Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий по методике преподавания социологии





Дистанционное обучение – технология целенаправленного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, проживающих на расстоянии от образовательного центра, базирующаяся на средствах информационных и телекоммуникационных технологий.

Заочное обучение – форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования и с профессиональной трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования. Самостоятельное прохождение учащимися учебных курсов и очную сдачу экзамена.

Дискуссия – спор, обсуждение какого-либо спорного вопроса; публичный спор с целью выяснения истины, нахождения правильного решения спорного вопроса.

Диспут – публичный спор на научную и общественно важную тему.

Дидактика – теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, то есть взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. Функции дидактики: теоретическая (диагностическая и прогностическая) и практическая (нормативная, инструментальная).

Дифференцированное обучение – использование в обучении наряду с обычными программами программ углубленного изучения материала.

Зачет – вид проверки и учета знаний студентов по крупным разделам теоретических курсов и по предметам, в изучении которых преобладают практические знания. Проводятся обычно в форме собеседования преподавателя со студентами. Завершается записями в ведомость и зачетные книжки студента, удостоверяющей выполнение определенной работы или овладение тем или иным разделом курса.

Знания – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.

Импровизация – педагогическая деятельность преподавателя, осуществляемая в ходе педагогического общения без предварительного осмысления, обдумывания. Цель – нахождение нового решения в конкретных условиях обучения.

Игровое обучение – игровые методы, развивающие творческие способности, самостоятельный поиск знания и его усвоение.

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Коллоквиум – одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя с учащимися для выяснения знаний.

Коллективное чтение первоисточников – это такой вид семинара, при котором по поручению педагога один из студентов читает вслух то или иное произведение, а затем объясняет, как он понял прочитанное. Другие студенты вносят поправки и дополнения к сказанному.

Компетенция – 1) способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; 2) комплексная характеристика способности демонстрировать и применять полученные в результате освоения образовательной программы знания, умения, интеллектуальные и практические навыки, личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.

Консультация – один из видов учебных занятий – дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета.

Куратор – в некоторых учебных заведениях – преподаватель, наблюдающий за обучением студентов.

Концентрический способ построения программы – материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходит на последующих ступенях обучения.

Лекция – систематическое, последовательное изложение педагогом учебного материала, как правило, теоретического характера. Цель: дать систематизированное изложение основ изучаемой науки и подготовить студента к самостоятельной работе с источниками.

Линейный способ построения учебной программы – материалом последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось ранее.

Методика преподавания – вузовская дисциплина, изучающая систему образования, приемы, средства и методы педагогической деятельности.

Методика преподавания общественных наук в вузе – общая методическая дисциплина, раскрывающая специфику преподавания общественных дисциплин в вузе.

Методика преподавания социологии в вузе – частная методическая дисциплина, раскрывающая специфику социологического знания, анализирующая приемы, формы и методы обучения социологии в вузе.

Метод иллюстрации и демонстрации (от лат. изображение) – в процессе учебной работы преподаватель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное пособие.


Метод обучения – способы обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изученным материалом.

Модуль – укрупненная единица содержания и процесса обучения, логически завершенный блок.

Модульное обучение – организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно самостоятельные и законченные единицы информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины.

Мозговой штурм – метод обучения, одна из современных форм групповых занятий в средних и высших учебных заведениях. Задача – поиск или выработка оптимального решения поставленной задачи.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Нравственное воспитание – сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой разнообразной учебной и внеучебной деятельности и выработки на этой основе соответствующей личностно – этических качеств.

Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, что является необходимым условием подготовки человека к жизни и труду.

Обучение – процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека.

Педагогические технологии – мастерство преподавателя в осуществлении процесса обучения, а также выбор методов, форм воздействия на студентов. Система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, то есть как определенная система действий.

Практика – применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем.

Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения.

Принцип генерализации – объединение материала вокруг основных идей

Принципы обучения – направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. С логической точки зрения принцип можно трактовать как некоторое обобщающее теоретическое положение, применимое ко всем явлениям, охватываемым дидактикой, и одновременно – с нормативной точки зрения – как определенное руководство к практическому педагогическому действию.

Проблемное обучение – преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, целенаправленно ставит перед обучаемыми проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Развивающееся обучение – ориентация учебного процесса на возможности обучаемого.

Самостоятельная работа студента – это проявление его творческих способностей при усвоении материала, его накоплении и использовании в практических ситуациях.

Семинар – (от лат. рассадник или рассаживание слушателей и проведение беседы на заданную тему) – общение с учащимися с комментариями и заключениями педагогов. Одна из форм практического усвоения знаний как по гуманитарно-общественным, так и по естественным дисциплинам.

Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.


Семинар – коллоквиум – собеседование со студентами, имеет своей целью выяснение глубины их знаний. Иногда такой семинар выглядит как своеобразный зачет по пройденным темам.

Семинар – диспут – одна из форм занятий, проводимых в группе или на курсе, где одному докладчику поручается изложить одну из существующих точек зрения, а другому – иную.

Способности – развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают, как результат ее активной учебно – познавательной деятельности, а с другой – обуславливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности.

Принцип – это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции; это методологическое отражение познанных законов и закономерностей; это знания о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженные в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики.

Технология (с греч. учение о мастерстве) – совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности для достижения поставленных целей.

Теоретическая конференция в группе или на потоке – форма семинара, близкая к обсуждению докладов и рефератов. Отличие в том, что в конференции более тщательная подготовка и проводится она нередко с несколькими группами или даже потоком.

Умение – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Учебный план – утвержденный министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отдаваемых на изучение каждого предмета в отдельных классах (группах).

Цели обучения – это не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение его конечных результатов, т.е. того, к чему должны стремиться педагог и учащийся.

Экзамен – итоговый контроль, целью которого является установление действительного знания студентов в соответствии с программой изучаемого курса, государственным стандартом и соответствующей професиограммой.

 

 








Date: 2015-10-22; view: 757; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию