Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Глоссарий дисциплины





 

ФОРМИРОВАНИЕ — процесс становления личности человека в результате

объективного влияния наслед­ственности, среды, целенаправленного воспитания и соб­ственной активности личности (самовоспитания).

СЕМАТИКА — выявление смысла.

ФИЛОСОФИЯ — обоснование явлений, процессов, состояний в категориях философии: духовное — материальное, сознание — бытие, внутреннее — внешнее, идеальное — реальное, субъективное — объективное.

ПСИХОЛОГИЯ — обоснование явлений, процессов, состояний через структуры сознания.

МЕТОДОЛОГИЯ — моделирование явлений, процессов, состояний с учетом философского и психологического подхода.

ТЕХНОЛОГИЯ — описание последовательности выполнения действий для реализации разработанных моделей.

МЕТОДИКА — учет особенностей (учебной дисциплины, преподавателя, студента, характера взаимодействия).

ОПЫТ — приобретение опыта работы в инновационных моделях и технологиях через периодическое участие в организационно- деятельностных семинарах.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и соци­ального опыта. «Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека фак­торов общественного бытия.., так и под влиянием соци­ально контролируемых обстоятельств и специально созда­ваемых в процессе воспитания условий19».

ВОСПИТАНИЕ ——совокупность формирующих воздействий всех обще­ственных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

в широком педагогическом значении — процесс целе­направленного формирования личности в условиях спе­циально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

в узком педагогическом значении — специальная воспи­тательная деятельность, имеющая целью формирова­ние определенных качеств, свойств и отношений чело­века.



ОБРАЗОВАНИЕ как процесс — освоение в учрежде­ниях дошкольного, общего, профессионального и до­полнительного образования, а также в результате самооб­разования системы знаний, умений, навыков, опыта по­знавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;

как результат — достигнутый уровень в освоении зна­ний, умений, навыков, опыта деятельности и отноше­ний;

как система — совокупность преемственных образова­тельных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных уч­реждений, органов управления образованием.

О

БУЧЕНИЕ — специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности:

преподавание («руководство учением»20) — организация учебного труда обучаемых, формирование у них моти­вации и опыта познавательной деятельности, плано­мерная и систематическая передача содержания обра­зования;

учение — усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.

С

АМОВОСПИТАНИЕ — осознанная, целеустремлен­ная деятельность человека, направленная на само­развитие, самообразование, совершенствование положи­тельных и преодоление отрицательных личностных качеств.

САМООБРАЗОВАНИЕ — активная целенаправлен­ная познавательная деятельность человека, связан­ная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - специально орга­низованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие вос­питателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразова­нию личностных свойств и качеств воспитанников.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - комплекс, вклю­чающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между ее уча­стниками и объединяющие их; освоенную субъектами вос­питания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы21. Утрата любого компонента ведет к разрушению системы в целом.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Осуществляя теоретический анализ практики воспи­тания, устанавливая функционирующие в ней суще­ственные связи и закономерности, тенденции и перс­пективы ее развития, педагогическая наука разрабаты­вает на этой основе практические рекомендации, бла­годаря чему открывает перед практикой новые возмож­ности и перспективы.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА - базовая научная дисцип­лина, изучающая общие закономерности воспитания человека, основные факторы его развития, формирова­ния его личности; разрабатывающая общие основы орга­низации и осуществления педагогического процесса.

Т

ЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ - научная дисциплина, объектом которой является целенаправленный про­цесс формирования личности и коллектива, а предметом — его (данного процесса) свойства, противоречия, зако­номерности, отношения, педагогические технологии.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ {ДИДАКТИКА) - научная дисциплина, объектом которой выступает процесс обучения, включающий в себя органично взаимосвязан­ные преподавание и учение, а предметом — закономер­ные связи и отношения, функционирующие в данном процессе, содержание образования, принципы, органи­зационные формы, способы и средства реализации це­лей обучения.



ДИДАКТИКА (от греч. didaktikos-поучающий, относящийся к обу­чению) — «универсальное искус­ство всех учить всему».

М

ЕТОДИКИ обучения и воспитания (частные ди­дактики) — научные дисциплины, исследующие за­кономерности, формы, методы и средства преподавания и изучения конкретных учебных предметов, организации внеучебной воспитательной деятельности (напр.: методи­ка преподавания иностранного языка, методика трудового воспитания, методика организации коллективной творчес­кой деятельности).

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ - научная дисциплина, объект которой — процесс управления воспитатель­ными системами, предмет — противоречия, закономерности, отношения процесса управления; условия, обес­печивающие его развитие, а, следовательно, жизнеспо­собность и развитие воспитательных систем.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ — совокупность научных дисцип­лин (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), изучающих особенности разви­тия, воспитания и обучения детей с отклонениями в фи­зическом, психическом и умственном развитии. Объект — процесс воспитания и обучения детей, имеющих недо­статки в развитии; предмет — закономерные связи и от­ношения, специфика содержания, форм, методов и средств работы с детьми.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ — научная дисциплина:

объект — процесс исторического развития образо­вания и педагогической мысли в их единстве и во взаи­мосвязи с современными проблемами образования; предмет — факты, противоречия, закономерности историко-педагогического процесса, анализ которых призван обеспечить эффективное осуществление, прогнозирование и плани­рование политики в области развития педагогической те­ории и практики.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - научная дис­циплина, объектом которой являются воспитатель­ные и образовательные системы в различных странах, а предметом — закономерности функционирования и раз­вития данных систем. Сравнительный анализ воспитатель­но-образовательных систем различных народов, общего и специфического в них способствует обогащению нацио­нальной педагогической культуры за счет осмысленного использования международного опыта.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА - сравнительно новая научная дисциплина, объектом которой является про­цесс воспитания ребенка «с момента рождения до пере­хода к состоянию взрослости», а предметом — «закономерности, методы, средства и технология организации учебно-воспитательного процесса на различных стадиях детства».

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА -

отрасль педагогики, объектом кото­рой является процесс воспитания и обра­зования детей дошкольного возраста, пред­метом — закономерности данного процес­са, формы, методы и средства его осуще­ствления. Может быть представлена как раз­вернутая часть возрастной педагогики.

П

ЕДАГОГИКА ШКОЛЫ - отрасль педагогики, изучающая учебно-вос­питательный процесс в учреждениях об­щего образования {объект); закономер­ности, содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания учащихся общеобразовательной школы (предмет).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГО­ГИКА — объект исследования — учебно-воспитательный процесс в учреж­дениях начального, среднего и высшего профессионального образования; предмет — закономерности, содержание, формы, ме­тоды и средства профессионального об­разования.

Как составные части профессиональной педагогики раз­виваются педагогики профтехобразования, высшей школы, среднего специального образования, имеющие локализован­ный объект и предмет деятельности.

Г

ИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА) - отрасль педагогики и гигиены: объект исследова­ния — учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования; предмет — за­кономерности организации и осуществле­ния учебно-воспитательного процесса, ди­намика функционального состояния орга­низма человека в зависимости от содер­жания, условий, форм и методов его дея­тельности.

П

РОИЗВОДСТВЕННАЯ ПЕДАГО­ГИКА — отрасль педагогики: изучает закономерности, содержание, формы, ме­тоды, средства непрерывного профессио­нальногообразования, обучения работа­ющих, переориентации их на новые про­фессии, повышения производственной квалификации; ориентирована прежде все­го на систему переподготовки и повыше­ния квалификации кадров.

ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА – отрасль педагогики: анализирует закономер­ности, осущестиляет теоретическое обо­снование, разрабатывает принципы, фор­мы и методы образования и воспитания военнослужащих. Основное приложение находит в военных учебных заведениях и в системе обучения воинским специаль­ностям.

С

ЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА - от­расль педагогической науки: объект — процесс формирования личности в семье;

ПРЕДМЕТ — закономерности, противоре­чия, специфика формирующего влияния семьи. Источниками семейной педагоги­ки являются этнопедагогика, возрастная, дошкольная педагогика, теория воспита­ния, педагогическая психология.

ЭТНОПЕДАГОГИКА - формирую­щаяся отрасль педагогики: изучает специфику и закономерности народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре, народных тради­циях, обычаях, фольклоре, опыт воспита­ния; анализирует взаимосвязи и взаимовли­яния педагогики и этнических воспитатель­но-образовательных систем.

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА (педагогика пени­тенциарных учреждений) — изучает спе­цифику и закономерности процесса вос­питания несовершеннолетних правона­рушителей.

ГУМАНИЗАЦИЯ — это поворот школы к ребенку, уваже­ние к его личности, достоинству, доверие к нему, при­ятие его личностных целей, запросов и интересов. Это — создание максимально благоприятных условий для рас­крытия и развития его способностей, для его самоопреде­ления. Это — ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полно­ценности его сегодняшней жизни на каждом из возраст­ных этапов.

Гуманизация — ключевой элемент нового педагогичес­кого мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их челове-кообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Ос­новным смыслом педагогического процесса становится раз-

витие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образова­ния»33.

МЕТОДОЛОГИЯ (от грея. methodos - путь исследования или познания, теория, учение и logos — слово, понятие) — 1) «система принципов и способов организации и пост­роения теоретической и практической дея­тельности»; 2) «учение о научном методе

МЕТОД (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение) -- путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ, по­средством которого познается предмет науки48

ПРОБЛЕМА (от греч. problema - задача, задание) -теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. «Проблема педагогического ис­следования отражает противоречие между знаниями о по­требностях людей в области обучения и воспитания и не­знанием путей, средств и методов их решения»49.

ТЕМА (от греч. thema - предмет изложения, исследования, обсуждения) - лаконичная формулировка про­блемы исследования.

Ц

ЕЛЬ - замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

ЗАДАЧА - предполагаемый локализованный результат исследования, включающий в себя: «требования (цель), условия: известное и искомое (неизвестное), формулиру­ющееся в вопросе. (...) Иерархически организованная пос­ледовательность задач образует программу деятельности»50.

Г

ИПОТЕЗА ( от греч. hypothesis — основание, предпо­ложение) — научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоре­тической проверке.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД - исходный принцип, исходная позиция. В современных педаго­гических исследованиях реализуют:

• системный подход — ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутрен­них связей и отношений;

• комплексный подход — рассмотрение группы явлений в со­вокупности;

• целостный подход — обеспечивающий целостность объек­та — необходимость целого к простой сумме частей;

• личностный подход — предполагающий отношение к вос­питаннику как к личности, как к самосознательному субъекту собственного развития и как к субъекту вос­питательного взаимодействия;

• деятельностный подход — суть которого состоит в при­знании единства психики и деятельности, единства стро­ения внутренней и внешней деятельности, деятельностного опосредования межличностных отношений.

В практике научно-педагогических исследований осу­ществляют также такие подходы, как: личностно-дея-тельностный; содержательный (обращенный к содер­жанию изучаемых явлений); формальный (позволяю­щий выявлять устойчивые связи элементов рассматри­ваемого процесса); логический (предусматривающий изучение педагогического явления в том состоянии его развития, которого оно достигло на момент исследо­вания); исторический (ориентирующий на изучение конкретно-исторического генезиса и развития объекта

 








Date: 2015-10-22; view: 857; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию