Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Г л а в а 1. Назначение риторики
1.1. Риторика: определение понятия, классификация красноречия В античном понимании риторика (от греч. ritorike - ораторское искусство) - это красноречие, теория красноречия, наука об ораторском искусстве Риторика возникла в Греции в V в. до н. э., сложилась в систему - в III-II вв. до н. э. и получила дальнейшее свое развитие в Риме - в I в. до н. э. В основу риторики были положены основы философии, логики, педагогики, лингвистики, психологии, этики и эстетики. С последующим развитием этих наук менялось понимание риторики. Так, если в Древней Греции риторику определяли, как искусство убеждать слушателей, а в Риме - как искусство хорошо говорить, то в период средневековья риторику рассматривали как искусство украшения устной и письменной речи. Видоизменялись и ее цели. Если античная риторика родилась из практики общественно-политических и судебных речей, в средние века была ориентирована на написание писем и религиозных проповедей, то в эпоху Возрождения она распространилась на всю область художественной прозы, стала частью гуманитарного образования, и овладение основами красноречия считалось признаком высокой образованности и культуры. В современном понимании риторика - это прикладная лингвистическая наука, изучающая закономерности ведения речи, ставящая перед собой цель научить людей легко и красиво владеть языком. Лингвистический словарь определяет риторику как филологическую дисциплину, изучающую способы построения художественно выразительной речи2. Термин «риторика» включает понятия «красноречие», «мастерство публичного выступления» и «ораторское искусство». Ес- ----------------------------------------------------------------- ' См Михневич А.Е. В глубь слова человеческого (наука о языке и ее разделы) Мн,1982 С 63 2 Лингвистический энциклопедический словарь М, 1990 С 416 ли красноречие означает «говорить привлекательно, красиво, красно, убедительно», то мастерство публичного выступления — это более высокий уровень владения речью. Вершиной риторики является ораторское искусство, под которым понимается искусство подготовки и произнесения публичной речи с конкретной целью воздействия на слушателей средствами живого слова3. По объему рассматриваемых проблем курс можно разделить на общую риторику, в которой с использованием данных психологии, логики, педагогики и лингвистики излагаются риторические правила работы над планом, содержанием и композицией речи, над языковым выражением мысли и приемами публичного выступления, и частные риторики, в которых рассматриваются правила речи применительно к определенной области человеческой деятельности: политической, научной, юридической, дипломатической и пр. На основе метода научной классификации знаний и с учетом основных особенностей искусства устного слова современное оратороведение различает пять родов красноречия: общественно-политическое, академическое, судебное или юридическое, социально-бытовое, богословско-церковное. Классификация красноречия достигла заметного развития в римской риторике, особенно в теоретических сочинениях Цицерона, а затем, под его влиянием, в учебных пособиях Квинтилиана. Она, фактически, и была унаследована последующим развитием ораторского искусства и его теорий4. 3 В дальнейшем изложении мы будем пользоваться терминами «оратороведение», «оратор» Под первым понимается наука об ораторском искусстве, теория красноречия, унаследовавшего лучшие достижения античной риторики Оратороведение - синтетическая наука, опирающаяся на философию, психологию, логику, педагогику, этику, эстетику и языкознание Второй термин - оратор - означает публично говорящего человека, по Платону, - того, «кто умеет ставить вопросы и давать ответы» Но в Древней Греции, как и позднее, общественного звания «оратор» удостаивались сравнительно немногие, умевшие живым словом завладеть умами и чувствами массы людей В современном научном понимании оратор - личность, владеющая искусством живого слова и умеющая публично излагать свои мысли в любой аудитории, определенным образом воздействуя на слушателей и убеждая их 4 Величайший мыслитель древности Аристотель (384-322), в 335 г до н э написавший «Риторику» - теорию искусства речи, в красноречии выделял три вида речи совещательную (речь о будущем), показательную (о связи прошлого с будущим) и судебную — речь о прошлом Более подробную классификацию красноречия мы находим у А Е Михне-вича, по мнению которого, существует десять родов красноречия Кроме названных пяти, он говорит о дипломатическом, военном, торговом, дискуссионном и лекционном (См А Е Михневич Ораторское искусство лектора. Стенограмма лекции, прочитанной 12 февр 1976 г в Большом зале Центрального лектория Всесоюзного общества «Знание» М, 1976 С 10) Видимо, количество родов красноречия определяется тем, что тот или иной автор классификации положил в основание ее деления В пределах каждого рода дифференцируются жанры ораторского искусства, которые определяются целевой установкой выступления и составом аудитории. Наиболее разнообразным по своей жанровости является общественно-политическое красноречие. Его предмет -проблемы экономического характера, социально-политического, культурно-просветительского, этико-нравственного, эстетико-художественного и иные категории, имеющие существенное общественное значение. Так, политические речи связаны с социальными проблемами, с борьбой партий, с деятельностью власти и пр. Они весьма широко представлены в практике ораторского искусства и, как правило, полемичны, остры, имеют выраженную авторскую позицию, своего адресата. Дипломатическая речь требует высокой точности, соблюдения этикета, определенного уровня культуры, международных правовых норм. Совещательная речь- наиболее распространенный жанр античного красноречия, предмет которого, по Аристотелю, составляют продовольствие и финансы, война и мир, охрана страны, законодательство. Первостепенное назначение такой речи — давать советы, подсказывать нужные решения и преследовать конкретные, общественно значимые цели. Торжественная речь - это устно-публичное слово, посвященное победе, крупному достижению социально-политического значения, знаменательному событию. Сравнительно краткая по продолжительности, такая речь носит праздничный характер. Она ярко эмоциональна, полна пафоса, а порой и патетична. Академическое (педагогическое) красноречие - одно из частных направлений риторики, связанное с мастерством научного доклада, педагогической лекции, учебного диалога и беседы, с культурой речи обучающего. Научный доклад - жанр академического красноречия, распространенная форма устно-публичного обмена научной информацией и обсуждения актуальных проблем науки на симпозиумах, международных конгрессах, конференциях. Этот материал предельно сжат по объему и строго регламентирован. Научный доклад бывает трех видов: проблемно-постановочный, освещающий достигнутое в научном исследовании или эксперименте, дискуссионный. Ясность авторской позиции и мысли, строгость аргументации и формулировок основных положений - типичные критерии научного доклада. Обозрение (обзор) - жанр преимущественно общественно-политического и академического красноречия. В лекции, докладе либо сообщении обозревается определенный круг явлений и фактов социально-политической жизни, хода экспериментов, достижений науки и техники. Будучи информативно-ориентировочным, обозрение требует от оратора эрудиции, достоверного знания новых фактов, умения предвидеть события. Табл. 1.1. Роды и видыкрасноречия
Наиболее распространенным жанром академического красноречия, основной формой вузовского преподавания является лекция - развернутое публичное выступление по теме. Она может быть вузовской (академической) и публичным одноразовым выступлением в массовой аудитории. В зависимости от целевой установки и состава слушателей меняется методика подготовки лекции и тактика ее проведения. Слово «лекция» укрепилось в русском языке в 30-х годах XIX в., однако его использование в значении академической формы устной речи началось гораздо раньше и связано с научно-просветительской деятельностью М. В. Ломоносова, его сподвижников и учеников. Правда, называлась лекция тогда словом, речью. Лекция как форма публичной речи родилась в языке научного творчества и преобладала вначале в «торжественных собраниях» Академии наук и Московского университета. Оформившись в границах научного стиля в особую систему речевых средств, лекция, по существу, и породила русское красноречие. Судебное (юридическое) красноречие - один из древних ролов риторики, в современном красноречии - вид ораторского искусства. Всецело опираясь на законодательство, выражая его дух и отстаивая интересы общества, судебное красноречие своей целью имеет защиту прав и интересов граждан, укрепление правопорядка. В первых учебных руководствах России по теории словесности А. Ф. Мерзлякова, Н. И. Греча, Н. Ф. Кошанского, В. И. Клас-совского, П. 3. Тимошенко, М. Ф. де Пуле судебное красноречие всегда выделялось в отдельный род словесности5. Для юридической речи характерны как устная (переговоры в управленческой, производственной, коммерческой сферах), так и письменная (используемая в сфере документооборота) формы, которые отличаются высокой точностью, строгой юридической обоснованностью. Умение говорить публично издавна считается необходимым профессиональным качеством юриста. Достаточно вспомнить такие российские имена, как А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. И. Жуковский, Н. И. Холев, П. А. Александров, К. Ф. Халту-лари, К. К. Арсеньев, Н. П. Карабчевский, В. Д. Спасович, С. А. Андреевский, А. И. Урусов, М. Г. Казаринов, А. В. Лохвицкий, или знаменитых юристов Франции, оставивших нам прекрасные образцы ораторского искусства. Суд - это та инстанция, где от умения аргументировать, доказывать, опровергать часто зависит судьба человека. «Поэтому судебные ораторы, - свидетельствует профессор-филолог А. Е. Михневич, - знают цену слова»6 Социально-бытовое красноречие - самый распространенный род риторики, который используется в процессе вербального общения людей в форме беседы, обсуждения, диалога, спора, юбилейной или траурной речи. Беседа - взаимный обмен мнениями между двумя или более равноправными участниками, состоящий из чередования монологических речевых высказываний. ----------------------------------------------------------------- ' См Мерзляков А Ф Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических В пользу благородных воспитанников университетского пансиона М, 1809, Греч Н И Учебная книга российской словесности, или Избранные места из русских сочинений и переводов в стихах и прозе с присовокуплением кратких правил риторики, тактики и истории российской словесности Спб, 1820, Кошанскчй Н Ф Частная риторика Спб, 1829, Клас-совскич В И Основания словесности Спб, М, 1866, Тимошенко П 3 Опыт систематического изложения теории словесности Спб, 1870, Де Пуле М Ф Краткое руководство к изучению прозаических сочинений Воронеж, 1866 6 Михневич А Е Ораторское искусство лектора Стенограмма лекции, прочитанной 12 февр 1976 г в Большом зале Центрального лектория Всесоюзного общества «Знание» М.1976 С 11-12 Острой формой беседы является спор, в ходе которого каждая из сторон отстаивает свою позицию, опровергая противоположную. Эпидектическая (юбилейная) речь произносится по поводу юбилейного события, в связи с презентацией, в ознаменование значительного достижения человека за определенный период его жизни. Юбилейная речь, как правило, бывает краткой, праздничной по характеру, в ней превалируют торжественность, высокие оценки, обращенность к будущему. В речах о юбиляре уместны лирические воспоминания - отступления, а также дружеское преувеличение заслуг. Гомилетика (богословско-церковное красноречие) представляет совокупность правил составления церковных проповедей. Яркой фигурой в гомилетике был церковный деятель Иоанн Златоуст (344-407), который разработал методику построения и произнесения церковных проповедей. Риторика всегда была обязательным предметом в христианских богословских учебных заведениях. Церковная проповедь помогает людям проникнуться нравственной идеей, направлена на укрепление силы духа, воли, обращена к чувствам, к духовному миру человека. Система классической риторики охватывала процесс от начальной подготовки публичной речи до ее исполнения и состояла из пяти частей. Эта структура прослеживается и в современной риторике. Инвенция (лат.: нахождение, изобретение) включает выбор темы, ее название, сбор и систематизацию эмпирического материала. Диспозиция (лат.: расположение) предусматривает выбор жанра публичного выступления, составление плана, композиции текста. Элокуция (лат.: словесное выражение), третья часть риторики, рассматривает учение об отборе слов и их сочетании, о тропах и риторических фигурах, о стилях речи, об использовании изобразительных средств языка. Подготовленную публичную речь необходимо запомнить. Поэтому четвертую часть риторики назвали меморио (лат.: запоминание), т. е. учение о памяти оратора, приемах запоминания текста и его воспроизведения. Заключительный и самый ответственный пятый раздел — акцио (лат.: произнесение, исполнение), который включает учение о произнесении речи, владение средствами выразительности устной речи, рекомендации по установлению контакта с аудиторией, манерах поведения оратора в аудитории. Риторика оперирует понятиями язык, речь, слово. Язык - знаковая система словесного выражения мыслей. В процессе совместной человеческой деятельности язык выполняет две функции - познавательную и коммуникативную, а по целям может быть позитивной или отрицательной направленности. Эта мысль образно выражена бразильским драматургом Г. Фигейредо. «Язык, - писал он, - это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передать наши мысли. Язык -ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают...». И далее. «Язык... -это самое скверное, что есть в мире. Это источник всех интриг, начало всех дрязг и виновник всех споров. Прибегают к языку бесталанные поэты, утомляющие нас на площади, и философы, не умеющие мыслить. Язык лжет, скрытничает, искажает, сквернословит, выражает трусость, клянчит, осыпает проклятьями, лебезит, уничтожает, клевещет, предает, соблазняет, совращает...»7. Речь - в ораторском искусстве средство информации и социального общения посредством звучащего слова, средство воздействия на людей с целью убеждения в чем-либо. Под речью понимается, во-первых, способность говорить, выражать словами мысль и, во-вторых, общаться друг с другом. Функции речи могут быть различными: коммуникативная, т. е. функция общения; формирования и выражения мысли (на уровне внутренней речи); познавательная; контактная; передача эмоций; регулятивная, планирующая и др. По форме речь классифицируется на внутреннюю (диалог с самим собой) и речь внешнюю (речь для других). Последняя в свою очередь подразделяется на устную (говорение) и письменную с использованием знаковой системы передачи информации. Звуковым выражением понятия о предмете или явлении окружающего мира является слово. В риторике под словом понима- ----------------------------------------------------------------- 7 Фигейредо Г Эзоп (Лиса и виноград) М, 1966 С 35-36. Существует древняя притча о том, как однажды древнегреческого баснописца Эзопа, который был рабом Ксанфа, хозяин попросил принести с рынка самое лучшее, что есть на свете Эзоп принес язык, потому что язык дает возможность выразить тончайшие нюансы мысли, благороднейшие порывы человеческой души. К великом) изумлению Ксанфа, в ответ на его просьбу принести самое худшее из существующего в мире Эзоп снова принес язык, поскольку с его помощью можно лгать, оскорблять, унижать и еще многое другое ется как единица речи, так и устно-публичное выступление в целом, например, выражения «слово предоставляется...» или «с докладом выступил...» означают относительно самостоятельно звучащие потоки речи. В ораторском искусстве звучащее слово рассматривается с точки зрения его произнесения, смысловой точности, интонации, уместности и т. д. Слово - основной инструмент профессиональной деятельности юриста. И от того, насколько он владеет словом, во многом зависит результат его работы. Слово вооружает, но оно и обезоруживает. Чтобы испортить впечатление от речи и мнение об ораторе, иногда бывает достаточно одного неточно употребленного слова, неудачного оборота или неправильного ударения. Например, диктор телепередачи «Новости» вещает: «Есть серьезные основания считать, что корреспонденты живы...», министр говорит: «Нельзя влазить в дела другого государства», а генерал в этой же передаче предупреждает: «Уесть меня невозможно»8. По «Маяку» депутаты высшего законодательного органа утверждают: «Мы не будем препятствовать гуманной помощи» и что «в стране налаживается ситуация...». Не отстают в изобретении подобных шедевров безграмотности и профессиональные юристы. Известный на всю республику юрист докладывает депутатам Палаты представителей, что в истекшем году «было возбуждено» столько-то уголовных дел и «проведены оперативно-розыскные мероприятия». Специалист по технике безопасности, юрист по образованию, с помощью республиканского радио восторженно повествует: «Нас радует в этом году число погибших на производстве в результате неисполнения техники безопасности», а юрисконсульт, также по радио, извещает, что «на нашем предприятии изготавливается более 98 образцов изделий». Предвыборные кампании, массовые митинги и дискуссии, прямое включение открытых заседаний парламентов, интервью и телерепортажи убедили, насколько бывает низок общий уровень культуры публичных выступлений и как это мешает деловому решению острых социальных проблем. Для многих стала очевидной социальная значимость риторической культуры. А. П. Чехов подчеркивал, что «для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным». ----------------------------------------------------------------- 8 Телепередача «Новости», 14 февр. 1997г. Специалист в области судебной речи филолог Н. Н. Ивакина в приложении к своему учебному пособию «Культура судебной речи», видимо, без злого умысла привела в качестве примеров речи русских юристов, опубликованные речи советских юристов и магнитофонные записи судебных речей современных юристов. Их невольное сравнение не к чести наших современников. Страшное косноязычие, чудовищно жуткий язык, безграмотная конструкция предложений, ошибки в произношении, обилие слов-паразитов!9 Анализ публичных выступлений юристов-практиков позволяет выделить их типичные методические ошибки. Это, прежде всего, незнание уровня подготовленности аудитории к восприятию выступления по правовой тематике. Отсюда - либо неоправданное упрощение проблемы, либо чрезмерное ее усложнение. Часто у юриста-практика отсутствуют чувство времени, навыки в распределении материала, из-за чего одни вопросы темы раскрываются излишне подробно, другие - чересчур сжато и поэтому малопонятно. Наблюдаются нарушения логической последовательности в изложении, отход в сторону от главного тезиса выступления, подмена его второстепенными вопросами, чрезмерное увлечение примерами без их обобщения и выводов. Отмечается и недостаточно высокая культура речи, в результате чего теряется контакт говорящего с аудиторией. 1.2. Предмет, система и задачи курса «Риторика» Каждая профессия и специальность имеют свои особенности. Юридическая профессия не является исключением. Профессиограмма юридических специальностей характеризуется познавательным, коммуникативным, организаторским, воспитательным и удостоверительным аспектами. Поэтому от служителей юридической профессии требуются широкое общее образование, интеллект, культура, высокие нравственные качества и профессиональное мастерство. А. Ф. Кони подчеркивал, что юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального, так как юрист постоянно находится в общении с людьми, решает их правоотношения. И здесь юристу важно обладать ----------------------------------------------------------------- 9 См Ивакина Н Н Культура судебной речи М, 1995. С. 291-312. такими коммуникативными качествами, которые обеспечивали бы ему выполнение профессиональных обязанностей. На первое место здесь следует поставить культуру речи юриста. От того, насколько богат его словарный запас, насколько он умело распоряжается своим индивидуальным лексическим фондом, во многом зависит успех его деятельности. Действительно, трудно представить, что бедная по словесной палитре или страдающая пустопорожним многословием речь окажется с профессиональной точки зрения эффективной. Предметом юридической риторики как частной прикладной риторики является речь - инструмент и средство правоприменительной деятельности. Владеть навыками красноречия юристу необходимо, так как он постоянно является конфиденциальным собеседником, исполняет различные коммуникативные роли, выступает как оратор в пропаганде права. Кроме того, юридический язык специфичен: 1) в нем много терминов, имеющих особое юридическое значение; 2) большинство многозначных слов обозначают особые юридические понятия; 3) существуют словосочетания, употребляемые только в правовой сфере общения. Характерной особенностью юридической речи является и ее ситуационность (ситуативность), при которой общение и растущее взаимопонимание между говорящим и слушающим имеет решающее значение. Встреча юриста с новым собеседником-реципиентом — всегда конкретная ситуация, сопряженная с психологическими моментами. Юристу надо быть готовым к неожиданностям, не терять самообладания, легко ориентироваться в создавшейся ситуации. Итак, для юридической риторики характерно изучение речи (языка) с двух позиций: 1) с точки зрения соблюдения оратором норм литературного языка, 2) как средства аргументации доказывания, развертывания мысли, углубленного изучения психологии преступления. Здесь форма и содержание речи находятся во взаимодействии. Все сказанное выше об особенностях юридического языка дает основание выделить юридическую риторику в особый объект исследования и в специальный учебный курс для студентов вузов юридического профиля. Курс «Риторика» состоит из двух разделов. В первом рассматриваются общие положения риторики применительно к юридической деятельности: назначение юридической риторики и история судебного красноречия, психология речевого общения, ло- гические основы юридической риторики, языковое мастерство юриста и проблема рационального и эмоционального, этические начала в речи юриста. Второй раздел посвящен частной юридической риторике -судебной речи. Судебную речь следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком понимании - это речь участников процесса в ходе судопроизводства как на стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного заседания. Здесь можно провести аналогию с понятиями «судебная психология», «судебная этика», «судебная экспертиза» и «судебная фотография», под которыми понимаются науки, обслуживающие не столько процесс судебного заседания, сколько стадию предварительного следствия, т. е. весь процесс судопроизводства. В узком смысле судебная речь -это речи участников гражданского или уголовного процесса: прокурора как государственного обвинителя и защитника интересов ответчика или подсудимого. Судебная речь - это составная часть юридической практики. Поэтому во второй раздел юридической риторики включены не только рекомендации по подготовке и произнесению судебной речи прокурором и адвокатом, но и положения, относящиеся к речи следователя в ходе проведения им процессуальных действий на стадии предварительного следствия, методические рекомендации по подготовке юристом публичных выступлений и тактике их исполнения. Владеть словом в равной степени должны судья, прокурор, адвокат, следователь, эксперт, выступающий в суде, - все сотрудники правоохранительных и правоприменительных органов, носящие высокое звание юриста. Каждое юридически значимое действие должно быть письменно удостоверено. Деятельность юриста проходит как в форме вербальной - устной, так и письменной. Юрист готовит проекты законов и договоров, пишет протоколы следственных действий, выносит постановления, обвинительные и оправдательные приговоры, определения, решения, составляет акты экспертиз, оформляет заявления и жалобы. Поэтому представляется целесообразным включение в систему учебного курса «Юридическая риторика» и вопросов культуры письменной речи. Язык в юриспруденции не только средство общения, но и источник познания его носителя. Если голос несет признаки индивидуального, идентификационного порядка, то язык имеет родовые, видовые различия, обусловленные образованием, професси- ей, возрастом, средой обитания. В познании личности большое значение имеет изучение профессиональных диалектов: юристы, учителя, врачи, инженеры, артисты, военные используют профессиональную лексику, так как словарный запас профессиональных диалектов включает большое количество терминов. Для профессионального диалекта характерны и особые грамматические формы слов, своеобразные ударения. Моряки говорят компас, горняки - добыча, военные, как правило, не склоняют географические названия и т. д. Вот почему мы сочли возможным включить в предлагаемое читателю учебное пособие специальную главу «Речь как объект криминалистического исследования», которая при поверхностном ознакомлении с оглавлением несколько не согласуется с общей направленностью книги. Каждый учебный предмет имеет свои задачи. В ходе обучения юридической риторике они следующие: во-первых, студенты должны приобрести знания и навыки, обеспечивающие целесообразное и незатрудненное применение языка в общении; во-вторых, студенты должны научиться строить речи различных жанров, которые им потребуются в практической деятельности. Наряду с этими задачами преподаватель подспудно решает и сверхзадачу - воспитание у будущих юристов культуры речи, опирающейся на языковые нормы современного литературного языка, чувство личной социальной ответственности за речевое поведение, основанное на высоких нравственных принципах. Цель настоящего учебного курса и настоящего пособия - помочь юристам в освоении хорошей речи. «Юрист вне зависимости от его узкой специализации обязан профессионально владеть навыками речи. К сожалению, в юридическом образовании этой стороне вопроса до сих пор уделяется недостаточное внимание»10. Основной наш метод - метод показа того, как надо говорить юристу в зависимости от ситуации и как не надо, чтобы избежать ошибок и недостатков. Юридическая риторика входит в блок гуманитарных дисциплин и широко использует данные философии, психологии, логики, педагогики, этики, эстетики и понятийный аппарат юриспруденции. Юридическая риторика как частная риторика, изучающая ----------------------------------------------------------------- Леонтьев А А Шахнаровчч А М, Битов В И Речь криминалистике и судебной психологии М, 1977 С 40
способы и приемы построения эстетически оформленной речи, относится к филологической науке, теснейшим образом связана с литературоведением и языкознанием вообще и с такими разделами науки о языке, как лексикология, стилистика, грамматика и орфоэпия. В основе ораторской деятельности лежит культурологический аспект, представляющий совокупность знаний и навыков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях объяснения, систему признаков и свойств, свидетельствующих о коммуникативном совершенстве речи. «Риторика» как учебная дисциплина в юридических вузах вводится в учебный план впервые. В некоторых вузах преподается курс общей риторики, в других - этот предмет называется «Судебная речь»". Основная форма обучения — лекционная. Тематическим планом предусмотрены семинарские и практические занятия. По теме «Судебная речь» практические занятия могут быть проведены по предварительной договоренности с председателем районного или городского суда путем посещения судебного заседания, в котором рассматривалось бы конкретное уголовное дело, или могут быть проведены в аудитории в форме ролевой деловой игры с последующим ее методическим разбором. ----------------------------------------------------------------- 11 Если обратиться к зарубежному опыту, например США, то там уже несколько десятилетий существует Американская ассоциация ораторского искусства, а академическая дисциплина «Речевая коммуникация» - обязательный предмет в программе более половины учебных заведений Американские исследователи используют количественные методы изучения ораторской речи, издано большое число учебных пособий, преподавание носит по преимуществу практический характер и основано на экспериментальных исследованиях Date: 2015-10-22; view: 1570; Нарушение авторских прав |