Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценовая политика предприятия
Государственная ценовая политика — составляющая экономической политики формирования цен, представляющая собой практические действия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, направленные на установление, формирование цен в национальной экономике, сфере услуг и осуществление контроля за соблюдением государственной дисциплины цен. Государственная политика цен должна содействовать развитию рыночных отношений и конкуренции, способствовать совершенствованию механизма ценообразования на единых принципах и правилах, свободному перемещению товаров и услуг, замедлению инфляции, устранению негативных экономических и социальных процессов, а также ограничивает негативные последствия монополистической деятельности отдельных предприятий. Основные направления государственной ценовой политики определяются законодательными и нормативными правовыми актами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Так, государственное регулирование цен (тарифов) продукции естественных монополий закреплено Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. Приняты также нормативные документы по тарифам на электро- и тепловую энергию, которые регулируются региональными энергетическими комиссиями. В Методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденных Министерством экономического развития и торговли РФ (1995), рассматривается порядок формирования и применения свободных цен (тарифов) продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме тех видов, по которым, согласно действующему законодательству, осуществляется государственное регулирование цен и тарифов. Государственная ценовая политика обычно реализуется на основе сочетания: административного регулирования цен (тарифов), т.е. прямого вмешательства государства в ценообразующие процессы, путем принятия соответствующих законодательных и нормативных актов; экономического регулирования цен (тарифов), т.е. косвенного влияния на цены через кредитно-финансовый механизм и налогообложение. При административном регулировании цен выделяются следующие ограничения цен: - государство само устанавливает цены (фиксированные или регулируемые) введением государственных прейскурантных цен; «замораживанием» свободных рыночных цен; фиксированием цен предприятий-монополистов и предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке; - государство или уполномоченные органы устанавливают правила для предприятий, в соответствии с которыми они самостоятельно устанавливают цены; - государство вводит ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка, устанавливая свободные, договорные цены. Ценовая политика на уровне хозяйствующего субъекта формируется с учетом государственной ценовой политики. В частности, ценовая политика предприятия торговли определяется его собственным потенциалом, технической базой, наличием достаточного капитала, квалифицированных кадров, современной, передовой организацией процесса реализации товара, а также состоянием спроса и предложения на продвигаемый товар. В современных условиях применяются два подхода к процессу ценообразования — установление индивидуальных и единых цен. Индивидуальные цены ( при оптовой реализации) определяются на договорной основе в результате переговоров между продавцом и покупателем. Единые цены предпочтительнее применять в условиях, когда предлагается стандартизованный товар массового или серийного производства широкому кругу потребителей (розничная сеть). В этом случае покупатель знает цену товара, может сравнить ее с ценой однотипных или взаимозаменяемых изделий и относительно легко принять решение о покупке. Несмотря на то, что в настоящее время получают широкое развитие и неценовые факторы конкуренции, цена по-прежнему остается существенным элементом конкурентной политики, оказывающим большое влияние на функционирование предприятия, его устойчивость и перспективы развития. Однако ценовая политика многих предприятий торговли остается недостаточно проработанной, например ценообразование излишне ориентировано на издержки обращения; цены недостаточно оперативно учитывают динамику рыночных условий и не рассматриваются совместно с другими элементами системы маркетинга; ценовые стратегии редко увязываются с общей стратегией развития самого предприятия; цены слабо структурируются по отдельным вариантам товара и сегментам рынка; отсутствует информация о ценовой политике основных конкурентов. Ценовая политика многих предприятий торговли состоит в том, чтобы покрыть издержки и получить определенную прибыль, а отдельные предприятия пытаются продать товар как' можно дороже. Подобная практика свидетельствует о недостаточности опыта и знаний в области ценообразования. Для предприятия торговли важно изучать различные варианты ценовой политики, оценивать их особенности, условия, сферы, преимущества и недостатки. В целом предприятия торговли могут следовать разным ценовым стратегиям, преследуя определенные цели. Наиболее распространенными целями ценовой политики являются: - обеспечение сбыта, выживаемости предприятия. Это цель любого предприятия розничной торговли, осуществляющего деятельность в условиях жесткой конкуренции. Чтобы продолжить деятельность и предотвратить банкротство, предприятия вынуждены устанавливать на товары низкие цены в надежде на рост их сбыта и благожелательную ответную реакцию покупателей. При этом прибыль может терять свое первостепенное значение; - максимизация прибыли, повышение уровня рентабельности. Эту цель ставят перед собой те предприятия (в основном цеха по производству полуфабрикатов), которые оценивают спрос и издержки при разных уровнях цен и выбирают такую цену, которая обеспечит в будущем максимальную прибыль, повышение рентабельности и максимальное