Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактика исполнения лекции





Заключительный, завершающий и самый важный этап дея­тельности лектора - произнесение лекции в конкретной аудито­рии. Лекция - это экзамен ума лектора, его психологии и воли. В процессе выступления в конкретной аудитории лектор должен, воплотив в себе психолога, педагога, артиста и методиста одно­временно, в органическом слиянии, осуществить следующие ви­ды деятельности: создать логически и стилистически цельный устный монолог; произвести моментальную ориентацию в ауди­тории и установить живой контакт с конкретными слушателями;

включить все группы слушателей в активную мыслительную дея­тельность с задачей приведения их к единому мотивационному типу - познавательно-интеллектуальному; скорректировать так­тику и общий план лекции с учетом местных условий и непред-

виденной реакции слушателей; осуществить контроль над собст­венной речевой деятельностью и моментальную самооценку на основе сигналов обратной связи.

Каждое выступление лектора - проверка его зрелости, и слу­шатели в своей аудиторной совокупности - проверяющие, судьи говорящего, совмещающие в себе взаимоисключающие роли прокурора и адвоката, свидетелей обвинения и защиты, потер­певшего и обвиняемого. Свой приговор они выносят собственно­ручно - аплодисментами, благодарностью или молчаливым осу­ждением.

Психологически лекция для лектора начинается, образно го­воря, с проходной завода, от того, заказан ли пропуск, встречает ли организатор, вывешено ли объявление, собраны ли и как соб­раны слушатели, как представили слушателям лектора - от всего этого зависит настроение выступающего и в конечном итоге ка­чество лекции. Видимо, лектору надо выработать в себе иммуни­тет внешнего спокойствия к подобным раздражителям, убедить себя в мысли, что для слушателей лекция в настоящий момент -не самое главное, для них она может быть и элементом необхо­димости. Это лекция для лектора в данное время является если не праздником, то главным событием дня.

Ознакомившись с помещением, где предстоит выступать лек­тору, следует определить, какие посторонние раздражители будут мешать читать лекцию, и постараться их нейтрализовать: попро­сить на время лекции выключить вентиляцию, открыть дверь на­стежь, чтобы она не мешала своим скрипом, когда будут входить опаздывающие, и т. д. Не следует поддаваться на уговоры мест­ных организаторов начать лекцию, пока собираются слушатели, продемонстрировать кинофильм до лекции, чтобы собрать таким способом слушателей, изложить материал «покороче». Задача лектора в настоящий момент: определить особенности данной аудитории, мотивы прихода на лекцию, уровень подготовки, профессиональные и другие особенности слушателей, их подго­товленность к данной теме и т. д., сообщить слушателям опреде­ленную сумму знаний, заинтересовать, заставить думать и пере­живать, организовать процесс слушания, психологической осно­вой которого является «эффект сопереживания».

На лекцию нельзя опаздывать. Надо прийти заранее, побесе­довать с организатором о делах коллектива, представить настрое­ние слушателей, пока они собираются, мысленно «пробежать»

содержание лекции. Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем предстоит сказать, это придает ему бодрость и сни­мает излишнее волнение13.

Самый ответственный момент - встреча со слушателями. Ка­ждый лектор перед встречей волнуется. Но его волнение обратно пропорционально затраченным на подготовку усилиям. Важно воспитывать в себе такое «чувство» аудитории, чтобы она психо­логически не сковывала и не давила, а напротив, создавала твор­чески приподнятое настроение, мобилизационную готовность, особый эмоциональный настрой. Чтобы снять излишнее волне­ние, иногда достаточно выдержать, находясь на трибуне, паузу перед началом лекции, чтобы собраться и успокоиться. Можно начать лекцию с заранее выученной фразы, чтобы, услышав себя, свой голос, обрести уверенность. В иных случаях достаточно оглядеть аудиторию, обратить внимание на слушателя, который как бы более других внимателен к лектору или ему более симпа­тичен, и продолжать выступление, обращаясь сперва непосредст­венно именно к этому слушателю. Затем лектор все более широко охватывает аудиторию и в конце концов как бы видит всех и об­ращается к каждому.

Каковы слагаемые успеха лекции9 Чтобы лекция имела ус­пех, надо завоевать внимание слушателей и удержать аудиторию в напряженном ожидании до конца лекции. Установлению взаи­мопонимания с аудиторией лектору мешают, как мы установили ранее, два барьера: смысловой и эмоциональный. Смысло -


«Лекция требует большой затраты сил, - пишет У Л Брэгг Хороший, добросовестный лектор нервничает до начала лекции и обессилен после нее По­лагаю, что можно многое сказать в пользу традиции, существующей в Королев­ском институте там лектора, по крайней мере, за полчаса до начала запирают в особой «комнате лектора» Традиция эта пошла с того случая, когда один лектор (это был Уинстон, известный своим «мостиком Уинстона»), нервничая, убежал перед самым началом С тех пор и до сего времени перед комнатой ставится охрана Конечно, не для того, чтобы помешать лектору уйти, а для того, чтобы предотвратить чье-нибудь вторжение извне Большинство лекторов (если не все) ценят это свободное время, позволяющее в последний раз просмотреть материал и собраться с мыслями Если бы репортеры понимали душевное состояние чело­века, собирающегося читать лекцию, сходное с состоянием спортсмена, готовящегося к состязанию, то, я уверен, они не стали бы его дергать непосредственно перед началом для того, чтобы выяснить его взгляды К примеру, на атомную бомбу После лекции он свободен отключить свой мозг, может быть к их услугам и удовлетво­рить их любознательность любым доступным ему способом» (Брэгг У Л Искус­ство научной беседы / Наука и жизнь 1968 №7 С 87)

вой возникает в том случае, если лектор не смог правильно рассчитать уровень подготовки слушателей. Содержание лекции должно быть доступным, предполагать сознательное усвоение слушателями излагаемого материала. Не следует заумно, науко­образно излагать простые истины, их можно подать интересно. Второй барьер -эмоциональный - возникает в том слу­чае, когда аудитория психологически не подготовлена к воспри­ятию лектора. Всем лекторам хорошо известно, что в день выда­чи зарплаты трудно организовать лекцию. С подобной ситуацией встречаешься в общежитии, когда по телевидению демонстриру­ется футбольный или хоккейный матч, многосерийный фильм.

Удержать контакт с аудиторией можно краткостью изложе­ния, быстрым движением речи и краткими «освежающими» от­ступлениями. Контакт с аудиторией - показатель качества лекции.

Во время лекции рекомендуется прислушиваться к аудито­рии, держать ее в поле зрения, выделяя для этого ту или иную группу слушателей. Это психологически оправданно: устанавли­вается зрительный контакт, способствующий общению лектора с аудиторией. У лектора-юриста роль не из веселых: ему приходит­ся говорить о негативных явлениях нашей действительности. И когда он бичует взяточничество, мошенничество, хулиганство и пьянство, не следует пристально смотреть на одного человека: его можно смутить, и взгляд лектора может быть неправильно по­нят. Не следует отвлекаться во время чтения лекции: рассматри­вать висящие на стенах картины, смотреть в окно без особой надобности, поглядывать на часы. В любой аудитории лекцию надо читать стоя, подчеркивая тем самым свое уважение к аудитории.

Говорят, что опытный оратор видит сразу всю аудиторию. Нельзя полностью согласиться с этим утверждением. Обычно выбираются из числа слушателей, сидящих в разных концах зала, 5-7 лиц, симпатизирующих лектору, которые в знак согласия с ним кивают утвердительно головой. С ориентацией на них чита­ется лекция. Но вдруг обнаруживается, что в аудитории есть слу­шатели, которые индифферентно или негативно относятся к сло­вам лектора. У лектора падает настроение, он начинает сомне­ваться, насколько убедительно говорит. Представляется, что как первая, симпатизирующая лектору, так и вторая, ему «противо­стоящая», части слушателей являются положительным явлением.


Дело в том, что лектора иногда в аудитории «подзаносит»: не хотел сказать, да сказал, привел пример, а он оказался неудач­ным, и слушатели из него сделали обобщающий неверный вывод. Восточная мудрость гласит: «Когда слово выговорено, даже ко­лесница, запряженная четверкой, не может его настигнуть и вер­нуть». И приходится лектору затем объяснять свое выступление. Чтобы не возникло подобных ситуаций, надо следить за обратной реакцией, почаще посматривать в аудиторию, на тех слушателей, которые, как кажется лектору, настроены негативно. Они «дер­жат» лектора в рамках, и он ответственнее ведет себя за кафед­рой. Следует помнить, что лектор говорит с высокой трибуны. И не потому, что она возвышается над слушателями, а потому, что это трибуна юриста. И всему тому, что он говорит, слушатели ве­рят. Лектор-юрист находится под защитой своего авторитета. Вот почему то доверие, которое оказывают слушатели лектору, необ­ходимо оправдывать хорошей методической подготовкой, посто­янно заботиться о качестве выступлений.

Речь лектора - одна из составляющих успеха лекции. Она должна звучать легко и правдиво, приближаться к разговорному языку, быть адресована конкретному слушателю. В лекции не следует употреблять без особой на то нужды иностранные слова, надо избегать слов-паразитов - этого словесного мусора, затруд­няющего восприятие смысла, не несущего полезной информации. Неправильное ударение так же оскорбительно для слуха, как не­употребительное или искаженное слово. Слушающий ловит гово­рящего на ошибках, отмечая те или иные недостатки. В выборе сиюминутных оценок он не стесняется, говоря мысленно или со­седу: «лектор занудлив», «повторяется», «скучен» или, напротив, «неуместно весел», «слишком криклив» или «читает как поно­марь», - классификация таких ошибок может быть продолжена. Юрист не может злоупотреблять терминологией, перегружать со­общение однопорядковым фактическим материалом (это не об­легчает, а осложняет восприятие); особенно осторожно и эко­номно следует пользоваться цифровым материалом, который на слух плохо воспринимается и, как правило, быстро утомляет слушателей. Речь юриста должна быть грамотной во всех отно­шениях. «Не тот оратор, кто легко говорит, а тот, кого легко слу­шать», - гласит пословица.

Н. В. Гоголь, будучи профессором Киевского университета, на практике испытав себя в качестве оратора, в следующих сло-

вах выразил требования, предъявляемые к языку лектора: «Слог. профессора должен быть увлекательный, огненный. Он должен в высочайшей степени овладеть вниманием слушателей Если хоть один из них может предаться во время лекции посторонним мыслям, то вся вина падает на профессора он не умел быть так занимателен, чтобы покорить своей воле даже мысли слушателей. Нельзя вообразить, не испытавши, какое вредное влия­ние происходит из-за того, если слог профессора вял, сух и не имеет той живости, которая не дает мыслям ни на минуту рассыпаться. Тогда не спасет его самая ученость его не будут слушать; тогда никакие истины не произведут на слушателей влияния, потому что их возраст есть возраст энтузиазма и сильных потрясений; тогда происходит то, что самые ложные мысли, слышимые ими стороной, но выраженные блестящим и привлекательным языком, мгновенно увлекут их и дадут им со­вершенно ложное направление.


Рассказ профессора должен делаться по временам возвы­шен, должен сыпать и возбуждать высокие мысли, но вместе с тем должен быть прост и понятен для всякого. Истинно высо­кое одето величественною простотою • где величие, там и про­стота. Он не должен довольствоваться тем, что его некото­рые понимают; его должны понимать все. Чтобы делаться доступнее, он не должен быть скуп на сравнения. Как часто по­нятное еще более поясняется сравнением! И поэтому эти срав­нения он должен всегда брать из предметов, самых знакомых слушателям. Тогда и идеальное и отвлеченное становится по­нятным. Он не должен говорить слишком много, потому что этим утомляется внимание слушателей, и потому что много­сложность и большое обилие предметов не дадут возможности удержать все в мыслях»14.

Внимание аудитории к словам лектора зависит от степени интереса к данной теме, мастерства лектора, его личных качеств, от психологического настроя аудитории. Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Не­произвольное внимание — помеха в процессе речевого общения, произвольное внимание - основа речевого общения, послепроиз­вольное внимание слушателя - победа лектора. Сделать слушате-

-------------------------------------------------------------------

Гоголь Н В. Язык науки и преподавания (О преподавании всеобщей ис­тории). Полн собр соч Т 8. С. 28-30.

 

лей сопричастными мыслям и чувствам выступающего, добиться, чтобы они вместе с лектором раздумывали над выдвинутыми проблемами, - большое искусство, показатель высокого уровня лекторского мастерства.

Для привлечения и удержания внимания слушателей приме­няются приемы новизны информации, взаимодействия интересов говорящего и слушающих, прием персонификации - рассказ о людях, с чьими именами связана проблема, прием проблемной ситуации. В этих же целях могут быть использованы яркая иллю­страция, неожиданная аналогия, риторический вопрос, вопрос ау­дитории, лирическое отступление, пауза, резкое изменение темпа повествования и т. д.

Об отсутствии контакта между лектором и аудиторией либо его нарушении свидетельствует рассеянный и блуждающий взгляд слушателей, все усиливающийся разговор, нетерпеливое поглядывание на часы, на дверь и т. д. Для восстановления над­лежащего контакта с аудиторией лектору следует уяснить причи­ну такого поведения слушателей, для чего делается пауза и слу­шатели успокаиваются, или перестроить изложение. Для оживле­ния лекции следует включить активные формы - полемику, про­блемные ситуации, ТСО, риторические вопросы, которые ставит лектор, и сам же на них отвечает. Постановка этих вопросов бы­вает оправданной в небольшой аудитории. Иногда целесообразно для этих целей спросить аудиторию, каким временем располагает лектор, либо в процессе изложения включить фразу, свидетельст­вующую о том, что лектор будет говорить такое-то количество времени. Например: «Позвольте мне в оставшиеся пять минут остановиться на следующем вопросе..»

Чтобы удержать внимание аудитории, надо все время разви­вать тему, следить за логикой изложения. Если аудитория поняла лектора, не следует топтаться на месте, а надо идти дальше, если выразила сомнение - привести новые аргументы. Брошенную из зала реплику можно использовать для активизации внимания слушателей, если реплика представляет интерес. По форме лек­ция является монологом, но в массовой аудитории по содержа­нию она нередко превращается в острополитический диалог. Ре­акция на лекцию может быть различной: от конструктивно-соглашательской до инфантильно-конфликтной.

Ощущение лектора, его психология очень хорошо переданы А. П. Чеховым в рассказе «Скучная история» словами старого профессора:

«Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей нужно, кроме таланта, иметь еще и сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаете, и о том, что составляет предмет своей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, сле­дить зорко и ни на одну секунду не терять поле зрения.

Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, сле­дит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мной полтораста лиц, непохожих одно на другое, и триста глаз, гля­дящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное пред­ставление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватить из этого громадного мате­риала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, при­чем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правиль­ной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я ста­раюсь, чтобы речь моя была литературно, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеется только час и сорок минут. Одним словом, работы не­мало В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор побе­дит в вас педагога и ученого или наоборот.

Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студен­ты начинают поглядывать на потолок... Один полезет за плат­ком, другой сядет поудобнее, третий улыбается своим мыс­лям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять ме­ры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Вни­мание освежилось, и я могу продолжать. Никакой спор, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслажде-

ния, как чтение лекций. Только на лекции я мог весь отдаваться страсти, и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а суще­ствует на самом деле И я думаю. Геркулес после самого пикант­ного из своих подвигов не чувствовал такого сладострастного изнеможения, какое переживал я всякий раз после лекции»^.

Остановимся еще на трех вопросах: о лекторском такте, эмо­циональности выступлений и тактике ответов на вопросы, зада­ваемые по ходу лекции или в ее конце. Чтобы по отношению к слушателям соблюсти такт, лектору следует постоянно ставить себя в их положение. И тогда не будет выступлений, произносимых назидательным, менторским тоном, не будет обращений ти­па: «Как вы помните. Указ 1947 года «Об усилении уголовной ответственности.» (а слушателям по 18 лет) и слов вроде «Как видите, товарищи..» (а лекция читается в обществе сле­пых). Не рекомендуется делать замечания слушателям. Бестакт­ным звучит предложение лектора, обращенное к слушателям, пе­ресесть поближе к кафедре. Целесообразнее самому лектору ос­тавить кафедру и подойти к слушателям. Если кто-то из слушате­лей разговаривает, единственное средство их остановить - само­му лектору прервать себя на полуслове и посмотреть в сторону разговаривающих. Они поймут, что лектор остановился из-за них, и разговаривать в ходе лекции он никому не позволит. Аудитория таким образом дисциплинируется. Надо учиться управлять ауди­торией, и аудитория любит того, кто может ею управлять. Не следует делать замечаний и опоздавшим. Единственное здесь средство - прервать себя и невозмутимо ждать, пока опоздавшие рассядутся. Так же следует поступить и в отношении следующего опоздавшего. На третий раз сами слушатели взрываются: «Да ко­гда же мы научимся приходить на лекцию вовремя! Человеку го­ворить не дают!».

В процессе чтения лекции следует позаботиться и об отдыхе слушателей. Лекция - это труд не только для того, кто ее читает, но и для тех, кто ее слушает. Держать аудиторию под напряжением в те­чение всей лекции нельзя. И тогда опытный оратор использует эмо­циональную разрядку, обращаясь к шутке, внося в речь какой-нибудь любопытный факт, делая паузу в плавном течении речи, изменяя ее темп, повышая или понижая голос. Поэтому материал, трудный для усвоения, следует подавать попеременно с таким, который не требует

-------------------------------------------------------------------

15 Чехов А П Соч М, 1962. Т 6 С 281-282 331

концентрации воли для его понимания, скучный чередовать с инте­ресным, надо сделать небольшое освежающее отступление, которое должно быть легким и в то же время связанным с содержанием дан­ного места речи. Такими отступлениями могут быть яркий, удачно подобранный пример, крылатые слова, пословицы и т. д.

Педагогически бестактно упрекать слушателей за плохую яв­ку на лекцию. В данном случае лектор «ругает» тех, кто его не слышит, и упрекает тех, кто пришел его слушать. Надо прежде всего сказать слова благодарности тем, кто находится в аудитории, а после лекции разобраться вместе с организатором, почему была пло­хая явка на лекцию. В любой ситуации надо быть оптимистом. Лек­тор-оптимист, глядя на полупустой зал, скажет; «Смотрите, зал на­половину полон», а лектор-пессимист изречет: «Зал наполовину пуст». Количество слушателей одно и то же, а оценка - разная.

В каждом случае лектор должен продемонстрировать культу­ру общения, уважительное отношение к аудитории. Он должен проявить педагогический такт («как вы понимаете...», «если вы не устали...» и т. д.).

Правовой пропагандой надо заниматься убежденно, убеди­тельно, доходчиво и ярко. Если первые требования соблюдаются, то, к сожалению, «яркости» в публичных выступлениях юристов маловато. Скучно, серо, бледно, буднично, бесстрастно - вот так оценивают слушатели в рецензиях большую часть лекции. И для слушателей лекция сегодня не является праздником. Ораторы часто забывают: путь к сердцу человека лежит не только через рассудок, но и через эмоции. Вот почему лекция должна быть прочитана бодро, оптимистично, эмоционально. Вне зависимости от усталости и настроения нужно прочитать лекцию так, как буд­то это самая главная лекция в жизни, а у слушателей сложилось бы впечатление, будто она была подготовлена и прочитана спе­циально для них и только для них. Важно, чтобы у слушателя по­сле лекции появилось желание сделать что-нибудь хорошее, стать лучше. Если человек из-за стола должен вставать с чувством лег­кого голода, то слушатель должен уходить с чувством интеллек­туального голода. «Преподнесите проблему таким образом, - со­ветует Ф. Снелл, - чтобы она стала для каждого слушателя его личной проблемой. Наделите каждого слушателя ответственно­стью за решение проблемы»16.

-------------------------------------------------------------------

Снелл Фр. Искусство делового общения. М., 1990. С. 20.

 

В теории лекционной пропаганды были попытки установить КПД прочитанных лекций. Критериями здесь могут быть: общее отношение аудитории к лектору и лекции, степень усвоения ин­формации, характер вопросов, завершение контакта лектора с ау­диторией, содержание разговоров и высказываний слушателей после лекции, посещаемость. Но есть наиболее верный способ определения эффективности публичных выступлений - это опре­деление степени воздействия на слушателей. Социологи и психо­логи утверждают, что при хорошем настроении у рабочего по­вышается производительность труда на 17 - 20%, люди умствен­ного труда при хорошем настроении допускают на 20% меньше ошибок. Если после лекции у слушателей создано такое настрое­ние, можно считать, что лектор выполнил свою основную задачу.

Эмоциональность и вдохновение - вот две составляющие ус­пеха лекции. Это они порождают страстное желание читать лек­цию, особую торжественность и приподнятость, столь хорошо знакомые каждому лектору. Эмоциональность - это температура речи. Еще минорно звучат лекции по медицине, праву, об охране окружающей природы.

Чем достигается эмоциональность? Прежде всего примерами. Но пример должен быть конкретным, понятным слушателям, и из яего должен быть сделан однозначный и неожиданный вывод. Эмоциональность достигается также своеобразным расположе­нием слов во фразе. Слушатель не только слышит лектора, но и видит его. Поэтому лектор должен выбрать место, с которого ему удобно было бы говорить, а людям - легко слушать. Мысли лекто­ра передаются слушателям не только словами, но и интонацией, мимикой, жестами, всем его внешним обликом. Жесты оживляют речь. Но они должны гармонировать с речью и не быть однообраз­ными. Лектор не актер, поэтому его мимика и движения должны быть естественны, как и речь17. В поведении лектора на трибуне должно быть сведено до минимума все, что не относится к изложе­нию материала.

Заключение лекции должно прозвучать так, чтобы все почув­ствовали, что лекция действительно окончена. Оно произносится

По мнению литературоведа И. Андроникова, устный рассказ - это малень­кий театр слова, лица и рук. Действительно, есть нечто, роднящее лектора с акте­ром Но существенная разница между ними в том, что актер перевоплощается в за­висимости от роли, а лектор всегда остается самим собой Если первый, как прави­ло, произносит чужой текст, то второй не только исполнитель, но и автор

подчеркнуто выразительно и, как правило, громким голосом. Иногда бывает уместен и приподнятый, торжественный тон, если аудитория всем ходом лекции к этому подготовлена. Нельзя де­лать окончание лекции пространным, но нельзя заканчивать ее и неожиданно. Следует суммировать сказанное, сделать выводы.

Классификация ответов:

По отношению к предмету ответа: прямоё и косвенный

По объёму: полный (исчерпывающий) и частичный (неисчерпывающий)

По степени аргументированности: обоснованный и необоснованный

По степени доказанности: убедительный и неубедительный

Свойства правильного ответа:

  • Ясность
  • Обоснованность
  • Точность, однозначность
  • Информативность
  • непротиворечивость

 

Но это должны быть действительно выводы, а не сокращенный пересказ лекции. «Конец - делу венец», - гласит пословица. Не­удачное заключение может испортить хорошее впечатление, ко­торое произвела вся лекция. Вот почему так важно заранее про­думать, чем закончить выступление.

Конец речи должен быть связан с началом. Это последний аккорд всей лекции, после которого слушатели почувствовали бы, что лекция окончена и говорить больше не о чем. Затянув­шаяся лекция - это петля на шее слушателя (Е. А. Адамов). Важ­но научиться «чувствовать» время, укладываться в отведенные минуты, в процессе выступления уметь сокращать. Если выясня­ется, что времени явно не хватает, следует урезать среднюю часть лекции: это будет малозаметно. В начале и конце лекции не сле­дует торопиться. Плохо, если будет скомкано выступление, но

еще хуже, если лектор потребует дополнительное время. В наше динамичное время слушатель нетерпелив. И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть (Б. Паскаль). Лекцию необходи­мо закончить за минуту до того, как она покажется длинной. По­чувствовать этот момент для опытного лектора несложно. Лек­цию следует заканчивать, не выжимая аплодисментов. И еще од­но методическое предостережение: нельзя лекцию заканчивать цитатой противника, негативным примером, репликой из зала, требующей ответа.

Конец речи, лекции - это не конец выступления лектора. Мнение о лекторе слушатель выносит на основе того, как тот от­ветил на вопросы. Здесь лектор находится в затруднительном по­ложении: к лекции хорошо подготовился, а на вопросы отвечать надо экспромтом. Вопросы к лектору- это индика­тор, составляющая обратной связи лектора с аудиторией, оценка проблем, затрагиваемых в лекции.

Ответы подразделяются на прямые и косвенные, полные и частичные, обоснованные и необоснованные, убедительные и не­убедительные. В оратороведении выработаны определенные тре­бования, которым должны соответствовать ответы на вопросы, задаваемые слушателями. Ответы должны быть правильными, отражать существо вопроса, краткими, четкими и исчерпываю­щими, сформулированными в понятной, интересной и красивой форме18. При ответах на вопросы надо следить за тем, чтобы не упустить инициативу из своих рук, не дать себя увести в сторону от темы лекции. Встречаются случаи, когда задаются вопросы-придирки («А вот вы в своей лекции сказали...»), демагогические и провокационные, чтобы проверить, как лектор будет отвечать на них, чтобы «смазать» то положительное впечатление, которое осталось от лекции, использовать трибуну для своих целей19.

-------------------------------------------------------------------

требования, предъявляемые к ответу, см.' Берков В. Ф Взаимодействие

лектора и слушателя М, 1986. С. 18-22; Логика Логически основы общения / В Ф. Берков, Я С Яскевич, В. И Бартон я др. М., 1994. С. 239-241.

На подобные вопросы Ян Островский в книге «Истории выдуманные и невыдуманные» (М., 1976) рекомендует отвечать в шутливой форме следующим образом «Вопросы, понятно, будут разные, а потому и отвечать на них надо по-разному Старайтесь в основном отвечать цитатами из классиков В том случае, если цитата не удовлетворяет задавшего вопрос, надо действовать более реши­тельно Вы должны сказать

- Дорогой товарищ' Почему этот вопрос не задали все слушатели? Не пото­му ли, что вы, извините, проспали лекцию?».

ходу выступления лектор прогнозирует возможные вопросы и старается их упредить, если не хочет специально их вызывать для развертывания последующего диалога.

Не следует думать, что если лектор высказал какое-то поло­жение, то его правильно поняли. Слушатели могут недорасслышать, понять неточно, а то и неправильно. Поэтому не надо на вопросы реагировать раздраженно. Отвечать следует терпеливо, даже при условии, когда вопрос задач неточно, некорректно, в литературно неправильной форме.

Лектору-юристу часто приходится встречаться с острыми во­просами. Это - вопрос-критика, вопрос-выступление, связанные с негативными явлениями жизни, конкретными криминальными фактами. Позиция лектора и тональность ответа должны исклю­чать конфронтацию с аудиторией, уход от этих и подобных во­просов с переносом контратаки на слушателей. Нужна не словес­ная баталия, а совместный поиск решения через вопросы присут­ствующих, доброжелательный разговор на равных. Поэтому лек­тор должен быть человеком зрелым, убежденным в правоте про­возглашаемого. В риторике нельзя «себя делать» с кого-то. Лек­торское мастерство индивидуально. Риторика - это наука о зна­нии общих принципов сохранения речевой индивидуальности. Здесь важно постоянное совершенствование, методический все­обуч.

Изложение темы закончим правилами-афоризмами Е. А. Адамова, сформулированными в форме заповедей на основе ана­лиза мастерства современных лекторов20.

1. Чем важнее в социально-политическом и научном отноше­нии тема и содержание ораторской речи, тем ярче и значительнее звучит речь оратора. Если перед тобой большая цель, твоя речь не может быть бесцельной.

2. Успех оратору может быть обеспечен лишь тогда, когда он в своей речи выражает думы, чувства и стремления своей аудито­рии.

3. Вера в то, что ты говоришь, и правдивость речи делают людей красноречивыми.

4. Ораторское искусство опирается на большую культуру:

чем больше знаешь, тем лучше скажешь.

-------------------------------------------------------------------

Адамов Е. А Советские ораторы на трибуне. М, 1966. С 45-47 См так­же Львов М Р Риторика М, 1995. С 187-189

5. Человеческое слово - призыв к действию, начиная от меж­дометий пещерного человека и кончая блестящей речью совре­менного оратора-стилиста. Вот почему действенность — важней­шее качество хорошей ораторской речи.

6. Хорошо говорить можно только о том, о чем много и чест­но думал. Серьезная подготовка всегда обеспечивает успех ора­тору.

7. Большой багаж путнику в пути неудобен - большой багаж оратору всегда удобен. Лектору, как и полководцу, нужны резер­вы. С ними он непобедим.

8. Перо и бумага - верные друзья лектора. Чем больше рабо­таешь пером, тем легче владеешь языком.

9. Хорошая запись обеспечивает хорошую речь: что написано «топором», не исправишь языком.

10. Опытный оратор-лектор всегда находится в состоянии мобилизационной готовности. Выписки и вырезки свидетельст­вуют об этом.

11. План лекции - не только форма расположения материала, но и пресс, сжимающий его до минимума.

12. Создавая текст лекции, необходимо помнить, что он слуга лекции, а жизнь - хозяин ее.

13. Искусство оратора - в умении правильно ограничить себя;

часто в стремлении исчерпать вопрос можно только исчерпать терпение слушателей; из многого взять немногое, но выразить в нем главное — такова задача лектора.

14. Хорошая лекция становится еще лучше, если она не пере­гружена материалом и не утомляет слушателей. Недаром восточ­ная поговорка гласит: «Голос мудреца узнают по краткости слова».

15. Мысли и факты должны быть по росту аудитории, и нико­гда нельзя забывать слова Д. И. Менделеева: «Лекция, перегру­женная фактами, напоминает очаг, до того заваленный дровами, что он начинает затухать».

16. Последовательность и еще раз последовательность: плохо, если мысли все врассыпную и прыгают, как воробьи на дороге.

17. Лучше привести небольшое количество цифр, но прочно поселить их в мозгу слушателей, чем обрушить на их головы кас­кад незапоминающихся цифр. Искусство лектора заключается в умении отбирать, сравнивать и округлять нужные цифры. Боль­шое количество цифр может засушить лекцию и убить внимание слушателей.

18. Не выпуская слушателей из поля своего зрения, лектор все время следит, «идут» ли за ним его слушатели, не «растерял» ли он их по дороге. Поддерживая внимание слушателей, он под­держивает себя на кафедре. Лектор, потерявший внимание слу­шателей, оказывается в положении радио: его не только включа­ют, но и выключают.

19. Большое значение для поддержания внимания слушателей имеет эмоциональность речи. «Эмоциональная подкладка» созда­ется во время подготовки, она усиливается или ослабляется в процессе выступления. Слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с искренним чувством, а «дежурные фразы» и «ос­тывшие слова» не произведут впечатления на слушателей.

20. Неясное лектору будет вдвойне неясно его слушателям. Речь должна быть абсолютно «ясной», как вода в чистом горном ручье.

21. Думая и переживая то, что он говорит, лектор заставляет думать и переживать своих слушателей. Лекция - это большой труд не только для того, кто читает, но и для тех, кто слушает.

22. Ораторская речь воспринимается тем лучше, чем больше она кажется импровизацией, однако она бывает тем хуже, чем больше на деле становится импровизацией.

23. Нехорошо, если речь оратора поражает обилием чужих мыслей и недостатком собственных.

24. Искусство оратора-лектора есть искусство мыслить и «го­реть» на кафедре, а не читать с листа или плохо декламировать заученное. На кафедре, как на наковальне, окончательно выковы­вается заранее заготовленная лекция.

25. Речь должна быть убедительной; доказательства - это мускулы речи, они придают ей силу и делают ее твердой.

26. В умении видеть то, о чем ты говоришь, и наглядно пока­зать это слушателям - в этом проявляется настоящий ораторский талант. Приемы драматизации и диалога всегда действуют на слушателей сильнее, чем простое описание

27. Наилучшее описание не то, в котором дается максимум подробностей, а то, которое производит неизгладимое впечатле­ние, выделяет самое важное.

28. Точные, оригинальные и выразительные эпитеты, тропы и фигуры отличают талантливого оратора от посредственного.

29. Поменьше «подходов» и «подъездов», побольше открыто­го вторжения в тему лекции.

30. Красноречие находится не только в ораторе, но и в сло­жившейся обстановке: оратор - отец, а аудитория - мать оратор­ской речи. Только аудитория вынашивает ее и дает ей жизнь.

31. Не следует бояться отойти от общепринятого круга вопросов, если этого требуют жизнь и интересы слушателей.

32. Хороший оратор умеет найти новое в старом, интересное в обычном и жизненно важное во всем.

33. Говорить надо так, чтобы тебя нельзя было не слушать, не понять и не согласиться с тобой

Качественный анализ публичного выступления можно про­вести по следующей схеме







Date: 2015-10-22; view: 1890; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.037 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию