Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Урок как основная форма организации учебной работы в школе
От организации и умелого проведения уроков поч ги полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Каждый урок должен быть законченным, цельным и в то же время являться частью системы уроков, связанных между собой обшей целью и общими задачами данного учебного предмета. Структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам. Здесь также имеются: организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, самостоятельная работа учащихся, закрепление пройденного и подведение итогов. Все эти элементы урока имеют место во всех классах, но в различные годы обучения, да и в течение одного и того же года, количество времени, отводимое на тот или другой элемент урока, может меняться. Уроки не должны быть однообразными. На уроках изобразительного искусства это условие легко выполнимо, так как виды занятий очень разнообразны и по форме, и по содержанию. На уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью; на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования; на уроках — беседах об искусстве они узнают о замечательных произведениях архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. При организации любого урока, будь го рисование с натуры, беседа, декоративное или тематическое рисование, необходимо обращать внимание на рациональное распределение времени. Каждый урок членится на следующие части: 1. Организация занятий. Сюда входит: установление в классе должной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале (список отсутствующих староста или дежурный готовит заранее, что дает возможность ускорить проверку), настрой па учебную работу. Рабочее место должно быть заранее подготовлено, натура и все необходимые материалы заранее принесены и установлены в нужном порядке к началу урока. Для организации этого надо активно привлекать дежурных учеников. Серьезное значение в методике преподавания рисования в начальных классах имеет правильная организация рабочего места учащегося. Учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку. раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте. В некоторых школах в кабинетах рисования имеются специальные шкафы, где хранятся рисовальные принадлежности и альбомы учащихся. Перед началом урока дежурные раскладывают по партам карандаши. краски и тетради, разливают в баночки воду для работы красками. Для слива грязной воды имеется в углу ведро, и ученик во время урока имеет возможность сменить воду. Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить. При проверке домашнего задания ученики раскладывают на партах свои работы, а педагог, обходя ряды, просматривает рисунки, делает замечания, отбирает хорошие и плохие работы для показа классу. Оценка законченных домашних работ заносится в классный журнал. 2. Сообщение нового материала. Учитель объясняет пели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями — схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы. При раскрытии принципов построения изображения учителю необходимо словесное объяснение обязательно иллюстрировать рисунком на классной доске или на специальном планшете, листе бумаги. Доводить рисунок до мелких подробностей нет необходимости. Его цель заключается в том, чтобы помочь детям справиться с наиболее трудными для них задачами, указать им правильный путь построения основной (большой) формы предмета. Учащиеся начальных классов легко могут увлечься деталями, которые будет воспроизводить на доске учитель, и это не поможет, а лишь помешает достижению той цели, которую учитель ставил перед классом. Показывая на доске последовательность выполнения рисунка, мы идем, как уже говорилось, от схематического к более детальному изображению предмета. Без известной схематизации ученик не может обойтись на начальном этапе построения рисунка. Это, например, включение листа клёна в многоугольную геометрическую фигуру, бабочки — в трапецию, проведение горизонтальных и вертикальных осевых линий и т. д. Все эти вспомогательные линии построения дают возможность правильно начать и вести работу над изображением. Оставлять рисунок на доске не следует, так как в противном случае он будет скопирован учащимися, а натура многими из них будет просто забыта. В первом классе в начале занятий нужно объяснить ученику правила посадки, правила пользования карандашом и резинкой, а также показать правильное положение альбома и листа бумаги. Поворачивать рисунок во время работы нельзя. Когда рисунок лежит перед учеником прямо, руководителю легче объяснить, а ученику понять правильное направление прямой (вертикаль, горизонталь). Сидеть при рисовании ученик должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ученик не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой. Особое внимание вначале следует обращать на свободное движение кисти руки. Развитие свободного движения руки играет большую роль не только в приобретении навыка рисования, но и в написании букв и цифр. Следует также иметь в виду, что нередко учащиеся пользуются на уроках рисования линейками, коробочками от карандашей, пеналами для проведения ровной линии. Необходимо объяснить им, что на уроках рисования эти принадлежности не должны иметь применения, все линии проводятся на глаз, от руки. 3. Самостоятельная работа учащихся. После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика. Многие учащиеся, несмотря на предварительные объяснения преподавателя, склонны делать очень мелкие рисунки. В таком случае учитель вторично напоминает о том, как следует компоновать изображение на листе бумаги, а некоторым подсказывает, как лучше расположить рисунок на листе, как положить лист — в длину или в ширину (это зависит от формы рисуемого предмета). Следует чаще указывать на допущенные ошибки. Работа с отдельными учениками имеет исключительное значение для предупреждения неуспеваемости. Педагогу необходимо постоянно учитывать неоднородность состава учащихся: среди них всегда есть более и менее способные, более и менее развитые; одни ученики сразу понимают, что от них требуется, а другим нужны дополнительные индивидуальные разъяснения. Чтобы весь класс усваивал материал равномерно, необходимо более внимательно относиться к отстающим, следить за их работой, вселять в них чувство бодрости и уверенности в своих способностях. В то же время учитель не должен быть снисходительным к плохим и слабым работам своих учеников. Педагог должен требовать, чтобы рисунки выполнялись старательно, без лишней спешки и не в ущерб качеству изображения. Как правило, дети младшего возраста очень быстро рисуют. Только учитель закончил объяснение, как учащиеся уже показывают выполненный рисунок. Такая быстрота выполнения объясняется тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий, а работу выполняют по первому впечатлению, бессистемно. Здесь учителю необходимо серьезное внимание обратить на методическую последовательность построения изображения. Обычно дети намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими и очень черными, которые нельзя стереть резинкой. Вместо того чтобы вначале еле-еле прикасаться карандашом к бумаге, они сразу с силой давят на карандаш и тем самым лишают себя возможности вносить исправления в рисунок. Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся. 4. Подведение итогов работы и завершение урока. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему. По окончании урока учитель собирает все работы, чтобы дома проверить их и на каждой поставить оценку. Класс приводится в порядок: дежурные выносят ведро с водой, если работали акварельными красками, парты вытираются тряпкой и т. д. Для лучшей организации и проведения занятий, как мы уже говорили, надо предварительно составить план-конспект урока. При составлении плана-конспекта следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено: 1) вид занятий; 2) тема урока; 3) цель урока; 4) оборудование: а) для учителя, б) для учащихся; 5) использование классной доски; 6) план и ход урока: а) организационная часть, б) объяснение нового материала, в) самостоятельная работа учащихся, г) завершение урока и задание на дом; 7) список использованной литературы. Рассмотрим подробнее данную структуру и ее использование при составлении плана-конспекта урока. 1. Вид занятии. Прежде всего мы указываем в конспекте, какому виду занятий будет посвящен урок: рисованию с натуры (рисунку или живописи), декоративному, тематическому рисованию или беседе об искусстве. Если работа предстоит очень сложная, например рисунок гипсовой вазы в шестом классе, то можно запланировать несколько уроков, но не более двух, так как часы на уроки рисования в школе крайне ограничены. 2. Тема занятий. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры — "Рисунок гипсовой вазы", по живописи — "Натюрморт из предметов быта", по декоративному рисованию — "Составление узора в круге", по тематическому рисованию — "Осень в лесу", по беседам об искусстве — "Виды и жанры изобразительного искусства". 3. Цель урока. После того как были указаны вид и тема занятий, необходимо раскрыть образовательные и воспитательные задачи урока, диктуемые учебной программой. Продолжим описание конспекта, опираясь на вышеприведенные примеры. По темам "Рисунок гипсовой вазы" и "Натюрморт из предметов быта" наша цель — учить детей изображать предметы сложной формы, понимать особенности конструктивного строения формы, развивать пространственное и образное мышление, учить пользоваться изобразительными средствами рисунка и живописи. По теме "Составление узора в круге" мы ставим целью развить творческие способности и художественный вкус учащихся, ознакомить ихс элементарными законами композиции и образцами народного творчества, приобщить к декоративно-прикладному искусству, показать роль искусства в жизни людей. По теме "Осень в лесу" наша цель — учить детей видеть прекрасное в окружающей жизни, воспитывать у них любовь к родной природе, приобщать их к реалистическому искусству, учить понимать достоинства метода реалистического искусства, расширять их познания в области композиции и цветоведепия. По теме "Виды и жанры изобразительного искусства" наша цель — раскрыть перед учащимися богатство и разнообразие видов и жанров изобразительного искусства, познакомить их с выдающимися произведениями, учить любить и понимать искусство, повысить эстетическую культуру школьников. 4. Оборудование. Продолжая придерживаться наших примеров, перечислим оборудование, которое должно быть подготовлено к урокам. Для учителя. По первой теме урока: три гипсовые вазы, три натурных столика, три драпировки для фонов, которые будут повешены за вазой; таблицы, раскрывающие методическую последовательность работы над рисунком. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе. По живописи: три комплекта предметов домашнего обихода, три светлые драпировки для фона, таблицы методической последовательности работы над натюрмортом. По теме "Узор в круге": таблицы с образцами народных узоров, предметы декоративно-прикладного искусства, планшеты с засушенными цветами и листьями, классная доска, на которой намечены композиционные схемы, мел. По четвертой теме: проекционная аппаратура, диапозитивы или слайды, экран, указка. В качестве подсобного материала, когда у учителя нет достаточного количества диапозитивов, — репродукции, образцы декоративно-прикладного искусства. Оборудование для учащихся по первому уроку — "Рисунок вазы": альбом или плотный лист бумаги, карандаши, резинка; для урока живописи: альбом, акварельные краски, банки с водой, кисти, тряпочка. По второй и третьей темам оборудование такое же, как и для живописи. По четвертой теме — тетради, ручки. 5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. Прежде всего надо продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал. Часто приходится занимать классную доску репродукциями, таблицами методической последовательности построения изображения и тут же давать педагогический рисунок. Иногда оказывается возможным убрать таблицу или репродукцию, освободив место для построения рисунка на классной доске, а иногда этого сделать нельзя. В таком случае учителю надо заранее предусмотреть на классной доске чистое поле для мелового рисунка и так композиционно разместить все на классной доске, чтобы одно не мешало другому, а дополняло его. Когда же учитель предполагает полностью использовать классную доску под педагогический рисунок, нужно заранее продумать композицию: где разместить основной рисунок и где вспомогательные, какого размера должен быть основной рисунок и какого пояснительные, как все это будет выглядеть издали. Особое внимание надо уделить пояснительным рисункам, например показу закономерностей построения изображения круга в перспективе (рис. 104), выражения в рисунке конструкции формы, правил передачи объема предмета средствами светотени. Начинаюшие педагоги, как правило, дают рисунок очень маленького размера, и с задних парт он плохо различим, вспомогательные линии построения не видны, а следовательно, объяснения учителя не подкрепляются наглядным изображением. Все эти моменты надо заранее предусмотреть в конспекте урока и сделать для себя ряд эскизов композиционного использования классной доски. Обратим внимание еще на один момент — на эмоциональную силу воздействия педагогического рисунка. Когда учитель быстро и уверенно рисует на классной доске, дети приходят в восторг, их восхищает мастерство учителя. Это не только активизирует их работу, но и повышает интерес к искусству. Чтобы добиться такого эффекта, можно воспользоваться следующим методом: подготавливая классную доску к уроку, учитель намечает точками габариты и пропорции будущего изображения, а затем, уже во время урока, по этим ориентирам быстро воспроизводит рисунок. Можно наметить и осевые линии, вокруг которых потом будет возникать изображение. Особенно тщательная подготовка классной доски требуется перед уроками, связанными с занятиями по композиции, где нужны очень убедительные и выразительные рисунки, схемы композиционного построения, богатство композиционных вариантов. В общеобразовательной школе, где дети еще не подготовлены к самостоятельной творческой работе, учителю надо с особой тщательностью продумывать каждый этап урока, и классная доска является здесь незаменимым подспорьем. 6. План и ход у рока. Для лучшей организации и проведения занятий по изобразительному искусству в конспекте надо раскрыть содержание урока. Содержание дастся в виде методической записки: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время. В плане-конспекте урока мы делаем примерно следующую запись: План урока 1. Организационная часть — 2—3 мин. 2. Сообщение новых знаний — 8— 10 мин. 3. Практическая работа учащихся — 25—30 мин. 4. Сообщение задания на дом — 3—5 мин. 5. Завершение урока — 2—3 мин. Затем излагается ход урока, где учитель дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятии, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу. Например, на уроке, посвященном рисованию гипсовой вазы, педагог решил еще раз напомнить учащимся, как надо работать, рисуя с натуры. На предыдущем уроке он этому вопросу удел ил довольно много внимания и, не желая на этот раз повторять те же слова, счел уместным привести высказывание П. П. Чистякова. В конспекте он записывает; О работе с натуры П. П. Чистяков писал: "Рисуя, развивай чувство формы, проверяй на рисунке, насколько ты ее понял и осознал, для этого необходимо смотреть больше на натуру и поменьше на спой рисунок. Все время сравнивай натуру с рисунком и старайся добиться портретного с ней сходства. Приступая к работе, сначала подумай о задаче, которую ты должен решить. Прежде всего расположи фигуру на бумаге и затем приступай к ее построению. Построить — это значит взять правильно пропорции и поставить фигуру". (П. П. Чистяков. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М., 1953. С. 365.) В классе вы можете сказать несколько слов о самом Чистякове, более подробно "ввести" цитату в урок, предварительно пояснив ее смысл. В конспекте же важно точно зафиксировать основное и таким образом подготовиться к возможным вопросам ребят. 7. Список использованной литературы. В конце плана-конспекта надо указать список использованной литературы. Сюда входят не только те книги, из которых учитель взял фактический материал, но и те, которые помогли составить конспект. Список литературы надо составлять в известном порядке: вначале научные труды, потом учебники и методические пособия и, наконец, статьи из сборников и журналов. Здесь также надо следить за общепринятой формой, т. е. указывать автора и его инициалы, название книги, место и год издания. Форма конспекта урока может быть разной. Конспект возможен и предельно сжатый, и детально разработанный. В конспекте могут кратко перечисляться звенья урока и подробно освещаться частные вопросы методики и, наоборот, в тезисной форме излагаться методические установки (а иногда и заменяться иллюстрациями) и подробно описываться отдельные звенья урока. Это зависит от характера заданий, вида учебных занятий (рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве), от уровня подготовки учащихся и от других причин. Однако для начинающего педагога такой свободный подход к конспекту урока не всегда бывает доступен. Опыт показывает, что практикант, впервые придя в класс даже с хорошо составленным конспектом, часто плохо проводит урок. Он многого не в состоянии предусмотреть, форма изложения учебного материала оказывается недоступной детям, важнейшие методические положения остаются нераскрытыми. Поэтому первые конспекты уроков рекомендуется писать подробно, следить за формой изложения учебного материала, избегать сложных терминов, а если без них обойтись нельзя, то тут же раскрывать их значение в доступной для детей форме. Одним словом, по конспекту должно быть видно, как учитель будет вести урок и разговаривать с детьми в классе. На художественно-графических факультетах педагогических вузов сложилась определенная форма составления плана-конспекта, которой студенты должны придерживаться на практических занятиях по методике преподавания, а также в период прохождения педагогической практики в школе. Ниже приводятся варианты планов-конспектов уроков.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
План-конспектов урока по изобразительному искусству
Учитель школы №_____________________ ______________________________ района города______________________________ Ф._________ И.___________ О._________ Дата_______
Вид занятий
Рисование с натуры в шестом классе.
Т ема урока Рисование с натуры декоративной вазы (гипсовый слепок с античной амфоры). Цель урока Развитие пространственного мышления и образного воображения. Закрепление навыков анализа конструктивных особенностей строения формы предметов и изображения их на плоскости. Дальнейшее развитие навыков рисования с натуры. Оборудование урока а) Для учителя. Три натурные постановки. Наглядные пособия в виде таблиц-рисунков, показывающих последовательность построения изображения. Доска, мел. б) Для учащихся. Альбомы, карандаши, резинки. Оформление классной доски С правой стороны — таблицы методической последовательности работы над рисунком; с левой, в верхней части, — примеры композиционного размещения изображения на листе бумаги; нижняя часть этой половины доски остается чистой, чтобы иметь возможность по ходу изложения учебного материала сделать необходимые графические пояснения. План урока 1. Организационная часть — 2—3 мин. 2. Сообщение новых знаний — 10—12 мин. 3. Практическая работа учащихся — 27—30 мин. 4. Сообщение задания на дом — 3—5 мин.
Ход урока 1. Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания.
2. Изложение учебного материала. Прежде всего обратить внимание учащихся на характер и особенности конструктивного строения формы вазы. Тут же объяснить значение слова "амфора": сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, широко распространенный в античном мире и в Киевской Руси X—XII вв. Помочь учащимся в анализе формы путем наводящих вопросов. Форма нашей вазы заключает в себе ряд простейших форм, которые конструктивно связаны между собой. Какую форму напоминает горлышко вазы? Определите форму основного объема вазы. Не похож ли он на яйцо? Из каких простейших форм состоит ножка вазы? Затем объяснить методическую последовательность работы над рисунком по таблицам (рис. 105—108). Первая таблица показывает, как правильно разместить, скомпоновать рисунок и как начинать построение. Здесь ученикам можно задать вопросы: как надо положить лист бумаги — по вертикали или по горизонтали? Почему надо положить его по вертикали, а не по горизонтали? На следующей таблице намечены общий характер формы и основные пропорции — отношение высоты к ширине. Чтобы изображение вазы не получилось кривое, пользуемся вспомогательными линиями. Вначале проводится осевая вертикальная линия, которая помогает правильно изобразить правую и левую стороны вазы. Напомнить, что такое осевая линия в рисунке и как пользоваться ею при построении изображения. Чтобы горлышко и ножка вазы правильно располагались по вертикали, необходимо провести еще две вспомогательные прямые линии — от горлышка вазы вниз к ножке. Затем намечаем конструктивную основу формы вазы и проверяем правильность построения изображения. Надо определить, где проходит линия горизонта, и уточнить перспективное изображение горизонтальных плоскостей. Плоскость донышка у ножки вазы будет более округлая, чем у основания тулова, а окружность у основания горлышка вазы будет видна как прямая линия. Начало построения изображения надо вести, легко касаясь карандашом бумаги. Все вспомогательные линии в дальнейшем должны быть стерты. Когда рисунок вазы будет построен, надо наметить границы светотени и проложить легкой штриховкой тень на вазе и за ней. Учащиеся приступают к работе.
3. Самостоятельная работа учащихся Пока ученики рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на правилах построения окружности в перспективе, пояснить рисунком.
4. Подведение итогов Выбрать хорошую и плохую работы, объяснить детям, что верно и что ошибочно в каждом из рисунков. Свои пояснения проиллюстрировать рисунком на классной доске.
5. Завершение урока и задание на дом В конце урока сообщить учащимся, что эту работу мы продолжим на следующем уроке. Чтобы им было легче справиться с заданием, предложить дома выполнить тональный рисунок предмета домашнего обихода, аналогичного по форме (фарфоровый чайник, ваза для цветов, яйцо, мячик для пинг-понга). Давая задание налом, показать ни классной доске, кяк лило НОШ pi-боту, напомнить, как средствами тона выяшш'п. о(У|.см ([юрми После урока учащиеся приводят класс в порядок. Список использованной литературы
Методика обучения рисованию в восьмилетней школе. / Пол рол. А. 11 Фомичева. М, 1963. Е. Е. Рожкова, Л. Л. Макоед. Изобразительное искусство. VI класс. М.. 1969. А. А. Дейнека. Учитесь рисовать. М., 1961. П. П.Чистяков. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М., 1953. Г. В. Беда. Основы изобразительной грамоты. М., 1969.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
План-конспект урока по изобразительному искусству
Учитель школы №___________________ ____________________________ района города_____________________________ Ф._________И. _________О._________
Дата___________ Вид занятий Декоративное рисование во втором классе.
Тема урока Составление узора в круге.
Цель урока Развитие творческих способностей учашихся в композиции. Ознакомить с народным декоративно-прикладным искусством и основными законами композиции. Показать богатство и разнообразие искусства. Оборудование урока а) Для учителя. Репродукция образцов декоративно-прикладного искусства. Образцы народного творчества. Гербарий. Цветные мелки. б) Для учащихся. Альбомы, карандаши, акварельные краски, гуашевые белила, кисти, ведро с водой, баночки для воды на партах.
Использование классной доски С правой стороны вывешиваю три л и ста-планшета из гербария и два узора в круге. Левую половину оставляю свободной для использования по ходу изложения учебного материала. План и ход урока 1. Организационная часть — 2—3 мин. 2. Сообщение учебного материала — 10—12 мин. 3. Самостоятельная работа учащихся — 25—30 мин. 4. Завершение урока и задание на дом — 3—5 мин.
До начала занятия с помощью дежурных подготавливаю класс к уроку: приношу ведро воды, дежурные наливают воду в баночки и расставляют на партах; раскладываю на учительском столе учебно- методически и материал в том порядке, какой мне будет необходим по ходу ведения урока. После звонка навожу должный порядок и начинаю урок: "Дети! Вы уже составляли различные узоры в полосе, в квадрате и знаете, что декоративные узоры украшают многие предметы. Красивая вещь радует нас, ею приятно пользоваться. Бы тоже любите красивые вещи: у одного пенал украшен хохломской росписью, у другого — резьбой по дереву. (Беру с парт пеналы и показываю их всему классу.) Дома у вас тоже много красивых вещей: изящно расписанный чайный сервиз, узорчатые драпировки, вышитые подушки, керамическая посуда... В старину не каждый мог купить красивую вещь, особенно в деревнях, вдали от больших городов. Люди сами делали необходимые предметы — деревянные ложки, блюда, ковши для воды и другие вещи — и сами их украшали. (Показываю эти предметы.) Такие вещи сохранились и до нашего времени; многие из них выполнены с большим искусством. Теперь эти вещи хранятся в музеях. Имени фамилий умельцев мы не знаем, а их искусство называем народным искусством. Произведения народных мастеров нас восхищают красивым сочетанием красок, изумительным рисунком растений, птиц и животных. Посмотрите, как расписано блюдо: тут и цветы, и диковинные птицы, и тонкие, изящные ветки растений. И как все это красиво переплетается в узоре! (Показываю таблицу из книги Вишневской "Хохломская роспись" или подлинные народные изделия.) Какое изумительное сочетание красок! Как же этот народный мастер смог создать такой прекрасный узор? Кто ему мог подсказать, как надо делать? Подсказала ему природа, все это он видел в лесу, в саду. Посмотрите внимательно на эту веточку. (Показываю на узор — ветку рябины.) Посмотрите внимательнее, как расположены эти кружочки, на форму листьев. Ведь это рябина. Только рисунок немного изменен, он упрощен. Сочетание красок заимствовано у природы, это она подсказала их. Давайте и мы с вами попробуем составить узор из цветов и листьев. Я принес засушенные листья и цветы. Здесь вы видите листья различных пород деревьев и засушенные цветы. (Вывешиваю на доске планшеты с засушенными листьями и цветами.) Мы не будем их точно срисовывать, как это делали на занятиях рисованием с натуры, а только позаимствуем их форму. Если форма будет очень сложная, ее можно упростить. (Возможно, в этот момент дети начнут рисовать. Я прерву их работу.) Внимание! Все положите карандаши на место. Никто пока не рисует! Я еще не кончил объяснять. Вы не знаете, что надо делать, какое у нас задание и как его надо выполнять. Задание будет такое: составить узор в круге для какого-нибудь предмета: тарелки, салфетки, подушки, блюда. Задание это интересное и сложное, вы его начнете вместе со мною: я буду рисовать на доске, а вы в тетрадях. Прежде всего надо подумать, как расположить узор. Узор зависит от формы предмета, у нас он будет зависеть от круга. Поэтому вначале вы должны наметить поле, где будут расположены узоры, то есть нарисовать круг и разделить его на две части. Это вы уже умеете делать, у вас было такое задание. (Подхожу к классной доске и рисую круг, затем делю его пополам.) Теперь можно начинать. (Пока дети работают, хожу по рядам. Если замечаю, что у большинства намечен очень маленький круг, прерываю урок и показываю классу, какой величины надо наметить круг в альбоме. Затем продолжаю урок.) Внимание! Положите карандаши и смотрите на классную доску. Разделим круг на четыре части и наметим место для узора. Посмотрите, как это буду делать я. (Делю круг на четыре части и намечаю внутри второй круг.) Для чего мы дел им круг на четыре части? Для того, чтобы легче было наметить узор. Можно разместить повторяющиеся узоры в каждой четверти (рисую схему расположения узора), но можно нарисовать узор и расположенным по всему кругу — как кому нравится. В центре нашего круга можно изобразить цветок или даже букетик. (Намечаю в цешре звездочку. Дальше ничего не рисую, даю возможность детям свободно придумывать композицию из цветов.) Продолжим работу!" Если дети не уложатся в положенное время, то закончат дома. Список использованной литературы С. А. Федоров, М. Н. Семенова. Изобразительное искусство. 4-й класс. М., 1970. Е. В. Шорохов. Основы композиции. М., 1978. А. К, Трофимов. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1969. ТРЕТИЙ ВАРИАНТ План-конспект урока по изобразительному искусству
Учитель школы N"__________________
_____________________________района
Города_________________________________ Ф._________И.___________О._____________
Дата_____________ _________________ Вид занятий Тематическое рисование в пятом классе.
Тема урока "Осень в лесу".
Цель урока Дальнейшее развитие творческих способностей в композиции. Воспитание любви к природе, к родному краю. Усвоение правил и законов перспективы и цветоведения. Приобщение к эстетической культуре. Оборудование а) Для учителя. Репродукции картин художников, зарисовки веток и различных пород деревьев. Технические средства: магнитофон (или грампластинки) с записью музыки П. И. Чайковского "Времена года" и стихотворения А. С. Пушкина "Осень"; диапроектор "ЛЭТИ-55" и слайды картин художников. б) Для учащихся. Пол-листа ватманской бумаги на каждого, акварельные и гуашевые краски, кисти, карандаши. Ведро воды, баночки на каждой парте. Оформление классной доски С правой стороны — планшеты с зарисовками пород деревьев; в центре — экран для показа диапозитивов; с левой стороны, в верхней части, — две схемы композиционного решения, вертикального и горизонтального. Нижняя часть доски остается свободной, чтобы иметь возможность по ходу изложения материала сделать графические пояснения. План урока 1. Организационная часть — 2 мин. 2. Сообщение учебного материала — 13 мин. 3. Самостоятельная работа учащихся — 25 мин. 4. Завершение урока — 5 мин. Ход урока Урок смешанного типа с применением новейших технических средств обучения; начинается с беседы о прекрасном в природе. "Часто в жизни мы многого не замечаем, не видим красоты форм деревьев, гармонического сочетания красок природы. Но есть люди, которые умеют увидеть красоту в самых, казалось бы, обычных вещах: в цвете осеннего неба, листвы, в синеве лесных далей. И это прежде всего художники, художники в самом широком смысле этого слова, поэты, музыканты, живописцы. Они умеют не только увидеть прекрасное в жизни, но и выразить свои чувства в художественно-образной форме и тем самым приобщить к прекрасному других". Чтобы дать возможность учащимся испытать это на себе и тем самым вдохновить их на активную творческую деятельность, используются технические средства обучения: магнитофонная запись музыки П. И. Чайковского из цикла "Времена года" ("Сентябрь" и "Октябрь"), отрывок из стихотворения А. С. Пушкина "Осень" и цветные диапозитииы с картин И. И. Левитана "Золотая осень", В. К. Бялыницкого-Бирули "Ранняя осень", И. И. Бродского "Опавшие листья", Н. М. Ромадина "Село Хмелевка". Вначале включается магнитофон с записью музыки Петра Ильича Чайковского "Сентибрь", ее сменяет "Октябрь". Через одну-полторы минуты музыка приглушается, и на фоне звучащей музыки появляется голос чтеца-декламатора: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса. И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Затем включается эпидиаскоп, приглушенная музыка продолжает звучать, и начинается краткий анализ произведений живописи. Главное внимание обращается на композиционные моменты решения темы. В ходе беседы детям задаются вопросы. Когда у детей появится желание работать, проявить себя в самостоятельном творчестве, начнется объяснение и показ на классной доске методов работы над композицией. По ходу работы над эскизом композиции необходимо указать на роль и значение перспективы в композиции, на выбор точки зрения (выразительность низкого и высокого горизонта), на влияние цветовых отношений в передаче настроения (теплый и холодный тон в живописи), на характерные особенности структуры различных пород деревьев. В конце урока дети приводят класс в порядок. Список использованной литературы Е. Е. Рожкова, Е. Л. Херсонская. Рисование. 5-й класс. М., 1964. Я. Я. Чарнсцкий, К. П. Духанин и др. Рисование. Пособие для учащихся 5-го класса. М.; Л., 1965. В. В. Алексеева. Изобразительное искусство и школа. М, 1968. Е. И. Игнатьев. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ
План-конспект урока по изобразительному искусству
Учитель школы № __________________ ______________.________________района города_____________________________ Ф. _________И.__________О._________.
Дата _____. Вид занятий Беседа об искусстве в четвертом классе.
Тема урока Виды и жанры изобразительного искусства.
Цель урока Раскрыть богатство и разнообразие видов и жанров изобразительного искусства, познакомить с выдающимися произведениями этого искусства и их мастерами. Оборудование Для учителя. Проекционный фонарь, набор диапозитивов, экран, указка Для учащихся. Тетради, ручки. План урока 1. Организационная часть — 2—3 мин. 2.Сообщение материала — 40 мин. 3. Завершение урока — 2 мин. Ход урока Вводное слово. Художественное отражение действительности в звуках (музыка), в слове (художественная литература), в красках (живопись), посредством синтеза отдельных видов искусства (театр, кино), в предметах быта (прикладное искусство), в сооружениях (архитектура). Небольшое собеседование в форме вопросов и ответов. Изложение основного материала, в ходе которого дети делают под диктовку записи в тетрадях: "Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Жанры изобразительного искусства: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт. Виды живописи: станковая, монументально-декоративная. Виды графики: станковая, книжная, плакатная. Виды скульптуры: станковая, монументально-декоративная". По видам изобразительного искусства показать: "Три богатыря" В. М. Васнецова, фрагмент плафона в Центральном театре Советской Армии А. А. Дей-неки, портрет В. И. Ленина работы Н. А. Андреева, одну из иллюстраций к басне И. А. Крылова "Квартет" В. А, Серова, плакат "Ты записался добровольцем?" Д. Моора, одну из скульптур "Ленинианы" Н. А. Андреева, "Рабочий и колхозница" В. И. Мухиной, Мавзолей В. И. Ленина (архитектор А. В. Шусъев), здание Московского университета на Ленинских горах (Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев и др.), один из предметов с хохломской росписью, дымковскую игрушку, керамическую вазу. По жанрам: "Боярыня Морозова" В. И. Сурикова, "Опять двойка" Ф. П. Решетникова, "Поединок Пересвета с Челубеем" М. И. Авилова, "Портрет А. С. Пушкина" художника О. А. Кипренского, "Утро в сосновом лесу" И. И. Шишкина, натюрморт И. И. Хруцкого. Список использованной литературы К. П. Духанин, Ф. И. Егоров и др. Виды изобразительного искусства. Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Л., 1959. Искусство. Книга для чтения. (Живопись, скульптура, трафика, архитектура). / Сост. М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев, М. Г. Неклюдова. М.,1969, т.1; т.П 1988; T.III 1989. А. Б. Салтыков, Самое близкое искусство: Сб. ст. М., 1969. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1965. Н. А. Дмитриева. Краткая история искусств. Очерки. М.,1969.
Мы привели четыре варианта составления планов-конспектов урока. Конечно, в дальнейшем, с приобретением опыта педагогической работы, учитель уже не будет составлять конспекты в таком полном и официальном виде. У каждого педагога могут быть свои, индивидуально выработанные формы работы. В конспекте можно предусмотреть ответы учеников, их вопросы и даже учебно-воспитательные мероприятия. Например, учитель может предусмотреть, что во время занятий кто-то не готов к уроку, кто-то отвлекается, мешает другим. Некоторые учителя, готовясь к уроку, заранее вывешивают все репродукции, которые хотят использовать на занятиях. Мы считаем, что этого делать не следует, так как дети будуг отвлекаться от анализа одной картины, их внимание будет рассеиваться. Еще К. Д. Ушин-ский указывал, что картины, используемые на уроке, не должны быть заранее известны учащимся, не должны все висеть в классе. Пусть, писал он, учитель меняет их тогда, когда содержание очередной картины будет беседою исчерпано. Важной и трудной задачей для учителя при подготовке к уроку является подбор учебных и методических пособий, натюрмортного фонда, подставок для натуры и пр. Большую помощь в подборе объектов для рисования с натуры может оказать родительский актив: многие предметы, вышедшие дома из употребления, могут быть принесены в школу и с успехом использованы на уроках (например, чайник, кофейник, кастрюля, чашка). Серьезное внимание следует уделить подставкам для натуры. Их должно быть три, для трех натурных постановок в классе. Подставки дают возможность всем хорошо видеть предметы и, кроме того, позволяют помещать предметы выше или ниже линии уровня зрения, в зависимости от задач урока и возраста школьников. Такие деревянные подставки легко переносить из класса в класс. Они удобны и тем, что плоскость, на которую ставят предметы, может подниматься и опускаться до нужного уровня. Можно такие же подставки изготовить из алюминиевых трубок. Укоренившаяся в школах порочная практика, когда предмет поме- ' шается на стул, поставленный на стол, должна быть изжита. Подставки для натюрмортов являются необходимой частью оборудования уроков рисования с натуры. Во многих школах для занятий изобразительным искусством выделен специальный кабинет. Учитель должен позаботиться о заблаговременном оборудовании и оформлении кабинета. К каждому уроку он подготавливает кабинет: ставит предметы на подставки, если предстоит урок рисования с натуры; освещает натуру, если урок будет проходить в вечернее время; готовит оборудование каждого рабочего места для уроков рисования акварелью и т. п. К этой подготовительной работе привлекаются дежурные учащиеся или специально выделенные педагогом "лаборанты" из числа детей, увлекающихся рисованием. Помимо конспекта урока, рекомендуем учителю систематически вести дневник, в котором после проведения урока делать краткие замечания о положительных и отрицательных его моментах. Это дает возможность начинающему учителю быстрее овладеть мастерством преподавания. При подготовке к уроку следует использовать разнообразный ма-териал: высказывания выдающихся художников, методические реко-мендации, примеры из опыта работы учителей. Для этого рекомендуем учителю с первых дней работы в школе взяться за составление личной картотеки. Систематически пополняя ее, учитель не только обогатит свою методику работы с детьми, но и приобретет необходимый материал для научно-исследовательской и научно-методической работы. А теперь вернемся к тому, с чего мы начали разговор о методике преподавания: что же это такое — наука или искусство? Теория методики преподавания — наука, ее отдельные положения и рекомендации могут быть научно обоснованы и их эффективность научно доказана. Само же преподавание, владение учебно-воспитательным процессом — искусство. Надо различать практическую и теоретическую стороны дела, одностороннего взгляда на методику быть не должно. Начинающему педагогу с односторонним взглядом на методику кажется, что все можно рассчитать с математической точностью, все заранее предусмотреть. Причем расчет этот он иногда делает, исходя не из общих положений методики, а из частных, случайных соображений. Так, например, при составлении конспекта урока он правильно намечает его структуру: организационная часть — 2 минуты, сообщение нового материала — 15 минут, самостоятельная работа учащихся — 25 минут, завершение урока — 3 минуты. Однако при расшифровке этой схемы он уделяет основное внимание мелким, частным мероприятиям, думая, что они и решают все дело. В результате в конспекте урока он пишет: "Организационная часть — 2 минуты. Вхожу в класс, говорю детям "Здравствуйте!", отмечаю в журнале отсутствующих" и т. д. С таким конспектом урока молодой учитель смело идет в школу. Он спокоен, в его конспекте все рассчитано минута в минуту, все предусмотрено, он знает, когда и что надо сказать и что сделать. Однако жизнь в такой конспект вносит свои коррективы. Учитель входит в класс, и — о ужас! — на полу, у его ног, шевелится клубок ребячьих тел. Двое на партах, в позе мушкетеров, фехтуют на карандашах. О каком "Здравствуйте, дети!" и записи отсутствующих может идти речь! Здесь надо принимать срочные и радикальные меры: навести порядок в классе, успокоить ребят, подчинить их своей воле и увлечь новым делом, незаметно включив их в учебную работу. Предусмотренных с математической точностью двух минут оказывается недостаточно. В методике преподавания едва ли и могут быть математически точные расчеты. Поэтому, составляя конспект урока, надо предусмотреть только самое главное к не сосредоточивать внимание на мелких, частных вопросах. Конспект урока должен быть руководством к действию, а не догмой. Искусство преподавания требует творческого использования теоретических знаний в практике обучения. Если методику свести к узким и мелким задачам, выработать из них шаблон, то преподавание станет далеким от творчества и от искусства, не научит ребят любить предмет рисования и, следовательно, не даст им прочных знаний и навыков. Преподавание становится искусством, когда педагог творчески подходит к делу, умеет вовремя перестроить учебный процесс в связи с неожиданно возникшей обстановкой, когда в учебном процессе участвует интуиция педагога, его находчивость. Это и диктует требование к конспекту урока: в нем надо излагать содержание учебного материала, а не форму изложения. Иногда обстоятельства складываются так, что учителю надо в корне перестраивать урок. Это может озадачить его, привести к полной растерянности. Однако безвыходных положений не бывает, и срывать или менять урок в таких случаях не следует. Если учитель сам не сможет сразу перестроиться, ему обязательно помогут ученики, — он это почувствует в процессе работы с ними. В период педагогической практики студенты будут открывать для себя много нового и необычного, находить интересные, оригинальные приемы работы. Иногда будет казаться, что эти находки никогда не забудутся, но пройдет время — и их уже не вспомнить. Поэтому в своем дневнике студенту и начинающему учителю необходимо постоянно фиксировать то, что он считает интересным. Эти записи послужат хорошим подспорьем в дальнейшей работе. Date: 2015-10-22; view: 2094; Нарушение авторских прав |