Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономическая природа и состав издержек производства и обращения
При ведении хозяйственной деятельности предприятия торговли и общественного питания осуществляют определенные затраты, производят расходы, несут издержки. Затраты — наиболее общее понятие, которое объединяет все израсходованные денежные ресурсы на осуществление каких-либо хозяйственных операций в пределах общественной необходимости. Затраты сверх данной величины — это потери. Расходы представляют собой вложение средств в текущие операции. Согласно ст. 252 ч. II Налогового кодекса РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в отдельных случаях и убытки), осуществленные и понесенные налогоплательщиком. Причем под обоснованными расходами следует понимать экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными — затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, расходами можно признавать любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Издержки — это вложение средств в хозяйственные операции. В торговой сфере издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для продвижения товаров от производителя (поставщика) до потребителя. Другими словами, издержки обращения — это большая часть текущих расходов предприятий, которые им необходимы для осуществления своих функций, т.е. это затраты на реализацию товаров и услуг. Однако не все расходы предприятий можно отнести к издержкам обращения. Например, не учитываются: затраты и потери, возникающие в результате небрежного отношения к собственности; убытки, образующиеся из-за наличия дебиторской задолженности, не востребованной в срок; штрафы и пени, уплачиваемые вследствие невыполнения хозяйственных договоров, и прочие подобные потери. Указанные расходы необходимо взыскивать с виновных лиц. Суммы, направляемые предприятиями торговли и общественного питания на закупку товаров, продуктов, не относятся к издержкам, но включаются в расходы. Соотношение затрат, расходов и издержек показано на рис. 9.1.
Р и с. 9.1. Соотношение затрат, расходов, издержек обращения предприятия торговли Функционирование предприятий предполагает, что они производят определенные расходы — без расходов нет хозяйственной деятельности. Только производимые расходы создают предпосылки для последующего образования доходов. Большую часть расходов составляют издержки обращения, и это обстоятельство необходимо помнить при проведении классификации и определении показателей расходов. Расходы предприятий торговли классифицируют по видам затрат. Данный признак классификации расходов принято считать ключевым. По этому признаку выделяют расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (рис. 9.2)1.
Расходы предприятия торговли
Расходы, связанные с производством Внереализационные и реализацией расходы
Р и с. 9.2. Классификация расходов предприятия торговли
В соответствии со ст. 253 ч. II Налогового кодекса РФ в расходы, связанные с производством и реализацией, включаются все расходы по приобретению, доставке, хранению и реализации товаров, а также расходы на содержание, ремонт, обслуживание основных средств и иного имущества, расходы на маркетинговые исследования, расходы на обязательное и добровольное страхование и прочие расходы, связанные с реализацией. Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы. Для того чтобы учитывать расходы, анализировать и управлять ими, выделяют отдельные статьи расходов и затрат. Перечень статей затрат устанавливается предприятием самостоятельно. В материальные расходы предприятий торговли включают следующие виды расходов: - на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров или образующих их основу (например, получение товарных чеков, кассовых лент); - на приобретение материалов для обеспечения торгово-технологического процесса, для упаковки и иной предпродажной подготовки, на другие производственные и хозяйственные нужды; - на приобретение запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, инвентаря и т.п.; - на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, отопление и т.д.; - на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями (например, размещение рекламы); - связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения. К материальным расходам предприятий торговли для целей налогообложения приравниваются (ст. 254 Налогового кодекса РФ): - потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировании товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли; - технологические потери при производстве и (или) транспортировании. В соответствии с п. 2 ст. 254 Кодекса стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения, включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортирование, хранение и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей. Если стоимость возвратной тары включена в цену товарно-материальных ценностей, то из общей суммы расходов на их приобретение исключается ее стоимость по цене возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки включается в сумму расходов на приобретение товарно-материальных ценностей. Отнесение тары к возвратной или невозвратной регулируется условиями договора поставки. В расходы на оплату труда (ст. 255 ч. II НК РФ) включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, стимулирующие и компенсационные выплаты, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием работников, указанные в трудовых или коллективных договорах. Эти расходы предусматривают и обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, медицинского страхования и в Пенсионный фонд. Все отчисления на социальные нужды производятся в виде процентов от расходов на оплату труда работников. Суммы начисленной амортизации (ст. 256 ч. II НК РФ) включают амортизационные отчисления, начисленные исходя из балансовой стоимости основных средств и норм амортизационных отчислений с учетом установленных групп амортизируемого имущества и порядка расчета сумм амортизации. Прочие расходы, связанные с производством и реализацией, включают: - расходы на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных средств, в том числе расходы на ремонт арендованных основных средств (включая помещения), если это предусмотрено договором аренды. Так, расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере, не превышающем 10 % первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств; - расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, которые включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по ряду видов добровольного страхования в размере фактических затрат (средств транспорта, грузов, основных средств производственного назначения, нематериальных активов, объектов незавершенного строительства, товарно-материальных запасов, иного имущества, ответственности за причинение вреда). Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных страховых тарифов, а в том случае, если размеры этих тарифов не утверждены, — то в размере фактических затрат (ст. 263 НК РФ); - суммы части налогов и сборов, утвержденных законодательно; - расходы на сертификацию продукции и услуг; - суммы комиссионных сборов за выполнение работ третьими организациями; - расходы на оплату услуг по охране имущества; - расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности (например, установка пожарной сигнализации в магазинах); -расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию; - арендные (лизинговые) платежи; - расходы на содержание служебного автотранспорта; - расходы на командировки, включая суточные; - оплата аудиторских услуг; - расходы на публикацию бухгалтерской отчетности; - представительские расходы; - расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате, на договорной основе; - расходы на канцелярские товары, на почтовые, телефонные, телеграфные и иные подобные услуги; - расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор и распространение информации; - расходы на рекламу реализуемых товаров и услуг, товарного знака и т.п.; - расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации и управления (приобретение компьютеров); - расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями; о платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю; - расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда); - взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, и др. (ст. 264 ч. II НК РФ). В торговле нормируется ряд расходов, связанных с производством и реализацией. Так, традиционно в торговле применяется нормирование расходов вследствие естественной убыли товаров. Кроме того, нормируются представительские расходы, расходы на рекламу, а также на подготовку и переподготовку кадров на основе договоров с учебными заведениями. Как правило, действующие нормы носят предельный характер. Внереализационные расходы включают в свой состав обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией (ст. 265 ч. II НК РФ): - расходы по содержанию переданного по договору аренды имущества; - расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида; - расходы в виде отрицательной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте; - расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств; - судебные расходы и арбитражные сборы; - расходы по операциям с тарой;
- штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств; - расходы на оплату услуг банков; - другие обоснованные расходы. Кроме того, к внереализационным расходам (по действующим нормативным документам) приравниваются суммы убытков, в частности: - суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и суммы долгов, не реальных к взысканию; - потери от простоев, вызванных как внутренними, так и внешними объективными причинами; - расходы в виде недостачи материальных ценностей при отсутствии виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В подобных случаях факты отсутствия виновных должны быть документально подтверждены; - потери от стихийных бедствий, чрезвычайных и прочих подобных ситуаций. Не признаются расходами следующие виды затрат предприятия торговли: - на выплату дивидендов и прочих сумм распределяемого дохода; - штрафы, пени и проч., перечисляемые в бюджеты или взимаемые государственными органами, обладающими соответствующими полномочиями; - взнос в уставный (складочный) капитал других организаций; - налог на прибыль; - расходы по приобретению амортизируемого имущества (например, закупка автомобилей для перевозки грузов); - взносы на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение, за исключением взносов, указанных выше; - проценты, начисленные кредитору сверх сумм, принимаемых к зачету; - выплаченные суммы комиссионных, агентских и прочих подобных вознаграждений; - налоги, предъявленные покупателю; - суммы материальной помощи работникам; - имущество или имущественные права, переданные в качестве задатка или залога; - компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей; - оплата суточных сверх норм, установленных Правительством Российской Федерации. Важным моментом хозяйственной деятельности любого предприятия торговли является создание условий для признания расходов (это существенно для полноценного бухгалтерского и налогового учета). Если не признаны какие-либо расходы, может значительно увеличиться налогооблагаемая база. Расходы предприятия торговли будут признаны при одновременном выполнении следующих условий: - расход производится в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота; - сумма расхода может быть определена; - имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции сократятся экономические выгоды предприятия. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках в том отчетном периоде, в котором они были произведены независимо от времени выплаты денежных средств. Издержки обращения. Обращение товаров предполагает, что предприятия торговли осуществляют не только процессы непосредственной реализации, но и хранение, доставку, подготовку товаров к продаже. Все процессы, составляющие обращение товаров, требуют определенных расходов. Подобного рода расходы получили название издержек обращения. Издержки обращения возникают только у тех предприятий, которые осуществляют товарное обращение. Статьи издержек обращения встречаются в каждой из составных частей расходов предприятий торговли. Традиционно в состав издержек обращения предприятия торговли включают: - транспортные расходы; - расходы на оплату труда; - отчисления на социальные нужды; - расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря; - амортизацию основных средств; - расходы на ремонт основных средств (транспортные средства, оргтехника); - расходы на санитарную и специальную одежду; - расходы на водоснабжение, топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; - расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; - расходы на рекламу; - потери товаров и технологические отходы; - расходы на выплаты процентов по кредитам; - расходы на тару и прочие расходы. Соотношение отдельных видов затрат в общей сумме издержек обращения на практике называется структурой издержек обращения. Издержки обращения предприятий торговли классифицируются по ряду признаков. По участию в образовании стоимости все издержки обращения можно разделить на два вида: - чистые издержки обращения — издержки предприятий торговли, которые, являясь общественно необходимыми, по своей сути непроизводительные. Существование чистых издержек обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребителя производится путем купли-продажи и смены формы стоимости. К чистым издержкам предприятий торговли относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.п.; - дополнительные издержки обращения — это те затраты предприятий торговли, которые вызваны продолжением процессов производства в сфере обращения и являются производительными (т.е. добавляют часть к стоимости товара). К дополнительным издержкам обращения относят расходы на транспортирование, хранение товаров, ихдоработку, фасовку, упаковкуит.п. В отличие от дополнительных чистые издержки обращения не увеличивают стоимости товаров и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в отраслях материального производства (включая производственные процессы в торговле). На предприятиях торговли издержки обращения не подразделяются на чистые и дополнительные и соответственно не ведется их раздельный учет. Отечественная и зарубежная практика показывает, что существует тенденция постепенного уменьшения доли дополнительных и возрастания доли чистых издержек в общей их сумме. Это связано с тем, что при насыщенном рынке важнейшими факторами успеха предприятий торговли становятся технология и культура обслуживания покупателей. Более быстрыми темпами возрастания расходов характеризуются усовершенствованные процессы обслуживания (например, транспортные расходы), т.е. возрастает доля именно чистых издержек в общей их сумме. По подотраслям деятельности выделяют: издержки обращения розничных предприятий торговли, оптовых предприятий торговли, предприятий общественного питания. Классификация издержек по подотраслям деятельности обусловлена, прежде всего, особенностями торгово-технологических процессов в различных предприятиях торговли. Специфика хозяйственной деятельности в каждом конкретном случае в значительной мере определяет уровень издержек обращения: наиболее высокий уровень отмечается на предприятиях общественного питания; самый низкий — на предприятиях оптовой торговли. Различия торговой технологии детерминируют различия в составе и структуре расходов предприятий различных подотраслей деятельности. Например, в издержки предприятий общественного питания включаются издержки, связанные не только с обращением, но и с производством. Кроме того, различия в составе и структуре расходов предприятий разных подотраслей в существенной степени обусловливают разницу в подходах к ценообразованию. В издержках обращения не учитываются транспортные затраты поставщиков (в соответствии с договорами поставки); затраты на производство в подразделениях неторговой деятельности (выпуск упаковки, тары), находящихся на балансе предприятий торговли (подобного рода расходы являются издержками производства). По выполняемым задачам все издержки обращения подразделяют на два вида: - операционные — те издержки предприятий торговли, которые связаны с осуществлением основной деятельности, т.е. непосредственным продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения. К операционным издержкам относятся транспортные расходы; заработная плата персонала; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, инвентаря; расходы на текущий ремонт; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и т. п.; - административно-управленческие — те издержки предприятий торговли, которые связаны с деятельностью аппарата управления. Они обусловлены организацией хозяйственной деятельности конкретных предприятий. К ним относят расходы по заработной плате управленческих работников, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, расходы на командировки и др. По способу распределения по товарным группам (или по способу калькуляции) выделяют издержки: - прямые - те издержки предприятий торговли, которые на основании имеющихся документов могут быть отнесены к определенной товарной группе без дополнительных расчетов. В настоящее время в хозяйственной практике (в соответствии с нормативными документами) прямыми признаются транспортные расходы (расходы по доставке), если такая доставка не включается в цену приобретения товаров. Все остальные расходы признаются косвенными; - косвенные — те издержки предприятий торговли, которые на основании Имеющихся документов невозможно отнести к определенной товарной группе, поэтому их распределяют между товарными группами после проведения предварительных расчетов. По степени зависимости от изменений объема товарооборота (или по степени эластичности к товарообороту) издержки обращения подразделяют на два вида: - условно-переменные — те издержки предприятий торговли, абсолютная сумма которых изменяется с изменением объемов товарооборота. Например, к таким издержкам можно отнести транспортные расходы, расходы по оплате труда, расходы по хранению и подготовке товаров к продаже, потери товаров, проценты за пользование кредитом. Различные виды условно-переменных издержек предприятий торговли при изменении товарооборота меняются в разной степени. В зависимости от интенсивности, темпа происходящих изменений их подразделяют на следующие группы: пропорционально переменные, прогрессивно- и дегрессивно-переменные издержки. Темп изменения отдельных статей условно-переменных издержек равен, выше или ниже темпа изменений товарооборота. При проведении простых экономических расчетов традиционно предполагают, что все условно-переменные издержки предприятий торговли пропорционально переменные; - условно-постоянные — те издержки предприятий торговли, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объемов товарооборота. К ним относят расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений, инвентаря; износ спецодежды; расходы на рекламу. Условно-постоянные издержки также не являются однородными: можно выделить абсолютно постоянные издержки (например, арендная плата) и собственно условно-постоянные издержки (например, износ спецодежды). Кроме того, условно-постоянные издержки можно подразделить на стартовые условно-постоянные издержки, которые возникают при начале реализации товаров (расходы на электроэнергию, на содержание помещений и т.п.), и остаточные, которые продолжают нести предприятия торговли при приостановке основной деятельности (арендная плата, коммунальные платежи и т.п.). При этом условно-постоянные издержки постоянны сравнительно короткий промежуток времени; за длительный период все виды условно-постоянных издержек изменяются. Деление издержек на переменные и постоянные носит условный характер, так как учитывает влияние только одного фактора — изменение объема товарооборота. В практической деятельности на уровень издержек обращения предприятий торговли одновременно оказывает влияние множество факторов (в том числе временной), поэтому характер изменения издержек зависит от конкретной ситуации, вследствие чего они и называются условно-переменными и условно-постоянными. В экономической литературе часто выделяют явные и неявные издержки обращения. Явные (бухгалтерские) издержки связаны с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете и относятся, согласно законодательству, на расходы по реализации продукции. Неявные издержки связаны с использованием ресурсов, принадлежащих предприятию. К ним можно отнести платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей — аренда торговой площади или торговля на собственной площади). При классификации издержек иногда используются (хотя и значительно реже) и другие признаки: - по составу выделяют простые и сложные (или комплексные) статьи издержек; - по степени зависимости от хозяйственной деятельности выделяют статьи, зависящие и не зависящие от хозяйственной деятельности торговых предприятий (не путать с явными и неявными (альтернативными) издержками); - по характеру получаемых результатов все издержки предприятий торговли подразделяются на производительные и непроизводительные; - с точки зрения управленческих решений издержки обращения иногда классифицируют на приростные, вмененные и т.д. На уровень затрат предприятий торговли влияет множество факторов, что позволяет им наметить направления экономии издержек обращения. Date: 2015-10-22; view: 493; Нарушение авторских прав |