Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура и этика судебных прений
Одним из основных принципов уголовного процесса является состязательность, согласно которой судебное разбирательство дела ведется в форме полемики. Знаток российского уголовного процесса П. С. Пороховщиков этот принцип выразил в виде афоризма следующим образом: «Судебный процесс - это словесное состязание защиты и обвинения»7. Полемика (греч. - воинственный) - спор с целью установления истины, решения вопросов при широком использовании логических и психологических доводов. Полемика - важный элемент красноречия во всех его исторически сложившихся родах. Судебная полемика предполагает диалогическое общение между участниками процесса, ведущими публичный спор при помощи доказательств, добивающимися логической стройности и выдержанности в рассуждениях. Главная задача полемики - утверждение собственного мнения и опровержение мнения противника. Полемику характеризует повышенная эмоциональность. Эмоции и экспрессии естественны и оправданны, поскольку оп- ------------------------------------------------------------------- Л Сергеич Искусство речи на суде С 24 258 поненты стороны обвинения и защиты обмениваются мнениями по очереди и всю энергию обращают на доказательство своей правоты В полемике значительную, а подчас и решающую роль для сторон играет импровизация. Полемика требует быстрой реакции на доводы оппонента, часто весьма неожиданные. И еще одна характерная особенность полемики - ее участники более ограничены во времени, чем лектор или докладчик. Полемическое начало присутствует на протяжении всего судебного разбирательства: в решении процедурных вопросов, заявлении ходатайств, исследовании доказательств, в характеристиках и оценках, в диалогическом общении участников процесса при исследовании доказательств, судебном допросе, в монологических по форме речах прокурора и защитника. Судебное следствие завершается обращением председательствующего к прокурору, сторонам о возможном дополнении судебного следствия. По разрешении ходатайств о дополнении судебного следствия председательствующий объявляет судебное следствие законченным и суд переходит к выслушиванию судебных прений, которые состоят из речей государственного обвинителя, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, защитника, обвиняемого, самостоятельно осуществляющего свою защиту, или его законного представителя при отсутствии защитника (ст. 344, 345 УПК). Итак, в суде первой выступает сторона обвинения, а затем - защиты. Суд не вправе ограничивать продолжительность судебных прений определенным временем, но председательствующий может останавливать участвующих в прениях, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. После произнесения речей всеми участниками судебных прений они могут выступить еще по одному разу с репликой по поводу сказанного в речах. И что особенно важно отметить, закон предоставляет право последней реплики защитнику, а при его отсутствии — обвиняемому. Это обстоятельство имеет важное психологическое и нравственное значение. Существует логическое «правило края», в соответствии с которым лучше всего запоминается первое и последнее, например первые и последние слова речи, первое и последнее выступление, первый и последний год обучения в вузе и т. д. Из этих двух противостоящих лучше запоминается второе, которое по времени находится ближе к воспринимающему. Последний выступающий всегда в более выгодном положении: свое выступление он строит на обобщении речей предыдущих ораторов, а слушатели полнее запоминают его выступление только потому, что оно было последним, завершающим. Отсюда следует вывод: какой бы эффективной и эффектной ни была речь прокурора, адвокат своим даже посредственным выступлением сможет снизить впечатление от выступления процессуального оппонента, снять эмоциональное воздействие от его речи. Суд уходит в совещательную комнату с настроением, которое постарались создать защитник и обвиняемый в своем последнем слове. Правда, прокурор и защитник имеют право на реплику, но они, как правило, ею не пользуются. Судебные прения - важный элемент в структуре судебного разбирательства. Они способствуют более полному и глубокому выяснению всех юридически значимых обстоятельств рассматриваемого дела, правильной их оценке, формированию убеждений судей, принятию ими законного и обоснованного судебного решения, оказывают воспитательное и предупредительное воздействие на всех присутствующих в зале судебного заседания. Судебные прения - это форма речевого общения участников судебного процесса, способ передачи информации, средство убеждения суда и лиц, присутствующих в зале судебного заседания, в верности выдвигаемых субъектами судебных прений тезисов и обоснованности предлагаемых ими решений. Таким образом, судебные прения выполняют две функции: 1) коммуникативную -способствует участникам судебного производства в обмене мыслями и суждениями; 2) информативную, когда содержат сведения об исследуемых событиях и данные, подтверждающие обоснованность делаемых выводов и высказываемых предложений. Содержание и форма судебной речи определяются особенностями того дела, по которому прокурор и защитник выступают в суде. Каждая речь в такой же мере индивидуальна, как индивидуально каждое судебное дело. Судебная речь во всех случаях должна быть объективной, аргументированной, грамотной в юридическом и языковом отношениях, последовательной, непротиворечивой, убедительной. Ее характеризуют меткость словоупотребления, точность формулировок, образность изложения. Полемические речи всегда находятся в сопряженном состоянии. Судебные прения прокурора и защитника произносятся в одном полемическом ключе, у них единый объект исследования, единый процессуальный режим, разная направленность. В отличие от речи защитника речь прокурора более самостоятельная, она прогнозируется на речь защитника, ее автор старается предвосхитить доводы, предвидеть возражения своего процессуального оппонента. Внешне композиционно судебные прения могут быть одинаковыми по форме, но не по содержанию. Речь защитника в большей степени сориентирована на речь прокурора. Речь защитника - это и полемический ответ прокурору на его обвинение. К содержанию и структуре судебных прений предъявляются особые требования. 1. Прежде всего суждения, содержащиеся в речах прокурора и защитника, должны быть компетентными. Компетентность - профессиональное суждение о содержании, причинах или следствиях рассматриваемых фактических обстоятельств дела, анализе доказательств, квалификации преступления. В изложении обстоятельств дела они опираются на конкретные материалы, доказательства, документы. 2. Обстоятельность. Она предписывает освещать все основные элементы рассматриваемого дела, влияющие на степень ответственности, правильное разрешение судебного разбирательства, оставлять за рамками прений второстепенное, случайное. В качестве отрицательного примера отсутствия обстоятельности в исследовании доказательств и одновременно малограмотности обвинителя в журнале «Социалистическая законность» была опубликована речь прокурора по делу о хулиганстве: «Товарищи судьи! Нам все достаточно ясно Подсудимый К сорвал с клумбы цветок и нецензурно выразился на женщину с детьми, а затем устроил драку с мужчинами. В деле имеются данные о том, что драка была, шум и крики тоже были Прошу признать три года»*. 3. Адекватность - применение закона соответственно рассматриваемой ситуации, меры наказания - содеянному. Адекватность - это прежде всего чувство меры, уместности. Вряд ли оправдан пафос адвоката по делу Ю. М. Котова, обвинявшегося в изготовлении и использовании удостоверения на право управления автомобилем: ------------------------------------------------------------------- См.. «Социалистическая законность» 1976. № 7. С. 27. 261 «Таким образом, решение судьбы подсудимого — это решение судьбы его жены и сына Без мужа и отца их жизнь станет непосильным испытанием У Котова Юрия Михаиловича есть мать Она переживает свое, материнское горе Она не плачет, не бьется в рыданиях. Она страдает молча Матери' Где вы берете силы страдать71 Говорят, что добрый человек может поделить с другим и горошину, но страдание матери неделимо ни с чем Она несет его одна Уважаемые судьи! Когда в совещательной комнате вы напишете "Суд приговорил " — остановитесь на мгновение, вспомните страдающую мать и жену подсудимого, которые с надеждой ждут вашего гуманного приговора их сыну и мужу»9. 4. Объективность - несомненно одно из важных требований, предъявляемых к судебным прениям. Объективность следует рассматривать как полное освещение вопроса со своих, противоположных позиций, обвинения и защиты. Но объективность исключает предвзятость в освещении фактов и субъективизм в их истолковании. 5. Судебные прения должны быть конструктивными Конструктивность — наличие позитивных предложений, средств разрешения создавшейся ситуации Мало констатировать состояние преступности, характеризовать участников судебного разбирательства, важно преступность прогнозировать, показать перспективу возможного исправления правонарушителей. 6. Отличительной чертой судебных прений должна стать их завершенность как по содержанию, так и по словесному оформлению В хорошей судебной речи заключительная часть всегда связана с ее началом. Тогда она воспринимается как нечто целое, общественно значимое и убедительное. Отбор речевых средств осуществляется в соответствии с отчетливо осознаваемой целевой установкой оратора. Опираясь на материалы дела, свое выступление участники судебных прений часто сопровождают ссылками на источники информации: «по словам такого-то...», «как утверждают такие-то...», «по свидетельству...». К числу отличительных черт судебной речи Н. Н. Ивакина также относит узкопрофессиональный, официальный, оценочно- Судебные речи адвокатов по уголовным и гражданским делам / Под ред. Л Л Зайцевой Мн,1997 С 68 правовой ее характер, отличающийся конкретностью, полемичностью и объективностью, подчеркивает наличие у судебных прений четырех адресатов: состав суда, присутствующие в зале судебного заседания, обвиняемый и процессуальный противник оратора. К этому числу адресатов надо добавить и представителей средств массовой информации, если рассматриваемое дело приобретает общественный резонанс. Все это налагает на участников судебных прений особую ответственность за свои речи, которые должны быть аргументированными, убедительными и эмоциональными. Композиционно судебная речь (обвинительная и защитительная) включает такие компоненты, как: общественная опасность совершенного преступления; уголовно-правовая характеристика преступления; анализ фактических обстоятельств дела; анализ и оценка установленных судом и проверенных на судебном следствии доказательств; • вывод из них о наличии преступления, обстановке его совершения и виновном участии в нем обвиняемого; • нравственно-психологическая характеристика личности обвиняемого и мотивы его поведения; • мнения относительно квалификации инкриминируемого обвиняемому преступления; • подлежащие применению меры уголовного наказания10. В соответствии со ст. 352 У ПК суд обязан принять меры к возмещению ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями обвиняемого. Обвинитель и защитник в своих речах высказывают свои соображения о субъектах и формах его возмещения. Выступая в прениях, обвинитель и защитник дают характеристику личности обвиняемого и потерпевшего, анализируют причины и условия, которые способствовали совершению преступления, указывают на меры, которые должны быть приняты для их устранения. На фоне состязательного характера судебного следствия, процессуальной борьбы его участников, активном отстаивании каждым своей позиции особо остро ощущается потребность в по- ------------------------------------------------------------------- 10См Даншевич А А Основы теории и профессиональной культуры судебных прений Автореф канд дис, Мн, 1983 С 8 вышении культуры правосудия вообще и судебных прений в частности. Культура судебного разбирательства - это прежде всего умение сочетать профессиональные знания и мастерство с даром исследователя". Культура судебных прений - это составная часть культуры судебной деятельности, включающая такие элементы, как организация работы суда, профессиональное мастерство его работников, нравственные