Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г л а в а 1. Назначение риторики





1.1. Риторика: определение понятия, классификация красноречия

В античном понимании риторика (от греч. ritorike - оратор­ское искусство) - это красноречие, теория красноречия, наука об ораторском искусстве Риторика возникла в Греции в V в. до н. э., сложилась в систему - в III-II вв. до н. э. и получила дальнейшее свое развитие в Риме - в I в. до н. э. В основу риторики были по­ложены основы философии, логики, педагогики, лингвистики, психологии, этики и эстетики. С последующим развитием этих наук менялось понимание риторики. Так, если в Древней Греции риторику определяли, как искусство убеждать слушателей, а в Риме - как искусство хорошо говорить, то в период средневеко­вья риторику рассматривали как искусство украшения устной и письменной речи. Видоизменялись и ее цели. Если античная ри­торика родилась из практики общественно-политических и су­дебных речей, в средние века была ориентирована на написание писем и религиозных проповедей, то в эпоху Возрождения она распространилась на всю область художественной прозы, стала ча­стью гуманитарного образования, и овладение основами красноре­чия считалось признаком высокой образованности и культуры.

В современном понимании риторика - это прикладная лин­гвистическая наука, изучающая закономерности ведения речи, ставящая перед собой цель научить людей легко и красиво вла­деть языком. Лингвистический словарь определяет риторику как филологическую дисциплину, изучающую способы построения художественно выразительной речи2.

Термин «риторика» включает понятия «красноречие», «мас­терство публичного выступления» и «ораторское искусство». Ес-

-----------------------------------------------------------------

' См Михневич А.Е. В глубь слова человеческого (наука о языке и ее разде­лы) Мн,1982 С 63

2 Лингвистический энциклопедический словарь М, 1990 С 416

ли красноречие означает «говорить привлекательно, красиво, красно, убедительно», то мастерство публичного выступления — это более высокий уровень владения речью. Вершиной риторики является ораторское искусство, под которым понимается искус­ство подготовки и произнесения публичной речи с конкретной целью воздействия на слушателей средствами живого слова3.

По объему рассматриваемых проблем курс можно разделить на общую риторику, в которой с использованием данных пси­хологии, логики, педагогики и лингвистики излагаются риторические правила работы над планом, содержанием и композицией речи, над языковым выражением мысли и приемами публичного выступления, и частные риторики, в которых рассматриваются правила речи применительно к определенной области человеческой деятель­ности: политической, научной, юридической, дипломатической и пр.

На основе метода научной классификации знаний и с учетом основных особенностей искусства устного слова современное оратороведение различает пять родов красноречия: общественно-политическое, академическое, судебное или юридическое, соци­ально-бытовое, богословско-церковное.

Классификация красноречия достигла заметного развития в римской риторике, особенно в теоретических сочинениях Цице­рона, а затем, под его влиянием, в учебных пособиях Квинтилиана. Она, фактически, и была унаследована последующим разви­тием ораторского искусства и его теорий4.

3 В дальнейшем изложении мы будем пользоваться терминами «оратороведе­ние», «оратор» Под первым понимается наука об ораторском искусстве, теория красноречия, унаследовавшего лучшие достижения античной риторики Ораторо­ведение - синтетическая наука, опирающаяся на философию, психологию, логику, педагогику, этику, эстетику и языкознание Второй термин - оратор - означает пуб­лично говорящего человека, по Платону, - того, «кто умеет ставить вопросы и давать ответы» Но в Древней Греции, как и позднее, общественного звания «оратор» удо­стаивались сравнительно немногие, умевшие живым словом завладеть умами и чувст­вами массы людей В современном научном понимании оратор - личность, владеющая искусством живого слова и умеющая публично излагать свои мысли в любой аудито­рии, определенным образом воздействуя на слушателей и убеждая их

4 Величайший мыслитель древности Аристотель (384-322), в 335 г до н э написавший «Риторику» - теорию искусства речи, в красноречии выделял три вида речи совещательную (речь о будущем), показательную (о связи прошлого с будущим) и судебную — речь о прошлом

Более подробную классификацию красноречия мы находим у А Е Михне-вича, по мнению которого, существует десять родов красноречия Кроме назван­ных пяти, он говорит о дипломатическом, военном, торговом, дискуссионном и лекци­онном (См А Е Михневич Ораторское искусство лектора. Стенограмма лекции, про­читанной 12 февр 1976 г в Большом зале Центрального лектория Всесоюзного обще­ства «Знание» М, 1976 С 10) Видимо, количество родов красноречия определяется тем, что тот или иной автор классификации положил в основание ее деления

В пределах каждого рода дифференцируются жанры ораторского искусства, которые определяются целевой установкой выступления и составом аудитории. Наиболее разнообразным по своей жанровости является общественно-политическое красноречие. Его предмет -проблемы экономического характера, социально-политического, культурно-просветительского, этико-нравственного, эстетико-художественного и иные категории, имеющие существенное обществен­ное значение. Так, политические речи связаны с социаль­ными проблемами, с борьбой партий, с деятельностью власти и пр. Они весьма широко представлены в практике ораторского искусства и, как правило, полемичны, остры, имеют выраженную авторскую позицию, своего адресата. Дипломатическая речь требует высокой точности, соблюдения этикета, определенного уровня культуры, международных правовых норм. Совещательная речь- наиболее распространенный жанр античного красноречия, предмет которого, по Аристотелю, составляют продовольствие и финансы, война и мир, охрана страны, законодательство. Первосте­пенное назначение такой речи — давать советы, подсказывать нужные решения и преследовать конкретные, общественно значимые цели. Торжественная речь - это устно-публичное слово, посвя­щенное победе, крупному достижению социально-политического значения, знаменательному событию. Сравнительно краткая по про­должительности, такая речь носит праздничный характер. Она ярко эмоциональна, полна пафоса, а порой и патетична.

Академическое (педагогическое) красноречие - одно из частных направлений риторики, связанное с мастерством научного доклада, педагогической лекции, учебного диалога и беседы, с культурой речи обучающего. Научный доклад - жанр академического крас­норечия, распространенная форма устно-публичного обмена научной информацией и обсуждения актуальных проблем науки на симпо­зиумах, международных конгрессах, конференциях. Этот материал предельно сжат по объему и строго регламентирован. Научный док­лад бывает трех видов: проблемно-постановочный, освещающий достигнутое в научном исследовании или эксперименте, дискуссион­ный. Ясность авторской позиции и мысли, строгость аргументации и формулировок основных положений - типичные критерии научного доклада. Обозрение (обзор) - жанр преимущественно общест­венно-политического и академического красноречия. В лекции, док­ладе либо сообщении обозревается определенный круг явлений и фактов социально-политической жизни, хода экспериментов, дости­жений науки и техники. Будучи информативно-ориентировочным, обозрение требует от оратора эрудиции, достоверного знания но­вых фактов, умения предвидеть события.


Табл. 1.1. Роды и видыкрасноречия

Общественно-политический Академический (научный), учеб­ный (дидактический) Судебный (юридический) Социально-бытовой   Богословский, церковный (гомилетика)  
Программная речь, политическая, агитационная, митинговая, совещательная, торжественная, дипломатическая, интервью, пресс-конференция, международное обозрение (обзор) Научный доклад (проблемнопостановочный, итоговый, дискуссионный), литературный обзор (обозрение), научное сообщение, вузовская лекция, семинар, дискуссия, диспут, полемика, ответы на вопросы Переговоры, следственные действия, речь прокурора и защитника в суде, лекция юриста в массовой аудитории, деловая речь при составлении договоров, документов   Беседа, обсуждение, юбилейная речь, развлекательная речь, траурная речь, диалог, спор Проповедь, толкование Священного Писания (экзегетика), речь на Соборе  

 

Наиболее распространенным жанром академического крас­норечия, основной формой вузовского преподавания является лекция - развернутое публичное выступление по теме. Она может быть вузовской (академической) и публичным одноразо­вым выступлением в массовой аудитории. В зависимости от це­левой установки и состава слушателей меняется методика подго­товки лекции и тактика ее проведения. Слово «лекция» укрепи­лось в русском языке в 30-х годах XIX в., однако его использова­ние в значении академической формы устной речи началось го­раздо раньше и связано с научно-просветительской деятельно­стью М. В. Ломоносова, его сподвижников и учеников. Правда, называлась лекция тогда словом, речью.

Лекция как форма публичной речи родилась в языке научного творчества и преобладала вначале в «торжественных собраниях» Академии наук и Московского университета. Оформившись в границах научного стиля в особую систему речевых средств, лек­ция, по существу, и породила русское красноречие.

Судебное (юридическое) красноречие - один из древних ро­лов риторики, в современном красноречии - вид ораторского ис­кусства. Всецело опираясь на законодательство, выражая его дух и отстаивая интересы общества, судебное красноречие своей це­лью имеет защиту прав и интересов граждан, укрепление право­порядка.

В первых учебных руководствах России по теории словесно­сти А. Ф. Мерзлякова, Н. И. Греча, Н. Ф. Кошанского, В. И. Клас-совского, П. 3. Тимошенко, М. Ф. де Пуле судебное красноречие всегда выделялось в отдельный род словесности5. Для юридиче­ской речи характерны как устная (переговоры в управленческой, производственной, коммерческой сферах), так и письменная (ис­пользуемая в сфере документооборота) формы, которые отличают­ся высокой точностью, строгой юридической обоснованностью.

Умение говорить публично издавна считается необходимым профессиональным качеством юриста. Достаточно вспомнить такие российские имена, как А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. И. Жуковский, Н. И. Холев, П. А. Александров, К. Ф. Халту-лари, К. К. Арсеньев, Н. П. Карабчевский, В. Д. Спасович, С. А. Андреевский, А. И. Урусов, М. Г. Казаринов, А. В. Лохвиц­кий, или знаменитых юристов Франции, оставивших нам пре­красные образцы ораторского искусства. Суд - это та инстанция, где от умения аргументировать, доказывать, опровергать часто зависит судьба человека. «Поэтому судебные ораторы, - свиде­тельствует профессор-филолог А. Е. Михневич, - знают цену слова»6

Социально-бытовое красноречие - самый распространенный род риторики, который используется в процессе вербального об­щения людей в форме беседы, обсуждения, диалога, спора, юби­лейной или траурной речи. Беседа - взаимный обмен мнения­ми между двумя или более равноправными участниками, состоя­щий из чередования монологических речевых высказываний.

-----------------------------------------------------------------

' См Мерзляков А Ф Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических В пользу благородных воспитанников универси­тетского пансиона М, 1809, Греч Н И Учебная книга российской словесности, или Избранные места из русских сочинений и переводов в стихах и прозе с при­совокуплением кратких правил риторики, тактики и истории российской словес­ности Спб, 1820, Кошанскчй Н Ф Частная риторика Спб, 1829, Клас-совскич В И Основания словесности Спб, М, 1866, Тимошенко П 3 Опыт систематического изложения теории словесности Спб, 1870, Де Пуле М Ф Краткое руководство к изучению прозаических сочинений Воронеж, 1866

6 Михневич А Е Ораторское искусство лектора Стенограмма лекции, про­читанной 12 февр 1976 г в Большом зале Центрального лектория Всесоюзного общества «Знание» М.1976 С 11-12

Острой формой беседы является спор, в ходе которого каж­дая из сторон отстаивает свою позицию, опровергая противопо­ложную. Эпидектическая (юбилейная) речь произ­носится по поводу юбилейного события, в связи с презентацией, в ознаменование значительного достижения человека за опреде­ленный период его жизни. Юбилейная речь, как правило, бывает краткой, праздничной по характеру, в ней превалируют торжест­венность, высокие оценки, обращенность к будущему. В речах о юбиляре уместны лирические воспоминания - отступления, а также дружеское преувеличение заслуг.

Гомилетика (богословско-церковное красноречие) представ­ляет совокупность правил составления церковных проповедей. Яркой фигурой в гомилетике был церковный деятель Иоанн Зла­тоуст (344-407), который разработал методику построения и произнесения церковных проповедей. Риторика всегда была обя­зательным предметом в христианских богословских учебных за­ведениях. Церковная проповедь помогает людям проникнуться нравственной идеей, направлена на укрепление силы духа, воли, обращена к чувствам, к духовному миру человека.

Система классической риторики охватывала процесс от на­чальной подготовки публичной речи до ее исполнения и состояла из пяти частей. Эта структура прослеживается и в современной риторике.

Инвенция (лат.: нахождение, изобретение) включает выбор темы, ее название, сбор и систематизацию эмпирического материала.

Диспозиция (лат.: расположение) предусматривает выбор жанра публичного выступления, составление плана, композиции текста.

Элокуция (лат.: словесное выражение), третья часть риторики, рассматривает учение об отборе слов и их сочетании, о тропах и риторических фигурах, о стилях речи, об использовании изобра­зительных средств языка.

Подготовленную публичную речь необходимо запомнить. Поэтому четвертую часть риторики назвали меморио (лат.: запо­минание), т. е. учение о памяти оратора, приемах запоминания текста и его воспроизведения.

Заключительный и самый ответственный пятый раздел — акцио (лат.: произнесение, исполнение), который включает учение о произнесении речи, владение средствами выразительности уст­ной речи, рекомендации по установлению контакта с аудиторией, манерах поведения оратора в аудитории.

Риторика оперирует понятиями язык, речь, слово.

Язык - знаковая система словесного выражения мыслей. В процессе совместной человеческой деятельности язык выполняет две функции - познавательную и коммуникативную, а по целям может быть позитивной или отрицательной направленности. Эта мысль образно выражена бразильским драматургом Г. Фигейредо. «Язык, - писал он, - это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передать наши мысли. Язык -ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, на­ставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают...». И далее. «Язык... -это самое скверное, что есть в мире. Это источник всех интриг, начало всех дрязг и виновник всех споров. Прибегают к языку бесталанные поэты, утомляющие нас на площади, и философы, не умеющие мыслить. Язык лжет, скрытничает, искажает, сквер­нословит, выражает трусость, клянчит, осыпает проклятьями, ле­безит, уничтожает, клевещет, предает, соблазняет, совращает...»7.

Речь - в ораторском искусстве средство информации и соци­ального общения посредством звучащего слова, средство воздей­ствия на людей с целью убеждения в чем-либо. Под речью пони­мается, во-первых, способность говорить, выражать словами мысль и, во-вторых, общаться друг с другом. Функции речи мо­гут быть различными: коммуникативная, т. е. функция общения;

формирования и выражения мысли (на уровне внутренней речи);

познавательная; контактная; передача эмоций; регулятивная, пла­нирующая и др.

По форме речь классифицируется на внутреннюю (диа­лог с самим собой) и речь внешнюю (речь для других). Послед­няя в свою очередь подразделяется на устную (говорение) и пись­менную с использованием знаковой системы передачи информации.

Звуковым выражением понятия о предмете или явлении ок­ружающего мира является слово. В риторике под словом понима-

-----------------------------------------------------------------

7 Фигейредо Г Эзоп (Лиса и виноград) М, 1966 С 35-36. Существует древняя притча о том, как однажды древнегреческого баснопис­ца Эзопа, который был рабом Ксанфа, хозяин попросил принести с рынка самое лучшее, что есть на свете Эзоп принес язык, потому что язык дает возможность выразить тончайшие нюансы мысли, благороднейшие порывы человеческой ду­ши. К великом) изумлению Ксанфа, в ответ на его просьбу принести самое худ­шее из существующего в мире Эзоп снова принес язык, поскольку с его помо­щью можно лгать, оскорблять, унижать и еще многое другое

ется как единица речи, так и устно-публичное выступление в це­лом, например, выражения «слово предоставляется...» или «с докладом выступил...» означают относительно самостоятельно звучащие потоки речи. В ораторском искусстве звучащее слово рассматривается с точки зрения его произнесения, смысловой точности, интонации, уместности и т. д.

Слово - основной инструмент профессиональной деятельно­сти юриста. И от того, насколько он владеет словом, во многом зависит результат его работы. Слово вооружает, но оно и обезо­руживает. Чтобы испортить впечатление от речи и мнение об ораторе, иногда бывает достаточно одного неточно употреблен­ного слова, неудачного оборота или неправильного ударения.

Например, диктор телепередачи «Новости» вещает: «Есть серьезные основания считать, что корреспонденты живы...», ми­нистр говорит: «Нельзя влазить в дела другого государства», а ге­нерал в этой же передаче предупреждает: «Уесть меня невозмож­но»8. По «Маяку» депутаты высшего законодательного органа ут­верждают: «Мы не будем препятствовать гуманной помощи» и что «в стране налаживается ситуация...». Не отстают в изобре­тении подобных шедевров безграмотности и профессиональные юристы. Известный на всю республику юрист докладывает депу­татам Палаты представителей, что в истекшем году «было воз­буждено» столько-то уголовных дел и «проведены оперативно-розыскные мероприятия». Специалист по технике безопасности, юрист по образованию, с помощью республиканского радио вос­торженно повествует: «Нас радует в этом году число погибших на производстве в результате неисполнения техники безопасности», а юрисконсульт, также по радио, извещает, что «на нашем предприятии изготавливается более 98 образцов изделий».

Предвыборные кампании, массовые митинги и дискуссии, прямое включение открытых заседаний парламентов, интервью и телерепортажи убедили, насколько бывает низок общий уровень культуры публичных выступлений и как это мешает деловому решению острых социальных проблем. Для многих стала очевид­ной социальная значимость риторической культуры. А. П. Чехов подчеркивал, что «для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноре­чию следовало бы считать неизбежным».

-----------------------------------------------------------------

8 Телепередача «Новости», 14 февр. 1997г.

Специалист в области судебной речи филолог Н. Н. Ивакина в приложении к своему учебному пособию «Культура судебной речи», видимо, без злого умысла привела в качестве примеров речи русских юристов, опубликованные речи советских юристов и магнитофонные записи судебных речей современных юристов. Их невольное сравнение не к чести наших современников. Страшное косноязычие, чудовищно жуткий язык, безграмотная конструкция предложений, ошибки в произношении, обилие слов-паразитов!9

Анализ публичных выступлений юристов-практиков позволя­ет выделить их типичные методические ошибки. Это, прежде все­го, незнание уровня подготовленности аудитории к восприятию выступления по правовой тематике. Отсюда - либо неоправдан­ное упрощение проблемы, либо чрезмерное ее усложнение. Часто у юриста-практика отсутствуют чувство времени, навыки в рас­пределении материала, из-за чего одни вопросы темы раскрыва­ются излишне подробно, другие - чересчур сжато и поэтому ма­лопонятно. Наблюдаются нарушения логической последователь­ности в изложении, отход в сторону от главного тезиса выступле­ния, подмена его второстепенными вопросами, чрезмерное увле­чение примерами без их обобщения и выводов. Отмечается и не­достаточно высокая культура речи, в результате чего теряется

контакт говорящего с аудиторией.

1.2. Предмет, система и задачи курса «Риторика»

Каждая профессия и специальность имеют свои особенности. Юридическая профессия не является исключением. Профессиограмма юридических специальностей характеризуется познава­тельным, коммуникативным, организаторским, воспитательным и удостоверительным аспектами. Поэтому от служителей юридиче­ской профессии требуются широкое общее образование, интел­лект, культура, высокие нравственные качества и профессиональ­ное мастерство. А. Ф. Кони подчеркивал, что юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специ­ального, так как юрист постоянно находится в общении с людь­ми, решает их правоотношения. И здесь юристу важно обладать

-----------------------------------------------------------------

9 См Ивакина Н Н Культура судебной речи М, 1995. С. 291-312.

такими коммуникативными качествами, которые обеспечивали бы ему выполнение профессиональных обязанностей. На первое место здесь следует поставить культуру речи юриста. От того, на­сколько богат его словарный запас, насколько он умело распоря­жается своим индивидуальным лексическим фондом, во многом зависит успех его деятельности. Действительно, трудно предста­вить, что бедная по словесной палитре или страдающая пустопо­рожним многословием речь окажется с профессиональной точки зрения эффективной.

Предметом юридической риторики как частной прикладной риторики является речь - инструмент и средство правоприменительной деятельности. Владеть навыками красноречия юристу необходимо, так как он постоянно является конфиденциальным собеседником, исполняет различные коммуникативные роли, вы­ступает как оратор в пропаганде права. Кроме того, юридический язык специфичен: 1) в нем много терминов, имеющих особое юридическое значение; 2) большинство многозначных слов обо­значают особые юридические понятия; 3) существуют словосоче­тания, употребляемые только в правовой сфере общения. Харак­терной особенностью юридической речи является и ее ситуационность (ситуативность), при которой общение и растущее взаи­мопонимание между говорящим и слушающим имеет решающее значение. Встреча юриста с новым собеседником-реципиентом — всегда конкретная ситуация, сопряженная с психологическими моментами. Юристу надо быть готовым к неожиданностям, не терять самообладания, легко ориентироваться в создавшейся ситуации.

Итак, для юридической риторики характерно изучение речи (языка) с двух позиций: 1) с точки зрения соблюдения оратором норм литературного языка, 2) как средства аргументации доказывания, развертывания мысли, углубленного изучения психологии преступления. Здесь форма и содержание речи находятся во взаимодействии. Все сказанное выше об особенностях юридиче­ского языка дает основание выделить юридическую риторику в особый объект исследования и в специальный учебный курс для студентов вузов юридического профиля.

Курс «Риторика» состоит из двух разделов. В первом рас­сматриваются общие положения риторики применительно к юри­дической деятельности: назначение юридической риторики и ис­тория судебного красноречия, психология речевого общения, ло-

гические основы юридической риторики, языковое мастерство юриста и проблема рационального и эмоционального, этические начала в речи юриста.

Второй раздел посвящен частной юридической риторике -судебной речи.

Судебную речь следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком понимании - это речь участников процесса в ходе судопроизводства как на стадии предварительного следст­вия, так и на стадии судебного заседания. Здесь можно провести аналогию с понятиями «судебная психология», «судебная этика», «судебная экспертиза» и «судебная фотография», под которыми понимаются науки, обслуживающие не столько процесс судебно­го заседания, сколько стадию предварительного следствия, т. е. весь процесс судопроизводства. В узком смысле судебная речь -это речи участников гражданского или уголовного процесса: про­курора как государственного обвинителя и защитника интересов ответчика или подсудимого. Судебная речь - это составная часть юридической практики. Поэтому во второй раздел юридической риторики включены не только рекомендации по подготовке и произнесению судебной речи прокурором и адвокатом, но и по­ложения, относящиеся к речи следователя в ходе проведения им процессуальных действий на стадии предварительного следствия, методические рекомендации по подготовке юристом публичных выступлений и тактике их исполнения. Владеть словом в равной степени должны судья, прокурор, адвокат, следователь, эксперт, выступающий в суде, - все сотрудники правоохранительных и правоприменительных органов, носящие высокое звание юриста.

Каждое юридически значимое действие должно быть пись­менно удостоверено. Деятельность юриста проходит как в форме вербальной - устной, так и письменной. Юрист готовит проекты законов и договоров, пишет протоколы следственных действий, выносит постановления, обвинительные и оправдательные приго­воры, определения, решения, составляет акты экспертиз, оформ­ляет заявления и жалобы. Поэтому представляется целесообраз­ным включение в систему учебного курса «Юридическая ритори­ка» и вопросов культуры письменной речи.

Язык в юриспруденции не только средство общения, но и ис­точник познания его носителя. Если голос несет признаки инди­видуального, идентификационного порядка, то язык имеет родо­вые, видовые различия, обусловленные образованием, професси-

ей, возрастом, средой обитания. В познании личности большое значение имеет изучение профессиональных диалектов: юристы, учителя, врачи, инженеры, артисты, военные используют профес­сиональную лексику, так как словарный запас профессиональных диалектов включает большое количество терминов. Для профес­сионального диалекта характерны и особые грамматические формы слов, своеобразные ударения. Моряки говорят компас, горняки - добыча, военные, как правило, не склоняют географи­ческие названия и т. д.

Вот почему мы сочли возможным включить в предлагаемое читателю учебное пособие специальную главу «Речь как объект криминалистического исследования», которая при поверхност­ном ознакомлении с оглавлением несколько не согласуется с об­щей направленностью книги.

Каждый учебный предмет имеет свои задачи. В ходе обуче­ния юридической риторике они следующие: во-первых, студенты должны приобрести знания и навыки, обеспечивающие целесооб­разное и незатрудненное применение языка в общении; во-вторых, студенты должны научиться строить речи различных жанров, которые им потребуются в практической деятельности. Наряду с этими задачами преподаватель подспудно решает и сверхзадачу - воспитание у будущих юристов культуры речи, опирающейся на языковые нормы современного литературного языка, чувство личной социальной ответственности за речевое поведение, основанное на высоких нравственных принципах. Цель настоящего учебного курса и настоящего пособия - помочь юристам в освоении хорошей речи. «Юрист вне зависимости от его узкой специализации обязан профессионально владеть навы­ками речи. К сожалению, в юридическом образовании этой сто­роне вопроса до сих пор уделяется недостаточное внимание»10. Основной наш метод - метод показа того, как надо говорить юристу в зависимости от ситуации и как не надо, чтобы избежать ошибок и недостатков.

Юридическая риторика входит в блок гуманитарных дисциплин и широко использует данные философии, психологии, логи­ки, педагогики, этики, эстетики и понятийный аппарат юриспру­денции. Юридическая риторика как частная риторика, изучающая

-----------------------------------------------------------------

Леонтьев А А Шахнаровчч А М, Битов В И Речь криминалистике и судебной психологии М, 1977 С 40

 

способы и приемы построения эстетически оформленной речи, относится к филологической науке, теснейшим образом связана с литературоведением и языкознанием вообще и с такими раздела­ми науки о языке, как лексикология, стилистика, грамматика и орфоэпия. В основе ораторской деятельности лежит культуроло­гический аспект, представляющий совокупность знаний и навы­ков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное приме­нение языка в целях объяснения, систему признаков и свойств, свидетельствующих о коммуникативном совершенстве речи.

«Риторика» как учебная дисциплина в юридических вузах вводится в учебный план впервые. В некоторых вузах преподает­ся курс общей риторики, в других - этот предмет называется «Судебная речь»". Основная форма обучения — лекционная. Те­матическим планом предусмотрены семинарские и практические занятия. По теме «Судебная речь» практические занятия могут быть проведены по предварительной договоренности с председа­телем районного или городского суда путем посещения судебно­го заседания, в котором рассматривалось бы конкретное уголов­ное дело, или могут быть проведены в аудитории в форме ролевой деловой игры с последующим ее методическим разбором.

-----------------------------------------------------------------

11 Если обратиться к зарубежному опыту, например США, то там уже не­сколько десятилетий существует Американская ассоциация ораторского искусст­ва, а академическая дисциплина «Речевая коммуникация» - обязательный пред­мет в программе более половины учебных заведений Американские исследова­тели используют количественные методы изучения ораторской речи, издано большое число учебных пособий, преподавание носит по преимуществу практи­ческий характер и основано на экспериментальных исследованиях

Date: 2015-10-22; view: 1513; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию