Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тактика исполнения лекции
Заключительный, завершающий и самый важный этап деятельности лектора - произнесение лекции в конкретной аудитории. Лекция - это экзамен ума лектора, его психологии и воли. В процессе выступления в конкретной аудитории лектор должен, воплотив в себе психолога, педагога, артиста и методиста одновременно, в органическом слиянии, осуществить следующие виды деятельности: создать логически и стилистически цельный устный монолог; произвести моментальную ориентацию в аудитории и установить живой контакт с конкретными слушателями; включить все группы слушателей в активную мыслительную деятельность с задачей приведения их к единому мотивационному типу - познавательно-интеллектуальному; скорректировать тактику и общий план лекции с учетом местных условий и непред- виденной реакции слушателей; осуществить контроль над собственной речевой деятельностью и моментальную самооценку на основе сигналов обратной связи. Каждое выступление лектора - проверка его зрелости, и слушатели в своей аудиторной совокупности - проверяющие, судьи говорящего, совмещающие в себе взаимоисключающие роли прокурора и адвоката, свидетелей обвинения и защиты, потерпевшего и обвиняемого. Свой приговор они выносят собственноручно - аплодисментами, благодарностью или молчаливым осуждением. Психологически лекция для лектора начинается, образно говоря, с проходной завода, от того, заказан ли пропуск, встречает ли организатор, вывешено ли объявление, собраны ли и как собраны слушатели, как представили слушателям лектора - от всего этого зависит настроение выступающего и в конечном итоге качество лекции. Видимо, лектору надо выработать в себе иммунитет внешнего спокойствия к подобным раздражителям, убедить себя в мысли, что для слушателей лекция в настоящий момент -не самое главное, для них она может быть и элементом необходимости. Это лекция для лектора в данное время является если не праздником, то главным событием дня. Ознакомившись с помещением, где предстоит выступать лектору, следует определить, какие посторонние раздражители будут мешать читать лекцию, и постараться их нейтрализовать: попросить на время лекции выключить вентиляцию, открыть дверь настежь, чтобы она не мешала своим скрипом, когда будут входить опаздывающие, и т. д. Не следует поддаваться на уговоры местных организаторов начать лекцию, пока собираются слушатели, продемонстрировать кинофильм до лекции, чтобы собрать таким способом слушателей, изложить материал «покороче». Задача лектора в настоящий момент: определить особенности данной аудитории, мотивы прихода на лекцию, уровень подготовки, профессиональные и другие особенности слушателей, их подготовленность к данной теме и т. д., сообщить слушателям определенную сумму знаний, заинтересовать, заставить думать и переживать, организовать процесс слушания, психологической основой которого является «эффект сопереживания». На лекцию нельзя опаздывать. Надо прийти заранее, побеседовать с организатором о делах коллектива, представить настроение слушателей, пока они собираются, мысленно «пробежать» содержание лекции. Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем предстоит сказать, это придает ему бодрость и снимает излишнее волнение13. Самый ответственный момент - встреча со слушателями. Каждый лектор перед встречей волнуется. Но его волнение обратно пропорционально затраченным на подготовку усилиям. Важно воспитывать в себе такое «чувство» аудитории, чтобы она психологически не сковывала и не давила, а напротив, создавала творчески приподнятое настроение, мобилизационную готовность, особый эмоциональный настрой. Чтобы снять излишнее волнение, иногда достаточно выдержать, находясь на трибуне, паузу перед началом лекции, чтобы собраться и успокоиться. Можно начать лекцию с заранее выученной фразы, чтобы, услышав себя, свой голос, обрести уверенность. В иных случаях достаточно оглядеть аудиторию, обратить внимание на слушателя, который как бы более других внимателен к лектору или ему более симпатичен, и продолжать выступление, обращаясь сперва непосредственно именно к этому слушателю. Затем лектор все более широко охватывает аудиторию и в конце концов как бы видит всех и обращается к каждому. Каковы слагаемые успеха лекции9 Чтобы лекция имела успех, надо завоевать внимание слушателей и удержать аудиторию в напряженном ожидании до конца лекции. Установлению взаимопонимания с аудиторией лектору мешают, как мы установили ранее, два барьера: смысловой и эмоциональный. Смысло - «Лекция требует большой затраты сил, - пишет У Л Брэгг Хороший, добросовестный лектор нервничает до начала лекции и обессилен после нее Полагаю, что можно многое сказать в пользу традиции, существующей в Королевском институте там лектора, по крайней мере, за полчаса до начала запирают в особой «комнате лектора» Традиция эта пошла с того случая, когда один лектор (это был Уинстон, известный своим «мостиком Уинстона»), нервничая, убежал перед самым началом С тех пор и до сего времени перед комнатой ставится охрана Конечно, не для того, чтобы помешать лектору уйти, а для того, чтобы предотвратить чье-нибудь вторжение извне Большинство лекторов (если не все) ценят это свободное время, позволяющее в последний раз просмотреть материал и собраться с мыслями Если бы репортеры понимали душевное состояние человека, собирающегося читать лекцию, сходное с состоянием спортсмена, готовящегося к состязанию, то, я уверен, они не стали бы его дергать непосредственно перед началом для того, чтобы выяснить его взгляды К примеру, на атомную бомбу После лекции он свободен отключить свой мозг, может быть к их услугам и удовлетворить их любознательность любым доступным ему способом» (Брэгг У Л Искусство научной беседы / Наука и жизнь 1968 №7 С 87) вой возникает в том случае, если лектор не смог правильно рассчитать уровень подготовки слушателей. Содержание лекции должно быть доступным, предполагать сознательное усвоение слушателями излагаемого материала. Не следует заумно, наукообразно излагать простые истины, их можно подать интересно. Второй барьер -эмоциональный - возникает в том случае, когда аудитория психологически не подготовлена к восприятию лектора. Всем лекторам хорошо известно, что в день выдачи зарплаты трудно организовать лекцию. С подобной ситуацией встречаешься в общежитии, когда по телевидению демонстрируется футбольный или хоккейный матч, многосерийный фильм. Удержать контакт с аудиторией можно краткостью изложения, быстрым движением речи и краткими «освежающими» отступлениями. Контакт с аудиторией - показатель качества лекции. Во время лекции рекомендуется прислушиваться к аудитории, держать ее в поле зрения, выделяя для этого ту или иную группу слушателей. Это психологически оправданно: устанавливается зрительный контакт, способствующий общению лектора с аудиторией. У лектора-юриста роль не из веселых: ему приходится говорить о негативных явлениях нашей действительности. И когда он бичует взяточничество, мошенничество, хулиганство и пьянство, не следует пристально смотреть на одного человека: его можно смутить, и взгляд лектора может быть неправильно понят. Не следует отвлекаться во время чтения лекции: рассматривать висящие на стенах картины, смотреть в окно без особой надобности, поглядывать на часы. В любой аудитории лекцию надо читать стоя, подчеркивая тем самым свое уважение к аудитории. Говорят, что опытный оратор видит сразу всю аудиторию. Нельзя полностью согласиться с этим утверждением. Обычно выбираются из числа слушателей, сидящих в разных концах зала, 5-7 лиц, симпатизирующих лектору, которые в знак согласия с ним кивают утвердительно головой. С ориентацией на них читается лекция. Но вдруг обнаруживается, что в аудитории есть слушатели, которые индифферентно или негативно относятся к словам лектора. У лектора падает настроение, он начинает сомневаться, насколько убедительно говорит. Представляется, что как первая, симпатизирующая лектору, так и вторая, ему «противостоящая», части слушателей являются положительным явлением. Дело в том, что лектора иногда в аудитории «подзаносит»: не хотел сказать, да сказал, привел пример, а он оказался неудачным, и слушатели из него сделали обобщающий неверный вывод. Восточная мудрость гласит: «Когда слово выговорено, даже колесница, запряженная четверкой, не может его настигнуть и вернуть». И приходится лектору затем объяснять свое выступление. Чтобы не возникло подобных ситуаций, надо следить за обратной реакцией, почаще посматривать в аудиторию, на тех слушателей, которые, как кажется лектору, настроены негативно. Они «держат» лектора в рамках, и он ответственнее ведет себя за кафедрой. Следует помнить, что лектор говорит с высокой трибуны. И не потому, что она возвышается над слушателями, а потому, что это трибуна юриста. И всему тому, что он говорит, слушатели верят. Лектор-юрист находится под защитой своего авторитета. Вот почему то доверие, которое оказывают слушатели лектору, необходимо оправдывать хорошей методической подготовкой, постоянно заботиться о качестве выступлений. Речь лектора - одна из составляющих успеха лекции. Она должна звучать легко и правдиво, приближаться к разговорному языку, быть адресована конкретному слушателю. В лекции не следует употреблять без особой на то нужды иностранные слова, надо избегать слов-паразитов - этого словесного мусора, затрудняющего восприятие смысла, не несущего полезной информации. Неправильное ударение так же оскорбительно для слуха, как неупотребительное или искаженное слово. Слушающий ловит говорящего на ошибках, отмечая те или иные недостатки. В выборе сиюминутных оценок он не стесняется, говоря мысленно или соседу: «лектор занудлив», «повторяется», «скучен» или, напротив, «неуместно весел», «слишком криклив» или «читает как пономарь», - классификация таких ошибок может быть продолжена. Юрист не может злоупотреблять терминологией, перегружать сообщение однопорядковым фактическим материалом (это не облегчает, а осложняет восприятие); особенно осторожно и экономно следует пользоваться цифровым материалом, который на слух плохо воспринимается и, как правило, быстро утомляет слушателей. Речь юриста должна быть грамотной во всех отношениях. «Не тот оратор, кто легко говорит, а тот, кого легко слушать», - гласит пословица. Н. В. Гоголь, будучи профессором Киевского университета, на практике испытав себя в качестве оратора, в следующих сло- вах выразил требования, предъявляемые к языку лектора: «Слог. профессора должен быть увлекательный, огненный. Он должен в высочайшей степени овладеть вниманием слушателей Если хоть один из них может предаться во время лекции посторонним мыслям, то вся вина падает на профессора он не умел быть так занимателен, чтобы покорить своей воле даже мысли слушателей. Нельзя вообразить, не испытавши, какое вредное влияние происходит из-за того, если слог профессора вял, сух и не имеет той живости, которая не дает мыслям ни на минуту рассыпаться. Тогда не спасет его самая ученость его не будут слушать; тогда никакие истины не произведут на слушателей влияния, потому что их возраст есть возраст энтузиазма и сильных потрясений; тогда происходит то, что самые ложные мысли, слышимые ими стороной, но выраженные блестящим и привлекательным языком, мгновенно увлекут их и дадут им совершенно ложное направление. Рассказ профессора должен делаться по временам возвышен, должен сыпать и возбуждать высокие мысли, но вместе с тем должен быть прост и понятен для всякого. Истинно высокое одето величественною простотою • где величие, там и простота. Он не должен довольствоваться тем, что его некоторые понимают; его должны понимать все. Чтобы делаться доступнее, он не должен быть скуп на сравнения. Как часто понятное еще более поясняется сравнением! И поэтому эти сравнения он должен всегда брать из предметов, самых знакомых слушателям. Тогда и идеальное и отвлеченное становится понятным. Он не должен говорить слишком много, потому что этим утомляется внимание слушателей, и потому что многосложность и большое обилие предметов не дадут возможности удержать все в мыслях»14. Внимание аудитории к словам лектора зависит от степени интереса к данной теме, мастерства лектора, его личных качеств, от психологического настроя аудитории. Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание — помеха в процессе речевого общения, произвольное внимание - основа речевого общения, послепроизвольное внимание слушателя - победа лектора. Сделать слушате- ------------------------------------------------------------------- Гоголь Н В. Язык науки и преподавания (О преподавании всеобщей истории). Полн собр соч Т 8. С. 28-30.
лей сопричастными мыслям и чувствам выступающего, добиться, чтобы они вместе с лектором раздумывали над выдвинутыми проблемами, - большое искусство, показатель высокого уровня лекторского мастерства. Для привлечения и удержания внимания слушателей применяются приемы новизны информации, взаимодействия интересов говорящего и слушающих, прием персонификации - рассказ о людях, с чьими именами связана проблема, прием проблемной ситуации. В этих же целях могут быть использованы яркая иллюстрация, неожиданная аналогия, риторический вопрос, вопрос аудитории, лирическое отступление, пауза, резкое изменение темпа повествования и т. д. Об отсутствии контакта между лектором и аудиторией либо его нарушении свидетельствует рассеянный и блуждающий взгляд слушателей, все усиливающийся разговор, нетерпеливое поглядывание на часы, на дверь и т. д. Для восстановления надлежащего контакта с аудиторией лектору следует уяснить причину такого поведения слушателей, для чего делается пауза и слушатели успокаиваются, или перестроить изложение. Для оживления лекции следует включить активные формы - полемику, проблемные ситуации, ТСО, риторические вопросы, которые ставит лектор, и сам же на них отвечает. Постановка этих вопросов бывает оправданной в небольшой аудитории. Иногда целесообразно для этих целей спросить аудиторию, каким временем располагает лектор, либо в процессе изложения включить фразу, свидетельствующую о том, что лектор будет говорить такое-то количество времени. Например: «Позвольте мне в оставшиеся пять минут остановиться на следующем вопросе..» Чтобы удержать внимание аудитории, надо все время развивать тему, следить за логикой изложения. Если аудитория поняла лектора, не следует топтаться на месте, а надо идти дальше, если выразила сомнение - привести новые аргументы. Брошенную из зала реплику можно использовать для активизации внимания слушателей, если реплика представляет интерес. По форме лекция является монологом, но в массовой аудитории по содержанию она нередко превращается в острополитический диалог. Реакция на лекцию может быть различной: от конструктивно-соглашательской до инфантильно-конфликтной. Ощущение лектора, его психология очень хорошо переданы А. П. Чеховым в рассказе «Скучная история» словами старого профессора: «Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей нужно, кроме таланта, иметь еще и сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаете, и о том, что составляет предмет своей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поле зрения. Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мной полтораста лиц, непохожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватить из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературно, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеется только час и сорок минут. Одним словом, работы немало В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого или наоборот. Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок... Один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбается своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать. Никакой спор, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслажде- ния, как чтение лекций. Только на лекции я мог весь отдаваться страсти, и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле И я думаю. Геркулес после самого пикантного из своих подвигов не чувствовал такого сладострастного изнеможения, какое переживал я всякий раз после лекции»^. Остановимся еще на трех вопросах: о лекторском такте, эмоциональности выступлений и тактике ответов на вопросы, задаваемые по ходу лекции или в ее конце. Чтобы по отношению к слушателям соблюсти такт, лектору следует постоянно ставить себя в их положение. И тогда не будет выступлений, произносимых назидательным, менторским тоном, не будет обращений типа: «Как вы помните. Указ 1947 года «Об усилении уголовной ответственности.» (а слушателям по 18 лет) и слов вроде «Как видите, товарищи..» (а лекция читается в обществе слепых). Не рекомендуется делать замечания слушателям. Бестактным звучит предложение лектора, обращенное к слушателям, пересесть поближе к кафедре. Целесообразнее самому лектору оставить кафедру и подойти к слушателям. Если кто-то из слушателей разговаривает, единственное средство их остановить - самому лектору прервать себя на полуслове и посмотреть в сторону разговаривающих. Они поймут, что лектор остановился из-за них, и разговаривать в ходе лекции он никому не позволит. Аудитория таким образом дисциплинируется. Надо учиться управлять аудиторией, и аудитория любит того, кто может ею управлять. Не следует делать замечаний и опоздавшим. Единственное здесь средство - прервать себя и невозмутимо ждать, пока опоздавшие рассядутся. Так же следует поступить и в отношении следующего опоздавшего. На третий раз сами слушатели взрываются: «Да когда же мы научимся приходить на лекцию вовремя! Человеку говорить не дают!». В процессе чтения лекции следует позаботиться и об отдыхе слушателей. Лекция - это труд не только для того, кто ее читает, но и для тех, кто ее слушает. Держать аудиторию под напряжением в течение всей лекции нельзя. И тогда опытный оратор использует эмоциональную разрядку, обращаясь к шутке, внося в речь какой-нибудь любопытный факт, делая паузу в плавном течении речи, изменяя ее темп, повышая или понижая голос. Поэтому материал, трудный для усвоения, следует подавать попеременно с таким, который не требует ------------------------------------------------------------------- 15 Чехов А П Соч М, 1962. Т 6 С 281-282 331 концентрации воли для его понимания, скучный чередовать с интересным, надо сделать небольшое освежающее отступление, которое должно быть легким и в то же время связанным с содержанием данного места речи. Такими отступлениями могут быть яркий, удачно подобранный пример, крылатые слова, пословицы и т. д. Педагогически бестактно упрекать слушателей за плохую явку на лекцию. В данном случае лектор «ругает» тех, кто его не слышит, и упрекает тех, кто пришел его слушать. Надо прежде всего сказать слова благодарности тем, кто находится в аудитории, а после лекции разобраться вместе с организатором, почему была плохая явка на лекцию. В любой ситуации надо быть оптимистом. Лектор-оптимист, глядя на полупустой зал, скажет; «Смотрите, зал наполовину полон», а лектор-пессимист изречет: «Зал наполовину пуст». Количество слушателей одно и то же, а оценка - разная. В каждом случае лектор должен продемонстрировать культуру общения, уважительное отношение к аудитории. Он должен проявить педагогический такт («как вы понимаете...», «если вы не устали...» и т. д.). Правовой пропагандой надо заниматься убежденно, убедительно, доходчиво и ярко. Если первые требования соблюдаются, то, к сожалению, «яркости» в публичных выступлениях юристов маловато. Скучно, серо, бледно, буднично, бесстрастно - вот так оценивают слушатели в рецензиях большую часть лекции. И для слушателей лекция сегодня не является праздником. Ораторы часто забывают: путь к сердцу человека лежит не только через рассудок, но и через эмоции. Вот почему лекция должна быть прочитана бодро, оптимистично, эмоционально. Вне зависимости от усталости и настроения нужно прочитать лекцию так, как будто это самая главная лекция в жизни, а у слушателей сложилось бы впечатление, будто она была подготовлена и прочитана специально для них и только для них. Важно, чтобы у слушателя после лекции появилось желание сделать что-нибудь хорошее, стать лучше. Если человек из-за стола должен вставать с чувством легкого голода, то слушатель должен уходить с чувством интеллектуального голода. «Преподнесите проблему таким образом, - советует Ф. Снелл, - чтобы она стала для каждого слушателя его личной проблемой. Наделите каждого слушателя ответственностью за решение проблемы»16. ------------------------------------------------------------------- Снелл Фр. Искусство делового общения. М., 1990. С. 20.
В теории лекционной пропаганды были попытки установить КПД прочитанных лекций. Критериями здесь могут быть: общее отношение аудитории к лектору и лекции, степень усвоения информации, характер вопросов, завершение контакта лектора с аудиторией, содержание разговоров и высказываний слушателей после лекции, посещаемость. Но есть наиболее верный способ определения эффективности публичных выступлений - это определение степени воздействия на слушателей. Социологи и психологи утверждают, что при хорошем настроении у рабочего повышается производительность труда на 17 - 20%, люди умственного труда при хорошем настроении допускают на 20% меньше ошибок. Если после лекции у слушателей создано такое настроение, можно считать, что лектор выполнил свою основную задачу. Эмоциональность и вдохновение - вот две составляющие успеха лекции. Это они порождают страстное желание читать лекцию, особую торжественность и приподнятость, столь хорошо знакомые каждому лектору. Эмоциональность - это температура речи. Еще минорно звучат лекции по медицине, праву, об охране окружающей природы. Чем достигается эмоциональность? Прежде всего примерами. Но пример должен быть конкретным, понятным слушателям, и из яего должен быть сделан однозначный и неожиданный вывод. Эмоциональность достигается также своеобразным расположением слов во фразе. Слушатель не только слышит лектора, но и видит его. Поэтому лектор должен выбрать место, с которого ему удобно было бы говорить, а людям - легко слушать. Мысли лектора передаются слушателям не только словами, но и интонацией, мимикой, жестами, всем его внешним обликом. Жесты оживляют речь. Но они должны гармонировать с речью и не быть однообразными. Лектор не актер, поэтому его мимика и движения должны быть естественны, как и речь17. В поведении лектора на трибуне должно быть сведено до минимума все, что не относится к изложению материала. Заключение лекции должно прозвучать так, чтобы все почувствовали, что лекция действительно окончена. Оно произносится По мнению литературоведа И. Андроникова, устный рассказ - это маленький театр слова, лица и рук. Действительно, есть нечто, роднящее лектора с актером Но существенная разница между ними в том, что актер перевоплощается в зависимости от роли, а лектор всегда остается самим собой Если первый, как правило, произносит чужой текст, то второй не только исполнитель, но и автор подчеркнуто выразительно и, как правило, громким голосом. Иногда бывает уместен и приподнятый, торжественный тон, если аудитория всем ходом лекции к этому подготовлена. Нельзя делать окончание лекции пространным, но нельзя заканчивать ее и неожиданно. Следует суммировать сказанное, сделать выводы. Классификация ответов: По отношению к предмету ответа: прямоё и косвенный По объёму: полный (исчерпывающий) и частичный (неисчерпывающий) По степени аргументированности: обоснованный и необоснованный По степени доказанности: убедительный и неубедительный Свойства правильного ответа:
Но это должны быть действительно выводы, а не сокращенный пересказ лекции. «Конец - делу венец», - гласит пословица. Неудачное заключение может испортить хорошее впечатление, которое произвела вся лекция. Вот почему так важно заранее продумать, чем закончить выступление. Конец речи должен быть связан с началом. Это последний аккорд всей лекции, после которого слушатели почувствовали бы, что лекция окончена и говорить больше не о чем. Затянувшаяся лекция - это петля на шее слушателя (Е. А. Адамов). Важно научиться «чувствовать» время, укладываться в отведенные минуты, в процессе выступления уметь сокращать. Если выясняется, что времени явно не хватает, следует урезать среднюю часть лекции: это будет малозаметно. В начале и конце лекции не следует торопиться. Плохо, если будет скомкано выступление, но еще хуже, если лектор потребует дополнительное время. В наше динамичное время слушатель нетерпелив. И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть (Б. Паскаль). Лекцию необходимо закончить за минуту до того, как она покажется длинной. Почувствовать этот момент для опытного лектора несложно. Лекцию следует заканчивать, не выжимая аплодисментов. И еще одно методическое предостережение: нельзя лекцию заканчивать цитатой противника, негативным примером, репликой из зала, требующей ответа. Конец речи, лекции - это не конец выступления лектора. Мнение о лекторе слушатель выносит на основе того, как тот ответил на вопросы. Здесь лектор находится в затруднительном положении: к лекции хорошо подготовился, а на вопросы отвечать надо экспромтом. Вопросы к лектору- это индикатор, составляющая обратной связи лектора с аудиторией, оценка проблем, затрагиваемых в лекции. Ответы подразделяются на прямые и косвенные, полные и частичные, обоснованные и необоснованные, убедительные и неубедительные. В оратороведении выработаны определенные требования, которым должны соответствовать ответы на вопросы, задаваемые слушателями. Ответы должны быть правильными, отражать существо вопроса, краткими, четкими и исчерпывающими, сформулированными в понятной, интересной и красивой форме18. При ответах на вопросы надо следить за тем, чтобы не упустить инициативу из своих рук, не дать себя увести в сторону от темы лекции. Встречаются случаи, когда задаются вопросы-придирки («А вот вы в своей лекции сказали...»), демагогические и провокационные, чтобы проверить, как лектор будет отвечать на них, чтобы «смазать» то положительное впечатление, которое осталось от лекции, использовать трибуну для своих целей19. ------------------------------------------------------------------- требования, предъявляемые к ответу, см.' Берков В. Ф Взаимодействие лектора и слушателя М, 1986. С. 18-22; Логика Логически основы общения / В Ф. Берков, Я С Яскевич, В. И Бартон я др. М., 1994. С. 239-241. На подобные вопросы Ян Островский в книге «Истории выдуманные и невыдуманные» (М., 1976) рекомендует отвечать в шутливой форме следующим образом «Вопросы, понятно, будут разные, а потому и отвечать на них надо по-разному Старайтесь в основном отвечать цитатами из классиков В том случае, если цитата не удовлетворяет задавшего вопрос, надо действовать более решительно Вы должны сказать - Дорогой товарищ' Почему этот вопрос не задали все слушатели? Не потому ли, что вы, извините, проспали лекцию?». ходу выступления лектор прогнозирует возможные вопросы и старается их упредить, если не хочет специально их вызывать для развертывания последующего диалога. Не следует думать, что если лектор высказал какое-то положение, то его правильно поняли. Слушатели могут недорасслышать, понять неточно, а то и неправильно. Поэтому не надо на вопросы реагировать раздраженно. Отвечать следует терпеливо, даже при условии, когда вопрос задач неточно, некорректно, в литературно неправильной форме. Лектору-юристу часто приходится встречаться с острыми вопросами. Это - вопрос-критика, вопрос-выступление, связанные с негативными явлениями жизни, конкретными криминальными фактами. Позиция лектора и тональность ответа должны исключать конфронтацию с аудиторией, уход от этих и подобных вопросов с переносом контратаки на слушателей. Нужна не словесная баталия, а совместный поиск решения через вопросы присутствующих, доброжелательный разговор на равных. Поэтому лектор должен быть человеком зрелым, убежденным в правоте провозглашаемого. В риторике нельзя «себя делать» с кого-то. Лекторское мастерство индивидуально. Риторика - это наука о знании общих принципов сохранения речевой индивидуальности. Здесь важно постоянное совершенствование, методический всеобуч. Изложение темы закончим правилами-афоризмами Е. А. Адамова, сформулированными в форме заповедей на основе анализа мастерства современных лекторов20. 1. Чем важнее в социально-политическом и научном отношении тема и содержание ораторской речи, тем ярче и значительнее звучит речь оратора. Если перед тобой большая цель, твоя речь не может быть бесцельной. 2. Успех оратору может быть обеспечен лишь тогда, когда он в своей речи выражает думы, чувства и стремления своей аудитории. 3. Вера в то, что ты говоришь, и правдивость речи делают людей красноречивыми. 4. Ораторское искусство опирается на большую культуру: чем больше знаешь, тем лучше скажешь. ------------------------------------------------------------------- Адамов Е. А Советские ораторы на трибуне. М, 1966. С 45-47 См также Львов М Р Риторика М, 1995. С 187-189 5. Человеческое слово - призыв к действию, начиная от междометий пещерного человека и кончая блестящей речью современного оратора-стилиста. Вот почему действенность — важнейшее качество хорошей ораторской речи. 6. Хорошо говорить можно только о том, о чем много и честно думал. Серьезная подготовка всегда обеспечивает успех оратору. 7. Большой багаж путнику в пути неудобен - большой багаж оратору всегда удобен. Лектору, как и полководцу, нужны резервы. С ними он непобедим. 8. Перо и бумага - верные друзья лектора. Чем больше работаешь пером, тем легче владеешь языком. 9. Хорошая запись обеспечивает хорошую речь: что написано «топором», не исправишь языком. 10. Опытный оратор-лектор всегда находится в состоянии мобилизационной готовности. Выписки и вырезки свидетельствуют об этом. 11. План лекции - не только форма расположения материала, но и пресс, сжимающий его до минимума. 12. Создавая текст лекции, необходимо помнить, что он слуга лекции, а жизнь - хозяин ее. 13. Искусство оратора - в умении правильно ограничить себя; часто в стремлении исчерпать вопрос можно только исчерпать терпение слушателей; из многого взять немногое, но выразить в нем главное — такова задача лектора. 14. Хорошая лекция становится еще лучше, если она не перегружена материалом и не утомляет слушателей. Недаром восточная поговорка гласит: «Голос мудреца узнают по краткости слова». 15. Мысли и факты должны быть по росту аудитории, и никогда нельзя забывать слова Д. И. Менделеева: «Лекция, перегруженная фактами, напоминает очаг, до того заваленный дровами, что он начинает затухать». 16. Последовательность и еще раз последовательность: плохо, если мысли все врассыпную и прыгают, как воробьи на дороге. 17. Лучше привести небольшое количество цифр, но прочно поселить их в мозгу слушателей, чем обрушить на их головы каскад незапоминающихся цифр. Искусство лектора заключается в умении отбирать, сравнивать и округлять нужные цифры. Большое количество цифр может засушить лекцию и убить внимание слушателей. 18. Не выпуская слушателей из поля своего зрения, лектор все время следит, «идут» ли за ним его слушатели, не «растерял» ли он их по дороге. Поддерживая внимание слушателей, он поддерживает себя на кафедре. Лектор, потерявший внимание слушателей, оказывается в положении радио: его не только включают, но и выключают. 19. Большое значение для поддержания внимания слушателей имеет эмоциональность речи. «Эмоциональная подкладка» создается во время подготовки, она усиливается или ослабляется в процессе выступления. Слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с искренним чувством, а «дежурные фразы» и «остывшие слова» не произведут впечатления на слушателей. 20. Неясное лектору будет вдвойне неясно его слушателям. Речь должна быть абсолютно «ясной», как вода в чистом горном ручье. 21. Думая и переживая то, что он говорит, лектор заставляет думать и переживать своих слушателей. Лекция - это большой труд не только для того, кто читает, но и для тех, кто слушает. 22. Ораторская речь воспринимается тем лучше, чем больше она кажется импровизацией, однако она бывает тем хуже, чем больше на деле становится импровизацией. 23. Нехорошо, если речь оратора поражает обилием чужих мыслей и недостатком собственных. 24. Искусство оратора-лектора есть искусство мыслить и «гореть» на кафедре, а не читать с листа или плохо декламировать заученное. На кафедре, как на наковальне, окончательно выковывается заранее заготовленная лекция. 25. Речь должна быть убедительной; доказательства - это мускулы речи, они придают ей силу и делают ее твердой. 26. В умении видеть то, о чем ты говоришь, и наглядно показать это слушателям - в этом проявляется настоящий ораторский талант. Приемы драматизации и диалога всегда действуют на слушателей сильнее, чем простое описание 27. Наилучшее описание не то, в котором дается максимум подробностей, а то, которое производит неизгладимое впечатление, выделяет самое важное. 28. Точные, оригинальные и выразительные эпитеты, тропы и фигуры отличают талантливого оратора от посредственного. 29. Поменьше «подходов» и «подъездов», побольше открытого вторжения в тему лекции. 30. Красноречие находится не только в ораторе, но и в сложившейся обстановке: оратор - отец, а аудитория - мать ораторской речи. Только аудитория вынашивает ее и дает ей жизнь. 31. Не следует бояться отойти от общепринятого круга вопросов, если этого требуют жизнь и интересы слушателей. 32. Хороший оратор умеет найти новое в старом, интересное в обычном и жизненно важное во всем. 33. Говорить надо так, чтобы тебя нельзя было не слушать, не понять и не согласиться с тобой Качественный анализ публичного выступления можно провести по следующей схеме Date: 2015-10-22; view: 1890; Нарушение авторских прав |