Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция как жанр красноречия
Определение лекции. Лекция — научно обоснованное, логически стройное монологическое изложение, развернутое устно-публичное выступление по теме. Это особое, своеобразное, малоисследованное и не всегда достаточно осознанное исполнителем искусство. Лекция строится на конкретном и ярком представлении о предмете выступления, излагается живым литературным языком и подчиняется строгой и стройной композиции. Каждая лекция, каждое публичное выступление преследуют три цели: обучение, просвещение, воспитание. Поэтому лекция -союз науки, практики и искусства. Выражение «читать лекцию» вошло в обиход западноевропейской университетской практики в XV-XVI вв., когда «лекция» являлась буквальным чтением с кафедры готовой книги. Но по мере развития книгопечатания отпала необходимость аудиторного чтения печатного материала, со временем уступившего место устному изложению темы лекции. Однако фраза «чтение лекции» осталась и бытует в наше время, хотя в вузовском преподавании, как и в массовой лекционной пропаганде, устно-публичное изложение темы «без бумажки» является наиболее эффективной и всемерно поощряемой формой лекторского творчества. Лекция - наиболее сложный жанр академического красноречия, основная форма вузовского преподавания. По профилирующим научным дисциплинам и специальным предметам в юридическом вузе занятия ведут профессиональные юристы. В роли лектора им приходится выступать и перед различными категориями слушателей по правовой тематике. Естественно, вузовская лекция и публичное выступление перед массовым слушателем при кажущейся внешне общей методике подготовки и исполнения различны между собой'. Во-первых, академическая, вузовская лекция отличается от выступления перед массовым слушателем целевым назначением. Целевая установка включает задачу - планируемый результат данного выступления в конкретной аудитории (что доказать, в чем убедить) и сверхзадачу, под которой понимается «сквозное действие» (Станиславский), влияние, производимое лектором в процессе его деятельности на слушателя с целью воспитания законопослушного гражданина. Сверхзадача не находится на поверхности, ее не объявляют слушателям, так как никто не приходит на лекцию, чтобы его воспитывали, и решается она подспудно на основе убежденности самого лектора через каналы дистанционного воздействия. Сверхзадача решается таким образом, чтобы из нее «не торчали педагогические уши» оратора. Если воспитательная цель открыто объявлена, у слушателя пробуждается негативное отношение к рекомендациям лектора. Учебная лекция, в отличие от выступления перед массовым слушателем, более информативна, она сообщает определенную сумму знаний с учетом последних достижений науки и практики, показывает слушателям образец живого научного мышления, логики построения научного рассуждения, развития темы. Никакой учебник не может заменить хорошей лекции. К. Д. Ушинский говорил: «К чему излагать с кафедры то, что каждый легко может прочесть и понять сам. Есть много таких предметов, о которых и беседовать-то нечего, а которые следует просто взять и выучить или по своду, или-по учебнику». Академическая лекция - это научное, строго последовательное изложение, в то время как выступление перед массовым слушателем характеризуется информационно-воспитательной направленностью. Если в вузовской лекции нужно изложить тему, то в публичном выступлении важно повлиять определенным образом на партнера - аудиторию. Главная задача вузовской лекции состоит в изложении теоретического материала, в овладении студентами основами данной науки, в приобретении ими навыков самостоятельного мышления для разрешения конкретных проблем, жизненных ситуаций. Задача академической лекции — в повышении ее информативности. ------------------------------------------------------------------- О соотношении вузовской лекции и разовой, читаемой в массовой аудитории см.: Адфельдит Н. В. Творческая работа лектора в аудитории. М, 1970. С. 3-11. Во-вторых, вузовская лекция отлична своей содержательной стороной. Ее композиция и содержание определяются учебным планом, характером преподаваемого предмета, количеством учебного времени, отведенного на изучение данной дисциплины, и их соотношением с родом занятий, уровнем подготовленности студентов (первоначальная подготовка или повышение квалификации, стационарное или заочное обучение, на базе среднего или высшего образования). Учет этих обстоятельств при выборе методики чтения лекции свидетельствует о гибкости лекции как формы обучения, о ее приспособляемости к изменяющимся условиям и является залогом того, что лекция долго еще будет оставаться основной формой обучения в вузе. В-третьих, вузовская лекция является составной частью лекционного курса. Поэтому у преподавателя вуза есть возможность исправить мнение о неудачной лекции более совершенными по содержанию и форме последующими выступлениями. (Лектор, выступающий с разовой, однократной лекцией перед массовым слушателем, лишен такой возможности. Здесь обычная для учебной лекции система обратной связи в виде постоянного опроса, оценок, зачетов, экзаменов отсутствует. Обратная связь возможна только в процессе самой лекции.) В-четвертых, студенческая аудитория, как правило, однородная, зависима от преподавателя, а атмосфера лекции характеризуется наибольшим благоприятствованием. Массовая аудитория — своеобразный экзаменатор, контролер и барометр, стимулятор и регулятор деятельности лектора. В зависимости от отношения к лекции слушатели заранее настраиваются: безразлично, положительно, отрицательно. Как только лекция началась, аудитория ждет подтверждения своей эмоциональной настроенности. Предвидеть отношение слушателей к теме, достигать положительного отношения к выступлению, учитывать эмоциональный настрой слушателей должен уметь каждый оратор, выступающий в массовой аудитории. Следует ориентироваться на две психологически разные группы, каждая из которых нуждается в особых способах привлечения и удержания внимания. Во-первых, заинтересованные в результатах данного сообщения (профессионально обусловленный интерес у одних и личный познавательный интерес, на уровне увлечения, хобби - у других). Во-вторых, индифферентные (безразличные) к данной теме, оказав- шиеся на лекции случайно, по совету друзей, иногда- чтобы просто «провести время». Естественно, и ожидания у разных групп слушателей существенно различаются. Для этого важно располагать данными о типологии слушателей, их ценностной ориентации, иметь достоверную социально-психологическую характеристику аудитории2. В-пятых, вузовская лекция более рациональна, в массовой аудитории - более эмоциональна. Рациональная, информационная речь сообщает слушателям о фактах, не передавая активно отношения к ним говорящего. Она имеет более стандартное построение, чем речь убеждающая, в которой стандарт четко чередуется с экспрессивными методами. Информационная речь ученого, говорящего с кафедры, характеризуется экономией языковых средств, лаконичностью, дисциплиной и ответственностью. Эмоциональная речь имеет задачу передать отношение говорящего к фактам происшедшим или происходящим. Лектор находит интересное в обычном, открывает новую грань в неизвестном, проходит путь от психологической настороженности, с которой его встречает аудитория, до психологического контакта. Е. А. Адамов рассказывает: «Мне посчастливилось, кажется в 1925 или 1926 г., прослушать в Политехническом музее, вот здесь, где я сейчас нахожусь, лекцию Анатолия Федоровича Кони, вам всем известного, поэтому не требуется его рекомендации. Стар был Анатолий Федорович, почти 80 лет лежало на его плечах. С большим трудом с помощью двух костыликов пробрался Анатолий Федорович к кафедре, схватился за нее крепко, словно боясь, что она улетит, и начал читать. Я помню, был тогда еще молодой, мало смыслил, подумал, ну как же такой дряхлый человек сможет интересно и живо прочитать лекцию. Но прошло минут пять, и все было забыто. Остались только два человека - Анатолий Федорович Кони и Лев Николаевич Толстой, о котором он говорил. И странное дело! Когда Кони начал говорить, он преобразился, он помолодел, глаза стали моложе, движения появились, голос стал звучать громче. И самое замечательное заключается в том, что тогда я понял, что значит в лекции «эффект присутствия». Это могучая сила и, к сожалению, не многим лекторам она дана. См.: Зимняя И. А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. М., 1970. С. 7-12. Сущность «эффекта присутствия» заключается в том, что слушатель вдруг начинает ощущать, что он присутствует при том, о чем говорит лектор. Слушателям показалось, что раскрылась эта дверь, и в комнату вошел старик Толстой, они увидели его фигуру, услышали его голос, интонацию, услышали голоса близких ему людей, находящихся вокруг Толстого Это в полном смысле слова был «эффект присутствия» В-шестых, лекция - монологический жанр красноречия, но если для вузовской лекции более характерна монологическая форма изложения, то для массовой аудитории - диалогическая. Монологическая речь - это активная речевая деятельность оратора и пассивное и опосредованное ее восприятие слушателем, это внешняя, видимая форма публичного выступления. Диалогический характер присущ в разной степени всем формам устной речи, в том числе и монологической. Диалогизация лекции достигается обращением к слушателям, постановкой перед ними риторических вопросов, выражением своей оценки того или иного события с целью вызова у слушателей ответного сопереживания, введением афоризмов, пословиц, поговорок и цитат, использованием таких средств речи, как мелодика, интонация, темп и тон речи, паузы, тембр голоса. Этим создается атмосфера согласия, эмпатии между лектором и аудиторией. Чтобы лекция была «праздником знаний» (Е. А. Адамов), она должна обладать тремя обязательными качествами. Первое качество - это содержательность, информативность лекции, познавательная ее ценность. Содержательность - наличие в сообщении достаточного количества существенных знаний, выражающих адекватно те или иные стороны явлений реальной действительности. Под информативностью понимается та или иная степень новизны сообщаемых знаний для данной аудитории и отдельной личности - реципиента, т. е. получателя знаний. Никакие ученые звания, никакая блестящая форма лекции не помогут лектору, если он плохо знает то, о чем говорит. Второе требование -уместность, соответственность. Каждая лекция должна соответствовать теме, времени, месту и аудитории. И третье требование к хорошей лекции - это ее свойство вызвать интерес, внимание слушателей. Без внимания слушающего лекция бесполезна. Возбудить желание слушать - это первая задача лектора. Возбудить желание мыслить, а следовательно, принимать информацию -главная методическая цель всей лекции. Если эти требования не соблюдаются, лекция не может быть признана соответствующей своему назначению. В студенческие годы автору посчастливилось в стенах Московского университета слушать талантливых педагогов, прекрасных ораторов, любимых студентами профессоров: по истории государства и права — С. В. Юшкова, по уголовному процессу -Н. Н. Полянского и М. В. Кожевникова, по международному праву - В. Э. Грабаря и Ф. И. Кожевникова, по криминалистике -И. Н. Якимова. Доходило до того, что юристы выставляли охрану, чтобы любопытные студенты других факультетов не заполняли аудитории, желая послушать интереснейшие лекции первого доктора юридических наук по криминалистике Ивана Николаевича Якимова3 и 90-летнего патриарха международника Владимира Эммануиловича Грабаря4. Основные качества их лекторского мастерства - это наличие дара общения, способность подчинять слушателей своему благотворному влиянию; внимательность и чуткость, обаяние, доброта, строгость к себе и великодушие к слушателям; безупречная грамотность языка. И еще одно качество, едва ли не главное, - это высокая моральная чистота, честность, свой собственный почерк, индивидуальность. Несмотря на отмеченное разнообразие, есть некоторые общие черты, характерные для лекций по праву. Эти особенности и составляют частную методику подготовки и чтения лекций по правовой тематике. В отличие от общей, частная методика охватывает конкретную тематику, определяет ее задачи, круг подлежащих освещению вопросов и наиболее целесообразный порядок изложения. Чем же определяется методика подготовки и чтения лекций по юридической тематике? Во-первых, тематикой лекций, их направленностью. Во-вторых, характером и уровнем аудитории. Историограф криминалистики проф И Ф Крылов писал о И Н Якимове «В наши дни еще живы свидетели педагогического мастерства И Н Якимова, помнящие его прекрасные лекции, всегда глубоко содержательные и яркие» (Крылов И Ф В мире криминалистики Л, 1989 С 301) Писатель В В Вересаев, вспоминая студенческие годы в Дерптском (Юрьевском, Тартуском) университете, рассказывает, как на юридический факультет приехал из Москвы молодой приват-доцент В Э Грабарь и по существовавшей в то время традиции нанес визиты своим коллегам «на дому» В-третьих, составом лекторов, особенными требованиями к лектору-юристу как пропагандисту права. Рассмотрим более подробно факторы, определяющие методику пропаганды права. Тематика лекций и их направленность. В правовой пропаганде наблюдается тематическая однобокость: преобладает уголовно-правовая тематика. Недостаточно читается лекций по трудовому, гражданскому, жилищному, предпринимательскому законодательству. Важно сделать поворот от чтения единичных, случайных лекций по юридической тематике к проведению циклов лекций. Это позволит создать целостную систему правового всеобуча, привести в систему знания слушателей с учетом их профессиональных и возрастных особенностей. Односторонность правовой пропаганды проявляется не только в тематике, но и в том, что в лекциях, как правило, говорится больше о правах граждан, но мало уделяется внимания разъяснению обязанностей. Лекции по праву, в отличие от лекций по другим областям науки, наряду с информативной целью должны иметь и ярко выраженную профилактическую направленность. Характер и уровень аудитории. Здесь суть вопроса состоит в дифференцированном подходе к аудитории, к ее потребностям в тех или иных правовых знаниях, с одной стороны, и в формах подачи материала - с другой. Для молодежной аудитории наиболее действенными являются такие формы публичных выступлений, как диспуты, вечера вопросов и ответов. Для служащих же наиболее существенную роль играет лекционная форма. Лица моложе 18 лет, учащиеся школ и техникумов, студенты вузов показали значительно более низкий уровень юридических знаний, чем люди старших возрастов. Вместе с тем следует признать, что правовая пропаганда среди молодежи поставлена ненадлежащим образом. Исследования показали, что лекциями наименее охвачены женщины, а также молодежь и слушатели с начальным и высшим образованием. В процессе опроса было выявлено, что мужчины менее всего знают брачно-семейное законодательство. Особое внимание правовой пропаганде должно быть уделено на селе, где она остается слабым участком правовоспитательной работы. Практика правовой пропаганды показывает, что большой интерес у слушателей вызывают лекции, в которых используются материалы различных проверок, конкретные примеры из судебно-следственной работы, дается анализ заявлениям и жалобам, поступающим в государственные организации и показывается, какие по ним принимаются меры. При этом важно, чтобы факты и примеры строго соответствовали действительности и были, как правило, положительными. Методика чтения лекций требует, чтобы пример был коротким, не прерывал нити основной мысли, служил для укрепления и развития основной идеи. Если лектор оперирует непроверенными фактами, переходит на личности, лекция превращается в производственное собрание. Еще Д. И. Менделеев предостерегал от чрезмерного увлечения фактами, которые, подобно поленьям, могут завалить весь очаг, не давая вырваться пламени мысли. «Ничто так не обнажает бездарность в авторе, - сказал О. Бальзак, - как нагромождение фактов». Лекции на юридическую тему должны содержать не только новый для слушателей материал или материал, приводящий в определенную систему уже известные слушателям положения, но и быть рассчитаны на воздействие с целью изменения у слушателей мотивов, отношений к факту, данному событию. Со стороны отдельных слушателей возможно проявление нездорового интереса, в аудитории могут быть слушатели, негативно настроенные по отношению к лекции, а иногда и к самому лектору. В этих случаях приходится не только убеждать, разъяснять, показывать, но в первую очередь переубеждать, изменять установки, мнения и оценки таких слушателей. В лекциях по праву велика опасность негативного внушения. Суть его заключается в том, что человеку запрещают что-то делать, но тем самым вольно или невольно побуждают его именно к этому поступку. Запрещение, призыв что-то не делать и даже критическое выступление могут вызвать эффект негативного внушения, когда в их логике имеется существенный изъян - слушателям не дают отчетливого представления, почему именно нельзя, почему это действительно плохо. Недоверие к обоснованности запрещения вызывает любопытство, всякого рода догадки и предположения, желание нарушить запрет. Требования к лектору-юристу. Юрист - профессия особая. Учить других уважать закон имеет право только тот, кто сам свято чтит его, имеет в высшей степени положительную репутацию. Лектор-юрист должен быть человеком высокой общей культуры, глубокой эрудиции, разносторонне содержательным. Он должен достичь в своей отрасли знаний такого уровня, который способен убедить, удивить, восхитить. Известно, что информация сама по себе, одни лишь сообщенные факты почти не изменяют установки аудитории. Поэтому любое сообщение связывается в сознании слушателей прежде всего с компетентностью лектора и достоверностью источника. Сопоставляя профессию артиста и лектора в беседе с корреспондентами журнала «Слово лектора», И. В. Ильинский говорил: «И артист и лектор выступают перед публикой Но если первый перевоплощается в образ, то второй всегда должен быть самим собой, предельно искренним и простым Недопустимо, чтобы лектор был неопрятен, развязен и, разумеется, косноязычен Даже самые глубокие знания его и многочисленные титулы не могут служить скидкой Если берешься выступать перед людьми, изволь говорить грамотно и внятно Тогда слушатели будут следить за твоей мыслью и логикой, а не вслушиваться в дикцию, гадая, какое очередное слово и как будет исковеркано»5. Для совершенства мастерства музыканту нужны ежедневные упражнения, лектору необходима постоянная практика. Выступающий с разовыми лекциями кроме всех прочих достоинств должен уметь каждый раз говорить по-новому, на ходу оценивая особенности незнакомой аудитории. Педагогика утверждает, что нет трудных предметов и тем для преподавания, есть трудное их изложение. Просто и доходчиво излагает тот, кто знает хорошо свой предмет. «Чтобы быть хорошим преподавателем, - говорил В. О. Ключевский, - нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»6. Учатся у того, кого любят. В зависимости от формы изложения Е. А Адамов делит лекторов на четыре типа. Первый тип - это оратор-чтец, который написал текст выступления, положил его на кафедру и читает от начала до конца. Это самый плохой тип оратора. Второй тип оратора - оратор-декламатор. Он вскрывает причины, негативные явления, декламирует речь. Это лучше, чем читать, но, иронизирует Е. А. Адамов, можно забыть кусок речи и... провалиться. Третий тип оратора самый распространенный. Он произносит речь свободно, лишь временами заглядывая в конспект. И по- ------------------------------------------------------------------- См Слово лектора 1982, № 11 Ключевский В О Письма Дневники Афоризмы и мысли об истории М, 1968 С 328 следний, четвертый тип - оратор-архитектор, который лекцию не читает, а исполняет и в своем выступлении показывает, что надо делать. Звания оратора будет достоин тот, «кто любой представившийся ему вопрос, требующий словесной разработки, сумеет изложить толково, стройно, красиво, понятливо и в достойном изложении» - утверждал Цицерон. Заканчивая характеристику требований, предъявляемых к лектору, следует остановиться еще на одном - его физическом состоянии. В старых учебниках физики в разделе «Работа» на первом месте по количеству затрачиваемых калорий стоял лектор, потом дровосек и т д. Это значит, что лекция является тяжелой работой, требующей колоссального напряжения и психических и физических сил, огромной нагрузки на мышление, на память, на внимание лектора. Еще М. В. Ломоносов утверждал, что «громкий и приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии, а особливо в произношении слова упражняющимся очень надобны». Лекторское мастерство - искусство чтеца, исполняющего наизусть большое по объему произведение. К лекторским кадрам предъявляются особые требования, ибо неудачное выступление является браком, способным нанести большой ущерб всей лекционной пропаганде. Не каждому может быть доверена трибуна лектора. Вот почему наряду с организационными вопросами в постановке правового всеобуча наиболее актуальными становятся проблемы качества правовой пропаганды Date: 2015-10-22; view: 1809; Нарушение авторских прав |