Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глоссарий по методике преподавания социологии
Дистанционное обучение – технология целенаправленного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, проживающих на расстоянии от образовательного центра, базирующаяся на средствах информационных и телекоммуникационных технологий. Заочное обучение – форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования и с профессиональной трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования. Самостоятельное прохождение учащимися учебных курсов и очную сдачу экзамена. Дискуссия – спор, обсуждение какого-либо спорного вопроса; публичный спор с целью выяснения истины, нахождения правильного решения спорного вопроса. Диспут – публичный спор на научную и общественно важную тему. Дидактика – теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, то есть взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. Функции дидактики: теоретическая (диагностическая и прогностическая) и практическая (нормативная, инструментальная). Дифференцированное обучение – использование в обучении наряду с обычными программами программ углубленного изучения материала. Зачет – вид проверки и учета знаний студентов по крупным разделам теоретических курсов и по предметам, в изучении которых преобладают практические знания. Проводятся обычно в форме собеседования преподавателя со студентами. Завершается записями в ведомость и зачетные книжки студента, удостоверяющей выполнение определенной работы или овладение тем или иным разделом курса. Знания – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. Импровизация – педагогическая деятельность преподавателя, осуществляемая в ходе педагогического общения без предварительного осмысления, обдумывания. Цель – нахождение нового решения в конкретных условиях обучения. Игровое обучение – игровые методы, развивающие творческие способности, самостоятельный поиск знания и его усвоение. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Коллоквиум – одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя с учащимися для выяснения знаний. Коллективное чтение первоисточников – это такой вид семинара, при котором по поручению педагога один из студентов читает вслух то или иное произведение, а затем объясняет, как он понял прочитанное. Другие студенты вносят поправки и дополнения к сказанному. Компетенция – 1) способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; 2) комплексная характеристика способности демонстрировать и применять полученные в результате освоения образовательной программы знания, умения, интеллектуальные и практические навыки, личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Консультация – один из видов учебных занятий – дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета. Куратор – в некоторых учебных заведениях – преподаватель, наблюдающий за обучением студентов. Концентрический способ построения программы – материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходит на последующих ступенях обучения. Лекция – систематическое, последовательное изложение педагогом учебного материала, как правило, теоретического характера. Цель: дать систематизированное изложение основ изучаемой науки и подготовить студента к самостоятельной работе с источниками. Линейный способ построения учебной программы – материалом последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось ранее. Методика преподавания – вузовская дисциплина, изучающая систему образования, приемы, средства и методы педагогической деятельности. Методика преподавания общественных наук в вузе – общая методическая дисциплина, раскрывающая специфику преподавания общественных дисциплин в вузе. Методика преподавания социологии в вузе – частная методическая дисциплина, раскрывающая специфику социологического знания, анализирующая приемы, формы и методы обучения социологии в вузе. Метод иллюстрации и демонстрации (от лат. изображение) – в процессе учебной работы преподаватель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное пособие. Метод обучения – способы обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изученным материалом. Модуль – укрупненная единица содержания и процесса обучения, логически завершенный блок. Модульное обучение – организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно самостоятельные и законченные единицы информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины. Мозговой штурм – метод обучения, одна из современных форм групповых занятий в средних и высших учебных заведениях. Задача – поиск или выработка оптимального решения поставленной задачи. Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Нравственное воспитание – сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой разнообразной учебной и внеучебной деятельности и выработки на этой основе соответствующей личностно – этических качеств. Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, что является необходимым условием подготовки человека к жизни и труду. Обучение – процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека. Педагогические технологии – мастерство преподавателя в осуществлении процесса обучения, а также выбор методов, форм воздействия на студентов. Система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, то есть как определенная система действий. Практика – применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем. Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения. Принцип генерализации – объединение материала вокруг основных идей Принципы обучения – направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. С логической точки зрения принцип можно трактовать как некоторое обобщающее теоретическое положение, применимое ко всем явлениям, охватываемым дидактикой, и одновременно – с нормативной точки зрения – как определенное руководство к практическому педагогическому действию. Проблемное обучение – преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, целенаправленно ставит перед обучаемыми проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Развивающееся обучение – ориентация учебного процесса на возможности обучаемого. Самостоятельная работа студента – это проявление его творческих способностей при усвоении материала, его накоплении и использовании в практических ситуациях. Семинар – (от лат. рассадник или рассаживание слушателей и проведение беседы на заданную тему) – общение с учащимися с комментариями и заключениями педагогов. Одна из форм практического усвоения знаний как по гуманитарно-общественным, так и по естественным дисциплинам. Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Семинар – коллоквиум – собеседование со студентами, имеет своей целью выяснение глубины их знаний. Иногда такой семинар выглядит как своеобразный зачет по пройденным темам. Семинар – диспут – одна из форм занятий, проводимых в группе или на курсе, где одному докладчику поручается изложить одну из существующих точек зрения, а другому – иную. Способности – развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают, как результат ее активной учебно – познавательной деятельности, а с другой – обуславливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Принцип – это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции; это методологическое отражение познанных законов и закономерностей; это знания о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженные в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики. Технология (с греч. учение о мастерстве) – совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности для достижения поставленных целей. Теоретическая конференция в группе или на потоке – форма семинара, близкая к обсуждению докладов и рефератов. Отличие в том, что в конференции более тщательная подготовка и проводится она нередко с несколькими группами или даже потоком. Умение – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Учебный план – утвержденный министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отдаваемых на изучение каждого предмета в отдельных классах (группах). Цели обучения – это не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение его конечных результатов, т.е. того, к чему должны стремиться педагог и учащийся. Экзамен – итоговый контроль, целью которого является установление действительного знания студентов в соответствии с программой изучаемого курса, государственным стандартом и соответствующей професиограммой.
Date: 2015-10-22; view: 757; Нарушение авторских прав |