Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая природа и состав издержек производства и обращения





При ведении хозяйственной деятельности пред­приятия торговли и общественного питания осуществляют оп­ределенные затраты, производят расходы, несут издержки.

Затраты — наиболее общее понятие, которое объединяет все израсходованные денежные ресурсы на осуществление ка­ких-либо хозяйственных операций в пределах общественной необходимости. Затраты сверх данной величины — это потери.

Расходы представляют собой вложение средств в текущие операции. Согласно ст. 252 ч. II Налогового кодекса РФ, рас­ходами признаются обоснованные и документально под­твержденные затраты (в отдельных случаях и убытки), осу­ществленные и понесенные налогоплательщиком. Причем под обоснованными расходами следует понимать экономи­чески оправданные затраты, оценка которых выражена в де­нежной форме, а под документально подтвержденными — за­траты, подтвержденные документами, оформленными в соот­ветствии с действующим законодательством. Кроме того, расходами можно признавать любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направ­ленной на получение дохода.

Издержки — это вложение средств в хозяйственные опера­ции. В торговой сфере издержками обращения называются вы­раженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для продвижения товаров от произ­водителя (поставщика) до потребителя. Другими словами, издержки обращения — это большая часть текущих расходов предприятий, которые им необходимы для осуществления своих функций, т.е. это затраты на реализацию товаров и услуг.

Однако не все расходы предприятий можно отнести к из­держкам обращения. Например, не учитываются: затраты и потери, возникающие в результате небрежного отношения к собственности; убытки, образующиеся из-за наличия дебитор­ской задолженности, не востребованной в срок; штрафы и пе­ни, уплачиваемые вследствие невыполнения хозяйственных договоров, и прочие подобные потери. Указанные расходы не­обходимо взыскивать с виновных лиц.

Суммы, направляемые предприятиями торговли и общест­венного питания на закупку товаров, продуктов, не относятся к издержкам, но включаются в расходы.

Соотношение затрат, расходов и издержек показано на рис. 9.1.

Затраты предприятия торговли
  Расходы предприятия торговли
  Издержки обращения предприятия торговли

Р и с. 9.1. Соотношение затрат, расходов, издержек обращения предприятия торговли

Функционирование предприятий предполагает, что они производят определенные расходы — без расходов нет хозяйст­венной деятельности. Только производимые расходы создают предпосылки для последующего образования доходов. Большую часть расходов составляют издержки обращения, и это обстоятельство необходимо помнить при проведении клас­сификации и определении показателей расходов.

Расходы предприятий торговли классифицируют по видам затрат. Данный признак классификации расходов принято считать ключевым. По этому признаку выделяют расходы,

связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (рис. 9.2)1.

 

 

Расходы предприятия торговли

 

Расходы, связанные с производством Внереализационные

и реализацией расходы

 

   
Материальные расходы Расходы на оплату труда Суммы начислен­ной амортизации Прочие расходы
         

Р и с. 9.2. Классификация расходов предприятия торговли

 

В соответствии со ст. 253 ч. II Налогового кодекса РФ в рас­ходы, связанные с производством и реализацией, включаются все расходы по приобретению, доставке, хранению и реализа­ции товаров, а также расходы на содержание, ремонт, обслужи­вание основных средств и иного имущества, расходы на марке­тинговые исследования, расходы на обязательное и доброволь­ное страхование и прочие расходы, связанные с реализацией.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразде­ляются на: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.

Для того чтобы учитывать расходы, анализировать и управ­лять ими, выделяют отдельные статьи расходов и затрат. Пере­чень статей затрат устанавливается предприятием самостоя­тельно.