возмещение затрат. Благодаря этому увеличивается доходность, и расширяются воспроизводственные, в том числе инвестиционные, возможности предприятия. Цели максимизации прибыли, повышения рентабельности могут быть поставлены как в части текущей ценовой политики, так и в перспективной стратегии ценообразования; - медленное проникновение на рынок характерно для предприятий, считающих, что спрос весьма чувствителен к цене, но минимально восприимчив к рекламе. Они устанавливают низкие цены товара, но слабо его рекламируют. Низкие цены будут способствовать быстрому признанию товара, а небольшие издержки на его продвижение приведут к росту прибыли. Такие цели, как правило, преследуют столовые в общественных организациях с большим штатом работников; - сохранение стабильного положения на рынке (удержание рынка) требует соответствующих мер для предотвращения обострения конкурентной борьбы и спада сбыта, в частности маркетинговых исследований. Предприятия анализируют ситуацию на рынке, динамику цан, появление новых товаров, действия конкурентов. При этом они стремятся не допустить как завышения цен товаров, так и их занижения, одновременно уменьшая издержки обращения и реализации. Сохранить стабильное положение на рынке можно при умеренной рентабельности и достаточно удовлетворительных других показателях деятельности предприятия; - расширение доли рынка, на котором предприятие торговли реализует свои товары. Часто это связано со стремлением к лидерству на рынке. Однако и для субъектов, которые не относятся к группе лидирующих, достижение данной цели может иметь важное значение. В соответствии с этим необходимо формировать цену и весь комплекс маркетинга; - максимизация оборота связана с установлением цены, стимулирующей максимизацию оборота, на основе исследования функции спроса. Относительно просто реализовать эту цель можно через установление в сфере сбыта процента комиссионных в зависимости от объема сбыта; - политика ценового прорыва заключается в установлении цен на уровне более низком, чем, по мнению большинства покупателей, заслуживает товар с данной экономической ценностью. При этом за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка обеспечивается получение большой массы прибыли. Сохранить стабильное положение на рынке, максимизировать торговый оборот и использовать политику ценового прорыва стремятся главным образом крупные сети продуктовых магазинов (к примеру, сети Саратовской области «Гроздь», «Магнит», «В яблочко!»; в Москве «Пятерочка», «Седьмой континент» и др.); - максимальное увеличение сбыта — цель предприятий, которые полагают, что увеличение объема сбыта, приведет к снижению издержек на единицу продукций и, следовательно, к увеличению прибыли. Исходя из чувствительности рынка к уровню цены, такие предприятия устанавливают минимально возможную цену. Такой подход называют ценовой политикой наступления на рынок. Однако политика низких цен может дать положительный результат только в случаях, если: чувствительность рынка к ценам очень велика; возможно, сокращение издержек производства и обращения в результате расширения объемов производства; снижение цен отпугнет конкурентов и они не последуют такому примеру; - поддержание и обеспечение ликвидности предприятия. Данная ценовая и маркетинговая политика предприятия в условиях рыночной экономики актуальна всегда, поскольку устойчивая неплатежеспособность грозит объявлением о несостоятельности хозяйствующего субъекта. Своевременная оплата приобретенных товаров — важное условие делового партнерства. Поэтому при реализации ценовой стратегии необходимо выбирать партнеров с учетом их платежеспособности, идти на выгодные формы расчетов, в частности предоплату, предоставляя безупречным в платежах партнерам льготы по ценам; - завоевание лидерства на рынке в определении цен. Такая наиболее активная и престижная ценовая политика характерна для крупных предприятий, обладающих достаточным потенциалом, хотя на региональных и локальных рынках ценовое лидерство может принадлежать и менее крупным предприятиям. Оно отражает положение предприятия на рынке как одного из наиболее активных при установлении общих ценовых уровней на какие-то товары (часто более низких цен, чем действующие, или более высоких цен на престижный, высококачественный товар) и внедрении нововведений в структуру цен. Такие предприятия одними из первых изменяют цену товара, влияют на уровень биржевых цен. Наблюдается и противоположная ценовая политика — пассивное следование за лидером, что при определенных условиях может быть вынужденной стратегией; - «снятие сливок» отражает функционирование на рынке посредством установления высоких цен. Предприятие на каждое свое новое изделие назначает максимально возможную цену благодаря качественным преимуществам нового товара. Когда его сбыт по данной цене сокращается, предприятие снижает ее, что привлекает к себе следующую группу клиентов. Таким образом, в каждом сегменте целевого рынка достигается максимально возможный оборот товара и получение большой выгоды от высокой прибыльности продаж; - лидерство в качестве. Эту цель ценовой политики преследуют предприятия, которые способны закрепить за собой данный имидж. При этом онц устанавливают высокую цену, чтобы покрыть большие издержки, связанные с повышением качества (уникальные, редкие свойства и признаки товара) и необходимыми для этого затратами. Такие цели, как расширение доли рынка, «снятие сливок», лидерство в качестве, характерны для предприятий торговли со стабильным финансовым положением, устойчивыми экономическими связями, стабильной репутацией на рынке; как правило, это крупные предприятия оптовой торговли (например, «Словакия» Саратовской области — производитель и поставщик мясных полуфабрикатов). Перечисленные цели ценовой политики определенным образом соотносятся между собой, однако не всегда совпадают. Кроме того, их достижение происходит в разное время и при различных ценах. Цели ценовой политики тесно связаны с задачами маркетинга, которые в свою очередь направлены на достижение общих целей предприятия торговли. Цена единицы продукции, умноженная на количество, является основным детерминантом доходов предприятия, которые вместе со структурой издержек определяют его прибыль. В общем цели ценовой политики можно представить как достижение высоких прибылей или получение определенной нормы прибыли. В случае определенных проектов цели ценовой политики могут быть направлены на увеличение доли на уже существующих рынках или обеспечение доступа товара на новый рынок. Кроме того, предприятие может достигнуть ценовой стабильности, чтобы избежать избыточных колебаний маржи (разницы) прибыли и административных издержек, связанных с изменением цен. Механизм расчета цен предполагает выбор из всей совокупности стратегий и методов ценообразования наиболее оптимального варианта установления цены на товар или услугу, позволяющего достичь экономически целесообразного сочетания разнонаправленных интересов продавца и покупателя, так как продавец заинтересован в возмещении понесенных издержек производства и максимизации прибыли, а покупатель, наоборот, — в уменьшении цены и соответственно в минимизации прибыли продавца. При конкретном объеме выпуска продукции объективно существуют две цены на товар: - цена спроса Ц с — максимально возможная цена, которую соглашаются заплатить покупатели за конкретный товар, предлагаемый им на рынке; - цена предложения Ц п — минимально возможная цена, по которой продавец соглашается реализовать свой товар. Цена спроса может совпадать и не совпадать с ценой предложения: 1) если Ц с > Ц п, возможны варианты коррекции цен с целью максимизации прибыли, получаемой продавцом; 2) если Ц, = Цп, возможен единственный вариант цены, который приемлем для покупателя и безубыточен для продавца; 3) если Цс < Цп, продавец вынужден продать имеющуюся у него продукцию по цене спроса, следовательно, понести убытки. Таким образом, результат любого неправильного ценового решения оказывает влияние на эффективность деятельности предприятия. Для определения ценовой стратегии предприятие должно пройти следующие этапы. Первый этап — анализ результатов изучения рынка для определения его структуры и эластичности кривой спроса на конкретный товар. Кривая спроса D отражает зависимость между спросом на данный вид продукции и ее ценой (рис. 10.1) и имеет в соответствии с законом спроса отрицательный наклон.
Рис. 10.1. Кривая спроса
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на данную продукцию при изменении цены на 1%. Если кривая спроса имеет крутой наклон, то для достижения точки, в которой спрос увеличится на 1 %, потребуется значительное снижение цены, и наоборот, если кривая спроса пологая, можно ограничиться, лишь небольшим уменьшением цены. Изменение цены — наиболее простой механизм учета изменений спроса, издержек и положения конкурентов. Но если они выберут стратегию копирования, это снизит эффективность такой ценовой политики практически до нуля и может привести к «ценовой войне». Второй этап — выбор ценовой политики, которая четко определяет стратегию поведения предприятия на рынке — обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям объема продаж или качества товара и т.д. — и служит инструментом реализации этой стратегии. Только после определения конфигурации кривой спроса и стратегии поведения на рынке предприятие может приступить к выбору варианта ценовой политики. Третий этап — оценка спроса на товар (работы, услуги) осуществляется после выбора типа рынка, определения положения товара на нем и цели ценовой политики. Любая цена (высокая или низкая), назначенная предприятием, безусловно, отразится на уровне спроса на товар. Обычно спрос и цена находятся в такой зависимости: чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот. Однако при реализации особо престижных и эксклюзивных товаров (предметов роскоши — яхт, одежды из меха, украшений, предметов антиквариата и др.) ситуация может быть противоположной, т.е. по повышенным ценам можно продать больше товара, чем по более низким, поскольку цена служит для потребителя признаком высокого, уникального качества продукции. Отдельные различия в подходах к определению спроса обусловливаются выбранным сегментом рынка. Всегда существует верхний предел повышения цены, после которого начинается снижение спроса. На спрос влияют экономические и психологические факторы, которые предприятия должны учитывать: - потребность в товаре (при повышении привычной цены на товары повседневного спроса потребители могут временно воздержаться от покупки, ожидая понижения цены до прежнего уровня); - уровень доходов, т.е. платежеспособность, потенциальных покупателей; - отсутствие замены товару или отсутствие конкуренции на рынке. В качестве такого товара выступает хлеб: вне зависимости от цены спрос на него практически не изменяется; - изменение потребительских вкусов и привычек покупателей, например в последнее время многие потребители стали употреблять в пищу блюда японской кухни; - убежденность покупателей, что увеличение цен оправдано повышением качества товара, выпуском новомодных изделий, чему способствуют реклама и СМИ; - включение товара в систему с ранее приобретенными освоенными товарами (в частности, увеличение массы товара в упаковке); - сложность сравнения для покупателей качества различных взаимозаменяемых товаров, например, практически невозможно визуально различить по качеству разлитое в бутылки подсолнечное масло от разных производителей, если оно продается по одинаковой цене. Date: 2015-10-22; view: 730; Нарушение авторских прав |