Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Финансовые ресурсы предприятия
Экономическое содержание и область использования факторинга
Факторинг (от англ. factoring — фактор, комиссионер, агент) представляет собой операцию банка или специализированной компании, связанную с покупкой у клиентов платежных требований к покупателям их продукции на условиях немедленной оплаты части ее стоимости (обычно 80—85% стоимости поставок) и оплаты оставшейся части за вычетом комиссионного вознаграждения в установленные договором сроки. Факторинг можно рассматривать как своеобразную форму кредитования поставщика факторинговой фирмой (банком), однако он не является в полном смысле кредитным продуктом. Существует ряд отличий факторинга от кредитования. Так, при факторинге вся сумма комиссии относится на себестоимость; процедура его оформления менее трудоемка, нежели при получении кредита; отсутствуют дополнительные затраты на страхование и оформление залога ввиду его отсутствия. Кредит, предоставляемый при факторинге, отличается и от коммерческого кредита: продавец товара за проданный посредством факторинга товар получает «живые» деньги, а при продаже в кредит — только вексель. Сущность факторинга правильнее характеризовать как комплекс услуг, объединяющий финансирование оборотного капитала, инкассацию задолженности клиента, страхование финансовых рисков, если это предусмотрено сторонами. Факторинг первоначально (с XVI—XVII вв.) появился как операция специализированных торговых посредников, а позднее его стали проводить торговые банки. В 1960 г. факторинговые операции пришли на смену коммерческому кредиту. Их стали широко применять торговые и промышленные предприятия для обслуживания процесса реализации продукции. В факторинге предполагается участие трех сторон — коммерческого банка или специализированной факторинговой компании, которые выполняют функцию фактор-посредника между поставщиками продукции и их контрагентами — покупателями этой продукции
Рис. 12.1. Схема взаимодействия участников сделки при открытом факторинге
Фактор-посредник может предоставлять четыре, типа услуг: - оценка кредитоспособности каждого из клиентов — участии ков сделки, которая позволяет оценить уровень риска, сумму средств и сроки их предоставления; - определение по результатам оценки кредитоспособности, можно ли застраховать кредит на основании ожидаемого от клиент уровня заказов. В случае положительного решения с клиентом заключается договор, где определяются сумма сделки и срок выполнения обязательств сторон. Как правило, фактор-посредник осуществляет факторинговые операции на условиях открытия клиенту кредитной линии, устанавливая сумму лимита; - выдача аванса в размере установленного процента суммы по счетам, выставленным клиентам; при этом остаток суммы выплачивается только после оплаты клиентом-покупателем счета-фактуры. Аванс может быть предоставлен наличными на основе «регресса» или «нерегресса». По условиям «нерегресса» клиент-поставщик при выставлении счета клиенту получает от факторинговой компании аванс аналогично условиям «регресса». Если клиент не в состоянии произвести выплату в срок, факторинговая компания сама выплачивает остаток по счету в согласованный срок; - ведение книги продаж клиента, где отслеживается его дебиторская задолженность. В этом случае оценка кредитоспособности клиентов осуществляется параллельно с ведением книги. Основным документом, регламентирующим проведение в РФ факторинговых операций, является Гражданский кодекс РФ (гл. 43), где достаточно четко дается определение факторинга, хотя этот термин и не упоминается, а есть понятие «финансирование под уступку денежного требования», но по смысловому содержанию оно определяет именно то, что называется факторингом. Преимущества факторинга можно свести в основном к следующим: - факторинг — это беззалоговое финансирование, что выгодно отличает его от обыкновенного кредита; - сотрудничество предприятия с фактор-посредником не накладывает на него дополнительных обязательств (открытие в банке счета, переход на полное банковское обслуживание); - в рамках факторингового обслуживания банк финансирует клиента под его будущие доходы; - заключая договор факторинга, клиент одновременно получает право воспользоваться услугами по управлению дебиторской задолженностью и страхованию связанного с ней риска. Выделяется ряд этапов организации факторингового обслуживания клиентов: 1) организуется предварительное собеседование, по результатам которого происходит отбор потенциальных клиентов. На этом этапе осуществляется сбор информации о сфере деятельности клиента, порядке осуществления им платежей. Одновременно потенциальные клиенты знакомятся с требованиями, условиями и порядком факторингового обслуживания; 2) потенциальный клиент предоставляет все необходмые документы для решения вопроса о возможности факторингового обслуживания его дебиторской задолженности; 3) проводится анализ полученной информации. Изучением информации о клиенте и его дебиторах занимаются работники юридической службы и службы безопасности, которые проверяют достоверность предоставленной информации и юридической чистоты их договорных отношений, и работники отдела факторинговых операций. Последние проводят финансовый анализ деятельности клиента и его дебиторов на основе финансовой отчетности клиента за ряд отчетных периодов, данных по объемам отгрузки и оплате продукции за определенное время, оценки качества товара с точки зрения возможных отказов должников от платежа из-за претензий к товару; 4) организуются дополнительные встречи с потенциальным клиентом, запрашивается дополнительная информация с целью уточнения неясных моментов; 5) выполняется анализ риска по факторинговым операциям и принимаются решения по результатам предварительной работы. Основным риском, который принимает на себя фактор-посредник, является риск неплатежа со стороны дебиторов. Поэтому особое внимание уделяется способности должников своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства, возникающие из договоров поставки; 6) оформление документов после принятия положительного решения о факторинговом обслуживании. Правовой основой отношений факторинговой компании с клиентом считается договор, определяющий обязательства сторон и рассматривающий вид факторинга, сумму кредита и процентную ставку за этот кредит, комиссионного вознаграждения по всем видам комиссионно-посреднических услуг, гарантии выполнения взаимных обязательств и ответственность за их невыполнение, оформление документов и другие условия, оговоренные заранее. Договор на факторинговое обслуживание заключается на срок не менее одного года; 7) организуется мониторинг факторинговой сделки, который представляет собой совокупность действий по контролю ча выполнением клиентами и должниками своих обязателыл п перед банком. Информационной базой мониторинга факторинговых операций служит факторинговое досье, где сосредоточена вся необходимая документация по факторинговой сделке и все необходимые сведения о клиенте и должниках: юридические, финансовые документы, переписка и т.д. Возможности факторинга весьма привлекательны для интенсивно развивающихся предприятий, деятельность которых осуществляется в условиях острой конкуренции. Факторинг может обеспечить им стабильное получение средств, необходимых для дальнейшего развития, а возможность получения отсрочки платежа станет их главным конкурентным преимуществом. Для поставщиков потребительских товаров финансирование поставок фактор-посредником будет служить надежным источником оборотных средств для предоставления покупателям кредита в товарной форме. Факторинговое обслуживание позволяет предприятиям закупать товар у своих поставщиков по более низким ценам, так как клиент, пользующийся услугами фактор-посредника, получает значительную часть суммы поставки в день ее осуществления. Это исключает зависимость от соблюдения его дебиторами платежной дисциплины, и появляется возможность получения от поставщиков лучших ценовых условий на закупаемый товар. Факторинговое финансирование позволяет поставщику постоянно держать на складе расширенный ассортимент товаров и своевременно выполнять заказы покупателей, тем самым повышая свои конкурентные преимущества. Факторинговое финансирование отражается в бухгалтерском учете предприятия, поскольку оно выглядит как уменьшение дебиторской задолженности, что является положительным моментом. Date: 2015-10-22; view: 413; Нарушение авторских прав |