В материальные расходы предприятий торговли включают следующие виды расходов:

- на приобретение сырья и материалов, используемых в произ­водстве товаров или образующих их основу (например, получе­ние товарных чеков, кассовых лент);

- на приобретение материалов для обеспечения торгово-технологического процесса, для упаковки и иной предпродажной под­готовки, на другие производственные и хозяйственные нужды;


- на приобретение запасных частей и расходных материалов, ис­пользуемых для ремонта оборудования, инвентаря и т.п.;

- на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расхо­дуемых на технологические цели, отопление и т.д.;

- на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями (например, разме­щение рекламы);

- связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природо­охранного назначения.

К материальным расходам предприятий торговли для целей налогообложения приравниваются (ст. 254 Налогового кодек­са РФ):

- потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспорти­ровании товарно-материальных ценностей в пределах норм ес­тественной убыли; - технологические потери при производстве и (или) транспорти­ровании.

В соответствии с п. 2 ст. 254 Кодекса стоимость товарно-ма­териальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения, включая комис­сионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим ор­ганизациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортирование, хранение и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей. Если стои­мость возвратной тары включена в цену товарно-материаль­ных ценностей, то из общей суммы расходов на их приобрете­ние исключается ее стоимость по цене возможного исполь­зования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки включается в сумму расходов на приобретение товар­но-материальных ценностей. Отнесение тары к возвратной или невозвратной регулируется условиями договора поставки.

В расходы на оплату труда (ст. 255 ч. II НК РФ) включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, стимулирующие и компенсационные выплаты, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расхо­ды, связанные с содержанием работников, указанные в трудо­вых или коллективных договорах. Эти расходы предусматрива­ют и обязательные отчисления по установленным законо­дательством нормам органам государственного социального

страхования, медицинского страхования и в Пенсионный фонд. Все отчисления на социальные нужды производятся в виде процентов от расходов на оплату труда работников.

Суммы начисленной амортизации (ст. 256 ч. II НК РФ) вклю­чают амортизационные отчисления, начисленные исходя из балансовой стоимости основных средств и норм амортизаци­онных отчислений с учетом установленных групп амортизи­руемого имущества и порядка расчета сумм амортизации.

Прочие расходы, связанные с производством и реализацией, включают:

- расходы на проведение всех видов ремонтов (текущих, сред­них, капитальных) основных средств, в том числе расходы на ремонт арендованных основных средств (включая помеще­ния), если это предусмотрено договором аренды. Так, расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие рас­ходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере, не пре­вышающем 10 % первоначальной (восстановительной) стои­мости амортизируемых основных средств;

- расходы на обязательное и добровольное страхование имущест­ва, которые включают страховые взносы по всем видам обяза­тельного страхования, а также по ряду видов добровольного страхования в размере фактических затрат (средств транспорта, грузов, основных средств производственного назначения, нематериальных активов, объектов незавершенного строительст­ва, товарно-материальных запасов, иного имущества, ответст­венности за причинение вреда). Расходы по обязательным ви­дам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных страховых тарифов, а в том случае, если размеры этих тарифов не утверждены, — то в размере фактиче­ских затрат (ст. 263 НК РФ);


- суммы части налогов и сборов, утвержденных законодательно;

- расходы на сертификацию продукции и услуг;

- суммы комиссионных сборов за выполнение работ третьими организациями;

- расходы на оплату услуг по охране имущества;

- расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности (например, установка пожарной сигнализации в магазинах);

-расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию;

- арендные (лизинговые) платежи;

- расходы на содержание служебного автотранспорта;

- расходы на командировки, включая суточные;

- оплата аудиторских услуг;

- расходы на публикацию бухгалтерской отчетности;

- представительские расходы;

- расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате, на договорной основе;

- расходы на канцелярские товары, на почтовые, телефонные, телеграфные и иные подобные услуги;

- расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор и рас­пространение информации;

- расходы на рекламу реализуемых товаров и услуг, товарного знака и т.п.;

- расходы некапитального характера, связанные с совершенст­вованием технологии, организации и управления (приобрете­ние компьютеров);

- расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказыва­емые сторонними организациями; о платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и зем­лю;

- расходы по договорам гражданско-правового характера (вклю­чая договоры подряда);

- взносы по обязательному социальному страхованию от несча­стных случаев, производимые в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации, и др. (ст. 264 ч. II НК РФ).

В торговле нормируется ряд расходов, связанных с произ­водством и реализацией. Так, традиционно в торговле применя­ется нормирование расходов вследствие естественной убыли то­варов. Кроме того, нормируются представительские расходы, расходы на рекламу, а также на подготовку и переподготовку кадров на основе договоров с учебными заведениями. Как пра­вило, действующие нормы носят предельный характер.

Внереализационные расходы включают в свой состав обосно­ванные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией (ст. 265 ч. II НК РФ):

- расходы по содержанию переданного по договору аренды иму­щества;


- расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида;

- расходы в виде отрицательной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стои­мость которых выражена в иностранной валюте;

- расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основ­ных средств;

- судебные расходы и арбитражные сборы;

- расходы по операциям с тарой;

 

- штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств;

- расходы на оплату услуг банков;

- другие обоснованные расходы.

Кроме того, к внереализационным расходам (по действу­ющим нормативным документам) приравниваются суммы убытков, в частности:

- суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком иско­вой давности и суммы долгов, не реальных к взысканию;

- потери от простоев, вызванных как внутренними, так и внешними объективными причинами;

- расходы в виде недостачи материальных ценностей при отсут­ствии виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В подобных случаях факты отсутст­вия виновных должны быть документально подтверждены;

- потери от стихийных бедствий, чрезвычайных и прочих подоб­ных ситуаций.

Не признаются расходами следующие виды затрат пред­приятия торговли:

- на выплату дивидендов и прочих сумм распределяемого до­хода;

- штрафы, пени и проч., перечисляемые в бюджеты или взимае­мые государственными органами, обладающими соответст­вующими полномочиями;

- взнос в уставный (складочный) капитал других организаций;

- налог на прибыль;

- расходы по приобретению амортизируемого имущества (на­пример, закупка автомобилей для перевозки грузов);

- взносы на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение, за исключением взносов, указанных выше;

- проценты, начисленные кредитору сверх сумм, принимаемых к зачету;

- выплаченные суммы комиссионных, агентских и прочих по­добных вознаграждений;

- налоги, предъявленные покупателю;

- суммы материальной помощи работникам;

- имущество или имущественные права, переданные в качестве задатка или залога;

- компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;

- оплата суточных сверх норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Важным моментом хозяйственной деятельности любого предприятия торговли является создание условий для призна­ния расходов (это существенно для полноценного бухгалтер­ского и налогового учета). Если не признаны какие-либо рас­ходы, может значительно увеличиться налогооблагаемая база.

Расходы предприятия торговли будут признаны при одно­временном выполнении следующих условий:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательных и нормативных актов, обы­чаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной опера­ции сократятся экономические выгоды предприятия.

Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках в том отчетном периоде, в котором они были произведены независи­мо от времени выплаты денежных средств.

Издержки обращения. Обращение товаров предполагает, что предприятия торговли осуществляют не только процессы не­посредственной реализации, но и хранение, доставку, подго­товку товаров к продаже. Все процессы, составляющие обращение товаров, требуют определенных расходов. Подобного рода расходы получили название издержек обращения.

Издержки обращения возникают только у тех предприятий, которые осуществляют товарное обращение. Статьи издержек обращения встречаются в каждой из составных частей расхо­дов предприятий торговли. Традиционно в состав издержек обращения предприятия торговли включают:

- транспортные расходы;

- расходы на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помеще­ний, оборудования, инвентаря;

- амортизацию основных средств;

- расходы на ремонт основных средств (транспортные средства, оргтехника);

- расходы на санитарную и специальную одежду;

- расходы на водоснабжение, топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

- расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; - расходы на рекламу;

- потери товаров и технологические отходы;

- расходы на выплаты процентов по кредитам;

- расходы на тару и прочие расходы.

Соотношение отдельных видов затрат в общей сумме издержек обращения на практике называется структурой издер­жек обращения.

Издержки обращения предприятий торговли классифици­руются по ряду признаков.

По участию в образовании стоимости все издержки обраще­ния можно разделить на два вида:

- чистые издержки обращения — издержки предприятий торгов­ли, которые, являясь общественно необходимыми, по своей сути непроизводительные. Существование чистых издержек обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребите­ля производится путем купли-продажи и смены формы стоимости. К чистым издержкам предприятий торговли относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотом, ведени­ем кассовых и бухгалтерских операций и т.п.;

- дополнительные издержки обращения — это те затраты пред­приятий торговли, которые вызваны продолжением процессов производства в сфере обращения и являются производительны­ми (т.е. добавляют часть к стоимости товара). К дополнитель­ным издержкам обращения относят расходы на транспортиро­вание, хранение товаров, ихдоработку, фасовку, упаковкуит.п.

В отличие от дополнительных чистые издержки обращения не увеличивают стоимости товаров и возмещаются за счет чис­того дохода, созданного в отраслях материального производст­ва (включая производственные процессы в торговле).

На предприятиях торговли издержки обращения не подраз­деляются на чистые и дополнительные и соответственно не ве­дется их раздельный учет. Отечественная и зарубежная практи­ка показывает, что существует тенденция постепенного умень­шения доли дополнительных и возрастания доли чистых издержек в общей их сумме. Это связано с тем, что при насы­щенном рынке важнейшими факторами успеха предприятий торговли становятся технология и культура обслуживания покупателей. Более быстрыми темпами возрастания расходов ха­рактеризуются усовершенствованные процессы обслуживания (например, транспортные расходы), т.е. возрастает доля имен­но чистых издержек в общей их сумме.

По подотраслям деятельности выделяют: издержки обра­щения розничных предприятий торговли, оптовых предпри­ятий торговли, предприятий общественного питания.

Классификация издержек по подотраслям деятельности обусловлена, прежде всего, особенностями торгово-технологи­ческих процессов в различных предприятиях торговли. Специ­фика хозяйственной деятельности в каждом конкретном слу­чае в значительной мере определяет уровень издержек обраще­ния: наиболее высокий уровень отмечается на предприятиях общественного питания; самый низкий — на предприятиях оп­товой торговли. Различия торговой технологии детерминиру­ют различия в составе и структуре расходов предприятий раз­личных подотраслей деятельности. Например, в издержки предприятий общественного питания включаются издержки, связанные не только с обращением, но и с производством.

Кроме того, различия в составе и структуре расходов пред­приятий разных подотраслей в существенной степени обус­ловливают разницу в подходах к ценообразованию.

В издержках обращения не учитываются транспортные за­траты поставщиков (в соответствии с договорами поставки); затраты на производство в подразделениях неторговой дея­тельности (выпуск упаковки, тары), находящихся на балансе предприятий торговли (подобного рода расходы являются из­держками производства).

По выполняемым задачам все издержки обращения подраз­деляют на два вида:

- операционные — те издержки предприятий торговли, которые связаны с осуществлением основной деятельности, т.е. непо­средственным продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения. К операционным издержкам относятся транспортные расходы; заработная плата персонала; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, инвентаря; рас­ходы на текущий ремонт; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и т. п.;

- административно-управленческие — те издержки предпри­ятий торговли, которые связаны с деятельностью аппарата управления. Они обусловлены организацией хозяйственной деятельности конкретных предприятий. К ним относят рас­ходы по заработной плате управленческих работников, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, расходы на ко­мандировки и др.

По способу распределения по товарным группам (или по спо­собу калькуляции) выделяют издержки:

- прямые - те издержки предприятий торговли, которые на ос­новании имеющихся документов могут быть отнесены к опре­деленной товарной группе без дополнительных расчетов. В на­стоящее время в хозяйственной практике (в соответствии с нормативными документами) прямыми признаются транс­портные расходы (расходы по доставке), если такая доставка не включается в цену приобретения товаров. Все остальные рас­ходы признаются косвенными;

- косвенные — те издержки предприятий торговли, которые на основании Имеющихся документов невозможно отнести к оп­ределенной товарной группе, поэтому их распределяют между

товарными группами после проведения предварительных рас­четов.

По степени зависимости от изменений объема товарооборо­та (или по степени эластичности к товарообороту) издержки обращения подразделяют на два вида:

- условно-переменные — те издержки предприятий торговли, абсолютная сумма которых изменяется с изменением объемов товарооборота. Например, к таким издержкам можно отнести транспортные расходы, расходы по оплате труда, расходы по хранению и подготовке товаров к продаже, потери товаров, проценты за пользование кредитом. Различные виды услов­но-переменных издержек предприятий торговли при измене­нии товарооборота меняются в разной степени. В зависимости от интенсивности, темпа происходящих изменений их подраз­деляют на следующие группы: пропорционально переменные, прогрессивно- и дегрессивно-переменные издержки. Темп из­менения отдельных статей условно-переменных издержек ра­вен, выше или ниже темпа изменений товарооборота. При проведении простых экономических расчетов традиционно предполагают, что все условно-переменные издержки пред­приятий торговли пропорционально переменные;

- условно-постоянные — те издержки предприятий торговли, абсолютная сумма которых остается постоянной при измене­нии объемов товарооборота. К ним относят расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений, инвен­таря; износ спецодежды; расходы на рекламу. Условно-посто­янные издержки также не являются однородными: можно вы­делить абсолютно постоянные издержки (например, арендная плата) и собственно условно-постоянные издержки (напри­мер, износ спецодежды). Кроме того, условно-постоянные из­держки можно подразделить на стартовые условно-постоянные издержки, которые возникают при начале реализации то­варов (расходы на электроэнергию, на содержание помещений и т.п.), и остаточные, которые продолжают нести предприятия торговли при приостановке основной деятельности (арендная плата, коммунальные платежи и т.п.). При этом условно-по­стоянные издержки постоянны сравнительно короткий про­межуток времени; за длительный период все виды условно-постоянных издержек изменяются.

Деление издержек на переменные и постоянные носит ус­ловный характер, так как учитывает влияние только одного фактора — изменение объема товарооборота. В практической деятельности на уровень издержек обращения предприятий торговли одновременно оказывает влияние множество факто­ров (в том числе временной), поэтому характер изменения из­держек зависит от конкретной ситуации, вследствие чего они и называются условно-переменными и условно-постоянными.

В экономической литературе часто выделяют явные и неяв­ные издержки обращения.

Явные (бухгалтерские) издержки связаны с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ресур­сов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете и относятся, согласно законодательству, на расходы по реализа­ции продукции.

Неявные издержки связаны с использованием ресурсов, принадлежащих предприятию. К ним можно отнести платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов (издержки упу­щенных возможностей — аренда торговой площади или тор­говля на собственной площади).

При классификации издержек иногда используются (хотя и значительно реже) и другие признаки:

- по составу выделяют простые и сложные (или комплексные) статьи издержек;

- по степени зависимости от хозяйственной деятельности выде­ляют статьи, зависящие и не зависящие от хозяйственной дея­тельности торговых предприятий (не путать с явными и неяв­ными (альтернативными) издержками);

- по характеру получаемых результатов все издержки предпри­ятий торговли подразделяются на производительные и непроизводительные;

- с точки зрения управленческих решений издержки обращения иногда классифицируют на приростные, вмененные и т.д.

На уровень затрат предприятий торговли влияет множество факторов, что позволяет им наметить направления экономии издержек обращения.







Date: 2015-10-22; view: 493; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию