Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция как жанр красноречия





Определение лекции. Лекция — научно обоснованное, логи­чески стройное монологическое изложение, развернутое устно-публичное выступление по теме. Это особое, своеобразное, ма­лоисследованное и не всегда достаточно осознанное исполните­лем искусство. Лекция строится на конкретном и ярком пред­ставлении о предмете выступления, излагается живым литератур­ным языком и подчиняется строгой и стройной композиции.

Каждая лекция, каждое публичное выступление преследуют три цели: обучение, просвещение, воспитание. Поэтому лекция -союз науки, практики и искусства.

Выражение «читать лекцию» вошло в обиход западноевро­пейской университетской практики в XV-XVI вв., когда «лекция» являлась буквальным чтением с кафедры готовой книги. Но по мере развития книгопечатания отпала необходимость аудиторно­го чтения печатного материала, со временем уступившего место устному изложению темы лекции. Однако фраза «чтение лекции» осталась и бытует в наше время, хотя в вузовском преподавании, как и в массовой лекционной пропаганде, устно-публичное изло­жение темы «без бумажки» является наиболее эффективной и всемерно поощряемой формой лекторского творчества.

Лекция - наиболее сложный жанр академического красноре­чия, основная форма вузовского преподавания. По профилирую­щим научным дисциплинам и специальным предметам в юриди­ческом вузе занятия ведут профессиональные юристы. В роли лектора им приходится выступать и перед различными катего­риями слушателей по правовой тематике. Естественно, вузовская

лекция и публичное выступление перед массовым слушателем при кажущейся внешне общей методике подготовки и исполне­ния различны между собой'.

Во-первых, академическая, вузовская лекция отличается от выступления перед массовым слушателем целевым назначением. Целевая установка включает задачу - планируемый результат данного выступления в конкретной аудитории (что доказать, в чем убедить) и сверхзадачу, под которой понимается «сквозное действие» (Станиславский), влияние, производимое лектором в процессе его деятельности на слушателя с целью воспитания за­конопослушного гражданина. Сверхзадача не находится на по­верхности, ее не объявляют слушателям, так как никто не прихо­дит на лекцию, чтобы его воспитывали, и решается она подспуд­но на основе убежденности самого лектора через каналы дистан­ционного воздействия. Сверхзадача решается таким образом, чтобы из нее «не торчали педагогические уши» оратора. Если воспитательная цель открыто объявлена, у слушателя пробужда­ется негативное отношение к рекомендациям лектора.

Учебная лекция, в отличие от выступления перед массо­вым слушателем, более информативна, она сообщает определен­ную сумму знаний с учетом последних достижений науки и прак­тики, показывает слушателям образец живого научного мышле­ния, логики построения научного рассуждения, развития темы. Никакой учебник не может заменить хорошей лекции. К. Д. Ушинский говорил: «К чему излагать с кафедры то, что ка­ждый легко может прочесть и понять сам. Есть много таких предметов, о которых и беседовать-то нечего, а которые следует просто взять и выучить или по своду, или-по учебнику».

Академическая лекция - это научное, строго последовательное изложение, в то время как выступление перед массовым слушателем характеризуется информационно-воспитательной направленностью.

Если в вузовской лекции нужно изложить тему, то в публич­ном выступлении важно повлиять определенным образом на партнера - аудиторию.

Главная задача вузовской лекции состоит в изложении теоре­тического материала, в овладении студентами основами данной науки, в приобретении ими навыков самостоятельного мышления для разрешения конкретных проблем, жизненных ситуаций. За­дача академической лекции — в повышении ее информативности.

-------------------------------------------------------------------

О соотношении вузовской лекции и разовой, читаемой в массовой аудитории см.: Адфельдит Н. В. Творческая работа лектора в аудитории. М, 1970. С. 3-11.

Во-вторых, вузовская лекция отлична своей содержательной стороной. Ее композиция и содержание определяются учебным планом, характером преподаваемого предмета, количеством учебного времени, отведенного на изучение данной дисциплины, и их соотношением с родом занятий, уровнем подготовленности студентов (первоначальная подготовка или повышение квалифи­кации, стационарное или заочное обучение, на базе среднего или высшего образования). Учет этих обстоятельств при выборе ме­тодики чтения лекции свидетельствует о гибкости лекции как формы обучения, о ее приспособляемости к изменяющимся усло­виям и является залогом того, что лекция долго еще будет оста­ваться основной формой обучения в вузе.

В-третьих, вузовская лекция является составной частью лек­ционного курса. Поэтому у преподавателя вуза есть возможность исправить мнение о неудачной лекции более совершенными по содержанию и форме последующими выступлениями. (Лектор, вы­ступающий с разовой, однократной лекцией перед массовым слу­шателем, лишен такой возможности. Здесь обычная для учебной лекции система обратной связи в виде постоянного опроса, оценок, зачетов, экзаменов отсутствует. Обратная связь возможна только в процессе самой лекции.)

В-четвертых, студенческая аудитория, как правило, однород­ная, зависима от преподавателя, а атмосфера лекции характеризу­ется наибольшим благоприятствованием.

Массовая аудитория — своеобразный экзамена­тор, контролер и барометр, стимулятор и регулятор деятельности лектора. В зависимости от отношения к лекции слушатели зара­нее настраиваются: безразлично, положительно, отрицательно. Как только лекция началась, аудитория ждет подтверждения сво­ей эмоциональной настроенности. Предвидеть отношение слуша­телей к теме, достигать положительного отношения к выступле­нию, учитывать эмоциональный настрой слушателей должен уметь каждый оратор, выступающий в массовой аудитории.

Следует ориентироваться на две психологически разные группы, каждая из которых нуждается в особых способах привле­чения и удержания внимания. Во-первых, заинтересо­ванные в результатах данного сообщения (профессионально обусловленный интерес у одних и личный познавательный инте­рес, на уровне увлечения, хобби - у других). Во-вторых, ин­дифферентные (безразличные) к данной теме, оказав-

шиеся на лекции случайно, по совету друзей, иногда- чтобы про­сто «провести время». Естественно, и ожидания у разных групп слушателей существенно различаются. Для этого важно распола­гать данными о типологии слушателей, их ценностной ориента­ции, иметь достоверную социально-психологическую характери­стику аудитории2.

В-пятых, вузовская лекция более рациональна, в массовой аудитории - более эмоциональна. Рациональная, информацион­ная речь сообщает слушателям о фактах, не передавая активно отношения к ним говорящего. Она имеет более стандартное по­строение, чем речь убеждающая, в которой стандарт четко чере­дуется с экспрессивными методами. Информационная речь уче­ного, говорящего с кафедры, характеризуется экономией языко­вых средств, лаконичностью, дисциплиной и ответственностью.

Эмоциональная речь имеет задачу передать отношение гово­рящего к фактам происшедшим или происходящим. Лектор на­ходит интересное в обычном, открывает новую грань в неизвест­ном, проходит путь от психологической настороженности, с ко­торой его встречает аудитория, до психологического контакта. Е. А. Адамов рассказывает:

«Мне посчастливилось, кажется в 1925 или 1926 г., прослу­шать в Политехническом музее, вот здесь, где я сейчас нахо­жусь, лекцию Анатолия Федоровича Кони, вам всем известного, поэтому не требуется его рекомендации. Стар был Анатолий Федорович, почти 80 лет лежало на его плечах. С большим тру­дом с помощью двух костыликов пробрался Анатолий Федорович к кафедре, схватился за нее крепко, словно боясь, что она уле­тит, и начал читать.

Я помню, был тогда еще молодой, мало смыслил, подумал, ну как же такой дряхлый человек сможет интересно и живо про­читать лекцию. Но прошло минут пять, и все было забыто. Ос­тались только два человека - Анатолий Федорович Кони и Лев Николаевич Толстой, о котором он говорил. И странное дело! Когда Кони начал говорить, он преобразился, он помолодел, гла­за стали моложе, движения появились, голос стал звучать громче. И самое замечательное заключается в том, что тогда я понял, что значит в лекции «эффект присутствия». Это могу­чая сила и, к сожалению, не многим лекторам она дана.

См.: Зимняя И. А. Психологические особенности восприятия лекции в ау­дитории. М., 1970. С. 7-12.

Сущность «эффекта присутствия» заключается в том, что слушатель вдруг начинает ощущать, что он присутствует при том, о чем говорит лектор. Слушателям показалось, что рас­крылась эта дверь, и в комнату вошел старик Толстой, они уви­дели его фигуру, услышали его голос, интонацию, услышали голо­са близких ему людей, находящихся вокруг Толстого Это в пол­ном смысле слова был «эффект присутствия»

В-шестых, лекция - монологический жанр красноречия, но если для вузовской лекции более характерна монологическая форма изложения, то для массовой аудитории - диалогическая. Монологическая речь - это активная речевая деятельность орато­ра и пассивное и опосредованное ее восприятие слушателем, это внешняя, видимая форма публичного выступления. Диалогиче­ский характер присущ в разной степени всем формам устной ре­чи, в том числе и монологической.

Диалогизация лекции достигается обращением к слушателям, постановкой перед ними риторических вопросов, выражением своей оценки того или иного события с целью вызова у слушате­лей ответного сопереживания, введением афоризмов, пословиц, поговорок и цитат, использованием таких средств речи, как ме­лодика, интонация, темп и тон речи, паузы, тембр голоса. Этим создается атмосфера согласия, эмпатии между лектором и ауди­торией.

Чтобы лекция была «праздником знаний» (Е. А. Адамов), она должна обладать тремя обязательными качествами. Первое каче­ство - это содержательность, информатив­ность лекции, познавательная ее ценность. Содержатель­ность - наличие в сообщении достаточного количества сущест­венных знаний, выражающих адекватно те или иные стороны яв­лений реальной действительности. Под информативностью по­нимается та или иная степень новизны сообщаемых знаний для данной аудитории и отдельной личности - реципиента, т. е. полу­чателя знаний. Никакие ученые звания, никакая блестящая форма лекции не помогут лектору, если он плохо знает то, о чем гово­рит. Второе требование -уместность, соответст­венность. Каждая лекция должна соответствовать теме, времени, месту и аудитории. И третье требование к хорошей лек­ции - это ее свойство вызвать интерес, внимание слушателей. Без внимания слушающего лекция бесполезна. Воз­будить желание слушать - это первая задача лектора. Возбудить

желание мыслить, а следовательно, принимать информацию -главная методическая цель всей лекции. Если эти требования не соблюдаются, лекция не может быть признана соответствующей своему назначению.

В студенческие годы автору посчастливилось в стенах Мос­ковского университета слушать талантливых педагогов, прекрас­ных ораторов, любимых студентами профессоров: по истории го­сударства и права — С. В. Юшкова, по уголовному процессу -Н. Н. Полянского и М. В. Кожевникова, по международному пра­ву - В. Э. Грабаря и Ф. И. Кожевникова, по криминалистике -И. Н. Якимова. Доходило до того, что юристы выставляли охра­ну, чтобы любопытные студенты других факультетов не заполня­ли аудитории, желая послушать интереснейшие лекции первого доктора юридических наук по криминалистике Ивана Николаеви­ча Якимова3 и 90-летнего патриарха международника Владимира Эммануиловича Грабаря4. Основные качества их лекторского мастерства - это наличие дара общения, способность подчинять слушателей своему благотворному влиянию; внимательность и чуткость, обаяние, доброта, строгость к себе и великодушие к слушателям; безупречная грамотность языка. И еще одно качест­во, едва ли не главное, - это высокая моральная чистота, чест­ность, свой собственный почерк, индивидуальность.

Несмотря на отмеченное разнообразие, есть некоторые об­щие черты, характерные для лекций по праву. Эти особенности и составляют частную методику подготовки и чтения лекций по правовой тематике. В отличие от общей, частная методика охва­тывает конкретную тематику, определяет ее задачи, круг подле­жащих освещению вопросов и наиболее целесообразный порядок изложения.

Чем же определяется методика подготовки и чтения лекций по юридической тематике? Во-первых, тематикой лекций, их на­правленностью. Во-вторых, характером и уровнем аудитории.

Историограф криминалистики проф И Ф Крылов писал о И Н Якимове «В наши дни еще живы свидетели педагогического мастерства И Н Якимова, помнящие его прекрасные лекции, всегда глубоко содержательные и яркие» (Крылов И Ф В мире криминалистики Л, 1989 С 301)

Писатель В В Вересаев, вспоминая студенческие годы в Дерптском (Юрьевском, Тартуском) университете, рассказывает, как на юридический фа­культет приехал из Москвы молодой приват-доцент В Э Грабарь и по существо­вавшей в то время традиции нанес визиты своим коллегам «на дому»

В-третьих, составом лекторов, особенными требованиями к лек­тору-юристу как пропагандисту права. Рассмотрим более под­робно факторы, определяющие методику пропаганды права.

Тематика лекций и их направленность. В правовой пропа­ганде наблюдается тематическая однобокость: преобладает уголовно-правовая тематика. Недостаточно читается лекций по трудово­му, гражданскому, жилищному, предпринимательскому законода­тельству. Важно сделать поворот от чтения единичных, случайных лекций по юридической тематике к проведению циклов лекций. Это позволит создать целостную систему правового всеобуча, при­вести в систему знания слушателей с учетом их профессиональных и возрастных особенностей.

Односторонность правовой пропаганды проявляется не толь­ко в тематике, но и в том, что в лекциях, как правило, говорится больше о правах граждан, но мало уделяется внимания разъясне­нию обязанностей. Лекции по праву, в отличие от лекций по дру­гим областям науки, наряду с информативной целью должны иметь и ярко выраженную профилактическую направленность.

Характер и уровень аудитории. Здесь суть вопроса состоит в дифференцированном подходе к аудитории, к ее потребностям в тех или иных правовых знаниях, с одной стороны, и в формах подачи материала - с другой. Для молодежной аудитории наибо­лее действенными являются такие формы публичных выступле­ний, как диспуты, вечера вопросов и ответов. Для служащих же наиболее существенную роль играет лекционная форма. Лица моложе 18 лет, учащиеся школ и техникумов, студенты вузов по­казали значительно более низкий уровень юридических знаний, чем люди старших возрастов. Вместе с тем следует признать, что правовая пропаганда среди молодежи поставлена ненадлежащим образом.

Исследования показали, что лекциями наименее охвачены женщины, а также молодежь и слушатели с начальным и высшим образованием. В процессе опроса было выявлено, что мужчины менее всего знают брачно-семейное законодательство. Особое внимание правовой пропаганде должно быть уделено на селе, где она остается слабым участком правовоспитательной работы.

Практика правовой пропаганды показывает, что большой ин­терес у слушателей вызывают лекции, в которых используются материалы различных проверок, конкретные примеры из судебно-следственной работы, дается анализ заявлениям и жалобам,

поступающим в государственные организации и показывается, какие по ним принимаются меры. При этом важно, чтобы факты и примеры строго соответствовали действительности и были, как правило, положительными. Методика чтения лекций требует, чтобы пример был коротким, не прерывал нити основной мысли, служил для укрепления и развития основной идеи. Если лектор оперирует непроверенными фактами, переходит на личности, лекция превращается в производственное собрание. Еще Д. И. Менделеев предостерегал от чрезмерного увлечения факта­ми, которые, подобно поленьям, могут завалить весь очаг, не давая вырваться пламени мысли. «Ничто так не обнажает бездарность в авторе, - сказал О. Бальзак, - как нагромождение фактов».

Лекции на юридическую тему должны содержать не только новый для слушателей материал или материал, приводящий в оп­ределенную систему уже известные слушателям положения, но и быть рассчитаны на воздействие с целью изменения у слушателей мотивов, отношений к факту, данному событию. Со стороны от­дельных слушателей возможно проявление нездорового интереса, в аудитории могут быть слушатели, негативно настроенные по отношению к лекции, а иногда и к самому лектору. В этих случа­ях приходится не только убеждать, разъяснять, показывать, но в первую очередь переубеждать, изменять установки, мнения и оценки таких слушателей.

В лекциях по праву велика опасность негативного внушения. Суть его заключается в том, что человеку запрещают что-то де­лать, но тем самым вольно или невольно побуждают его именно к этому поступку.

Запрещение, призыв что-то не делать и даже критическое выступление могут вызвать эффект негативного внушения, когда в

их логике имеется существенный изъян - слушателям не дают отчетливого представления, почему именно нельзя, почему это действительно плохо. Недоверие к обоснованности запрещения вызывает любопытство, всякого рода догадки и предположения, желание нарушить запрет.

Требования к лектору-юристу. Юрист - профессия особая. Учить других уважать закон имеет право только тот, кто сам свя­то чтит его, имеет в высшей степени положительную репутацию.

Лектор-юрист должен быть человеком высокой общей куль­туры, глубокой эрудиции, разносторонне содержательным. Он должен достичь в своей отрасли знаний такого уровня, который

способен убедить, удивить, восхитить. Известно, что информация сама по себе, одни лишь сообщенные факты почти не изменяют установки аудитории. Поэтому любое сообщение связывается в сознании слушателей прежде всего с компетентностью лектора и достоверностью источника.

Сопоставляя профессию артиста и лектора в беседе с коррес­пондентами журнала «Слово лектора», И. В. Ильинский говорил:

«И артист и лектор выступают перед публикой Но если пер­вый перевоплощается в образ, то второй всегда должен быть са­мим собой, предельно искренним и простым Недопустимо, чтобы лектор был неопрятен, развязен и, разумеется, косноязычен Даже самые глубокие знания его и многочисленные титулы не могут служить скидкой Если берешься выступать перед людьми, изволь говорить грамотно и внятно Тогда слушатели будут следить за твоей мыслью и логикой, а не вслушиваться в дикцию, гадая, какое очередное слово и как будет исковеркано»5.

Для совершенства мастерства музыканту нужны ежедневные упражнения, лектору необходима постоянная практика. Высту­пающий с разовыми лекциями кроме всех прочих достоинств должен уметь каждый раз говорить по-новому, на ходу оценивая особенности незнакомой аудитории.

Педагогика утверждает, что нет трудных предметов и тем для преподавания, есть трудное их изложение. Просто и доходчиво излагает тот, кто знает хорошо свой предмет. «Чтобы быть хоро­шим преподавателем, - говорил В. О. Ключевский, - нужно лю­бить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»6. Учат­ся у того, кого любят.

В зависимости от формы изложения Е. А Адамов делит лек­торов на четыре типа. Первый тип - это оратор-чтец, который написал текст выступления, положил его на кафедру и читает от начала до конца. Это самый плохой тип оратора. Второй тип ора­тора - оратор-декламатор. Он вскрывает причины, негативные явления, декламирует речь. Это лучше, чем читать, но, иронизи­рует Е. А. Адамов, можно забыть кусок речи и... провалиться. Третий тип оратора самый распространенный. Он произносит речь свободно, лишь временами заглядывая в конспект. И по-

-------------------------------------------------------------------

См Слово лектора 1982, № 11

Ключевский В О Письма Дневники Афоризмы и мысли об истории М, 1968 С 328

следний, четвертый тип - оратор-архитектор, который лекцию не читает, а исполняет и в своем выступлении показывает, что надо делать.

Звания оратора будет достоин тот, «кто любой представив­шийся ему вопрос, требующий словесной разработки, сумеет из­ложить толково, стройно, красиво, понятливо и в достойном из­ложении» - утверждал Цицерон.

Заканчивая характеристику требований, предъявляемых к лектору, следует остановиться еще на одном - его физическом состоянии. В старых учебниках физики в разделе «Работа» на первом месте по количеству затрачиваемых калорий стоял лек­тор, потом дровосек и т д. Это значит, что лекция является тяже­лой работой, требующей колоссального напряжения и психиче­ских и физических сил, огромной нагрузки на мышление, на па­мять, на внимание лектора.

Еще М. В. Ломоносов утверждал, что «громкий и приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии, а особливо в произношении слова упражняющимся очень надобны».

Лекторское мастерство - искусство чтеца, исполняющего наизусть большое по объему произведение. К лекторским кадрам предъявляются особые требования, ибо неудачное выступление является браком, способным нанести большой ущерб всей лекци­онной пропаганде. Не каждому может быть доверена трибуна лектора. Вот почему наряду с организационными вопросами в постановке правового всеобуча наиболее актуальными становятся проблемы качества правовой пропаганды

Date: 2015-10-22; view: 1648; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию