Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глоссарий дисциплины
ФОРМИРОВАНИЕ — процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания). СЕМАТИКА — выявление смысла. ФИЛОСОФИЯ — обоснование явлений, процессов, состояний в категориях философии: духовное — материальное, сознание — бытие, внутреннее — внешнее, идеальное — реальное, субъективное — объективное. ПСИХОЛОГИЯ — обоснование явлений, процессов, состояний через структуры сознания. МЕТОДОЛОГИЯ — моделирование явлений, процессов, состояний с учетом философского и психологического подхода. ТЕХНОЛОГИЯ — описание последовательности выполнения действий для реализации разработанных моделей. МЕТОДИКА — учет особенностей (учебной дисциплины, преподавателя, студента, характера взаимодействия). ОПЫТ — приобретение опыта работы в инновационных моделях и технологиях через периодическое участие в организационно- деятельностных семинарах. СОЦИАЛИЗАЦИЯ — усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. «Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия.., так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий19». ВОСПИТАНИЕ ——совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; в широком педагогическом значении — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых; в узком педагогическом значении — специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. ОБРАЗОВАНИЕ как процесс — освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений; как результат — достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система — совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
БУЧЕНИЕ — специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание («руководство учением»20) — организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования; учение — усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.
АМОВОСПИТАНИЕ — осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств. САМООБРАЗОВАНИЕ — активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - комплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы21. Утрата любого компонента ведет к разрушению системы в целом. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Осуществляя теоретический анализ практики воспитания, устанавливая функционирующие в ней существенные связи и закономерности, тенденции и перспективы ее развития, педагогическая наука разрабатывает на этой основе практические рекомендации, благодаря чему открывает перед практикой новые возможности и перспективы. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, основные факторы его развития, формирования его личности; разрабатывающая общие основы организации и осуществления педагогического процесса.
ЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ - научная дисциплина, объектом которой является целенаправленный процесс формирования личности и коллектива, а предметом — его (данного процесса) свойства, противоречия, закономерности, отношения, педагогические технологии. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ {ДИДАКТИКА) - научная дисциплина, объектом которой выступает процесс обучения, включающий в себя органично взаимосвязанные преподавание и учение, а предметом — закономерные связи и отношения, функционирующие в данном процессе, содержание образования, принципы, организационные формы, способы и средства реализации целей обучения. ДИДАКТИКА (от греч. didaktikos-поучающий, относящийся к обучению) — «универсальное искусство всех учить всему».
ЕТОДИКИ обучения и воспитания (частные дидактики) — научные дисциплины, исследующие закономерности, формы, методы и средства преподавания и изучения конкретных учебных предметов, организации внеучебной воспитательной деятельности (напр.: методика преподавания иностранного языка, методика трудового воспитания, методика организации коллективной творческой деятельности). ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ - научная дисциплина, объект которой — процесс управления воспитательными системами, предмет — противоречия, закономерности, отношения процесса управления; условия, обеспечивающие его развитие, а, следовательно, жизнеспособность и развитие воспитательных систем. ДЕФЕКТОЛОГИЯ — совокупность научных дисциплин (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), изучающих особенности развития, воспитания и обучения детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии. Объект — процесс воспитания и обучения детей, имеющих недостатки в развитии; предмет — закономерные связи и отношения, специфика содержания, форм, методов и средств работы с детьми. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ — научная дисциплина: объект — процесс исторического развития образования и педагогической мысли в их единстве и во взаимосвязи с современными проблемами образования; предмет — факты, противоречия, закономерности историко-педагогического процесса, анализ которых призван обеспечить эффективное осуществление, прогнозирование и планирование политики в области развития педагогической теории и практики. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - научная дисциплина, объектом которой являются воспитательные и образовательные системы в различных странах, а предметом — закономерности функционирования и развития данных систем. Сравнительный анализ воспитательно-образовательных систем различных народов, общего и специфического в них способствует обогащению национальной педагогической культуры за счет осмысленного использования международного опыта. ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА - сравнительно новая научная дисциплина, объектом которой является процесс воспитания ребенка «с момента рождения до перехода к состоянию взрослости», а предметом — «закономерности, методы, средства и технология организации учебно-воспитательного процесса на различных стадиях детства». ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогики, объектом которой является процесс воспитания и образования детей дошкольного возраста, предметом — закономерности данного процесса, формы, методы и средства его осуществления. Может быть представлена как развернутая часть возрастной педагогики.
ЕДАГОГИКА ШКОЛЫ - отрасль педагогики, изучающая учебно-воспитательный процесс в учреждениях общего образования {объект); закономерности, содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания учащихся общеобразовательной школы (предмет). ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — объект исследования — учебно-воспитательный процесс в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; предмет — закономерности, содержание, формы, методы и средства профессионального образования. Как составные части профессиональной педагогики развиваются педагогики профтехобразования, высшей школы, среднего специального образования, имеющие локализованный объект и предмет деятельности.
ИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА) - отрасль педагогики и гигиены: объект исследования — учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования; предмет — закономерности организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, динамика функционального состояния организма человека в зависимости от содержания, условий, форм и методов его деятельности.
РОИЗВОДСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики: изучает закономерности, содержание, формы, методы, средства непрерывного профессиональногообразования, обучения работающих, переориентации их на новые профессии, повышения производственной квалификации; ориентирована прежде всего на систему переподготовки и повышения квалификации кадров. ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА – отрасль педагогики: анализирует закономерности, осущестиляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, формы и методы образования и воспитания военнослужащих. Основное приложение находит в военных учебных заведениях и в системе обучения воинским специальностям.
ЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогической науки: объект — процесс формирования личности в семье; ПРЕДМЕТ — закономерности, противоречия, специфика формирующего влияния семьи. Источниками семейной педагогики являются этнопедагогика, возрастная, дошкольная педагогика, теория воспитания, педагогическая психология. ЭТНОПЕДАГОГИКА - формирующаяся отрасль педагогики: изучает специфику и закономерности народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре, народных традициях, обычаях, фольклоре, опыт воспитания; анализирует взаимосвязи и взаимовлияния педагогики и этнических воспитательно-образовательных систем. ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА (педагогика пенитенциарных учреждений) — изучает специфику и закономерности процесса воспитания несовершеннолетних правонарушителей. ГУМАНИЗАЦИЯ — это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов. Это — создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения. Это — ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов. Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их челове-кообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится раз- витие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования»33. МЕТОДОЛОГИЯ (от грея. methodos - путь исследования или познания, теория, учение и logos — слово, понятие) — 1) «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности»; 2) «учение о научном методе МЕТОД (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение) -- путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ, посредством которого познается предмет науки48 ПРОБЛЕМА (от греч. problema - задача, задание) -теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. «Проблема педагогического исследования отражает противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнанием путей, средств и методов их решения»49. ТЕМА (от греч. thema - предмет изложения, исследования, обсуждения) - лаконичная формулировка проблемы исследования.
ЕЛЬ - замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. ЗАДАЧА - предполагаемый локализованный результат исследования, включающий в себя: «требования (цель), условия: известное и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. (...) Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности»50.
ИПОТЕЗА (от греч. hypothesis — основание, предположение) — научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД - исходный принцип, исходная позиция. В современных педагогических исследованиях реализуют: • системный подход — ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений; • комплексный подход — рассмотрение группы явлений в совокупности; • целостный подход — обеспечивающий целостность объекта — необходимость целого к простой сумме частей; • личностный подход — предполагающий отношение к воспитаннику как к личности, как к самосознательному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия; • деятельностный подход — суть которого состоит в признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, деятельностного опосредования межличностных отношений. В практике научно-педагогических исследований осуществляют также такие подходы, как: личностно-дея-тельностный; содержательный (обращенный к содержанию изучаемых явлений); формальный (позволяющий выявлять устойчивые связи элементов рассматриваемого процесса); логический (предусматривающий изучение педагогического явления в том состоянии его развития, которого оно достигло на момент исследования); исторический (ориентирующий на изучение конкретно-исторического генезиса и развития объекта
Date: 2015-10-22; view: 1300; Нарушение авторских прав |