основы, этика и этикет судебной деятельности. Многое при этом зависит от уровня культуры председательствующего, на которого законом возложена обязанность обеспечения воспитательного воздействия процесса. Председательствующий обязан вести судебное заседание четко, кратко формулировать вопросы допрашиваемым, выбирать наиболее удачный момент для постановки каждого вопроса, должен проявлять осмотрительность и неторопливость в решении всех вопросов. Председательствующему мало соблюдать процессуальные законы - он должен в совершенстве знать материалы дела, уметь правильно применять законы, обладать способностью быстро ориентироваться во всем, что происходит в судебном заседании, точно и своевременно оценивать происходящее. Только наличие этих качеств и умелое их применение на практике могут свидетельствовать о культуре судьи, о широте его кругозора. В судебной практике еще имеют место нарушения принципа равенства между участниками судебного разбирательства, отступления от требований принципа индивидуализации ответственности, случаи неправильного применения материального законодательства и т. п. Всякое отступление от предписаний закона, игнорирование или упрощение процессуальной процедуры, проведение судебного процесса в урезанном виде подтачивают престиж правосудия, подрывают доверие к нему и уважение граждан как к правоохранительной деятельности, так и к праву. Культура процесса во многом зависит от правильных взаимоотношений председательствующего с прокурором и адвокатом, от их поведения в судебном заседании. Председательствующий, руководя судебным заседанием, должен следить за тем, чтобы адвокатская критика доводов обвинителя и критика прокурором доводов ------------------------------------------------------------------- См.: Крыгин В. Культура судебного процесса / Судовы весшк. 1995. № 2.С. 58. зашиты не переходили границ дозволенного законом и моралью, не допускать постановки свидетелям, обвиняемому, ответчику и истцу наводящих вопросов, быстро и решительно реагировать на недопустимое поведение в процессе какого-либо из его участников12. Культура полемики всегда предполагает уважение чужого мнения. В суде надо сражаться за истину, а не за свою победу. Судебное разбирательство - не место спора во имя собственной победы. «В основании судебного красноречия, - писал А. Ф. Кони, — лежит необходимость доказывать и убеждать». Умение влиять на правосознание людей, убеждать их в справедливости и гуманности правосудия - неотъемлемая черта выступления каждого государственного обвинителя и защитника. Если в суде предстоит опровергать вымышленные процессуальным противником положения, то лучше всего спокойно и ясно противопоставить им доказательства. Когда противная сторона оперирует подлинными, а не выдуманными фактами, но дает им ложное объяснение, делает фальшивые выводы и обобщения, следует сосредоточить внимание на логической стороне дела, раскрыть механизм извращения, к которому прибег противник, чтобы из истинных посылок вывести ложные умозаключения. Участвующие в судебном заседании должны видеть, что выступающий в прениях превосходит своего процессуального оппонента и в знании материалов дела, и в умении ими оперировать, а главное - в добросовестности своих намерений и приемов. Все это должно сказываться на форме и тоне полемики. В некоторых случаях сама уверенность тона выступающего свидетельствует о прочности его позиций, о превосходстве над оппонентом. Но, разумеется, эта уверенность должна базироваться на принципиальности позиции, на действительном знании дела, умении оперировать доказательствами. Выступления прокуроров и адвокатов в суде должны отвечать высоким требованиям ораторского искусства: быть содержательными и убедительными, простыми и лаконичными, логически стройными и выразительными. Первоклассного судебного оратора отличает прежде всего высокая культура, отличное знание родного языка, умение пользоваться нужным словом, которое точно и впечатляюще передавало бы его мысли. ------------------------------------------------------------------- " См.: Ликас А. Л Культура судебного процесса. М, 1971.С. 21. 265 Прения сторон должны убеждать судебную аудиторию не в том, что обвинитель и защитник умеют хорошо говорить, ведут себя тактично, но прежде всего в том, что и тот и другой руководствуются правильно понятыми интересами правосудия, творческим стремлением к отысканию истины, соображениями законности, принципиальности и объективности. Важно убедить слушателей в том, что обвинитель и защитник исходят из высоких нравственных начал правосудия, принципов гуманности и справедливости. Люди должны покидать зал судебного заседания, как писал Ф. М. Достоевский, с впечатлениями высокими, сильными и целесообразными. В своей деятельности суд руководствуется нормами процессуального законодательства, которое, как бы совершенно оно ни было, не может охватить все разнообразие и сложность отношений, возникающих в сфере правосудия. Очень часто юридический критерий оценки ситуации или поступка по необходимости дополняется судьями моральными критериями. Нормы морали в судебной деятельности несут повышенную нагрузку, а отступление от них чревато более серьезными последствиями по сравнению с последствиями, вытекающими из других сфер общественных отношений. В процессе судебной деятельности возникает множество специфических нравственных конфликтов, что создает предпосылки для развития судебной этики как важной составной части судебной культуры. Судебная этика- одна из прикладных отраслей этики - призвана показать нравственное содержание принципов и норм правосудия, способствуя их усвоению как важных социальных ценностей общества. Древние риторы всегда связывали позицию оратора с его нравственным обликом, с его стремлением к добру и справедливости, считали, что своими речами он должен служить счастью людей. Этические нормы полемики тесно связаны с логическими и психологическими и создают общие правила. Один из таких «кодексов полемиста» предложил польский ученый В. Дорошевский: • полемика есть сотрудничество, а не конфликт; • участник полемики должен быть дисциплинированным; • полемист должен взвешивать свои слова; высказывание самой умной мысли не вовремя и не по адресу может быть неразумным; • полемист должен стремиться точно понять то, что утверждает противоположная сторона; • участник полемики не должен приписывать оппоненту побочных мотивов; • участник полемики должен коротко резюмировать утверждения оппонента; • полемист должен избегать эффективных стилистических приемов, не поддаваться инерции словесных течений; • участник полемики не должен надоедать противнику; • полемист не должен брать слово по вопросам, с которыми он плохо знаком; • участник полемики должен говорить по делу, не хвастаясь своей независимостью, но и не руководствуясь желанием угодить кому-нибудь. Этические нормы ведения судебной полемики требуют прежде всего досконального знания рассматриваемого дела. «Судебное красноречие предполагает, - как писал А. Ф. Мерзляков в «Краткой риторике», — полное и ясное понятие о том деле, которое составляет предмет речи». Эту же мысль высказывал и А. Ф. Кони в статье «Приемы и задачи прокуратуры»: «Нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства». Даже опубликованные речи участников судебных прений содержат многочисленные факты плохого знания обстоятельств рассматриваемого в суде дела, неуважительного отношения к свидетелям и потерпевшим. Этические начала судебного разбирательства наиболее ярко проявляются в: добросовестном исполнении участниками судебных прений своих функциональных обязанностей; высоком чувстве ответственности за порученное дело; строгой принципиальности при осуществлении своих функций каждым участником судопроизводства; стремлении исключать возможность принятия ошибочного судебного решения; индивидуальном подходе к каждому рассматриваемому делу -учете особенностей участвующих в деле лиц; недопустимости унижения их человеческого достоинства; объективности оценки фактов и доказательств; 2 67 • исключении предвзятости и односторонности в освещении обстоятельств дела, в высказываниях относительно виновности привлеченных к ответственности лиц, характере их наказания; • культуре поведения и взаимоотношениях субъектов судебных прений; • соблюдении правил ведения полемики13. Обвинитель и защитник, выполняя свои функциональные обязанности при выступлении в судебной полемике, не могут использовать незаконные и неэтичные приемы для отстаивания своей позиции, настаивать на утверждениях, которые не подтверждены материалами рассматриваемого дела, вводить в заблуждение суд и лиц, присутствующих в зале судебного заседания, заявлять ходатайства, направленные на умышленную затяжку судебного разбирательства. Достижение целей судопроизводства возможно только законными и нравственно этичными средствами. 9.3. Обвинительная речь прокурора14 Подготовка прокурором обвинительной речи. Задачами уголовно-процессуального закона являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона, с тем чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Уголовно-процессуальный закон, указывается в ст. 2 УПК, должен способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов общества, прав и свобод граждан, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции Республики Беларусь, законов, уважения правил общежития. Для решения этих задач прокурор, участвуя в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя, исследует ------------------------------------------------------------------- См Данилевич А А Основы теории и профессиональной культуры судебных прений Автореф канд дне Мн, 1983 С 15 При написании настоящей главы нами использованы с учетом нового процессуального законодательства положения, содержащиеся в учебном пособии Е А Матвиенко «Судебная речь» доказательства, дает заключение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, поддерживает перед судом государственное обвинение и представляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении обвиняемого (ст. 93 УПК). Такое активное участие прокурора в стадии предварительного расследования и судебного разбирательства позволяет ему с достаточной полнотой изучить обстоятельства рассматриваемого дела и подготовить предъявленное лицу обвинение. Судебная речь прокурора - один из видов монологической речи - отличается от других ораторских жанров по цели, времени и месту. Она посвящена обвинению (цель); относится всегда к событиям, имевшим место в прошлом (время) и произносится в судебном заседании (место). Обвинительная речь прокурора - разновидность публичного выступления, и ей свойственны все этапы ораторской деятельности: докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. У прокурора несколько «свернутым» оказывается посткоммуникативный этап, так как он готовится ради единственного выступления. Улучшить свою речь, дополнить, что-то исправить в последующем здесь практически невозможно, в отличие от лектора, выступающего неоднократно с одной темой в разных аудиториях. Здесь прокурор подобен саперу: ошибки в речи, оплошности, неточности должны быть полностью исключены. Докоммуникативный этап (подготовительный) обвинительной речи начинается с момента возбуждения уголовного дела, определения его судебной перспективы. Давая санкции на избрание меры пресечения, обыск и выемку, участвуя в других следственных действиях и направляя уголовное дело в суд, согласившись с постановлением следователя, прокурор закладывает основы последующей своей обвинительной речи. Чтобы произнести в суде хорошую обвинительную речь, надо хорошо к ней подготовиться Составление плана выступления, систематизация материала и оформление записей, написание конспекта и текста речи, репетиция выступления - все эти операции по подготовке обвинительной речи проводятся до судебного разбирательства. Тщательное изучение материалов уголовного дела, скрупулезное ознакомление со всеми имеющимися по делу данными, их осмысление и анализ - начальная стадия досудебной части подготовки. «Судебное красноречие предполагает... полное и ясное понятие о том деле, которое составляет предмет речи», - подчеркивал в «Краткий риторике» А. Ф. Мерзляков. Прокурор, отправляясь от сформулированного в законе состава преступления, совершение которого предполагается, намечает вопросы, подлежащие установлению: наличие объективной стороны преступления (где, когда, каким образом оно совершено); субъекта преступления (речь идет не только о непосредственном исполнителе, но и о его соучастниках); наличие субъективной стороны данного преступления (мотив и форма вины); объекты преступного посягательства. Требуется также детально исследовать вопросы, относящиеся к гражданскому иску, ибо от этого зависят охрана прав и законных интересов как потерпевших, так и обвиняемых. Изучается личность обвиняемого, обстоятельства, отягчающие и смягчающие его ответственность. Круг обстоятельств, подлежащих доказывайте, в общем виде дан в ст. 89 УПК и в каждом конкретном случае определяется обстоятельствами совершенного преступления и задачами расследования данного дела. Согласно этой статье, по каждому уголовному делу исследованию подлежат: а) событие преступления во всех его фактических и юридических признаках (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); б) виновность обвиняемого и мотивы преступления; в) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого; г) характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и в соответствии со ст. 90 УПК — причины и условия, способствовавшие совершению преступления. При изучении материалов уголовного дела конспектируются и систематизируются наиболее важные обстоятельства дела, доказательства, дословно воспроизводятся отдельные места из протоколов допросов обвиняемого, потерпевшего и свидетелей, заключения эксперта. Систематизацию целесообразно проводить применительно к каждому обвиняемому либо применительно к каждому эпизоду обвинения. Возможно, в период досудебной подготовки прокурору потребуется дополнительно изучить литературу, комментарий к уголовному и уголовно-процессуальному законодательству, аналогичные материалы судебной практики, получить консультацию специалиста. Этап досудебной подготовки к участию в судебных прениях завершается составлением текста или тезисов обвинительной речи. «Последняя должна быть тщательно обдумана и написана полностью или в виде развернутых тезисов, подробного плана, детальных набросков»15. Если в оратороведении не возникает вопроса в целесообразности написания полного текста предстоящего выступления, то в юридической литературе относительно предварительного написания обвинительной речи имеются различные мнения. Против предварительного составления обвинительной речи высказывались М. Аджам, Л. В. Владимиров, А. Ф. Кони, Т. В. Губаева. В книге «Словесность в юриспруденции» Т. В. Губаева пишет: «Что касается устного публичного выступления в суде, то мы должны признать наиболее целесообразной позицию А. Ф. Кони, утверждающего, что тот, кто «высидел предварительно свою речь на письме», уже не способен следить за ходом судебного следствия, не может правильно воспринимать «перемену декораций», так как «ревниво любит» свой готовый текст и не желает вносить туда никаких изменений, даже необходимых с учетом интересов дела. Произнесение такой речи напоминает затверженный урок. «Подогретое блюдо», подаваемое суду в подобном виде, всегда бывает «неудачно и безвкусно»16. Противоположной точки зрения придерживался П. С. Пороховщиков: «Знайте, читатель, - писал он, - что, не исписав нескольких сажен бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руках»17. Все возражения против письменной работы над судебной речью П. Н. Обнинский удачно назвал «самонадеянным оправданием собственной лени»18. Прокурор не может, не вправе рассчитывать на свой интеллект, прошлый опыт, экспромт. «Импровизаторы, - говорит Квинтилиан, - хотят казаться умными перед дураками, но вместо того оказываются дураками перед умными людьми». Импровизация, вдохновение - слишком ненадежная основа формирования речи. Они никогда не в состоянии заменить добросовестной предварительной подготовки, компенсировать отсутствие дисциплины мысли и продуманности суждений. Они всегда таят угрозу подвести самого опытного оратора, лишить его речь цельности и четкости, увести далеко в сторону от первоначально намеченных выводов, сделать речь поверхностной, малоубедительной. ------------------------------------------------------------------- 15Матвиенко Е. А. Судебная речь. Мн., 1972. С. 148. 16Губаева Т. В. Словесность в юриспруденции. Казань, 1995. С. 206-207. 17Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1960. С. 305. 18См.: Шифман М. Л.. Речь прокурора. М., 1960. С. 27. Мы склонны поддерживать мнение Е. А Матвиенко о необходимости написания текста обвинительной речи. «Разумеется, в зависимости от характера и сложности дела, состава аудитории, квалификации прокурора и других обстоятельств объем письменной подготовки речи может быть 'и бывает различным. В одних случаях составляется полный текст речи, законченный ее проект, в других ограничиваются развернутым планом, расширенными тезисами, тщательно проработанными набросками речи, отдельными ее фрагментами. Но во всех случаях такую заготовку речи следует рассматривать лишь как предварительный вариант, который затем будет дополняться, изменяться, уточняться, шлифоваться в ходе судебного разбирательства»19 Судебное следствие - важный этап подготовки обвинительной речи. Прокурор активно участвует в судебном следствии: предлагает суду порядок исследования доказательств, допрашивает обвиняемого, свидетелей, потерпевшего, формулирует вопросы эксперту и его допрашивает, осматривает вещественные доказательства и участвует в других процессуальных действиях. Это позволяет ему проверить основные положения обвинения, аргументировать выводы имеющимися в деле и подтвержденными судебным следствием доказательствами, внести в текст речи соответствующие коррективы. Мысли, рождающиеся в ходе судебного следствия, необходимо сразу же фиксировать, так как незаписанная мысль - это найденный и потерянный клад (Д. И. Менделеев). После окончания судебного следствия суд переходит к выслушиванию прений. Для прокурора наступает завершающий этап окончательной подготовки речи по поддержанию государственного обвинения. Если для этого требуется дополнительное время, прокурор вправе просить суд об объявлении перерыва для завершающей подготовки к выступлению. Задача, решаемая государственным обвинителем, имеет воспитательно-профилактическую направленность. Обвинительная речь прокурора должна быть: • юридически точной, нравственно оправданной, стилистически грамотной; • простой и понятной всем участникам судебного следствия и присутствующим в зале гражданам; ------------------------------------------------------------------- 19 Матвиенко Е А СудебнМ речь МП, 1972. С. 150. 271 • отличаться логичностью суждений, строгой последовательностью в изложении; • точной позицией в юридической оценке содеянного обвиняемым и соразмерностью предлагаемой ему меры наказания20. Речь прокурора прозвучит убедительно, если выводы о виновности основаны на доказательствах, проверенных здесь же в суде, если при анализе доказательств обращено внимание и на достоверность их источников. Это особенно важно в отношении свидетельских показаний, особенно если обвинение строится на косвенных уликах. Обвинительная речь прокурора прозвучит убедительно для суда и всех присутствующих в зале судебного заседания, если она объективна, если прокурор не обходит молчанием обстоятельства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, положительно его характеризующие. Примером такой объективности может служить речь А.Ф. Кони по делу об убийстве иеромонаха Иллариона' «Я обвиняю подсудимого Михайлова в том, что он совершил преступление с обдуманным заранее намерением Подсудимый хочет доказать, что оно совершено внезапно, без предумышления Кто из нас прав — решит ваш приговор Закон считает оба эти преступления весьма тяжкими Но не о строгости кары думает в настоящее время обвинительная власть Есть одно соображение, которое, как мне кажется, в настоящем деле следует принять во внимание Подсудимый молод, ему 18 лет, вся жизнь еще перед ним Он начал ее очень печальным делом, начал преступной сделкой со своей совестью Но надо думать, что он не погиб окончательно и, конечно, может исправиться, может иначе начать относиться к задачам жизни и к самому себе Для этого исправления строгий и правдивый приговор суда должен быть первым шагом» Итак, от судебного оратора требуется соблюдение трех условий: хорошего знания материалов дела, строго логичного построения речи и простоты языкового оформления выступления. ------------------------------------------------------------------- О требованиях, предъявляемых к речи прокурора, см Методика подготовки обвинительной речи на суде / Соц законность 1938 № 10 С 20, Государственный обвинитель в советском суде М, 1954, Матвиенко Е А Судебная речь Мн, 1972 С 208-243, Ивакина Н Н Культура судебной речи М, 1995 С 49-57, 80-93, 144-157.
Композиция обвинительной речи прокурора. Участие прокурора в судебных прениях, его речь - это итог обвинительной деятельности, кульминационный момент в рассмотрении конкретного уголовного дела. Выступая с речью в судебных прениях, прокурор способствует постановлению законного, обоснованного и справедливого приговора. Основная его задача - доказать факт преступления и виновность обвиняемого, обосновать правильность предъявленного ему обвинения, помочь суду установить истину, чтобы суд мог принять правильное решение. «Обвинительная речь рождается, как правило, - писал Е. А. Матвиенко, - в напряженной судебной борьбе. Подвергая всестороннему анализу фактические обстоятельства уголовного дела, критически оценивая каждое обстоятельство в отдельности и все в совокупности, полемизируя по отдельным вопросам с защитой, прокурор изобличает подсудимого, индивидуализирует его ответственность, выдвигает требование о мере наказания»21. Но этим не ограничивается роль речи прокурора. Она обращена и ко всем присутствующим в зале, поэтому имеет своей целью воспитание граждан в духе уважительного отношения к закону. Судебная речь - разновидность публичной речи. Композиционно она также состоит, как и любая публичная речь, из трех частей: вступления, основной части и заключения. Если эти составляющие части конкретизировать применительно к задачам судебных прений, то обвинительная речь прокурора будет состоять из следующих элементов: 1. Вступительная часть; 2. Содержание речи: изложение фабулы дела - фактических обстоятельств преступления; анализ и оценка собранных доказательств по делу; обоснование квалификации преступления; характеристика личности обвиняемого и потерпевшего; предложение о мере наказания; рассмотрение вопросов, связанных с возмещением причиненного ущерба; анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, и предложений по их устранению; ------------------------------------------------------------------- Матвиенко Е А Судебная речь Мн, 1972 С 85 274 3. Заключительная часть. Эта схема обвинительной речи практиками судебного орато-роведения считается общепризнанной22. В зависимости от рассматриваемого дела и судебной ситуации конкретное содержание этих частей может варьироваться. Одна из особенностей выступления прокурора в том, что его речь произносится в атмосфере авансированного внимания: все присутствующие в зале судебного заседания с нетерпением ждут, что скажет прокурор. И задача прокурора состоит в том, чтобы -воспользоваться этим вниманием. Начальная пауза после предоставления председательствующим слова прокурору, негромкий его голос, умышленно замедленный темп начала речи, внешний вид и форменная одежда придают официально-строгую весомость выступлению. Первые слова, с которыми обратится прокурор к суду, должны быть заранее продуманы и подготовлены. «Тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину», -сказал знаменитый римский поэт Гораций. Эти первые фразы вступительной части могут быть посвящены особенностям данного дела, трудностям задачи,- стоящей перед государственным обвинителем в данном процессе, изложению плана обвинительной речи, показу общественной опасности совершенного преступления. Структура вступительной части определяется характером рассматриваемого дела, личностью обвиняемых, степенью доказанности их вины, подготовленностью прокурора к выступлению Со временем каждый прокурор приобретает свою манеру выступления в суде, использует свой апробированный план построения речи, стилистические обороты, удачные выражения. Но практика судебных прений выработала общие требования, которым должны отвечать речи судебных ораторов. И прежде всего речь должна быть логически стройной, состоять из трех частей: вступления, содержания и заключения. ------------------------------------------------------------------- См Шифман М Л Прокурор в уголовном процессе М, 1948 С 169, Государственный обвинитель в советском суде М, 1954 С 233, Маляров М Речь государственного обвинителя / Соц законность 1964 № 9 С 25, Басков В И Прокурор в суде первой инстанции М, 1968 С 133-134, Перлов И Д Судебные прения и последнее слово подсудимого в советском уголовном процессе М, 1957 С 49, Поддержание государственного обвинения в суде / Под ред М П Малярова М, 1970 С 11-12, Матвиенко Е А Судебная речь Мн, 1972 С 90,ИвакинаН Н Культура судебной речи М, 1995 С 81 Вступление - отправная точка речи прокурора. Оно должно быть кратким по времени, емким по содержанию и упругим по стилистической конструкции. Всем последующим выступлением прокурор подготавливает подсудимых и судебную аудиторию к мысли о необходимости наказания за содеянное и справедливости предлагаемой меры наказания. Основная часть обвинительной речи прокурора начинается, как правило, с изложения фактических обстоятельств преступления, фабулы дела. Обвинитель указывает где, когда, каким способом, с какой целью и с помощью каких средств совершено преступление, каковы его результаты и последствия. «Значение этой части речи состоит в том, что она помогает восстановить в памяти присутствующих общую картину совершенного преступления и тем самым подготавливает их к правильному восприятию и пониманию представляемых прокурором доказательств»23. В силу своего профессионального долга прокурор обязан быть объективным в изложении обстоятельств дела, которые подверглись исследованию в ходе судебного следствия, не преувеличивать опасность совершенного преступления, представить суду как изобличающие доказательства, так и обстоятельства, смягчающие вину подсудимого. Поверхностное знание материалов дела, непоследовательность в их изложении, акцентирование внимания на несущественных обстоятельствах рассматриваемого преступления, проявления неуважительного отношения к участникам судебного разбирательства снижают действенность обвинительной речи, подрывают авторитет государственного обвинителя. Основная часть выступления может быть изложена несколькими способами. Во-первых, хронологически, т. е. в той последовательности, как совершалось преступление. Во-вторых, ретроспективным способом, при котором анализируется путь, по которому шло расследование преступления. В-третьих, анализ и оценку доказательств целесообразно сгруппировать по эпизодам преступления. Если преступление многоэпизодное, либо применительно к каждому подсудимому, если их несколько, либо, наконец, в той последовательности, в которой изложены в статьях 89 и 90 УПК обстоятельства, подлежащие доказывайте по уголовному делу: ------------------------------------------------------------------- 23МатвивнкоЕ.А Судебная речь Мн, 1972. С. 103-104. 276 • событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); • виновность обвиняемого в совершении преступления; • обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого; • характер и размер ущерба, причиненного преступлением; • причины и условия, способствующие совершению преступления. Центральная часть обвинительной речи и наиболее сложная и ответственная - анализ и оценка собранных по делу доказательств. В ст. 104 УПК подчеркивается, что все собранные по делу доказательства подлежат тщательной, всесторонней и объективной проверке со стороны лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда. Эта проверка включает анализ и сопоставление полученных фактических данных с имеющимися в деле, получение новых данных из других источников. Проверка доказательств проводится с целью выяснения противоречий между ними, установления их причин и принятия мер к их устранению. Проверка усиливает убежденность в правильности сделанных выводов относительно достоверности их источника, относимое™ и значимости доказательств. Она осуществляется: 1) с помощью тактических приемов в ходе судебного следствия; 2) сопоставлением с уже установленными фактами; 3) с помощью дополнительного собирания доказательств. Фактические данные, являющиеся доказательствами, чаще других устанавливаются показаниями свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и подсудимых. Объективность показаний - явление редкое. Типичную картину изменения показаний обвиняемым верно нарисовал А. Ф. Кони: «Сначала заподозренный сознается совсем неправильно; потом, когда улики группируются вокруг него, когда сила их растет с каждым днем, с каждым шагом следователя, обвиняемый подавляется этими уликами, ему кажется, что путь отступления для него отрезан, и он дает показание наиболее правдивое; но проходит несколько времени, он начинает обдумывать все сказанное им, видеть, что дело не так страшно, каким показалось сначала, что против некоторых улик можно придумать опровержение, и тогда у него является третье сознание, сознание деланное, в котором он признается лишь в том, в чем нельзя не признаться. Опыт, даваемый уголовной практикой, приводит к тому, что в большей части преступлений, в которых виновность преступника строится на косвенных доказательствах, на совокупности улик и лишь отчасти подкрепляется его собственным сознанием, это сознание несколько раз меняет свой объем и свою окраску Подозреваемый сознается лишь в одном, неизбежном, надеясь уйти от суда, обвиняемый сознается полнее, потому что надежда уйти от суда меркнет в его глазах, подсудимый, пройдя школу размышления, а иногда и советов товарищей по несчастью, снова выбрасывает из своего признания все то, что можно выбросить, все, к чему не приросли твердо улики, ибо у него снова блестит надежда уйти не от суда, но от наказания» 24 Ни одно из доказательств не имеет заранее установленной силы Это является одним из основных положений уголовного процесса. Определение значимости любого факта, содержащегося в показаниях, зависит от конкретных обстоятельств расследуемого дела. Данные, содержащиеся в показаниях, и сами показания оцениваются судом, прокурором, следователем и лицом, производящим дознание, в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами на основе внутреннего убеждения Ни одно из доказательств не может существовать изолированно, вне системы доказательств, находящихся в различных связях друг с другом. Наиболее тщательно анализируются в обвинительной речи прокурора материалы дела, в котором обвинение основано на косвенных доказательствах Здесь должны быть связаны воедино все разрозненные факты, которые создавали бы цепь улик, объективно устанавливающие виновность подсудимого Иногда прокурор вместо этого просто пересказывает материалы дела, воспроизводит их некритически Он забывает, что он -не рассказчик, а государственный обвинитель. От него требуется не пересказ, а отбор материала и квалифицированный его разбор. ------------------------------------------------------------------- 24 Кони А Ф Собр соч М, 1967 Т 3 С 165-166 По мнению А Ф Кони, с» полным доверием можно относиться к показаниям, которые даны при явке с по» винной «Сознание, - говорил он в обвинительной речи по делу об убийстве иеромонаха Иллариона, - бывает различных видов, из числа этих различных видов мы знаем только один, к которому можно отнестись совершенно спокойно и с полным доверием Это такое сознание, когда следы преступления тщательно скрыты, когда личность совершившего преступление не оставила после себя никаких указаний и когда виновный сам, по собственному побуждению, вследствие угрызений совести является к суду, заявляет о том, что сделал, и требует, просит себе наказание, чтоб помириться с самим собой» (Там же С 269-270) Неправильно и под предлогом ясности дела и очевидности виновности обвиняемого уклоняться от разбора доказательств, заменять его банальными утверждениями, что виновность доказана полностью прошедшими перед судом доказательствами. Иногда еще можно встретить такое стандартное обоснование обвинения «виновность подсудимого полностью доказана показаниями свидетелей и потерпевшего, заключением эксперта и вещественными доказательствами» Такой сверхкраткий «анализ» ничего не дает и никому не нужен В обвинительной речи прокурор обязан проанализировать все имеющиеся доказательства в отношении каждого пункта обвинения, эпизода и каждого обвиняемого. «Правильное разрешение уголовного дела, определение наиболее целесообразных форм и средств правового воздействия на виновного невозможно без глубокого и всестороннего изучения личности подсудимого, выяснения всего комплекса социально значимых внутренних и внешних его свойств и качеств: характера, воли, интеллекта, потребностей, способностей, темперамента, наклонностей, эмоциональной зрелости и др.»25. Перед тем как высказывать соображения о мере наказания, прокурор обосновывает в речи правомерность квалификации преступления, т. е. проводит тщательный юридический анализ состава преступления (объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны) на что было направлено преступление, какое действие или бездействие совершено обвиняемым, каковы их последствия, имеется ли причинная связь между совершенными действиями и наступившим результатом, вменяемость субъекта преступления, его возраст, форма вины Заключительный аккорд основной части обвинительной речи -изложение соображения по поводу применения уголовного закона, о мере наказания и разрешения вопросов, связанных с возмещением причиненного ущерба Эта часть выступления провозглашается от имени государства и должна прозвучать как приговор. Судебная практика свидетельствует, что здесь допускаются следующие ошибки- 1) прокурор требует меру наказания более строгую в расчете на то, что суд ее смягчит, ------------------------------------------------------------------- 25 Матвиенко Е А Судебная речь Мн, 1972 С 191 О характеристике личности подсудимого и потерпевшего см Михайловская Н Г, Одинцов В В Искусство судебного оратора М, 1981 С 129-133 2) прокурор (из-за недостаточной подготовки) требует применить наказание, расходясь с действующим законодательством; 3) требует наказания, явно не соответствующего тяжести совершенного преступления или личности обвиняемого, лицу, совершившему незначительное преступление, второстепенному участнику при отсутствии вредных последствий и т. д.; 4) допускает ошибки в определении вида исправительно-трудовой колонии. Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный потерпевшим гражданский иск. В обвинительной речи он утверждает, установлен ли факт нанесения материального ущерба, кому этот ущерб нанесен и в каком размере, а также подлежит ли удовлетворению заявленный гражданский иск. Заключительная часть речи - самая короткая по времени по сравнению со вступительной частью и тем более с основным со" держанием. Она должна быть лаконичной, выразительной, эмоционально-возвышенной, эффектной, органически связанной со всеми предшествующими частями речи. Образцом в этой части может служить заключительная часть речи А. Ф. Кони по делу подсудимого Емельянова, обвинявшегося в утоплении из ревности своей жены: «Я нахожу, что подсудимый Емельянов совершил дело ужасное. Нахожу, что, постановив жестокий приговор над своей бедной и ни в чем не повинной женой, он со всей строгостью привел его в исполнение. Если вы вынесете из дела такое же убеждение, как и я, если мои доводы подтвердят в вас это убеждение, то я думаю... что подсудимый услышит из ваших уст приговор, конечно, менее суровый, но, без сомнения, более справедливый, чем тот, который он сам произвел над своей женой»26. Заключительная часть обвинительной речи- это выводы, вытекающие из всего того, что было до этого сказано. Заключительная часть - это не краткое повторение речи. Здесь государственный обвинитель формулирует итоги судебного процесса, указывает на уроки, которые должны быть сделаны, на меры, которые необходимо предпринять для устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления, подчеркивает значение ожидаемого приговора. ------------------------------------------------------------------- Кони А Ф. Избр. произведения М, 1959. Т. 1. С. 230-231. 280
Date: 2015-10-22; view: 3296; Нарушение авторских прав |