя мысль устного выступления ------------------------------------------------------------------- Кони А Ф Воспоминания о писателях Л, 1965 С 225 12 Михайличечко Н А Основы риторики М, 1994 С 30 обладает наибольшей внушающей силой. Именно поэтому чрезвычайно важно сделать последней мыслью лекции ее главную мысль. Вступление и заключение как бы опоясывают лекцию, образуя «ораторский поясок», широко практикуемый опытными лекторами. Эмоционально окрашенные они способствуют эффективности публичного выступления. При подготовке к выступлению опытные лекторы заранее подбирают про запас украшения к лекции. Такими «изюминками» могут быть увлекательные факты, примеры, образные сравнения, которые ярче, полнее раскрывают отдельные моменты речи. Ими могут быть интересные исторические факты, высказывания выдающихся мыслителей, данные социологических исследований, сведения из редких, уникальных источников. Возможно, это будет эпизод из классического литературного произведения или нового художественного фильма, анекдотический случай или четверостишье. Но все это должно быть органически связано с содержанием лекции. Из того, что полный текст лекции написан, не следует, что лектор готов выступить. Следующая стадия подготовки к выступлению - проверка готовности. Она включает в себя чтение текста вслух самому себе, а еще лучше, по мнению П. С. Пороховщикова, - кому-нибудь из домашних, которые изображали бы «непонятливого слушателя». Такой случайный слушатель (мать, брат, знакомый и т. д.), который противопоставил бы свое мнение, «обстрелял бы вопросами», нужен. Проверив себя таким образом, лектор увереннее идет в аудиторию. Когда лектор читает текст, он «вживается» в него, переводит письменную речь в устную, учится произносить слова, трудные для лектора: слова-профессионализмы, с иностранным корнем, географические названия, нерусские фамилии. В письменной речи могут стоять слова, которые трудно произнести. Необходимо эти слова в устной речи «развести», заменить синонимами. Репетировать свое выступление можно по-разному. Историк В. О. Ключевский «проговаривал» свою лекцию дома, стоя перед зеркалом. Педагог К. Д. Ушинский предварительно рассказывал сам себе вслух то, что потом сообщал аудитории с кафедры. Некоторые современные лекторы «наговаривают» свою речь на магнитофонную пленку и прослушивают. К каждому выступлению надо приучить себя составлять новый рабочий план, с которым и следует выходить к слушателям. Этот рабочий план содержит: план лекции, основные формулировки, цифры и цитаты, даты и имена, пометки в примерах, расстановку времени. Готовясь к выступлению, следует позаботиться и о своем внешнем виде, так как психологическое воздействие на слушателей мы оказываем не с того момента, когда начали говорить, а как только появились в аудитории. В костюме не должно быть ничего яркого, приковывающего внимание. Он должен соответствовать деловой обстановке. Если лектор - работник прокуратуры, милиции говорит о вопросах, связанных с профессией, целесообразно быть одетым по форме. И последнее, что надо сделать, готовясь к выступлению. К. С. Станиславский от артиста, выходящего на сцену, требовал «духовного туалета», т. е. психологической подготовки к встрече со зрителями. Этот «духовный туалет» нужен и лектору. Заботиться надо не только о содержании и форме выступления, но и об общем эмоциональном строе подготавливаемой речи. В аудиторию, на встречу со слушателями следует войти оптимистично настроенным. Это приподнятое настроение передается и слушателям. Date: 2015-10-22; view: 3675; Нарушение авторских прав |